Наверное, мало найдется людей, не читавших или не смотревших "Аэропорт" Хейли. Среди других главных героев там выделяется собственно самолет, выполняющий злополучный рейс из Иллинойса в Рим. Это был легендарный Boeing 707: "Для рейса два был избран Боинг-707-320В за номером 731-ТА. Несли его четыре реактивных двигателя фирмы "Пратт энд Уитни", позволяющие развить скорость 605 миль в час. При максимальной загрузке самолет мог пролететь 6 тысяч миль, или - по прямой - расстояние от Исландии до Гонконга. Он мог поднять в воздух 199 пассажиров и 25 тысяч американских галлонов горючего, - иными словами: вместимость бассейна средней величины. Стоил самолет 6,5 миллиона долларов".
Он не был первым реактивным пассажирским самолетом, и тем более первым реактивным самолетом вообще. Его легенда заключается в том, что это первый массовый самолет дальнемагистральной пассажирской авиации и первый коммерчески успешный реактивный самолет. Благодаря ему воздушные перевозки совершили гигантский качественный скачок в течение короткого времени, став по-настоящему массовыми. Кроме того, B707 просто красив. С 1958 по 1979 год было произведено более 1000 машин. Для сравнения: Ту-104 – самолет того же класса – был выпущен в 200 экземплярах, Комет было около 100, Каравелл – меньше 300.
Одним словом, для любителя авиации побывать на борту B707, а тем более совершить полет на нем – все равно, что для хиппи побывать на Вудстоке. С той разницей, что Вудсток прошел и кончился, а B707 (невероятно) все еще находится в коммерческой эксплуатации.
В относительно небольшом Иране летают около 30 компаний. Крупнейшие – Iran Air и Iran Aseman ("Иранское небо"), покрывающие всю страну, за ними идут поменьше – Mahan, Taban, Caspian, и много мелких с 1-3 самолетами. Среди последних – SAHA Air Lines, последняя в мире, все еще владеющая тремя 707-ми. Эти три последних самолета, один из которых переоборудован из летающего танкера, находятся под пристальным вниманием любителей авиации, и соответствующие форумы типа airliners.net полнятся снимками и информацией о них. Иногда организуются поездки в Тегеран на "посмотреть" - даже американцы не гнушаются вражеским режимом. В связи с эмбарго с 1979 года Иран не может покупать новые самолеты, поэтому кроме 707-х здесь летает множество менее очевидной экзотики – старые модели ТУ-154 и А300, первые экземпляры В747, Fokker 100, ATR-42 и другие.
Однако все непросто. Во-первых, SAHA – коммерческая структура в рамках иранских ВВС, как бы странно это ни звучало. Минимальное неудобство, которое из этого следует – запрет на съемку внутри и в окрестностях самолетов (поэтому на качество чур не пенять). Менее очевидная проблема – покупка билетов на их рейсы и поиск расписания, крайне нерегулярного. То есть буквально: на этой неделе во вторник летим Тегеран – Мешхед, в среду Тегеран – Киш – Мешхед, в пятницу опять в Мешхед. На следующей неделе меняются дни и порядок рейсов, в расписании появляется Дезфул. В интернете SAHA не представлена, опубликованное расписание если и есть, то только на фарси.
Мои попытки купить на них один-единственный билет продолжались в течение всего первого дня в Тегеране. В IKA (им. Имама Хомейни) ничего не получилось ни в авиакассах, ни на туристической стойки, с которой милая девушка в хиджабе послала меня в агентства в центре города. На всякий случай проверил офисы авиакомпаний на верхних этажах аэропорта – каморка Сахи там была, но была закрыта. В иранских городах нет авиакасс (только в аэропортах), их роль выполняют тревел-агентства. Из двух конгломератов агентств в разных концах города я выбрал северный, за площадью Фирдоуси, на удице Нежатуллахи. Последовательно заходя в каждое из агентств, я узнавал, что одно из них не работает с Сахой, в другом кончились билетные бланки Сахи, третье – чисто железнодорожное, и так далее.
Уже напоследок (серьезно, это было последнее агентство, после которого я должен был ехать на встречу на вокзал) зашел в сравнительно крупную контору Esteghlal на одной из боковых улиц. Среди нескольких женщин, как обычно замкнутых, нашлась симпатичная шустрая англоязычная девушка Моради, весьма профессиональная. Она быстро вникла в суть проблемы, очень удивилась моему пристальному интересу к Сахе, но нашла очень подходящий билет в Дезфул, от которого было рукой подать до библейских Шуша и Щуштара. И даже бланки компании нашлись. Мечта обошлась в 30 томанов (38$). Попутно я купил на себя и девушек-попутчиц недорогие билеты на "Асеман" из Шираза на Кешм, хотя в других местах утверждали, что на Кешм летают только из Тегерана. На прощание Моради пригласила меня в гости на Ашуру, которая начиналась через несколько дней, но, к сожалению, я не смог воспользоваться приглашением.
Полет состоялся через несколько дней, и был завершающим этапом большого путешествия по Ирану. Вылет из старого тегеранского аэропорта Мерабад в 7:10 утра. Долго ищем с таксистом нужный терминал – их здесь 6, разнесенных далеко друг от друга. Хорошо, что выехал пораньше – в конце пути больше километра пришлось идти пешком. Досмотр на Саху наравне со всеми, и вообще, местные не придают никакого значения уникальности самолета. Летели на машине EP-SHG, заполненной примерно на 40% (что неудивительно при таком отношении к продажам).
В течение всего полета под крылом – пустынные коричневые хребты Зардкуха. Где-то среди них четырехтысячник Оштуран. Время в пути – 45 минут. Ощущения от полета… обычные. Гораздо интереснее рассматривать самолет снаружи. Характерный признак интерьера – открытые полки без крышек. Экипаж – сплошь мужчины, стюардесс нет, только стюарды. Увидев фотоаппарат вежливо напоминают, что снимать нельзя и просят убрать.
Дезфул – огромный серый пыльный город. Здесь нет настоящего аэропорта (недалеко расположен аэропорт Ахваза), только военная авиабаза – на заднем плане видны взлетающие закамуфлированные "Миражи". На посадке стоит строй автобусов, все ждут до последнего пассажира, затем так же строем долго, минут 20, едут по военному городку мимо казарм и гаубиц. В дальнем углу базы, в каком-то переоборудованном здании расположился микроскопический пассажирский зал. Сюда летают только SAHA и Mahan. Выхожу, прорываюсь сквозь таксистов. Передо мной – автобан, уходящий в обе стороны до горизонта, за ним кустарниковые заросли, города не видно. У кого-то узнаю, в какую сторону Шуштар, перехожу дорогу и начинаю стопить. Я в древнем Хузестане, завтра утром у меня поезд обратно в Тегеран.
29/05/2009 18:10
Материалы по теме
- Страны: Израиль
- Новость от 23.08.2000: Серьезная конкуренция в небе Израиля.
- Рубрика: Авиаперевозки по Израилю
- Рубрика: Авиакомпании Израиля
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.