Итак, 25 октября 2008 года, ровно в 0:00 поехал. Показание километража – 187615. Через 3 с лишних часов был на выходе Софии, заправился “под завязку” и продолжил на запад. Через ещë 47 км был на границе с Сербии. Было пусто – только 1 машина впереди, но формальности быстро проходили. Сербский пограничник спросил сколько валюты у меня (количества свыше 3000 евро, кажется, нужно декларировать), и остался в изумлением, что у меня только 500 евро в наличии. Через 15 минут уже был в Сербии, поменял час от 4:00 на 3:00. 90 километров до начало магистралы возле Ниш-а быстро проехал – плотно зад машины, которая была на границе (к сожалению не помню какая была у неë регистрация). Не было много транспорта (наверное, из-за раннего часа), но нашлась ещë 1 машина “попутчик” – не обгонял никого из нас. 20 км “бесплатной” магистрали поменяли несколько раз очередность и дистанцию. Потом – TOLL-пункт, но там только берем билетика (обычно для того нужно нажать на кнопку, но иногда дают работники пункта). Сразу после пункта начался туман, но он не сильно напрягал – магистраль, не очень много транспорта (пол пятого утра), а и у меня ксеноновые фары – очень полезная вещь. Получилось так, что за 200 км до следующего пункта, где нужно платить я был “лидером” – никто не обгонял меня. Подал билетика, заплатил сумму (около 13 евро, но поскольку запасился динарами, расплачивался им).
Ещë 8 км и начинается Белград (Beograd, Београд) – столица Сербии. Впервые мне удалось проехать все его 23 км без пробки на мосте р. Сава (наверное, благодаря раннего часа – пол седьмого, а было и суббота). Через 16 км – третий TOLL пункт – уже директно расплачиваюсь (около 5 евро). Ещë 64 км, и последний пункт. Все условия как на третьем. В 8:15 и 188512 км я уже на границе с Венгрии. Это последняя граница по пути. Стояли несколько машин впереди, но все шло быстро – минут 10-15. Как всегда венгерский таможенник попросил открыть багажник, но и как всегда, почти “для протокола”. И этот пограничник спросил сколько у меня валюты, и получив ответ “около 500 евро в наличии”, с изумлением задал вопрос “А хватят ли?”. Мой ответ был простым – “да хватят, на недельку, а ещë и карточки у меня есть”. Вообще, все пограничники спрашивали куда еду, но просто так – особо это их не интересовало, и все были в изумлении что я еду один (но по сидениям было багажа). Начинались самые лучшие дороги – венгерские. 150 км до кольцевой Будапешта, потом 37 по самой кольцевой (совсем новая – еë нет ни в электронных, ни на бумажных картах). Но зато указателей более чем достаточно. У этого отрезка (М0 с М5 по М3) ограничение не 80 км/ч, а 130, как и на других магистралей. В четверть десятого я уже на М3. До сих пор я ехал по М5 и М1 несколько раз, а М3 оставалась незнакомой. Магистраль как магистраль (возле Будапешта немного больше горки), но зато природа почти по целому маршруту до Мишкольца очень красивая. Возможно, для этого очень помогала золотая осень – присутствовали все цветы спектра. А и была очень похожа на природы моей родины. Даже задумался, что было бы неплохо жить в Венгрии – только если язык был попонятнее…
В 11 часов и 188866 км был рядом с Мишкольца (моя дорога не проходила через этого города). Поскольку ближе к Токаю не было суждено (пока) быть, решил остановиться у какого-нибудь магазина, как и он, магазин показался – Auchan, на выходе с М30 у Мишкольца. В радости не понял перекрестка, и в результат поехал обратно к М3. Через 5-6 км появилась возможность исправить ошибку – вернуться куда нужно. Оказалось, что магазин ещë строят. Благо по пути оказалась заправка Shell с магазинчиком, где купил нужное и сделал полчасовый отдых. В четверть двенадцатого и 188881 км поехал в стороны Словакии. В 12:30 был на бывшей венгерско-словацкой границе. Было пусто, не было живой души. В этот момент загорелась лампочка о резерве топлива, точно на 1000 км от последней заправки. Не беспокоился, поскольку до одного из самых больших городов Словакии - Кошице, оставалось около 30 км. В начале “приказал” GPS-у вести меня до центр этого города, а когда вошëл в ним, стал искать (снова по GPS-у) заправки Shell. Быстренько нашел еë. Но там ожидал меня сюрприз – можно заправиться только наличными, а их у меня было мало – чуть больше стоимости виньетки. Зато у меня были около 40 пустых бутылок из чешского пива, и почти всех удалось поменять на деньги, а деньги – на немного топлива. Оказалось что и “недельной” виньетки нет, и отправился искать другую заправку. Если топливом не было нужно заправляться, пошел бы в Agip через дорогу, но машина хотела Shell (благо в этом городе их хотя 3). Но оказалось не так легко их найти. В конечном счëте увидел одну, но через дорогу. Не поехал к ней, поскольку чуть далее по пути была OMV. Где и виньеток было, и топливом заправился – расплачиваясь кредиткой.
В 13:30 и 188970 поехал к магистрали, Presov-а и польской границе. Через 30 км – почти все по магистрали с минимум транспорта, попал в г. Presov. Вспомнил, что неплохо купить цветы, и остановился у TESCO (к счастью, этот уже работал). Купил букета из 9 роз (даже и с скидкой), поменял оставшихся бутылок пива на деньги, и опять в путь. Кстати, в Словакии переходят на евро, и везде можно расплачиваться им – курс одинаковый, вас не обманут. Ровно в 14:30 и 189000 км поехал к Польши. На выходе из города меня обогнал соотечественик с белым бусом. Обрадовался, посигналил и помигал ему фарами, но он меня заметил через десятка километров. Он знал дорогу, и ехал побыстрее, а я – плотно за ним. Увидев машину, которая следует плотно за ним, наверное присмотрелся какая она, и увидев родные номера, помигал мне аварийками. В какой-то деревни, из-за ремонта дороги образовалась пробка у светофора. Думал “выйду поговорить с ним, загорится зеленый” – так несколько минут. Наконец-то решился, и действительно колонна поехала. Наверное спешил, поскольку нигде не останавливался. А по пути попадали красивые пейзажи – только намечал их на обратном пути. В пол четвертого и 76 км после TESCO была снова пустая словацко-польская граница. В колонне, следуя знатока, не обратил внимание на ограничения скорости, действующих на территории Польши. К сожалению за километра после границы его остановила, кажется, граничная полиция, и я продолжил в одиночке. В Польше транспорта было заметно больше – почти колоннами, а и по дороги почти плотно одна за другой попадали деревни. Наконец, после ещë 90 км от границы, в 17 часов и показание километража 189168 км GPS отвел меня на автовокзале Rzeszów-а (Dworzec autobusowy). Итоги: 1553 км, за 18 часов, почти без остановки. Оказывается, возможно.
Пришлось подождать около 3 часа – автобус спутника приезжал в 20:10. Приехал, и отправились искать намеченые бюджетные гостиницы. Оказалось что телефоны гостиницы записаные в GPS не актуальные – не существуют. Поэтому стали искать сами гостинцы – по адресу. Увы, либо не было свободных номеров, либо нас цена не устраивала. Отправились на север, в сторону аэропорта – там в селе Nowa Wies должен быть Dwor Ostoya. Но только увидев его, поняли что это не для нас – слишком аристократическое. Но были должны спросить, и после того как цена не устроила, отправились искать зарекомендованое на ресепшн. Там тоже проходила вечеринка (суббота вечер – люди расслабляют). Я стал терять надежду – из намеченых заранее оставалась только 1 гостиница, но в около 30 км пути, а я устал серьезно. К счастью проходили какие-то люди по улице, и мы спросили их на ночлег. Они отправили нас в “Авиату”. Дай Бог здоровье и долгую жизнь этим людям – это было точно то, что нам нужно, а и номер свободный нашелся. Кстати, нам предложили апартамент, цена 120 злотых, без завтрака. В принципе искали что-то более непретенциозное, и по возможности – подешевле, но как я уже писал – устал, и согласился. И никак не сожалею об этом. Заплатили еще вечером (можно было и утром), и как особеность этого места – нужно оставить пасспорт на ресепшн, утром забираешь. Апартамент состоялся из антре, отдельные ванная и туалет, хол и спальная комната. У хола и спальни – отдельные балконы. В холе стоял телевизор, но в этот вечер нам не было до него, в спальне – радио. Поужинали, немного выпили, разговаривали, смотрели фотографии, обсудили план действия и маршрут хотя на следующий день, и после душа – в кровать. Блаженство отпуска и отдыха. А в чем состоит ? Никуда не спешить, находиться в компании приятных (любимых) людей, не думать о неприятностях, и не заботиться о ничего более чем нужды на следующие несколько часа. Утро дало нам возможность отдохнуть еще час – смена времени с летнее на зимнее. А утро было прекрасное – все вышеупомянутое вместе, и вдобавки – тихая местность, солнце, золотая осень.
План на этот день (воскресенье) был добраться до Ченстоховы (Czеstochowa), найти церковь с чудотворной иконой св. Богоматери и посмотреть на ней, помолиться (ее почитают католики, православные, и если не ошибаюсь, протестанты и иудеи). По пути посмотреть на что-то еще интересное, если время позволяет, но поскольку его не было так много, только смотрели на прекрасную природу с окна машины. GPS помогал определиться с маршрутом (в принципе, заблудиться трудно – количество указателей более чем достаточно) и в времени прибытия. Это была не первая моя поездка с таким устройством, и знал, что время прибытия может меняться. Но, как уже писал, мы особо не спешили. Маршрут в 300 км лежал через Жешув (Rzeszоw), Dеbica, Tarnоw, Brzesko, Bochnia, Wieliczka, Krakоw, Myslowice, Dаbrowa Gоrnicza, Siewierz (кстати, у всех пунктов, кроме Жешува, кольцевые или объездные дороги, и ехать через них не приходиться). На первой заправке остановился, купил винетку (оказалось, около 100 км ехал “зайцем”) и наклеил ее на стекле. В начале было трудно привыкнуть к темпу движения польского транспорта, но с течения времени и это удалось. Сразу после Кракова был первый пункт платы за автостраду (платили в наличности), потом был еще один, где заплатили кредиткой. Цена – одинакова. Где-то за 30 км до Ченстоховы наметили мотель на возможный ночлег, а потом через 10 км, в начале пробки – еще одну возможность. Наметили на посещение и Olsztyn, но время на него не хватало – оставили на другой раз. Оказалось что пробка не из-за ДТП или того, что люди ездят обратно домой (воскресенье), а по поводу ремонта дороги весь поток сужен в узкую полосу. GPS нашел центр города, но доступ к нему запрещен для автомобилей. Поэтому пришлось спрашивать у полицейских на улице как добраться до церкви. Ответ был чрезвычайно прост – “Цялый част просто”, что по-польски значит “всë время идите прямо”. До конца поездки шутили с этим выражением. Нашли церкви, вблизи и паркинг (платным), и пошли. Мне впервые случилось попасть в католическом храме во время службы – до сих пор только читал – как это величествено слушать органную музыку. Ну, мне так величествено не казалось, но очущение было особым – да, это на все 100%.
Сделали несколько фотографий, и поскольку уже темнело, стали искать намеченые места на ночлег. Как уже писал, в пробке до Wrzosowa увидели табелу “ночлеги от 80 злотых”. Стали искать, но нигде не нашли – ни в Wrzosowa, ни в соседних Slowik, Korwinow, Nowa Wies (наверное самое распространное имя в Польше – кстати, в переводе и у нас). Наконец остановились в Dwór Kasztelana, на самой дороге Е75, до Kozieglowy. В начале подумали что будет дорого – официантки в ресторане в национальных носиях, но номер стоил 150 злотых с завтраком. Интересно, что уже вторый день, по дорогам, а днëм не хочется есть – никакого голода, только по вечерами ужин. Сам завтрак стоил около 20-30 злотых, так что – цена нормальная. Если честно, наверное могли бы найти и номера подешевле, но и меньше удобств, а это нам не понравилось бы. На следующий день решили найти музей пива, о наличии которого научили съехав с магистрали от Кракова на Ченстохова. Доехали до места знака, но никакой информации. GPS тоже молчал, а и в бумажных картах не было ничего. Спросили у попавшемся крайпутном заведении, и оказалось что это в 40 км, в городе Tychy, откуда и название пива – Tyskie. В центре города сделали фото, спросили у таксиста где находится этот музей (интересно, что один из первых его вопросов был есть ли у нас в наличии GPS – он стоит в почти всех машинах).
Сам завод производства пива нашли, но музей пока не удавалось. Машину поставили на стоянку у бензозаправки, и стали пешком искать где этот музей. Ну, и нашли. До начале рабочего дня музея оставалось еще несколько часов, но какая-то экспозиция была доступна, и мы еë рассмотрели, хотя и без гида. Рядом был и музей города, который как нам объяснили по понедельникам не работает, но нам позволили посмотреть – спасибо огромное ! Забрали машину, заодно приобрели и две бутылки Tyskie, и снова в путь. Целью был город Lódz – где-то в около 100 км. Сразу после Ченстоховы увидели супермаркет TESCO, и остановились прикупить кое-что, и поменять евро на злоты. Никуда не спешили, стало темнеть, и оглядывались на ночлег. И скоро его заметили – Motel Joko, у заправки PKP Orlen, в окрестностях Radomsko. Не помню стоимость номера, но была ниже 120 злотых. Выбор был большой – номера с удобствами или без, как и с завтраком или без. Брали с удобствами и без завтрака. Это, кажется, был самый луксозный номер из всех – лежали кипяток, кофе, чай. На следующий день около полудня были в центре Lódz-а, сделали несколько фотографий кафедралы, посмотрели на город, но он нам казался серым, неинтересным.
В каком-то маленьком супермаркете приобрели соков (вкл. и томатный для водки вечером – на Bloody Mery). Решилил обедать в ресторане имя которого не помню, в центре города. Снаружи выглядел огромным, на приземном етаже, таким тяжелым, с ностальгии по прошедших времен. На входе узнали что должен заработать через полчаса, и пока думали будем ли гулять ещe немного пока откроют, или прямо сейчас поедем, девушка-официантка пригласила нас. Внутри оказались всего 4-5 столов, никаких других клиентов, и нас обслужили очень быстро. Предлагали традиционную польскую кухню, а кроме того и еврейскую, и кажется немецкую. Конечно пробовали польскую. Всë было очень, очень вкусно, а порции были более чем огромные – с трудом справились (хотя обычно для меня это не проблем). Сытые поехали в сторону польской столицы, но уже знали что до ней не доедем – будем искать ночлег за нескольких десятков километров до ней. Опять нашли его с первого раза – Zajazd Kasztelana. Снова не помню цену, но нам дали ключи от огромного 4-местного номера (кровати один double и два single) - нормальный для семьи с двух детей, и обещали что другие люди нам мешать не будут. Утром поехали в столицы Польши – Варшава. Хотя в пригородах была сплошная пробка, в центре не было так много трафика, и даже успели найти где припарковаться – у гостиницы Intercontinental. Рассмотрели самый центр города, потом поехали к Park Lazienkowski, и там погуляли, пофоткали, потом отправились к Stare miasto.
Рассмотрели и его, потом быстрый завтрак в MacDonald’s (не фанат, но хотел попробовать – сравнить вкус в разные страны мира – ну, пока только Европы). Варшава мне понравилась больше всего – из городов рассмотренных во время этой поездки, и вообще из всех увиденых пока. Уже темнело, и отправились в стороне Kraków-а. По пути опять загорелась лампочка горючего, и заправился у British Petrolium – топливо дорогое, но зато качественное. Уже совсем стемнело, но хотел приблизиться максимально к Kraków-у. В каком-то селе увидел рекламу мотеля, и сразу съехал с дороги. Оказалось, не увидел что он находится за километра далее по пути. Чуть не побывали в гостях у людей, чей дом я взял за мотель. А ночлега устроили незадолго после этого весёлого случая – у Karczma Antolka, деревня тоже называется Antolka. По памяти, цена была 130 злотых на номер на двоих. В коридоре и в номере по стенах стояли кожи диких животных, в номере в качестве поставки на комнатные цветы – стебло отрезанного дерева. Хотя окно было к дороги Krakow – Warszawa, шума от бесспирно проходящего транспорта не было.
Утром отправились в стороны старой польской столицы, но только проехали через ней – цель была Wieliczka, и всемирно известная сольная мина. По пути побывали в TESCO, обедали в ресторане рядом с парковки мины – стакан для свечи был из соли, а пища была очень вкусной. В мине брали экскурсию на английском – другой вариант был на польском, вышло бы чуть подешевле. Если честно, мина мне не очень понравилась – наверное ожидания были побольше, а может и причина в девушке-гид – её экскурсия кажется была для американцев, а мы не такие. Выбравшись снаружи, оказалось что стемнело, и поехали смотреть на ночной Krakow. Потом на ночлег отправились в стороны Антолки – если другого не найдём, хотя там. Но нашли Stary mlyn, в 16 км от центре Кракова, возле деревни Zerwana. В начале пытался разобраться с хозяйкой на своём ломаном польском, но она, увидев мои мучения, спросила какие другие языки говорю, и согласились общаться на русском. Цена номера на двоих была 80 злотых, а условия были не намного хуже всех увиденных до сих пор – не было телевизора в номере, но мы хотели отдохнуть. Сам телевизор стоял в общем помещении – коридоре, а там было несколько выпивших – но они не мешали. Да, немного чувствовались как в ковбойском фильме – это было база конной езды, были лошади. Утром поехали в Краков, рассмотрели Вавель, центр города на дневном свете, пообедали в украинском ресторане на ул. Kanonicza 12, ещё погуляли по городу и к вечером отправились в Rzeszow. Сориентировались в расписанию автобусов на автовокзале, и отправились в первой гостиницы поездки – Aviata. Нам предложили номер на двоих за 80 злотых, но как это был последний вечер, попросили апартамент. Дали ключи от соседнего, но мы не были против. Утром поехали чуть раньше – опасались загруженности дорог (был праздник мёртвых у поляков, а и не только), а уже нужно было соображать и с расписанию автобусов. На вокзале на завтрак-обед брал кебаб – казался огромным, но справился. В 10 часов заправил бак машины на Shell, и при показании километража 190555 км отправился обратно домой.
В течении десятка километров после Жешува была пробка, и после 90 километров, в полдень после пустой польско-словацкой границы оказался в соседнем государстве.
Через 20 км в Svidnik купил наличностью (сл. кронами) новую словацкую винетку (та, что была у меня кончилась предыдущего дня), потом ещё 110 км до пустой словацко-венгерской границы, которую проехал в 14:00 ч. Через 200 км и два часа был у Будапешта – поехал по кольцевую М0, 37 км и переехал на М5.
Следующая остановка была у последней заправки на территории Венгрии – MOL, чуть позже 17 часов и показание километража 191163 км. Полчаса на заправке – отдых, туалет, дозаливка масла в двигатель. Остались 23 км до границе, пройденных за десятка минут. Границу прошёл быстро – за 15 минут, и впереди дороги Сербии. Старался “прицеплятся” к кому-то из местных, быстрых водителей, но они были либо до близкого нас. пункта либо ездили слишком быстро. Через 94 км, в четверть 19-ого появился первый TOLL-пункт. Оказалось, цены были слегка повышены – наверное с 1 ноября. Ещё 64 км и чуть более полчаса – второй TOLL-пункт. Потом 16 км до Белграда, там был ровно в пол 20-ого. Через 30 км и около полчаса – билетный TOLL-пункт. На его выходе какой-то парень спросил меня не еду ли в Ниш. Сказал – “нет”, хотя мой путь проходил мимо этого города. Но в несколько десятков метров трое полицейские, в форме спросили о том же – согласился (коллеги, что поделаешь), хотя все сиденья были забиты багажом. Быстренько уложили все в багажник, бардачок. По пути поговорили немного – о дорогах, о работе, о жизни, о зарплатах, и два часа и 200 с лишних километров прошли незаметно. Оставшиеся 84 км до Пирот-а проехал ровно за час. Оттуда до границы – 30 км.
Сербскую границу прошёл быстро, “протокольно” в нескольких минут 23-его. На болгарской пришлось немного подождать – время использовал чтобы настроить все часы на другую часовую зону. Таможенник захотел посмотреть в багажник, и увидев хаоса там, спросил “это сербские сделали”. Я ответил, что нет – там никто ничего не трогал, но почти весь багаж был по сидениям, и пришлось уложить в багажник чтобы взять сербских коллег-полицейских. Это подействовало, и когда осведомившись, что мы – коллеги, быстро отпустил и пожелал счастливого пути. В 0:20 поехал по пустой ночной болгарской дороги. Скоро появился “спонсор” – быстрый Мерс, и я плотно за ним. Он прибавлял скорость, но и я не отставал. Таким способом быстренько – за около полчаса проехали 50 км до начало Софии. Там, хотя уже были по правилам, первый полицейский пункт у кольцевой дороги остановил его. Я продолжил несколько сотен метров, тоже по правилам, но и меня остановил другой екип. Обычный для такой ситуации разговор о коллегиальности, и они, узнавшие чем точно занимаюсь, пожаловались на проблем с рации. Наверное посмотрел бы что там, но в этот момент они заметили регистрацию машины, и сказали – давай, у тебя ещё немало пути. А это была сама правда – 320 км, знакомая дорога, пустая, ночная, но я был очень усталым. Дважды останавливался – чтобы брать себе кофе (обычно не пью), заправить машину. Наконец, в полпятого и показание километража 192085 км машина была в гараже, а я – дома.
Итоги: путь обратно от Жешува до дома проехал быстрее – 17 часов с лишних (1530 км) против 18 с лишних туда (1553 км), но это благодаря меньше по количеству остановок, блужданий в поисках чего-то. От Жешува до Жешува, “от субботы до субботы” проехал 1387 км с самой приятной в мире компании для меня. Стоило – всех затрат и усилий!
02/12/2008 03:36
Материалы по теме
- Страны: Польша
- Отзыв о поездке: Большое Собачье Путешествие, июль 2008
- Отзыв о поездке: Путешествие по северной Польше, июль 2007
- Отзыв о поездке: Небольшое повествование о нашем путешествии в Познань, октябрь 2004
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.