лучшее письмо месяца

    Вслед за перелетными птицами



    Идея поездки

    Январские праздники продолжительны до скуки. Их продолжительностью стали объяснять и затяжное пьянство, и бытовой дебош как безысходные развлечения удрученного отдыхом обывателя.

    Нам давно хотелось посмотреть зимний Крым как непознанную сторону привычного "Море-солнце-плавки-пляж". Определились заранее, за 45 суток, успев приобрести недорогие билеты в плацкартный вагон для всей компании: набралось нас четыре семьи - друзья и родственники. Показалось сложным поселить "диким" образом в частном секторе группу из 12 человек. Хотелось жить вместе, компактно, а частный сектор в нашем московском представлении призрачно исчезал в январской непогодице и сумерках. Летом этот способ проживания неоднократно и очевидно существовал толпами хозяев разнокалиберных квадратных метров, а так ли зимой? Не придется ли этих хозяев утомительно выискивать? К тому же клич о съеме жилья, брошенный в пространство Интернета, вернулся слабым эхом.

    На глаза попался полезный отзыв незнакомого любителя горных лыж о пансионате Ай-Тодор Юг: недорого и качественно. Именно в том месте, про которое тусклый путеводитель еще советских времен писал как о самом теплом уголке полуострова – поселок Мисхор. Именно в том месте, вокруг которого собрались достопримечательности, недостигнутые в летний зной. С самого начала общения сотрудники пансионата доброжелательно отвечали на вопросы, пошли навстречу, позволив одинокому папе с дошкольником жить со скидкой на двух основных местах. Бронь любезно оплатила за нас знакомая из Симферополя. Если б такой возможности не было, оставался более сложный путь международных украино-российских отношений.

    Всё устроив, стали жить с целью – путешествие в зимний Крым. Вслед за перелетными птицами.

    Первый день, 2 января 2008 года

    В поезде, отходящем из Москвы, первые несколько часов было холодно. Проводница непатриотично ругала свой донецкий уголь и обещала тепло от каких-то 3000 вольт. Тепло пришло и поступало беспокойными волнами: то духота, то сквозняк по ногам.

    Вопреки ожиданиям, Симферополь южным теплом не согрел, но легкий морозец и солнышко веселили путешественников. В заказанном микроавтобусе пригревало, как в теплице, и мы жеманно опустили солнцезащитные козырьки. На ангарском перевале небо заволокло низкими тучами-стариками, бесцельно ползающими по горам. За перевалом появилась долгожданная вечнозеленая растительность. В Мисхоре голые деревья были в меньшинстве, и южные глянцевые листочки радовали по-летнему: зеленел культурный лавр, на шиповнике парадоксально соседствовали и цветы, и плоды. Сосна Станкевича распушила длинную хвою, на набережной на холодном ветру туземными солдатами стояли пальмы. Смотрите-смотрите, черные дрозды с ярко-оранжевыми клювами перелетают с дерева на дерево в парке и звонко кричат. Мы в краю перелетных птиц!

    Поплавать в море? Пожалуй, нет: окунуться, как в проруби, не получится, а получится прыжок в стиральную машину с ледяной водой. Серые волны неслись на волнорезы, взрывались брызгами, переносясь через бетонные перегородки водяным ветром. Как хищные звери по морю рыскали белые валы, наседая друг на друга.

    Пансионаты в Мисхоре буквально сидят друг у друга на голове. А так как каждый обнесен забором, то все время приходится идти по заборному коридору, что очень ограничивает маневры.

    Пансионат "Ай-Тодор Юг" (бывший 7 корпус санатория "Марат") сразу произвел хорошее впечатление, дежурный администратор все, что надо, про нас знала и ждала.

    Скромные по площади номера (у нас стандартные, окна на юг и море, 4 этаж) чистые и уютные. Удобные просторные кровати. Санузел исправен и вымыт. Минус - некуда разложить вещи, единственный подходящий шкаф с полками затейливо расположился на высоте антресоли для старых вещей. Так же высоко в комнате установили розетку, удобную для приборов с излишне длинным шнуром. Горячая вода подавалась по расписанию. Две двери в номере летом защищают от коридорного шума, а нас зимой защитили от сквозняков. Кстати говоря, сотрудники пансионата с готовностью выдали нам электрообогреватели. В пансионате есть бар, где можно заказывать питание. Мы кушали в нем вечером. Не понравилось: скромный ужин, приготовленный на скорую руку (рыба с рисом, салатик, чай), потянул на 25 гривен.

    Веселой ватагой прошли по темной улице перед пансионатом, но нигде подходящего для предстоящего завтрака заведения не нашли. Известное кафе "У тещи" кого-то организованно обслуживало по утрам.

    Черная ночь не мешала нам устремить свои мысленные взоры на зубцы горы Ай-Петри, куда не ступала ни одна наша нога. Покорение отложили на завтра.

    Второй день, 3 января 2008 года, похожий на осень. Над облаками

    Поднялись дружно и рано, благо в Крыму раньше светает. Завтракали вместе в номере, как дома. Нам это, понравилось, и мы затем только так и поступали, начиная день с утренней "пробежки" до магазинчика (сыр, колбаса, сливочное масло). Привезенный чайник исправно готовил туристам свежий кипяток для горячего чая и кофе. Кстати, в номере для чайника есть розетка с заземлением, - удобно.

    Хорошо путешествовать большой компанией и удобно: у проходной пансионата нас зазвал в свой микроавтобус местный извозчик.

    Очередь на канатную дорогу стояла уже до открытия. Частники-таксисты спешили рассказать, как нам долго еще ждать, а их железные кони готовы хоть куда и хоть сейчас. Открывшись, зал для посадки через кассу быстро поглощал пассажиров, и мы уехали во втором отходящем вагоне.

    В вагончике, размером в половину трамвайного, поместилось человек тридцать. Он тянулся над виноградниками, над лесом, над верхней дорогой Ялта-Севастополь. Все, как мухи, облепили стекла и стали восторгаться проплывающими пейзажами до тех пор, пока машина, раскачавшись, не встала. Это сработало от сильного ветра блокирующее устройство, и народ притих... При пересадке на второй этап дороги у нас снова проверили билеты. Оказалось, что никто их не потерял.

    Вторая половина канатного пути более крутая, почти вертикальная, чуть ли не уникальная в Европе из-за отсутствия промежуточных опор на полуторакилометровом расстоянии, наверное, поэтому нас сопровождала сотрудница с рацией.

    Мы торжественно поднялись выше облаков, под небеса. На каменистом склоне горы, на уступах, как на полочках, красиво росли припудренные снегом сосны.

    Смотровую площадку наверху продувал порывистый ветер. Перед нами одновременно распростерлись морщинистое море и молочное покрывало облаков.

    Картографически измельчавшие городские постройки, близкие зубцы Ай-Петри, снежные просторы с северной стороны. Мы радовались ощущениям, как дети, а дети радовались жизни, как всегда, без причин. Предложения подоспевших татар не вызывали никакого интереса: спасибо, ничего не надо, ни лошадей, ни чая, ни снегоходов, - и без этого радости много, можно делиться!

    Не зная куда идти, мы пошли, как все.

    Здесь была настоящая снежная зима. Дети с задором бросились кататься с горки на подручных средствах: полиэтиленовом пакете и пустой канистре. "Безлошадные" попытались воспользоваться содержимым мусорного контейнера.

    Хорошо бы оказаться здесь с лыжами! Через час другой вышли к небольшому горнолыжному спуску с бугельным подъемником, это на другой стороне вершины. Много людей, автомобилей, маленьких кафе. В одном из них детей напоили горячим чаем с лепешками, сами угостились армянским супом. Спускаться решили пешком по автомобильной дороге, - воодушевил прекрасный вид на облака с обратной, то есть космической стороны.

    Пока шли заснеженной дорогой, приходилось сторониться проезжающих автомобилей, удивительно как не соскальзывающих вниз. Петли серпантина поначалу были тесными, одна висела над другой. Озорничали, кидали сверху снежками в своих товарищей. При первой же возможности мы стали петли срезать, спускаясь с одной на другую. Опять всем было весело. Дети норовили не сойти, а скатиться, пугая и опрокидывая взрослых. Я желал воочию увидеть много раз описанный в книгах поясной климатический переход от снега к "без снега". Тропинка из снежной превращалась в "снежную с грязью", в "грязную со снегом" и, наконец, в грунтовую. Горные ручьи шумно бежали вниз, огромные сосны подпирали небо толстыми стволами. Появился зеленый плющ. Снег пропал.

    Мы спустились в Гаспру, прямо к своему пансионату. Чтобы, промокнув, никто не простудился, заказали сауну. Сауна в пансионате отличная! Ах, этот горячий жар парилки! Ах, этот обжигающий холод бассейна! Ах, мы у моря! Ах, мы вместе! Ах!

    Третий день, 4 января 2008 года, похожий на зиму

    План на следующий день у нас рождался спонтанно: кто-то сказал, другой возразил, третий поддержал – вот и что-то определилось. В этот день мы ехали за Ялту, в Никитский ботанический сад и Массандровский дворец.

    Проснулся, побежал в магазин за завтраком… Ба, Зима, здравствуй! Откуда ты? С гор спустилась? Снег и морозец.

    Тот же частник-водитель Сергей удивлялся погоде и рассказывал, как в прошлом году он возил в это время туристов загорать. Автомобили с трудом взбирались по крутой дороге, что было непостижимо для нашего равнинного понимания. "Маршрутки все с шипованными колесами, хозяева следят за этим. Остальные цепи надевают", - объяснял Сергей.

    Никитский ботанический сад даже зимой производил впечатление самого богатого из виденных подобных парков. Непрекращающийся снег покрывал кроны деревьев. Заснеженные пальмы вызывали то же сочувствие, что и негры на улицах Москвы. Удивил своей высотой бамбук, растущий так плотно, что табличка "В рощу не ходить" требовала пояснений: а как? Дети принялись играть, трясти стволы-трубы, осыпая снежную пыль.

    Гуляли по склону сада, восхищались и любовались – с хорошей готовностью удивляться мы приехали в Крым. Здесь зимуют небольшие птички малиновки. Они перелетали с ветки на ветку и с любопытством поглядывали на нас. Некоторые растения цвели в эту пору, один кустарник напоминал мимозу. Цвела секвойя, рекордсмен по высоте, достигает 110 метров, а ствол в диаметре 7,5 метров. В Ботаническом саду растет самое старое дерево Крыма, живет оно здесь более тысячи лет. В кактусовой оранжереи растерялись при виде ошеломляющего разнообразия этих интересных растений.

    А снег сыпал и сыпал. Мы даже заволновались, как выехать? Но маршрутки ходили, и мы по нижней дороге, без заезда в Массандровский дворец оказались в Ялте. Пообедали в дешевой столовой образца советского времени. Прогулялись в наступающих сумерках по шумной от морского прибоя набережной. Много людей, обледеневший фонтан, птицы на воде, корабли на приколе, огонек маяка, взлетающие брызги волн.

    Четвертый день, 5 января 2008 года, похожий на весну

    Этот день запомнился ярким весенним солнцем и синим небом. Вид на заснеженный склон Ай-Петри просился на художественную открытку. Или оттуда сошел.

    Отправились пешком в Алупку на осмотр Воронцовского дворца. На дороге нет тротуара для пешеходов, места - только разъехаться встречным машинам, пешеход должен фанерным листом прикладываться к нескончаемой ограде.
    - Любопытно, как летом люди здесь гуляют? – спросил я у нашего закадычного водителя Сергея, который был через полкилометра нашего пути встречен криками приветствия. Сергей по-своему понял наше поведение и уверенно оценил свою услугу, а на вопрос по-милицейски ответил: сбивают.

    В парке Воронцовского дворца росло инопланетное дерево араукария, чилийского происхождения. Впрочем, это мне сообщили проходящие школьники, а среди них встречаются заядлые шутники чаще, чем ботаники. На огромные кроны гималайских кедров уверенно опирались небеса. Капель сгоняла снег с вечнозеленых листьев. Пруд украшала пара белых лебедей.

    Во дворе дворца теснился гигантский платан с толстыми гладкими ветвями.

    Мы купили экскурсию по дворцу и не пожалели. Экскурсовод называл нас всех "молодыми людьми", рассказывал интересно, хотя интонация голоса была похожа на однострунную балалайку, шутил мастерски: "Прошу в залах поз импозантных не принимать, на вазы не опираться". Так как нам и впоследствии везло с платными рассказчиками, то можно предположить, что зимовать остаются при музеях лучшие из них, летних временщиков не задерживают.

    На лучистом солнце можно было загорать, ветер казался теплым, а весна - близкой.

    От дворца на маршрутке доехали до Ласточкина гнезда. Вот там-то ветер был сильным и холодным.

    Неинтересной дорожкой вниз-вверх, не насчитав обещанных водителем Сергеем 900 ступенек, подошли вплотную к символу Южного берега, маленькому замку. Далеко внизу нестрашно бились о берег страшные волны, ветер насквозь продувал уши. Вдоль берега вытянутой стаей пролетали бакланы. Коммерческое окружение и наполнение (внутри ресторан) делают совсем необязательным такое близкое приближение. Как картину в галерее, я считаю, Ласточкино гнездо стоит разглядывать с некоторого расстояния. Щупать необязательно.

    Там же мы увидели, как просто приготовляется гранатовый сок: девушка на туристической тропе стояла с мешком красивых спелых плодов, имея допотопную соковыжималку-пресс. Она надрезала гранат, разламывала на четыре части, давила их – и терпкий напиток готов.

    Пятый день, 6 января 2008 года

    Лето не наступило, хотя первые крымские дни отличались друг от друга, как времена года. День начался с солнца и пасмурно закончился. Ливадийский дворец ярко белел на фоне глубоко синего неба. Опять замечательная экскурсия, но объемнее воронцовской. Это связано с историей дворца, в котором и царь Николай II собственноручно заваривал чай, и У.Черчиль важно бродил по коридору: летняя царская резиденция и место проведения Ялтинской конференции. В Белом зале Ливадийского дворца нынешний президент проводит важные встречи.

    В этот день был Сочельник, и мы посетили службу в домовой церкви дворца.

    Долго не могли найти дороги к морю, чтобы идти зачем-то в Ялту. Наша компания хороша до такой степени, что иногда и не понимаешь, куда идешь: главное идти и не важно куда.

    На этот раз мы шли, как оказалось, чтобы увидеть задворки закрытых ялтинских пляжей. Так как различные заведения отдыха внимательно заботятся о том, чтобы их гости не перемешались на солнцепеке, то строят небольшие ограждения, не больше двух-трех метров в высоту. Скучный тюремный проход среди решеток длиной километра в два подтверждал существование здесь необузданного веселья в сезон.

    Пальмовая аллея Приморского парка Ялты привела нас к набережной. По пути к морю наша компания повстречалась с Максимом Горьким и раскланялась с Антоном Павловичем Чеховым, сфотографировалась около его "Дамы с собачкой". Они не обратили на нас внимания из заслуженной вечности, они – памятники.

    Чудно москвичу море летом, а зимой и того чуднее: бьются волны, бьются, гонит их неведомая сила к берегу напрасно. Далекий корабль кажется уязвимым и беззащитным.

    Интересная поездка заканчивалась.

    Шестой день, 7 января 2008 года. Отъезд

    Мы благополучно катились вперед, к Москве, а Крым – назад, к Черному морю. Где перелетные птицы пережидают нашу зиму.

    Игорь
    20/02/2008 16:17


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости с Украины

    25.06.22 Украина вводит визы для граждан России
    13.03.20 Международные поезда массово отменяются
    13.04.18 Туры на Чернобыльскую АЭС возобновлены
    06.03.18 В Киеве открылся второй отель бренда ibis
    28.12.17 C 1 января правила въезда на Украину для россиян изменятся
    17.11.17 Названы самые опасные и безопасные страны для туристов
    14.06.17 Близ Чернобыльской АЭС открылся первый хостел
    11.04.17 Киевский аэропорт Жуляны не будет работать 11 дней
    13.02.17 В топ-3 направлений прошлого года у россиян - Абхазия, Таиланд и Грузия
    22.12.16 Из Киева в Польшу будет ходить скоростной поезд