Но маленькая Дания велика особенно наглядно. Дело не в геополитическом курьезе, согласно которому 98 процентов территории Датского королевства находятся в Америке (Гренландия), а в большой столице маленькой страны и главное — в островах. Пересечь Данию — задача непростая и нескорая".
/Петр Вайль, "Гений места"/
Как и незаслуженно обойденная туристическим вниманием Бельгия, Дания осталась в стороне от троп путешественников. Максимум, что предлагают туда турфирмы – туры по типу "Четыре скандинавские столицы", автобусные туры, где через Копенгаген группу проводят бегом, или редкие туры в Копенгаген и Леголенд. Мои друзья, услышав о том, что мы собираемся в Данию, недоуменно пожимали плечами: "Говорят, там смотреть кроме Русалочки и Леголенда нечего". Для нас же Дания стала, пожалуй, открытием года: милая, дружелюбная, удивительно яркая страна. Пожалуй, даже немного жаль, что после нашей двухнедельной поездки там практически ничего не осталось смотреть…
За 12 дней взято 34 датских города и 3 шведских, в результате чего список посещенных стран расширился на 2 наименования.
Дания: Копенгаген, Хиллерод (+замок Фредериксборг), Фреденсборг, Эльсинор (+замок Кронборг, тот самый, гамлетовский), Роскилле, Калундборг, Соре, Рингстед, Нествед, Вординборг, Кеге, Гренаа, Орхус (+замок), Фредериксхавн, Ольборг, Хьерринг, Рандерс, Виборг, Штруер, Хернинг, Хостелбро, Сканденборг, Вайле, Эллинг, Хорсенс, Фредериция, Нюборг (+2 замка), Оденсе, Свендборг, Миддлфарт (+ замок), Колдинг (+замок), Теннер, Рибе, Эсберг.
Швеция: Мальме, Лунд, Хельсинборг.
Пара слов о подготовке
1. Виза
Сайт консульства. Визовая информация на русском www.ambmoskva.um.dk/ru.
Рассказывают, что есть люди, которые своими глазами видели людей, которые делали датскую визу самостоятельно. Правда говорят также, что для этого нужно запастись изрядным терпением и достаточным количеством времени. Мы решили не мучиться и пошли по пути наименьшего сопротивления и сделали визы через оператора. Список документов для визы:
- Загранпаспорт, действительный 3 месяца после окончания поездки, и иметь 2 чистые страницы.
- 3 фото цветные, матовые 3,5-4,5 на голубом фоне, 80 % лица. Фото должны быть не старше 6 месяцев.
- Справка с места работы с указанием реквизитов, занимаемой должности, продолжительности работы на данном предприятии, размера заработной платы, гарантии предоставления отпуска с сохранением рабочего места.
- Копия внутреннего паспорта, прописка, разворот с лицом, семейное положение.
- Копия авиабилетов или парома.
- Заполненные анкетные данные.
- Страховой полис.
- Бронь отеля.
2. Отели
Раз уж визу мы делали через оператора, логично было сделать через него и бронь отелей. Подготовка поездки оказалась осложнена тем, что мы находились в командировке, и общаться с турфирмами могли только по электронной почте. Рекомендованный нам с лучшей стороны "Сканди-тур" долго не отвечал на послания, как потом оказалось, по причине ремонта в офисе, в "Русском экспрессе" мы начали было общаться с менеджером, но примерно на пятом письме, где я уточняла, как именно корректнее сформулировать ответ в анкете, переписка заглохла, и тогда я вспомнила о том, что Скандинавией занимается и "ФинЕвротур", с которым мы совершили немало хороших поездок. На мое письмо оперативно ответил менеджер Сергей, который тут же предложил подходящие нам отели по стране, прислал анкеты, и даже рассказал об условиях аренды автомашины. Стоит ли удивляться, что мы решили работать с ним?
3. Билеты
Первый раз решили попробовать купить билеты по акции "Аэрофлота". Оказалось, что для этого вовсе не обязательно занимать очередь перед кассами с ночи и быть двухсотым – можно приобрести билеты по акции через турфирму (в том числе те, с которыми мы уже работали), или забронировать их через специальные билетные сайты в инете. Даже несмотря на то, что фирма берет какой-то процент комиссии, а аэрофлотские акционные билеты год от года становятся дороже и дороже, покупка этих билетов была целесообразной: в обычное время полет обошелся бы нам в 25 тыс., а так мы заплатили 15,5 тыс. Летели бы в декабре – заплатили бы еще меньше – тысяч 9 (по осенней акции).
4. Проездные по стране
Поскольку мы планировали много передвигаться по стране, то решили купить проездной "Евродомино", дабы не думать каждый раз о билетах, да и сэкономить. Тут подоспело распоряжение уж не знаю какого умника, и с 1 апреля 2007 года "Евродомино" у нас продавать перестали. При этом на "родном" сайте было четко написано, что хотя продажа билетов прекращается с 1 апреля, но действительны они до 1 июля. В конце марта я стала звонить в кассы Московского железнодорожного агентства и требовать продать мне билет. Тетенька как попугай, твердила одно: билеты с 1 апреля отменили, других указаний нет. На мою реплику о том, что на сайте проездных четко сказано, что купить билет я могу до 1 апреля, а воспользоваться им до 1 июля, тетка зависла. Потом в трубке послышался вопль: "Лююююсь! Люююсь! Девушка говорит, что в Интернете прочитала, что до 1 июля можно ездить!" и потом мне: "Девушка, ну мало ли что написано, телеграмма РЖД есть – отменить, больше ничего не знаем". Примерно в таком же ключе происходило общение в какой-то мегацентральной кассе, куда тетки меня отправили. Поняв, что общение не сложится, мы решили купить проездные другой системы, Еврорэйл, на месте, то есть в Копенгагене. Россия в новую систему проездных Еврорэйл до сих пор не вошла, и вряд ли войдет. Билет не продадут человеку, который является гражданином той страны, по которой собирается ездить. При нарушении правил любой контролер имеет право билет отобрать. Слышала, что билет нельзя приобрести в той стране, по которой собираешься ездить, но наш пример показывает, что это не так.
На центральном железнодорожном вокзале Копенгагена имеется такое волшебное место, как Reisebureau (10-17, пн-пт), где мы подошли и изложили даме, что хотим приобрести проездной. Дама спросила, откуда мы (удивилась!) и сколько нам лет (удивилась еще раз и спросила паспорта), и выдала нам билеты. Проездные на 8+3 дней на 2 персоны обошлись нам в 3170 крон (около 16 тыс. руб.), платить можно картой. Учитывая, что по плану, составленному мужем, мы потратили бы на дорогу примерно 900 евро, а вообще, посетили мы больше, чем планировали, мы сэкономили евро 300-400. В свое время расскажу о железных дорогах Дании (и немного – о шведских) подробно.
День 1 – 22 апреля 2007 года – Москва- Копенгаген
Начну с традиционной пятиминутки ненависти к "Шереметьево".
Несмотря на непрекращающийся пиар как "Аэрофлота", так и "Шереметьево" (уполномоченного аэропорта, так сказать), приличного уровня им достичь не скоро. Несмотря на всякие околотуристические и хорошо проплаченные конкурсы типа "Авиакомпания года". Совок, товарищи, полный совок – начиная от мрачного здания и заканчивая нелюбезным персоналом с неизменным выражением лица "вас тут много, а я одна".
Автобус, который идет от станции "Лобня" до аэровокзала, уже традиционно полон местного населения – а пассажиры вынуждены ждать следующего – и не факт, что влезут. Водитель не выдает билетов – так проходите, дескать. К слову, о билетах. В здании Савеловского вокзала, там, где продают билеты на экспресс до аэропорта, билеты на автобус, который везет вас от Лобни до собственно "Шереметьево", продают – но в отдельной кассе. Где неизменно стоит очередь сдающих вещи в багаж. Разумеется, все машут рукой на переплату в каких-то 5 рублей, на которые дороже билет у водителя, и идут на экспресс – а аэропорту-то только того и надо. Вот мне кто-то внятно ответит – почему нельзя продавать оба билета – на экспресс и на автобус – сразу, в одной кассе?
Имеются, конечно, изменения к лучшему – стоек пограничного контроля стало заметно больше, и очередей к ним теперь уже не две, как еще в прошлом году, но работают-то только 3-4! И то, по-моему, только после гневной отповеди Познера на центральном канале, который описал ситуацию, когда в 12 ночи вся смена пограничников отправляется пить чай, невзирая на толпу с пяти самолетов… Сесть после этого самого контроля по-прежнему негде, а имеющиеся в потаенных уголках аэропорта около 50 сидячих мест занимают спящие индусы или пакистанцы, которые, по-моему, тут постоянно живут. В каждом углу – бар или магазин чего-нибудь ненужного, зато все пассажиры покорно сидят на ступеньках, ведущих на второй этаж. Если не повезет – сядете там, где уголок для курения – у входа в туалеты, рядом с рядами косметики. Дышать там невозможно как покупателям, там и ожидающим своей посадки.
А контроль безопасности – просто песня. Во время досмотра, когда мы летели летом в Италию, шустрый хлопец в форме снял мою дамскую сумку с конвейера, открыл ее (не спросив, чье это вообще и можно ли, да и вообще – никто не имеет права открывать мои вещи без меня) и стал там рыться. Я в этот момент как раз переобулась, подскочила к товарищу, который после третьего требования представиться неохотно назвался лейтенантом Щекиным, и задала вопрос - а ничего, что открывать и досматривать мои вещи могу только я? Он злобно насупился и заявил, что так быстрее, а если я недовольна, то не изволю ли я выложить все свои вещи на стол? Я задала вопрос - а в чем, собственно, дело? Что его смутило при просветке сумки? Мне не ответили, продолжая сопеть. Выложила – не проблема – компромата в сумке не носим. После чего доблестный страж границы удалился, схватив очередную сумку на ленте. После приезда я написала жалобу в "Шереметьево". И что бы вы думали, мне ответили – правильно, что действовал лейтенант по инструкции, согласно которой сотрудники УВД имеют право досматривать вещи. Правда, в моем присутствии и с моего разрешения. Но в данном-то случае досмотр начался без моего присутствия, чему были свидетели. Поняв, что концов тут не найдешь, жаловаться я пока прекратила, но злобу затаила…
В общем, вы уже поняли – летать через "Шереметьево" нужно только в случае крайней необходимости. Какое счастье, что "Люфтганза" с 01.01.2008 перешла в "Домодедово!"
Кстати, мои гневные нелирические отступления, кажется, попадают в цель – время от времени мне по электронной почте приходят анонимки – "прекратите критиковать "Шереметьево" и "Аэрофлот"! – грозят мне авторы…
***
О полете. Летели нормально, посадили резко. Все-таки от пилотов на международных рейсах "авиакомпании года" ожидаешь плавной посадки… ужин не впечатлил – 4 ломтика ветчины, маслинка, 2 ломтика огурца, перчик и тортик.
Через несколько минут после посадки мы оказались у паспортного контроля, где нам быстренько шлепнули по штампу – мы в Дании. Дания – родина "Лего" и "Экко", и это мы увидели сразу в аэропорту – цветные домики для детей в укромных уголках и народ поголовно в босоножках – несмотря на +8. Таможня тоже чисто символическая: только я приготовилась ответить за орехи и шоколадки, ввезенные в страну, как двери открылись – и мы оказались в зале прилетов.
По указателю перешли в терминал 3, нашли поезд до Копенгагена, в кассе приобрели билеты (57 крон, 1 крона примерно равна 5 рублям), расплатившись картой. Время в пути до города – 13 минут. Выйдя из здания центрального вокзала (напротив расположен парк развлечений "Тиволи"), мы сориентировались в копенгагенском пространстве и уже через 7 минут входили в холл нашего отеля.
***
А теперь, с вашего позволения, я скажу пару слов о стране, куда мы прибыли, и о том, какая концепция предполагается у данного рассказа, а затем уже продолжу повествование о столице страны – Копенгагене. Сделано это не случайно – во-первых, людям, которые воспользуются моим рассказом при поездке в Копенгаген, вовсе ни к чему сохранять или распечатывать заметки о "Шереметьево", так активно не любимом мной, достаточно ограничиться изучением раздела о собственно Копенгагене – там описано и про транспорт, и про достопримечательности. Во-вторых, смешивать историю Дании и историю Копенгагена не очень правильно, поэтому история страны будет сейчас, а история Копенгагена – в свое время.
Радостная весть для моих любимых критиков! Рассказ о Дании будет гораздо ближе к путеводителям, в списывании с которых меня то и дело упрекают, правда, еще не нашли – с какого, но это же мелочи, верно? Вообще-то весть радостная и для почитателей (позволю себе помечтать о наличии оных) – посмотренные (и описанные) нами датские города будут классифицированы и помечены согласно их интересности – надеюсь, в свое время это поможет вам в планировании вашей поездки.
Итак, посмотрели мы 34 датских города. Столь большая цифра покажется вам не столь угрожающей, когда вы узнаете, что расстояния между многими городками очень невелико (от 1 до 3 остановок или от 5 до 10 минут), поэтому смотреть их было довольно удобно – знай выходи себе на каждой остановке, да гуляй до прихода следующего поезда (которые ходили, отмечу, как часы – под стать швейцарским!). Городки невелики, но красочны, впечатляют правильностью и даже некоей добропорядочностью, но увы (или ура?) – шедевров на каждом углу, как и в той же Италии, здесь нет. Все дело в протестантизме, который роскошь и пышность не одобрял, ставя во главу угла практичность и рачительность. Вот и самовыражались граждане, в основном, цветами стен, которые на фоне синего моря и синего неба просто хороши до неприличия.
Приобретя проездной по стране, мы тем самым обрекли себя на осмотр максимального количества городков, посмотрев гораздо больше, чем было запланировано, и высвободив денек и для осмотра трех шведских городов (Мальме, Лунд, Хельсингор).
Возможно, вы будете путешествовать по стране на автомобиле или велосипеде (Дания как будто создана для этого вида транспорта), и времени у вас будет не две недели, как у нас, а гораздо меньше, тогда вам важно будет знать, какие города стоит посетить, а какие не обязательно. Как раз для таких случаев я и присваиваю каждому городу некий балл по шкале интересности: от 1 до 5. 1 – город не стоит посещения абсолютно (ввиду, скажем, того, что он современный и ничем особо не примечателен), 5 – must see.
Возможно, мои оценки не совпадут с описанием этих городов на их сайтах, но помните – датчане – прекрасные пиарщики своей страны! Самый завалящий замок (впрочем, хорошо отреставрированный) – жемчужина ренессанса, увидев перечень церквей и монастырей в каком-то городке, вы решаете туда ехать, а на месте узнаете, что церкви эти рассредоточены по всему региону… Но не относитесь к Дании строго! Страна, безусловно, заслуживает поездки и, возможно, частичка вашего сердца навсегда останется здесь. Как и наша…
История Дании
Первые люди стали населять Данию еще в межледниковый период, и осталось от них довольно много – целые могильники-дольмены, периодически попадающиеся археологам орудия производства и кости свидетельствуют о том, что люди жили здесь еще 130 тысяч лет назад. В начале нашей эры местные племена мигрировали отсюда ближе к югу, сюда пришли кельты, но цивилизацию в регион принесли, понятное дело, римляне, наладившие древним датчанам торговлю, дороги, и построившие ряд военных укреплений. Первыми датчанами считаются племена данов и ютов, прибывшие сюда с восточных островов Зеландия и Скане (являющихся и поныне датскими). Позднее они мигрировали на Британские острова, вместе с англами и саксами и, таким образом, сформировали еще и будущую английскую нацию. Первое официальное упоминание о датчанах как о народе датировано 551 г. н.э., в 700 г. заложен первый датский город – Рибе.
В VIII-XI вв. датчане, известные по всему миру как викинги, наводили страх и ужас на прибрежные районы всей Европы – от Северного до Средиземного и Карского морей. "Викинги идут!" - и население прибрежных городков и деревень снималось с насиженных мест, укрываясь в лесах (если таковые имелись). Что характерно – на русские земли викинги нападали редко (у нас свои были "викинги" - новгородские ушкуйники), больше торговали с северными народами.
"В родной стране есть две теории основания Руси: норманистская и антинорманистская. Норманисты утверждают, что Русь основали норманны, то есть викинги (у нас их звали варягами), которых наши предки призвали на княжение. Антинорманисты утверждают, что всё это полная фигня, мы всё сами придумали и сделали. Понятно, представители данных конфессий друг друга люто ненавидят и считают безграмотными идиотами. Главным антинорманистом выступал, что характерно, Михайло Ломоносов.
Будучи экспертом с мировым именем, всегда удивляюсь подобному. Чуть ли не вся Европа гордо числит себя в наследниках Рима и все тамошние благородные так и норовят возвести себя чуть ли не в потомки Цезаря. Поглядишь на статуи Наполеона - через раз парня ваяли в римской тоге и при мече. Практически вся английская знать - из норманнских деревень (всю предыдущую знать дважды вырезали под корень). И ничего, никто не жужжит. Наоборот - все довольны! Потому что предки были серьёзные парни. И многие граждане активно гордятся своим происхождением, неизменно напоминая предметом гордости собак с документально подтверждёнными родословными.
Вроде всем известно, что когда викинги забрались на Русь, здесь уже были города в количестве, до которого Скандинавии было далеко. Что на княжение звали именно в города, а не в сельсоветы. Что звали не просто Рюрика, а Рюрика с дружиной. Что звали не потому, что совсем тупые были, а потому что надо было решить проблемы, которые удобнее всего было решать третьей силой. Говоря проще, позвали специально обученную братву с севера, чтобы развели по понятиям. Чем, собственно, северная братва успешно и занималась не только у русских, но и в Византии и вообще везде, где требовались наёмники. То, что при этом скандинавы не рассказывали русским о том, что они, русские, недочеловеки-унтерменши, а активно скрещивались с русскими и плодились - тоже ничего удивительного нет. Они везде так поступали, и везде это только на пользу всем шло.
Кстати, следов от викингов на Руси осталось не так уж и много. Если сравнивать с Британией, где чуть ли не все названия поселений со стороны Норвегии - скандинавские, у нас такого практически нет. И слов скандинавских в русском языке, в отличие от языка английского, практически нет. Ну, порулили приглашённые парни. Всё равно потом наши всех зарезали".
/Гоблин, www.oper.ru/
Совместно с викингами норвежскими и шведскими викинги датские совершали продолжительные походы, в результате чего в IX веке были открыты и заселены Исландия, Фарерские острова, Грендандия и Ньюфаундленд. Помните фильм "Викинги" с Кирком Дугласом и Тони Кертисом в главных ролях? Да-да, викинги посягали и на будущую Великобританию, опустошали и французские берега. Они, однако, были не только воинами и мореплавателями, но и негоциантами – именно они наладили торговые пути от Гренландии и собственных северных земель до Константинополя – через русские реки – так называемый путь "из варяг в греки", которым успешно пользовались и русские купцы. Как свидетельствует история, например, Древней Руси, викинги были также и прекрасными наемниками – один Рюрик с дружиной чего стоит!
Непоседливые и воинственные викинги не особо утруждали себя письменностью, посему собственных письменных источников о себе практически не оставили. Известно лишь, что в X веке у датчан существовало руническое письмо – знаменитые рунические камни Йеллинга (Jelling) датируются 955-965 гг. С фиксированием происходящего датчанам подсобили соседи - в начале VIII века империя Карла Великого расширилась до южной границы с датчанами, и с тех пор франкские историки обеспечивают письменные свидетельства о жизни датского народа и событиях, происходивших в соседнем королевстве. Правда, события эти были невеселыми – викинги озорничали, держа в тонусе границу с франками, посему хроники перечисляют по годам, кто напал, на кого напали, сколько судов с собой привели… Считается, что король появился у датских викингов в середине VIII века (737 г.) – войсками и набегами, очевидно, кто-то руководил централизованно.
Крестил Данию в 965 г. король Харальд Блатланд (Harald Blåtand) – это зафиксировано на тех самых йеллингских камнях и датировано 965 г. Границы королевства Дания простирались тогда от города Хедебю (Hedeby) в Ютландии, через всю Ютландию, в него входили все и поныне принадлежащие Дании острова и южная Швеция. На тех же камнях повествуется, что Харальд присоединил к своей державе Норвегию, его сын Свенд (Svend) и внук Кнуд (Knud) – значительную часть Англии. Правление Кнуда Великого в середине XI века – апогей датского величия: в Данию входят собственно датские земли, Норвегия, восточная Англия и северо-восток Германии.
В XI-XII веке датское государство ввергнуто в череду междоусобных распрей между потомками короля, каждый из которых хочет урвать кусок пожирнее. В результате единое королевство раздроблено на три составные части: острова во главе с Зеландией, Ютландия с немецкими землями и южная Швеция (Сконе). Конец этому безобразию положил Валдемар I, коварно пригласивший своих родственников на пир в замок Роскилле и там их прикончивший. Так в 1157 г. в результате злодеяния Дания была объединена снова, а король Валдемар получил прозвище Великий. Интересный факт: король был наполовину русичем - мать короля, Ингеборг, была дочерью киевского князя Мстислава, а жена София – дочерью новгородского князя Владимира – династические связи между Данией и Русью существовали еще тогда.
Не могу не упомянуть о епископе Роскилле Абсалоне, молочном брате короля. Он и по сей день считается одним из самых почитаемых государственных деятелей Дании: всю жизнь он воевал и плавал, командовал сражениями, строил замки и города (к примеру, Копенгаген), основывал церкви и монастыри, привлекал в Данию архитекторов, при нем появилась первая датская хроника. Абсалон – это, пожалуй, "датское все" не меньше, чем Андерсен - его именем названы улицы и площади, памятник ему стоит на площади Хойбро в Копенгагене и ряде других городов.
Следующим великим правителем Дании стал Валдемар II Победоносный: в 1219 г. датские мореплаватели основали Таллинн, в 1221 г. к Дании была присоединена Эстония и Дания стала "империей Балтийского моря" (по моему мнению, Дания вполне могла считаться и империей Северного моря, раз уж ей принадлежали берега Англии, Норвегии, северные земли Германии и Исландия с Гренландией). В это же время создается так называемый Ютландский кодекс, вводивший такие понятия, говоря современным языком, как частная собственность, легитимность королевской власти и равенство всех перед законом.
История волнообразна – после сильного правителя неизбежно следует череда междоусобиц. Так и в Дании – после Валдемара II снова начались войны между его потомками - в итоге Ютландия, колыбель датской государственности, раскололась на полуавтономные герцогства (самыми крупными были Шлезвиг и Гольштейн), что уж говорить о прочих землях, открестившихся от "Балтийской империи" весьма оперативно. А на Балтике тем временем возник и окреп Ганзейский союз… Датские рыцари влезали во всякие сомнительные заварушки, вроде Ледового побоища, принимали участие в шведских военных походах на Псков и Изборск. Безобразия прекратила твердой рукой тогдашняя датская маргарет тэтчер – королева Магрете I (1375-1412), при которой были объединены Дания, Норвегия (Гренландия, Фарерские острова, Исландия), Швеция (включая Финляндию).
"…в те времена главными барыгами в данном углу Скандинавии были шведские викинги, которые уверенно оккупировали Финляндию и после этого лет 600, по слухам, из неё не уходили. А финны в те времена ещё на деревьях сидели (откуда у них и были потом 'снайперы-кукушки', дело знакомое). Соответственно, именно шведы туда цивилизацию из Европы и подтаскивали: строили крепости, порты, вокруг которых вырастали города (типа Турку, Хельсинки, Выборга), мечом и огнём насаждали добрейшую из всех религий - христианство.
Сдаётся мне, что шведских оккупантов финны, как подобает настоящим патриотам, тихо ненавидят и по сей день. …Но глядя на добротные дома и налаженный быт, мне подумалось: было бы неплохо, если бы шведы хотя бы лет на пятьсот оккупировали и нас. Глядишь, и понабрались бы мы от них рассудительности, аккуратности, методичности. Увы - вместо толковых шведов нам достались монгольские татары. Не судьба, блин, была научиться рассудительности, аккуратности и методичности. Совсем другому научили нас злые люди на волосатых лошадях".
/Гоблин, www.oper.ru
Весной 1397 г. племянник королевы Магрете, Эрик VII Померанский, становится правителем так называемой Кальмарской унии – объединенных Дании, Швеции и Норвегии. Именно король Эрик переносит столицу из Роскилле в Копенгаген в первой трети XV в. Последующие 100 с лишним лет Швеция из унии то выходит, то вновь возвращается туда (не без применения силы со стороны Дании). Наконец, 17 июня 1523 г. шведский король Густав Ваза захватывает Стокгольм и Швеция окончательно отделяется от унии. А вот Норвегия остаются в ней аж до Венского конгресса (1814).
В 1520-е годы в Данию приходит реформаторское движение, и все культурное наследие, созидаемое католической церковью, рушится всего за несколько лет: сносятся и перестраиваются церкви и целые монастыри, книги горят на кострах, священники спешно перекрещиваются в новую веру. В 1536 г. херредаг (общее собрание всех датских сословий) объявляет новой религией протестантизм.
В начале XVII века Данией правит король Кристиан IV. Что характерно – Дании снова попался толковый король: негодную Швецию измотал войной (1611-1613) так, что те запросили пощады и откупились целым миллионом серебра – сумма по тем временам астрономическая! Король же использовал контрибуцию для постройки нескольких городов-крепостей, таких, как Глюкштадт (основанный в противовес Гамбургу), Кристания, Кристиансхавн, Кристианштад, Кристиансанд. Король основал также датскую Ист-Индскую компанию, но в Индии датчане, подобно голландцам, закрепиться не смогли. В Тридцатилетней войне, правда, Дания не блеснула и чудом избежала территориальных уступок. В 1643 г. в Данию вторгаются шведские войска, и Швеции отходят ряд датских городов и изрядный кусок Эстонии и Норвегии. Позднее шведы снова высаживаются на территории Дании и осаждают Копенгаген в течение двух лет, опустошают страну, но Дании, хоть и с трудом, удается вернуть часть своих земель.
Читая историю Дании в XVII- начале XVIII вв., поражаешься – общим врагом и России, и Дании была Швеция – стоило бы объединиться и придушить Швецию с двух сторон… Тут датчане не оплошали: в течение Северной войны (1700-1721), пока царь Петр вызывал шведский огонь на себя, датчане вернули себе герцогства Шлезвиг и Гольштейн. Далее датские короли ведут себя осторожно: XVIII век они держат нейтралитет, не ввязываясь в войны, но при этом дальновидно поддерживая торговые отношения со всеми сторонами конфликтов – на всякий случай. Правда, во время наполеоновских войн датчане перемудрили: присоединившись к Лиге Вооруженного нейтралитета (России, Швеции и Пруссии), они хотели продолжать торговать с Францией и Великобританией, но англичане восприняли это как враждебный акт и дважды напали на Копенгаген. В 1801 г. столица не пострадала – был разбит только флот (англичанами командовал сам Нельсон!), в 1807 г. большая часть города была разрушена. Началась т.н. война "канонерских лодок" между Данией и Англией, в результате которой торговые пути в Северном и Балтийском морях захватила все-таки Англия. Уния Дания-Норвегия обанкротилась, и в 1814 г., после Венского конгресса, была распущена. Норвежцы оперативно переметнулись и заключили новый союз – со Швецией, который длился до 1905 г., Дания же еще контролировала Гренландию, Исландию, Фарерские острова и колонии в Индии, Африке (нынешняя Гана) и Америке (нынешние американские Виргинские острова). Колонии отделились от метрополии соответственно в 1869, 1850 и 1917 годах.
5 июня 1848 г. Дания становится конституционной монархией, в 1864 г. Шлезвиг и Гольштейн присоединяются к Пруссии. После Первой мировой, в которой Дания нейтральна, победители предложили вернуть герцогства Дании, но та, справедливо опасаясь мести со стороны Германии, настояла на плебисците населения. Население выбрало Данию, и день воссоединения с тех пор празднуется каждый год – 15 июня.
В конце XVIII века датский королевский дом заключает множество династических браков с королевскими и герцогскими домами Европы, в результате на русском престоле оказывается датская принцесса Дагмар (крещенная как Мария Федоровна). После революции, когда царская семья была беспощадно уничтожена, большевики не посмели тронуть особу из датского королевского дома, и императрица с дочерью Ксенией беспрепятственно покидают Россию в 1919 г. (напомню, что прах Марии Федоровны не так давно был перевезен в Санкт-Петербург и захоронен в Петропавловском соборе). Не потому ли Дания первой признала СССР в 1924 году?
9 апреля 1940 г. в Данию входят германские войска, захватив страну в течение 2 часов. Экономическое сотрудничество между Германией и Данией продолжалось до 1943, когда датское правительство отказалось помогать оккупантам (примечательно, что датчане осмелели только после Сталинградской битвы, в которой, как мы помним из школьного курса истории, немцы потерпели сокрушительное поражение). В 1944 г. от Дании отделяется Исландия, позднее Фарерские острова и Гренландия получают местное самоуправление (1979). После войны Дания – один из учредителей НАТО и ООН, с 1973 г. – член ЕС. Последние несколько десятилетий Дания входит в число самых дорогих стран мира – вместе со своими бывшими землями – Исландией, Норвегией и Швецией, и одной из стран с самой высокой продолжительностью жизни.
Подробно об истории Дании en.wikipedia.org/wiki/History_of_Denmark
05/02/2008 13:25
Материалы по теме
- Страны: Дания
- Новость от 06.09.2004: В Дании воссоздан корабль викингов
- Новость от 05.09.2001: Замок Гамлета будет охранять ЮНЕСКО.
- Статья: Там, где рождались сказки, 29.04.2005
- Статья: Белый крест на красном поле, 01.02.2005
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.