Южная Норвегия: двое взрослых и пятимесячный ребенок

Случайно получилось так, что в отпуск в нынешнем (2009-м) году мы могли поехать только в Норвегию. И в этот раз с нами поехала наша пятимесячная дочка. Мы решили, что хотим посмотреть места, где мы еще не были - поэтому выбрали маршрут на юг страны, причем маршрут короткий, чтобы малышку недолго держать в машине.

Юг Норвегии совершенно не похож на остальные части страны - все не так: белые домики (вместо традиционных красных), теплое море (вместо традиционного холодного, северного, бурного), постоянное солнце (вместо традиционного фьордного тумана). Отсутствие фьордов и скал делает южное побережье Норвегии похожим на Финляндию, только с большим количеством свежей рыбы, сосиками-пёлсе на заправках (я не люблю хот-доги, но пёлсе остались в моем сердце еще с нашей первой поездки в Норвегию - и вкусом, и ценой, так как это самое дешевое, что можно съесть в стране) и ценами в норвежских кронах.

Первая часть прошла стандартно. Утром выехали из дома, перебрались в Торфяновке через границу, в Хельсинки сели на паром (на этот раз, правда, на Silja Line). Кстати, приятно удивила одинаковая цена на паромы, что на Силья Лайн, что на Викинг, в петербургском Паромном Центре и на сайте самих паромных компаний. Мы в итоге купи ли билеты через шведский сайт Silja Line, но только потому что жили в то время за городом и не хотелось ехать в город специально покупать билеты.

Воскресным утром мы выехали с парома в Стокгольме, почти сразу же встали на трассу E18 и помчались в Норвегию. Ехали мы до города Мосса стандартные 6 часов (стандартные - потому что предыдущие два года столько же времени у нас занимала дорога от/до Стокгольма до/от окрестностей Осло).

В Моссе мы планировали сесть на паром в Хортен. Паромы ходят каждые полчаса, плывут 30 минут. На удивление было много народ, и мы смогли попасть только на третий по счету паром.

Перебравшись в Хортен, мы поехали на юг и в километрах 15 от Хортена остановились в Furustrand Camping. Мы его заранее присмотрели, так как в районе Хортена не так много кемпингов, а этот привлек нас необычной архитектурой домиков. Стоит кемпинг на море, в нем кроме обычных домиков есть забавного вида хатки, стилизованные под укрепления (1080 NOK). Веранды этих хаток выходят прямо на море. На территории есть ресторан, ларек с минимальным набором еды, пляж, приспособления для игры в петанк. Мы побродили по территории, поели и легли спать.

Утром нас приветствовала стая канадских гусей, которые паслись на поле около кемпинга. Гусей была целая туча, и они то взлетали, то садились на поле и что-то активно там ели.

Furustrand Camping / Норвегия
    Furustrand Camping
    Канадские гуси около Тенсберга / Норвегия
    Канадские гуси около Тенсберга
    Шлюзы Телемарк-канала / Норвегия
    Шлюзы Телемарк-канала
    Типичный домик в кемпинге около Рисера / Норвегия
    Типичный домик в кемпинге около Рисера

Мы помахали им в ответ и помчались в сторону провинции Телемарк. Нашей целью был городок Улефосс, в котором мы хотели сесть на теплоход, который возит туристов по Телемарковскому каналу. Канал был прорыт в 19 веке и до сих пор является местной достопримечательностью.

Канал длинный, и путешествие от Скиена до Далена - то есть по всей протяженности канала - занимает 8 часов.

Но так долго теплоходы ходят только в сезон, то есть с конца июня по середину августа. А с середины августа до середины сентября есть укороченный маршрут от Скиена до Лунде, причем самая красивая и интересная часть - со шлюзами - между Улефоссом и Лунде.

В Улефосс мы приехали за 10 минут до прибытия теплохода Victoria. Билеты продавали прямо на теплоходе, и, что порадовало, брали к оплате карточки (300 NOK). Путешествие от Улефосса до Лунде в основном проходит по шлюзам, то есть чистого плавание в двухчасовом путешествии минут 30 от силы - остальное проход по шлюзам. Забавно налажена работа по открытию и закрытию шлюзов. Ими управляли две девушки лет по 20. Они вручную открывали шлюз, потом закрывали, затем садились в машину и ехали до следующего шлюза поджидать теплоход.

В Лунде мы погуляли около 20 минут, пока не пришел автобус, который отвозит всех обратно в Улефосс или Скиен (60 NOK). В Улефоссе мы вскочили в машину и помчались к побережью в поисках рыбы и ночлега.

Посмотрели на Крагерё, нашли рядом кемпинг, но домик нам не понравился, и мы решили ехать дальше. Крагерё - первый в целом цепочке на норвежском побережье городок с белыми домиками, магазином свежей рыбы, маленькой пешеходной улицой и непонятным притяжением..

Мы доехали до Рисёра, нашли симпатичный кемпинг Sorlandet Feriesenter (650 NOK за ночь) и остались в нем на две ночи.

Кемпинг расположен на берегу через фьорд от Рисёра, все домики стоят в зарослях ежевики, брусники, вереска и зверобоя. С причалов все ловят рыбу, рядом есть песчаный пляж. Так как я впервые в жизни видела настоящую ежевику, то первое, что я сделала утром, это пошла набрать ягод на завтрак. Очень рекомендую - норвежская ежевика и овсяные хлопья "Ясно Солнышко" созданы друг для друга.

На следующий день мы съездили в Рисёр, который из всех приморских городков понравился нам больше всего.

Весь в белых домиках, с симпатичной горкой над городом, откуда открывается вид на весь город.

И там мы впервые мы зашли в рыбный магазинчик. С этого дня наши ужины были предрешены, и все остальные дни - первое, что мы делали, когда приезжали в новый город, это искали такой рыбный магазинчик. Рыба там изумительная, свежепойманная. И кто бы мог подумать, что обычная сайда - это великолепного вкуса блюдо...

В тот же день мы поездили по окрестностям Рисёра - Тведерстранд оказался скучнейшим городком. Его пытаются рекламировать как одного из "книжных" городов Норвегии (второй есть на Согнефьорде около Балестранда), то есть городок, в котором полно букинистических магазинов. Возможно, для норвежцев это и интересно, так как все книги практически на норвежском языке. Нас же, иностранцев, такие магазины не особенно интересовали, а больше делать в Твердестранде нечего.

Вечером мы съездили и сходили посмотреть на котлованы, которые море вымыло в прибрежных скалах От парковки идти совсем не 15 минут (как написано на указатели на парковке), а минут 30. А если учесть, что у нас в "кенгуру" сидел пятимесячный малыш, то скакать по скалам в какой-то момент стало просто опасно. А на обратном пути мы чуть не заблудились. В общем, ездить туда не советую.

На следующий день мы продолжили путь на юг и посетили Арендаль и Гримстад. Оба достойные маленькие городки, в Арендале можно даже устроить приличный шопинг, но больше пары часов делать в них нечего. В итоге остановились в Tingsaker Camping (900 NOK), в Лиллесанде. Муж остался ловить рыбу, а мы с дочкой пошли в Лиллесанд - благо до центра городка от кемпинга 1 км. Лиллесанд, пожалуй, самый мелкий из всех южных городков, в нем приятная гавань, большая церковь и абсолютно нечего делать.

Типичный южнонорвежский городок / Норвегия
    Типичный южнонорвежский городок
    Персики на улицах Рисера / Норвегия
    Персики на улицах Рисера
    Павлины в зарослях черники / Норвегия
    Павлины в зарослях черники
    Здание McDonalds в Кристиансанде / Норвегия
    Здание McDonalds в Кристиансанде

Наутро мы решили съездить в зоопарк Dyreparken под Кристиансандом и, если будет время или желание, заехать в сам Кристиансанд. Зоопарк нам понравился, его правильнее назвать зоосадом, так как животные живут практически на свободе, ограниченные просто загородками, а посетители ходят по узким проходам между территориями разных животных. Особенно хорошо смотрятся на фоне берез и черничных зарослей южные животные и птицы.

Мы провели больше двух часов в зоопарке, и поэтому решили, что у нас полно времени для Кристиансанда.

В Кристиансанде мы запарковались около рыбного рынка (Fiskebrygge), так как после прогулки собирались купить там рыбы.

Прошлись по главной пешеходной улице с кучей магазинов, поели около рыбного рынка (в ресторане Pieder Ro) и отправились обратно в Лиллесанд.

Кстати должна отметить, что в чем плох юг Норвегии - так это в том, что там нет больших книжных магазинов. Ни в Ставангере, ни в Кристиансанде, ни тем более в более мелких городках мы не смогли найти достойного для зависания в нем образца.

Вечером после теплого дня в 23 градуса случилась гроза, которую было очень интересно наблюдать из широких окон нашего домика.

На следующий день догуляли по старой части Кристиансанда (Posebyen) и по остаткам крепости и отправились в Мандаль. Кемпинг в Мандале Sjosanden Camping (900 NOK) стоит прямо на знаменитом длинном песчаном пляже, от центр города километра 2-3. Мы погуляли по центру, купили рыбы и вечером после ужина скакали по скалам и пляжу.

Утром светило солнце, и мы быстро преодолели 40 километров до самой южной точки Норвегии - мыса Линдеснес, где стоит маяк.

Место действительно очень красивое, а в кафе при маяке пекут кексы с начинкой из ревеня, который тут же растет.

Мы продолжили путь на запад, но тут вмешались обстоятельства. Сломалась наша машина. Но видимо сила нашего волшебства смягчила удар, и машина, закряхтев и сильно сбросив мощность, дотащилась (о чудо!) до городка Лингдаль и в городке до автостанции Пежо (!) и только там заглохла намертво. Если бы не суббота, возможно, мы уже в тот же день продолжили наш путь. Но, увы, как во всей Скандинавии, жизнь в субботу в стране замирает и оживает только в понедельник. Мы поймали какого-то механика, который хоть и не специализировался в Пежо, но на машину грустно посмотрел и посоветовал приходить в понедельник в 7:30, ибо сейчас уже все отдыхают.

Нам повезло, что в этом городке был кемпинг (Kvavik Camping, 750 NOK за первую ночь, 550 NOK за следующую), и что до центра, где можно было вызвать такси, идти было всего километра полтора. Мы нашли магазин, накупили продуктов, нашли такси и даже таксиста, вернулись с ним к машине, нагрузили в такси вещей и подгузников и поехали в кемпинг. Повезло, что в кемпинге была свободная хатка, которую мы сняли на две ночи, надеясь, что в понедельник машину нам починят.

Собственно, следующие полтора дня прошли по-норвежски. Мы ходили в центр пешком (2 км от кемпинга), ходили в соседний городок (тоже 2 км от кемпинга), ловили рыбу на лодке (лодка и весла входили в стоимость домика), смотрели телевизор, кормили уток и ели.

Утром в понедельник в 7:40 муж уже стоял в сервис-центре, а в 9 утра уже приехал на отремонтированной машине за мной и дочкой. И мы тут же помчались в сторону Ставангера.

На пляже в 15 км от города в селении Olbor мы нашли кемпинг без названия, но с домиками и квартирками. Собственно сняли мы даже не домик, так как в домиках туалет с душем находились рядом с домиком, и приходилось бы проносить ребенка через улицу. Сняли мы двух этажную квартиру в этом же кемпинге (1100 NOK). Можно было снять такую же и в один этаж, но уж больно вид с балкона был хорош. Мы не пожалели, так как закаты над океаном с балкона смотрелись чудесные.

Собор Кристиансанда / Норвегия
    Собор Кристиансанда
    Остатки крепости Кристиансанда / Норвегия
    Остатки крепости Кристиансанда
    Маяк на мысе Линдеснес / Норвегия
    Маяк на мысе Линдеснес
    Собор Ставангера / Норвегия
    Собор Ставангера

Поехали мы смотреть на Ставангер. Так же как и в Кристиансанде несколько разочаровала нас старая часть города.

Да, действительно, белые домики, и правда в них живут люди. Но в виду отсутствия магазинчиков и кафе в этой части города, район кажется несколько "мертвым".

Нам больше понравился района на другой стороны гавани, в котором также небольшие деревянные дома, но в них кипит жизнь.

Мы прогулялись и там, поднялись на самую высокую точку города с башней, посмотрели на гавань. Посетили и небольшой готический собор рядом с рыночной площадью. Вечером гуляли по крошечной гавани в Олберге, где находился наш кемпинг, и познакомились с симпатичной выдрой. Кстати в этой самой крохотной гавани обнаружился восьмиугольный домик, в котором во время второй мировой войны жили советские военнопленные - об этом поведала нам табличка на этом сарайчике.

Утром уже в 10 утра мы стояли в центре Ставангера и ожидали очереди на паром, который проходит по всему Люсефьорду (от Ставангера до Люсеботна).

Особой очереди не было, так то можно было заранее не приезжать. Паром проходит из гавани Ставангера, делает еще две остановки и дальше без остановок плывет по фьорду. По пути видны скалы Preikestolen и Kjerag, а также ровно как и написано в буклете, который раздается на пароме - в месте под названием "Тюлень" действительно лежат тюлени.

Поначалу была великолепная погода, но как только мы доплыли до середины фьорда, сразу наползли тучи и пошел противный мелкий дождь.

Выгрузившись в Люсеботне в 13:30, на края фьорда мы поднялись на гору, посмотрели на фьорд сверху и поехали 100 км обратно в наш кемпинг. Между Санднесом и Ставангером заехали в большой торговый центре Kvadrat, побродили там и поехали в наш кемпинг.

Последний день в районе Ставангера мы посвятили небольшому шопингу в Ставангере - надо отметить, что на юге очень плохо с норвежскими сувенирами. К примеру, в центре Ставангера всего один магазин, который ими торгует. Затем доехали до монастыря Utstein Kloster - местность вокруг монастыря нам понравилась больше, чем сама церковь, которая от монастыря осталась.

После монастыря мы начали путь в сторону родины. В этот день мы без остановок доехали до Егерзунда по так называемой дороге Северного моря, то есть не по трассе, а вдоль моря. Моря видно было немного, но пейзаж действительно очень красивый, сначала дюны, а ближе к границе областей Рогаланд и Сёрландет - большие валуны.

В Егерзунде мы остановились в кемпинге Steinsnes Camping (650 NOK), который хоть и расположен в 2 км от центра города (то есть до города не дойти), но находится на берегу реки с порогами. Спалось очень хорошо под аккомпанемент воды. Мы немного половили рыбу и пофотографировали пороги...

Утром проехав через старую часть Егерзунда и выяснив, что мы пропустили главное в городе - местную пивоварню, мы без остановок проехали до Кристиансанда. Опять погуляли по нему и нашли кемпинг Skudevik Feriesenter в Hovag. Кемпинг был полон немецких детей и, как это неудивительно, дайверов. Что еще более удивительно, так это то, что в море, на берегу которого кемпинг стоит, мы видели разноцветных рыбок, таких, какие водятся обычно в Красном море. Так мы и не поняли, что это были за рыбы и откуда они в северных морях.

Следующий день прошел в езде - от Кристиансанда до Хортена, за исключением утреннего шопинга в Sorlandet Parken, большом комплексе магазинов под Кристиансандом.

Старый Ставангер / Норвегия
    Старый Ставангер
    Домики в гавани Ставангера / Норвегия
    Домики в гавани Ставангера
    Памятник объединению Норвегии / Норвегия
    Памятник объединению Норвегии
    Пороги в Егерзунде / Норвегия
    Пороги в Егерзунде

В Хортене мы заселились в кемпинг Lovoya Camping (900 NOK), решив не переплывать в Мосс, так как стояла большая очередь из машин (пятница, все норвежцы решили переплыть Осло-фьорд). Погуляли, посмотрели сквозь французские окна на дождь и последний раз поужинали рыбой.

В 6 утра мы уже были на ногах, и в 6:45 паром уже вез нас на другой берег Осло-фьорда в Мосс. В 7:15 мы выехали из Мосса и помчались в Стокгольм. Традиционно потратив 6 часов, с двумя коротенькими остановками мы добрались до шведской столицы.

В 17 часов погрузились на Силья Лайн и поплыли домой, то есть в Финляндию. Дальше просто - выгрузились в Хельсинки с паром и домой, теперь в Петербург.

В этот раз мы проехали по Норвегии меньше всего - 1968 км...

Источник:

virgo-baby
    21/01/2010 15:55

Новости из Норвегии

29.02.24 Norwegian Air Shuttle будет выполнять рейсы между Осло и Стамбулом
    29.09.23 Норвегия запрещает въезд российских легковых автомобилей с 3 октября
    22.09.23 Норвегия закроет въезд российским автомобилям
    25.09.22 Норвегия приостановила действие соглашения об упрощенном визовом режиме
    15.06.22 Консульство Норвегии усилит проверку анкет от заявителей из России на все типы виз