Путешествие в страну варягов



    Поездка за границу для любого русского человека - событие неординарное. Мы, как известно долго запрягаем, но быстро ездим. Свое путешествие в Норвегию, в гости к сестре, я начала планировать год назад. "Запрягала" - дольше некуда: то с деньгами проблемы, то семья не отпускает, то работа. В конце концов, поняла: надо не рассуждать, а действовать - отправила документы в норвежское посольство Москвы и стала ждать ответ. Его я дождалась через полтора месяца, хотя срок, в течение которого было обещано открыть визу, был назван четко: семь рабочих дней. Но уж кому кому, а нам, русским, ждать сколь угодно долго ответа от официальных органов не привыкать.

    Зато у меня было достаточно времени, чтобы побольше узнать об этой стране, и заодно в деталях обдумать маршрут.

    Добраться до Лофотенских островов, расположенных на северо-западе Норвегии, за полярным кругом между 68-м и 69-м градусах северной широты и 13-м - 16-м градусах восточной долготы можно и по воздуху, самолетом, и по земле, поездом или автобусом, через Финляндию и Швецию.

    Первый вариант, конечно, быстрее, но и вдвое дороже. А потому для настоящего любителя путешествий он не очень интересен. Согласитесь, мало, что можно увидеть, летя на высоте 10 тысяч метров над землей. Второй вариант во всех отношениях гораздо привлекательнее, но и труднее. Особенно, если финским, шведским и норвежским языками вы не владеете, а по-английски говорите "со словарем". Несмотря на все возможные трудности, я остановилась на втором пути: гулять, так гулять - по всей Скандинавии.

    Первые впечатления - край всех цветов радуги

    Фирменный поезд Москва-Хельсинки со странным названием "Лев Толстой" (мне понятно, когда с Ленинградского вокзала уезжают "Аврора" или "Николаевский экспресс", но при чем здесь великий русский писатель?) оказался чистым и, в общем, самым обычным. Таможню мы проезжали рано утром. И мне, побывавшей в роли "челнока" в Румынии, Польше, Турции и Китае, встреча с таможенниками радостной не казалась. Конечно, ничего криминального я с собой не везла, но ввоз в страны Скандинавии спиртного, сигарет и некоторых продуктов очень ограничен, а лекарств - вообще запрещен, возможен он только при наличии рецепта врача.

    Можете себе представить, каким же сильным было мое чувство разочарования, и одновременно облегчения, когда я поняла, что встреча с таможенниками не состоялась и не состоится - наш поезд уже добрых полчаса катил по Финляндии, а в купе к нам кроме российских пограничников, так никто и не заглянул. Ситуацию прояснили проводницы, сказав, что таможенники в вагоне были, но, мельком заглянув в наше купе, где ехали две женщины, то есть я и моя мама, обе с "чистыми" паспортами, решили особого внимания нам не уделять. С одной стороны, обидно, но с другой - чертовски приятно узнать, что твоя физиономия внушает такое доверие.

    Финляндия встретила нас русскими елями и березами. Правда, маленькие деревянные домики, мелькающие за окном, все как один были окрашены в редко встречающиеся в России темно-желтые и бордовые цвета. Покрытые черепицей или сочным травяным дерном, они казались просто кукольными, какими-то не настоящими, сказочными. Они так аккуратно и радостно смотрелись, утопая в ярких красках цветов, развешанных и расставленных повсюду: на крыльце, на веранде, под крышей и в окнах, что возникало непреодолимое желание заглянуть на огонек и уверенность в том, что тебя там примут как долгожданного гостя - с радушием и гостеприимством. Издалека казалось, что снаружи домики отделаны металлопластиком, то есть тем самым пресловутым сайдингом, которым так модно нынче у нас обшивать магазины и офисы. Потом я поняла, что это - обычное дерево и узнала о том, что любой другой материал кроме него для жилых домов в Скандинавии не котируется.

    Натуральность, естественность и максимальная близость к природе

    Такой девиз жителям этого края нужно было бы написать на своих гербах. За то, что именно он как нельзя больше подходит скандинавам, говорил и пейзаж за окном: огромное множество аккуратных маленьких озерков, в которых безмятежно плавают утки; ухоженные леса, больше похожие на парки - такие чистые и ровненькие, словно заботливый садовник недавно постригал их по линейке. На протяжении первых двух часов путешествия по Финляндии я с завидной настойчивостью пыталась усмотреть хотя бы одну мусорную свалку - не увидела ничего, даже отдаленно на нее похожую. Финны, впрочем, как и шведы с норвежцами аккуратны, честны, пунктуальны и законопослушны.

    Правда, справедливости ради стоит заметить, что для этого им создали все условия. Приведу несколько примеров. В финском поезде, на котором мы ехали от Хельсинки до Кеми, под каждым сиденьем были расположены пластмассовые лотки для мусора - их периодически опорожняли подростки в униформе (у школьников в дни каникул принято поработать хотя бы месяц, за это они получают от двухсот до пятисот долларов). Кстати, доллары в Скандинавии не в чести, гораздо популярнее евро. Но даже если вы не имеете на руках национальной валюты (евро в Финляндии, крон в Швеции и Норвегии), а поменять вам кровные "баксы" негде или некогда, то вас не обманут - пересчитают по банковскому курсу и ни в коем случае не будут пытаться "нагреть руки", пользуясь вашей сложной ситуацией.

    Пунктуальность скандинавов - это притча во языцах. Если таксист пообещал вам, что завтра без пяти шесть утра будет ждать вас возле гостиницы, то он непременно пребудет туда в оговоренное время. Правда, в некоторых ситуациях скандинавы готовы поступиться своей пунктуальностью, если речь идет о клиентах. Например, вы опаздываете на поезд и врываетесь на перрон с круглыми глазами, кучей сумок и маленьких детей в тот момент, когда поезд должен уже отходить. (В такую ситуацию, думаю, хоть раз в жизни попадал каждый из нас.) Так вот, вы можете не впадать в истерику и не срывать стоп-кран. Если вы уже на перроне и находитесь в поле зрения машиниста, то он уже никуда без вас не уедет. Нарушая график движения, он терпеливо будет ждать, пока вы погрузите в вагон весь свой багаж, поможете сесть в него всем своим пожилым и маленьким родственникам. И только тогда, когда кондуктор, проходя от начала состава к его концу, закроет все двери, поезд тронется в путь. И тогда он будет нагонять потерянные минуты.

    Правильные, как треугольники

    Законопослушность скандинавов удивляла меня не меньше, чем их пунктуальность. В уже упомянутом выше финском городке Кеми мне пришлось в половине седьмого утра искать отель, где я смогла бы обменять доллары (обменных пунктов, как таковых, там нет, валюту меняют только в банках и отелях). Так вот, переходя по "зебре" абсолютно пустую улицу, я по привычке хотела уступить дорогу едущему на приличной скорости легковому авто. Каково же было мое удивление, когда водитель притормозил, пропуская меня.

    Отношение же водителей к детям - это вообще отдельная песня. Малыши могут рассекать по проезжей части на велосипедах, переходить дорогу, где им вздумается, при этом, особо не осматриваясь по сторонам, они могут идти по краю тротуара и, заигравшись, неожиданно выскочить на проезжую часть. В любом из этих случаев, если с ними что-то случится, виноват будет водитель. А посему мимо ребятишек, любящие и умеющие ездить быстро, но аккуратно скандинавы, проезжают со скоростью 20-30 км в час.

    "Страна не пуганых людей"

    Так окрестили осевшие в Скандинавии русские этот край. Почему? Читайте дальше. Все мы привыкли, что в дороге нужно держать ушки на макушке, рот не разевать, следить за своими сумками и кошельком. В Скандинавии воровать не принято. Пассажиры могут оставить "на минуточку" свой багаж на перроне и сходить в буфет за кофе и бутербродами. Никто ничего не тронет. Багажное отделение в поезде расположено там, где у нас тамбур, и доступ к нему свободен для всех. При этом с пассажирских мест его не видно. Но никто по этому поводу не волнуется и не бегает на каждой станции проверять, целы ли сумки. Более того, многие пассажиры уходят в бар, видеозал или в игровую комнату, оставляя на крючках свои куртки и плащи, а на полочках сумки и портфели.

    Вагоны в Скандинавии (да и во всей Европе), в основном, с сидячими местами. Как в наших электричках. С той лишь разницей, что кресла в них мягкие, откидные, с вмонтированными столиками, как в нашем Ту-154.

    Заходите к нам на огонек

    В придуманной кем-то легенде о том, что скандинавы - душевно холодные и малообщительные люди я разуверилась быстро. Они также как и мы в большинстве своем мало знают английский язык, но при этом, плохо понимая нас, отнюдь не уходят от общения. А, наоборот, всеми возможными способами - мимикой, жестами, пытаются что-то рассказать о себе и побольше узнать о вас. Они любят принимать гостей и сами не прочь пойти в гости. Если же вам нужна помощь или совет, то вы их обязательно получите. Приведу пример. По дороге из Финляндии в Швецию мне не объяснили, что на границе между этими странами я должна буду сделать пересадку с одного автобуса на другой. На своем английском я долго пыталась расспросить водителей автобусов, уезжающих из финского городка Кеми, когда же будет мой автобус на Швецию. В ответ они искренне пытались объяснить, что мой маршрут лежит через некий совсем маленький пограничный финский городок под названием Хапаранта, где я и должна буду сделать пересадку. Но, разрабатывая свой маршрут, я такого городка в уме не держала и упорно твердила, что хочу уехать в Швецию напрямую, в город под названием Буден.

    Большинство водителей, в конце концов, просто пожимали плечами и уезжали. Но один, видимо, очень сердечный, заметив мое сильное расстройство, (а как бы чувствовали себя вы, если б на протяжении энного количества часов пытались объяснить, что хотите попасть в один город, а вам в ответ предлагают ехать в другой?!), сделав на своем автобусе круг по привокзальной площади, вернулся ко мне, одиноко стоящей со своими сумками, и почти умоляюще проговорил: "Хапара-а-нта, мисс". Сейчас мне смешно вспоминать тот случай, а тогда, понятно, было не до смеха. В конце концов, всеми правдами и неправдами мы добрались до Швеции. И здесь, если бы не терпение и стремление шведов помочь, объяснить любым способом, как и на чем ехать дальше, нам пришлось бы худо.

    Не красота спасет мир

    Внутреннее обаяние скандинавов несколько не вяжется с их внешностью. Красивых девушек и парней там очень мало, даже можно сказать нет совсем. И этот факт они же сами усугубляют, абсолютно не следя за собой, одеваясь как попало. Все, без исключения, ходят в брюках, даже очень пожилые дамы. Девушки и женщины совсем не красятся (если особа, встретившаяся вам, накрашена, то это либо иностранка, читай русская, либо дама легкого поведения). Волосы в прически они не укладывают, ходят, как говорили в старину, простоволосыми. Юноши длинные волосы затягивают в конский хвост, а на короткие наносят такое количество геля, что создается впечатление, будто их давно не мыли, не расчесывали или долго возили обо что-то головой - так они торчат в разные стороны.

    P.S. Такими были мои первые впечатления от этого края и людей в нем живущих. Но они, естественно, оказались далеко не последними. Впереди предстояло узнать еще много нового и интересного.

    (Продолжение следует).

    Юлия Беломестных
    25/09/2009 18:14


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Норвегии

    28.05.24 Норвегия запрещает въезд туристам из России
    29.02.24 Norwegian Air Shuttle будет выполнять рейсы между Осло и Стамбулом
    19.02.24 Визовые центры европейских стран изменяют график работы в феврале и марте
    29.09.23 Норвегия запрещает въезд российских легковых автомобилей с 3 октября
    22.09.23 Норвегия закроет въезд российским автомобилям
    30.06.23 Какие страны в 2023 году выдают шенгенские визы россиянам
    27.04.23 Визовые центры Европейских стран сообщили о графике работы в майские праздники
    26.04.23 Российские "зеленые карты" перестанут действовать в ЕС 1 июня
    25.09.22 Норвегия приостановила действие соглашения об упрощенном визовом режиме
    18.07.22 Коронавирусные ограничения для российских туристов сняли уже более 50 стран