Итак, география моих скитаний всё больше склоняется в сторону южного полушария, которое мне нравится гораздо больше, чем промышленное северное. Интересных штук для меня там гораздо больше, поэтому, думаю, ближайшие годы я потрачу исключительно на изучение пространств за нулевой широтой этого маленького шарика. Экватор я пересекал уже трижды и на этот раз это произошло в Юго-Восточной Азии. Странно то, что такого не случилось раньше на несколько лет. Ну ладно, короче дальше "воды" не будет, а будут достоверные факты, как всегда в общем.
Летели максимально "криво". Москва - Ашхабад - Бангкок - Джакарта - Бали. Почему? Да фиг знает, просто по приколу. На самом деле есть прямой рейс: Москва - Денпасар, 11 часов и вы в стране вулканов. Но так каждый дурак может, а мы, как известно не ищем лёгких путей. Если серьёзно, так просто дешевле долларов в 250 на человека. В общем, если вам жалко денег, у вас дофига времени и вы безумно любите летать на самолётах, поступаете следующим образом: в Москве покупаете билеты на Туркменские авиалинии (лично я это делаю уже в который раз в ITM-group), дешево и быстро. Стоили 17 500 руб. в оба конца, на майские праздники, полувысокий сезон типа. Затем не обрашаете ровно никакого внимания на супер-сервис, покорно поедаете всё, что вам дают (кстати, кормили вкусно) и через 4,5 часа прибываете в Ашхабад, где уже который год не разрешают фотографировать лётное поле. Сидите там часа 2-3, потом получаете удовольствие дубль-два в другом туркменском самолёте, продожительностью 5 часов и прибываете в Бангкок, совершенно измученные и тупо думая только о том, где-бы вытянуть ноги.
На самом деле всё не так страшно, потому что сейчас я вам скажу, что надо делать, чтобы страдать как можно меньше в таких безумных бросках на пол-планеты. Короче так, если вы летите по летнему расписанию, то в Бангкок вы прилетаете примерно в 0-40 по местному времени, аэропорт Суванабум. Визы для россиян отменили, так что не парьтесь, получайте багаж и бегом на второй уровень аэропорта. Никого не слушая идёте к стойке "hotel reservation", там их несколько рядом. Суётесь только в официальный "отель резервейшн", там будет написано на стойке, не ошибётесь. Там устало говорите, что вам нужен спокойный сон до утра, после чего вам предлагают несколько отелей на выбор, стоимостью около 1200 бат. Причём спрашивают, где вам удобнее: в центре или рядом с аэропортом. Лично нам было совершенно в падлу ехать в центр, поэтому мы выбрали отель в 10 минутах езды. Называется "Queen's Garden". Очень приятный отель, чисто и уютно. Находится совсем близко от аэропорта, по моим прикидкам мы ехали на такси минут 7-8. Платите за отель 1000 бат сразу, не отходя от кассы около стойки, а 200 бат отдаете в самом отеле. Зачем так сделали - не знаю, но таковы порядки. Кстати, номер в отеле вполне можно заказать по интернету на сайте www.queensgardenhotel.net, это для особо нежных, чтобы ну совсем облегчить себе жизнь.
Отвозят вас незамедлительно. Так что от момента подхода к стойке до подушки, вас отделяет максимуи 20-25 минут. Проверено не один раз, гарантирую!
Впрочем, я несколько забежал вперёд. Доставка наших измученных тел в отель произошла несколько позже прилёта, а сразу после прилёта мы озадачились покупкой билетов дальше на юг, так как Бангкок для нас был просто транзитным пунктом, где мы собирались провести время всего лишь до утра, наивные.
То, что мы наивные, мы поняли после того, как попытались купить билеты в Денпасар. Кто туда летает, я себе представлял довольно смутно, поэтому исходил из общих соображений, что туда, как минимум должна летать своя национальная авиакомпания. В принципе, ещё в Москве я раскопал, что туда летает довольно много чего, поэтому не стал бронировать заранее ничего. Прямые рейсы на Бали есть и у тайцев и у малайзийцев. Но цены...туши свет! Тайские авиалинии заламывают за беспосадочный перелёт туда-обратно около 1200 долл! Это всего за каких-то 2500 км! Малайзийцы меньше, около 700 долл, туда-назад. Больше всего я расчитывал купить былеты именно на "малайзийцев", но был жестоко разочарован, обнаружив, что их офис по продаже билетов был просто напросто закрыт. Делать было нечего. Пройдя вдоль зала, обнаруживаем открытый офис "Garuda Indonesia", где кто-то копошился за закрытой дверью. После минут 20-ти ожидания, открывается дверь и к нам подходит сонный мужик. Наташка, как всегда проявляет чудеса стойкости, выносливости и безупречного английского, после чего становится известно, что прямых рейсов на Бали нет в принципе и нам предлагается вариант с посадкой в Джакарте. Кроме того, чтобы окончательно нас убить, нам сообщают, что самолёт улетел 30 минут назад, а следующий будет через сутки, т. е. в 2-30 ночи следующего дня.
Такой удар судьбы мы перенесли достаточно мужественно, единственое радовало, что утром никуда торопиться не надо, можно спать до опупения, потом вкусить ночной Бангкок и после всех радостей лететь дальше. Билет стоит 450 долл в оба конца, что в какой-то мере компенсировало потерянное время. Расчитались картой VISA, что было очень удобно, так как с наличными были определённые проблемы.
В итоге, в скорости оказываемся в вышеобозначенной гостинице и довольные засыпаем под рёв заходящих на посадку самолётов.
Весь следующий день предаёмся счастливому безделью. От нефиг делать поехали в центр, где очень плодотворно провели полдня и вечер. В Суванабум прибыли уже ночью и вылетели в Джакарту точно по расписанию.
Garuda я никогда не летал и раньше, не приходилось как-то. Оказалось всё очень приятно, только песняк их фирменный достал порядком, но это мелочи. В Джакарту прибываем под утро. Из аэропорта не вылезаем во первых; по причине усталости, во вторых, стыковка очень короткая. Сам аэропорт ровно никакого впечатления не произвёл. Какой-то расплюснутый по большой плошади и очень бестолковый. Народу мало, сувенирных лавок - куча! Можно вообще не заморачиваться с сувенирами, купить всё при отлёте, что мы и сделали на обратном пути.
Короче, где-то через час отсидки, снова до умопомрачения измученные, загружаемся в последний перекладной, четвёртый по счёту за двое суток. Утешает лишь то, что он последний. От Джакарты до Бали всего ничего, около 1800 км, два часа лёту. Сущая ерунда. Но как известно, последний бой самый трудный.
Несмотря на усталость, почти непрерывно смотрю вниз и то, что я вижу, мне очень нравится. Горы, вулканы и океан..Понимаю, что тут будет чего посмотреть.
Примерно в 10 утра по местному времени прибываем в Денпасар. Настроение прекрасное, несмотря на острое желание больше никогда не видеть самолёты и всё с ними связаное.
С пограничниками нет никаких проблем, быстро берут 10 долл, шлёпают визу в паспорт и посылают куда подальше. А подальше мы просто натыкаемся на службу размещения и вступаем в переговоры с местными аборигенами.
Проблем никаких нет. Нашему вниманию предлагается куча отелей самых разных "звезданутостей" и самых разных местоположений в пространстве. Географию острова я немного изучил перед отлётом, поэтому затребовал отель на юго-восточном берегу. Причин тому было несколько. Первая, она же основная, именно на том берегу было самое большое количество дайв-центров, рекламу которых мы узрели на путеводителе, которых куча на стойках возле таможни. Среди них даже на русском языке попадались. Ну на условно-машинном русском, как вы понимаете. Вторая причина - это близость вулкана Batur и горы Agung, к которым я расчитывал добраться на каком-нибудь местном транспортном средстве. Третьей, была также, географическая причина: хотелось добраться на противоположную сторону острова, на север, там где море Бали. Юг острова омывается Индийским океаном, так что нырять пришлось именно в него...
Короче говоря, высказав свои соображения Наташке, снова кидаю её в лингвистический терновый куст и радуюсь жизни! Отель подобрали быстро. Экономить особо не стали, выбрали "пять звезд", так как впереди было всего пять дней, а денег была просто куча! Оказалось совсем недорого, ну относительно недорого, 90 долл в сутки, притом отдельный домик на первой линии, с видом на океан. В высокий сезон такое удовольствие стоит 130 долл. Не думайте что мы пижоны, жить мы умеем везде, даже в шалаше. Кстати, вообще цены на отели там колеблются от 20-ти до 250-ти долл. Собственно, как и везде. Так что ничего не бойтесь! Не надо ничего бронировать заранее! Совершено пустое занятие. Отелей на Бали большая толпа! Можете лететь в любой сезон, это вам не Египет. Деньги на их рупии можно поменять прямо в аэропорту, курс вполне приемлемый если менять немного.
Отель назывался "Rama Candidasa", (www.ramacndidasahotel.com). Ехать до него пришлось часа 2. За такси отдали 60 долл. Торговаться небыло сил, которых просто небыло в принципе. Вырубились прямо в такси, что было по дороге - не видел, Наташка тоже. Проснулся уже в отеле, где быстро прошёл процесс нашего заселения и....спаааать...Спали до вечера, меньше никак не вышло.
Первым делом после успешношного пробуждения, находим дайв-центр, который оказался совсем рядом, за забором гостиницы. Его название Sub Ocean Bali, с виду очень даже прилично. Хозяином являлся, как всегда, европеец, норвежец в этот раз. Нам было по барабану с кем нырять, поэтому мы согласились на все предлагаемые услуги. Инструктора звали Пат (от Патрик), так он сам сказал, мы не виноваты. На самый волнующий меня вопрос: увидим ли мант, Пат сказал - "ноу проблем", с вероятностью 90%! Что меня окончательно успокоило. Правда, просил подождать пару дней, пока наберётся достаточная группа. Я так понял, просто далеко было плыть.
Дайвинг на Бали
Теперь собственно о самом процессе дайвинга на Бали...
Дайвинг индустрия на острове чрезвычайно развита, дайв-центров очень много, без присмотра не останетесь. Стоимость удовольствия составляет примерно 75-80 долл за два погружения. Это без аренды оборудования, конечно. Вполне приемлемо, даже очень вполне. Дешевле только на Красном море.
Первый день ныряли на северном берегу острова, прямо с берега. Местечко Kubu, море Бали. До этого места пёрлись на микроавтобусе, как всегда. Первое погружение проистекало в местечке Tulamber Drop off. Лично меня совершенно не впечатлило. Видимость прекрасная, около 40 метров. Всё как всегда: скаты, груперы, мурены. Ничего экзотического. Обычная рифовая стенка.
Второе погружение было немного интереснее. Tulamber wreck. Куча железного барахла на дне, когда-то бывшее кораблём. Ничего, практически, понять было нельзя. Единственное, что я идентифицировал - это дейдвудная труба (такая штука, сквозь которую проходит вал гребного винта, для тех, кто не в курсе). Глубина погружения как в первом, так и во втором случае была 24 метра. В общем я немного расстроился, совсем не то ожидал увидеть. Успокаивал себя тем, что завтра наверняка увижу мант, из-за которых мы и прибыли в эту часть земного шара.
На следующий день, как и было обещано, нас везут на ненавистном мне спидботе, на дайв-сайт Manta Point, остров Лембонган (Lеmbongan), до которого часа полтора ходу в юго-восточном направлении в сторону Австралии. Мне под конец перехода сделалось совершенно фигово по причине голода, поэтому, как только представилась возможность, я покинул дурацкий борт спидбота и булькнулся в воду. За мной туда же булькнулись ещё человек 8 народа и, следуя полученным ранее инструкциям, быстро опустились вниз и стали ждать появления мант, зависнув в метрах 3-х от дна.
Сначала ничего не предвещало облома. Все дружно сбились в кучку и стали смотреть вверх, высматривая этих пришельцев. Но....прошло сначала 10 минут, потом 20, потом 30..манты так и не появились. Пришельцы оказались ушельцами, к моему неописуемому горю!!!! Через 45 минут, увидев напоследок какого-то дурацкого ущербного осьминога, который пофигистично ковылял по дну, поднимаемся наверх. Я был в полной депрессии, Наташка тоже. Деньги за "непросмотр" мант не отдали.
На обратном пути было второе погружение, Blue Lagoon, которое, несмотря на красивое название было также ничем не примечательно.
Вот такие дела с дайвингом на самом Бали. Думаю, стоит понырять на соседних островах, Ломбок, Сумбава, Флорес, Комодо и дальше на восток. Но это пока в планах.
Вообще про Бали
На следующий день быстренько решаем проблему с транспортом на острове, с помошью моего любимого средства передвижения по островам. Конечно же это был мотобайк! Стоит 7 долл в сутки. Если скажете, что дорого, то я вам напомню историю про 200 долл в час в Москве. Найти место, где можно взять в прокат мотобайк, а также другие машины, оказалось очень просто. Нужно всего лишь прогулятся до первого населённого пункта и зайти в любой Rent a Сar. Цены везде примерно одинаковые. Машина стоит примерно 20-25 долл в день, но брать её очень не советую. Дороги на острове ОЧЕНЬ УЗКИЕ!!! Запарковаться целая проблема. Если вы вдруг решите остановиться и поглазеть на окрестности, сзади вас сразу соберётся пробка нехилой длинны. Ругать матом конечно не будут, туристов там уважают, но думать о вас будут очень неприятные вещи :). Короче, берите мотобайк (по нашему мопед) и не мучайтесь! Дома на машине ещё накатаетесь!
В первую очередь решаем съездить на вулкан Batur, 1717 м, который оказался совсем рядом от нашего места пребывания, километров этак 25-30. Нас это совсем не смушало и на следующий день мы смело отправились в путь, прихватив с собой карту местности, естественно. Дороги на Бали никакой опасности не представляют. Куда большую опасность предсталяют вездесущие мартышки, которые кидаются под колёса целыми семействами, притом с детьми. Никто их не давит, но визга на дорогах предостаточно. По пути обнаруживаем ооооогромный пустынный пляж из чёрного вулканического песка, где делаем первую остановку перед тем, как дорога уходит в горы. Как только высота начинает превышать 300-400 метров, понимаем, что поступили очень глупо, не взяв тёплой одежды. Злюсь на себя опытного блин... не смог предусмотреть столь очевидной вещи. Но делать нечего, возвращаться назад далеко, да и времени оставалось мало до наступления темноты.
По дороге в селении Bangli, встречаем толпу идущих колоной местных жителей, которые тащят на своих головах кучу фруктов и всяких вкусностей. При этом очень разодетых в яркие национальные одежды. Мужики и дети тащят какие-то флаги, а женщины несут хавку, ну как везде, в общем, на планете Земля. Ничего не понимаем, но добросовестно снимаем на фото-видео. Дети корчат рожи и показывают "факи"... славные ребятишки, без комлексов.
Миновав поселение проезжаем ещё километров 5 и упираемся в тётку, грудью перегородившей дорогу. Я сначала вообще испугался, решил, что ей нужна какая-то помощь. Оказалось - обычный развод. Попрыскав на нас какой-то гадостью и сказав какие-то заклинания, начинает украшать наш мопед какими-то идиотскими растениями и душистыми палочками. После чего просит денег. Я опешил от такой наглости, но потом всё- таки решил дать немного денег (рублей 10), во избежание истории про "белок". Она была явно недовольна, но дороги мы у неё не спрашивали, слава богу.:)
Окончательно замерзшие, часа через полтора забираемся на самый верх, почти к самому вулкану и понимаем, что ехали совсем не зря. Открывается захватывающий вид на сам вулкан и довольно большое горное озеро, Batur. Облака совсем рядом. Возле озера есть маленькие отельчики, где можно остановиться на ночь. Место действительно очень прикольное. Всем очень рекомендую туда съездить, не пожалеете!
Обратно ехали очень быстро! Почти согрелись от трения о воздух. Когда спустились на уровень моря, долго не верили своему счастью. Никак не могли себе представить, что минут 15 назад чуть не превратились в две бестолковые ледышки. Итог: когда едете в горы ОДЕВАЙТЕСЬ!!! Берите всё тёплое, что у вас есть. Если ничего нет - купите что-нибудь внизу. Потом меня будете благодарить точно!
На следующий день едем вдоль восточного берега острова. Взираем на Agung 3142 м, со стороны моря. Останавливаемся на море Бали. Селение Amed, берега пустынные на много километров. Местных аборигенов тоже не видно. Мне тут нравится всё больше и больше. Покопавшись в своих ощущениях, понимаю, что тут гораздо приятнее Таиланда, Малайзии или Камбоджи. Природа круче, соседство океана и моря в 20-ти минутах езды, просто радует. Хочешь - смотри на офигенные океанские волны, серфинг и прочие радости. А если хочется тишины и спокойной глади - прыгай на мопед и к морю. Море спокойное как Средиземное. Короче классное место! Особенно радовали горы и вулкан, чего нет более нигде к северу. В Индонезии я был впервые, но совершенно точно приеду сюда ещё не единожды. Очень большой интерес представляют острова восточнее Бали, а там и до севера Австралии 40 минут полёта.
Еда... С едой на Бали проблем никаких, всего полно и вкусно. В отеле мы как всегда просыпали завтрак, поэтому питались в ресторанчиках на дорогах и вообще где придётся. Основная пища - рис, что меня очень радовало. Конечно, жаренное мясо, куда без него. Наш дайв-инструктор посоветовал попробовать какой-то микс из мяса, орехов и соуса - нам не понравилось. Предпочитали панкейк и куринный шашлык. В Денпасар специально не ездили. Ну, то есть, мы проезжали его, но мне город решительно не понравился, толпа народу лавок и машин. Тусы полно, ночных клубов полно, судя по рекламным буклетам. Очень хотел добраться на западную часть острова, где высокий отвесный берег, но не расчитал размеров острова. Остров достаточно большой. От нашего отеля до западного берега километров 120 по извилистым дорогам. На мопеде запарились бы ехать. Так что оптимально было поселиться где-нибудь на южной части острова, ну например в Nusa Dua. Оттуда всё близко, всюду можно попасть ну максимум часа за полтора на мотобайке.
Про местный народ ничего плохого сказать не могу. Мы - их хлеб с маслом и икрой, так что отношение соответсвующее. Правда достают порядком, почти как в Египте, но тут это кажется не столь ужасно. Английский понимают практически везде, ну может за исключением рисоводческих поселений...
Москитов и другой гадости не наблюдали, хотя в отеле имелась противомоскитная сетка. Фауна просто запарила наличием вездесущих мартышек, которые гуляют везде где попало, кидаются под колёса мотобайка и при этом ещё визжат как резанные.
Вообще на острове есть природные парки, куда мы не попали из-за недостатка времени, о чём не жалеем. Бали - огромный парк сам по себе!
В общем так: на Бали ехать НАДО! Если мучаетесь выбром между Таиландом, Малайзией, Бали, то езжайте СРАЗУ на Бали. В другие места ещё успеете. Но это, конечно, моё личное мнение.
Если Вас пугает раскрученность данного места, то успокойтесь. Остров довольно большой, есть и совершенно дикие непроходимые джунгли. В горах вообще можно конкретно заблудиться и пропасть. Никто там к вам приставать не будет. Полиции до вас никакого дела нет, если вы не врезаетесь на байке в торговцев бананами, не курите марихуану и не занимаетесь днём сексом на пляже на виду у всех..:). Так что всё нормально!
Если собираетесь перемещаться самостоятельно по острову, обязательно купите карту местности. Дорог там выше крыши, сам чёрт ногу сломит в указателях. К тому же, у них недавно было грандиозное переименование некоторых населённых пунктов, которое никак не отразилось в картах.
Этот факт я открыл совсем случайно, когда мы заехали в город Alampura, которого я просто не обнаружил на карте. Долго я скрипел мозгами, стараясь понять, куда это мы заехали? Только потом, поговорив с продавцом во фруктовой лавке, я всё всё понял. Удобнее взять с собой навигатор, прибор который я невыношу по причине опасности возникновения закисания мозгов у той части народонаселения планеты, которое ими пользуется. Уж очень он облегчает жизнь, прямо-таки кричит об ошибках, шагу не даёт ступить с дороги влево...или вправо.:). По солнцу и звёздам надо уметь ориентироваться! Нефиг! Сядут батарейки в навигаторе и кранты вам прибудут! Но это так, к делу не относится. Всё-таки речь про Бали... Короче! Все едем в Южное полушарие! Там не менее интересно, чем в Северном!
30/07/2008 00:01
Материалы по теме
- Страны: Индонезия
- Отзыв о поездке: Путешествие в Малайзию и Индонезию, май-июнь 2008
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.