Не ходите, дети, в Кению гулять... Гуляйте в Танзании!

Таким вот экзотическим путём я прибыл в Танзанию. Для тех, кто не понял, к чему это сказано, советую прочесть про моё попадалово в Танзанию через Кению, в самом конце раздела "Кения". А для остальных продолжу моё вразумительное толкование поездки по Кении, Танзании и Занзибару.

В общем, пересекая ничейную зону, я снова напрягаюсь в ожидании паспортного контроля со стороны танзанийских погранцов. Процедура прохождения проверки, разумеется, мне была снова не ясна, но на этот раз я решил не проверять на прочность нервы пассажиров и как только автобус остановился, я тут же выскочил из него и быстро побежал к открытой двери какого-то сооружения.

Оказалось, что я не ошибся, это и был пограничный контрольный пункт, возле которого уже толпилась куча местных. Я, как допропорядочный иностранец, встал в очередь, как положено. Но простоял там совсем недолго, ко мне сразу подошёл какой-то офицер и всучил анкету, при этом попросил меня пройти с ним. Понимаю, моя белая рожа светится тут как фонарь в темноте.. Ничего не понимая, я послушно пошёл следом. Обойдя всю очередь и разогнав народ возле окошка, меня поставили перед главным босом и снова попросили "пэспот". Ну что делать? Конечно даю им паспорт и жду, чего мне скажут.

Танзанийской визы там не было, это я знал совершенно точно! Босс долго листал мой паспорт, читая его как увлекательную книжку, потом, как-будто сообщая мне нечто непостижимое, говорит - "а где вообще-то твоя виза в Танзанию, чувак?". При этом так сильно округляет глаза, что становится похожим на белку из "Ледникового периода"... Я с полным чувством солидарности спешу его успокоить, говорю, что визы там действительно нет, после чего он расплывается в улыбке и звучит коронная фраза - "фифти далларс"! "Ноу проблем"- отвечаю я и протягиваю сотню. Мужик непонимающим взлядом смотрит на купюру, потом на меня и повторяет снова - "фифти далларс"! Я начинаю понемногу выходить из себя, говорю, что "ван хандрид долларс" куда больше "фифти долларс", дайте мне сдачу и ставьте свою поганую визу скорее блин... Погранец прослушал мои железные аргументы, как мне показалось с полным пониманием, после чего сказал - "фифти далларс"! Я чуть его не грохнул по башке рюкзаком! Где я возьму тебе нафиг "фифти долларс" в саванне??? Можно подумать, что тут обменники торчат под каждым баобабом!!! Народ сзади стоит молча, я оглядываюсь и по доброму прошу поменять мне сотню. Естественно, ни у кого нет. Я начинаю просто звереть! Этот "день сурка" при пересечении границ начинает меня порядком доставать! Вспоминаю, что вроде где-то у меня валялись две "двадцатки". Перерываю весь рюкзак и нахожу их, всё равно не хватает! Тут вспоминаю, что поменял ещё в Кении 10 долл на их шилинги и прошу мерзкого погранца взять их. Тот великодушно соглашается, благодетель блин... хренов. Виза ставится за три секунды. Просто взбешённый выхожу из КП и залезаю в наш "тюнинговый" супер-кар. Просто запарили!

Короче, при пересечении границ в глухих местах, держите при себе мелкие купюры во всех возможных валютах! Не портите себе настроение от страны въезда, разборками с погранцами!

Багаж даже не смотрели, всем было глубоко наплевать, сколько килограммов героина я вёзу с собой. Так что товарищи наркоторговцы, это вам не Малайзия с Сингапуром! Тут всё по простому, душевно!

Дорожка стала хорошей, я понемногу успокаиваюсь и начинаю глазеть по сторонам. С первых километров начинаю понимать, что тут мне нравится больше чем в Кении. Относительно чисто, если можно такое сказать про Африку. Попадаются кое-где нормальные домишки, хотя и глинобитных тоже много. Можете не верить, но чувствуется улучшение настроения аборигенов. Всё не так мрачно как в соседней Кении. Такое чувство, словно выезжаешь из района боевых действий и оказываешся в благополучной стране. Не знаю, может это были просто мои ощущения, но вскоре я убедился, что это действительно так! На горизонте появляются горы и я забываю всё на свете! Автобус несётся как ошпаренный, в итоге где-то часа через полтора мы, наконец-то, прибываем в конечный пункт назначения, город Моши (Moshi). Я радуюсь как ребёнок! Никогда я так легко и непринуждённо не расставался со средствами передвижения! Почему? Читайте в разделе "Кения". Город Моши располагается прямо у подножия Килиманджаро, там находится вся туристическая инфраструктура. Именно туда попадают практически все, кто сюда приезжают, в том числе и я. Прибыли уже под вечер, часов в пять. Что меня сразу удивило, в Моши есть городская автобусная станция, в нашем с вами понимании, где куча автобусов и озабоченный народ. Но станция, как я понял, пригородная. Дальние рейсы, опять же, осуществляют коммерческие фирмы. Но пока всего этого я не знал, а занимался тем, что во все глаза смотрел в ту строну, где должна была торчать вершина горы Килиманджаро. Которая, к моему горькому разочарованию, была скрыта облаками...Вот такой попадняк! Я просто капитально расстроился! Очень хотелось её увидеть, но пока не знал, каким образом это сделать. Гостиницу нашёл быстро, благодаря местным "разводилам".

Прекрасно зная тактику местных "разводил", тем не менее решаю воспользоваться их услугами. Просто сильно устал после переезда, хотелось успеть посмотреть гору и ещё поспать. На автобусной станции ко мне привязался некто Гаспар (Jasper). В другое время я бы попросту послал его подальше и стал бы искать отель самостоятельно, но тут мне стало просто лениво это делать. Поэтому я дал себя уговорить мне помочь и вскоре Гаспар отвёл меня в отель, который был неподалёку. Как он называется, я даже не запомнил. Стоит он рядом с центральной площадью, длинная пятиэтажка. Номер стоил около 15 долл. Душ и туалет были в номере, что меня вполне устраивало. Озадачив Гаспара билетом до Дар-Эс-Салама (Dar-Es-Salam) на завтрашнее утро, поднимаюсь на последний этаж, здесь ресторан. Еда, на удивление, оказалась очень вкусной! Та же курица с картошкой, но так ништяково приготовлена! У меня даже появилась мысль взять вторую порцию, но тут... краем глаза замечаю, что что-то изменилось в панораме за открытым окном. Смотрю в окно и кусок курицы застряёт у меня во рту... Килиманджаро!!!! Гора как-то одномоментно очистилась от всех облаков и открылась практически полностью!!! Вы не представляете, как было красиво!!! Я судорожно стал извлекать фотоаппарат и видеокамеру из рюкзака, чтобы успеть заснять столь редкие кадры! Успел! Был как раз закат, максимально контрастное изображение! Короче, мне просто повезло! Наконец-то я увидел то, ради чего терпел весь ад автобусного переезда... До сих пор вижу эту картинку!

Вскоре подошёл Гаспар, принёс мне билет на 7-30 утра. Надеюсь, тут дороги и автобусы получше кенийских. Билет до Дар-Эс-Салама мне обошёлся, 20 долларов. Думаю, Гаспар его купил где-то за 15, но мелочиться я не стал. Меньше всего хотелось убивать вечер в поисках транспортной конторы.

Тут у меня появляется идея, съездить на гору прямо сейчас, вечером! Напрягаю Гаспара, он заламывает за данное мероприятие аж 100 долл!! Конечно наглость, опускаю его до 25, сторговываемся на 30-ти. В течение 10 минут подъезжает его друган таксист и мы на максимально предельной скорости несёмся к Килиманджаро, чтобы успеть доехать до наступления темноты.

Что странно, поехали мы в том направлении, откуда я приехал на автобусе, в сторону кенийской границы. На мои вопли - "хочу на Килиманджаро", таксист объясняет, что въезд на территорию заповедника как раз со стороны той дороги, где я ехал. Времени было просто в обрез. По пути несколько раз просил остановиться, так как не хотел упускать возможность сфотографировать гору, которая почти полностью освободилась от облаков.

Вскоре начинается подьём на гору. Дорога всё время хорошая, видно, что на туристах тут зарабатывают неслабо. Через минут 20 подкатываем к воротам, откуда, собственно и начинается природный парк, но тут меня настигает первый серьёзный облом. Парк закрыт. Мы опоздали. Тщетно пытаемся уговорить охранника пропустить нас, не спасают даже деньги. "Приезжайте утром" - другого ничего не слышу. Утром я не мог приехать по определению, потому как сваливал в Дар-Эс-Салам, билет уже был куплен. Немного, а может и много растроенный, брожу по окрестной местности. Высота уже порядка километра. Открывается захватывающий вид на саванну у подножия Килиманджаро..закат, какого ещё никогда не видел. Воздух прозрачный, видно далеко, рассматриваю в бинокль территорию Кении и Танзании одновременно...Выполнен ещё один каприз, посещена самая высокая вершина Африки, хотя и не до конца...жизнь продолжается. Надеюсь, сюда приехать ещё как-нибудь, на более долгое время, хотя бы на неделю.

Кстати, прилететь можно прямо к горе, рядом, в километрах 28-ми есть международный аэропорт Килиманджаро. Лететь можно из Дар-Эс-Салама, Найроби, Додомы. Проблем нет. Местных рейсов просто куча. Кстати, останавливаться совсем не обязательно в Моши. На самой горе очень много отелей, расположенных на разных уровнях, на ваш вкус и климатический пояс! В следующий раз я обязательно заселюсь прямо на гору!! А пока спускаемся вниз, таксист предлагает поехать рано утром снова, в те же деньги. Я слабо верю, что он на такое способен, но всё же соглашаюсь, с чем чёрт не шутит.. Отдав Гаспару 50 долл, одной бумажкой, получаю клятвенные заверения, что сдачу получу утром, когда за мной приедут. Чему я не верю, но надеюсь. Тем более, что Гаспар обещал меня проводить утром к автобусу, на который сам же принёс билет. Вот так, умиротворённо засыпая, думаю о простых честных танзанийских парнях, которые меня не бросят в терновый куст и сделают всё, что обещали.

Утром... понимаю, что всё как всегда. Ни Гаспара, ни таксиста нет... но это фиг с ним. К этому я был морально готов, если уж честно. Хуже всего, что я не знал из какого места в городе отправляется мой автобус. Появилась даже пакостная мысль, что билет мне принесли липовый. Но делать было уже нечего, надо было проверять мои "оптимистические" предположения. Тащусь со всем барахлом на дорогу, останавливаю первое попавшееся такси, сую под нос таксисту билет и жду реакции. Слава богу, таксист говорит, что такая автобусная контора действительно есть и находится совсем недалеко, доезжаем буквально за 5 минут. Контора называется "KLM EXPRESS", Tel. +255-253752 MOSHI BRANCH, кроме Dar-Es-Salam, куда ехал я, совершает также рейсы в Arusha, Mbeya, Dodoma, Kyela, Njombe, Songea Na Iringa. Билет, предъявленный мной, оказался настоящим, даже в первом ряду кресел, что создавало удобства для фото- и видеосъёмки. Ну хоть тут не обманули. Я почему-то не злюсь на Гаспара и его команду, разводилы есть разводилы. Сам, вполне осознано, пошёл на их услуги. Короче! Расчитывайтесь с "прилипалами" мелкими купюрами и не верьте всем "завтракам", которыми они вас кормят. Везде на всей планете всё одинаково, независимо от широты. Плюсом для себя я считаю то, что узнал кучу информации про Танзанию у этих ребят. Прояснил, что мне вообще надо делать в Дар-Эс-Саламе, как добираться на Занзибар и всё такое. Понял также, что в Танзании безопасно в любое время дня, не так как в Кении. Когда эти ребята узнали, что я прибыл из Кении, то искренне удивились! Сказали, что Кения знаменита на всю Африку своей преступностью и что там вообще "вери денджеред", в отличие от их любимой Танзании. Чему я склонен был поверить, прочуствовал всё это на себе. К тому же поупражнялся в суахили и узнал много новых для себя слов. В общем, кому интересно, могу прислать контакты Гаспара. Он мне даже визитку дал, замызганую. Только не забудьте с него стрясти мои 20 долларов, которые он мне так и не отдал!!! Козёл!.

Теперь немного о переезде Moshi - Dar Es Salam. Ничего плохого сказать не могу. В первый раз за всё время попалась нормальная транспортная контора. Автобус был почти чистый. Конечно, никаких кондиционеров и в помине нет, но ехать всё равно было не жарко. Дороги хорошие, всё время асфальт. Кроме того, приятно удивило то, что в пути давали воду и орешки вообще бесплатно! Один раз останавливались на обед во вполне приличном месте, где и вкусно и в туалет можно было сходить. Очень красивая местность. Дорога идёт вдоль гор, панорамы меняются быстро и не повторяются. В общем, я получил удовольствие от дороги. Снимал практически непрерывно, прямо на ходу на коротких выдержках. Ехали весь день, в автобусе было видео, где крутили местные музыкальные клипы. Кстати, мне очень понравилась танзанийская музыка, очень ритмичная. Барабаны и погремушки - как основные инструменты. Думаю, даже прикупить себе пару дисков. Во второй половине дня по видео зарядили местный сериал, даже мне было смешно! Местные аборигены просто катались под креслами. Короче, настоятельно рекомендую всем именно эту компанию, если вам всё-таки приспичит куда-нибудь поехать в Танзании! В Дар-Эс-Салам прибывает под вечер, как всегда. Ещё в Моши у Гаспара я узнал, что на Занзибар ходит паром See Express, на который я надеялся успеть попасть. Расписания его движения, я, конечно не знал.. а нафиг? С расписанием каждый дурак может...

Приехав в Дар, понимаю, что попал в очень большой город, с населением куда больше миллиона. Город-порт. Гораздо больше Момбаса и Найроби. Прибыли на автостанцию, где прямо ещё до остановки автобуса мне начинают строить глазки местные таксисты, уверяя, что довезут меня до порта за сущий пустяк, 50 долларов! Притом среди них чуть не началась драка за меня. Я спешу утихомирить народ, говорю, что хожу всегда пешком и иду на дорогу. Там беру такси за 20 долларов и то, думаю переплатил раза в два! В такси выясняю, что на паром я уже опоздал. Собственно, я даже не очень расстроился. Начинаю уже привыкать, что тут всё через одно место, как в России. Тем не менее, спрашиваю у таксиста, как мне попасть на Занзибар сегодня? Вообще я читал ещё в Москве на разных форумах, что в порту Дар-Эс-Салама можно добазариться с рыбаками и тебя отвезут на остров за смешные деньги. Однако таксист не предложил такого варианта, а посоветовал поехать в аэропорт местных авалиний. За что я ему был очень благодарен, хотя понял это только на Занзибаре в день отъезда назад.

Прямо из машины, позвонив в аэропорт, чувак успокоил меня, что места на самолёт ещё есть. К чему он это сказал, я понял только тогда, когда увидел самолёт!!! А теперь держитесь! Самолёт был пяти-местный!!! До этого я ни разу не летал на подобных аппаратах, поэтому был страшно благодарен судьбе за то, что опоздал на паром. Самолёт был двух-моторный. Производителя я не определил. В местном аэропорту был целый парк из таких самолётиков! Малая авиация очень развита как в Кении, так и в Танзании. Учтите это и максимально используйте этот удобный и недорогой вид транспорта. Билет на Занзибар стоил 60 долларов. Много это или мало, я пока не понимал, но вариантов больше не было. Я залез в самолёт и пристегнулся всеми ремнями. Кроме меня летело ещё четыре человека, не считая самого пилота, без которого самолёт не полетел бы, как ни странно..

При взлёте испытываю совершенно необыкновенные эмоции. Такое ощущение, что взлетаешь на собственной машине на скорости где-то 140-150 км/ч. Мне понравилось! Летели очень невысоко, по моим прикидкам, метров 400-500, не больше. С воздуха наслаждаюсь видами Дар-Эс-Салама. Так и есть, город большой, даже больше, чем я предполагал ранее. Так же как и Найроби, есть деловой центр, с ярко выраженными высотками (не очень большими). Летели до обидного недолго, минут 15! Я даже расстроился немного, хотелось полетать ещё! Но был уже вечер, ещё не темно, но мне предстояло решить жилишные проблемы на острове Занзибар (Zanzibar), который являлся конечной точкой моего путешествия по центральной Африке и который страшно меня интересовал с точки зрения дайвинга. Но об этом в разделе "Занзибар", куда я предлагаю вам перейти! Возвращаясь к Танзании, могу только сказать, что если вы решили всё-таки отдохнуть в центральной Африке, то всё-таки лучше это сделать именно в Танзании, а не в Кении. Там есть все те же прелести, что и в Кении: сафари, пляжи, масаи... но притом гораздо безопаснее будете себя чувствовать. Правда, страна мусульманская, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Любите африканок, тогда вам в Кению!

Надо ещё учесть, что в Танзании есть Килиманджаро и Занзибар, что вообще просто подарок! Тем более, что в Дар-Эс-Салам летают "Эмираты" прямо из Дубаи, о чём я узнал только по прибытии в оный город. Так что, други - "гоу ту Танзания"! Там всё круто! Рекомендую!

Курганников Андрей

22.02.16 20 лучших мест для сафари
    17.12.15 Ростуризм предостерегает: в Африке - холера
    21.11.15 Куда туристам отправиться на поиски сказки
    17.08.15 Минск, Тбилиси и Алма-Ата - самые популярные города ближнего зарубежья в высокий летний сезон