По Полярному Уралу

// ilindm.livejournal.com

Рассказ о пешеходном походе 3 категории сложности, совершенном в районе Полярного Урала с 9 по 22 июля 2009 года.

нитка маршрута: ст. Полярный Урал – хр. Падьяхамаюр – р. Леквож – пер. Пендирмапе (1б 860 м) – р. Мал. Пайпудына – пер. Пайпудынский (н/к 580 м) – р. Развильный – р. Бол. Пайпудына – р. Бол. Уса – плато ИГАН – г. Харнаурды-Кеу (1а 1246 м) – пер.Иган (1б 850 м) – р. Бол. Хадата – р. Сядотаяха – р. Немуръеган – пер. Ланготьюган (н/к 450 м) – р. Ланготъеган – р. Бол. Пайпудына – ст. 110 км (пос. Полярный)

1 день (9 июля)

В 15.25 (время я указываю по Москве, мы часы не переводили), вышли на ст. Полярный Урал. Нам на прощание помахали руками проводники, пожелав удачи и всего хорошего. Постояли, огляделись, а т.к. мы ехали, чуть ли не в последнем вагоне, то до станции было метров 500. Осмотревшись мы поняли ,что местность по сравнению с 2000 г., изменилась потому что ничего из описания похода 2000 г. (который изучали при подготовке) не совпадало, закрались сомнения, а там ли мы вышли ? Вообще ст. 110 км и ст. Полярный Урал путают везде и в описаниях походов тоже, да впрочем сами местные эти названия путают, наверное потому что на карте (по крайней мере нашей) ст.110 км нет зато есть Пост 106 км (Полярный). Вдоль ж.д. стояли снегозадерживающие заборы высотой метра 4, и никаких людей, чтобы спросить где же мы все-таки.

// ilindm.livejournal.com

Вообще, для нас некоторая растерянность в незнакомом месте характерна, это происходит всегда и продолжается до тех пор пока мы не встанем на маршрут, лично для меня, всегда начало пути, выход из населенного пункта, сплошная головоломка. Впрочем оглядываясь, мы переоделись, помазались от комаров, которых кстати почти не было, съели яблоко оставшееся с поезда и двинулись вдоль ж/д путей на восток, через 800 метров дошли до самого северного знака "Европа – Азия",

пофоткались и не смотря на заборы двинулись на север, к хр.Падьяхамасюр, естественно попали в наши первые грязь и лужи, ну да ничего страшного, ведь у нас еще много всего впереди.

Пройдя сквозь заборы, лужи и грязь поднялись на каменистый участок

// ilindm.livejournal.com

и пройдя километр встали на хорошую дорогу, которая кстати отмечена на карте. Вскоре дошли до непроходимого кустарника с болотистой местностью, на карте обозначен зеленым. Отсюда мы видим что, по хребту идет дорога, туда то нам и надо. Но прямой тропы к хребту мы не видим, решили пройтись по нашей дороге, на восток надеясь обойти болото и найти путь к хребту, но нас ждет неудача, свернув по очень старой вездеходной дороге на север, вскоре мы ее теряем и тратим свое время и силы на преодоление очень густого кустарника и ручья (за 30 мин. метров 150), в итоге решаем вернуться чуток назад. Поднявшись на возвышенность, видим еще одну старую дорогу, которая вроде бы не пропадает, а точно идет на север. Решили что для первого дня достаточно до р. Леквож мы сегодня дойдем вряд ли, а рисковать остаться без воды мы не стали, тогда мы еще не знали, что воды здесь более чем предостаточно.

Организовали стоянку у ручья, и только мы расположились, как услышали отдаленный лай, топот и хрюканье. Чуть погодя появились и те, кто издавал эти звуки, огромное стадо оленей шло прямо на нас и хотя у меня и есть достаточно большой опыт общения с КРС, тут и меня взяла оторопь. Мы в спешном порядке снимаем палатку и закидываем ее на кусты, собираем все наши шмотки в кучу и становимся их охранять.

// ilindm.livejournal.com

Зрелище, конечно, впечатляющее особенно в первый раз, кажется что эта огромная масса нас просто раздавит и сравняет с землей, но все обходится, олени обтекают нас с двух сторон, немало не заботясь о непролазных кустах и только самые смелые подходят к нам метра на 3-4. Вот появился и их пастух, местный оленевод, на вопрос нетрудно ли ему управляться с таким стадом, он ответил, что привык и управляя своими подопечными при помощи собаки и посвистываний удалился. Первый местный житель оказался не очень разговорчивым и любопытным, оставил впечатление абсолютного пофигиста, наверное образ жизни и работа такая. Проводив стадо, мы вновь начали располагаться, глядь минут через 40 все это стадо он гонит обратно, но мы уже ученые и нас так просто не испугаешь. И что он их гоняет? время уже почти 21-00 причем гонит он их достаточно быстро, когда они успевают есть просто не понятно. Мы решили, что это спортивные олени и это у них такой тренировочный режим. Впрочем, мы люди далекие от крайнего севера.

"Там у них уклад особый, Нам так сразу не понять"

Наконец мы все -аки устроились и поели, тут же нас накрыла такая тоска по родным местам, а чувство потерянности и одиночества прям-таки захватило нас, что впрочем и не удивительно, так далеко вдвоем мы впервые, да тут еще и пейзаж не наш, нет деревьев кругом тундра, плюс комарики активизировались по полной. Конечно поддаваться всяким чуйствам мы не стали, насобирали каких-то веточек, палочек разожгли костер, стало как то спокойнее и привычней. Конечно и самогоночки свойской усугубили, ну тут уже стало все гораздо проще в общем засиделись до 4-00 утра.

Прошли 4 км за 1 ч. 10 мин. х.в.(ходовое время)

2 день (10 июля)

Проснулись в 10-00 от жары, солнце дольше поспать не дало к нашему сожалению. Места после ночной адаптации уже и не такие чужие, вернее почти уже родное. Сегодня грандиозных планов у нас нет, надо дойти до р.Леквож. Мы еще дома решили, входить нежно, а не рваться вперед как ошпаренные.

Не спеша собравшись, в 13-00 выходим, на замеченную вчера вездеходную дорогу, прошли болотце, ручей и начали подниматься на хр.Падьяхамасюр. Идти без привычки очень тяжело еще и солнце жарит и комары давят, еле-еле выдерживаем переходы по 25 минут и те длятся вечность. Вот тебе и физподготовка, вроде занимались все время и бегали и плавали, но сегодня нам не прет. За 2 перехода зашли на хребет, пробуем позвонить близким, ан нет, ничего не получается, а жаль. С хребта видно г. Пендирмапе и р. Леквож, грубо они прямо по направлению на север. Спускаемся и выходим на вполне приличную вездеходную дорогу. Очень жарко, но кругом тает снег и по дороге бегут прохладные ручьи, по которым мы с удовольствием бредем. Вот и первый снежник на нашем пути, естественно мы не можем пройти и не позабавиться.

// ilindm.livejournal.com

Дорога идет в нужном нам направлении где-то 3 км и поворачивает на северо-восток, а нам остается какой то старый вездеходный след, который вскоре заходит в болотца, расходится и отворачивает на сев-запад нам туда не надо и мы идем прямо на север по тундре и болоту, что впрочем на нашей скорости не сказывается, что по дороге, что без нее, мы все равно еле тащимся. Наконец переходим левый приток р.Леквожа

и вскоре доходим до него самого, где-то в 17-45. Стоянка рядом с высотой 808 которая у нас на востоке.

// ilindm.livejournal.com

Готовим есть обсуждаем свою физику и вес рюкзаков (ну очень тяжелый день) и если мы так и дальше будем идти, то маршрут мы однозначно не пройдем. Естественно виним акклиматизацию, а также решаем пересчитать раскладку (может че-нить выкинуть). Надеемся на то, что вработаемся и придем в норму.

Ближе к ночи меняется ветер с сев-вост. на юго-западн. И явно усиливается, мы максимально закрепляем палатку.

Прошли 9 км. за 2 ч. 10 мин. х.в. (вечность)

3 день (11 июля)

Всю ночь дул сильный ветер. Подъем в 9-00 выходим из палатки и наблюдаем не очень оптимистичную картину, все горы закрыты облаками, соответственно и перевал тоже. Долго думаем идти или нет, наконец, здравомыслие победило и мы делаем дневку. К 14-00 ветер опять начал меняться. Очень интересно наблюдать, как тучи носятся вокруг и самое интересное: вокруг нас идет дождь, а над нами светло и ни капли.

Делать нечего, и мы тщательно пересчитываем раскладку в итоге

2 кг должны остаться здесь, вместе с бомбочками от медведей, хоть жена и против, но их очень долго доставать, к тому же они мнутся и высыпаются если их всегда держать под руками, поэтому я думаю что это не очень эффективно, да и таскать их лениво.

В тоже время появилась четкая уверенность насчет газа, (это наш первый поход с газом) его точно достаточно, баллона 220 гр. хватает на 4 готовки, то есть на 2 полных дня.

Завтрак у нас, как правило, это второе и чай, обед перекус сухофруктами и шоколад и ужин это первое и компот или чай. Так что готовим мы на горелке 2 раза в день.

К вечеру ветер еще более усиливается и сдувает все что "плохо лежит". В итоге время коротаем в палатке, где потихонечку попиваем наше горючее, в общем облегчаемся.

Прошли 0 км за 00 ч. 00 мин.

4 день (12 июля)

Сегодня встаем в 8-00, нас ждут великие дела, первый перевал в этом путешествии, поэтому переходы решили увеличить до 30 минут. Погода отличная и в 10-45 мы уже выходим. Бродим р.Леквож и по правому берегу набираем постепенно высоту. Здесь снега еще больше и естественно он тает поэтому приходится переходить великое множество ручьев в которых вода уже не приятно холодит ноги,

// ilindm.livejournal.com

а реально их морозит, может мы в своих кроссовочках и не правильно обуты, ну да посмотрим. Через два 30 минутных перехода, более менее поднявшись выходим на камень и Надя переобувается в ботинки.

Идти достаточно удобно мелкие ручьи легко преодолеваем, а все чаще встречающиеся снежники стараемся обходить. Но вот и достаточно большой ручей который не так просто перейти, спускаемся вдоль него к р.Леквож и там со всяческими опасениями, переходим его по снежнику. Впервые идти по снежнику жутковато тем более через ручей. Теперь снежники идут один за другим, и вскоре мы выходим на снежник, длиной примерно 3 км. по которому и заходим на перевал. По сравнению с описанием подъема на перевал похода 2000г. небо и земля там люди шли чуть не по руслу, у нас же вся долина закрыта снегом, поэтому мы стараемся держаться повыше, чтобы не провалиться в р. Леквож.

Угол подъема где-то 15 градусов, по снегу идти очень тяжело считаем каждый шаг кое как выходим наверх. На самом верху снега почти нет, правда отмеченное на карте озеро совсем закрыто снегом, и мы его не видим. Тура нет или в этом хаотичном каменном царстве мы его не нашли. Отдыхаем, смотрим как будем спускаться. Довольно крутой спуск где то градусов 30 конечно же в снегу. Спускаемся минут за 15, снег достаточно рыхлый и хорошо держит, а внизу и вовсе выполаживается, так что спустились легко.

// ilindm.livejournal.com

Еще с перевала видим р. Прямой и р. Мал. Пайпудыну в верховье которой нам и надо. Движемся по долине р.Прямой забирая севернее. Как ни странно и в этой долине снег еще не совсем растаял где-то 20% его осталось, мы конечно знали, что это Полярный Урал, но все равно в середине июля кругом снег этого мы не ожидали.

Вскоре я на камнях подворачиваю свою многострадальную правую лодыжку, которая моментально опухла, Надя оказывает мне мед помощь которая выражается в пакетике "нимесила" и втиранием мази "фенистил", а также заставила одеть голеностоп из эластичного бинта. В итоге я снова могу продолжать движение вперед.

// ilindm.livejournal.com

Постепенно увеличиваем переходы до 45 мин. как ни странно идти становится все легче и легче, верно врабатываемся. Доходим до следующего притока р. Малая Пайпудына который очень быстрый и бурный, русло глубокое берега заснежены и резко обрываются, поэтому мы поднимаемся вдоль ручья, что-бы найти нормальный подход, находим приличный на взгляд брод и спуск к воде. Решаем бродить завтра утром, когда вода спадет.

Сегодня мы прошли, все как и планировали, причем достаточно легко и с удовольствием, а не помирая каждую минуту, это нас очень радует и мы оптимистично смотрим вперед.

// ilindm.livejournal.com

Прошли 16 км. за 5ч. 30 мин.

5 день (13 июля)

Подъем в 8-00, выход в 11-10. С этого дня мы решили делать переходы по 1 часу и по 25 мин отдыхать, так в общем-то у нас и получилось. С утра вода немного упала, но переходить тяжело. Я прошел первый и понял, что Наде здесь не пройти хоть и парой, сбросил рюкзак, пробежался вроде нашел место получше, но к нему снежник не дает подойти высота где-то 175 см, здесь снял жену и ее рюкзак со снежника и вдвоем мы благополучно перешли. Далее движемся в 1 км от реки, вверх по течению, где-то 3-4 км, в итоге заходим в кустарник, карликовую березку и болото приходим к выводу, что надо переходить на другой берег р. Мал. Пайпудына. Приближаемся к р. Мал. Пайпудына и ищем место брода, но первая моя попытка перейти, успехом не увенчалась не дошел где-то 1,5 метра и вернулся. В другом месте перешел нормально, но не было уверенности, что пройдет Надя, на том же берегу сломал себе надежный посох, без него в воду идти страшно. Решили подняться выше по течению и наконец победа. На левом берегу поднимаемся и довольно быстро встаем на дорогу по ней быстро движемся в верховье реки.

// ilindm.livejournal.com

Дорога хорошая может еще и потому что в этом году по ней не ездили, снежники в оврагах, которые она пересекает, не тронуты.

Переходим р. Олений и где-то напротив р. Первый дорога заканчивается. Изучив обстановку мы переходим на правый берег реки и продолжаем движение. Идется хорошо, но многочисленные притоки, которые усилены активным таяньем снега, превращают путь в один сплошной брод, что конечно очень влияет на скорость нашего движения.

// ilindm.livejournal.com

Погода нормальная, ветер умеренно сильный, низкая облачность с редким дождем, температура где-то 5-10 градусов. Поражают местные комары причем всем: размерами, не боятся ветра, если очень сильный они не летают, но все равно ползают, низкая температура им тоже нипочем, мы их конкретно зауважали.

Заходим в каньон, идем сначала по камням, потом подъем по снежнику длинной 1,5-2,0 км,

// ilindm.livejournal.com

затем снова прыгаем по камням и перед самым озером перевальный тур, записку не ищем и идем дальше. Озеро обходим по западной стороне.

Между озером и истоком р. Развильный находим лыжную палку, дальше Надя идет с ней. Наверное метров 700 идем по правому берегу, затем переходим на левую сторону реки. Идти замечательно, мелкие снежники и ручьи никаких неудобств не доставляют. Идем по своеобразному плато, а в метрах 150 слева от нас шумит в каньоне река.

// ilindm.livejournal.com

Не доходя 1,5 км до места где река вырывается из узкого каньона, встаем на ночевку, благо воды здесь везде хватает, сухой ночевки можно не бояться в любом случае, тем более круглые сутки светло.

Прошли 23 км. за 5ч. 30мин.

6 день (14 июля)

Встаем в 8 ч. 15 мин. Как всегда, не спеша собираемся. Сытно и вкусно завтракаем (большое спасибо Наде), погода замечательная, солнечная, тепло градусов 20, ветер умеренно средний.

// ilindm.livejournal.com

Идем вдоль р. Развильный, спустившись к нему по снежнику как раз где его первый левый приток. Метров 300 идем по руслу то прыгаем по камням, то идем по воде (хотя в отчетах за прошлые годы он скрывается здесь под камни),

когда движение по руслу стало невозможно поднимаемся на весьма крутую левую сторону высота метров 20 и идем наверху по камням вдоль ручья еще метров 800 затем спокойно спускаемся к реке.

// ilindm.livejournal.com

С высоты видим дорогу на которую мы и встаем, и по дороге с песнями быстро шагаем к Бол. Пайпудыне и через 1ч. 35 мин мы уже на отличном тракте между р.Развильный и р.Дьявольский. Конечно идти по тракту после бездорожья и заболоченных вездеходных дорог одно удовольствие. Вскоре перед ручьем, тракт поворачивает к реке и пересекает ее, но нам это не нужно, судя по карте тракт отходит довольно далеко от реки, а мне все же хочется половить рыбу, поэтому мы идем дальше вдоль реки по своему берегу.

Тут хоть и нет дороги, но карликовая березка невелика и мы достаточно легко перемещаемся, тем более кроме болотца у р. Короткий везде достаточно сухо. Вскоре мы находим место напротив оз. Подкова не доходя километра 1,5 до р.Карьерный и становимся на ночевку в очень живописном месте, хоть время 16 ч. 30 мин и можно еще идти и дти. Очень тепло и я фотографирую Надю в купальнике на снежнике перед рекой.

Собираю снасти и иду рыбачить под скептическим взглядом моей любимой. Естественно через полтора часа возвращаюсь ни с чем, да и ладно.

Прошли 18 км. за 4ч. 15мин.

7 день (15 июля)

Встаем в 8ч 20 мин, погода просто отличная быстро моемся в реке и чистенькие и свеженькие в 11ч 10 мин выходим, переходим

// ilindm.livejournal.com

р. Бол. Пайпудыну здесь она делится на несколько проток. Идем на северо-восток к дороге, поднимаемся на возвышенность затем спускаемся, заходим в болото, пересекаем несколько ручьев заросших кустарником, затем выходим на сухой участок поросший карликовой березкой убиваем на эти 2 км целый час и выходим на дорогу. Это конечно не тракт но идти вполне удобно лишь изредка пересекаем заболоченные участки. У Нади небольшие проблемы со здоровьем, но она мужественно идет. Переходим р. Золотой и в 6 км от него после озера "Длинного" (на карте без названия) дорога поворачивает направо и мы вслед за ней. По нашей карте эта дорога точно идет в верховье р. Б. Пайпудыны чтобы через водораздел выскочить на р. Бол.Уса, но в реальности все совсем иначе. Переходим безымянный ручей и начинаем подниматься по дороге и соответственно удаляться от р. Пайпудыны я все жду когда же дорога повернет в нужном нам направлении и только через 40 мин, меня начали одолевать сомнения как же в итоге мы попадем к своей реке, изучив карту я понял, что наш паровоз встал не на те рельсы и идет совсем не туда пришлось возвращаться. В итоге, мы к моему большому огорчению потеряли где то 1 ч. 10 мин. х.в. Вернулись и по тому безымянному ручью подошли к р. Бол. Пайпудына. Больше меня на нарисованные дороги на карте не поймаешь, очень было досадно так обмишулиться. Вынужденно из-за недомогания Надежды встаем на стоянку, никакого удовлетворения от сегодняшнего дня, одна досада. Принимаем решение: с следующего дня идти четко по графику или не меньше 6 ч.х.в. Прошли 12 км. за 2ч. 30 мин. (полезного времени)

8 день 16 июля

Подъем в 7 ч 45 мин и в 10 ч 30 мин. начинаем путь. Надя вчера на полудневке несколько восстановилась, но все равно ей еще тяжело поддерживать мой темп. Погода с утра нормальная, ветер ближе к среднему, облачность, температура 17 градусов в общем вполне комфортно. Сразу переходим реку на правый берег, левый сплошное болото хоть по карте там и нарисована дорога. По правому берегу чуть поднимаемся и идем четко на север вскоре р. Бол. Пайпудына пропадает из виду, да нам она уже и не нужна. Мы обходим многочисленные озерца, болотца и т.д. идем то по камню, то по мелкому кустарничку, то поднимаясь повыше, то спускаясь в низинку и через 2 ч. х. в. мы уже подошли к р. Бол. Уса которая течет в живописном каньоне. Вдоль реки идет "нартный путь" (почему бы и нет если есть санный путь значит есть и нартный), по которому мы и идем, но вскоре он заканчивается. Мы продолжаем идти левым берегом вдоль реки. Надя вроде, чувствует себя нормально, совсем не отстает и повеселела. Погода переменчива, то ливень, то проглядывает солнце, вокруг необычайно красиво, а Уса действительно большая. Чем выше мы поднимаемся, тем чаще и длиннее нам попадаются снежники, в некоторых местах они полностью перекрывают реку.

// ilindm.livejournal.com

Идем либо по снежнику, либо по болоту, либо по живым и мокрым камням. После прижима переходим р. Перевальный который состоит из десятка довольно бурных и глубоких протоков и через пару км. ставим лагерь у безымянного ручья.

Единственный минус, вокруг много следов жизнедеятельности медведей, а моя напарница после того как в прошлом году на Кодаре мишка ночью прошелся по лагерю, как-то нервно реагирует на все эти намеки. Вообще день хороший, поработали на славу и с чувством глубокого удовлетворения засыпаем. Ночью, после пары (отпугивающих медведей) свистков над ухом, пришлось отобрать свисток у Надежды. Больше до утра нас ничего не тревожило.

Прошли 26 км за 5ч. 45 мин.

9 день 17 июля

Встали в 7ч 30 м сегодня в наших планах выйти на плато ИГАН и по возможности взойти на г. Харнаурды-Кеу. Ночью шел дождь, вместе с сильным ветром, к утру же дождь лишь изредка брызгал, но ветер не утих. Подхватил и унес трапик, еле поймали, зато нет комаров и мошки. Выходим в 11 ч 20 мин, идем вдоль реки которая вскоре начинает делиться на протоки, образуя острова. Через 1,5 км прижим заставляет нас перейти на другой берег и дальше до самого истока мы движемся по правому берегу. Переходим довольно бурный приток, который течет с севера с высоким крутым берегом, и вслед за рекой поворачиваем на северо-восток. На нашем берегу метрах в 300 находим вездеходный след правда помощи от него нет он либо под снежником либо залит водой, но наверное в другое время по нему вполне нормально идти.

// ilindm.livejournal.com

Переходим несколько притоков, в небе прояснилось и только ветер мешает, потихоньку набираем высоту, пейзажи просто космические. В самом верховье находим тур без записки. И вот в последний раз переходим Усу которая образует широкое мелководье, проходим мимо начала притока р. Гэнахадата и понимаемся на высоту 686,4 метра чтобы оглядеться и отдохнуть. Перекусываем, наслаждаемся видом в общем радуемся жизни, а перед нами плато ИГАН. Отдохнув спускаемся, переходим р.Гэнахадата вполне себе бурную и думаем как же мы ее будем проходить после перевала, в месте впадения в р. Большая Хадата. На плато ощутимо теплее, тише ветер и конечно масса комаров и мошки, одеваем москитки и потихоньку снимаем одежду.

За 50 мин. доходим до тура пер.ИГАН на котором висит чайник, мимо не пройдешь. Находим записку от 4.08.08г. группы Запорожского турклуба "Славутич-Выбор" под руководством Некрасова С.А. Сбрасываем рюкзаки и идем на край плато посмотреть как завтра будем спускаться, при этом как бы само собой разумеется что на вершину пойдем завтра с утра, а потом спустимся с перевала. Хотя время еще 17 ч 10 мин вполне достаточно для восхождения и погода отличная. На краю плато стоит интересный огромный камень где-то 2*2,5*1,7 метра на маленьком с футбольный мяч камне.

// ilindm.livejournal.com

Фотографируем вид на озеро и долину р. Б.Хадата. Наконец ничего не придумав насчет перевала решаем завтра с горы осмотреть и решить как и где спускаться так как в описаниях найденных нами, место спуска указано достаточно размыто.

Ставим палатку у тура на островке из ручьев и в палатке и готовим есть,

// ilindm.livejournal.com

так как солнце садится и поднимается сильный ветер, да и вообще как-то холодно уже, наверное около 0. На вопрос почему же вода в ручьях не замерзает, жена дает логичный ответ Дим она же течет. Вот так с шутками и прибаутками закончился 9 день.

Прошли 19 км. за 4 ч. 35 мин.

10 день (18 июля)

Всю ночь дул сильный ветер и часа в 4 утра пошел дождь. Встали в 7ч. 20 мин. Дождь вроде утих, но ветер еще усилился, завтрак готовим в палатке. При сборах ветер чуть не утащил тент палатки и трапики, еле поймали, тент сворачиваем вдвоем кое-как. Пока собирались, пошел дождь с крупой нас правда это не останавливает, все равно собираемся на высоту Харнаурды Кеу. Подходим поближе к горе и сбрасываем рюкзаки, дальше пойдем налегке. Дождь все сильнее, камень стал мокрый и скользкий правда минут через 20 выходим на снежник и по нему уже проделываем основной путь.

// ilindm.livejournal.com

Чуть не доходя до вершины погода портится совершенно, сильный туман закрывает обзор и мы после недолгих размышлений поворачиваем вниз, обидно до слез и сразу вспоминается вчерашний день с отличной погодой, теперь мы точно знаем, если есть возможность сделать сегодня не оставляй на завтра. Вернувшись к рюкзакам, съели по половинке "Натс" и начали спуск с перевала. Спускались мы по первому притоку бол.Хадаты сразу после озера Бол.Хадатаеганлор по его восточному рогу, на нашей карте он начинается с озерца. Как и ожидалось, все оказалось не так просто, камни скользкие да вдобавок еще и живые, льет дождь и холодно. Кое-как доходим до снежника спуск 35-45 градусов

и дальше спускаемся по нему, затем по снежному мосту переходим приток Бол. Хадаты и двигаемся по левому берегу притока выходим на камни и наконец выбираемся из каньона на простор. Сам спуск занял 2ч. 30 мин. Фотографируемся у озера и вдоль реки оленьими тропами идем на восток.

// ilindm.livejournal.com

Около притока напротив р.Воргашор (Модырузь) видим чумы оленеводов сами же они на нартах запряженные оленями таскали дрова. Они пригласили нас зайти попить чаю отдохнуть, но мы вежливо приглашение отклонили, сложно идти в гости когда даже маленького сувенира для детей нет. Дальше мы планировали идти по этому притоку наверх до р. Гэнахадата и уже по ней до р. Ворговый вроде там повыше и перебродить р. Гэнахадату проще, но нам объяснили, что лучше и легче идти по дороге которую они проложили нартами вдоль р. Бол. Хадата до р. Гэнахадата и дальше вдоль р. Гэнахадата идти до р. Ворговый. Мы поблагодарили его и решили наш путь скорректировать. В итоге на ночевку мы встали не доходя 4 км до р. Гэнахадата.

День вполне интересный раньше мы таких сложных перевалов как ИГАН не ходили, жаль конечно что на гору не взошли, ну да ладно какие наши годы.

Всего шли 2 ч. 30 мин. радиально к горе и 4 ч. 50 мин.спуск + долина всего 17 км. за 7 ч. 20 мин.

11 день (19 июля)

Вышли в 10 ч. 40 мин. С утра светит солнце и тепло. Продолжаем идти вдоль реки по "дороге" ненцев она конечно так себе, вся заболочена, одна отрада кустов и кустарника нет, изредка попадаются следы медведей поэтому Надежда периодически свистит в свисток распугивая все и вся вокруг. Через 1ч. 10 мин. дошли до р. Гэнахадата переходим ее и идем дальше уже вдоль нее. За 2 часовых перехода доходим до р. Каскадный, здесь мы отдыхаем и перекусываем. Отсюда начинается отличная дорога достаточно ровная, почти везде сухая, в общем, сказка и естественно мы полетели. Но конечно ничего интересного на дороге не увидишь, идти по дороге скучно и как ни странно утомительно, хоть и комфортно. Поэтому мы весь оставшийся путь постарались пройти в ускоренном темпе. Погода потихоньку портится, изредка капает и становится холодно, отдых между переходами все короче и короче.

У оз. Бол. Сядатато вспугнули утку которая отправила своих утят на другой берег, а сама выскочила к нам показывать спектакль под названием "с ума сошедшая умирающая утка" мы посмеялись и продолжили свой путь.

// ilindm.livejournal.com

Идем вдоль р. Сядотаяха и снова видим чумы возле р. Лида Шор от чумов отделилась группа людей с рюкзаками, но на вид не туристы как оказалось баптисты которые ходят по чумам и несут "свет" своей веры, а проводник у них местный по имени Вася. Они нам предложили свои брошюрки и еще какую-то макулатуру, естественно мы отказались. Еще через 1 ч. 30 мин. доходим до р. Немуръеган и не доходя метров 300 укрываемся от ветра в пересохшей протоке р. Сядатаяха вокруг кусты и даже деревья. Ставим палатку, готовим есть, дров хватает: многие кусты и деревья поломаны половодьем. Поэтому сегодня у нас праздник, греемся у костра, все просто замечательно, тем более график маршрута мы сегодня перевыполнили.

Прошли 30 км. за 6 ч. 30 мин.

// ilindm.livejournal.com

12 день (20 июля)

Проснулись уже в 8 ч.30 мин сказались вчерашние посиделки у костра, правда мы об этом не жалеем. Сегодня у нас цель дойти до р. Бол. Минисейшор притока р. Ланготъеган. Переходим р. Немур и встречаем местных купцов. Живут 2 человека, продают крупу, сигареты, и прочее. Они очень удивились на наши кроссовки, почему мол, не в сапогах, говорят что мы босые. Да и вообще они искренне удивлялись всему, все-таки они привыкли к местным оленеводам или рыбакам. Все выспрашивали, есть ли дети, чем защищаемся от хозяина и т. д.

Большое спасибо Максиму, он угостил нас рыбой: вяленным и свежесоленым хариусом, хоть не сами наловили, так есть же добрые люди.

// ilindm.livejournal.com

Проходим перевал Ланготъеган (н/к) и спускаемся в долину реки Ланготъеган, здесь сильный ветер и прохладно пока идешь еще ничего, но отдыхаем мы уже по 10мин. Больше не усидишь холодно и зябко.

Дорога тоже так себе, почти вся заболочена, вскоре она пересекает реку и выходит на правый берег. Недалеко от брода снова видим чум, к нам наперерез идут оленеводы в основном дети и два парня лет 20-25, разговор получился какой-то странный, вроде наезда или у них манера разговора такая не знаю, по крайней мере разошлись миром. Вообще это единственный случай общения, который оставил нехороший след, а вообще очень дружелюбные и приветливые люди. Если еще когда-нибудь вернемся то обязательно с сувенирами.

Еще через километр, встретили 2 велосипедистов, они обедали и собирались к Щучьим озерам. Дальше мы по дороге поднимаемся, а затем спускаемся опять к верховью р. Ланготъеган. Здесь дорога раздваивается, прямо идет к п. Харбей, а мы поворачиваем на запад.

Погода окончательно портится, пронизывающий ветер с дождем и снежной крупой, очень холодно не больше 1-2 градусов, даже под рюкзаками мы мерзнем. Ищем место для стоянки, но кругом вода по щиколотку тундра и никакой защиты от ветра. Ночевать в воде на сильном пронизывающем ветру совсем не хочется, хочется уюта и тишины поэтому хоть уже и довольно сильно устали и подмерзли решаем идти до р.Бол. Пайпудына. Мы помним, там есть где укрыться от ветра и должно быть довольно сухо. Снова набираем маленько высоту и выходим на плато. Идем порядка 3 часов без передышки, отдохнуть невозможно, даже и желания такого нет. Надя последнюю пару километров просто бежит, по крайней мере я, пешком догнать ее не могу, но вот и знакомые места. Быстро ставим палатку под холмом что-бы ветра поменьше, переодеваемся в сухое и ставим горелку в палатку становится тепло, это счастье. Допиваем самогонку и едим кроме обычного супа, еще и царскую рыбку которой нас угостил Максим. БЛАЖЕНСТВО. Завтра решаем сделать отсыпной мы и так перевыполнили план вдвое.

Прошли 39 км за 8 ч. 25 мин.

13 день (21 июля)

Сегодня отсыпной, после вчерашнего трудового дня. Но я все равно встал в 8 ч. 30 мин. собрался опять на рыбалку, так же "успешно" как и в первый раз. Где то в 11-00 возвращаюсь, начали собираться т.к. дневку делать и не собирались. Правда сборы наши весьма неторопливы. В 15ч. 50 мин. выходим и сразу же встречаем славных ребят, велосипедистов. Их трое: два парня и девушка они из Питера тоже едут к Щучьим, а там на байдарках (Щука) по воде планируют спуститься. Мы с ними славно потрепались о погоде и прочих радостях жизни пожелали друг другу удачи и разошлись.

// ilindm.livejournal.com

Идем все время по дороге, не доходя до р. Бол. Пайпудына нас обгоняет вездеход, затем проходим уже знакомый р. Развильный и в 24 ч 05 мин. встаем на ночевку у р. Звенящий.

Прошли 28 км за 4ч. 40 мин.

14 день (22 июля)

Поднимаемся пораньше т.к. хотим успеть на поезд, который должен пройти где-то в 15 часов, а нам еще надо помыться и морально подготовиться к цивилизации. Плотно завтракаем и переодевшись в "парадное" идем на станцию 110 км. Идем фактически не отдыхая в самом быстром темпе на какой способны. И правильно не успели мы сбросить рюкзаки на платформе и начать ждать, как подошел поезд Москва – Лабытнанги.

ilindm
    23/05/2014 13:35

17.04.24 S7 Airlines будет снова летать из Новосибирска в Калининград
    Red Wings возобновит рейсы между Екатеринбургом и Владикавказом
    Intercars продает билеты на рейсы между Минском и Москвой со скидкой
    "ИрАэро" полетит из Москвы в Иркутск
    16.04.24 "Россия" возобновит рейсы из Красноярска в Харбин
    15.04.24 Эстония хочет ночью закрывать погранпереход Нарва – Ивангород
    РЖД предлагают страховку от опоздания на маршрутах со стыковками
    В юбилейный год в Сочи Парке запустят два новых гигантских аттракциона
    В Кировске после ремонта открылся терминал аэропорта "Победилово"
    Для отчетности в России больше не нужны бумажные посадочные талоны