Репортаж с воздушного шара от графа Каменецкого
Желание полетать на воздушном шаре родилось у меня несколько лет назад. Когда при встрече с вице-президентом Федерации воздухоплавания Украины Вячеславом Гардашником стало ясно, что ничего сверхсложного для полета на шаре не требуется: были бы деньги – и вам обеспечат полёт к облакам. Поэтому, узнав расписание соревнований, проводимых Федерацией, мы решили осуществить своё желание полетать во время чемпионата Украины по воздухоплаванию (который проходил в Каменце-Подольском 18-22 мая 2009 г.) Тем более что в эти же дни в Каменце был заявлен фестиваль под интригующим названием "Украинская фиеста "Майские дни Каменца-Подольского".
Два месяца мы созванивались с Вячеславом, обсуждая, как можно будет поднять в небо десяток туристов, которых мы планировали собрать для поездки на эти мероприятия (и привезли-таки). "Никаких проблем! По тысяче гривен с человека, и всех желающих мы покатаем" - со знанием дела заверял нас воздухоплаватель.
И вот, мы в указанное время в указанном месте. А именно, в 18 часов 22 мая перед зданием Каменец-Подольского горисполкома. Здесь собираются те, кто летают на шарах, их команды, их друзья, друзья друзей, знакомые знакомых, жены, дети и несколько журналистов. В половине седьмого вечера этот людской рой гудит на исполкомовской лестнице.
Среди этого хаоса мы и наши туристы стоим, словно невесты на выданье - Вячеслав Гардашник взглядом купца присматривается к нам, определяя, кто с каким пилотом полетит.
- Вот Вы, Таня (это наш ведущий менеджер) – самая маленькая, на шаре Дениса полетите. Стойте рядом с ним и не потеряйтесь.
- А Вы, молодой человек (это уже обращаясь ко мне) – будете с Романом. Следите за тем парнем в оранжевой футболке.
С этого момента мы перестали себе принадлежать. Каждому из нас была поставлена простая, как в армии, задача: делать то, что скажут, и не делать того, чего не говорят.
А лестница всё продолжала о чём-то толковать и чего-то ждать…
Но вот, в центр расступившейся толпы вышел щуплый небольшого роста мужчина и объявил, что сегодня старт будет раздельным. Не знаю, чем это плохо, но по толпе пробежал тревожный ропот. Получив карты с маршрутами движения и задания для выполнения, народ всё ещё продолжал ходить из стороны в сторону…
И вдруг - началось! Наш пилот подбегает к остальным из команды с возгласом "Ветер стихает – погнали!"
После этих слов с лестницы сдуло не только нашу группу, но всех остальных. Толпа рванула к своим к машинам. На заднее сидение "Рекстона", поставив ноги на баллон с гелием, втиснулись мы, 4 мужика, рядом с водителем впрыгнул Роман с картой и, разгоняя остальных гудками, с подпрыгивающим прицепом с корзиной и оболочкой шара, мы помчались к мосту "Бегущая лань".
Возле поля, что справа за мостом, мы были первыми. Остановились, выскочили из машины и выпустили в небо маленький шарик, заранее надутый гелием. Шарик летел в сторону города, а Роман пристально следил за его траекторией с помощью компаса.
Тут подоспело ещё штук 20 машин с людьми и корзинами. Народ вывалился в поле.
Что-то обсудив с коллегами, пилот скомандовал "Загружайся!" и, на ходу заскакивая в машину, мы помчались ещё дальше от города. "Вот хорошее поле – заезжаем!" - и перед заправкой мы сворачиваем на дорогу, ведущую к вилле "Ксения" и Старой крепости. Съезжаем с дороги в поле, за нами – всё та же толпа из внедорожников и бусов. Останавливаемся среди травы, запускаем шарик, асы смотрят, думают, колдуют над картами…
"Нет, не здесь, едем дальше" - и машины, словно стадо взбешённых слонов, разворачиваются и выбираются снова на асфальт. Клаксоны гудят, подгоняя тех, кто едет слишком медленно или не может вытянуть в горку свой прицеп. Проезжающие мимо автомобили замирают на месте, чтобы не попасть под колёса гудящем и ревущему автостаду.
Часть автомобилей осталась на этом поле, откуда потом и стартовала в направлении Старого города, а мы проехали ещё дальше по дороге, ведущей в Хотин, и в третий раз свернули на грунтовку. За нами последовал и экипаж Дениса с "бортпроводницей" нашей Таней. Всё. Отсюда и будем лететь – разворачиваем шар.
Пока одни растягивали оболочку шара прямо на дороге, другие сняли с прицепа корзину и вентилятор. Зачем тут вентилятор? - спросите вы. Затем, что газовые горелки – мотор теплового воздушного шара – выдают пламя огня величиной до нескольких метров, которые могут запросто сжечь оболочку шара. Поэтому, чтобы она расправилась и раскрылась, сначала её нужно надуть обычным воздухом.
Пока шар Романа Савчука набирается воздушных сил, шар Дениса Володина за нашей спиной уже готов к приёму горячего воздуха, и его пилот уже направился к корзине.
Полыхнули горящим газом в глубины шара – и вот, его уже трудно удержать на земле.
А тут и мой шар уже начали заполнять жаром. Роман, будто огнемётом, орудует газовыми горелками, закреплёнными над корзиной.
Пока я, завороженный происходящим, делал эти снимки, шар уже начал рваться в небо.
"Пассажир!" - донёсся до меня крик. "Пассажир!" - ещё громче и отчаяннее кто-то закричал. И тут до меня дошло: "пассажир" – это же я! Пряча фотоаппарат в сумку, подбегаю к шару. Несколько человек держат корзину, которая вслед за шаром так и стремится оторваться от земли. Залажу в корзину, места там очень мало. Все четыре угла заняты баллонами с газом – нашим топливом. Запрыгивает Роман. Мужики из последних сил держат нас, не отпуская в небо. Шар всё больше наполняется горячим газом из непрерывно работающих над нашими головами горелок. Проходят одна-две минуты - и шар отпускают в свободный полёт!
Буквально за минуту мы взмыли примерно на километр. Земля под нами уменьшалась с такой же скоростью, как это происходит при полёте на самолете. Я вышел из оцепенения, ослабил пальцы, держащиеся за стропила, нашёл положение, в котором и пилоту мешать не буду, и фотографировать удобно, огляделся. Первое, что я увидел – это шар Дениса, летящий недалеко от нас.
Повернул голову в другую сторону, а ближе к горизонту – крепость и Старый город.
А вон и место, где мы пускали гелиевые шарики, и откуда стартовали другие экипажи. А слева – красавец мост "Бегущая лань".
Дальше полет проходил плавно и спокойно. Над головой погуживали горелки и раз в несколько секунд, пилот поддавал жару, с хлопком выстреливая дополнительной порцией огня в нутро шара.
Первое время мы летели на высоте около полутора тысяч метров. Вдалеке грациозно парили другие шары. Всего я насчитал 9 экипажей, принимавших участие в соревнованиях в тот вечер.
Минут через 15 полета Роман повёл шар к земле, по-видимому, охотясь за нужным ветром. Теперь мы проплывали над крышами домов, над трубами и линиями электропередач.
Люди выходили из домов, махали нам руками.
Автомобили останавливались, а пассажиры выходили из маршруток, чтобы посмотреть на нас.
Но особенно интересно было видеть реакцию на наш шар домашних животных. Собаки лаяли, козы с интересом задирали головы вверх, а потом, сорвавшись с привязи, сломя голову бежали через огороды.
Мы оплывали центр Каменца с запада.
Но, по-видимому, не это было нужно Роману. Это был не тот ветер, который доставил бы нас к заданной цели. И он снова, подержав несколько минут горелку открытой, поднял шар на высоту.
Но ветер всё равно гнал нас не к городу, а в пригород, к цементному заводу.
Шло время...
Шары начали друг за другом приземляться. Вот под нами совершил посадку экипаж "Хортицы".
Мы же ещё минут 15 летим низко над полями, выбирая место для посадки.
Я тщательно упаковываю в сумку фотоаппарат. Наверное, приземление – самая сложная часть полёта. Шар движется относительно земли, а у плетёной корзины, в отличие от самолета, шасси не предусмотрено.
Возле самой земли приседаю на дно корзины не только, чтобы не вылететь из неё при ударе об землю, но и чтобы снизить центр тяжести. Крепко держусь за ручки внутри и полагаюсь на мастерство пилота, в деталях представляя, как шар тянет за собой по полю перевернутую корзину, из которой я уже успел выпасть :-)
Но крушения не произошло. Корзина ударяется о землю, я упираюсь в её стенки, Роман тянет стропила, выравнивая шар. Через пару секунд ещё удар, ещё раз выравнивание шара, корзина не переворачивается. Третий удар был последним.
Мы остановились, но шар всё ещё рвётся лететь дальше. "Выскакивайте из корзины и тяните за эту верёвку" – скомандовал Роман, бросив мне стропила, прикрепленные к верхушке шара. Вот и я принял не только созерцательное участие в полёте! Я отбежал подальше, стремясь уложить шар на землю. Но он, ещё такой разгоряченный, всё ещё хотел летать…
Подъехала машина сопровождения, подбежали ребята, я отдал им бразды правления шаром и сделал несколько финальных снимков.
Упаковав шар в мешок, погрузив корзину в прицеп и обсудив результаты сегодняшнего полёта, экипаж "Рекстона" вернулся в город и выгрузил меня там, где и взял – у горисполкома. Возле него собирались все, кому посчастливилось сегодня полетать. Татьяна уже была здесь.
Но мы даже и не догадывались, что же ещё ожидает нас в этот вечер! Пилоты обязали нас купить по бутылке шампанского. Сказано - сделано. Ещё минут 15 прошло в разборках сегодняшних полётов и построении планов на завтра. Темнело. Наши пилоты заполняли какие-то бумаги, узнавая, как точно пишутся наши фамилии. Оказалось, что готовится обряд посвящения нас в воздухоплаватели!
Мы вчетвером (Таня, я и наши пилоты Роман и Денис) зашли за ёлочки, дабы не смущать дежуривших рядом милиционеров распитием спиртных напитков. Пилоты положили на землю предметы, летавшие с нами к облакам – карту и ленту-маркер, и начали процедуру посвящения.
Денис рассказал историю появления и развития воздухоплавания. В конце XVIII века изобретатели воздушного шара, братья Монгольфье, после успешных полетов в небо собак, решили поэкспериментировать на людях, выбрав для полётов каторжников, приговоренных к смертной казни. Однако дворянство Парижа возмутилось, считая такие полёты уделом исключительно высшего сословия. С тех пор каждого слетавшего на воздушном шаре принимают в общество воздухоплавателей, и ему даруется дворянский титул.
В разных странах этот ритуал несколько отличается, но в Украине он самый демократичный. Считается, что новоиспеченный воздухоплаватель должен отдать частичку себя четырём окружающим нас стихиям: ветру (с ним он летал на шаре), земле (на ней он стоит на коленях во время посвящения), огню (ему отдаётся кончик волос с головы) и воде (роль воды исполняет шампанское).
Денис Володин присвоил Тане титул "княгини Татьяны, высоты Каменца-Подольского покорившей", а Роман Савчук титуловал меня "графом Каменецким, отважно высоким, птиц облетевшим".
После торжественного вручения грамот мы стали на колени и таинство посвящения было совершено. На наших головах сожгли по несколько волос, и залили сей пожар Артемовским шампанским.
26/05/2009 17:39
Материалы по теме
- Страны: Украина
- Отзыв о поездке: Прогулка в 333 часа, июнь 2008
- Отзыв о поездке: Как я попала в Горный Крым и что из этого получилось, июнь 2004
- Новость от 23.04.2002: Фестиваль воздухоплавания - в Феодосии.
- Новость от 19.02.2002: Международный Фестиваль Воздухоплавания в Украине.
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.