Городской транспорт Лондона – это клише, которые знает весь мир. Черные такси-кебы, красные двухэтажные автобусы "даблдекеры" и "тьюб" - самая старая в мире подземка.
Лондон – огромный город, мировой город. Соответственно и городской транспорт должен быть ему под стать – мирового значения. Пожалуй, нет более знаменитого и столь часто копируемого в мире городского транспорта, чем лондонский. "Даблдекеры" разъезжают в Бомбее, Куньмине и Сингапуре, копии вагонов DLR проносятся по Куала-Лумпуру, черные кебы снуют по Калькутте. Наследие Империи, конечно. Но наследуют, чаще всего, эффективные вещи.
Проблему пробок Лондон решает просто. Хочешь въехать в центр города – плати. Живешь в центре и имеешь машину? Плати. 10 фунтов день (это не считая парковок) многих заставит отказаться от машины в городе. Тут и дороги освобождаются.
Жестко, с одной стороны. А, с другой, что еще прикажете делать с такими узкими улицами. Ни московских колец и проспектов, ни парижских бульваров здесь нет. Неудивительно, что и машины осунулись и сделались миниатюрными. Самая популярная марка – "мини-купер".
Но такая политика требует крайне эффективной работы системы городского транспорта. И он – транспорт этот – работает вполне исправно и четко, хоть и не всегда понятно для новичка.
Рассмотрим основные виды городского транспорта:
Такси
Знаменитые черные мини-кебы недавно подверглись тотальной замене, но новые модели сохранили импозантность и шарм.
В такси садятся на задние места (никогда не видел сидящих спереди). Сзади 4 места – по два напротив друг друга. С водителем можно общаться только через переговорное устройство.
Кстати далеко не все такси черные. Многие расписаны рекламой.
Смешные с виду, кебы очень мобильные. Говорят, таксистам в Лондоне можно игнорировать большинство правил движения – например можно разворачиваться где хочешь. Еще кебы принято пропускать в потоке. Ведь люди, едущие на такси, обычно торопятся.
Автобус
Знаменитые даблдекеры тоже провели ребрендинг. Овальные формы сменились на более квадратные, открытой задней площадки не осталось.
Но даже новые модели необычайно красивы и грациозны. Наблюдать их разъезжающийся поток на Оксфорд-серкл все равно что смотреть на бег стада жирафов по саванне.
Также как и кебы, автобусы покрыты рекламой.
Впрочем, нет-нет да промелькнет в потоке старый даблдекер. Сначала я думал, что это туристический автобус, но оказалось, что обычные маршрут. Оставили на радость любителям традиций (см. также заглавное фото).
Кстати, Лужкову пару лет назад мэр Лондона подарил даблдекер. Теперь, если не ошибаюсь, он стоит и только что построенного музея транспорта на моей "Фрунзенской" (на месте бывшего трамвайного парка).
Автобусные остановки выглядят так.
Но надо различать "бас" и "коуч". "Бас" - городской маршрут, "коуч" идет загород. Стартуя от автовокзала он останавливается на некоторых остановках, прежде чем выскочить из города на автостраду и покатить в Оксфорд или в Брайтон.
Помимо городских и междугородних автобусов есть еще автобусы туристические. Они коричневого цвета и с открытым верхом. Их маршрут проходит мимо всех основных достопримечательностей города. Можно купить билет на день или несколько и ездить между интересующими точками. Удобно, но дорого. Впрочем, в Лондоне все дорого.
Еще дороже стоит вот такой вид транспорта. Автобус-утка не просто повозит туристов по улицам Лондона, но и катает их по Темзе. Вот что можно сделать из обычного БМП. Подобные автобусы, кстати, есть еще в Ливерпуле.
Еще из туристического транспорта можно отметить кареты
Впрочем я их видел только один раз, около Букингемского дворца. Может, все-таки, они не для туристов?
Подземка
Ну и наконец самый главный транспорт Лондона – метро. Метро в Лондоне самое старое в мире, с 1863 г. В России в это время два года как крепостное право отменили. А в США еще рабство не запретили.
Сегодня лондонское метро насчитывает 268 станций и тянется на 400 км – мировой рекорд. Веток не так много, но большинство из них ветвиться не хуже корневой системы. На платформах и в вагонах есть табло, которые сообщают до какой станции и по какой подветке идет поезд.
Вход в метро отмечен таким вот знаком. Наряду с телефонными кабинками - это символ Лондона
Сами лондонцы называют "подземку" - тьюб, т.е. "труба". Если выйти на станцию, то сразу понятно откуда название. Потолок большинства станций (на Пиккадилли-лайн, к примеру) низкий и полукруглый. Действительно находишься как будто в трубе.
Первое попадание в метро шокировало. Выйдя из Британского музея мы с [info]amerikanist подошли с станции на Russel на темно-синей Пиккадилли-лайн. Пройдя турникеты мы оказались… у двух лифтов, которые вели вниз на платформу. Лифт приезжает минимум раз в минуту. За это время у его дверей собирается изрядная толпа. А теперь представьте наше метро утром и два пусть даже вместительных лифта…
Есть альтернатива лифту. Спуск по ступеням. Но сразу висит предупреждающая табличка. Впереди 175 ступенек. 175 ступенек узкой винтовой лестницы как, например, при подъеме на наши колокольни. Два человека на лестнице расходятся, но не более того. Ступеньки узкие, крутые. Я взмок пока спустился. А ведь некоторые вверх идут… Упадешь с такой – шею сломаешь. И снова представьте – московское метро, час пик и эта лестница…
Вышли на узенькую платформу. Никакого центрального холла и фресок – минимализм и утилитарность. Подъезжает низенький состав, также закругленной формы. Согнувшись, залезаем внутрь. Оказывается, что стоять не сгибаясь, я могу только в самом центре вагона. Проходы меж кресел узкие, два человека еле разойдутся… В общем, проехали и порадовались за наше московское метро.
Но не все так страшно. На разных линиях картина разная. Пиккадилли - линия глубокого метро, здесь экономят на объемах: и потолок, и состав сделали низкими. А, например, зеленая Дистрикт-лайн залегает неглубоко и здесь ходят вполне привычные нам просторные вагоны.
Кстати забавно, что долгое время эти две ветки идут параллельно. Т.е. станции одинаковые и дальше иди на нужную платформу.
Подземным метро является только в центре Лондона. 55% всех путей метро – на поверхности.
На восточной окраине города ходит "легкое метро" - DLR. Сюда надо покупать отдельный от метро билет.
И об оплате. Метро очень дорогое. Выделяются зоны. Проехать из центра на окраину может стоить 5 фунтов (почти 10 долларов). Так что удобнее или брать дневной проездной (5,5 фунтов) или покупать Oyster Card – магнитную карту для поездок на метро и автобусе. В кассах метро на нее можно положить деньги и докладывать по мере необходимости. С ней проезд на метро сильно дешевле (1,5 фунта в первой зоне).
Считывать данные с карты нужно в турникете на входе и на выходе. Это отдельная головная боль – иногда на входе или на выходе нет турникетов (особенно это характерно для станций DLR). Тогда его надо искать где-то в окрестности. Если не отметишься на входе или выходе, с карты через некоторое время снимется максимальная сумма за поездку.
Еще в метро могут быть контролеры. Они проверяют билеты и спецустройством считывают магнитные карты. За безбилетный проезд – штраф 20 фунтов.
Так что, не попадайтесь - своевременно оплачивайте проезд.
24/11/2008 11:04
Материалы по теме
- Страны: Великобритания
- Города: Лондон
- Статья: Трудолюбивая леди "труба", 01.02.2004
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.