Санкт-Петербург: в час, когда утро встаёт над Невой, ч.1



    Что тебе снится… в час, когда утро встаёт над Невой

    Оглавление 1й части.


    Я обожаю этот город. В Питере я расцветаю. В Питере я летаю. Меня устраивает в нём всё, даже погода. Меня удивляет в нём всё и всегда. А ведь, сколько пишут про него, что и на болотах построен, и на костях, и климат комариный, и планировка примитивная, потому что не Яков Брюс её чертил, то ли дело Москва, и что сам Пётр сомнительная личность, и название у города недревнее. Тогда скажите, а что бы мы делали без этого сказочного года на Неве? Какой другой русский город подарит вам так щедро такую красоту, и где вы сможете так блаженствовать, смакуя глазами почти каждое здание, каждый мост, каждый памятник и остальное? Ведь без него – пустота.

    Я – тот человек, которого маркетологи-профессионалы помещают в сегмент "новаторы". Потому что мне только новенькое и подавай, вот если где-нибудь ноу-хау материализовалось, значит, я кручусь рядом. Исходя из этой личностной особенности, редкие города я могу посещать дважды и более раз. В принципе, конечно, могу, но всегда буду изворачиваться и стремиться попасть и увидеть что-то новое. Но существуют и редкие исключения. Есть (такая буква в этом слове) такие страны и города, которые я могу посещать бесконечное число раз.

    Питер, наверное, стоит на первом месте (я не составляла рейтинг). Он – всегда – для меня новый, всегда знакомлюсь с ним как в первый раз, и это ощущение неизведанного в Питере меня не покидает.

    Я люблю этот город, но не знаю, как его правильно назвать – Питер, Петербург, Санкт-Петербург? В прошлый раз мы были точно в Питере, а сейчас – в Санкт-Петербурге.

    Мне действительно, настолько нравится этот город, что мой язык готов заплестись около каждого дома, глаза – примагничиваться ко всему, а голова – находить, цеплять и обдумывать массу деталей. Если меня не остановить, то готова описывать даже лужи перед Летним садом, отражающие небо и ноги туристов.

    На этот раз в Петербурге побывали в таких местах, о которых очень хочется рассказать. К тому же подковались некоторым образом в питерской туристической организации "досуга". О чём и поделюсь и с бывшими, и будущими туристами и теми, кого просто занесёт в этот город неведомыми путями. Не повторяться постараюсь, но с другой стороны это не сложная задача – хоть я и написала о многом в первом рассказе, но у нас были разные маршруты. Исключение – мой любимый Исаакий, о нём немного добавлю.

    О чём расскажу:

    Об организации автобусных экскурсий по городу – где, что, когда;
    О Кронштадте;
    О Музее Анны Ахматовой;
    Об экскурсии "Ночной Петербург";

    О Каменном острове; О Русском музее; Михайловском саде и храме Спаса-на-Крови; Исаакиевском соборе;
    О сфинксах и грифонах;
    О Екатерининском дворце и Янтарной комнате в Пушкин;
    О Павловске;
    Об Александро-Невской Лавре;
    А также о сфинксах, Банковском мостике, Чижике-Пыжике и некотором другом.

    Как организовалась поездка.

    Благодаря командировке мужа и моей относительной временной мобильности. Его заслали туда на 2 недели. Он позвонил и сказал: "Приезжай". Ну, я и полетела – на 3 дня. Один день – я свободная птица, на ночную экскурсию по Питеру я тоже поехала в гордом одиночестве, поскольку заканчивается она в 5 утра, а мужу вставать рано. Остальное время мы together.

    Поездка туда за 1500 рублей.

    Билеты я покупала на Ленинградском вокзале за день до отъезда. Поэтому, понятно, что привередливого выбора у меня вообще не было – что осталось, то и взяла. Значит, туда сидячие – 6 часов за 1,5т.р., обратно – 14 часов за 300 рублей. Впечатления смешивать нельзя, поэтому расскажу по отдельности. Кстати, времени у меня было мало, и я хотела заказать билеты через Интернет-службу Московской ж/д. Оказалось, что этот заказ представляет собой простую форму бронирования мест, а чтобы выкупить билеты, нужно приехать на вокзал и купить их в тех же кассах, да ещё с наценкой в 200р. Хороший такой сервис. С учётом того, что в кассы вокзалы всегда стоит очередь, и даже пометка "интернет-билет получать вне очереди" от неё особо не спасает. Касса общая – нужно либо проталкиваться через общую очередь, либо стоять в очереди из себе подобных с интернет-заказами.

    Меня впечатлила пустующая касса с ж/д e-tickets-ами. То есть это бронь и оплата билетов по кредитной карте. По крайней мере, вижу смысл. Забронировали, оплатили, приехали чуть пораньше на вокзал, и мгновенно получили свои билеты. Вот сайт: www.ufs-online.ru.

    Места сидячие. Поезд новый. По два кресла в каждом ряду. Рядов два. В проходах висят большие жк телевизоры. Проводницы разносят наушники. Всю дорогу, не отрываясь, смотрела отличные русские фильмы: "Невероятные приключения итальянцев в России", "Афоня", "Самая обаятельная и привлекательная". Отрывалась на перекус. Предлагали за дополнительную плату чай, кофе, разные бутерброды. В соседнем вагоне – ресторан. Бесплатная бутылка воды. Бесплатная пресса. Туалет чистейший.

    Обратно за 300 рублей.

    Почти всё то же самое. Сидячее место. Только не голубое, мягкое, чистое и откидывающееся, а грязное, старое, жёсткое и рваное. Поезд отходит в 11 часов вечера. Рядом со мной оказалось свободное место (2й ряд) и впереди у девушки тоже. К ней подсадили пьяного десантника. Что такое пьяный десантник, не то чтобы в соседях, а вообще в вагоне – рассказывать не буду, и так всем понятно. Хорошо, что подсадили не ко мне. Потому что я знаю свой характер – "бенгальский огонь". И если этот придурок стал приставать бы ко мне, как это он делал с бедной девушкой впереди, то получилась бы Сталинградская битва, а потом Мамаев курган. Зато ко мне за минуту до отправления "подселили" безбилетницу – девушку-хиппи. Я абсолютно лояльный человек, но вид девушки меня сильно напряг. Под два метра, на голове две индейские косички, лоб перехвачен разноцветной тесёмкой, одета в пончо, за спиной рюкзак-колбаса тоже под два метра. Девушка ловко запрыгнула в соседнее кресло и тут же свернулась улиткой. Я до сих пор не могу понять – как?! на таком маленьком сиденье можно завернуться в горизонтальный рулет при такой комплекции. Но это все ерунда. Главное - от девушки сильно пахло мазью Вишневского….

    Тут откуда-то начало сильно дуть. Просто завывал ветер. Даже хиппи подняла голову. Я повернулась назад и увидела, что одно окно настежь открыто и из него свищет воздух. Я вытащила ветровку, надела рюкзак задом наперёд, чтобы сумка была впереди, и застегнула поверху куртку, затянула капюшон. Чувствовала себя как в парнике, но что делать? К тому я опасливо посматривала на пару, которая толклась впереди, стоя. Думаю, аа, вот сейчас усну, а такие и шарят по сумкам. Но тут до меня дошло. Это люди, у которых места были рядом с открытым окном. А окно сломали друзья десантника, которые, как вы уже поняли, махали ему, орали, братались, горланили песни, протягивали ему последний глоток из бутылки, и вообще пытались остановить поезд. Им было очень весело. Людям, которым предстояло провести всю ночь, стоя на ногах, было грустно. Впереди орал десантник. Хиппи храпела. Кто-то громко хрустел чипсами. Тут я услышала тихий шёпот проводницы: "Есть одно место в купе, одно место в купе, одна полка, кому?". Когда она дошла до меня я, не помня себя, зашептала: "Это я, мне, мне, одно место".

    Место стоило тысячу рублей. Не вопрос! Обрадованная проводница кому-то перезвонила: "Ленка, пляши, нашла тебе человечка!". Она сказала, что мне надо идти в 6й вагон (наш 1й), и как-то странно на меня посмотрела. Я ломанулась вперёд. Все вагоны, которые я проходила, были сидячими, и везде крутились люди, ёрзая на своих местах, пытаясь хоть как-то найти себе удобную позу для сна. Проходя через тамбуры, я поняла, что означал странный взгляд проводницы. Везде, в них стояли странные криминальные личности – такие Промокашки, что от одного взгляда на них кидает в дрожь. Меня спас мой вид – дождевик, натянутый на рюкзак спереди и кудряшки, торчащие в разные стороны из-под капюшона. Видимо таких клоунов они не трогают. В 3м вагоне я увидела идущую мне навстречу другую проводницу. Оказывается, она пошла меня встречать, её попросила другая - "как бы чего не вышло".

    Я хочу сказать товарищи, что для полного счастья в жизни многого не надо. Когда мой организм, измотанный сплошными бессонными ночами и ночными экскурсиями, вдруг увидел перед собой горизонтальную поверхность, да ещё белую простынку, да ещё и подушку – нахлынувшему чувству счастья не было предела.

    Не успела голова коснуться подушки, как я уже уснула. Я! Которая обычно спит в поездах вполглаза и вполуха. Абсолютно безмятежным и крепчайшим полноценным сном. Разбудил меня звонок мобильного, уже на подъезде к Москве.

    Гостиница "Караул!"

    Это филиал гостиницы "Октябрьская" на площади Восстания, 2 минуты от Московского вокзала. Номер полулюкс, высоченные потолки, ~ 5-6т.р. Завтрак включён.

    Вот так ловятся туристы, читая заманчивые гостиничные презентации-баннеры в разных рекламных носителях. Понятно, что эту гостиницу мы не выбирали, поскольку муж в командировке.

    Мы категорически не советуем никому останавливаться в этой гостинице. Подчеркну, что речь идёт не о самой "Октябрьской" (очень достойной, www.oktober-hotel.spb.ru, Лиговский 10), а её филиале (Лиговский, 41/83). Они расположены почти друг напротив друга на разных сторонах площади Восстания. Причины – отсутствие современных вакуумных стеклопакетов и кондиционера.

    Наши комментарии-пояснения.

    На площади Восстания пересекаются Невский проспект с Лиговским, а также кучей прочих улиц. Что это означает? – Дикий грохот. Попробуйте, например, поставить свою кровать на площади Трёх вокзалов и уснуть. Получится? Это невозможно. Какофония звуков невиданной силы и интенсивности – автомобильный вой, гудки, лязг и скрежет, взвизги торможения и т.д. – почти всю ночь. Только в промежутке ~ с 4.30 до 5 утра наступает краткое относительное затишье, и в этот момент надо постараться нырнуть в мутный сон. Иначе уснуть нереально. Что, беруши купить в аптеке? Ха-ха, да тут надо уши воском заливать и то не поможет. Я не представляю, как невыспавшийся муж вел переговоры. А главное, цена вопроса – обычный звуконепроницаемый вакуумный стеклопакет. Уж можно было бы руководству гостиницы разориться на ремонт и заменить старые рамы. Новые окна – это приоритет номер один должен быть в ремонтном списке.

    Далее. Дикая жара. Не на улице (там ~ 20-23˚), а в комнате. Мы были в середине июля, и видимо, старые стены очень быстро прогреваются и держат тепло. Что я понимаю под дикой жарой? Это, когда твоё тело начинает кипеть. В середине первой ночи я не выдержала, встала, пошла в ванную, взяла огромные банные полотенца, намочила их сильно в холодной воде, выжала и укрылась вместо одеяла. То же самое сделала и стонавшему во сне раскалённому мужу. Холодное мокрое полотенце тут же стало горячим, но было уже чуть-чуть легче. Вообще-то за номер было заплачено не 30$, а ~ 150. Думаю, что вопрос с кондиционерами решить как-то можно.

    Про завтраки. Что понравилось – это интерьер кафе, такой стиль арт-модерн прошлого века, а-ля Метрополь. Но выбор блюд на завтрак напрягал. Не буду перечислять всё, но вот, чем я лично завтракала – сосиска с зелёным горошком, растворимая пакетиковая каша, чай с печенюшкой. Такое было впечатление, что кто-то сгонял в соседний супермаркет и набрал самых дешевых продуктов. Нарезка из варёной колбасы меня удивила – чего уж так шиковать, ребята, покромсали бы ливерной. Вот примитивный экономический расчёт. Стоимость моего завтрака была рублей на 50, ну, грубо на 100р., если добавить йогурт, яблоко или кусок колбасы с сыром. Мест в гостинице ~ 50 * умножить на среднюю стоимость номера ~120евро *30 дней = ~ 150 000. Ну минус зарплата сотрудникам, ремонт, амортизацию, и расходы по статье "питание противных проживальцев". Остаётся-то немало, и на окна хватит, и на кондишены. В общем - понятно, какой доходный бизнес – старая гостиница в центре города.

    Ещё не нравились ..ммм девушки, плотно обрамляющие по вечерам подоконники в коридорах и на лестнице. Густонакрашенные такие девушки непонятного возраста, в мини-юбках, с цыгаретками. Знаете, на сигаретных пачках обычно пишут: "Минздрав предупреждает". Тут тоже бы надо повесить плакат: "СПИД гуляет по стране", чтобы отрезвляло.

    Сильно обидевшись на гостиницу, и в индейскую отместку за бессонное поджаривание, я выдрала из прикроватного телефонного справочника Жёлтые страницы – листочки по питерским гостиницам, туристическим агентствам и ресторанам. Очень ценная хочу отметить информация. И мне ни капельки не стыдно.

    Кстати, всё ж таки одно достоинство у этой гостиницы есть – центральное расположение. Только вышел и ты сразу на Невском. Рядом в 2х шагах станция метро "Площадь Восстания". Совсем рядом Московский вокзал. Это бы достоинство ещё бы достойно обрамить звуконепроницаемыми окнами и кондиционерами, как в той же "Октябрьской", в основном здании – цены бы не было.

    Про автобусные экскурсии по Санкт-Петербургу.

    Я знала, я знала! Меня научили умные люди, поделились информацией. В Питере нет проблем с качественным экскурсионным обслуживанием туристов. Надо только знать, где у них центры продаж. А это киоски на Невском на углу Гостиного двора. И один киоск на углу Невского и Литейного рядом с новым зданием гостиницы "Октябрьская". Турфирмы разные, их несколько. Я покупала понятно в последнем киоске, мне до него было 5 минут, только перейти через перекрёсток. Название этой турфирмы "Тур-сервис", сайта у них почему-то нет. Зато автобусы хорошие, гиды квалифицированные, опозданий нет, всё чётко. Думаю, что и у остальных также, но ручатся не могу.

    Вот расписание экскурсий.

    1. Обзорная с посещением Петропавловской крепости – ежедневно в 11.00 (цена – 400р.);
    1а. –"- (автобус + катер) – ежедневно в 10,11,12,14.00;
    2. Пушкин-Павловск – ежедневно, кроме вторника в 10.00 (цена – 900р.);
    2а. Пушкин (Екатерининский дворец) – ежедневно, кроме вт. В 10,12-30,13-30;
    3. Гатчина – вт,чт,сб. в 12.30 (цена – 550р.);
    4. Петергоф – ежедневно, кроме пн. В 9.30, 11.30, 12.45 (цена – 750р.);
    4а. –"- (только парк и фонтаны без дворца) – ежедневно в 13.30;
    5. Кронштадт с водной прогулкой – ежедневно в 12.30, 16.30 (цена – 400р.);
    6. Стрельна (Константиновский дворец) – ежедневно, кроме пн. и ср. в 11.00 (цена – 650р.);
    7. Ораниенбаум – по чт. и вскр. В 13.00 (цена – 600р.);
    8. Ночной Петербург – ежедневно с 23.00 до 5 утра;
    9а. –"- (автобус + катер) - ежедневно с 23.00 до 5 утра (цена 600р.).

    Также есть экскурсии в Новгород, Старую Ладогу, Крепость "Орешек", Крепости Северо-Запада, Псков-Изборск-Печоры, храмы разных конфессий и Саблино, но они по конкретным датам. Цены я списала из буклетика другой турфирмы (www.paritetplus.com), но они примерно одинаковые. Набор экскурсий тоже может варьироваться. Посадка на одни была рядом с гостиницей "Октябрьская" (Пушкин и Павловск), а на другие у Гостиного двора (Кронштадт и ночная). Привозят обратно обычно тоже к Гостиному двору. Но, если вы проезжаете по своей местности, то вас высадят. Так я выскочила в 5 утра прямо на Площади Восстания, и через 5 минут уже была в номере.

    Глава 1. Мы из Кронштадта.

    Приготовьтесь. Вместо залпа Авроры сейчас прозвучит энциклопедический выстрел: "Кронштадт – город и порт в Ленинградской области. Расположен на острове Котлин в восточной части Финского залива, в 29км к З от Санкт-Петербурга. Основан как крепость. Главная база Балтфлота. Имел большое значение в подготовке кадров отечественного флота. Здесь проходили службу Ф.Ф.Ушаков, Д.Н.Сенявин, П.С.Нахимов, В.А.Корнилов, С.О.Макаров, И.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф.Беллинсгаузен…. из матросской среды вышли …Л.Г.Железняков. В 41-45гг. базировавшиеся здесь силы Балтфлота участвовали в обороне Таллинна, Ханко, Моозунда. Береговая артиллерия Кронштадта – важнейшая часть сил, участвовавших в героической обороне Ленинграда. Форты Кронштадта вели огонь по батареям противника на южном берегу Финского залива и зенитными орудиями по самолётам Люфтваффе".

    Мы едем на остров Котлин в город (бывшую крепость) Кронштадт. Едем по дамбе, соединяющей остров с материком. Дамба – грандиозная. Очень длинная, насыпная, рукотворная высокая дорога. Рассекает Финский залив. Крутим головой, в одной стороне – стальная вода залива и виден по кромке берега Питер, в другой – сплошная вода, ничего не видно кроме горизонта. Впечатляет. Эта дамба, оказывается, ещё и спасает Питер от наводнений. Её относительно недавно стали прокладывать, строительные работы ещё не до конца доведены.

    А раньше до Котлина либо пешочком топали по льду, либо доплывали на пароходике.

    Кронштадт – заложил Пётр. I. Сейчас много источников, которые выдёргивают какие-то детали из жизни этого русского царя, и объявляют его и больным, и жестоким, и некрасивым и т.д. Но давайте не судить, а смотреть по делам.

    Раньше этот остров (Ретусаари) принадлежал шведам.... А это означает, что шведы владеют архи-драгоценной землёй, преграждающей доступ к морю русским. Ещё отец Петра I – Алексей Михайлович Романов (Тишайший) - ходил кругами "с ратными людьми и судами" вокруг острова, а сын – действовал более конкретно – застолбил территорию, воспользовавшись удачным отсутствием шведского адмирала, курировавшего остров.

    1703. Сначала здесь построили деревянный форт – Кроншлот или Королевский замок.

    Что такое форт? Говоря несложно – это оконтуренный каменными стенами участок воды. Контур (если посмотреть сверху) имеет форму геометрической фигуры – круга, 5-6-7..10угольника, и не замкнут в одном месте – там, где проходят корабли внутрь. Получается, что внутри – спокойная гавань (стоянка) для кораблей, а стены несут оборонную функцию и жилую - во внутренних помещениях живут, хранят боеприпасы, провизию и с них же ведут огонь по противнику.

    Как строили форты? На ряжевом основании. Древнейший способ. Все древнерусские укрепления так возведены. Ряжи – это мощный ящик из брёвен, заполненный камнями. Брёвна – сосна, на которой выступала смола и которая под водой, без доступа воздуха, приобретала прочность камня. В воду кидают ряжи до момента, когда они станут из неё выходить. Сверху кладут настил. Получается очень мощное основание. Одна опасность – осенние наводнения и весенние ледоходы. Так Кроншлот на Котлине стал первой русской деревянной крепостью, военным и торговым портом. Первые жители – строители и военный гарнизон (пехота под руководством Толбухина).

    1712. Начало сооружения Кронштадских гаваней и заграничной торговли. Были построены гавани: Купеческая, Средняя, Каботажная. Открылись Кронштадский порт и таможня с пакгаузами (складами). Построили и открыли Морской канал.

    1723. Торжественная закладка Петром I каменной крепости – Кронштадт.

    Хочу сразу отметить, что, несмотря на всё вышесказанное, этот военный город-крепость НИКОГДА не был и не стал полноценным коммерческим портом. Да, корабли приходили, но здесь осуществлялась только погрузка-разгрузка. Торговый оборот порта был крайне незначителен, можно сказать – условен. Торговля здесь не прижилась.

    Почему я это особенно подчёркиваю? Есть выражение "Чтобы духу здесь твоего не было" - так вот, мужественная энергия Кронштадта и торговый дух – это не совместимые понятия. Кронштадт – это военный порт, во-первых, во-вторых, и в-третьих и т.д.

    Мы приехали сюда в проливной дождь. Говорят, что и Пётр I с Екатериной I прибыли сюда на "закладку камня" тоже в ливень. Нас высадили и почти сразу привели в прибрежный парк с пышными и мягкими деревьями, там, где в центре стоит бронзовый Пётр (скульптор Т.Н.Жако) и смотрит на Финский залив. Здесь находится гранитная смотровая площадка-пристань, украшенная мощными якорями, по которой можно подойти почти к самой воде увидеть линию стальных крейсеров. Здесь открывается вид на гавань. Когда перед моими глазами возникла эта картина, то у меня перехватило горло.

    Кронштадт – это странное, это редкое место, где ты испытываешь гордость. Вы давно испытывали это чувство? Понятно, что все слово это знают - в словаре можно посмотреть на букву "гэ" или газеты почитать, тв послушать, там постоянно пишут/вещают "гордость, гордость, мы русские, гордость нации". Но скажите честно - когда вы переполнялись этим чувством сами? Когда вы почувствовали сами, что это слово живое? Когда вы лично окрасили это слово своими эмоциями? Ну как же сказать это правильно?

    Гордость, оказывается – это птица внутри тебя. Она расправляет крылья где-то на уровне сердца и души. Именно гордость за страну, за отчизну, за русских людей.

    Вот когда это не звяканье копейки в пустом бидоне, а когда это слово бьёт вас током, становится тяжелым и отчётливым, когда оно наполняется смыслом.

    Понимаете о чем это я ?

    Кронштадт – это город, это мир сильных людей. Духом сильным. Здесь особая каста людей.

    В этом городе в Летнем саду поставлены два памятника: мичману, бросившемуся с борта судна "Олаф" спасать упавшего матроса и команде без вести пропавшего от урагана клипера "Опричник".

    Здесь основная профессия у людей – моряки, морские офицеры, морские военные.

    Место работы – море.

    Люди уходят на работу – в море. Это не в новом модном костюме, благоухая новым модным парфюмом, прийти в офис и начать рабочий день с погружения в сайт "одноклассники". Утрирую, конечно, но тем не менее.

    Здесь людей волнует не доходы, чистая прибыль и наличие платиновой кредитной карточки, а осадка суда, открытие навигации, как выйти за бар реки Невы. Здесь ветер дует другой – зюйд-вест, норд-ост. И состав воздух другой – точно здесь есть дополнительная молекула, пятый элемент. 100 грамм для храбрости – это определенно сказано про глоток воздуха в Кронштадте. Мужчинам нужно сюда почаще приезжать. Отцам с сыновьями. Маленьким мальчикам.

    Мимо марширует отряд матросов. Девушки (в тургруппе) смотрят на них не отрываясь. Заметьте, что это уже странное явление для сегодняшнего времени – там ведь не банкиры, не папики, не члены миллиардерского списка Forbes, не рестораторы и не владельцы гастрономов маршируют, т.е. признанные объекты девичьего внимания, - а простые, можно сказать нищие матросы. Только почему-то от них глаз не оторвать.

    Нас привезли в маленький порт. Высадились у краснокирпичного Арсенала с интересной оградой – его охраняют старинные турецкие пушки. Нас ждёт небольшой катер. Все загружаются и мы отплываем. Нас везут смотреть форты. На кораблике есть уютная, обшитая лакированными деревянными панелями закрытая каюта и сиденья на открытой палубе, где к тому же стоит подзорная труба. Очень удобно было навести на ней резкость и приближение, рассматривая форты, мимо, которых мы проплываем. Рубка капитана наверху, прямо над пассажирской каютой.

    Форты есть Северные, есть Южные.

    У фортов есть имена, к примеру – Павел I, Кроншлот, Пётр I, Александр I, Константин, Милютин, Тотлебен и др.

    Мы видим форты с уровня наших глаз, как крепости, возвышающиеся из воды, а если подняться над заливом, то с высоты птичьего полёта, они представляют собой (я уже писала) как бы полые геометрические фигуры.

    Первый на нашем пути – тот самый, знаменитый –

    форт "Кроншлот".

    У него менялась форма – с 10угольника до 5угольника, менялось основание – с деревянных ряжей до гранита. Но это про него сказал ещё Петр I: "Содержать сию цитадель с Божиею помощью аще случится хотя до последнего человека". И эта маленькая цитадель себя достойно показала – в 1704 не дала прорваться шведскому десанту к Петербургу. Потом построили казематированную батарею. А когда наступила новая эпоха невысоких, хорошо замаскированных, сливающихся с гладью воды фортов, то в нём размещалась минная станция, военно-морские склады, а в советское время – Станция размагничивания судов, действующаю и поныне. Что это означает – не знаю. Сейчас же на крышах потемневших от времени и сырости казематов выросла густая шевелюра из кустарника. И даже до сих пор кое-где сохранились подлинные старинные элементы позапрошлого века. Пока. Потому что форт вроде как находится под охраной. Но долго ли умеючи местным гражданам понаотвинчивать, понаотпиливать, да што там – и по пушечке уволочь. Главное, дождаться, чтобы охрана расслабилась.

    Форт "Павел I" (или Рисбанк). 1739.

    Это был один из самых больших фортов крепости. Каменный. Казематированный. Строительная технология такая же, как и Кроншлота. Строительству форта придавалось особое значение. Император лично курировал строительство и даже периодически одаривал простых рабочих серебряным рублём (1844-1845). Размеры форта поражали. 380 орудий уничтожили бы любого непрошенного гостя с воды. В дальнейшем на форту размещался склад минного имущества, который впоследствии не оставил от него камня на камне. 30 тысяч мин в 1919 охраняло всего 10 матросов. Когда среди матросов вспыхнул мятеж – "антиреволюционный", закрытый до сих пор, документы лежат пока нерассекреченными в архивах – то "мятежниками", т.е. матросами с форта "Красная горка", на форту "Павел I" были взорваны мины, как сигнал Кронштадта к восстанию. То, что чудом уцелело, целенаправленно и трудолюбиво добили наши солдаты на учениях. Сейчас здесь просто небольшой остров с грудами битого кирпича и полуразрушенной башней.

    Форт "Пётр I" (или Цитадель).

    Самый близкий к Котлину. Его начали строить ещё при Петре в 1721. С залива его можно узнать по округлой казематной башне. Форт строили медленно, но как! Основание – старинное ряжевое, только усиленное. Со стороны моря до уровня артиллерийских амбразур – облицовка из гранитных блоков. Сами амбразуры – из рваного гранита. Швы у уровня воды заполнены мастикой – смола+известь+конопляное масло. Швы у стен чуть выше – тёртый кирпич+белила+голландская сажа. Прошло 200 лет, а кладка поражает своим "новым" видом. Складывается ощущение, что это не кирпичная кладка, а стены из пластика, настолько поверхность ровная и гладкая. Толщина стен – 2 метра. Сейчас форт – закрытый военный объект, и соединён с островом насыпной дамбой.

    Форт "Александр I" (или Чумной). 1836.

    Круглая тёмная башня, такой форт Баярд – далеко от Котлина торчит крепость посреди водной глади. Это не просто сравнение от фонаря. Действительно, его братья-близнецы это и известный французский форт, и английские на военно-морской базе Плимута, и американские на отмелях штата Южная Каролина. Только слово "круглая" (башня) несколько неточно – со стороны моря цоколь имеет сложную параболическую форму для отбоя волны, чтобы она не мочила вышестоящую стену форта. В 1897 оборонительный статус форта изменили. Здесь было решено расположить лабораторию по выработке противочумной вакцины. Сюда переселились врачи, выдающиеся личности – Д.К.Заболотный, В.И.Турчанинов-Вилькевич, М.Г.Тартаковский. Несколько человек, рискуя своей жизнью, спасали жизни миллионов, в этом полностью отгороженном от мира форте посреди залива. Вакцину пробовали на лошадях, которых поднимали наверх на специальных лифтах.

    Что здесь сейчас? Хороший вопрос. Полная разруха и грабёж. Спилили потрясающие ажурные чугунные (!) лестницы, все металлические детали повыдирали и "разобрали на сувениры". Сейчас – там нет ничего! Зато кого-то осенило супер-мыслью – а не попроводить ли здесь дискотеки. А чё, клёво.

    Я понимаю, многие сейчас скажут – а что здесь такого, повеселиться детям не дают.

    Надо заметить, что веселиться здесь могут люди с атрофированными чувствами, хотя бы собственного достоинства. Кто же может запретить. Да, танцуйте, танцуйте, вот ещё можно в Лицее Пушкина потусить, или с таким же успехом в Исаакиевском соборе или, например, в часовне Ксении Петербуржской – тоже хорошие танцплощадки.

    А чё, прикольна!

    Мы плывём на кораблике, а по громкоговорителю нам рассказывают про историю фортов. Знаете, совершенно в ином свете прозвучали некоторые имена, которым прежде приклеивали нарицательный оттенок.

    Нам рассказывают про Милютина. До самого форта "Милютин" мы недоплыли, а только видели издалека, а напишу про этого уважаемого человека, имя, которого носит форт. Дмитрий Милютин – военный министр Российской империи в кабинете императора Александра II. Он проработал в этом статусе 20 лет. Реформировал русскую армию, которая блестяще выиграла Русско-Турецкую войну, очень много сделал для кронштадских фортов. А на него повесили всех собак. Поэтому, встречая обычный учебниковый массовый ярлык, который к нему прикреплён: "просвещённый бюрократ, губитель армии" - не верьте. В Кронштадте моряки его до сих пор вспоминают с уважением и благодарностью. Также, как и брата императора - великого князя Константина Николаевича. Я предпочитаю верить морякам.

    Очень приятно, когда понимаешь что здесь в Кронштадте, люди не только не забыли и помнят этих людей, а что особенно важно, а знают об их истинной роли, хотя бы в морской истории.

    Пунктирно рассказали нам и о том Кронштадском Антикрасном восстании. Оно началось на форте "Красная горка" (название ему дала близлежащая деревня на обрывистом берегу из красного песка). Причина – тёмная (как раз к ней и прикреплён гриф "секретно"). Вроде, по слухам, связано с тем, что "революционное правительство" в голодные "революционные годы" решило "толкнуть" зерно, нагруженное в корабли заграницу. Восстали возмущённые матросы. Комендантом форта "Красная горка" Неклюдовым был поднят и возглавлен мятеж. Знаком к восстанию послужил мощнейший взрыв боеприпасов. Этот форт был заминирован ещё "революционерами-ленинцами" в 1918 – его намеревались взорвать, если приблизится "белогвардейская контра". Решение отменили, когда "телеграф и Зимний" были взяты, но мины по какой-то причине не убрали. И произошла странная история. В минный запас попала молния. Да-да, молния, причем загадочная такая молния. Умная молния попала в общий кабель, но подорвала почему-то избранные погреба с оружием. И именно в тот момент, когда комендант форта уехал. Так удачно "случайно уехавший" комендант возглавил потом восстание. Все выглядело бы героически, если бы при этом не погибло множество матросов, охранявших минные запасы. Да и сам предводитель потом растворился в бегах на Западе.

    Когда мы причаливали, капитан предложил всем туристам получить почётную именную морскую грамоту (50р.). Мы поднялись к нему в рубку, отстояли очередь, и, не скрывая удовольствия, получили её из рук капитана. На ней написано: "Отныне представитель сего признаётся причастным племени морскому, да будут с ним приязнь и дружба сынов флота российского во всех морях-океанах, осенённых гордой славой Андреевского флага".

    Странное дело – всё это происходило в таком весёлом стиле, вам вручали грамоту, капитан торжественно вместе с вами замирал на мгновение в торжественном рукопожатии, чтобы вам успели сделать фото. Он улыбался, но глаза у него при этом были серьёзные и внимательные. И, пожимая руку настоящему моряку на стареньком списанном военном катере, я почему-то совсем не чувствовала шутовства момента. Мне было искренне приятно. Это, кстати, видно на фотографии.

    Дождь усиливался и нас снова загрузили в автобус. Надо заметить, что экскурсовод у нас была очень надменная дама с античным профилем. Когда мы ещё ехали в Кронштадт, она бомбила нас цифрами, которые усердно считывала с конспекта. Видимо, это была перекатанная энциклопедия, поскольку сухость и бесстрастность изложения была усыпляющей. Обычно экскурсоводы стараются преподносить историю в собственной живой речи – интересного экскурсовода интересно и слушать. А монотонная бубнёжка влетала в одно ухо и вылетала в другое, ни на секунду не задерживаясь.

    Так вот эта дама спросила нас: "Будем ли мы останавливаться у Морского собора?". Вопрос был, конечно, убойной силы. Это, как если бы, вас привезли к Эрмитажу и уточнили, ну что, так посмотрите, или внутрь заходить будете? Дама совершенно забыла, что держала нас своими бесконечными монологами в разных местах города, которым обратно пропорциональна возникшая "нехватка" времени. Поэтому я загудела как стадион футбольных болельщиков. С недовольным видом она дала нам 10 минут на осмотр. Что это означает? То, что у нас даже не было времени просто обойти собор кругом. А о том, чтобы зайти внутрь, не могло быть и речи.

    А какой это Собор! Архитектор – обычный инженер из Морского ведомства – В.А.Косяков. Было два конкурса на лучший проект, и его решение единодушно признали лучшим. Специально для этого он ездил в Стамбул бывший Константинополь и осмотрел мечеть Айя-София бывший храм Святой Софии, сделал там обмеры и зарисовки. Местом для строительства выбрали Якорную площадь. Это самый центр города, здесь удобно проводить парады войск, рядом гавани, здания Морского ведомства и флотские экипажи Павловской улицы; здесь можно разбить сквер. Место для будущего собора освятил отец Иоанн Кронштадский. Деньги собрали по подписке. Николай II пожертвовал ляпис-лазурь, имевшуюся на императорской Петергофской гранильной фабрике. Приехав за подарками, Косяков обнаружил остатки зеленовато-волнистой яшмы, камни орлеца, кристаллы топаза, которые ему разрешили использовать. Плюс добавили пушечной бронзы, красной меди и зеленой меди для крыш.

    Морской собор служил флоту. Сюда приходили молиться моряки перед уходом кораблей в район боевых действий, здесь родные и близкие заказывали молебны во их здравие. Поэтому было решено, что новый грандиозный Морской собор будет вместе с тем и памятником морякам, и на внутренних стенах его можно будет прочитать имена всех героев, покрывших себя славою и принесших пользу родине.

    Решили, что:
    1) На памятных досках в соборе должны быть написаны имена всех офицерских чинов Морского ведомства (флотских корпусов, по адмиралтейству, гражданских и медицинских чинов, священнослужителей и гардемарин) погибших, не только в боях, но и при исполнении служебного долга;
    2) Нижние чины, погибшие при исполнении служебного долга, должны быть написаны общим числом, за исключением совершивших исторические подвиги, показываемых поименно;
    3) Вероисповедания безразличны, как христианские, так и не христианские.
    В список вошло около 1000 фамилий.
    Время строительства – 1901-1910.

    Построили. Собор "блистал великолепием". Внутри – искусственный мрамор, мозаики, бронзовые украшения, лучший натуральный камень, ковры, вышитые вручную женами моряков, флаги флотских экипажей.

    В 1929 – собор закрыли. В 1932 – открыли клуб, кинотеатр и склады. В начале 60х упразднили Кронштадскую крепость, гарнизон сократили. Этот собор до сих пор на реставрации.

    Но я хочу сказать даже не об этом. Морской собор стоит посмотреть даже ради того, чтобы просто постоять рядом и не заходить внутрь. Поверьте. Этот собор даёт вам нечто гораздо больше, чем просто архитектурная красота. Кронштадский Морской собор – это стержень, сердце, душа, честь и слава города. Здесь можно посмотреть и почитать: www.cronshtadt.ru/history/sb_max.htm. Этот собор ещё называют Царьгородом на Балтике, подчеркивая его византийское "происхождение".

    Кстати, интересно, что есть ещё две работы талантливого инженера Косякова - храм во имя Милующей Божьей Матери в Галерной гавани (Санкт-Петербург) и Морской собор в Порту императора Александра III (Либава). И ещё, люди говорят, что подобных Морскому собору в России нет, но существуют подобные ему: два собора в Тихоновой пустыни под Калугой, и в Болгарии - собор Александра Невского в Софии и собор в Рильском монастыре.

    Перед собором на гранитной Якорной площади, которая ещё помнит как революционные призывы, так и тяжёлый чеканный шаг восставших матросов, стоит памятник вице-адмиралу Степану Макарову.

    Знаете, я была недавно в Детском мире, и с ужасом наблюдала героев сегодняшних детей – это роботы, бэтмены, монстры и прочие. А что стоит родителям взять и прочитать ребёнку про, например, этого замечательного человека, все подвиги, которого даже невозможно перечислить. Морской вундеркинд, наверное, и родился в тельняшке. 16 лет. Закончил очень рано и отличием Морское училище. Сразу после него совершил плавание на корвете "Аскольд", входившем в состав эскадры контр-адмирала Керна, из японского порта Нагасаки через Кронштадт вокруг мыса Доброй Надежды. 18 лет. Опубликовал в журнале "Морской сборник"" свою первую научную работу по штурманской специальности. 19 лет. В дневнике записал: "...В море я у себя дома, а на берегу в гостях". Он "знанием дела, расторопностью, усердием, исправностью резко выделяется из среды прочих гардемарин". 22 года. Получив чин офицера назначен на двухбашенную броненосную лодку "Русалка", которая, плавая по финским шхерным фарватерам, при повороте коснулась подводной скалы и получила пробоину. Тогда молодой мичман мгновенно вник в проблему и своми предложениями помог справиться с течью. Потом изложил свои взгляды по проблеме непотопляемости корабля в частности, придумал специальный пластырь для заделки пробоин, получивший название "макаровского пластыря". В этом же возрасте совершил океанское плавание на шхуне "Тунгуз" по маршруту Копенгаген – Плимут – Порто-Гранде – Рио-де-Жанейро – Магелланов пролив – Гонолулу – Владивосток – Николаевск-на-Амуре. За это получил звание лейтенанта. 24 года. Занимается проектированием и постройкой броненосных кораблей. По его проекту был построен сильнейший броненосец в то время "Пётр Великий". Он постоянно изобретает и внедряет свои открытия на практике. 25 лет. За отличие по службе и большие успехи в научно-технической деятельности, направленной на повышение боеспособности броненосного флота получает орден Станислава и ордена святой Анны 3-й степени. 28 лет. Участвуя в Русско-Турецкой войне, подорвал турецкий броненосец "Иджалие", потопил три турецких корабля в Босфоре, повредил турецкий броненосец "Шевкет", впервые применил самодвижущиеся мины-торпеды. За один год получил золотое оружие, ордена святого Владимира и святого Георгия 4-й степени, чин капитан-лейтенанта, капитана 2-го ранга, звание флигель-адъютанта и прозвище "дедушка морского флота". 41 год. Контр-адмирал. 47 лет. Вице-адмирал. Занимается арктическими исследованиями. По его инициативе и под его наблюдением строится самый мощный в мире ледокол "Ермак". 55 лет. Командующий Тихоокеанским флотом. Японская война. Порт-Артур. Дважды отбивал попытки японского флота запереть русскую тихоокеанскую эскадру на внешнем рейде и заблокировать Порт-Артур. Броненосец "Петропавловск", на котором находился Макаров, и который шёл на помощь расстреливаемому японцами миноносцу "Страшный", подорвался на японской якорной мине.

    Вице-адмирал Степан Макаров возглавлял комитет по строительству Морского собора.

    У нашей страны - есть славная история. У нашей страны – есть герои, которые и сейчас служат примером неподражаемого мужества, силы духа, силы воли, силы характера. В нашей стране, оказывается, есть настоящие подлинные места, посещая которые, любой русский человек, а особенно мужского пола, поймёт и почувствует (если он не бегемот), что все эти редкие и настоящие человеческие качества существуют не только как потрёпанные литературные штампы, а на самом деле. По крайней мере, мне в это очень хочется верить и так думать. Хотя, конечно, не исключаю противоположные мнения. Например, главка в путеводителе "Афиша", посвящённая Кронштадту вызвала у меня чувство ступора. Автор называет Кронштадт – "тихим и патриархальным", форты – "замками Иф", а самым "красивым" фортом (ну и прилагательное) – Чумной форт…. Такое впечатление, что пропитанный гламурным духом автор, в упор не увидел города, и даже не старался, а так пропорхал по нему романтической бабочкой.

    Нас подвели к Синему мосту над Обводным каналом, соединённым с Финским заливом через Итальянский пруд. Здесь находится башенка - Павильон мареографа. Мареограф - самопишущий прибор для непрерывной записи изменений уровня воды в море. В этом Павильоне есть колодец с поплавком на поверхности воды, который сообщается с каналом и уровень воды в нем – это уровень воды в Финском заливе. Поплавок соединён с мареографом-самописцем, который реагирует на все колебания и записывает их на ленте. А под мостом находится редкий прибор - футшток – эталон уровня моря, как Гринвичская обсерватория. Футшток или водомерная чугунная рейка, прикреплён к ограде Синего моста. Нуль кронштадтского футштока служил и служит горизонтом для всей государственной нивелирной системы СССР/России, от него отсчитывается уровень моря и ведется отсчет абсолютных высот и глубин на всей территории нашей страны. Мост, кстати, называется Синим, потому что старый первоначальный деревянный был покрашен в этот цвет.

    Здесь же недалеко от Павильона Мареографа напротив бывшего Кронштадского штурманского училища (или Морского кадетского корпуса, а сейчас Дома офицеров) находится памятник знаменитому исследователю Петру Пахтусову. Он окончил Штурманское училище, составил планы берегов Ледовитого океана, Новой Земли, Маточкина Шара. Один открытый им остров назван его именем – остров Пахтусова (74˚ 24’ 18" с.ш.).

    В Кронштадте жил знаменитый военный подводник Александр Маринеско. Он совершил "атаку века" - потопил гордость немецкого флота лайнер "Вильгельм Густлов", выпустив по нему торпеды, на которых мелом было написано "За Родину!", "За Сталина!", "За советский народ!", "За Ленинград!". На борту лайнера находились морские немецкие спецназовцы и нацистские чины, а также мирные беженцы, женщины, дети, и по некоторым данным - Янтарная комната, которую перевозили в Германию. Но Маринеско сделал это неумышленно, конечно – он торпедировал вооруженный военный лайнер, который шел без опознавательных знаков, с сопровождением.

    В Кронштадте провела своё детство и юность Галина Вишневская.

    Хочу ещё сказать, что все эти уникальные места, в данном случае форты, лишены какой бы то ни было поддержки – общественной (т.е. государственной) и финансовой (тоже значит государственной, потому что коммерция здесь быстро настроит казино и мега-увеселительных заведений). Спешите в Кронштадт. Пока дебилы не повыбивали ещё все уцелевшие стёкла и недоупёрли последние медные гвозди, пока на месте фортов – хоть и полуразрушенные, но форты, а не дачи олигархов. Видели бы вы, какую туристическую конфету сделали из одной-единственной особо ничем не выдающейся крепости-форта финны на острове Суоменлинна или Свеаборге.

    здесь размещены полные версии наших рассказов и фото.

    Источник: www.pamsik.ru

    Nat_A
    12/05/2009 15:53


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из России

    22.11.24 S7 Airlines будет совершать рейсы между Иркутском и Паттайей
    18.11.24 Air Arabia будет совершать рейсы между Екатеринбургом и Абу-Даби
    В Москве завершился сезон речной навигации
    "Аэрофлот" запускает транзитные рейсы из Москвы в города Дальнего Востока через Красноярск
    15.11.24 "Поезд Деда Мороза" начал путешествие по России
    S7 Airlines снова будет летать из Иркутска в Шанхай
    13.11.24 Hainan Airlines будет совершать рейсы между Владивостоком и Сианем
    El Al снова летает в Москву
    07.11.24 Uzbekistan Airways проводит однодневную акцию на избранные направления
    В Калининграде вводят городской налог для туристов