лучшее письмо месяца

    Самостоятельное путешествие в Марокко



    Сказать о том, что я всю жизнь мечтала съездить в Марокко, было бы нечестно. Более того, до недавнего времени мои представления об этой стране ограничивались лишь фильмом "Касабланка" и стикерами на апельсинах. Но всё это было до того, как я увидела фотографии этого удивительного места и буквально загорелась идеей съездить туда. Притом путешествовать не в составе организованной группы, а как всегда, "дикарем".

    Имея большой опыт самостоятельных поездок в Европу, оправляться в арабский мир всё же было волнительно. Но как оказалось, совсем не страшно. Марокко - страна намного более цивилизованная, чем ее восточные соседи (Египет, Турция), и вместе с тем не настолько развращенная массовым туризмом.

    Поскольку помимо Марокко, было решено посетить еще и Францию с Испанией, программа пребывания в самом Марокканском Королевстве выглядела так:
    1 день: Перелет Париж - Марракеш
    2-3 день: Поездка в Сахару: Марракеш - Высокий Атлас - Аит Бенхадду - Варзазат - Загора - Марракеш
    4 день: Переезд в Эссуэйру
    5-6 день: Эссуэйра. Ночной переезд в Касабланку
    7 день: Перелет Касабланка - Барселона

    День первый. Культурный шок

    Мы с подругой летели в Марракеш из Парижа. Француженка на регистрации долго рассматривала наши российские паспорта, просила показать обратные билеты, объясняя это необходимостью удостовериться, что мы вернемся. Подобная забота Шенгена о нашем возвращении была необычна, но приятна.

    Аэропорт Менара расположен в 5 км от Марракеша. В полдень наш самолет оказался единственным на прибытии. Он остановился недалеко от главного здания, и мы бодрым шагом отправились на паспортный контроль. Россиянам при въезде в страну виза не требуется и даже покупать марки для вклеивания в паспорт (как, например, в Египте) тоже не надо. Необходимо только заполнить миграционную карту (в графе "Куда" указывается полный адрес и название гостиницы, в которой будете останавливаться). Такая же миграционная карта заполняется при выезде из страны. Кстати, номер миграционной карты спрашивают во всех гостиницах при регистрации.

    В аэропорту мы поменяли деньги (курс везде одинаковый - порядка 11 дирхемов (Dh) за 1 евро). На следующий день нам предстояло отправиться в пустыню, где уж точно обменников и банкоматов не встретишь. Кроме того, наше путешествие происходило во время Рамадана, когда все государственные учреждения, в том числе и банки закрываются в 14:00. Выходя из здания аэропорта, мы морально подготовились к атаке таксистов с завышенной в 10 раз стоимостью проезда (реальная цена до города - 50 Dh). Но они не проявляли никакой активности - Рамадан всё-таки, и силы нужно беречь.

    В стороне стоял современный автобус-шатл №19, который ходит от аэропорта по кругу через весь город. Водитель прекрасно говорил по-английски, каждому выдавал карту города, спрашивал название отеля и консультировал, на какой остановке лучше выйти. Из-за этого очередь на вход была медленная, но тем не менее, такое достижение цивилизации радовало. Проезд стоил 20 Dh, водитель настойчиво советовал сразу купить билет туда-обратно за 30 Dh и отстал только после того, как мы сказали, что будем улетать из Касабланки. Кстати, Касабланкой ее никто здесь не называет - именуют просто Каса.

    Минут через 15 поехали. Наш отель находился почти в конце пути (остановка №11), так что бонусом нам досталась обзорная экскурсия по городу. Мы сразу поняли, что здесь никто никуда не торопится. По пути водитель останавливался, чтобы поговорить с полицейскими, подсадить других водителей и т.п. Но всё равно было удобно и интересно. Кстати, по Марракешу также ходят двухэтажные туристические автобусы с открытой крышей, хотя особой пользы в них нет - расстояния небольшие и гораздо приятнее гулять пешком.

    Многие в отзывах замечали, что каждый город в Марокко имеет свой цвет. Так вот цвет Марракеша - красный, нежно-коралловый. Он как нельзя лучше подходит городу, температура в котором порой зашкаливает за 45 градусов. Крепостные стены, опоясывающие старый город - Медину, административные здания и жилые дома - всё нежно-кораллового цвета. Центральные улицы и площади в Марракеше украшены государственными флагами (красными с зеленой звездой в центре), которые придают ощущение торжественности.

    На дорогах поражает необычайная "движуха". Машины, пти такси (кстати, в каждом городе они тоже своего цвета; в Марракеше - желтого), гранд такси, мопеды, ослиные и конные упряжки, велосипеды. На мопедах ездят абсолютно все: мужчины, женщины, дети и даже животные. Перед моими глазами до сих пор стоит образ араба на мопеде, везущего у себя на коленях козла. Светофоры встречаются только на крупных площадях (всего их около четырех) и особой нагрузки не несут. На перекрестках машины сигналят сразу всем, разгоняя зазевавшихся пешеходов и велосипедистов. Пешеходов никто не пропускает. Сначала мы жутко боялись переходить дорогу, но потом приноровились и бодро перебегали даже с чемоданам. Глядя на то, как местные лавируют среди плотного транспортного потока, мы только диву давались, как они до сих пор живы. Впрочем, скорости в городе небольшие, а реакция водителей быстрая.

    Наш отель находился в новом городе Гелизе (Gueliz) и назывался Toulousain. Впечатления от отеля остались самые приятные, а стоимость номера в нем была просто смешная (230 Dh за дабл с завтраком). Единственное, что смущало - так это отсутствие кондиционера (но температура +30 переносилась совершенно нормально). Кроме того, отель расположен далековато от старого города с основными достопримечательностями - около получаса ходьбы. Но с другой стороны это даже плюс. Посетив Медину Марракеша, я искренне порадовалась, что мы не поселились там.

    Мы разложили вещи и отправились гулять. И тут выяснилось еще одно обстоятельство. Названия улиц в Марракеше вообще никак не отмечены. Карты практически бесполезны, а единственные ориентиры - это площади и 72-метровый минарет мечети Кутубия. Кутубия является главной достопримечательностью Марракеша и одновременно его самым высоким зданием, остальные дома должны быть не выше пальмы. Шпиль минарета увенчан четырьмя золотыми шарами разной величины, поставленных один на другой. По легенде, они были отлиты из украшений жены султана в наказание за то, что она нарушила пост во время Рамадана, съев одну виноградинку. Кстати, минареты других мечетей тоже напоминают Кутубию, только размером поменьше. Вход внутрь не мусульманам строго запрещен.

    Рядом с Кутубией расположен Королевский дворец, от которого видны только крепостные стены. Перед входом стоят караульные, все в разных костюмах. Их нельзя фотографировать, но выглядят они настолько забавно, что удержаться сложно. Недалеко от Кутубии раскинулась главная площадь старого города - Джема-Эль-Фна (Place Jemaa El Fna), по-простому - Ля Плас. Именно на эту площадь нас всё время пытались направить местные хелперы, естественно, не бесплатно. Замечено: как только достаешь карту, количество хелперов вокруг увеличивается в разы. Бороться с ними можно несколькими способами:
    1) Спокойно отвечать "нет, спасибо". Как писали в одном из отзывов, "эмоционально не вовлекаться". Отстают сами.
    2) Вообще не реагировать, как будто не замечать. Увлеченно болтать с собеседником, фотографировать достопримечательности. Хелперы со временем обижаются и отстают.
    3) Мы изобрели самый забавный способ. Дело в том, что каждый уважающий себя хелпер знает фразы на разных языках. Русский язык - явно не их сильная сторона, потому что самостоятельно путешествующих русских в Марокко единицы. Многие не видели наших соотечественников ни разу в жизни. Хелпер, не дождавшись ответа на английском, начинает перебирать все возможные национальности и языки. Кем нас только не называли: англичанами, испанцами, французами, даже японцами. Но чаще всего называли "полония" (рассказывают, что пару лет назад у них было нашествие туристов из Польши, с тех пор все люди славянской внешности для них - поляки). Когда же мы в итоге представлялись русскими и делали вид, что больше ни на каком языке не понимаем, хелперы ни с чем уходили. Потому что сказать по-русски им абсолютно нечего.

    Рядом с площадью Джема-Эль-Фна находится офис компании Sahara Expedition, в которой мы заранее в Интернете бронировали поездку в Сахару на два дня (65 евро). В офисе сидели женщины в джелябах и работали на компьютерах. Одна из них приняла от нас оставшуюся часть суммы, еще раз показала маршрут и проинструктировали по поводу завтрашней поездки.

    Далее мы отправились в сторону рынков (суков), решив отыскать Медресе Бен-Юсуф (Medresa Ben Youssef) и расположенный рядом Музей Марракеша (Mesee de Marrakech). После получаса брожения в непонятном направлении по торговым рядам, подгоняемые сзади лошадиными и ослиными повозками, мы наняли "гида". Найдя с виду приличного парня, который бегло говорил по-английски, мы попросили довести до музея за 10 Dh. По пути к нему присоединился приятель, который потом нагло заявил, что ему тоже положено за работу, но был цинично отшит. Я так понимаю, подобная работа парами в них в норме. Достопримечательности оказались закрыты. Потому что в 15:00 в Рамадан уже ничего не работало. Но прогулка по Медине всё равно была запоминающейся.

    На площади к подруге пристал араб, предлагающий сфотографироваться с обезьянкой. На вопрос, сколько будет стоить это удовольствие, получили стандартный ответ "сколько дашь". Никогда не верьте этому - цену надо оговаривать заранее. Тут же подбежал второй араб с такой же обезьянкой и тоже стал маячить перед камерой. А потом, естественно, они уже вдвоем стали просить вознаграждения в размере 20 евро. Получив вместо этого 20 Dh, они состроили такую гримасу, как будто были обижены в самых лучших чувствах.

    Вечером отправились отведать местной кухни в ближайший ресторанчик. Как раз было 19:00 и я поняла, что мы попали. Нас сразу предупредили, что придется подождать, так как изголодавшиеся местные жители приступили к "завтраку". Именно к завтраку, потому что настоящий обед в Рамадан у них начинается после 00:00. Но мы уже никуда не торопились, потому что здесь вообще никто никуда не торопится.

    В одном из отзывов читала, что Макдональдс в Марокко - это самый дешевый и безопасный способ питания. Насчет безопасный не знаю, но уж точно не из дешевых. Зайдя ради интереса в этот капиталистический рай, мы увидели гамбургеры по 50 Dh. Это составляло практически полную стоимость комплексного обеда в традиционном марокканском ресторане.

    День второй. Через горы на восток

    В 7 утра мы уже стояли у офиса турфирмы, чтобы отправиться в двухдневный тур на юго-восток через Атласские горы - туда, где начинается пустыня Сахара. Чемоданы мы бесплатно оставили в кладовке отеля. Вместе с нами - трое японцев и уругвайская пара. Забегая вперед, скажу, это мини-путешествие оказалось самым ярким и запоминающимся из всех марокканских впечатлений. Марракеш лежит очень близко к горам Высокого Атласа, поэтому уже через час езды дорога пошла резко вверх, превращаясь в узкий серпантин. Именно он и стал причиной того, что мы не отважились брать машину напрокат для поездки в Сахару. Горная дорога очень узкая, встречные машины разъезжаются с трудом. Внешний край от пропасти вообще ничего не ограждает. В то же время качество дорожного покрытия очень хорошее - дороги в Марокко строили французы. А сами тачки старые, но в таком климате прекрасно сохраняются.

    Горные пейзажи восхитительны и разнообразны. По мере приближения к самой высокой точке Tizi N'tichka (2260 м) бурная растительность и кораллово-розовые горы сменяются "лунными" пейзажи. В это время года был сезон засухи, и все уэды (пересыхающие реки) были больше похожи на ущелья. Водитель периодически останавливался со словами "фото" - это значило, что мы приехали на очередную смотровую площадку. На каждой такой площадке стоял стол-раскладушка, на котором разложены продаваемые окаменелости - фоссиль (почему-то с ударением на последний слог). Окаменелые зубы, листочки в камнях, "розы пустыни" и разноцветные камни. Если что-то нравится, покупать лучше там же, потому что потом Вас будут останавливать в специальных местах, где цена подскакивает раза в три и сбить ее нереально.

    В 12:00 нас привезли в самую знаменитую касбу Аит Бенхадду и выпустили погулять. Времени было катастрофически мало - около получаса. Поэтому мы по ней скорее бегали, чем ходили. Касбы - это крепости пустыни, построенные из глины и соломы и окруженные деревнями - ксарами. Эти невероятные сооружения являются гордостью Марокко. Они притягивают тысячи туристов и как ни странно, кинорежиссеров. В ксаре Аит-Бенхадду снимали целый ряд голливудских фильмов - "Жемчужина Нила", "Мумия", "Гладиатор" и пр.

    Для того, чтобы попасть в ксар, необходимо пересечь речушку. В лучшие времена она разливается и переходить нужно по разложенным поперек камням. А местные дети подрабатывают тем, что помогают идти, держа Вас за руку. Сейчас же речушка заканчивалась через 20 метров после "переправы" и бизнес был явно невыгодным.

    Касба - очень необычная, и я бы точно задержалась там на полдня, чтобы осмотреть всё. Но у нас был плотный график, чтобы успеть покататься на верблюдах на заходе солнца, а не в полнейшей темноте.

    После посещения касбы нас повезли обедать в Варзазат, местный центр кинематографии, где до сих пор нет кинотеатра, но зато практически каждый житель успел сняться в киношной массовке. На трех местных киностудиях уже сняты эпизоды к 182 фильмам. Все наши опасения по поводу того, что мы, как и местные, в Рамадан будем ходить голодными до 19:00, не оправдались. Туристический ресторан находился на площади прямо рядом с музеем кинематографии. Очень хотелось туда сходить, вход стоил всего 30 Dh, но и на обед нужно было успеть. Всего нам дали полтора часа. Мы решили, чтобы быстро поедим и потом в музей. Но быстро не получилось. Дело в том, что в этот ресторан везли всех туристов по этому маршруту, и обед мы ждали не меньше 50 минут. В итоге посещение музея оставили на следующий раз.

    Далее путь лежал через долину Драа, которую иначе называют "Долиной тысячи касб. Там протекает, я так понимаю, единственная река, не пересыхающая летом, и поэтому эта местность отмечена роскошными пальмовыми рощами, а которых выращивают финики.

    К 18:00 мы доехали до Загоры, от которой начинаются первые песчаные дюны. Последний цивилизованный пункт перед пустыней состоял из небольшой гостиницы и пары торговых лавок. К одной из них нас подвезли и сказали, что всем просто необходимо купить воды и платок на голову. Вода была у всех, а вот с головными уборами возникли сложности. Ну конечно же, нам готовы были продать платочки и даже профессионально намотать их на голову. Удовольствие это стоило 50-80 Dh. У меня была клетчатая арафатка, привезенная из мото-сафари в Египте. Продавцы вместе с водителем принялись активно убеждать меня в том, что она не подойдет. Между нами разыгрался примерно такой диалог:
    - Это неправильная арафатка, тут такая не подойдет.
    - Почему не подойдет?
    - Она слишком маленькая.
    - Пустыня же везде одинаковая. В Египте подходило.
    - Ну, покажи, как завязывать.

    Отработанным движением я намотала себе на голову арафатку, после чего они с уважением отстали. Нас отвезли к стоянке верблюдов. Всех усадили на верблюдов, и мы поехали, действительно, любуясь закатом.

    Езду на верблюде я себе представляла так: сидишь на верхотуре и гордо качаясь, созерцаешь красоты пустыни. На деле всё оказалось не так. Верблюд - животное очень жесткое и даже толстые седла не спасают. А еще он не плывет по пустыне, а как будто прыгает по ней, двигаясь рывками. А ты соответственно, прыгаешь на его горбе всю дорогу в такт. Это оценили все. Но самое веселое началось, когда зашло солнце. Потому что у наших проводников начался "завтрак". Побросав поводья, они сели в кружок на землю и стали жадно есть. Наши верблюды, не обращая внимания, стали двигаться дальше за вожаком. Мы беспомощно кричали, потому что корабли пустыни отказывались понимать наш язык. Только после этого один из проводников отвлекся и остановил наш караван.

    Начитавшись, что верблюд обязательно плюнет, если стоять ровно перед ним, мы каждый раз истерически визжали в моменты, когда верблюд поворачивал к нам свою голову, при этом что-то жуя. Остаток пути мы проделали в полной темноте. В какой-то момент к нам из-за угла присоединилось еще три каравана и мы зашагали все вместе. Спустя два часа, мы подъехали к лагерю. Понятие лагерь заключалось в том, что на его территории стояло четыре-пять палаток и больше вообще ничего не было видно. Палатка-бивуак была рассчитана на всю нашу группу, но вообще там могло разместиться человек 15. В центре висела горелка, стояло два стола, а по краям были разложены матрасы. Вот такие спартанские условия.

    Нас накормили, а потом пригласили на импровизированный концерт на верхушке одной из дюн. Действительно, пять берберов засели на дюне и стали играть, петь и танцевать. Постепенно туда стянулись обитатели бивуаков. И уже через полчаса все вместе плясали под берберские напевы.

    Ночью мы проснулись оттого, что шел дождь. В пустыне! В засуху! И громко капал по крыше.

    День третий. Назад в Марракеш

    Утренняя пустыня не производила впечатление пустыни: мокрый песок, мелкие дюны. Рядом с одной из них лежали мокрые верблюды и явно были не довольны тем, что их беспокоят. Кстати, экскурсия на три дня (за 100 евро) везет в Мерзугу - вот там настоящая пустыня и настоящие дюны высотой до 150 метров.

    После завтрака мы взобрались на верблюдов и поехали обратно. Ехать на верблюде полтора часа уже было не настолько жестко, видимо, привыкли.

    Остаток дня предполагалось ехать той же дорогой обратно в Марракеш. Где-то в районе городка со странным названием Агдз нас ожидал сюрприз - огромная пробка на дороге. Оказалось, что произошла авария с участием двух машин, рейсового автобуса и грузовика. В результате столкновения автобус развернуло, и он загородил две единственные полосы движения, перекрыв движение с обоих направлений сразу. Разворачивать его никто не собирался, потому что всех более интересовала судьба грузовика. Ему повезло меньше. Перевернутый грузовик лежал в канаве, его кабина была полностью раздавлена.

    Пробку мы объезжали по каменистой пустыне - хамаде. В Марракеш вернулись около 19:00. Мы сразу отправились на автовокзал, чтобы купить билеты на утренний автобус в Эссуэйру. Автобусный вокзал расположен недалеко от отеля (пешком около 15 минут), рядом с крепостными стенами и воротами Bab Doukkala. Как только мы зашли в здание вокзала, на нас набросились местные продавцы билетов. Приличных автобусных компаний в Марокко две - CTM и Supratours, но есть еще куча мелких местных перевозчиков. Продавцы не отставали. После моего ответа, что нужен только CTM, они стали кричать, что они и есть CTM. И не унимались, пока мы самостоятельно не дошли до нужной кассы. В кассе сидел продавец, похожий на Уилла Смита (насколько я потом поняла, у них половина населения похожа на Уилла Смита), у которого мы купили билеты на 12:30 за 80 Dh.

    Ближе к 22:00 мы отправились на главную площадь, чтобы посмотреть удивительный спектакль, который там разыгрывается каждую ночь. Огромные ряды с апельсинами, лавки с похлебками, и кучки народа по интересам. В одном кругу заклинают змей, в другом - играют музыку гнауи и тут же под нее танцуют, в третьем - пытаются удочкой выловить бутылки с водой, и т.д. Между всем этим ходят гадалки и татуировщицы. Звучит музыка, в воздухе разносятся ароматы еды и пряностей.

    День четвертый. Здравствуй, Атлантика!

    После утреннего завтрака мы успели выполнить программу максимум, посетив сад Мажорель. Это единственное место, которое выделяется из красного великолепия Марракеша. Здесь преобладают цвета зелени и голубого неба. Небольшое пространство сада плотно засажено экзотическими растениями: кактусами, пальмами, юкками, бамбуком, есть пруд с кувшинками, распространяющими пьянящий аромат. В саду стоит дом нереально синего цвета, который одно время принадлежал Ив Сен-Лорану. Вход в сад 30 Dh, проезд на такси по городу - 10 Dh. Сад лучше посещать именно с утра, сразу после открытия, потому что тогда в нем еще нет толп туристов, и можно насладиться всей красотой этого места.

    Вернувшись в отель, мы собрали вещи и отправились на вокзал. За полчаса до прибытия автобуса нужно было подойти в кассу CTM и купить багажный талон. За оба чемодана с нас взяли 5 Dh, прикрепив на них соответствующие ярлычки. Пришел наш автобус - и я удивилась. Это был стандартный автобус Eurolines, целая куча которых колесит по Европе. Автобус выехал вовремя, после чего отправился на второй вокзал в Марракеше, где стоял еще полчаса. Дело в том, что у CTM в Марракеше есть свой вокзал и на автобус можно садиться прямо там, чтобы не терять время. Официально дорога между городами занимает всего 3 часа, но где-то посередине пути автобус остановился и выпустил всех погулять минут на 40, в результате чего мы приехали в Эссуэйру только в начале пятого.

    Эссуэйра расположена на берегу Атлантического океана. Именно поэтому в этом городе преобладают синие ветреные тона. Белые дома с выкрашенными в синий цвет ставнями, бело-синие тротуары, синие такси и рыбацкие лодки. Это город-порт и бывшая португальская крепость. Город чаек и кошек, откормленных портовой рыбой. Город художников, серфингистов и хиппи. Город, где можно залечь в песчаных дюнах на берегу, любоваться Атлантикой и самым фантастическим закатом.

    В Эссуэйре мы жили в Медине в уютном риаде Dar Al Bahar на берегу океана. Таксист за 10 Dh довез нас до центральной площади и дальше напутствовал идти пешком, потому что на машине в Медину не заехать. Кстати, по всей Медине бегают носильщики с тачками и помогают туристам доставлять их чемоданы к отелю.

    В Эссуэйре чувствовался запах свободы. Здесь было больше туристов. Никто не ходил в джелябах. Всё чаще встречались люди в шортах и коротких майках. Здесь было жарко, а ветер с Атлантики служил лучше любого вентилятора.

    Ориентироваться в Медине Эссуэйры было гораздо проще. Во-первых, она небольшая. За полчаса можно пройти от одного края старого города до другого. И сама Медина очень приятная. Тут хочется заходить в лавки, разглядывать диковинные вещи и торговаться за мятным чаем. Никто к тебе не пристает и не пытается направить туда, куда тебе не надо.

    Рядом с отелем расположен Бастион Касба (Skala de la Kasbah), нависающий над океаном. Вечером сюда приходят туристы и местные жители, чтобы полюбоваться закатом. И посидеть среди пушек, направленных в сторону океана.

    Здесь же стали появляться первые Эссуэйрские типажи. Дело в том, что здесь нет хелперов (как, например, в Марракеше), здесь есть "знакомцы". Имеют к Вам в основном коммерческий интерес: отвести в свою лавку и что-нибудь продать, либо отвести в знакомое кафе, чтобы поиметь с этого откат. Мы выделили три таких типа:
    1) "Я родом из пустыни". Отличительные особенности: несмотря на то, что все вокруг в шортах и майках, одет в длинную белую или голубую джелябу с челмой на голове. Легенда: вырос в пустыне, с детства водил караваны, был в Мерзуге и Загоре, набрал там целую кучу серебряных берберских украшений. Пойдемте в мою лавку, покажу.
    2) "Музыкант". Отличительные особенности: дреды на голове, яркая свободная одежда в стиле хиппи. Легенда: играю регги или гнауа-музыку, есть своя группа. Давайте отведу в подпольный клуб, где мы собираемся, чтобы поиграть.
    3) "Серфингист". Отличительные особенности: загорелый мачо в облегающем гидрокостюме. Легенда: победитель всех возможных чемпионатов, объездил всю Европу. Пойдемте в ресторан.

    Я понимаю, что надо верить людям, но когда встречаешь одни и те же типажи с одними и теми же историями, невольно начинаешь задумываться.

    День пятый. Наконец-то на пляж

    Утром мы пошли в порт для того, чтобы залезть на живописный Портовый бастион (Skala du Port) и полюбоваться открывающимися видами на город и острова. Вход на бастион, как и в большинство музеев Марокко, стоил 10 Dh.

    А дальше - на пляж. В Эссуэйре большой прилив. Вечером океан доходит до самих ограждений на набережной, с которых местные ребята прыгают в воду. А утром на этом месте - песчаное дно. Прямо у ворот Медины начинается городской пляж. Можно было залечь и там, но вдалеке виднелись живописные песчаные дюны, и мы двинулись к ним.

    Поход к дюнам занял около часа, в конце пути нам предстояло пересечь мелкий уэд с противным каменистым дном, вливающийся в океан. В самом конце пляжа прямо перед уэдом начинались развлечения для туристов - катание на верблюдах, квадроциклах, лошадях. Мы залегли в дюнах на берегу. Периодически мимо прогуливались вереницы верблюдов, пару раз проехали полицейские на лошадях. Но в целом было очень спокойно, чисто и приятно. Вода в океане была теплая, ветра сильного не было. В общем, все радости жизни.

    Вечером мы пошли искать автобусный вокзал. Их в городе два: один находится у городской стены и туда приходят только автобусы Surpatours; все остальные автобусы приходят на другой вокзал, который находится дальше. Решено было уезжать завтра ночным автобусом к Касабланку в 23:59 (за 150 Dh), чтобы была возможность еще один день погулять по Эссуэйре. Уж больно город понравился.

    День шестой. Рай для серфингистов

    Оставив с утра вещи на ресепшне отеля, мы снова пошли на отдаленный пляж. В этот день дул сильный ветер. Как доказательство тому, на океане сразу появилась масса серфингистов, которые еще и жаловались "мол, ветер слабоват, плавать неудобно". Но по мне так ветер был чересчур сильным. Через полчаса лежания на пляже половина моего полотенца была засыпана, а рядышком образовалась внушительная горка песка. Мы решили, что если так пойдет и дальше, то нас засыплет целиком. Весь день мы гуляли по Медине, заходя в сувенирные лавочки и покупая всякие побрякушки.

    Нашли рынок для местных, который больше напоминал петербургскую апрашку как по виду, так и по содержанию. Те же китайские майки-футболки, кухонные принадлежности, штаны Abibas и пр. Как будто из России не уезжали. А еще там продавались обалденные финики (около 8 разновидностей) по 20-30 Dh за кг. И совершенно потрясающие сладости по 20-25 Dh за кг. Сладости мы купили в дорогу и уже в России пожалели, что так мало взяли. Они потрясающие: напоминают печенья, сильно пропитанные медом и посыпанные кунжутом. Сочные, сладкие, пальчики оближешь.

    Пару часов мы провели в отеле, болтая с владельцами. Ими оказалась очень милая и гостеприимная франко-голландская пара. Потом поехали на вокзал. Автобус был полупустой, с нами ехало еще несколько местных и трое итальянцев. Обозначенное время в пути - 6 часов. Мы расслабились и приготовились опоздать как минимум на час.

    В пути я почти не спала. Не могла, потому что смотрела на звезды. Впервые я видела такое низкое небо с огромными сверкающими звездами.

    День седьмой. Белый дом

    Касабланка, финансовая столица Марокко, в реальной жизни не имеет ничего общего с одноименным голливудским фильмом. Название города переводится как "белый дом". Город, действительно, весь построен из белого камня. В Касабланке прямо на берегу океана стоит мечеть Хасана II, вторая по величине после мечети в Мекке. Больше достопримечательностей нет. Но сама мечеть потрясающая, и одно это впечатление стоит того, чтобы приехать туда.

    Вопреки ожиданиям, наш автобус приехал в 04:30, на полтора часа раньше положенного. На местном вокзале я впервые увидела специальные комнаты для молений и чудо человеческой мысли - общественный туалет а-ля дырка в полу. Кстати, наш багаж нам так просто не отдали. Его собрали на специальную тележку, отвезли на вокзал в пункт выдачи багажа и только там начали выдавать по билетам. Мы объяснили, что хотим оставить чемоданы на три часа и только потом забрать (потому что камер хранения на вокзале не предусмотрено). Нам разрешили. Итак, мы совершенно свободны в пять утра в Касабланке. Что делать дальше?

    Самолет у нас в 13:30. Лучший способ добраться в аэропорт - на поезде. Пошли искать ж/д станцию, по карте она была недалеко. Сориентироваться помогла проходившая мимо женщина. Она вышла прямо на середину проезжей части и стала показывать, куда именно нужно идти. Спасибо ей огромное, но так рисковать жизнью явно не стоило. Ж/д станция Casa Port оказалась маленькой и невзрачной. Поезда в аэропорт ходят каждый час с 06:30 (1 час 10 минут в дороге), и билет необходимо покупать на конкретное время. В общем, мы решили ориентироваться на 08:30 и за свободное время поехать посмотреть на мечеть Хасана II. Мечеть оказалась на довольно приличном расстоянии от вокзала, таксист (такси в Касабланке белые или красные) довез нас за 20 Dh.

    Обратно к станции мы шли пешком, так как был еще целый час в запасе. Вокруг мечети расположены какие-то пустыри и недострои. Видимо, денег хватило только на мечеть. Ничего интересного по дороге не встречалось: белая стена Медины, порт, военно-морские учреждения. Мы еще раз порадовались тому, что предпочли один день в Эссуэйре пребыванию в Касабланке. Забрав чемоданы, мы вернулись на ж/д станцию, купили билет до станции Aeroport MedV на 08:30 за 40 Dh. При выходе на перрон стоял контролер и проверял билеты. Он подсказал, что нужно сделать пересадку на станции Ain Sebaa (то ли следующая остановка, то ли через одну). Поезд пришел на нижний уровень аэропорта, чтобы подняться наверх, нужно было просветить весь багаж. Из-за этого на выходе образовалась большая очередь. Позабавили значки: не проносить оружие и взрывчатые вещества. Судя по всему, это здесь главное. Потому что позднее при досмотре ручной клади, у нас даже воду отбирать не стали. И тут нас ждал последний сюрприз. Нашего рейса на Барселону не оказалось в расписании вылетов. Представитель авиакомпании Jet4You заявил, что наш рейс отменили и мы единственные, до кого они не сумели дозвониться. Но судя по количеству человек у их стойки, мы были отнюдь не единственными. Они могли предложить только места в самолете, который полетит послезавтра. Но от нас так просто не отделаешься. После долгих разбирательств они уже были готовы отправить нас куда угодно, лишь бы с глаз долой. В итоге сторговались до перелета в Мадрид в родственной им авиакомпанией Royal Air Maroc. А наши приключения в Испании - это уже совсем другая история...

    И напоследок хотелось бы развенчать несколько заблуждений относительно Марокко, которые я встречала, готовясь к поездке:
    1) Торговцы и таксисты не выдают сдачу. Неправда. Даже когда после длительного торга и рассказа о том, что 25 Dh - это наши последние деньги, мы давали продавцу сотку, он покорно отсчитывал сдачу.
    2) В отелях нет евро-розеток, а только французского образца с напряжением 110 Вольт. Неправда. Начитавшись таких отзывов, я чуть всерьез не купила в России повышающий адаптер весом не менее 0,5 кг. В нормальных отелях (даже в 2-3*) с розетками всё в порядке.
    3) Если Вы не знаете арабский или французский, в Марокко Вам делать нечего, потому что Вас никто не поймет. Полная чушь. Когда арабам надо, они будут разговаривать с Вами на любом понятном Вам языке. Многие частично понимают по-английски, еще больше местных отлично разговаривают по-испански. Чтобы облегчить себе жизнь, Вам достаточно выучить на французском всего несколько выражений. Рыба, мясо, овощи, чай, вода, суп, сок - для ресторана. Числительные (десятки, сотни), вопрос "Сколько стоит?" - для магазинов и такси. Вопрос "Где находится?" - для прогулок. И всё!
    4) Антисанитария. Опять же начитавшись отзывов, я набрала с собой кучу одноразовой посуды, стаканчиков, вилок, ложек, гигиенических салфеток. Но вокруг было чисто и в ресторанах еду подавали на чистой посуде. И вообще в марокканских городах не грязнее, чем в России. То же касается рассказов о многочисленных отравлениях. Мне кажется, это исключительно вопрос индивидуальной реакции организма на незнакомую пищу. За все дни пребывания в Марокко, мы ни разу не отравились, хотя ели только местную кухню (включая сладости с рынка и сырые салаты) и пили свежевыжатый сок.
    5) Мелкие сувениры (ручки, брелки, календарики) могут заменить оплату. Ни фига. Лучше денег могут быть только деньги. Хелперы ни за что не оценят Ваши магнитики и открытки с видами родного города. Даже дети в пустыне принимая конфеты, просят еще и евро в придачу. Единственное, что они способны оценить - так это зажигалки, даже самые простые. Проверено на личном опыте.

    Автор текста: Надя Емельянова

    Nadyae
    20/01/2010 01:41


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Марокко

    25.10.24 Royal Air Maroc запускает прямые рейсы между Москвой и Касабланкой
    31.03.24 Европа переходит на летнее время
    09.09.23 Куда за границу в сентябре 2023 года можно улететь без пересадок
    05.04.23 Royal Air Maroc возвращается в Россию
    21.05.22 В Марокко отменили карантин для непривитых туристов
    18.05.22 В Марокко отменили ПЦР-тест для въезда
    07.07.21 Вакцинированным туристам не требуется карантин при поездке в Марокко
    12.04.18 Рамадан в этом году придется на начало туристического сезона
    18.10.17 В Марокко открыт музей Ива Сен-Лорана
    23.05.17 В июне у мусульманского мира - Рамадан