В конце мая от Лазурного берега лучше держаться подальше тем, у кого имеется недостаток воображения. В двух приморских городках, находящихся друг от друга в часе езды на скоростном поезде TGV, в эти дни собираются, с их точки зрения, странноватые люди. Одни из них способны игнорировать прелести пляжного отдыха расфуфыренных Канн и получать удовольствие, просиживая по 10 часов в день две недели к ряду в темных залах на показах знаменитого кинофеста. Другие же, притупив в себе предательское желание получить свои 15 минут славы, по-киношному эффектно проиграв в монте-карловском казино последние центы, едут в Монако только для того, чтобы пересказывать потом во всех подробностях за кружкой пенного то, какое же непередаваемое зрелище - эти гоняющие наперегонки машинки, что участвуют в Гран-при Монако "Формулы-1".
Хотя нет - все не совсем так. В эти дни Канн набивается и теми, кому достаточно самолично подглядеть за колонной поднимающихся по красной ковровой дорожке селебритиз, чтобы потом просто домыслить, каковы же фильмы, в которых эти селебритиз снялись. По Монако же в конце мая вполне себе незабываемо можно совершить и эдакие собственные гонки (на авто или быстрым шагом пешком), а о масштабе пресловутых гонок на болидах составить представление своим, пусть и не самым популярным, способом. Причем, одного (даже неполного) дня для этого может оказаться вполне достаточно.
***
О том, что в Монако в данный момент проходят гонки "Формулы-1", безошибочно угадываешь практически сразу, когда тебя подхватывает и буквально выталкивает из здания ж\134д вокзала на узкие монакские улицы фанатская бело-красная волна любителей гонок. Тут же появляется и звуковое сопровождение: от начавшегося уже заезда по городу раздается такой рев, как будто электродрель через динамики включена. Не самый, надо сказать, радушный прием.
Вдохновляет на дальнейшее знакомство одно. Погуляв по Монако, можно потом гордо заявлять, что изучил целую страну: Монако - государство, состоящее из одного единственного (еще и одноименного) города. Впрочем, без комплексов на этот счет у страны этой тоже не обошлось.
Как результат - княжество старательно комплексы эти маскирует, запутывая несведущих на тему своих истинных размеров. Вот и получается, что одни более чем уверены, что рай для азартных игроков Монте-Карло - это отельный город этой мини-страны, а не просто один из четырех кварталов города Монако. Другие же, впечатлившись видом изо всех сил карабкающихся, словно полчища отчаянных скалолазов, к самым макушкам Альп разноцветных монакских многоэтажек, полагают, что это - ого-го-го какой город. Между тем всего-то на квадратной миле Монако ютится (пусть и с немалым шиком) лишь чуть более 35 тысяч жителей. А вы говорите - скалолазы.
***
Кстати, о них самых. Почти ими можно стать, если, идя на вой болидных моторов, протолкнуться через кордоны галантных полицейских и ненавязчивых торговцев сувенирными футболками-бейсболками и прочей недешевой глупостью на главной улице Гримальди, да попытаться потом не сбиться-таки со счету на ступеньках, что добрые минут 10 быстрым шагом ведут наверх, на скалу со Старым городом.
Впрочем, потраченные усилия будут вознаграждены подвохом. Там, за ограждениями, оккупированными падкими до бесплатного хлеба зеваками, мелькнувшую где-то по монакской улице машинку если кому и удастся заметить, так только - редким счастливчикам. Тем же, кто традиционно выбирает в кинозале первые ряды не только из-за принципа или привычки, ловить здесь точно нечего.
А тут еще этот запах (нелепое и одновременно банальное сочетание приторно сладких женских духов и, простите, легкого бриза мужской туалетной воды; на самом же деле - цветущие кустарники плюс морской воздух) проделывает с вами что-то странное. Каких-то несколько минут во время вроде бы бесцельной прогулки по набережной в пальмово-кактусном саду - и даже самый упертый турист-нонконформист, враз позабыв продуманный заранее свой личный турмаршрут, оказывается на пороге сначала одного, а потом, страшно сказать, уже и второго заведения, которые в обычном состоянии он бы наверняка преспокойненько прошел стороной, уступив вход тому, кто обычно изучает новые города и страны исключительно по тем страницам путеводителей, где значится магическое для него словосочетание "обязательно к просмотру".
Так вот, если уж позволить в Монако изменить себе, так стоит это сделать, купив билет в Океанографический музей. Принц Альберт I, под руководством которого этот четырехэтажный музей этот почти 100 лет назад и был открыт, определенно знал, что делал. Для тех, кто, в отличие от героини Джулии Робертс из "Близости" не только ежедневно не просиживает часами, наблюдая за жизнью рыб, кораллов и медуз за стеклом, но даже не способен вытерпеть и 5 минут за документалкой того же Кусто, поход в монакский океанариум может стать чуть ли не судьбоносным. Вот насмотришься на все эти угрожающих размеров, подозрительной прозрачности, неподражаемых расцветок, необъяснимого спокойствия создания, а потом и сам, глядишь, научишься мудрому правилу в определенных случаях молчать, а не говорить. Ну вот кроме шуток.
А еще на третьем этаже этого музея, в зале с забальзамированными тельцами уже вымерших обитателей океана, есть чудное место у потрескавшегося деревянного окна со, словно, специально подстаренным зеркальным стеклом. Доставайте фотоаппарат и смело щелкайте сами себя на портреты. Любителям, как некоторые убеждены, особо модной нынче винтажности - рекомендовано.
***
Хотя Монако - не совсем то место для тех, кто привык документировать на мыльницу каждый свой шаг. Тут бы уследить, свернут ли в ближайший момент эти узкие мощеные улочки вбок, вверх или еще куда-то, а не то, что по сторонам праздно оглядываться. Нередко же случается и так, что пешеходная дорога просто вдруг заканчивается, и нет решительно никакого другого варианта, кроме как, постоянно оглядываясь, пытаться преодолеть нужное расстояние буквально вместе с несчетными авто.
Ну так вот. Если какое-то время так лавировать, лавировать вдоль монакского побережья, то в итоге можно таки вылавировать туда, где участники гонок Гран-при видны едва ли не лучше, чем пришвартованные чуть ли не на друг дружке разнокалиберные яхты. Но, что называется, лучше поздно, чем никогда.
От былой еще какие-то пару часов назад "формульской" роскоши остались лишь пустые трибуны. На них, впрочем, теперь может забраться любой желающий, чтобы, как минимум, а) увидеть-таки на большом экране и в записи то, что он так опрометчиво пропустил; б) не поверить глазам своим: еще когда только забирался на трибуны, внизу, без преувеличения, валялись кучи мусора, которые куда-то все и вмиг исчезли, стоило вам только отвернуться.
В Монако вообще какое-то почти маниакальное стремление к чистоте, порядку и какому-то тотальному благообразию, что ли. В парках и садах, занимающих пятую часть Монако, кроме непременных для Европы табличек-предостережений для собаководов, натыканы и знаки, запрещающие, например, заезжать сюда на великах и даже на роликах. Да и поклонники автогонок ведут здесь себя так, словно оказались не на спортивном событие, а, как минимум, на оперной премьере. Цивильно и чинно расхаживают по улицам, кричалок не горланят. Да даже на асфальте не рассиживают, предпочитая выпить положенную одну-другую кружку пива все-таки в забегаловке под тентом и - уткнувшись в плазму, где транслируют все тот же Гран-при.
А еще в этой стране есть табличка с тремя буквами "God". Не уверена, что Он там прописался, но, есть подозрение, посетил Монако хоть однажды.
28/09/2007 01:47
Материалы по теме
- Страны: Монако
- Статья: Мом Его Высочества Альберта, 01.12.2006
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.