В Мадриде 2 железнодорожных вокзала:
1. Вокзал Аточа
Направления: Толедо, Куэнка, Аранхуэс, Алькала-де-Энарес, Гвадалахара, Авила, Эскориал, Сеговия. Здесь же базируется Puerta de Atocha — станция отправления скоростных поездов AVE в Кордову и Севилью.
2. Вокзал Чамартин
Направления: Авила, Эскориал, Саламанка, Сеговия. Поезда, отходящие с вокзала Аточа в сторону севера, также делают здесь остановку.
Уточнить расписание, цены или заказать билет можно на сайте испанских железных дорог www.renfe.es
Однако из России на этом сайте невозможно заранее заказать е-билеты на испанские поезда (в т.ч. и на скоростные AVE) - и это большой минус, в отличие, скажем, от сайта французских ж/д. Система инет-бронирования Renfe не воспринимает данные российского загранпаспорта и рассчитана исключительно на документы стран ЕС. И еще минус: в Испании - опять же в отличие от Франции, нет существенных скидок на проезд по ж/д.
Касс, в которых продают билеты на поезд, на вокзале Аточа три типа:
1. Venta de Billettes, кассы у турникетов, вывески красные с белым. Здесь продают билеты на пригородные электрички. Платят наличными.
2. Centro de Viaje, где нужно у входа оторвать билетик с номером очереди и ждать, пока на он не высветится на табло. У здешних кассиров водится расписание на любые города, можно купить билеты на любое число, расплатиться можно картой (обязательно попросят удостоверение личности). Проверяйте билеты – нам вместо поезда на 9.20 как-то раз пробили поезд на 10.20, поехали бы…
3. Еще одна касса, расположенная у пандуса, который ведет на второй этаж вокзала, откуда отправляются скоростные поезда на Толедо или Куэнку. Это по-нашему он второй, они его именуют первым! Запамятовала, как именно она называется, но работает по такому же принципу, как и № 2.
На вокзале Чамартин, как мне показалось, имеются только кассы типа 2 – правда, мы там покупали билеты 1 раз, приобретя сразу на все последующие дни. Так что если я ошиблась, дайте мне знать? Билеты на поезда, отправляющиеся с Аточи, можно купить/сдать/поменять на Чамартине и наоборот.
На обоих вокзалах имеются, конечно, и автоматы по продаже билетов, но они перманентно были неисправны, и мы на четвертый-пятый день даже и подходить к ним перестали.
Если на простые поезда обычно проблем с билетами нет - и в большинстве случаев их можно купить непосредственно перед отправлением, то на поезда AVE из Мадрида до Кордобы и Севильи могут быть проблемы в дни уикенда. Очереди на Аточе очень большие, идут очень медленно - особенно в предварительных кассах. В предварительных кассах Аточи билеты продаются только на срок в 2 недели вперед. На Аточе большинство кассиров говорят по-английски, в провинции - наоборот, это скорее исключение.
На Толедо, Куэнку, Саламанку билеты строго с номером вагона и местом в вагоне, в остальных поездах заходи и садись где хочешь. Но при этом билет покупается на поезд, отправляющийся со станции во четкое время и на конкретный перегон от А до Б. Про какие-то особые правила, типа итальянского "6 часов, в течение которых можно выходить на любой станции перегона, на который куплен билет, и садиться на любой и ехать дальше", мне не известно.
Вагоны не обязательно прицеплены к поезду по порядку – иногда приходилось искать свой вагон, т.к. прицеплены они были произвольно. Обычно поезд подается за 2-3 минуты до отправления, до этого по этому же пути могут пройти еще несколько поездов, так что смотрите, куда садитесь: когда подходит поезд, на табло перрона написано, куда он движется, и какие остановки по пути делает. На одном пути, кстати, могут стоят 2 разных поезда, идущих в разные города, такое тоже бывает.
Следует учесть, что при посадке, например, на Толедо, Куэнку и Саламанку (с любого вокзала) вам нужно будет пройти осмотр как в аэропорту: рамка металлоискателя, вещи на просветку. Запрещено перевозить взрывчатые вещества, оружие, есть ограничения на габариты багажа. После досмотра перед выходом на платформу у вас оторвут кусок билета, оставив что-то вроде посадочного талона.
Для пригородных поездов: купил билет – смотришь на табло путь отправления. За турникетами стоит стенд с номерами путей и городами, которые с этого пути поедут. У турникетов на выход стоят дяденьки, которые выписывают штраф безбилетникам, при этом они же, жутко веселясь, пропускают в город тех, у кого билеты есть, но по какой-то причине не сработали (такое тоже случается, и довольно часто).
На некоторые направления билетов дают по 2 штуки на человека: 1 - карточка как на метро – для турникетов, и вторая, напоминающие кассовые чеки – для собственно проезда. Провожающих тут, видмио, не водится – зайти за турникеты к поездам они могут только при наличии билета. Компостировать билеты не нужно. В поездах, кроме скоростных на Толедо, Куэнку, Саламанку (где билеты проверят при досмотре) ходят контролеры и билеты проверяют.
Между путями 2 и 3 на Аточа – зал ожидания, вполне приличный: чисто, деревянные скамейки, никаких бомжей, только пассажиры. Есть табло отправления поездов. Магазинов на Аточа, в отличие от более современного Чамартина, нет, точек питания тоже – разве что какой-то фаст-фуд в переходе к метро.
Из забавного: в Авиле поезд на Мадрид отправляется с пути № 20, хотя всего путей в Авиле 4. Оказалось, что есть еще типа "нулевой", правее первого и чуточку за вокзалом – вот он и есть 20й.
Abono Turistico
Мадрид и ее пригороды (в том числе Алькала-де-Энарес, Аранхуэс, Толедо, Эскориал, Чинчон, Гвадалахара, Чинчон, Кольменар-де-Ореха) разбиты на несколько секторов, конфигурацию которых можно изучить по адресу www.ctm-madrid.es/servlet/CambiarIdioma?xh_TIPO=8#. Для посещения этих городов можно приобрести специальные туристические проездные Abono Turistico, которые продаются в кассах метро. Купив такой билетик, можно кататься на любом транспорте по этой самой зоне, включая мадридский городской транспорт. Проездной зоны Т, к примеру, стоит на 1 день на 1 человека 7,60, на 2 - 13,60, на 3 - 18,10, на 5 – 28,20, на 7 – 39,60.
Проверяйте, что кассир выбивает на своем аппарате – нам ни разу правильно не оформили, хорошо, что сначала нам показывали итоговую сумму на табло кассового аппарата: то они не догоняли, что нужна зона Т, то что нас двое, то что на 1 день… Можно заготовить что-то вроде шпаргалки, и на ней написать "Abono Turistico, 1 dia, zona T, 2 persona". По-английски при этом они не говорят вообще, как и подавляющее большинство испанцев.
Билет выглядит как картонка чуть побольше метрошного билета, ее нужно пихать в турникеты и предъявлять контролерам при требовании. В билет нужно вписать № паспорта и имя, а также ту дату, в течение которой вы собираетесь этот билет использовать.
Проездной действует только 2-3-5-7 дней подряд, а не любые 2-3-5-7 дней в течение, скажем, месяца, поэтому логично сразу прикинуть, сколько и куда вы намерены ездить, чтобы купить 1 билет на 3 дня, а не 3 билета по 1 дню.
Проездные по стране
В этой поездке проездной по стране мы не брали, поэтому могу поделиться только ссылками, а не личным опытом использования проездного.
InterRail One Country Pass - www.interrailnet.com/one_country_pass_spain, www.europeanrailguide.com/railpasses/index.html
И в заключение, небольшая подборка по нашему маршруту.
Город | Билет на 1-го в оба конца | Вокзал (ветка) | Время в пути | Примечание |
1. Алькала-де-Энарес | 4,70 | Аточа, поезд | 40-45 минут | - |
2. Сеговия | 10,20 | Аточа, поезд | 2 часа | - |
3. Авила | 11,30 | Аточа, поезд | 2 ч 15 мин | - |
4. Толедо | 13,75 | Аточа, скоростной поезд, экспресс | 30 мин | Аточа, 2 этаж |
5. Аранхуэс+Эскориал | проездной на день 7,60 | Аточа, поезд | 45 минут и 1 час 5 мин | - |
6. Куэнка | 18,50 | Аточа, поезд | 2 ч 25 мин | Аточа, 2 этаж |
7. Саламанка | 28,60 | Чамартин, поезд | 2 ч 30 мин | - |
8. Вальядолид | 25,40 | Чамартин, поезд | 2 ч 40 мин | - |
9. Гвадалахара - Abono Turistico | 7,60 | Аточа, поезд | 50 мин | - |
10. Чинчон - по Abono Turistico | 7,60 | автобусная станция на Conde del casal | 1 час на автобусе 337 | оттуда до Колменара-де-Ореха 5 мин на этом же автобусе |
17/09/2007 13:31
Материалы по теме
- Страны: Испания
- Отзыв о поездке: Железные дороги в Дании и Швеции, август 2007
- Отзыв о поездке: Железные дороги в Италии, август 2007
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.