лучшее письмо месяца

    Долгая дорога по Шотландии



    Настойчивое желание посетить этот удивительный край возникло на фоне фотографий и восторженных отзывов других туристов. Наша мечта культивировалась где-то года два, пока не сложились все необходимые условия для ее исполнения: собраны достаточные средства и согласован двухнедельный совместный отпуск летом. Ехать в Шотландию не летом – сильно рисковать погодой. Хотя, побывав в Великобритании уже три раза (в апреле, июле, сентябре), хочется сделать вывод, что ужасы погоды UK сильно преувеличены. Дождей было значительно меньше, чем обещали.

    Поскольку у нас с мужем уже накоплен немалый опыт самостоятельных поездок по Европе и по достоинству оценены все плюсы свободного и независимого передвижения, то вопрос – ехать с группой по стандартному туру или самим – даже не ставился. Я приступила к разработке маршрута. На первый взгляд все просто: прилетаем в Лондон, на поезде перебираемся в Эдинбург (очень жаль, что прямых авиарейсов из Москвы нет), там берем машину и отправляемся смотреть красоты и достопримечательности. И тут возникла засада: а что смотреть? В каких точках останавливаться? "Все такое вкусное." Как впихнуть все, что хочется увидеть, в две недели? Сначала я попыталась опереться на программы стандартных туров, предлагаемые различными туроператорами, но быстро поняла, что ни один тур не отвечает нашим пожеланиям. Мы заранее знаем, что нас не будут интересовать никакие музеи, никакие вискокурни, зато не пропустим ни один зоопарк, сафари-парк или другое какое звериное место. И природы, природы побольше!

    На помощь был куплен путеводитель по Великобритании "Дорлинг Киндерсли" (dorling kindersley). Шикарная всечь, хоть и недешевая и жутко тяжелая. Но она реально помогла. Я определилась с направлением движения, примерными точками остановок (коих получилось 7 штук), продолжительностью "зависания" в местах остановок. И потерялась в гостиницах. Попыталась перелопатить кучу информации из инета и поняла, что здесь без профессиональной помощи не обойтись. Её нам оказал наш знакомый турагент, который нарыл и, главное, забронировал, все гостиницы на нашем пути.

    Сразу добавлю комментарии к отелям (вдруг пригодятся).

    1. Эдинбург. Apex City Hotel.
    Замечательный отель. Большой номер, современная сантехника (даже плавательная уточка для ванны), шикарный завтрак, бесплатный интернет, пешая доступность до замка, Королевской мили, вокзала. Возможность посещения бассейна в соседнем здании. Льготная парковка (8 фунтов за сутки, а так 15).

    2. HILTON CRAIGENDARROCH (4*) в г. Баллатере.
    Очень понравилось месторасположение (правда оно только для тех, кто на машине)не в городе и вид на леса и горы), свой бассейн и завтрак.
    Сам отель старенький, но в целом приятный. Номер небольшой и сантехника раздельная (холодная и горячая вода из разных кранов, я имею ввиду). Своя большая бесплатная парковка.

    3. BEST WESTERN PALACE (3*) в Инвернессе.
    Отель находится в тихом месте на берегу речки, но в очень старом здании. Номер огромный, сантехника неплохая, завтрак замечательный, но перекрытия скрипели ужасно и слышимость была офигительная. Тут уж как повезет с соседями.
    Свой бассейн. Парковка своя бесплатная, хотя мест ограниченно. Но персонал как-то справляется.

    4. ALEXANDRA (3*)в г. Форт Вильям.
    Брат- близнец Бест Вестерна в Инвернессе. Буквально во всем. Только без бассейна.

    5. Отель в Калландере. DREADNOUGHT
    Единственный двухзвездочный отель на нашем пути. В нем была ванна, но не было душа. Завтрак не для обжор. Но зато за забором сразу магазин Теско с правильным режимом работы - с раннего утра до позднего вечера.

    6. ROYAL PARK в Лондоне. (подробнее про него www.otzyv.ru/read.php?id=41448)
    Замечательное месторасположение. Номер и ванная обалденные. Но: нет чайника с чайными причиндалами (во всех остальных отелях были, что очень и очень здорово) и завтрак приносят на подносике в номер.

    И еще важно: все солидные отели просили у нас кредитку и бронировали определенную сумму "воизбежание". Часть броней может провисеть месяц. Поэтому денег обязательно надо брать с запасом на это. От 50 до 150 фунтов на отель. В общем, нехило.

    А еще турагент нас огорошил известием о том, что на поезде из Лондона в Эдинбург в субботу мы фиг доедем. Из-за комплексного ремонта железных дорог по всей Великобритании прямых поездов по выходным просто нет, а если ехать с пересадкой, то мы теряем фактически целый день, да и скакать по поездам, метро и автобусам с чумаданами не есть гут. Было принято стратегическое решение из Лондона до Эдинбурга лететь самолетом. Это несколько финансово утяжелило нашу поездку, но что делать? Билеты на все самолеты нам были куплены также турагентом, причем электронные. То есть на руки на были выданы распечатки формата А4 со всей информацией, а не привычные "билетокнижечки". Мы первый раз с такими столкнулись и было немного стремно, но все прошло замечательно. В Шереметьево при регистрации на рейс Аэрофлота вопросов никаких не возникло, а на рейс из Лондона в Эдинбург мы вообще самостоятельно регистрировались на специальной стойке и наши билеты уже были там в базе. Ну и соответственно на обратном пути волнений, связанных с электронными билетами, уже не было.

    Полугодовую визу получили без проблем. Хотя и не без помощи все того же турагента.

    Наконец, про сам вояж. (Не обессудьте, путеводитель цитировать не буду...)

    Из Москвы до гостиницы в Эдинбурге Apex city hotel 4* добрались без проблем: на двух самолетах и автобусе. И еще у нас остались силы и целый вечер на побродить по ее окрестностям и оценить прелести ее месторасположения: прямо у подножия знаменитого эдинбургского замка, недалеко от начала центральной улицы Royal Mile (Королевская миля). Следующий после прилета день был посвящен осмотру основных достопримечательностей Эдинбурга. Мы прошли по всей Королевской миле, послушали на ней жуткие звуки волынки. Кстати, проскочившая прямо перед нашим отпуском информация в прессе о том, что с главной улицы Эдинбурга погнали всех волынщиков, не соответствует действительности. Стоят и гудят, как миленькие. Особенно было забавно, когда в одной волынке что-то заклинило и она доооолго гудела на одной душераздирающей ноте, а музыкант, отвернувшись от народа, пытался ей вправить мозги, но у него ничего не получалось…

    Королевская миля уперлась другим своим концом в замок английских королей и в высокий холм. Внутренности дворцов и замков нас никогда особенно не интересовали, поэтому мы полезли на холм. Ближайшая тропинка наверх была перекрыта грозной надписью, предупреждающей об обвале камней, но кого это волнует?.. Таких беспечных, как мы, по холму шествовали толпы. Сверху открывался восхитительный вид на город, и вдалеке виднелось море… Над окраинами города кружили огромные стаи чаек и мы посочувствовали местным жителям, которым приходится жить в постоянном гвалте, шуме и гаме. С холма мы вернулись в центр города к замку, где и перекусили, сидя на лавочке и греясь на солнышке. Чтобы открыть и закрыть тему питания, скажу, что в распространенных магазинах Марк энд Спенсер, Теско и т.п. продается куча замечательных готовых фруктовых, овощных, рыбных, куриных (короче, всяких) салатиков, к которым сразу прилагается вилочка и салфеточка.

    На третий день пребывания мы взяли напрокат машину. Машинка была заранее заказана из Москвы в Европкаре, который находится на ж/д вокзале Эдинбурга. К машинке (новая Шкода Фабия) прилагалась АКП, кондиционер и навигатор. (Навигатор - стопроцентно необходимая вещь. Без нее в путешествии почти как без рук.) Меня очень напрягала мысль о правом руле, но муж, которому предстояло 13 дней рулить этим правым рулем, сказал: "Не боись! Все фигня! Я справлюсь!" И действительно. Очень страшно было первые 15 минут езды по городу, когда муж, еще не привыкнув к габаритам и пугаясь справа пролетающих машин, все норовил левым бортом протаранить припаркованные машины. А выехали за пределы города на трассу и все пошло просто замечательно. Только я, как штурман, глядя на экран навигатора, периодически говорила: "Здесь поворачиваем и едем по левой стороне. По ЛЕВОЙ, я сказала!" Вообще же для Великобритании турЫсты из леворульной Европы – своеобразный бич. Недаром на выезде из каждой мало-мальски известной достопримечательности стоит плакат на основных языках (англ., нем, фр. и кажется итал. или исп.), напоминающий что здесь принято левостороннее движение. Один раз наблюдали германца, трюхающего по сельской местности на своей машине по правой стороне дороги до тех пор, пока навстречу не попался шотландский тракторист… Аварии, слава Богу, не произошло.

    Путь наш лежал в сторону Абердина, третьего по величине города Шотландии. По дороге мы завернули посмотреть снаружи Гламисский замок и передохнуть в лесопарке вокруг него. Там же мы первый раз встретили удивительных лохматых шотландских коровок с чубчиками, возле которых потом тормозили каждый раз, так как не могли ими налюбоваться. Ужасно прикольные!

    К нашей радости следующий отель был забронирован не в городе, а фактически в лесу. Старый-престарый Хилтон с чудным завтраком и своим бассейном. Пока я в нем расслаблялась, муж бродил вокруг отеля и пугал зайцев. (Или кроликов?) Вернее, он хотел их сфотографировать, а они пугались и ускакивали. Этих милых сереньких ушастых зверушек в Шотландии тучи, просто тучи! К сожалению, многие неосторожные зверьки гибнут под колесами автомобилей. Нам постоянно попадались их печальные останки… Но не будем о грустном.

    Большой оживленный город Абердин нас не зацепил. Мы заехали в него, поведясь на описание рыбного рынка в путеводителе. Но в пункте туристической информации нам сказали, что этот рынок уже не существует. Жалко. Тогда мы остановились возле большого городского парка, где покормили жирных чаек и сходили в огромную цветочную оранжерею.

    Поскольку Великобритания хоть и большой, но остров, там везде относительно недалеко от моря. А море нас всегда к себе притягивает и если есть возможность до него добраться, мы это делаем. Два дня подряд мы приезжали на пляж небольшого городка Стоунхэвен, что неподалеку от Абердина. Погода была замечательная и если бы мы были такие же морозоустойчивые, как шотландские дети, можно было даже искупаться в Северном море. Но мы рискнули только походить босичком по воде и попринимать солнечные ванны.

    На пляже стоял указатель, что до ближайшего замка всего 2 мили (помножив на примерно 1.6 получаем около 3 с половиной км). Решили прогуляться по бережку. Виды на море, обрывистый берег, небо и замок вдалеке настолько офигительные, что через каждые 300 метров поставлены специальные скамейки для втыкания. Садишься на такую скамейку и втыкаешь… Одна чугунная скамейка попалась, датированная ажно концом позапрошлого века! Замок на самом деле оказался не совсем замок, а его живописные развалины на большом скалистом утесе, вдающимся в море.

    Дальше мы направились на север, в славный город Инвернесс, столицу шотландского Хайленда (высокогорного района). Переезд скрасили любованием окрестных красот (холмы в зелено-фиолетовую клеточку, а под холмом белые барашки – это что-то!) и посещением Кодорского замка.

    В Инвернессе была наша самая продолжительная остановка (4 ночи), потому что этот город – удобный пункт начала путешествий в разные стороны Хайленда. В первую очередь, это, конечно, озеро Лох Несс. Чудища в нем нет , есть табличка на берегу, повествующая о том, что дно озера прочесано вдоль и поперек, но ничего существенного, кроме небольшого самолета времен второй мировой войны, найдено не было. Более подробно этот факт раскрывается экспозицией музея, посвященного озеру и чудищу. Мы на него время тратить не стали, поглазели на чучело чудища, плававшего в какой-то луже возле музея, и поехали дальше по дороге мимо развалин замка Урукхарт. Сказать, что дорога была живописная – это ничего не сказать. У меня словарного запаса не хватает, чтобы достойно описать увиденное. Горы, озера, ручьи, водопады, зелень, барашки, коровы… И дорога эта в результате уперлась в сказочный красоты замок Эйлин Донан. В нем, кстати, снимали фильм "Горец".

    Обязательным пунктом программы был выезд к морю. По путеводителю выбрали городок Дорнох севернее Инвернесса, примечательный своими средневековыми церквями и местом казни последней шотландской ведьмы в конце 18 века. Примечательно, что это место сейчас находится прямо по середине чьего-то приусадебного участочка и там стоит памятный камень. Пляж возле городка поразил очередными малолетними шотландскими гражданами, которые лезли в море практически нагишом, а на улице при этом было, на минуточку, плюс 11, пасмурно и ветер.

    Еще время пребывания в районе Ивернесса мы потратили на городок Авимур, поездку туда-обратно на старинном отреставрированном паровозике, пыхтящем на настоящем угле, и пару звериных парков, информацию о которых получили из рекламных буклетов в гостинице.

    Из Инвернесса мы двинулись против часовой стрелки (если смотреть на карту Шотландии) в город Форт Вильям. Для нас это был самый длинный переезд (километров 400), потому что мы заезжали на остров Скай. Этот остров, на который перекинут автомобильный мост, привлекает своими неповторимыми ландшафтами, мысом Килт Рок (обзорная площадка с видом на скалистый обрыв в море с нехилым водопадом) и замком Данвеган, родовым гнездом клана МакЛаудов. Мы решили, что обязательно надо взглянуть на место, откуда есть пошел знаменитый бессмертный горец, и бесстрашно в дождь поперлись на противоположный край острова по узенькой дорожке, гордо именуемой на карте "прочим шоссе". Такие дороги в Шотландии – отдельная пестня. По ширине строго на одну машину, но через каждые 200-300 метров специальные асфальтовые аппендиксы для разъезда. Кто первый до такого аппендикса доберется, тот и пропускает встречную машину. Короче, для водителей дорога неприятная, а тут еще стада баранов под колеса норовят броситься. Куда они мигрируют без пастухов – для нас осталось загадкой.

    В Форт-Вильяме мы переночевали одну ночь и после завтрака отправились в сторону моря по туристическому маршруту, именуемому в путеводителе "Дорога к островам". Смысл маршрута – в любовании природными красотами Шотландии. Этот же маршрут можно проделать не только на машине, но и на доисторическом паровозике, более колоритном, чем в Авимуре. Именно этот паровоз перекрасили и использовали для съемок в фильмах про Гарри Поттера. Помните, Хогвардс-экспресс едет по огромному арочному мосту, так вот это он и есть. (Но именно поэтому, чтобы на нем прокатиться, билетами нужно запасаться сильно заранее. Желающих много.) Кстати, огромный арочный мост находится как раз на этом маршруте. Для туристов устроена специальная обзорная площадка, с которой можно радостно поприветствовать паровозик. Вид на мост и гудяще-дымящий паровоз просто великолепный.

    "Дорога к островам" уперлась в порт, из которого паромы отправляются на всякие другие живописные островки, на которые времени у нас уже не было. Мы пообедали в портовом рыбном ресторанчике с видом на море и поехали в город Калландер.

    В Калландере наша остановка продлилась 2 ночи и один день, который мы потратили на отдых. От отдыха, хи-хи. То бишь, не было запланировано никаких длительных переездов и конкретных целей посещения. Мы только добрались до близлежащего озера и покатались по нему на плав.средстве, косящем под старинный пароход.

    Из Калландера мы вернулись в Эдинбург. Круг замкнулся. На последней дуге мы посетили замок Стирлинг и огромный сафари-парк. В последний день своего пребывания в Шотландии мы прокатились на юг от Эдинбурга, соблазнившись путеводительским описанием Мелроузского аббатства. На очень древние развалины аббатства мы поглазели из-за забора (все очень хорошо было видно. ), а потом зависли в одном безлюдном тихом местечке посреди зеленых пастбищ и часа 2 загорали, слушая, как рядышком между собой разговаривают овечки и барашки. Красота!

    А на следующий день – сдача машины в эдибургском аэропорту и обратный перелет в Лондон. Столица Великобритании встретила нас 30градусной жарой, духотой и толчеей. Короче, мы не раз вспомнили, как хорошо было рядом с теми барашками…

    Цели посмотреть побольше в Лондоне в этот раз не было, так как несколько лет назад мы уже побывали здесь на экскурсионке. От суеты раскаленного мегаполиса мы пытались спастись в многочисленных лондонских парках. Ха-ха три раза. Все пытались. Прикорнуть на солнышке под деревом можно было только с утра пораньше, а потом уже на травке во всех парках просто яблоку было негде упасть. Выходные-с. Хорошо хоть удалось пообщаться с коренными жителями парков – белками, гусями, лебедями… Самый последний день отпуска тоже можно считать удавшимся!

    Итоги:
    Наш отпускной маршрут вкратце: 16 дней – 15 ночей: (а также 1500 миль или около 2500 км)
    Эдинбург - 2 ночи
    Баллатер (район Абердина) – 3 ночи
    Инвернесс – 4 ночи (одну из этих ночей вполне можно было перенести на остров Скай, чтобы избежать очень длинного переезда и подольше побродить по острову)
    Форт Вильям – 1 ночь
    Калландер – 2 ночи
    Эдинбург – 2 ночи
    Лондон – 1 ночь

    Немного напрягала необходимость каждые два-три дня собирать чемоданы.

    К сожалению, фактически неохваченными остались юг Шотландии (Лоуленд) и многочисленные острова с очень интересными флорой и фауной (колонии тюленей, колонии всяких птиц…). Хотя диких животных мы и так увидели предостаточно. Помимо зайцев (кроликов?) наблюдали за оленями (настоящими, с рогами ), пасущимися вдоль дорог, а в порту Дорноха даже поучаствовали в кормежке диких нерп.

    Я ни разу не поэт, поэтому скажу просто - Шотландия великолепна, романтина и бесподобна! Мы постараемся туда когда-нибудь вернуться.

    Фотографии можно посмотреть здесь.

    nlev2005
    19/10/2008 19:45


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Великобритании

    19.02.24 Визовые центры европейских стран изменяют график работы в феврале и марте
    23.09.23 Великобритания повышает визовые сборы
    13.09.23 Великобритания закрывает для россиян безвизовый транзит в аэропортах
    01.08.23 B Уэльсе открыли подземную гостиницу на глубине 419 метров
    26.04.23 Российские "зеленые карты" перестанут действовать в ЕС 1 июня
    29.03.23 Крупные забастовки в Европе нарушают планы туристов
    17.03.23 В аэропортах мира постепенно отменяют запрет на провоз жидкостей в ручной клади
    28.11.22 Великобритания отменяет "морской безвиз" для круизных туристов
    09.09.22 Упрощенный визовый режим между Россией и ЕС больше не действует
    18.07.22 Коронавирусные ограничения для российских туристов сняли уже более 50 стран