Альбано Лациале (Albano Laziale), Лацио
Зачем ехать
Альбано Лациале может похвастаться богатой историей – назван он в честь великого соперника Рима, города Альба Лонги, стертого с лица земли римлянами. До нашего времени сохранились остатки римского амфитеатра, несколько интересных монастырей и церквей, а также гробницы Помпея, Горациев и Куриациев и впечатляющие катакомбы.
Удобно совместить этот и следующий городки (Марино Лациале) с посещением Кастель-Гандольфо, папской резиденции – расположены они по одной линии железной дороги и практически на соседних станциях. Если осталось время и силы, можно по этой линии поездов доехать до Чампино (небольшой городок, основной достопримечательностью которого является собор), и оттуда пересесть на ветку, откуда поезда идут до Фраскати. Из Фраскати можно вернуться напрямую в Рим.
Рейтинг: 4 из 5
Как добраться
Время в пути, стоимость проезда и время отправления уточняйте, пожалуйста, на www.trenitalia.com/en/index.html. О железных дорогах Италии и проездных по Лацио talusha.3bb.ru/viewtopic.php?id=19
Кроме поезда, от Рима сюда можно добраться автобусом COTRAL, который уходит от вокзала Термини.
Турбюро расположено в здании слева от Музео Коммунале, что на виале Рисорджименто.
История
Люди поселились здесь еще в период палеолита, регулярное же поселение на берегу вулканического озера Альбано (Lago di Albano) появилось около 4 тыс. лет назад. Поблизости был расположен великий город Альба Лонга (Alba Longa), столица латинян и прародитель Рима (по легенде, именно в Альба Лонге родились Ромул и Рем). До начала новой эры область управлялась королями Альба Лонги, и Рим тогда был маленькой деревушкой в Италийском союзе. Но за 100 лет Рим окреп и вызвал столицу на поединок – кто кого. Показательно, что ни один из городов Италийского союза не пришел на помощь Альба Лонге и Рим победил. В 7 в. до н. э. Альба Лонгу сровняли с землей и до XVI века место, где она стояла, указывали лишь предположительно.
Место, где примерно стояла Альба Лонга, считалось священным (там оставалось почитаемое святилище Юпитера) и селиться здесь запрещалось под страхом смертной казни долгие века, пока, наконец, память о прежней столице не стерлась. Когда римляне провели к Альбанским горам Аппиеву дорогу, здесь стали активно строиться сенаторы, патриции и богатые торговцы. Самой роскошной виллой считалась вилла Помпея (Albanum Pompeii), остатки которой сохранились. Позднее на вилле поселился император Август, и резиденция повидала и Тиберия, и Калигулу, и Нерона.
Город здесь возник не сразу, а как бы исподволь – сначала вокруг церквей и монастырей возникали деревни, которые затем и образовали городок. Территория слишком близко находилась к Риму, чтобы не быть частой жертвой вторжений и войн, посему как только город окреп, горожане обнесли его крепостной стеной. В 774 г. Карл Великий подарил сии земли Папе Римскому, тот, в свою очередь, передал в 946 г. местность знатному роду Савелли, немедля построившей на холме близ города замок, а в центре города – дворец, чтобы всем сразу стало ясно, кто в доме хозяин.
Семейство Савелли владело Альбано Лациале до 1697 г., в последние годы их правления в городе было возведено много барочных особняков, а сам город был перестроен и расширен. Когда все имущество принцев Савелли было куплено Папой, земли отошли к Папской области и находились в ней до провозглашения Независимости Италии.
Город
Маршрут по городу: станция - ступеньки – piazza Gramsci – Corso Matteotti – piazza San Pietro – via de Gasperi – piazza Duomo – via de Gasperi – via Cavour – viale Risorgemento – borgo Garibaldi – via della Stella - borgo Garibaldi - via Cavour – via San Francesco di Assisi – via castro Pretorio – via San Francesco di Assisi – via Anfiteatro Romano – piazza San Paolo – via Aurellio Saffi – corso Matteotti – piazza Gramsci – ступеньки - станция
От станции мы поднялись по ступенькам на piazza Gramsci, в юго-западном углу которой расположены остатки римских терм. Это, между прочим, тоже термы Каракаллы, построенные императором, дабы задобрить легионеров после смерти своего брата Геты (убитого Каракаллой). В период функционирования термы были двухэтажными, украшены мрамором, мозаиками и большими арочными окнами. В Средние века помещения терм использовались как крепость, затем часть терм растащили на постройки, а в оставшейся части разместились жители города.
По центральной улице Corso Matteotti (которая за пределами города превращается в Аппиеву дорогу) мы совершили пробежку влево (если вы хотите сперва получить карту в турбюро, то вам вправо по этой же улице, по левой стороне), где по левой стороне стоит церковь Святого Петра (Chiesa di San Pietro). Церковь возвели на месте большого зала римских терм (да-да, они такие большие, что тянутся до этой церкви) по приказу императора Ормисды (514-523). Разумеется, храм неоднократно перестроили, но внутри она все так же аутентична: алтарь явно построен из мрамора терм, некоторые колонны тоже, похоже, из того же источника, стоит посмотреть на деревянный потолок и балки, запрестольный образ, изображающий Святого Петра, принимающего ключи от рая (XVI), несколько старинных гобеленов и остатки фресок. Фрески, кстати, явно византийского происхождения и датированы XIII-XIV вв. Вход обрамляют два куска мрамора – тоже явно из терм. Несмотря на романскую колокольню (XII) сбоку, эта суровая церковь больше всего напоминает крепость. В 1440 г. храм стал собственностью семьи Савелли и в здешней часовне была построена фамильная усыпальница (не сохранилась). Кроме представителей семьи Савелли, в церкви погребено немало благородных жителей города.
Буквально через дорогу расположен тот самый дворец семьи Савелли, по той же стороне улицы чуть поодаль – Дуомо. Как водится в здешних местах, собор (1772, фасад работы Карло Буратти) построен на руинах античной базилики времен императора Константина, и в крипте под алтарем хранятся ионические капители колонн, а в неоклассическом интерьере странно смотрятся саркофаги и колонны, равно как и византийские мозаичные изображения святых. С каждой стороны собора имеется по шесть часовен, украшенных картинами XVIII в. Собор посвящен святым Иоанну Крестителю и Панкрасу (оба они – покровители Альбано).
Если продолжить путь по Corso Matteotti от Дуомо, то через дорогу в парке вы увидите ту самую виллу Помпея. Соправитель Цезаря построил ее между 61 и 58 гг. до н.э. на деньги от войн против царя Митридата (Mithridates). После гибели Помпея вилла перешла к его сыну Секстусу, а затем стала собственностью Августа и императорской резиденцией. Раскопки здесь начались в 1700е годы, с тех пор все еще ведутся. Самые известные находки местных археологических раскопок, как водится, находятся в известных музеях: мраморный алтарь с изображением подвигов Геракла хранится в Капитолийском музее Рима, два кентавра и бородатый Вакх – в музее Дориа Памфили в Риме. Внушительные руины простираются на площади 9 гектаров (340 м в длину и 260 м в ширину), и первый этаж неплохо сохранился. Когда-то главное здание виллы было украшено статуями, терракотой, мрамором и мозаиками, окружали виллу сады с фонтанами.
В конце улицы Corso Matteotti, за виллой Помпея, расположена гробница, отмеченная на карте как Sepolcro – и в скобочках – "Помпей". Погребен же там вовсе не Помпей (считается, что его останки хранятся в Египте), а Асканий, легендарный основатель Альба Лонги.
По Corso Matteotti мы возвращаемся к Дуомо, откуда движемся по следующему маршруту: via de Gasperi – via Cavour – viale Risorgemento – borgo Garibaldi – via della Stella - borgo Garibaldi - via Cavour
На улице Via A. de Gasperi рядом с собором стоит интересный Епископальный дворец (Palazzo della Curia Vescovile), построенный в 1725 г. кардиналом Николой Леркари, секретарем Папы Римского Бенедикта XIII. В глубине площади piazza della Rotonda прячется Chiesa di Santa Maria della Rotonda, построенная (1060) на руинах римской виллы Домициана и очень напоминающая Пантеон в Риме. Колокольня тоже навеяна средневековыми римскими церквями. Храм перестраивали несколько раз, но после реставрации 1938 г. ей вернули прежний облик. Внутри – впечатляющее византийское изображение Мадонны с младенцем, восстановленное в XV в. и остатки фресок XIV в. - справа от алтаря.
На той же via de Gasperi имеются остатки крепостной стены - Порта Преториа (Porta Pretoria). Эти тройные арочные двухэтажные ворота 36 м шириной и 14 высотой все еще впечатляют! К сожалению, от украшавших их некогда со стороны Аппиевой дороги статуй и резных карнизов почти ничего не осталось, равно как и от двух прямоугольных башен по бокам. Стена в эпоху римской империи окружала военный лагерь Второго легиона, построенный по приказу императора Септимиуса Севера (помните арку его имени на римском форуме?) в 202 г. н.э. Здесь стояло лагерем около 6 тыс. легионеров, вокруг лагеря по всей военной науке того времени и возвели массивные стены, образующие прямоугольник со сторонами 435х232 м. По четырем углам были построены круглые, по двум длинным сторонам – две прямоугольные сторожевые башни. Остатки стен все еще видны на городских улицах.
Далее мы идем по via Cavour и viale Risorgemento, где берем в турбюро близ Музео Коммунале карту и смотрим небольшую, но тоже построенную на римских руинах церковь Cuore Immacolato della Vergine Maria, а через дорогу – парочку вилл – палаццо Корсини и виллу Веноса.
По borgo Garibaldi и южнее – по via della Stella мы достигаем усыпальницы Горациев и Куриациев. Гробница всего лишь предположительно принадлежит легендарным личностям (времен борьбы Альба Лонги и Рима), но от этого не менее уникальна – погребальные урны очень напоминают этрусские в Вольтере. Сама гробница представляет собой квадратное строение из больших каменных блоков, построенное, как показали раскопки, в I в. до н.э., поэтому вряд ли оно принадлежит Горациям и Куриациям. Археологи считают, что здесь погребены члены античной семьи Arruntia, которым принадлежали окрестные земли.
Еще дальше по via della Stella стоит Chiesa di S. Maria della Stella, построенная, вероятно, на месте раннехристанской церкви, посвященной Святому Сенатору (St. Senator). Существующее здание было начато в середине XVI в. и продолжалось до 1687 г., только после того, как коммуна Альбано внесла деньги, которых не хватало для строительства. Внутри церковь оформлена в стиле барокко 1700х и украшена многоцветным мрамором. Алтарная роспись изображает Мадонну с младенцем, одежда Богоматери украшена звездой, давшей имя церкви (della Stella). На одной из стен имеется герб принцев Савелли, долгое время владевших Альбано и окрестными землями. В церкви похоронена королева обеих Сицилий, Мария Терезия, а за церковью расположено городское кладбище.
За церковью имеются катакомбы Санта-Сенаторе, которые считаются не менее важными и большими, нежели катакомбы на Аппиевой дороге в окрестностях Рима. Когда-то здесь был карьер, где добывали вулканический туф для построек, затем место стало использоваться для раннехристанских погребений (III-IV вв. н.э.), в том числе мучеников и святых. Если не побоитесь спуститься вниз, то увидите настенные росписи IV-XII вв., в т.ч. изображающие Святого Сенатора, в честь которого и названы катакомбы.
Вернувшись по via della Stella, через borgo Garibaldi на via Cavour, далее мы следуем по идущей на северо-восток via San Francesco di Assisi. Справа (на via Castro Pretorio) прячутся ворота Porta Orientale – еще одни уцелевшие части городской стены. А по левой стороне улицы Франциска Ассизского – еще один памятник римской эпохи – огромная Цистерна IV века. Помните Цистерну в Стамбуле? Вот здесь что-то подобное, резервуар для питьевой воды, который обеспечивал весь военный лагерь живительной влагой. Часть резервуара выдолблена прямо в скале, часть доложена каменной кладкой, в итоге получился прямоугольник примерно 48х30 метров. Наполнялась Цистерна через специальный водопровод, идущий от озера Альбано, и самое удивительное, что по прошествии 2 тысяч лет эта система пребывает в рабочем состоянии. Самое обидное, что там велись какие-то работы, и мы тупо поцеловали ворота. Не угомонились – обежали весь район по периметру – может хоть где-то вход или лаз какой есть? Нет, не повезло.
Via San Francesco di Assisi заканчивается подъемом на холм, где высится капуцинерский монастырь (Convento dei Cappuccini, 1619). Монастырская церковь очень простая, но очень изящная, и, судя по количеству народа – еще и довольно почитаемая. Запрестольный образ работы Жеральдо деле Нотти (Gherardo delle Notti, 1618) изображает принцессу Фламинию Колонну Гонзагу (из могущественного римского рода Колонна, ведущего родословную от римских патрициев), обращенную лицом к Мадонне с младенцем. На заднем фоне виднеется монастырь Palazzola, расположенный в окрестностях Альбано, одно из предполагаемых мест, где стояла Альба Лонга… В правой от алтаря часовне обратите внимание на скульптурную композицию, изображающую Рождество Христово, работы учеников великого Бернини (1633).
У подножия лестницы, по которой мы поднимались к монастырю, видны руины овального римского амфитеатра (Anfiteatro Romano), довольно неплохо сохранившегося. Построен он был в III в. н.э., и, как и Цистерна, частично выдолблен в скальной породе, а частично выложен из камня. По замыслу строителей, амфитеатр имел высоту 22 метра, а те жалкие огрызки, что мы увидели, благородно были оставлены потомкам средневековыми жителями Альбано, бойко разобравшими постройку на стройматериалы. В позднее Средневековье часть амфитеатра использовалась как христианское кладбище. Гулять внизу нельзя, можно только смотреть сверху.
Обогнув амфитеатр, мы вышли по via Anfiteatro Romano к piazza San Paolo, где немедленно приступили к осмотру монастыря и церкви Святого Павла (Chiesa di San Paolo). Женский монастырь был основан и построен на средства кардинала Джакомо Савелли (который позднее стал Папой Римский Гонорием IV) в 1710 г., по случаю посещения Альбано тогдашним Папой, Клементом XI. Церковь и монастырские помещения украшал своими работами мастер ван Виттель (G. van Wittel), и теперь эти полотна хранятся в палаццо Питти во Флоренции. В 1769 г другой кардинал, из не менее славного рода Колонна, Марко Антонио, перестраивает монастырь в стиле барокко. Фасад церкви сейчас имеет неоклассический облик. Живопись алтарей внутри церкви датирована XVII-XVIII вв., а картина над главным престолом выполнена учеником Пьетро Кортоны. Свод расписывал местный мастер Gagliardi в конце XIX в. В одной из часовен похоронен Святой Гаспар дель Буфало (St. Caspar del Bufalo), основатель миссионерского ордена Крови Христовой (правда, википедия утверждает, что тело хранится в римской церкви Santa Maria in Trivio).
Обратный путь: piazza San Paolo – via Aurellio Saffi – corso Matteotti – piazza Gramsci – ступеньки – станция. При наличии сил, времени и желания можно посетить руины античной виллы (Roman villa at Cavallacci) на юге города (от станции по via Giuseppe Verdi, по левой стороне), которая может похвастаться мозаичными полами. К нам, однако, поступила информация, что там полным ходом идут раскопки, поэтому ехать туда или нет – оставляю на ваше усмотрение.
Ссылки
www.comune.albanolaziale.roma.it
en.wikipedia.org/wiki/Albano_Laziale
www.romeartlover.it/Albano.html
www.albanolaziale.150m.com
Кастель Гандольфо, (Castel Gandolfo), государство Ватикан
Зачем ехать
Смотреть, кроме как на Главную площадь, куда выходят ворота папской резиденции, особо не на что: фонтан работы Бернини не насколько впечатляет, как фонтан Четырех рек в Риме, барочная церковь - обычная, зато каждое воскресенье в ней служит мессу сам Папа. Можно побродить по улочкам, полюбоваться на ватиканские флаги и увитые цветами окошки, и сделать эффектные снимки озера-блюдечка и папских гвардейцев, перед которыми не толпятся туристки-конкурентки.
Рейтинг: 3 из 5
Как добраться
Время в пути, стоимость проезда и время отправления уточняйте, пожалуйста, на www.trenitalia.com/en/index.html. О железных дорогах Италии и проездных по Лацио talusha.3bb.ru/viewtopic.php?id=19.
От станции вверх по тропке, мимо вилл, наблюдая, как озеро постепенно открывается во всей красе. Городок – буквально пару улочек – не заблудитесь даже без карты. Если же карта все-таки нужна, то турбюро расположено по дорожке вниз от главного входа в папскую резиденцию.
История
Именно этот благодатный край вокруг вулканических озер называют Кастелли Романи – "римские замки". Замки тут и правда имеются, некоторые сохранили свой средневековый облик, прочие были перестроены согласно веяниям моды – в пышные дворцы. Таким замком-дворцом и является летняя резиденция Папы Римского – Кастель Гандольфо.
Легенда гласит, что в один прекрасный день именно в этих краях пристали к берегу корабли беглецов из разоренной Трои, долгие годы скитавшиеся по разным местам. Один из потомков царя Энея, Асканий, основал в 1152 г. до н.э. поселение Альба Лонга, ставшее со временем столицей Италии. В храме Весты в центре города никогда не гас священный огонь, который привезли из Трои, здесь же родились близнецы Рем и Ромул, основавшие Рим, который и поглотил без остатка легендарную Альба Лонгу.
Помните картину Жана Луи Давида "Клятва Горациев"? Конечно, помните – хотя бы по школьному учебнику истории. На ней изображены братья Горации, воины Рима, которые шли сражаться с братьями Куриациями, воинами Альба Лонги. Древний обычай – решить вопрос первенства путем поединка. Победили, как мы помним, Горации, победил Рим. Случилось это около 600 г. до н.э. Альба Лонга был разрушен до основания, его жителей переселили в Рим, а земли были поделены между новой римской знатью. Сюда провели Аппиеву дорогу, здесь росли виллы патрициев и виноградники. Даже память о великом городе Альба Лонга была стерта – на месте, где стоял город, никогда ничего не строили под страхом смертной казни, и уже через несколько поколений никто не помнил, почему, собственно, там нельзя жить – обычай есть обычай.
До XVI в. на место, где стояла Альба Лонга, показывали лишь предположительно. Вариантов, где она стояла, было 3 – согласно первому, располагалась она на месте женского монастыря S. Paolo at Palazzola близ Альбано Лациале, согласно второму – в местечке Coste Caselle возле Марино Лациале, а третьим вариантом (и большинство исследователей склоняются именно к этому варианту) было место, где сейчас стоит Кастель Гандольфо. Поддерживает эту версию и Цицерон, который в своей "Речи в защиту Милона" повествует о столкновении его подзащитного с Клодием на Аппиевой дороге, у подножия холма, на котором еще сохранялось что-то из древних святынь Альба Лонги. К тому же, в этом районе было обнаружено много могильников именно времен расцвета Альба Лонги.
Но до просвещенного XVI века после падения Альба Лонги еще были века и века… После расцвета Рима, его деления на две империи и взятия Вечного города ордами варваров виллы патрициев были разорены, виноградники и поля заросли бурьяном. Только через 300 лет здесь снова стали селиться люди, а вместо вилл выросли суровые и неприступные замки. Владельцем одной такой крепости на вершине холма на берегу озера-блюдечка стал герцогский род Гандольфи (генуэзцы по происхождению) – их права на земли окрест подтверждала грамота, дарованная им в XII веке. Позже владельцами замка и земель становится род принцев Савелли, которые в 1596 г. продали цитадель Папе Римскому за 150 тысяч скуди (говорят, что Савелли были вынуждены продать замок – уж очень Папа хотел здесь поселиться).
Папа римский Климент VIII был первым Папой-владельцем Кастель Гандольфо, но восстановление старого замка было проектом Папы Урбана VIII (1626). Несмотря на войны, которые Папское государство вело в Италии, деньги на резиденцию находились всегда. Проект первоначальной перестройки дворца создал Карло Мадерно, позднее к резиденции приложил руку сам Лоренцо Бернини – именно он спроектировал и собор Святого Томмазо ди Вилланова и площадь перед Папским Дворцом. Родственник Папы, Таддео Барберини, приобрел виноградники и буйно разросшиеся маслиновые сады бывшей виллы Домициана, и выстроил там виллу Барберини. В следующем столетии к резиденции прибавилась еще одна вилла - кардинала Чибо - с огромным садом.
Нарушил покой и незыблемость папской власти Наполеон, отправивший Папу Пия VII в ссылку. После заточения императора на острове Святой Елены Папе вернули все владения, в том числе и Кастель Гандольфо. Между объединением Италии (1870) и подписанием Латеранского соглашения между Италией и Ватиканом (1929) резиденция оставалась нежилой, сейчас входит в состав Ватикана. Здесь умерли Папы Пий XII (1958) и Павел VI (1978). Папская резиденция внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Город
Маршрут: via Antonio Gramsci – via della Stazione – via Oratorio – piazza della Liberta – vicola Cona – via San Giovanni Battista de la Salle – sal. San Antonio – piazza Cavalotti – corso della Republica – piazza della Liberta – via Oratorio – via della Stazione
"С дороги замок напоминал огромного каменного монстра, готового совершить самоубийственный прыжок в пропасть. Примостившийся на самом краю скалы, он словно нависал над колыбелью итальянской цивилизации — над долиной, где задолго до основания Рима правили враждующие кланы Куриаци и Ораци. Даже издали Гандольфо производил величественное впечатление. Классический образчик старинной крепостной архитектуры, он прекрасно вписывался в грозный горный пейзаж. К сожалению, отметил Арингароса, Ватикан изрядно подпортил внешний вид сооружения, возведя над крышей два огромных алюминиевых купола, где и располагалась знаменитая обсерватория. Теперь замок напоминал гордого и воинственного рыцаря, нацепившего зачем-то сразу две шляпы, в каких уместно посещать приемы".
/Дэн Браун "Код да Винчи"/
Главное богатство городка – его виды: озеро лежит у подножия гор, как ярко-синее блюдечко, окруженное зеленью. Чем выше поднимаешься – чем сочнее цвет озера, тем чаще рука тянется к камере, чтобы запечатлеть и увезти с собой этот кусочек неба. Вилл вокруг озера немного – за строительством в государстве Ватикан строго следят, охраняя древние леса, но яхты на озере водятся и по берегу видны пляжи.
Все улицы городка ведут к Папскому дворцу (Residenza Papale), к площади Piazza della Libertà, в центре которой стоит непримечательный фонтан, а сбоку примостился собор – все работы Бернини. Площадь получила свое название после объединения Италии в 1870 г. Если вы не принадлежите к числу кардиналом или особ, особо приближенных к Папской особе, то во дворец вас не пустят, а посему туристам остается только фотографировать полосатых гвардейцев, да дворцовый фасад с часами, циферблат которых до сих пор поделен на 6 фрагментов – такова была итальянская система подсчета времени до Наполеона. Если пройти вдоль главного фасада влево (как раз к киоску турбюро), то, обернувшись, вы увидите, что снаружи резиденция похожа на крепость – сделано это было с подачи Папы Урбана VIII, построившего круглую башню для защиты городских ворот. Точно такое же укрепление было сделано в римском палаццо Квиринале.
Церковь, посвященная Святому Томасу Вильянове, была разработана Лоренцо Бернини (1658—1661) по заказу Папы римского Александра VII. За три упомянутых года гений Бернини построил три церкви, каждая из которых была не похожа на другую: S. Maria dell'Assunzione в Ariccia имела в основании круг, римская S. Andrea al Quirinale – эллипс, местная церковь же имеет в основании греческий крест. Отделка церкви была поручена лучшим мастерам во главе с Антонио Рагги (Antonio Raggi) – его работу можно увидеть также на потолке знаменитой римской церкви Иль Джезу, с которой впоследствии копировали все иезуитские церкви мира. Главное сокровище церкви – Распятие работы Пьетро да Кортоны.
Если вам удастся попасть на виллу Барберини в южной части Папской резиденции (говорят, что туда попасть сложно, но можно), то там вы увидите множество пчел – символов рода Барберини, иногда попадаются гербы влиятельного римского рода Колонна - вероятно из-за брака между Таддео Барберини и Анной Колонна. Летом Таддео Барберини жил именно в Кастель Гандольфо, в отличие от остальных знатных римлян, предпочитавших Фраскати.
Между Кастель Гандольфо и соседним городком Альбано имеются две дороги, которые называются "галереями" - вдоль них плотно растет лес, образующий настоящие зеленые стены. По Galleria di sotto (Нижней галерее) ездят машины, поэтому гулять там неудобно, зато по Верхней (Galleria di sopra) можно совершить прогулку, любуясь озером. По пути вы встретите монастырь, в церкви которого имеется глобус, расположенный между гербами понтификов Урбана VIII и Сикста V. Глобус символизирует учрежденный Урбаном VIII Collegio di Propaganda Fide, координирующий действия Римской католической церкви по всему миру. Заканчивается дорога в капуцинерском монастыре в Альбано.
Ну, а под тем самыми куполами обсерватории стоят два мощных телескопа, которые привезли из Рима в Кастель Гандольфо в 1930-ые – они использовались до 1980-ых. Здесь все еще размещена штаб-квартира Ватиканской обсерватории, хотя де-факто основная масса исследований ведется в обсерватории Стюарта в университете Аризоны.
Ссылки
www.castelgandolfo.org
en.wikipedia.org/wiki/Castel_Gandolfo
www.romeartlover.it/Castelgandolfo.html
Марино Лациале, (Marino Laziale), Лацио
Зачем ехать
Небольшой городок с парой интересных церквей, несколькими заслуживающими внимания палаццо и прелестным парком рядом с остатками античных ворот. Перед Дуомо стоит фонтан, который в период винных фестивалей наполняют вином.
Рейтинг: 3 из 5
Как добраться
Время в пути, стоимость проезда и время отправления уточняйте, пожалуйста, на www.trenitalia.com/en/index.html. О железных дорогах Италии и проездных по Лацио talusha.3bb.ru/viewtopic.php?id=19.
От станции – через привокзальную площадь прямо и вправо вверх по ступенькам древнего вида, увитым плющом и размалеванным граффити. Увы, молодежь везде малопочтительна к древностям…
История
Как и вся история Италии, история Марино насыщена событиями, войнами, интригами и разными волнениями вроде чумы и землетрясений – такова специфика страны. Богатая история города очень подробно изложена на итальянской страничке города в википедии (видимо, краеведы постарались). Я же предполагаю, что обычным туристам ни к чему погрязать в средневековых дрязгах, и посему ограничусь довольно кратким изложением основных событий.
Марино был известен еще с X века до н.э. – он входил в лигу италийских городов, возглавляемых Альба Лонгой и назывался Ferentum. Римляне оценили горную местность и укрывались от летней жары на своих здешних виллах. Из соображений безопасности в центре городка возвели крепость Castelletto, от нее – акведук, доставлявший воду с гор. С VI в. окрестные земли принадлежали Папе Римскому.
В 846 г. сарацины разрушили соседний городок Bovillae, также входивший в лигу италийских городов, все население сбежало в Ferentum, его укрепили, и с тех пор он стал именоваться Марино. С 1090 г. город с замком входил в состав владений графа Тускулумского (по названию античного города Tusculum близ Рима), затем он принадлежал роду Франжипане, а в 1266 г. перешел семье Орсини. В 1272 г. Святой Бонавентура основал здесь первое братство в Италии. В 1347 г. замок в Марино осаждал Кола ди Риенцо – безуспешно. 50 лет спустя здесь произошло решающее сражение между войсками антипапы Клемента VII и войсками Папы Урбана VI. После очередной череды войн капитан папского войска Паоло Орсини начинает строить в Марино новый замок, Rocca Orsini, который со временем трансформируется во дворец Колонна. В течение каких-то 30 лет – с 1379 по 1414 гг. замок переходил из рук в руки – то его захватывали враги, то неаполитанские войска, то он переходил в собственность Папского государства, то его отбивал его законный владелец – Орсини. В 1417 г. замок купила семья Колонна, и владела этими землями до 1914 г.
В 1571 г. жители города приветствовали Маркантоньо Колонна, героя битвы при Лепанто, командующего Папским флотом, шумным фестивалем, который с тех пор проводится здесь ежегодно. В 1606 г. Папа повышает статус города до герцогской резиденции, а Колонна за заслуги перед Папой становятся герцогами. В 1618 г. святым патроном города провозглашается Святой Барнаба, в 1640-62 гг. возводится собор, посвященный ему. Скажу пару слов о фестивалях. Каждое первое воскресенье октября в Марино проводится виноградный фестиваль (Sagra dell'uva): в течение целого часа городские фонтаны бьют вином вместо воды. Пончиковый фестиваль (Sagra della ciambella al mosto) – каждое 2е воскресенье октября весь город торгует и питается пончиками с изюмом, сделанными по рецептам XVII в. Делают такие пончики только в Марино.
В 1944 г. город разбомбила американская авиация, поэтому от былого величия мало что осталось, но для двух-трехчасовой прогулки впечатлений хватит.
Город
Маршрут по городу: piazza della Stazione – scalinata della Stazione – largo Oberdan – piazza Republica – piazza Lepanto – piazza San Barnabo – corso Trieste – via Rosselli – via Cavour – piazza Matteotti – corso Trieste – piazza Lepanto – piazza Republica – via Roma – via С. Batocchi – piazza Garibaldi – via C. Batocchi – via Roma – piazza Republica – largo Oberdan – scalinata della Stazione – piazza della Stazione
После подъема по лестнице от станции углубляемся в улочки. Где-то звучат детские голоса, из открытого окна звенит посуда. Население мирно судачит на остановках и в тихих двориках, тетеньки сушат белье, смело выкидывая его из окон на головы зазевавшимся туристам. Вдруг на голову нам падают прищепки, которые тетка упустила, оживленно болтая с соседкой из дома напротив. "Скузи, синьор, скузи, синьора!" - и тетка продолжала пересказывать товарке что-то ужасно интересное. С правой стороны виден розовый с серым палаццо с гербом города, часами и античной колонной в арке – палаццо Колонна.
На месте Palazzo Colonna, чей фасад выходит на piazza della Repubblica, когда-то высилась крепость XIV века, построенная капитаном папского войска Паоло Орсини и получившая имя Rocca Orsini. Перестраивать замок во дворец стала Агнесса, жена Фабрицио Колонна, в новом еще не дворце, но уже и не в крепости родилась в 1490 г. итальянская поэтесса Виттория Колонна (помните "Муки и радости"? она считается последней возлюбленной Микеланджело). В 1501 г. укрепления замка, однако, восстановили (по проекту Браманте). Строительство дворца начинается вновь в 1532 г. при Асканио Колонна, который приглашает архитектором Антонио да Сангалло. Строительство велось до 1632 г., и внутри было на что посмотреть – росписи стен выполняли братья Zuccari. На всякий пожарный во внутреннем дворике-таки построили боевую крепостную башню – вдруг Ватикан попрет В главном зале дворца имеются росписи, которые служили образцом для новых росписей одной из важнейших римских церквей - Сан-Паоло-Фуори-ле-Мура (San Paolo Fuori le Mura). После пожара 1823 г. базилика сгорела и ее восстанавливали всей Европой (на эту стройку успел пожертвовать даже российский царь Александр I). Дворец оставался собственностью Колонна до 1916 г., когда его приобрел муниципалитет Марино. После бомбежки 1944 г. дворец был разрушен до основания, остался только средневековый фундамент, да та самая крепостная башня. Кроме того, обвалившийся кусок фасада разрушил фонтан Четырех мертвых, который стоял тогда на площади Лепанто.
На соседней площади стоит барочный собор Святого Барнабы (Basilica di San Barnaba), построенный на средства семьи Колонна по проекту Антонио дель Гранде. Церковь имеет интересную историю: 11 июня 1615 г. выпал сильный град, уничтоживший все посевы вокруг Марино, в этот же день град побил виноградники в 1616, 1617 и 1618 гг. 11 июня был днем Святого Барнабы, поэтому местные жители единогласно решили – быть здесь большому храму в честь святого. Местный епископ Франческо Сфорца да свое согласие, а герцоги Колонна выбрали место для будущей церкви – ее было решено построить в нижней части города. В ту пору Марино делился на два прихода – при церквях Святой Лючии и Иоанна Крестителя, но герцог рассудил иначе – он распустил оба прихода и сделал один – при соборе, чем вызвал массу скандалов. Священнослужители обоих приходов даже ездили жаловаться в Рим, но ничто не помешало герцогу изъять казну бывших приходов и употребить их на новое строительство. В 1640 г. кардинал Джироламо Колонна благословил первый камень собора, заложенный в фундамент герцогом Филиппо Колонной. Несмотря на финансовые затруднения семьи Колонна и эпидемию чумы, поразившую окрестности Марино, строительство все же довели до конца, хотя и с опозданием. Первую мессу отслужили в соборе 22 октября 1662 г., в декабре того же года сюда перенесли образ Девы Марии из церкви Святой Лючии, но официальное открытие собора случилось только в 1713 г. в присутствии архиепископа Неаполя монсеньора Антонио Санфеличе. В 1908 г. после землетрясения собор был несколько поврежден, и его несколько лет ремонтировали. В 1944 г. собор заминировали войска союзников, и он пострадал от бомбежек, но в 1946 г. его снова восстановили. Храм возведен в форме латинского креста, внутри стоит взглянуть на изображение Святого Бартоломью мастера Guercino и бюст Святого Антония работы Эрколе Феррата. Перед собором стоит фонтан "Тритон" (1889), выполненый по проекту скульптора Микеле Трипициано (Michele Tripisciano).
Мимо собора по улицам corso Trieste, via Rosselli и via Cavour мы поднимаемся в верхнюю часть города, к piazza Matteotti. Еще при римлянах на вершине холма над небольшим поселением, живущим за счет виноградников, была построена крепость Castelletto. В Средние века здесь построили замок, называемый Rocca Frangipane, по имени знатной семьи, владевшей окрестными землями в XII-XIII вв. Увы и ах – крепость разрушили до основания в XVII веке, но доподлинно известно, что располагалась она как раз на месте Piazza Matteotti, а от бывших фортификационных укреплений остались три башни, изящно интегрированные в довольно хаотичную застройку города - одна из них выглядывает из-за стен Palazzo Matteotti. На каждом конце небольшого городка Марино, таким образом, было по мощной крепости – столь велико было его стратегическое значение.
На площадь выходит фасад Palazzo Matteotti (или Palazzo Comunale). В 1879 г. городской совет заметался в поисках наилучшего места для строительства мэрии, и оно вскоре было найдено – где еще, как не на пересечении главных городских улиц. До начала XIX века здесь размещалась гостиница, на ее фундаменте и начали строительство. Здание закончили в августе 1884 г. и оно служило мэрией до 1958 г. Сейчас здесь банк.
На площади перед палаццо Коммунале стоит фонтан Четырех мертвецов (Fontana dei Quattro Mori), который до 1944 г. стоял у стен палаццо Колонна на пьяцца Лепанто. Построили его на городские средства в память о славной победе Маркантоньо Колонна в битве при Лепанто (1571). Фонтан символизирует то, что было и самым большим достижением семьи Колонна, и началом ее упадка – особых денег победа не принесла, а вот в долги семья влезла, и в следующем столетии им пришлось распродавать свои земли знатным римским семьям. Название фонтан получил по четрыем туркам, привязанным вокруг столба, которых поддерживают русалки - сей геральдический символ был прибаделн к гербу Колонна после битвы при Лепанто. В 1944 г. рухнувшая при бомбежке стена дворца разрушила фонтан, и восстановили его в 60-е гг. прошлого века, установив зачем-то в противоположном конце города. Во время винного фестиваля из фонтана льется вино, поэтому его еще называют Fontana del Vino.
Среди зданий на площади еле заметна готическая церковь Святой Лючии (Chiesa di Santa Lucia) XII века, основала ее Джакома Сеттезоли, сподвижница Франциска Ассизского и владелица местных земель. Сегодня церковь используется одним из местных музеев. Уникальность церкви состоит не только в почтенном возрасте, но и в том, что построена она на месте римской цистерны – сюда, к крепости, был провдеен акведук, доставлявший в замок воду с гор.
В верхней части города имеется также церковь Святой Троицы (Chiesa della Santissima Trinità) Она была построена в 1640 г. и может похвастаться алтарной росписью работы Гвидо Рени и распятием, которое считается чудотворным. В 1944 г. она была разрушена во время бомбежки и построена заново уже в 50-е гг. прошлого века.
Когда-то поселение Марино окружало кольцо стен , где каждые 5 метров высилась квадратная сторожевая башня, но после череды войн и особенно из-за союзнических бомбежек во время Второй мировой осталось от стен немного – фрагменты стены все еще можно увидеть на via Paolo Mercuri, в начале улицы via Giuseppe Garibaldi, прямо в стенах домов на Corso Trieste. Кроме стен, сохранилось трое ворот – на via Roma с правой и левой стороны по дороге к piazza Garibaldi – т.н. Porta Romana и Porta Giordana в конце via Paolo Mercuri.
На подходе к пьяцца Гарибальди, по левой стороне, прячется уникальный памятник доримской эпохи – святилище бога Митры (Mitreo di Marino, II в. н.э.), расположенное в небольшой древней цистерне. На центральной стене святилища имеется фреска с изображением бога Митры, убивающего быка, по бокам цистерны - изображения легенд о Митре (союз между Митрой и солнцем, Митра укрощает быка, появление Митры и пр.).
На piazza Garibaldi нас встречают еще три интересных объекта: церковь Девы Марии, большой доминиканский монастырь и палаццо Бандинелли (Palazzo Bandinelli) XV века. Огромный домиканский монастырь, несмотря на резной портал и соседство с милым парком, все же напоминает тюрьму (некоторое время он и был ею). Монастырская церковь, посвященная Святому Розарио (Convento del Santissimo Rosario, 1713) представляет собой интересный образец стиля рококо. Изначально монастырь был доминиканским и учредил его сам Папа Климент X в 1675 г. по просьбе благородной доньи Марии Изабеллы Колонны в память о славной победе в битве при Лепанто. Финансировала строительство семья Колонна. Руководил работами Джузеппе Сарди, по его же проекту все и было возведено. За алтарем имеется дарохранительница эпохи кватроченто, приписываемая школе Мино да Фьезоле.
Церковь Девы Марии (Chiesa di Santa Maria delle Grazie) была построена в составе августинского монастыря (1580), была перестроена в 1634 г. В 1807 г., после экспроприации церковного имущества монастырь был упразднен, и вновь открыт в 1815 г. Монастырь постепенно пришел в упадок, и в 1954 г. церковь сделали приходской. Если будет открыто, непременно загляните – над алтарем висит фреска Беноццо Гоццоли XV века, а на одной из стен – картина, изображающая Святого Роха (1681).
Святилище di Maria Santissima dell'Acquasanta di Marino существует в Марино с XII века. Посетив его, Святой Бонавентура решил основать первое в Италии братство (1272). Увы - вход надежно закрыт решеткой, и можно ли туда попасть вообще, мы так и не поняли.
Неподалеку от города, по шоссе 217 расположены две виллы, некогда принадлежащие роду Колонна, а сейчас находящиеся в собственности Софии Лорен и Карло Понтии – это Villa Sara и Villa Gabrielli, в последней имеются фрески в стиле рококо.
Ссылки
www.comune.marino.rm.it
en.wikipedia.org/wiki/Marino_Laziale
www.romeartlover.it/Marino.html
Фраскати, (Frascati), Лацио
Зачем ехать
Альбанские холмы долгое время были излюбленным местом отдыха римлян, в античности здесь было множество вилл, в Средние века – много замков, позже – большое количество загородных резиденций влиятельных семей. Высоко над Фраскати высится вилла Альдобрандини XVII века, с парком со статуями, гротами, фонтанами. Раньше, вероятно, вид с виллы был ослепительный: через всю долину, сейчас, увы, прямо посреди построена железнодорожная станция – такова цена прогресса. Вилла находится в частной собственности и закрыта для посещений.
В городок Фраскати мы заехали по остаточному принципу – вечером осталось немного времени, чтобы побродить по улочкам. Для тех же, у кого есть время и желание, советую ехать сюда на целый день и на машине – виллы в здешней местности находятся на значительном для пешехода удалении друг от друга.
Рейтинг: 2 из 5 (только город! Виллы, конечно же, заслуживают 5 из 5 – если попадете туда)
Как добраться
Время в пути, стоимость проезда и время отправления уточняйте, пожалуйста, на www.trenitalia.com/en/index.html. О железных дорогах Италии и проездных по Лацио talusha.3bb.ru/viewtopic.php?id=19.
От станции вверх по лестнице – вы перед виллой Альдобрандини. Старый город расположен чуть левее. Турбюро – на просторной площади перед виллой.
История
Виллы появились здесь в древнеримские времена, и одним из первых вилловладельцев стал знатный римлянин Лукулл (Lucullus), чье богатство вошло в пословицу. Деревенька близ роскошных вилл римской аристократии появилась примерно в VII в. н.э., и название свое, вероятно, получила по итальянскому слову, обозначающему лес и ветви – вокруг и по сей день шумят дубравы заповедных лесов. После того, как по приказу Папы Римского Целестина III в 1191 г. был разрушен античный город Тускулум (Tusculum), население переселили во Фраскати и сделали его центром епархии, что сразу повысило его статус. До 1460 г. Фраскати принадлежал Папе и был приписан к базилике Сан-Джованни ин Латерано, а в начале XVI века перешел в собственность знатной и влиятельной римской семьи Колонна (кондотьер Маркантоньо Колонна, адмирал Папского флота и герой битвы при Лепанто, был папским племянником). Именно этот славный представитель рода Колонна дал Фраскати городской статус и первые городские законы.
В 1518 г. на месте базилики, разрушенной в IX в., был построен госпиталь Сан-Себастьяно, а в 1522 г., после смерти мужа, Лукреция дела Ровере (жена Маркантоньо Колонны) продала Фраскати Пьеру Луиджи Фарнезе, очередному племяннику очередного Папы. В 1538 г. Папа Римский присваивает Фраскати название Tusculum Novum, в 1598 г. здесь закладывают новый собор.
18 июня 1656 г. от стены церкви Девы Марии отвалился изрядный кусок штукатурки и открыл античную фреску, изображавшую Святых Себастьяна и Роха. В этом же году в Риме началась эпидемия чумы, но Фраскати она обошла стороной, вот тогда-то эти святые и стали покровителями города, а их статуи торжественно водрузили на фасаде городского собора. В 1761 г. местный замок перестраивают в дворцовый комплекс. В 1837 г. Рим опять накрыло эпидемией чумы, и его покинуло 5 тысяч человек. Единственным городом, который открыл ворота скитальцам, был Фраскати, и с тех пор его флаг стал таким же, как и римский – красный с желтым.
В 1856 г. во Фраскати провели железную дорогу – он стал конечной станцией Папской области. В 1906 г. Рим, Фраскати и Кастелли Романи соединил междугородний электрический трамвай, который в 1954 г. заменили автобусами (и очень жаль!) В 1943 и 1944 гг. Фраскати разбомбила союзная авиация, разрушив большую часть его зданий.
Город
Маршрут: piazza della Stazione – via Duca d’Aosta – piazza Roma – via C. Battisti – piazza San Pietro – piazza del Gesu’ – via Cairoli – via R. Farnetti – Largo Duca di York – piazza Paolo III – via R. Cedoma – largo Santa Maria in Vivario – piazza San Rocco – largo Duca di York – via M. Colonna – via Merli – piazza Mazzini – via Ajani – piazza Monte Grappa – via Mentana – via C. Battisti – piazza Roma – passaggiata Fuori Porta – piazza G. Marconi – piazza Roma – via Duca d’Aosta – piazza della Stazione
Главное богатство Фраскати – его виллы, построенные в XVI-XVII вв. знатными римскими семействами. Все они в то или иное время были родственниками Пап римских, кардиналами (обычно на эту почетную должность "заступал" второй сын в семье), и виллы символизировали богатство рода и его положение в обществе. Многие из вилл сильно пострадали во время Второй мировой, но к настоящему моменту полностью восстановлены. В основном, виллы частные, как, к примеру, краса и гордость Фраскати – вилла Альдобрандини.
Найти виллу более чем просто: поднимаетесь по лестнице от железнодорожных путей вверх, и она перед вами во всей красе, лежит на склоне холма. Виды с нее, предполагаю, ослепительные, правда, провода и железнодорожные пути идиллию, скорее всего, немного портят. Сразу сообщу, что попасть туда практически невозможно – частная собственность, поэтому лично у меня экскурсии "Замки Рима", предлагаемые отечественными турфирмами, вызывают легкое недоумение – в Риме замков, кроме замка Сент-Анджело, не имеется, в Кастель Гандольфо, разумеется, никого не пускают, в Марино и Альбано замков не осталось. Товарищи по турфоруму сообщили, что, вероятно, имеются в виду виллы Фраскати, и мне крайне интересно, как показывают частные виллы туристам – наверное, из окна автобуса, проезжая мимо. Не забывая срубить по 50-60 евроденег за экскурс, разумеется…
Построил виллу Альдобрандини папский племянник (ох, и много же таких племянников было в Италии!), кардинал Пьетро Альдобрандини на месте виллы прелата Алессандро Руфини (1550). Скорее всего, виллу у семьи Руфини попросту отобрали, но папского племянника я не могу осуждать – уж больно хорош вид… Да и вилла очень даже ничего – да и как могло быть иначе, когда строили ее Джакомо дела Порта (1598-1602), Карло Мадерно и Джованни Фонтана – великие зодчие, оставившие навеки свой след в истории римской архитектуры.
Кроме величественного главного здания, которое видно отовсюду в долине – Бельведера (XVIII в.) – в парке имеется комплекс фонтанов, называемый Teatro delle Acque (водяной театр). Сравниться с ним могут только вилла Эсте в Тиволи и вилла Торлония во Фраскати же. Поскольку попасть внутрь обычные туристы не могут, то про работы маньеристов и мастеров эпохи барокко я рассказывать не буду – нам остается только созерцать главный фасад дворца, да ворота XVIII в. работы мастера Биццачери (C.F. Bizzaccheri).
Наш путь далее лежит налево, к кафедральному собору Святого Петра. Фасад из коричневого мрамора очень пышен и богато изукрашен статуями. Заложен собор был в 1598 г. и построен Оттавиано Нонни, по прозвищу Mascherino, примерно этого же времени был интерьер собора, полностью уничтоженный во время бомбежки 1943 г. Фасад поздней постройки – около 1700 г., по проекту Джироламо Фонтана. Колоколенки с часами по обеим сторонам фасада кажутся инородным телом, и были пристроены в XVIII в. Внутри стоит взглянуть на деревянное распятие XI в., Мадонну с четками и Мадонну с младенцем работы Доменичино и рельеф Помпео Феруччи (1612), изображающий Христа, передающего ключи Святому Петру и Мадонне. Над входом внутри собора висит бронзовый крест (1750).
В соборе находится также скромная гробница Карла Стюарта из белого мрамора. Похоронили его здесь в 1788 г. согласно желанию его брата, герцога Йорского и епископа Фраскати, Генри Бенедикта Стюарта. Когда прах Карла Стюарта в 1807 г. перевезли в собор Святого Петра в Ватикане, здесь оставили погребальную урну с его сердцем.
На площади Святого Петра, слева от входа в собор, не проходите мимо красивого фонтана, немного напоминающего римские образцы стиля. По соседству, на piazza del Gesu, стоит еще одна церковь – иезуитская, XVI века, очень похожая на римскую Иль Джезу. Построили ее по проекту Джованни де Розиса, автором статуй на фасаде считается Пьетро де Кортона. Купол здесь, как и в римской церкви Сант-Иньяцио (Sant Ignazio), ложный – роспись имитирует его наличие, а то время как потолок плоский. Автор обеих потолков – Андреа Поццо - разумеется, иезуит. В 1773 г. Кардинал Генри Бенедикт Стюарт переосвятил храм в честь Святого Георгия и Имени Христова.
В улочках Фраскати прячется еще интересная церковь – Девы Марии (Chiesa di S.Maria in Vivario), с изображением Мадонны на фасаде и арочной кампаниллой 1305 г., видной издалека, построенная изначально в VI в. и пару раз перестраиваемая позднее. Не проходите мимо уютной piazza Paolo III, в центре которой стоит фонтан с гербом (1637) на античной колонне. Еще одним примечательным зданием городка является дворец епископа XV века, palazzo Vescovile, называемый еще Rocca – из-за высоких крепких стен и сторожевых башен.
Ссылки
www.comune.frascati.rm.it
en.wikipedia.org/wiki/Frascati
www.villatuscolana.it/fsistemauk.htm
www.romeartlover.it/Frascati.html
источник: www.talusha1.narod.ru
29/09/2008 15:37
Материалы по теме
- Страны: Италия
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.