Скользящие тени меж зелёного бамбука (13 писем другу из Пекина) - 6



    Письмо 12.

    Кто познал своё сердце, тот исчерпал свою природу - и Небо.
    Мэн Цзы, современник Конфуция

    Так в чём же заключена тайна (если она есть, конечно) этих людей, живущих далеко на Востоке ? Где проходит та демаркационная линия между Западом и Востоком, что принципиально отделяет их друг от друга? Нет, конечно, человек, живущий на яхте Абрамовича, отличается от человека, живущего в русской деревне, как баба в резиновых сапогах и зипуне от ухоженной женщины в мини-бикини на палубе той же яхты. Ну, мы же не об этих отличиях говорим? Тот же китаец, живущий в обычном сихэюане, заставленным велосипедами, и в усадьбе среди прудов c беседками будет отличаться один от другого. Но он же не перестанет быть китайцем от этого? Я не претендую на серьёзные обобщения. Пусть их делают другие. Да, и за две недели пребывания в столице Поднебесной их вряд ли возможно сделать. Но о ряде принципиальных отличий между "ими и нами" я тебе расскажу.

    Глаз там не отдыхает. Я уже писал тебе, что "несуразица" и необычность просто выпирают, на что бы ты не посмотрел...

    Так, некоторые "картинки" вызывают просто откровенный хохот. Например, на остановках автобусов дежурят служительницы в фирменных безрукавках и с красными флагами в руках. Знаешь, что они делают на остановках? Они машут этими флагами автобусам (вполне современным, кстати), чтобы они проезжали мимо остановки, если там нет пассажиров на этот маршрут или останавливались на них. Но самое поразительное, что этих служительниц ДВОЕ и я сам наблюдал, как одна машет флагом, мол, проезжай и не останавливайся, а другая, в это же самое время, машет флагом, мол, остановись и забери ожидающих пассажиров. И что делать водителю? Кого слушаться? А сам он не видит никого на остановке? Вообщем, полный маразм с нашей точки зрения...

    О военных в кроссовках и о замене плитки на дороге я уже тебе писал, а вот тебе ещё одна "зарисовка" с натуры. Когда я гулял по хутунам за Колокольной башней, я наткнулся на такую картину. Прямо посередине пешеходной части стоял стул, на котором сидел мужик в белом фартуке до пят, а его подстригал парикмахер в белом халате...

    Как будто для усиления впечатления от этой картины (согласись, у нас такое не увидишь никогда), эту парочку безмятежно обходили прохожие, а буквально в метре от стула красовались двери туалета с голубыми дощечками с надписями по-английски "Men" и "Women", соответствующими иероглифами и продублированные символами мужчины и женщины. Стрижка на улице рядом с туалетом это, как у нас около дома, 500-ый Мерседес стоит рядом с помойкой и никого это не смущает! Недаром, Аристотель говорил, что "если бы глаз мог видеть, он был бы животным" ! Вообще говоря, необычно для глаза всё. Например, они вдоль этих узких хутунов сушат бельё на растянутых веревках, а рядом стоит китаец с этюдником и паркуются машины. Между машинами снуют бесконечные велосипедисты, причём, каждый второй велосипед с тележкой, на которой перевозят всё, что угодно: от горы белокочанной капусты до мусора. Из некоторых глухих стен домов хутунов сделаны маленькие продуктовые лавки и можно видеть такую "картину": у лавки никого, продавщица сидит на улице на стуле и курит (китайцы много курят), а на проезжей части женщина разгружает тележку велосипеда с ящиками репчатого лука и они о чём-то разговаривают.

    А как женщины чистят этих бесчисленных львов, сидящих на постаментах? Одна моет лапы, а другая сидит у него на спине (!) и чистит завитки гривы ! И опять их двое ! Вот, что значит 1,5 млрд. населения. Ничего по одному не делают!

    Правда, благодушие китайцев - это миф! Обуют тебя или сдерут денег, как с лаовая, по полной программе! Например, мне понадобился рожок для надевания обуви (подпяточник). Я зашел в спортивный обувной магазин, где коробки с Адидас лежали до потолка и спросил про этот рожок. А надо тебе сказать, что оригинальный Адидас продается с этими рожками по умолчанию, т.е. в коробках вместе с кроссовками лежат и эти пластиковые рожки. Но это оригинальные Адидас, про китайские поделки я ничего не знал и просто спросил продавца о рожке. Так вот, продавец перевернул пять коробок, нашёл этот рожок и объявил цену на него: 30 юаней ! Я выпучил глаза: дал ему 10 юаней и на этом мы расстались...

    Много написано о движении транспорта в Пекине. Но этот "хаос" можно ощутить только на месте. Самое интересное, что у них многое ещё хуже, чем у нас (хоть что-то хуже !): взять те же перекрёстки! Все они оборудованы светофорами, но перейти их по правилам дорожного движения невозможно! В самом деле, например, ты дождался "зелёного" (китайцы идут как попало и никакого светофора не ждут) и дошёл до середины проезжей части, а дальше ты надолго застреваешь там, потому что, хоть для тебя и горит "зелёный", но встречные машины, поворачивающие направо и не думают тебя пропускать! Тебя просто нет! А потом загорается "зелёный" для основного потока и тут "отрываются" орды велосипедистов, которые по диагонали едут налево, как будто, так и нужно.

    Количество же велосипедов и скутеров просто поражает. Китайцы не только едут на них со всех сторон. Все стены хутунов заставлены велосипедами, торговая улица, идущая от Барабанной башни до большой автомагистрали, например, в два ряда заставлена велосипедами и скутерами, имеющими свой официальный паркинг, так что между ними и места-то не остаётся, а толпа прохожих их спокойно обходит, как будто не замечая.

    А если на перекрёстке стоит регулировщик со свистком, то его функция заключается в создании оглушительной трели на этом свистке, потому что, по моему наблюдению, его никто и не думает слушать: свистит себе в удовольствие, а люди двигаются сами по себе...

    А Пекинское метро ? Нужно изрядно затратить времени, чтобы привыкнуть к мелочам, которые и составляют суть твоей поездки.

    Например, в Пекине вход на станцию метро обозначен квадратным столбом или табличкой, на которой стоит подсвеченный синий знак с буквой "D". На этом же столбе или на входе на станцию указано время первого и последнего поезда. Перед тем как попасть на платформу через турникеты ты должен пройти проверку безопасности. Если ты несёшь с собой какие-то вещи в сумках или пакетах, то их нужно пропустить через сканер. Как в аэропорту, ей Богу ! Далее, чтобы пройти турникеты, тебе необходимо приобрести билет или воспользоваться проездным. А вот после начинается самое интересное. Дело в том, что на указателях направлений движения указаны только конечные станции линии метро. Поэтому ты лихорадочно ищешь по-английски (иероглифы тебе вряд ли помогут) название нужной тебе станции (на карте или табло) и ориентируешься по стрелкам в направлении движения. Но хуже всего дела обстоят со 2-ой линией - это кольцевая линия и у нее нет конечных станций. В этом случае ты находишь на карте метро следующую станцию от текущей в направлении движения.

    В пекинском метро заходят и выходят в вагон одновременно. Заходят с боков, а выходят по центру. На полу есть соответствующие стрелки.

    В вагонах метро, по мере движения, объявления делаются как на китайском, так и на английском языках. Есть информационные мониторы и табло. В новых вагонах прямо над дверью есть светящаяся схема линии, на которой показывается пройденный путь поезда. На самих станциях пекинского метро стали появляться (как в Шанхае) большие LCD-мониторы с информацией об оставшемся времени до ближайшего поезда и следующего за ним.

    Турникеты также оборудованы сканерами. Прикладываешь билет, турникет открывается, и ты проходишь на платформу. А вот билет выкидывать нельзя - он понадобится на выходе. После поездки ты идёшь к турникету и вставляешь билет в специальную щель. Турникет проглотит билет и выпустит тебя с платформы. Проходишь только через те турникеты, которые обозначены зелеными стрелками. Кстати, одноразовые билеты действительны только на день покупки. С детьми там обходятся по росту, а не по возрасту: билет позволяет провезти одного ребенка ростом меньше 1,1 м бесплатно. Маленьким детям (ростом меньше 1,1 м) не разрешено проходить в метро одним.

    И последнее, в пекинском метро принята одинаковая оплата проезда - по два юаня независимо от расстояния. Исключение составляет линия на аэропорт: Airport Express, там оплата составляет 25 юаней. Что бы пройти через турникеты надо купить билет на одну поездку или завести проездной билет. Вот такое метро. Впрочем, я передвигался по городу, в основном, на такси. Ещё опишу тебе пару "аспектов" жизни в столице Поднебесной. Много написано о том, что китайцы любят на свежем воздухе заниматься У-шу или схожими упражнениями (в основном, это оздоровительные упражнения).

    Нет, написано всё правильно, но сопровождает это столько "необычностей", что не перестаёшь удивляться.

    Например, чтобы не опоздать к 8-и часовому завтраку, я каждый день вставал в 6 утра и выходил наружу Института. Два места были подходящими для утренней часовой зарядки и пробежки: длинный бульвар, до которого нужно было идти 5 минут пешком и большой парк в 2-х остановках на автобусе. Я предпочитал бегать на бульвар: просто там было тише, чем в парке и к тому же бесплатно. Да-да, в такую рань коммунистический Китай собирал входную плату (3 юаня) в парк ! В кассах сидели тётки, котроллёры стояли у входа в парк - всё было с самого утра. А вот в самом парке между деревьями группы из 10-30 человек под руководством инструкторов занимались теми самыми упражнениями: махали руками и на выдохе что-то выкрикивали, чем создавали невообразимый шум. Так что мне, в своём гордом одиночестве, там нечего было делать.

    А вот на бульваре такого не было, зато было другое. Представь себе наш парк, сквер или бульвар а 7 часов утра. В лучшем случае, ты встретишь одиноких "собачников", (в Пекине они тоже есть, но все собаки малорослые и не породистые, что их резко отличает от наших собак), а в Пекине там кого только не встретишь ! Для этого города, что 07 часов, что 14 часов - особой роли не играет. В 7 утра десятки прохожих спешат на работу, столько же разводят руками и делают какие-то упражнения, те, кто помоложе, играют в бадминтон (правда без сетки) или подбрасывают ногой специальный волан (китайский футбол). Между ними ездят рабочие на велосипедах с тележками, наполненными опавшей листвой и убирают территорию, а посередине бульвара работает шикарный туалет.

    Но и это ещё не всё. Дело в том, что все кустарники на бульваре были подстрижены, не было ни одного см голой земли (всё засажено подстриженной травой или убрано плиткой) и главным деревом на бульваре, да ещё с табличками (как в ботаническом саду) является не что-нибудь там, а Гинкго Билоба! Я писал тебе уже, что у нас это одно из лучших растительных лекарств (напомню биологическое действие таблеток из листьев Гинкго Билобы: антиоксидантное (очень модное, в последнее время, направление. Недаром, так популярен зелёный чай, содержащий т.н биофлавоноиды - одни из лучших антиоксиданов) улучшающее микроциркуляцию в головном мозге и других органах, ингибирующее фактор агрегации тромбоцитов и др.), а в Пекине - декоративное дерево, которым засажен весь бульвар!

    Есть ещё кое-что в Пекине, что его существенно отличает от любой другой столицы мира; это т.н. чайные церемонии и утка по-пекински.

    Что касается чая, то необходимо оговорить, что мы, в основном, знаем и пользуемся индийскими и цейлонскими сортами, а опробование чая при покупке у нас вообще не принято. Там абсолютно всё по-другому. Во-первых, сорта чая только китайские (что и не удивительно!), да они и на порядок лучше того, что продаётся у нас. Во-вторых, помимо зелёных и черных (красных) чаёв, которых великое множество и все с "поэтическими" названиями, китайцы любят т.н. улуны, что уж совсем непривычно для русских. По крайней мере, я с подобным чаем столкнулся впервые. Название чая улун происходит от географического названия - реки Улунцзян ("река черного дракона"), протекающей в провинции Фуцзянь, где и производится основная часть чаев улун. По технологии производства чаи улун относят к полуферментированным чаям с разной степенью ферментации. То есть, они занимают положение между зелеными и красными (в повседневном понимании черными) чаями.

    Чаи улуны можно купить материковые (провинции Фуцзянь) или тайваньские. Лучшими среди материковых улунов считается чай улун Да Хун Пао (кстати, в 1998 года на праздновании утесных улунов с гор У-и 20 граммов чая Да Хун Пао с материнского куста, которых всего то восемь, были проданы с аукциона за 19 400 долларов США) или Тегуаньинь из уезда Аньси. Тайваньские Улуны, берут свои корни в горах У-и, откуда в 1810 году несколько саженцев были перевезены на Тайвань. Тайваньские улуны всегда дороже. Я думаю и потому, что лучше и потому, что привозные.

    Из тайваньских Улунов наиболее известным и популярным является чай Дунфан Мэйжень, или "восточная красавица". Возможно, потому, что по своим вкусовым качествам этот чай очень похож на красные.

    Красные (чёрные) чаи тоже необычны, потому что, во-первых, они имеют своё название - Пуэр, во-вторых, это всегда прессованные чаи в лепешки разной формы и, в-третьих, разные культуры бактерий и разная организация процесса ферментации оказывают большое влияние на вкус, аромат и полезные свойства пуэра. Период ферментации качественного пуэра длится не менее 6 месяцев. С ростом популярности этого чая становится все сложнее купить пуэр, приготовленный по традиционной технологии, так как все больше производителей используют быстрый, упрощенный способ ферментации (опять же, они дешевле, а значит доступнее).

    Купить чай в Китае очень сложно и это не дешёвое удовольствие. Вот почему в специальных магазинчиках чая перед покупкой все обязательно пробуют свежезаваренный приглянувшийся чай в специальных стеклянных или фарфоровых стаканчиках. Эта процедура покупки чая может затянуться и на часы: поэтому не стоит торопиться.

    О нас Институт позаботился: была выделена специальная комната, и каждый день после обеда её открывал старый китаец или его сын. В этой комнате все полки были завалены разными сортами чая, стоял стол со стульями и набор для заварки чая. И хотя оба "продавца" не говорили ни на каком языке, кроме китайского, вопрос "сколько стоит" тот или иной чай знали на всех языках (не отвечали, а набирали на калькуляторе в юанях), а ты мог заваривать и пробовать любой чай, хоть целый день, перед покупкой. Или заказать, если ты такой умный, и тебе они привезут на следующий день. Я, кстати, купил себе зелёный чай и улун в пакетиках на время пребывания в Пекине, не говоря уже о доме.

    О "чайной церемонии" ничего тебе писать не буду, потому что это больше действо для туристов, которое ты можешь пройти и в Москве.

    Такой же церемонией, а отнюдь не едой и даже не трапезой является потребление "утки по-пекински". Здесь гораздо больше традиции, чем вкусовых ощущений: от выбора ресторана до способа приготовления. Утку по-пекински готовят двумя способами. Первый способ - это когда утка жарится в подвешенном состоянии над очагом, огонь для которого дают дрова финикового, персикового, грушевого или других фруктовых деревьев. У такой утки кожица хрустящая, красноватая и блестит, а мясо источает аромат фруктового дерева. Второй способ - это когда утка жарится в закрытой печи. Температура в печи сначала бывает высокой, а затем постепенно ее снижают. У утки, испеченной таким способом, кожа хрустящая, а мясо, хотя и жирноватое, но не приторное. Чтобы в Пекине отведать настоящую жареную утку, нужно обязательно пойти в ресторан-ветеран. Таких в Пекине несколько, но всё равно нужно предварительно проконсультироваться "у местного".

    Утка, жаренная в закрытой печи, как по внешнему виду, так и по вкусу, мало, чем отличается от утки, жаренной в подвесной печи, но у нее все же есть несколько заметных отличий. Во-первых, технология приготовления. Особенность жарения в закрытой печи заключается в том, что здесь нет интенсивного огня. Вся дело в медленном огне, температура которого постепенно падает. Технология приготовления такой утки в какой-то степени сложнее.

    Затем подают суп, изготовленный из остова утки. Суп этот имеет молочный цвет и им заканчивают трапезу. Словом это, как всё в Китае, больше смахивает на церемониальность и уж никак на потребление утки, т.е. еду. Если сюда прибавить соответствующий "восточный" антураж ресторана (красные фонари, музыку, потолочные балки, изукрашенные красочными картинами, красные колонны, низкие столы и т.п.), то всё встанет на свои места.

    Дальше - больше. Из одной утки повар нарезает 108 кусочков. К утке подают специальный соевый соус, чтобы приглушить несколько сладковатый вкус мяса. В прежние времена ели только кожицу утки, а теперь едят всё. Едят утятину обязательно завернув её в рисовый блин. Делается это так: взяв тонкий блинчик, обмазывают его соевым соусом, кладут два-три кусочка утятины, несколько стручков лука-порея, кусочки тонко нарезанного огурца и заворачивают все это в трубочку. Вот теперь можно сказать: "Приятного аппетита!".

    Письмо 13.

    Самое страшное в том, что вся эта серая человеческая масса
    в наши дни остаётся той же сволочью, какой была всегда.
    Она постоянно жаждет и требует богов, вождей и порядка,
    и каждый раз, когда она получает богов, вождей и порядок,
    она делается недовольной, потому что на самом деле ни чёрта
    ей не надо - ни богов, ни порядка, а надо ей хаоса, анархии, хлеба и зрелищ.
    Аркадий и Борис Стругацкие, "Хромая судьба".

    Ну, дружище, пора и честь знать, т.е. заканчивать.

    Я ещё о многом чего тебе не рассказал. Это и походы на торговую и пешеходную улицу Ванфуцзин (благо до неё прогулка занимала 10 мин). Эта улица производила какое то ошеломляющее впечатление своей избыточностью материальных предложений и, помимо громадных многоэтажных универмагов, там было множество специальных магазинов: книжных, часовых, оптики, фотоателье, крупнейший магазин спортивных принадлежностей, центр торговли произведений прикладного изобразительного искусства и т.п.

    Множество лотков с закусками и напитками располагались по обеим сторонам улицы. Для посетителей здесь были открыты разнообразные кафе (как тебе бычьи яйца?), рестораны с китайской, японской, тайской, европейской кухней, "Мак Дональдс", "Кентукки", "Пицца хат" и другие fast-food попадались на каждом углу.

    Я не описал тебе вечерние прогулки по окрестным улицам, в том числе и с очаровательной литовкой, не понимающей по-русски (в Пекине приходилось с ней общаться по-английски). И покупку Серёжей шерстяного пальто и "общение" им с какой-то проституткой, которую он приволок из бара ночью в институт и выпустил её под утро.

    И посещение какого-то театра, где гимнасты и акробаты выделывали на сцене разные чудеса, в том числе катались вдесятером на одном велосипеде. А посещение китайских аптек, которые к нашим аптекам, для начала, никакого отношения не имеют...

    А посещение конфуцианского монастыря Кунмяо и буддистского монастыря Юнхэгун (они находятся один против другого)?

    Между прочим, на территории Юнхэгуна родился будущий император Китая Цяньлун.

    О многом я ещё тебе не рассказал. Китай и его столица неисчерпаемы, ибо сакральных причуд там видимо-невидимо. Цифры, цвета, драконы и фениксы - об этом можно рассказывать часами...

    Одним словом, это действительно "другая планета" и другая цивилизация на Земле.

    Но, что интересно, это абсолютно бездоказательная цивилизация !

    Попробуй образованного китайца спросить об "Ян" и "Инь", о всех этих энергетических потоках и каналах, которые "открыты" или "закрыты" - ничего не получится. Всё основано только на вере! Ни во что нельзя "ткнуть пальцем", только вера в "каналы", которых никто не видел, но уверен, что они есть. Просто уверен и всё. Энергия трактуется, как "плохая" или "хорошая", но что это за это за энергия такая - никто толком объяснить не может. И не объясняет.

    В европейских координатах всё просто (относительно, конечно): всё то, о чем говорится - может быть основано только на знании, т.е. на воспроизведении (чего угодно и где угодно) !

    А на чём основаны утверждения Востока, которые пользуются и компьютерами и мобильными телефонами, а гордятся изобретением пороха, компаса, чернил и изготовлением шелковой нити (да, и когда это было...)?

    Всё, о чём говорит Восток основано только на вере, за которой если и стоит что-то, так только тысячелетия однотипных практик и рассуждения типа "других измерений", в которых если кто-то и побывал, опять же, в это нужно только верить.

    И ещё одно. Это совершенно самодостаточная цивилизация! Представь себе китайца, идущего по улице или едущего на велосипеде. От него пахнет капустой, он плюётся под ноги, говорит по мобильному телефону, на заводе он собирает мерседесы, на фабрике он шьёт "американские" джинсы и ему никто не нужен. Он слушает свою музыку, любит ходить строем и орать лозунги, а на пенсии распевать хором и ему ничего не докажешь...

    Не кажется ли тебе, что это какая-то странная цивилизация? Такая же есть у общественных насекомых, муравьев, например...

    Весь мир ест китайскую лапшу, одевается в одежду, пошитую в Китае и покупает технику, изготовленную там же. Не удивительно, что многие отводят китайцам ведущую роль в будущем.

    При этом "мозги" продолжают утекать в Америку (в том числе и китайские), у нас добывать нефть и газ (на уровне инженерных разработок у нас нет вообще ничего), а китайцы снабжать товарами весь мир. Удивительный расклад, правда?

    В любом случае, не претендуя на серьёзные обобщении, но побывав там, я не верю в китайскую парадигму развития, Слишком они замкнуты на себя, вторичны по отношению к "техногенному" Западу и постоянно решают проблему перенаселённости, в том числе, трудоустройства...

    И ещё одно. Я тебе напомню речь Сталина, произнесённую 25 мая 1945 года на приеме в Кремле в честь дня Победы. Сталин произнес следующий тост: "Не думайте, что я скажу что-нибудь необычайное. У меня самый простой, обыкновенный тост. Я бы хотел выпить за здоровье людей, у которых чинов мало и звание невидное. За людей, которых считают "винтиками" великого государственного механизма, но без которых все мы, маршалы и командующие фронтами и армиями, грубо говоря, ни черта не стоим. Какой-нибудь "винтик" разладился, и кончено. Я поднимаю этот тост за людей простых, обычных, скромных, за "винтики", которые держат в состоянии активности наш великий государственный механизм во всех отраслях науки, хозяйства и военного дела. Их очень много, имя им легион, потому что это десятки миллионов людей. Это скромные люди. Никто о них ничего не пишет, звания у них нет, чинов мало, но это люди, которые держат нас, как основание держит вершину. Я пью за здоровье этих людей, за наших уважаемых товарищей".

    Мы постепенно (по крайней мере, некоторые из нас) уходим от этого понятия "винтики". Запад уже ушёл, а китайцы продолжают не только в этом пребывать, но и это составляет одну из главных особенностей их "менталитета", а с этим "багажом" завоевать этот мир вряд ли удастся...

    На этом я заканчиваю, и благодарю тебя, что ты прочитал всё это.

    Юрий Тихонов
    10/06/2010 21:36


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Китая

    22.11.24 На Хайнане будет запущен новый туристический поезд
    15.11.24 S7 Airlines снова будет летать из Иркутска в Шанхай
    13.11.24 Hainan Airlines будет совершать рейсы между Владивостоком и Сианем
    07.11.24 Uzbekistan Airways проводит однодневную акцию на избранные направления
    06.11.24 Belavia открывает регулярное сообщение между Минском и Урумчи
    27.10.24 Uzbekistan Airways будет выполнять рейсы из Ташкента в Ханчжоу
    Hainan Airlines начала летать между Владивостоком и Пекином
    Группа "Аэрофлот" в зимнем расписании будет совершать рейсы по 33 новым направлениям
    05.09.24 "Аэрофлот" совершает рейсы на Хайнань из Владивостока, Хабаровска и Новосибирска
    13.08.24 "Аэрофлот" будет летать из Екатеринбурга в Санью