лучшее письмо месяца

    Итальянская цепь впечатлений - Остия Антика и Лидо ди Остия



    Остия Антика (Ostia Antica), Лацио

    Зачем ехать

    Остатки античного мегаполиса-порта гораздо ближе, чем Помпеи и Эркуланум, и ничуть не менее интересные – с мозаиками, античными многоэтажками, храмами, театром, Капитолием и некрополем. Античный порт пришел в упадок потому, что береговая линия моря отступила, и город стал никому не нужен. Благодаря этому и уцелел. А если учесть, что народу здесь гораздо меньше, и ехать от Рима по сравнению с Помпеями всего ничего – каких-то полчаса – ценность объекта возрастает – необычайно.

    Рейтинг: 5 из 5

    Как добраться

    На римском метро до станции м. Piramida, не выходя из подземки, идете по указателю Lido на станцию Porta San-Paolo, откуда каждые 15 минут в нужном направлении идут электрички "на море". Станция так и называется – Ostia Antica. От станции прямо, через мост, что идет над шоссе, справа виден замок (явно построенный из античных кирпичиков), вам прямо по указателю. Время в пути от станции до кассы – минут 5. Билет стоит 6,5 евро, схема города – еще 2 евро, но вам она нафик не нужна: среди руин и остатков инсул – прообразов наших многоквартирных домов полно стендов с информацией. Выбраться отсюда менее чем за 3-4 часа невозможно – проверено.

    История

    Мировая история знает много примеров, когда от ударов стихии гибли города и даже целые регионы, нас этим не удивишь. Какой ужас, людей так жаль, как хорошо, что мы туда в отпуск не поехали и как же они там живут, в такой местности – все в одном флаконе. Как ни странно, гораздо более трогает упадок развитого когда-то города, чья слава гремела по всей тогдашней Ойкумене. Всего-то – река отступила, торговля прекратилась – а вот, городу крышка и всему величию – тоже. Как результат - величественные дворцы, Ратуши и храмы выглядят осиротевшими и даже немножко жалкими. Некоторые города – например, Брюгге, сумели возродиться и бойко торгуют своей аутентичностью на рынке туризма (который, по сути своей, и есть сейчас самая развитая отрасль, никакие финансовые кризисы росту сего рынка не помеха). Такие, как Пиза, тоже не в накладе – вокруг падающей башни в разгар сезона и протолкнуться-то тяжело, правда, город все равно мертвый – тут я полностью согласна с Муратовым. В стройный ряд пострадавших от реки-изменщицы смело можно поставить и Остию Антику.

    Начиналось (как и заканчивалось) все с той же реки: легенды гласят, что римский царь Анк Марций основал здесь солеварню, а также заложил крепость и порт, чтобы контролировать Тибр с двух сторон (со второй стороны на страже стояла крепость Яникул в Риме, до нашего времени не дожившая, а жаль). Правда, раскопки сию легенду безжалостно развенчивают: мол, люди поселились здесь через 300 лет после Анка Марция, и тогда же здесь построили крепость, чтобы отбиваться от этрусков. Но ведь и IV в. до н. э. – это вам не просто так.

    Рим рос, он требовал не только зрелищ, но и хлеба – через Остию столица могущественной империи получала зерно и вино, масло и мясо. Во время Пунических войн (это когда "Карфаген должен быть разрушен", ага) Остия стала главным портом на римской стороне, здесь базировался флот римлян. Почти 700 лет Остия была главным римским портом, город богател и рос, сначала бесконтрольно, затем (при Сулле) был обнесен крепостной стеной и рисунок застройки был упорядочен. Когда места стало не хватать, здесь изобрели первые многоэтажные и многоквартирные дома – инсулы, прообразы современных многоэтажек спальных районов. Дома богатых горожан украшались мозаиками и росписями, резьбой по мрамору и архитектурными изысками.

    Процветать бы городу и дальше, но коварный Тибр показал характер – фарватер так часто заносило песком и илом, что прочищать его требовало все больших и больших затрат, занимались сим неблагодарным занятием и Цезарь, и Клавдий, и Траян (при последнем порт стал именоваться скромно и без изысков - Portus Augusti (Traiani). При Траяне здесь жило 50 тысяч жителей. Потом в какой-то момент императорам стало не до фарватеров, и река обмелела настолько, что судоходство по ней полностью прекратилось. А тут еще и эпидемия малярии, скосившая немалую часть населения! Купцы сворачивали торговлю и переселялись в более благополучные места, ремесленники переезжали в Рим, и к раннему средневековью от цветущего города остались лишь воспоминания. А когда на город обрушились несколько наводнений, улицы и дома занесло песком и грязью, что, впрочем, и спасло их от разрушения и позволило дожить до наших времен – ибо кирпич из Остии бойко разобрали для своих нужд все, кому не лень – замок, стоящий по соседству, явно выстроен из античного кирпича. Кирпич отсюда использовали даже для постройки Пизанской падающей башни. Не потому ли могущественную Пизу постигла та же участь – прийти в упадок из-за резкого обмеления реки?

    Раскопали Остию в XIX веке, но в настоящий вид ее привели только в начале прошлого века – отрыли лишь 2/3 площади античного поселения, так что вы без труда можете представить себе, какого размаха был город, ибо сейчас он занимает 34 гектара.

    Город

    Оплатив билет, вы немедля попадаете на дорожку, практически вымощенную желтым кирпичом. Справа и слева – некрополь. Ага, вот так сразу. Подозреваю, что просто туристическая тропа проложена так, чтобы от менее интересного по нарастающей. Интересное начинается незамедлительно: термы Нептуна с мозаичными полами, а затем – обильно – те самые инсулы, про которые Вайль в "Гении места" пишет:

    "Легкая прелесть римской уличной жизни открылась еще тогда, в 77 м, когда каждый день был свободен, и я приезжал в центр из Остии на берегу Тирренского моря — двадцать минут электричкой. Остию, главный порт античного Рима, где сохранились лучшие в стране руины инсул…

    … погружаешься в город Петрония — кварталы узких улиц и высоких домов. О многоэтажности поэтически говорил еще Цицерон: "Рим поднялся кверху и повис в воздухе", а при Нероне была чуть уменьшена предельная высота инсулы, установленная Августом, — двадцать с половиной метров. При пятиметровой ширине улицы — пропорции старого современного города, Нью Йорк не в счет.

    Инсула означает "остров". Кусок архипелага в городском океане. Остров — в переводе и по сути. В целях пожарной безопасности "было воспрещено сооружать дома с общими стенами, но всякому зданию надлежало быть наглухо отгороженным от соседнего" (Тацит). Тысячи, если не десятки тысяч подобных четырех шестиэтажек с квартирами насчитывалось в античном Риме. Инсулы строились во всех крупных городах империи: в той же Остии или во втором по значению порте Рима — Путеолах, где происходит действие сохранившихся глав "Сатирикона". Чем этаж выше, тем теснее, неказистее и дешевле квартира: такое соотношение изменилось только в новейшее время с появлением лифтов. Знак социального подъема в романе Петрония: "Гай Помпей Диоген верхний этаж сдает с июльских календ в связи с приобретением дома".

    Римляне открыли наслаждение жильем — незнакомое грекам. Вилла Плиния Младшего на озере Комо расположена так, что он мог прямо с кровати забрасывать удочку, — уровень голливудских звезд. Богатые городские дома тоже несли и развивали идею комфорта, тогда как дома даже зажиточных афинян — лишь идею проживания. Раскопки остийских инсул показывают, что в них были прекрасные квартиры, достойные начинающих трималхионов любых эпох, — шесть комнат, сто семьдесят метров. Небогатые, но приличные римляне походили на таких же москвичей: "Есть у меня… маленькая усадьба и есть в городе крошечное жилье" — Марциал. В Риме он жил на верхнем этаже инсулы: "Мой чердак на Випсаньевы лавры выходит".

    Ориентироваться здесь просто: идете по главной улице, отбегая посмотреть то вправо, то влево. Везде стенды, где на английском четко и доходчиво расписано, что здесь было и примерно – как выглядело. Улица мощеная, но по летнему времени очень пыльная, посему когда я по причине жары сменила мокасины на вьетнамки, стала похожа на босоногую кармелитку, бредущую на покаяние за тридевять земель. Все главные достопримечательности – вдоль дороги: амфитеатр, Капитолий, несколько храмов, посвященных главным богам (примечательно, что в городе были христианская базилика и синагога, а также 18 храмов, посвященных персидскому богу Митре – вот у кого бы поучиться веротерпимости). Публичных домов, как в Помпеях, замечено не было – маскировали, видать, удачно. Ах, какие мозаики! И большинство – с морской тематикой: колесницы Нептуна, дельфины, корабли, сплетения водорослей.

    Идем-идем, конца-краю этом руинам нет, те, кто с нами вошел в Остию, уже давно рассеялись где-то по руинам. За Капитолием начинаются виллы богатых патрициев – тут уже никаких инсул, а сплошь размах, достаток и благолепие: остатки колонн, куски статуй, а вон там, видимо, были сады и бассейны… Кстати, напротив Капитолия – остатки одной из немногочисленных храмов-ротонд.

    На этом закончу. Ну посудите сами – какой смысл описывать руину? Ее надо видеть, стоя прямо перед ней, в тени сосен, которые так гармонируют с ослепительно синим небом и кирпичом Остии, и чтобы легкий ветерок овевал, и вот тогда ты услышишь, как вдалеке снова заплещутся воды Тибра .

    Ссылки

    en.wikipedia.org/wiki/Ostia_Antica www.italyguides.it/us/roma/ancient_ostia/ancient_ostia.htm www.ostiaantica.net/borgo.php?page=1 www.ostia-antica.org numberonestars.com/travel/ostia_rome_italy.htm www.romacivica.net/cyberia/riserva/efusano.htm www.romeartlover.it/Ostia1.html members.tripod.com/romeartlover/Ostia.html penelope.uchicago.edu/Thayer/E/Gazetteer/Places/Europe/Italy/Lazio/Roma/Ostia/Ostia_Antica/home.html

    Лидо ди Остия (Lido di Ostia), Лацио

    Зачем ехать

    Чтобы искупаться, не выбираясь из Рима далеко. Или охладиться после дня, проведенного под палящим солнцем в Остии Антике, по соседству. Специально же ехать, чтобы провести выходные или даже отпуск, в Лидо ди Остию не стоит: тутошние пляжи очень сильно напоминают Крым и Сочи советских времен и по количеству, и по контингенту. А в электричке, на которой вы будете ехать от Рима, будет слишком много русских/украинских эмигранток, обвешанных золотом, которые будут на весь вагон повествовать о своей жизни и крутой работе горничной в лучшем случае в трехзвездном отеле. Людям, которых интересует история и архитектура, делать там нечего. Абсолютно. Но если уж вас сюда занесло (нас – из чистого любопытства), то можно уделить минут 5 местному собору. Правда, говорят, в некупательный сезон провести время на пляже, любуясь волнами – можно, и даже нужно.

    Рейтинг: 1 из 5

    Как добраться

    На метро до м. Piramida, не выходя из метро, выходите по указателю Lido на станцию Porta San-Paolo, откуда каждые 15 минут в нужном направлении идут электрички "на море". Через минут 30 вы оказываетесь в Лидо ди Остия (станция Lido Centro), где начинается курортное побережье (эта и три следующие остановки) – сплошные отели и пляжи. От станции вам прямо, вход на пляж платный.

    Вы же не заставите меня описывать пляжи, правда?

    источник: www.talusha1.narod.ru

    nat_ka
    24/09/2008 16:55


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Италии

    25.10.24 Введение цифровой регистрации въезда и выезда в Евросоюз опять отложили
    15.10.24 Итальянский визовый центр в Петербурге ужесточил требования к документам
    05.09.24 В европейских аэропортах опять запрещают провоз жидкостей
    29.08.24 Срок рассмотрения документов на итальянские визы может достигать 60 дней
    12.07.24 Изменены бланки заявлений для получения шенгенских виз некоторых стран
    15.06.24 В 2023 года россияне получили 10,6 процентов отказов в шенгенских визах
    02.06.24 Италия временно введет контроль на своих границах
    28.05.24 Шенгенские визы будут стоить 90 евро
    13.05.24 Итальянский визовый центр предупреждает о длительных сроках выдачи виз
    01.05.24 Венеция начала собирать пошлину с "однодневных" туристов