Не успел я еще остыть от "накала Парижа", как Родина снова "закинула" меня "за бугор", - на этот раз на восток, в Китай. Шеф "накидал" мне и моему напарнику Сереге кучу заданий, которые нам предстояло решить всего за 6 дней. И Вы знаете, мы сделали это блестяще. А Китай еще долго будет оставаться в кулуарах моего сознания…
Итак, 19 марта 2009 года, я и Сергей приехали в Шереметьево-2. Там мы должны были встретиться с нашим проводников в этой поездке – Чанг Су – корейцем, который родился и вырос в СССР, а с его развалом – стал жить в России. В последнее время он посредничал между китайскими и российскими компаниями по поставке некоторых групп товаров для рыболовства. За "скромное" вознаграждения, он с радостью решил помочь и нам в начинании нового для наших компаний, направления. Билеты покупали через сайт авиакомпании "Аэрофлот", на чем сэкономили 15000 с билета (билет на человека в оба конца обошелся в 16200 рублей), а визу вообще делали сами.
Пока мы ждали Чанг Су, обратили внимание на женский взвод барабанщиц в красных костюмах. Так Шереметьево-2 встречало нового перевозчика, кстати, из Китая.
Рейс Москва-Шанхай регистрировался точно по расписания. Мы заполнили декларации, прошли таможню. Перед регистрацией в Шереметьево-2 есть пункт досмотра багажа. Сотрудников этой службы очень интересовали изделия из металла, которые мы хотели увести в Китай для образцов. И даже попытались нас "развести на деньги", "мол, нельзя без декларирования такое провозить" (причем это говорила сотрудница службы досмотра, а не таможни). Будучи не глупыми людьми, мы "отмазались" и прошли на регистрацию. Поскольку места я забронировал еще на сайте, здесь все прошло как "по маслу". Теперь пограничный контроль и служба досмотра пассажиров. О последней добавлю, что помимо сканирования багажа и пассажиров, теперь еще и осматривают ручную кладь. Да никто иной, как доблестные сотрудники нашей милиции. А у людей неславянской внешности делают это с особым пристрастием (как, например, у Чанг Су). Интересную "фишку" я тут узнал от одного из сотрудников: кто знает, в Шереметьево-2 таможня – первый этап прохода в самолет. Многие провозят суммы, изрядно превышающие допустимые. А потом, уже в очереди, например, на пограничный контроль, с напарником активно обсуждают то, как им удалось "провести" таможню. Так знайте, господа, у них есть в этой зоне сотрудники в штатском, который слушают, кто о чем говорит, и потом докладывают на пост той самой милиции, которая досматривает ручную кладь при предполетном досмотре. И если на тебя "навели", тебе посмотрят даже в п…пу, пока не найдут заветную сумму. Но про последствия говорить не буду…
А мы вернемся к путешествию. На шанхайский рейс "Аэрофлот" ставит "Аэробус-330", в народе именуемые "Арбузами-330". Самолеты "свежие", светлые и красивые, но… Мне показалось, что сидения экономического класса не удобные… Особенно в верхней части – подголовник маловат для фиксации головы, при этом если ты захочешь использовать надувной ворот, с этим подголовников он становится чрезмерно большим, и голова свисает вперед. Я мучился 4 часа, пока наконец заснул… В остальном полет порадовал, особенно блинчики, принесенные на завтрак.
Через 8 часов мы сели в шанхайском аэропорту "Пудонг", - просто нереальным по размерам. Все процедуры мы прошли быстро и без особых сюрпризов. Порадовала служба с собаками, которые обнюхивали багаж на выдаче в поисках чего-то запрещенного.
На выходе нас ждал Макс – китаец, долгое время проживший на русском дальнем востоке, и водитель. Макс работает у партнера Чанг Су, и был в нашем "турне" "мальчиком на подхвате". Мы сразу сели в машину и поехали на завод, который располагался в 150 км от Шанхая в городе Нинбо. Макс был нужен для перевода – я говорю на русском и английском, мой партнер – на русском и ломаном английском, Чанг Су – на русском и корейском, партнеры на заводе – на китайском. А Макс понимал по-русски, по-корейски, по-китайски, и немного – по-английски.
Наш путь пролегал через самый длинный мост через море (36 км), построенный в прошлом году к олимпиаде. Что интересно, мы мало видели местного населения – заброшенные дома, пустые поля, свободные дороги. Где они, пресловутые 1,5 млрд.населения, мы не увидели! Но нас порадовало качество дорог, много платных автобанов. Полиции практически нет (что странно), поэтому в городах все ездят как попало, друг друга автолюбители не уважают, пешеходов, кстати, тоже.
Завод выглядел примитивно. Двухэтажное здание – постройки практически времен Ленина, - служило офисным зданием, а рядом стояли 2 небольших ангара – производства, в которых и располагалось то, за чем мы собственно говоря и приехали. Не буду останавливаться на деталях переговоров, но отмечу, что китайцы – народ ушлый, и живут одной сделкой. Для них важно получить деньги и отгрузить товар (причем хороший или плохой, им все равно).
Учитываю проведенную без сна ночь в самолете, долгую дорогу на завод, обратный пусть в Шанхай я проспал. В том городе, где мы были (название не отложилось в памяти), я, конечно, посмотрел, как живут местные жители. Сказать "бедно" - значит ничего не сказать! Не представляю, как можно прожить на зарплату для мужчины в 100-150 зеленых бумажек, да еще и семью прокормить!
В Шанхае мы были только в 8 вечера, где нас уже 2 часа ждали партнеры Чанг Су (последний стал нервничать еще в 4 часа, видя, что мы не успеваем вовремя на "пьянку"). Поскольку имена партнеров выговорить и запомнить сложно, мы стали называть их по должностям – "директор" и "коммерческий директор". Господа, по национальности корейцы, построившие свой завод также в Китае, повели нас в корейский ресторан. Мы ели мясо, которое жарили при нас, закладывая его в лист зелени, макая в соус и запивая корейской водкой. Водка у них слабая, всего 19 градусов, зато без неприятного запаха (не путать с китайской, которая отвратительно пахнет и имеет крепость 38 градусов). Ну и естественно, пили пиво. Лучшее пиво китайского производства – "Чин Дао", остальные даже не рекомендую пробовать, просто "от…той"!
Окончив трапезу, мы "поползли" в отель. Ребята предложили отель "ДиДжонг 5*" (www.dijonhotel.cn). Стоимость хорошего номера составляет 600 юаней (90 долларов США). В номере есть все, что душе угодно. Отель светлый и "свежий", сервис на уровне количества звезд. Можно приходить с гостями, вопросов никто не задает. Я уже мечтал "обняться с подушкой", но господа предложили поехать в караоке "Шанхайские Ночи". Знаю, что название смущает, в тот вечер я подумал о том же…
Пятиэтажное здание было похоже на казино и все светилось. Внутри было все, что нужно индустрии развлечений – сауна, казино, дискотека. Три этажа занимали кабинки караоке. В кабинке было 2 дивана, 2 стола, телевизор с микрофоном. Не успели мы выпить по стаканчику ерша (в Китае так называется виски+пиво), как в комнату вваливаются человек тридцать красивых китайских девчонок. Мое чутье меня не подвело – это были "ночные бабочки". "Директор" долго уговаривал меня взять одну или 2х на ночь, но я воздержался. За годы командировок так ни разу и не пользовался подобными услугами, причем, ни капли об этом не жалею.
Чанг Су, в отличие от нас с напарником, взял себе "красавицу". Мы послушали китайские песни, пообщались, попили еще "ерша" и около полуночи добрели до отеля. Сон в ту ночь был "непробиваемым", я даже проспал завтрак.
В 11 утра в холле нас ждал Макс. И ждал не зря, мы презентовали ему бутылку хорошей русской водки. Мы должны были поехать в несколько мест, а также купить билеты на самолет в "Тсянь-Джинь" (третий по величине после Пекина и Шанхая город в Китае). Макс оставаться не стал, а в водители нам дал своего брата. Крупная ошибка, поскольку братец содрал с нас тогда 500 юаней (80 долларов США). На такси подобная поездка обошлась бы максимум в 200 юаней. Вообще, не рекомендую заказывать трансферы и пр. транспортные услуги, автомашин такси везде предостаточно, а проезд по городу обходится в 20 юаней (3,5 доллара).
За время поездки с братом Макса, мы все-таки немного посмотрели город. А девочка, которая была завербована Чанг Су ночью, осталась с нами на день (переводила с китайского на корейский). Мы даже имя ей дали – Маша!
Закончив дела, мы поехали на рынок Hong Qiao Da Tong Yang Market (461 Jin Hui Road). Приятно поразили цены. Здесь джинсы от "Армани" можно купить за 500 рублей, а часы "Бритлинг" - за 1200 рублей. Там же рекомендую посетить чайный магазин, который находится на первом этаже (Shanghai Hengeyan Tea Company). Вообще, со слов Макса, это один из самых недорогих рынков Шанхая. В торговые центры тоже "забежали", но цены там ничем не отличаются от московских универмагов и "моллов".
"Шопинг" прервали звонком из отеля – нужно было срочно забирать билеты на внутренний рейс. Они обошлись нам в 450 долларов на троих. Вот они, цены коммунизма, при этом билет был куплен за сутки до вылета, а самолет был полным.
А вечером господа снова подготовили для нас программу – мы пошли в общественную баню New Star (Телефон в Шанхае 021-34320777). О ней можно долго говорить, но наши ВИП - сауны "отдыхают" после посещения китайской общественной бани.
Опишу процесс. Заходишь, снимаешь обувь. Получаешь одноразовые шлепки, и браслет, по которому пользуешься всеми услугами внутри бани. Идешь в раздевалку, где браслетом открываешь шкаф. Раздеваешься то того состояния, в чем тебя увидел белый свет. Заходишь в зал. Слева расположен душевой ряд. На столике перед ним лежат в неограниченном количестве зубная паста, щетки, полотенца, бритвы и пр. Забавно, но перед баней китайцы обязательно чистят зубы. В душе есть два вида гелей и 3 вида шампуней. Все в неограниченных количествах. Далее ты проходишь в холл с бассейнами, джакузи и двумя банями – классической и турецкой. Вдоволь напарившись, проходишь в зал в банщиками. Там тебя помоют как в "лучших домах Парижа", - жесткой мочалкой, со специальным гелем, потом нанесут на тело мед с солью, потом грязевую массу, закончат процедуру молочком из какого-то растения и массажем всего тела. Напоследок еще раз намажут грязью и в турецкую баню на 2 сеанса, потом мыться, и в холл переодеваться. Банщик тебя вытрет с ног до головы, просушит волосы и пр., даст белые шорты и футболку. В таком виде можно сразу перед Богом становиться! А далее, поднимаешься на второй этаж, ложишься в специальное кресло с баночкой сока (пива, кому что) и симпатичная китаянка будет целый час делать массаж ног. Ощущения после описанного незабываемые, легкость в ногах остается на неделю вперед. Кстати, в бане можно остаться с ночевкой и спать на этом же лежаке. Это стоит на 5 долларов дороже. Желающие могут пройти все по второму кругу (выборочно), но мы после массажа поехали в отель отдыхать. А перед выходом нам выдали начищенные до блеска ботинки. Да так хорошо начистили, что я подметил, при покупке они так не блестели. И нас ждал еще один крепкий сон в номере отеля "ДиДжонг".
Перед сном Чанг Су сказал нам завтра быть в холле в 9 утра, поскольку наш рейс вылетает в 10.20 утра. Мы с напарником еще спросили, не поздновато ли, на что тот кивнул, что "нет!".
Завтрак в отеле просто великолепен. Особенно после 2х дневного поедания исключительно корейской "стряпни". Приятно было выпить кофе, съесть яичницу и кекс.
В 9 утра мы были в холле. Персонал медлил с "Чекин-аутом", поэтому в машину "коммерческого директора" мы сели только в 9.20. На наше несчастье, еще и в пробку попали (в воскресенье их быть не должно). И только в 9.40 приехали в аэропорт (хотя расстояние до него от отеля – всего 8 км). Вообще, аэропорт "Пудонг" выполняет международные рейсы, в вот аэропорт "Хонгойао" - исключительно внутренние.
Увидев толпу на регистрации (кстати, все надписи было почему-то только на китайском), мы решили применить "советскую" наглость и прорваться вне очереди. Директор и Чанг Су нас остановили, и начали что-то выспрашивать у дежурного по секции регистрации. Разговор занял 10 минут, а самое интересное – он привел к отрицательному результату, - их "послали", и нас вместе с ними! Мое возмущение не знало границ. Самое интересное, что "перебронировать" билеты нельзя, их можно сдать с оплатой штрафа в центральном офисе компании, который, почему-то, не располагался в базовом для нее аэропорту, а был на противоположной окраине города. Раскошелившись на 500 баксов, мы полетели следующим рейсом той же авиакомпании через час.
Предполетные процедуры обычны, как и везде. Из интересного отмечу, что изымают зажигалки. На обратном пути даже спросили, нет ли зажигалок в багаже, которые летит в багажном отсеке. Причем показывают бумажку на английском языке, где написано, что мера вводится срочно и с 26 февраля. Почему? Этот вопрос так и остался без ответа.
Авиакомпания Juneyao Airlenes является "лоу-кост" перевозчиком на китайском рынке. Ее парк состоит из "аабузов" (для не знающих слэнга пилотов – "аэробусов") 320й серии. Самолеты "свежие" и просторные. Стюардессы выглядят на 10 из 10 – молодые и красивые девушки достойны только высшей оценки. С одной из них я даже познакомился. За милый вид и невинный взгляд мы с напарником прозвали их "бэбики". Питание включено в стоимость билета, более того, давали даже горячее (время полета – 1.45 минут).
Двумя часами позже мы приземлились в третьем по величине городе Китая – ТяньЦзинь ("Чан Джи", - так говорят местные). Аэропорт современный, время обслуживания не превысило получаса. В аэропорту нас встречал другой партнер Чанг Су, - уже по сложившейся традиции он получил ник-нэйм "хозяин" (он был хозяином нескольких фабрик). При всем его положении, выглядел он очень скромно, зарабатывал, кстати, тоже.
Дорога в город заняла 40 минут. Нас, опять же по сложившейся традиции, привезли в корейский ресторан обедать. НА подъезде я обратил внимание на скопление венков на входе (венки на специальных постаментах украшали вход, при этом были похожи на наши венки, правда похоронные). Оказывается, у партнера "хозяина" и совладельца этого ресторана в тот день сыну исполнилось 100 дней, что в Китае считается большим праздником. И гости, пришедшие на праздник, дарили эти венки. Как Вы наверное догадались, этот молодой человек получил "погоняло" "отец". В отличие от "хозяина", он был более зажиточным человеком, рассекал на китайской копии Лексуса ДжеЭс-300, а за рождение второго ребенка заплатил государству роялти
Отобедав, мы поехали по городу с обзорной экскурсией (Чанг Су также, как и мы, был там впервые). "Отец" прокатил нас "с лихвой", а на обратном пути мы заехали на рынок сотовых телефонов (улица Ви Джинг Лу). Вот то место, где не выдержала мой русская душа – "айфон" можно купить за 100 баксов, а нокию 8800 – и вовсе за 80! И если последнюю нужно перепрошивать в России, то первый аппарат уже настроен на русский язык и стандарт вещания. Вот, где бизнес "зарыт". Купив 4 телефона (Чанг Су начал "плакать", что ему нужно отдохнуть), мы поехали в отель.
Отель "Фенглин" (www.fenglin-hotel.com) расположен в центре города возле громадного стадиона, построенного к прошлогодней олимпиаде. Отмечу, он "староват", выглядит, особенно внутри, далеко не "свежее". Радовало одно – цена, которая за одноместный номер составляла 45 долларов США в сутки. В номере все просто. Выделяется набор дополнительных аксессуаров, предлагаемых в ванной. Есть все, например женское нижнее белье, мужские трусы-шорты, бритвы, огромный выбор презервативов, особенно с вибратором. В отеле на втором этаже располагался караоке-бар, сделанный по принципу "Шанхайских ночей". Мы с напарником и не обратили на это внимания, однако Чанг Су "зачастил" и в это заведение. Завтрак "отстойный" (прошу прощения у чувствительных читателей), но такое даже не передать словами. Несколько видов "параши" китайского происхождения, отсутствует чай, и привычный российскому туристу набор "колбаса-сыр". Из предложенного, я ел только яичницу и пил кофе.
На вечер "хозяин" предложил снова поехать в сауну. На этот раз японскую сауну (www.tj-yinghua.com). Мы долго ехали через весь город, пока не приехали в подворотню на окраине. Из двери громко разносилась музыка. Нас встретил молодой человек и проводил на ресепшен. Принцип данной бани был такой же, как и в Шанхае, несмотря на то, что она была японская. Правда цена была в 1,5 раза дешевле (мы заплатили около 300 юаней на человека). Не буду останавливаться на этом, поскольку процесс был описан мною выше по тексту.
Тем не менее, отличия есть. Во-первых, баня сугубо мужская (это меня и насторожило). Во-вторых, один из ее элементов – арома - комнаты, которые не были представлены в Шанхае. Пройдя весь цикл процедур, мы расположились в зоне отдыха. К нам подошел парень и на китайском предлагал куда-то пройти. Я понял, что идти надо, но куда, так добиться и не смог. Мы шли по коридорам сауны, пока не дошли до комнаты со стеклом, прикрытого занавеской. Открыв штору, я был в шоке: на полукруглом диване в комнате площадью 10 м2 располагалось человек 35-40 молодых девчонок. "Ну все, проститутки", - подумал я и начал "отмазываться"… Молодой человек настаивал, чтобы я кого-то выбрал… Я отказывался… Тем более, что услуга, как я понимал тогда, недешевая, а мы сильно потратились на покупки. К нам подошли "хозяин" и Чанг Су, которые пояснили, что девушки уже включены в стоимость, и что они не проститутки, а массажистки. Правда, не простые. Массаж делают "эротический", а заканчивают все …. Нет, не сексом, как подумали многие, а чем-то более скромным.
Вот здесь я реально призадумался, рискнуть или нет. Радовало очень то, что все уже "олл инклюзив". Решил не рисковать. И отказался. Чанг Су же, напротив, пошел с девушкой в свою кабинку и потом целый вечер рассказывал нам о том, какой он гигант и как все здорово прошло. Подчеркиваю, сексом девушки не занимаются!
Вечер закончился в китайском ресторане, где мы ели утку по-пекински, и запивали китайской водкой (запах от водки был просто ужасен).
Несмотря на похмелье прошлого дня, 23 марта, в понедельник, мы встали рано. Поели "отстойный" завтрак и выдвинулись с "отцом" на его машине на завод. Он был расположен в 100 км от города, и мы углубились еще дальше, на север. Не буду вдаваться в коммерческую составляющую поездки, но скажу, что это нужно было увидеть. Там не было достопримечательностей и приманок для туристов, это был обычный сельский и провинциальный Китай. Очень бедный, убогий. Люди работают по 12 часов в сутки с тремя выходными. На фабрике мы увидели молодых девчонок. Я посмотрел, как они живут. В комнате 5х5 метров по краям прибита фанера, на ней вряд уложены матрасы – это спальные места. Посередине самодельный стол. На нем кухонная утварь и маленькая плитка для приготовления еды. Под потолком натянута веревка для сушки белья. Стойкий запах сырости и чего-то заплесневевшего. Единственный яркий элемент комнаты – плакать китайской мальчишеской группы. И здесь живет 12 человек. Всю свою сознательную жизнь…
Туалет – это даже не сарай, это будка, в полу которой вырыта канава (да, канава), и она перекрыта плитами. И работает он круглосуточно, независимо от погоды.
Теперь про товары. Они качественны. То, что Китай делает некачественные товары, ушло в историю… Например, я посмотрел костюмы для горнолыжников и сноубордистов. На заводе он обошелся в 1500 рублей, в России известная австрийская марка, отшиваемая на самом деле в Китае, стоит от 8000 рублей. Вот как ребята бизнес выстроили, просто молодцы! Китай делает все. Под любой маркой. Многие вещи, итальянские или французские, пошиты в Китае, Бангаладеше или Вьетнаме. Увидел все своими глазами. При мне сделали копию женского пальто известной французской марки. Образец привез в Россию, маме подарил
Вечер прошел спокойно. Мы с напарником погуляли по улице магазинов и гипермаркетов "Нан Джинг Лу", хотели вечером пойти в клуб "Sugar" или "Feelings" (говорят, лучшие клубы в городе). Но сил не хватило, попили пива в баре нашего отеля, подвели предварительные итоги поездок по заводам.
На утро следующего дня у нас был запланирован поход на рынок за товарами. Местные предложили самый крупный рынок в городе – "Табтон" на улице "Шанг Тонг Лу". Цены ниже шанхайского рынка в 2 раза. Например, кожаный чемодан (большой) обошелся мне в 1500 рублей. При этом "хозяин" сказал, что можно было и еще больше сторговаться. За 3 часа на рынке я накупил столько всего, сколько не покупал за последние два года. Одной обуви привез 8 пар! Новый чемодан был мгновенно заполнен. Цены ниже российских в 5-10 раз на все товарные группы. Так что рекомендую все "шоперам" начинать свой путь именно отсюда. А после обеда нас ждал рейс в Шанхай все той де авиакомпанией. В аэропорту мы попрощались с Чангу Су, который оттуда вылетал в Корею. В аэропорту, увидев очередь на службу контроля, я рискнул пойти через зал 1го класса. Минуты 2 я улыбался девушке-контролеру, после чего мы прошли туда без всяких помех, разве что зажигалки снова спрашивали!
Во время полета самолет периодически трясло, хотя грозы или облачности практически не было. А в Шанхае нас уже встречал Макс с двумя братьями, один из которых уже был нашим водителем несколько дней назад.
Напарник захотел снова поехать на рынок и докупить подарки семье, я же делал покупки с меньшим удовольствием, поскольку был "затарен" под завязку. И даже успел перекусить. Из интересного скажу, что братья усиленно "впаривали" часы моему напарнику, причем примерная стоимость часов на том рынке, как я писал выше – 300 юаней, нам же предлагали почему-то по 600. Было забавно наблюдать, как Макс и его мелочные братцы пытаются нагреться на мне и моем напарнике. А мы, как - будто, лохи, и ничего в жизни не понимаем.
Поселили нас в тот же отель, чему мы были несметно рады. Кстати, при вторичном заселении дают скидку 15% на номер схоже категории. Оставив чемоданы, мы обсудили планы на вечер. Решили посмотреть, чем живет Макс и сможет ли он нам помочь, если китайские партнеры подведут. Тем более, что вероятность этого была высока, а Макс сам намекал, что ради скромного вознаграждения готов на все. Решили распить бутылку водки и разговорить его.
Мы поехали в местный "притончик", где заказали еду и начали распивать принесенную с собой водку. Питание было на слабую троечку, а вот водка пошла на ура. Братья быстро напились. От Макса мы получили то, что хотели. Я уже было собирался домой, как мой напарник, будучи человеком, любящим компании, предложил посидеть еще. Крупная ошибка. Один из братьев притащил "колеса", утверждая, что это местная "виагра". Я пытался им объяснить, что хочу только спать, на что получил однозначный отказ.
Закончив, наконец, мероприятие, господа, вместо того, чтобы отвести меня в отель, повезли меня и напарника в уже известные читателю "Шанхайские ночи". Видимо, надеялись, что мы купим им по подруге (наивные). При этом один из братьев настаивал, чтобы я съел предложенную таблетку. Я отказывался, что вызвало в его скромном мозгу всплеск гнева, от чего он полез на меня с кулаками (в машине). Было два варианта: двинуть ему "в торец", или встать и уйти. Я выбрал второй вариант. Поймав такси, я уехал, однако напарник метался… он почему-то считал, что переговоры еще не закончены. Хотя, какие это переговоры? Это пьяный бред!
Они долго ехали за моим такси, и даже остановили его на перекрестке. Брат долго извинялся, но я непоколебимо уехал в отель и лег спать. Ребята не расстроились и принялись разводить моего напарника на чаевые за поездки по городу (хотя Чанг Су говорил, что машина бесплатная). Сергей раскошелился на 30 юаней (на такси вышло бы максимум 150!), хотя я бы, наверное, все-таки двинул "в торец".
Утром все было быстро. Мы, наученные горьким опытом опоздания в аэропорт, встали заранее. Позавтракали, упаковались, сдали номер. В 8.00 брат-водитель так и не приехал, как всегда, опоздал на 20 минут. Макс не приехал, видимо, было стыдно показать свой "фейс".
Дорого в "Пудонг" заняла около часа. По приезду брат снова начал клянчить 300 юаней, и Сергей снова раскошелился (да-да, такси дешевле, однозначно, но напарник считал, что это "поможет делу"). Терминал 2, откуда летает "Аэрофлот", был полупустым. Я в наглую пошел к стойке бизнес - класса, и попросил зарегистрировать. Все бы хорошо, но те запчасти, что набрал напарник на первом заводе, весили 25 кг, в результате чего у нас возник перегруз в 32 кг. А он оплачивается по крайне грабительскому прайсу – 24 доллара США за килограмм. Интересно, что кредитки не принимают. Оплату в долларах нужно производить строго бес сдачи. В обменный пункт находился в другом конце зала. Вот тебе непродуманность в лучшем своем проявлении. Мы наскребли доллары и пошли дальше. Процедуры не заняли много времени, и уже через час мы взяли курс на Москву.
Аэробусы 330, недавно купленные "Аэрофлотом", и вправду хороши. Система развлечений достойная, самолеты удобные и приятные. Хотели было пересесть в "бизнес-класс", но не договорились с проводниками, как всегда "задрали" цены. Ну а "Шарик второй" как всегда встречал нас огромной хаотичной очередью на паспортном контроле, и проблемами с багажом: свой новый чемодан я почему-то нашел на ленте рейса из Сеула. Но это мелочи, главное, что мы вернулись домой, куда так сильно хотелось всю неделю…
Резюмируя, я поездкой доволен. И с точки зрения бизнеса, и со стороны отдыха, и покупок, и познания мира. Обязательно приеду в Китай еще раз, но уже как турист, чтобы оценить культуру и историю этой замечательной страны…
06/04/2009 21:17
Материалы по теме
- Страны: Китай
- Отзыв о поездке: Чудеса Поднебесной и не только, апрель-май 2006
- Отзыв о поездке: Другой Китай, октябрь 2007
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.