Человек рождается усталым, и живет, чтобы отдыхать.
(одна из Черногорских заповедей)
Не знаю, почему у жены возникла идея поехать именно в Черногорию, наверное потому, что это одна из немногих стран, в которых не надо связываться с визой. Итак, апартаменты забронированы через Интернет, билеты куплены - мы выезжаем!
Самолет Montenegro Airlines, старенький Fokker 100 отрывается от полосы (почему-то возникают ассоциации с Мессершмитт-ом и Второй мировой). На удивление самолет отлично держится в воздухе, даже когда заходит на посадку, он просто снижает скорость, как тормозящий автобус на ровной дороге и плавно касается полосы, никакого рыскания или тряски (может это, конечно, заслуга пилота). Разрекламированных в буклете турбин Rolls-Royce почти не слышно, особенно это стало ясно на обратном пути по сравнению с Boeing-757, в котором и разговаривать-то было сложно. Неприятно удивили стюардессы. Мило улыбаясь, они разнесли сок, а если кто-то просил добавки - предлагали налить из пакета самостоятельно, поскольку "их работа уже закончилась". Одна из них вообще ухитрилась выронить на меня чашку с кофе, потом решила, что кофе в чашке осталось маловато, и когда доливала, чуть не опрокинула чашку второй раз. И чем я ей так не понравился?
Самолет заходит на посадку в Тиват со стороны Будвы, из окон открывается потрясающий вид на окружающие горы. Формальностей на границе даже меньше чем в Турции или Египте, в паспорте просто ставится штамп на въезд и все. Берем на прокат машину и движемся в Котор - к месту нашего назначения.
Надо отметить, что вождение в Черногории - занятие не для слабонервных. Ограничение скорости 50 в городе и 80 на трассе, но дороги настолько узкие и извилистые, что с непривычки едешь еще медленнее, и встречающиеся иногда полицейские с радарами сначала даже удивляют: неужели у них есть работа? Из тех трасс, по которым мы ездили, относительно хорошая идет от Тивата на Будву и дальше. Чтоб было понятно, по ширине и извилистости она сопоставима с двухполосной дорогой между российскими городами. Вторая по нашему рейтингу идет вокруг Которского залива и от Будвы на Подгорицу: тоже двухполосная, но изгибов гораздо больше, езда по ней напоминает слалом. Самая адреналиновая дорога - из Котора на Цетине через горы. Это очень извилистый серпантин, полосы там даже не две, а полторы, и чтобы разъехаться со встречной машиной (к счастью таких было мало), надо съехать на специальную площадку. Во время одного из таких разъездов наше колесо соскочило в придорожную канаву, пришлось доставать домкрат и подкладывать под колесо камни. Как там ездят автобусы - ума не приложу. Все обрывы ограждены бетонными блоками, вниз скорее всего не сорвешься, но дух все равно захватывает. В маленьких городках тротуары часто отсутствуют, и приходится не только разъезжаться со встречными машинами, но и лавировать между пешеходами.
Котор
Город не зря включен Юнеско в список всемирного наследия. В отличие от других средневековых городов, в Которе сохранился настоящий средневековый дух. И хотя все площади теперь заняты разными кафешками, и почти каждая дверь - это дверь магазина, в городе по-прежнему ощущается жизнь: сушится на веревках белье, бродят кошки, из окна в окно через улицу переговариваются жители. Чувствуется, что это не туристическая открытка, а настоящий живой город. Несмотря на малые размеры, бродить по нему можно часами. И не всегда понятно, где кончается город, и начинается древняя крепость, возвышающаяся над ним на 350 метров. Крепость эффектно подсвечена вечером и с противоположного берега вместе со своим отражением в заливе похожа на огромное сердце.
Городской пляж небольшой, засыпан мелким щебнем, который из-за отсутствия волн никак не превратится в гальку. Дно резко уходит вниз, и если нырнуть поглубже, то, во-первых, попадаешь в довольно бодрящий слой холодной воды, который оказывается гораздо прозрачнее, чем верхний теплый слой, а во-вторых, обнаруживаешь, что дно залива все-таки песчаное, а берега являются, по-видимому, насыпными. Местные жители купаются не только на пляже, но и с бетонных пирсов вокруг залива, на которых во многих местах есть спуски в воду, хотя основное место в заливе занимают, конечно же, яхты под самыми разными флагами. Иногда сюда заплывают огромные теплоходы с туристами.
Будва
Соседи по коттеджу посоветовали съездить на пляж в Будву, там должен быть песок, однако тот пляж, на который мы попали, напоминал скорее очень мелкую гальку, хотя дно на глубине опять же было песчаным. Народу в Будве довольно много по сравнению с Котором, поэтому вода взбаламученная. Изрядно напрягают скутера, носящиеся довольно близко от купающихся. Встречается рыба, однако вся серая, под цвет песка. Интересно наблюдать за камбалой, как она скользит по песку и пытается прикинуться ветошью.
В самом городе вдоль берега идет улочка, на которой расположены кафешки и палатки с сувенирами. В общем, типичный приморский курортный город. Есть там и древняя крепость, но в отличие от которской, она явно подреставрирована и ориентирована на туристов. Живет ли там кто-то - не знаю.
Цетине
Про дорогу из Котора на Цетине я уже писал, но один раз проехать по ней стоит. Хотя бы из-за тех потрясающих видов, которые открываются с перевала, и деревень в долине между горами, через которые проезжаешь. Особенно забавно выглядят самолеты, заходящие под тобой на посадку, начинаешь сам себя ощущать самолетом.
Честно говоря, мы так устали от горной дороги, что на музеи Цетине сил уже не оставалось. Побродили по городу, зашли в монастырь, в котором по путеводителю хранится рука Иоанна-крестителя, подивились низким ценам в местных кафе, и поехали обратно. Той же дорогой ехать не решились и поехали через Будву, там дорога оказалась немного шире и проще. Заодно и искупались на обратном пути.
Пераст
Родина многих знаменитых моряков, таких как Змаевича и Марковича, к которым Петр I присылал учиться морскому делу своих бояр. Теперь это маленький тихий городок с тремя улицами вдоль моря, по которым очень приятно пройтись. Напротив города два острова: один из них частный и вход туда закрыт, а второй - рукотворный, насыпанный моряками за 200 лет в честь найденной на небольшом рифе, бывшем на месте этого острова, иконы Богородицы. Теперь там церковь Богородицы Скал. Вас охотно отвезут туда на лодке и покажут саму церковь. Очень интересно. Даже если экскурсия идет на черногорском, то все равно понятно почти полностью, примерно как слушаешь украинскую речь (деревенскую, а не Верховной Рады).
Пераст довольно изолированный город, развлечений там нет, вероятно, поэтому и отдыхающих мало. Зато там очень чистая вода, много рыбы (встречаются и довольно красивые), крабов, и вечером туда приезжают отдохнуть жители Котора. Цены в местных кафе на удивление высоки, даже по сравнению с Котором.
Герцег-Нови
После тихого, пасторального Пераста, Герцег-Нови напоминает улей, а точнее Сочи в сезон: народу много как в городе, так и в море. Город круто поднимается вверх по склону, и фраза в проспекте "комната в 250 метрах от моря" вполне может означать 250 метров по вертикали. Море довольно мелкое и взбаламученное сотнями купающихся, пляж - бетонные плиты, хотя вероятно где-то есть и песок. Вдалеке виднеются грузовые причалы.
В общем, нам там не понравилось, и на следующий день мы опять поехали купаться в Пераст.
Домой
Летим обратно авиакомпанией Vim-Avia. Хотя в билете указано отправление 12:00, на табло явно светится 16:15. Уточняем у персонала аэропорта - да, время изменилось, регистрация начнется в 14:30. Хорошо хоть, на 4 часа позже, а не раньше... Судя по окружающим пассажирам, мы тут не одни такие. Перед нами еще 2 самолета на Москву, Киев, Ростов, Донецк, Белград. Маленький аэропорт явно не рассчитан на такую толпу. Берем такси, едем обратно в Котор обедать. Возвращаемся в указанное время, проходим регистрацию - почему-то долго не пускают на паспортный контроль. Очередь туда - человек 500. Глупые пассажиры в нее становятся, и только у входа становится ясно, что делать этого не надо: все равно пускают только тот рейс, который сейчас готовится на посадку. В голову приходит идея взглянуть на табло прилета - так и есть, самолет еще не прилетел и ожидается только в 16:30. Плюс час на подготовку самолета, в общем, можно опять идти в кафе. Где-то в 17:00 приглашают на паспортный контроль. Мда. За ним - только Duty-Free и ряды сидений, все занятые пассажирами. Находим место попрохладнее, вентиляция явно не справляется, и устраиваемся прямо на полу. На табло - ноль информации, только что регистрация "Closed", да ворота периодически меняются: то 5, то 6. Еще полчаса ожидания. В ходе одной из прогулок по залу, обнаруживаю возле ворот с выключенным монитором сотрудницу аэропорта, слабо восклицающую "Vim-Avia!..". Блин! Да это наш рейс! Бегом за вещами и по полю к самолету. Следом тянется еще человек 20. Взлетаем в 18:00. Шестичасовую задержку вылета немного скрасили внимательный персонал самолета и неплохой ужин.
Москва встречает нас облаками и дождиком. Отпуск кончился, а хочется обратно в Черногорию...
07/02/2011 04:37
Материалы по теме
- Страны: Черногория
- Города: Подгорица; Котор; Будва; Цетине
- Отзыв о поездке: Путешествие в Петровац, июнь 2009
- Отзыв о поездке: Черногория: море, горы и..., сентябрь 2007
- Отзыв о поездке: Будванская ривьера, сентябрь 2008
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.