лучшее письмо месяца

    Неуловимая Норвегия - Драммен и Конгсберг



    Драммен (Drammen)

    Зачем ехать

    "Каламбур, обыгрывающий название города ("dram" означает "рюмка", "стопка"), гласит: "Лучше в час по стопке, чем час в Драммене". Главный вклад Драммена в национальную культуру тоже связан со стопками. В 1804 году, после того как государство запретило растрачивать пшеницу на производство спирта, местный купец Юхан Готфрид Швенке изобрел картофельную водку — аквавит. Сегодня можно посетить дом Швенке на Соммерфрюдвайен (Sommerfrydveien), в котором "отец аквавита" проводил свои первые опыты. В 1907 году выходцы из Драммена усовершенствовали рецепт главного норвежского алкогольного напитка — компания семьи Брудерсен отправила целую партию бутылок на корабле в Австралию и выяснила, что путешествие через экватор и смена температур значительно улучшили вкусовые качества напитка. С тех пор качественные сорта аквавита отправляются в обязательное путешествие до экватора. В Драммене существует особый способ потребления напитка — его запивают пивом, чему жители других норвежских городов не перестают удивляться."
    /(с) Афиша "Осло"/

    Кроме судьбоносного события, как-то – изобретение норвежской водки, Драммен (трепещите, фанатки Оле Эйнара Бьорндалена!) является родиной этого великого биатлониста. А еще город стоит на реке, впадающей в один из красивейших фьордов Норвегии - Драмс-фьорд.

    Рейтинг: 3 из 5

    Как добраться

    Поездом от Осло. Время в пути, стоимость проезда и время отправления уточняйте, пожалуйста, на www.nsb.no. При покупке заранее на сайте норвежских железных дорог можно здорово сэкономить на стоимости билетов.

    От станции вправо, к мосту, и – на другой берег реки, к площади Bragernes, где левое из одинаковых, похожих на замок, зданий, - турбюро.

    История

    Первые люди появились в здешних краях примерно 6-7 тыс. лет назад (об этом свидетельствуют наскальные изображения лосей, найденные в местечке Åskollen), затем здесь хозяйствовали викинги, затем в XIV в. сюда пришли купцы из Голландии, развернувшие обширную торговлю древесиной. Место, что ни говори, было удобным для обустройства порта: полноводная река, впадающая во фьорд, оба холмистых берега покрыты густым лесом (есть, из чего строить и чем торговать – одновременно), поэтому здесь возник не один, не два, а целых три порта: с северного берега – Брагернес (Bragernes), с южного – Стромсо (Strømsø) и Танген (Tangen). Каждый порт обслуживал свой крупный торговый город: Брагернес – Кристианию (Осло), Стромсо – Тонсберг (Tønsberg), поэтому сотрудничать портам было невыгодно. Лишь в 1662 г. купцы предложили объединить порты, и между ними построить городок Фредериксстром (Frederiksstrøm), в честь датского короля Фредерика III. Король не оценил красоты жеста, и предложение купцов отклонил. В 1715 г. Брагернес получил ограниченные права торгового города и объединился со Стромсо и Тангеном только в 1811 г. Злопамятные купцы на сей раз нарекли город Драфном (Drafn), сокращенно от Drammensfjord (норвежское слово dröfn означает волну). Девиз на городском гербе (1715) гласит: IN FIDE ET JUSTITIA FORTITUDO (сила – в вере и правосудии), он отражен и на самом гербе, где ключ символизирует веру, меч – правосудие, колонна на вершине скалы – силу.

    С этого времени город процветал благодаря торговле древесиной, производству судов, а позднее – и целлюлозно-бумажному производству (экологически вредные фабрики были закрыты в 1960-х – подозреваю, что после того, как в Норвегии нашли нефть, закрыли половину промышленного производства страны). В 1866 г. Драммен сильно пострадал в огне пожара, поэтому старинных зданий здесь ждать не приходится. В 1909 г. здесь пустили первый в Норвегии троллейбус, через 90 лет открыли пробитый в горе тоннель Bragernes, разгрузивший центральную часть города от транспорта. Сейчас Драммен – крупный норвежский порт.

    Город

    Как мне кажется, наиболее удачен следующий маршрут прогулки по городу сначала перейти реку, дабы осмотреть район Bragernes с одноименными площадью и церковью, подняться на холм, чтобы оттуда любоваться видами на город, реку и кусочек фьорда, а затем, вернувшись к станции, осмотреть район Strømsø.

    Перейдя мост, вы оказываетесь на просторной прямоугольной площади Bragernes, которая вдалеке заканчивается изящной церковью. Когда-то это была центральная рыночная площадь городка Брагернес, именуемая Bragernes Torg, сейчас, впрочем, не изменившая своего назначения – помимо Ратуши, театра, биржи и церкви, здесь расположена основная масса магазинов Драммена, здесь же бьет ключом вся ночная жизнь. Современная площадь была спланирована после пожара 1866 г., уничтожившего эту часть города в считанные часы, и сейчас по утрам здесь располагается продуктовый рынок, а зимой тут заливают каток и даже проводят кубок мира по конькобежному спринту. В центре площади стоит фонтан, в котором стоят две каменные фигурки, изображающие мирных местных жителей, а мост украшен женской статуей, держащей на голове парусник – в память о славном торговом прошлом Драммена. Примечательно, что и площадь, и прилегающие к ней улицы жилых кварталов были спланированы таким образом, чтобы не дать распространиться пожару.

    С правой стороны, в красивом желтом здании бывшей биржи, ныне бойко функционирует "Макдональдс", городской театр прячется с левой стороны, среди жилого квартала, где расположено старое городское кладбище. На противоположной стороне площади – два одинаковых здания, напоминающих маленькие замки, выстроенных по проекту Нильса Экхофа (Nils S. Eckhoff) в 1871 г. Правое из них является городской Ратушей, в левом находится турбюро.

    Улица между ними ведет к неоготической церкви Bragernes (1871). Это было вторым зданием в Драммене, построенным после пожара 1866 г. Кроме собственно служб, здесь проводят концерты органной музыки (считается, что в церкви великолепная акустика), а музыку, исполняемую карильоном церкви в 35 колоколов, приезжают послушать издалека. Алтарный образ был выполнен Адольфом Тидерманом в 1871 г.

    За церковью начинается подъем на холм Bragernesåsen: вся горка в нижней части застроена симпатичными особнячками, в верхней – покрыта лесом, и у нас сложилось такое впечатление, что пешеходные тропки, прорезающие лес тут и там, ведут к каждому домику, то есть у каждого жителя есть своя, особенная, личная, тропка. В паре мест нам повстречались указатели "Zik-Zakken", мол, туда, и, как мы поняли, это и есть тот самый тоннель, пробитый в горе для снятия транспортных тягот с Драммена (Spiraltunnelen).

    Тоннель для местных жителей является таким же культовым местом, как для бергенцев – гора Флой. Сюда, правда, не ходят фуникулеры и туристов не привозят пачками, но прогулочные дорожки имеются, виды красивые, а для любования ими в ключевых местах поставлены скамеечки. Тоннель проложен на вершину горы на высоте от 50 до 200 метров над уровнем моря, имеет длину 1650 метров, делает шесть витков (путь явно не для тех, кого укачивает!) и открыт в 1961 г., в честь 150-летия города.

    По пути мы любовались попеременно то на красивые особнячки, то на виды города, который вырастал из-за деревьев и все больше и больше становился как на ладони. Сначала компанию нам составил папа с коляской, вдруг исчезнувший за деревьями (наверное, сбег по одной из секретных тропок), потом – пожилая дама, совершавшая пробежку, затем – девица с толстым ротвейлером… Откуда-то из-за деревьев послышались звуки оркестра. "Музыка, похоже, живая", - сообщила я мужу, прислушавшись. Так и оказалось – на площадке перед маленьким кафе сидел целый оркестр, увлеченно наигрывавший приятную мелодию. Послушав пару минут, мы снова начали затяжной подъем в горку. Наконец, мы выбрались на самую вершину, где высился флагшток и грозная пушка, направленная на город. Все это здесь оказалось не случайно: на вершине холма над городом с XVII в. были построены укрепления, усиленные артиллерией – на случай, если швед попрет. В 1905 г. батарею разобрали, а одну пушку, Cocherill, оставили – в назидание.

    А виды тут и взаправду хороши! Начинался дождик, небо приобрело особенный "норвежский" оттенок "улица хмурится", и мы, сняв пару панорам, поспешили укрыться в лесной чаще. Несмотря на совсем не прогулочную погоду, совершающие прогулку местные жители в лесу все же попадались (они, как гномы, промелькивали за деревьями и убегали каждый по своей тропинке), а мы, хоть и пошли от пушки по совершенно другой дорожке, в конце концов, вернулись к церкви.

    Вернувшись к железнодорожному вокзалу, мы продолжили свою прогулку. У станции Драммена когда-то был расположен порт Стромсо (Strømsø), ныне – одноименный городской район. Здесь сосредоточены самые старые здания в городе, некоторые датированы XVII веком, но мало отличаются от стоящих по соседству собратьев.

    Прямо перед станцией раскинулся большой парк, в глубине которого прячется музей Драммена. Когда-то это было графское поместье Мариенлист (Marienlyst), а ныне здесь расположены самые разные экспозиции – от выставки мебели и серебряной посуды внутри дворца до музея под открытым небом в парке. Последний представляет собой целый поселок из 25 зданий, которые свозили сюда со всего графства Бускеруд (Buskerud): лесопилка, амбары, жилые дома, водяная мельница. Все их, как и в музее на полуострове Бюгдой в Осло, можно посетить, а в старинном магазине – приобрести леденцы, изготовленные по старинным рецептам. Чуть особнячком стоит поместье Gulskogen, избежавшее участи большинства загородных поместий XVIII в., которые были снесены для постройки заводов. Поместье принадлежало богатому местному купцу Питеру Арбо и его жене, Анне Коллетт, которые приобрели его на аукционе в 1794 г. и сохранили неизменным, потомки тоже отнеслись к фамильной резиденции бережно. Дом не производит впечатления музея: занавески как будто только что выстираны, полуоткрытая книга лежит на столе, кровати свежезастелены… Даже сараи и двор выглядят так, как будто на них с утра работали, но отошли на минутку…

    Неподалеку от станции и парка расположена еще одна городская церковь, Strømsø kirke. Ее построили в 1667 г., когда города еще не существовало, а было три порта. Тогдашний губернатор порта, Даниэль Кнофф (Daniel Knoff) был основным спонсором постройки церкви, позаботившись о том, чтобы каждому из 920 жителей городка-порта было отведено место в новой церкви. В церковной крипте имеется фамильная усыпальница семьи Кнофф, по соседству погребен и друг губернатора, Вильгельм Мекленбург, также помогавший строить церковь.

    Лирическое отступление. В Норвегии выгоднее всего вести здоровый образ жизни: любителям выпить здесь нет места по той простой причине, что цены тут очень высоки, да еще существует государственная монополия на спиртное выше определенного градуса, вся подобная выпивка продается только в специализированных магазинах со специфическими часами работы (один из таких магазинов расположен в главного входа на вокзал, но мы ни разу не видели его открытым, хотя очень хотели зайти и поужасаться местным ценам на спиртное). Курильщиков притесняют разными правилами и ограничениями, да и цены на пачку сигарет выше московских раза в 4-5. А высокая стоимость местного транспорта, платные дороги и тоннели, да стоимость парковок заставляет норвежцев пересаживаться на велосипеды, лыжи и много ходить пешком. Поэтому удивительно ли, что норвежцы – не только самые здоровые люди в мире, но и самые лучшие лыжники и биатлонисты? Именно в Драммене родился Оле Эйнар Бьорндален, правда, обещанный русскими турсайтами музей, посвященный ему, в городе обнаружен не был, да и городской сайт ничего о таком музее не знает…

    Полезные ссылки
    www.virtualdrammen.com
    www.drammens.museum.no
    drammenhavn.waypoint.no/index.php/webcam
    - веб-камера Драммена

    Консберг (Kongsberg)

    Зачем ехать

    Чтобы увидеть бурную горную реку и пороги, которые она преодолевает, поднимая облака водной пыли. На берегу вечно стоит памятник рыбаку с поднятой удочкой. Чтобы посетить самую большую барочную церковь в Норвегии с убранством в стиле рококо. Наконец, чтобы сходить в музей серебряных копей, где можно совершить прогулку по настоящим шахтам. Сюда съезжаются еще и на джазовый фестиваль, который проходит летом, и на рыбалку, и для игры на местных гольфовых полях. По версии сайта VisitOslo, Конгсберг входит в десятку мест, которые стоит посетить, пребывая в Осло.

    Рейтинг: 3 из 5

    Как добраться

    Поездом от Осло. Время в пути, стоимость проезда и время отправления уточняйте, пожалуйста, на www.nsb.no. При покупке заранее на сайте норвежских железных дорог можно здорово сэкономить на стоимости билетов.

    Турбюро расположено в здании станции, если оно будет закрыто, на самой станции имеются стенды с буклетами-картами города. К центру города идти от станции прямо. Сайт города www.visitkongsberg.no

    История

    Прекрасным летним днем 1623 г. двое мальчиков-пастухов в поисках сбежавшего быка обнаружили в местных горах близ молочной фермы серебряную жилу. Вести вскоре достигли Копенгагена и ушей короля Кристиана IV (Норвегия тогда была частью Датского королевства), которому деньги нужны были всегда – на войны и строительство новых городов. Король направил сюда специалистов из Германии для исследований, и они подтвердили: серебро есть. 2 мая 1624 г. король Кристиан открыл серебряные копи Коннингсберг (Konings Bierg). Вокруг копей быстро вырос городок, чье название трансформировалось из названия копей – Конгсберг. С 1624 г по 1957 г., когда копи были закрыты, здесь добыли 1350 тонн серебра, что составляло 20% доходов страны. Благодаря активной добыче, к концу XVIII в. Конгсберг стал вторым по величине городом Норвегии после Бергена, в 1757 г. здесь открыли королевский горнодобывающий колледж, который в 1812 г. стал одним из факультетов университета Осло. С 1686 г. здесь находился норвежский монетный двор (Myntverket), проданный в 2003 г. назад частным инвесторам (теперь здесь чеканят и финскую монету тоже).

    Городской герб, принятый муниципалитетом, напоминает старинную городскую печать (1689): римский бог Янус (символизирует короля), меч и весы (символизирующие правосудие).

    Город

    Конгсберг сильно пострадал во время войны 1807-1814 гг. и большого пожара в 1810 г., поэтому от него мало что осталось, да и по натуре своей норвежцы не склоны создавать нечто пышное и пряничное, вроде чешской Кутной Горы (где тоже добывали серебро), поэтому если вы ожидаете чего-то подобного Чехии, но в норвежском климате, то можете здорово разочароваться. Примерно как я, идя по центральной городской улице и недовольно взирая по сторонам: ну дома, ну магазинчики, милый тихий городок, в котором нет ничего особенного…

    "Ничего существенно не переменилось с начала века, разве что белые тарелки телеантенн дают добавочный колер темно вишневым домикам с зелеными крышами. Попадается и другая окраска, но именно таков норвежский цвет, который запоминаешь навсегда как натуральный. Дома начинаются на гребне холма, скатываясь сквозь сосны и елки, задерживаясь на склонах и елки, задерживаясь на склонах и на кромке берега, замирая уже на сваях, по колено в воде".
    /Петр Вайль "Гений места"/

    Река здесь самая что ни на есть неукротимая: бурная настолько, что с одной стороны моста вверх поднимается туча водной пыли, с другой - самый настоящий водопад, правда, невысокий. Даже пороги здесь есть, этакие острые каменюки, коварно обнажающиеся время от времени стремительным течением. Цвет воды примечательный – горный – глубокий сине-зеленый, и отливающий особенным оттенком, так что сразу понимаешь, вода холодная и еще – здесь не купаются. Было что-то такое же тревожное в цвете воды вышедших из берегов швейцарских рек во время наводнения в 2005 году…

    Мост через реку симпатичный: в ряд на решетке стоят фонари, которые, кажется, все еще зажигают, подняв ламповое стекло. По обе стороны моста стоят по 2 скульптуры, символизирующие, видимо, чеканщиков монет и горный промысел, а решетка моста украшена медальонами с изображением известных норвежских лиц (есть даже по три лица С левой стороны от моста, на берегу со стороны станции вечно закидывает удочку рыбак в штормовке, хотя какая там рыба, в таком-то течении…

    Перейдя мост, мы обнаруживаем слева те самые серебряные копи, сохраненные для потомства (добыча здесь была прекращена в 1957 г.). На куче породы вас приветствует поднятым молоточком шахтер, а здания конторы и копей подозрительно невелики для такого обширного производства, но все равно погулять здесь приятно, представляя, как вот-вот проревет губок и тысячи рабочих двинутся к спуску в шахты (в период расцвета серебряного промысла здесь одновременно работало 4 тыс. человек). В теплое время года копи можно посетить с экскурсией, а можно принять участие в целом представлении, когда вы будете искать в тамошних лабиринтах сокровища. Прочитать об условиях посещения, расписании экскурсий и т.п. можно на сайте музея - www.bvm.museum.no. В этой же части города в сурового облика здании расположен монетный двор – его видно от копей.

    Вверх, мимо забавного медведа, мы поднимаемся к уютной площади, окруженной милыми беленькими домиками, построенными в середине XIX в. Сначала наше внимание привлекают диковинные часы ярко-желтого цвета, сделанные как будто из папье-маше, в самых неожиданных местах здесь вделаны еще множество маленьких циферблатов. Интересно – это дети мастерили, или взрослые дурака валяли?:) Со смотровой площадки вдали виднеется милая белая церковь, а мы направляемся к главному городскому храму, что высится на этой же площади.

    Эта строгая с виду церковь, освященная в 1761 г., прячет внутри пышнейшее барочное убранство и считается самой большой барочной церковью Норвегии (2440 посадочных мест). Впрочем, если вы представили себе большое пространство, то это не так – изнутри церковь кажется небольшой и довольно тесной – сиденья поставлены тесно и то вдоль, то поперек. Построили ее в период расцвета копей, и денег, очевидно, не пожалели: пышный орган, расположенный над алтарем, был сконструирован знаменитым мастером Готфридом Генрихом Глогером в 1765 г. (отреставрирован недавно, в 2001 г., играет в 19.30 каждую среду в июне, июле и до 15 августа); сверху свисают три затейливые хрустальные люстры; а интерьер выполнен в стиле рококо и может похвастаться позолоченной резьбой, скульптурами, фресками и мраморами. Правда, все это выглядит несколько…обветшалым – сильно сказано, скорее, каким-то пыльным. Кстати, нам повезло: на сайте города указано, что вход в церковь платный, мы же подошли сюда сразу после окончания мессы и прошли свободно. Церковь окружена старинным кладбищем.

    Остальные улочки на этой стороне реки довольно милы, особенно если осматривать не только центральные улочки, но и закоулки. Вероятно, по эту сторону войны и пожары не так свирепствовали.

    Завершая рассказ о Конгсберге, упомяну лишь о джазовом фестивале, который проводится здесь с 1964 г. Подробности можно посмотреть по следующему адресу: www.kongsberg-jazzfestival.no/sider/tekst.asp?side=94&submeny=ingen&niv2=

    источник: www.talusha1.narod.ru

    nat_ka
    15/09/2008 16:21


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Норвегии

    28.05.24 Норвегия запрещает въезд туристам из России
    29.02.24 Norwegian Air Shuttle будет выполнять рейсы между Осло и Стамбулом
    19.02.24 Визовые центры европейских стран изменяют график работы в феврале и марте
    29.09.23 Норвегия запрещает въезд российских легковых автомобилей с 3 октября
    22.09.23 Норвегия закроет въезд российским автомобилям
    30.06.23 Какие страны в 2023 году выдают шенгенские визы россиянам
    27.04.23 Визовые центры Европейских стран сообщили о графике работы в майские праздники
    26.04.23 Российские "зеленые карты" перестанут действовать в ЕС 1 июня
    25.09.22 Норвегия приостановила действие соглашения об упрощенном визовом режиме
    18.07.22 Коронавирусные ограничения для российских туристов сняли уже более 50 стран