лучшее письмо месяца

    Бангкок – Ко Тао – Као Сук - Чанг Мэй – Ко Самуй



    Наше тайское путешествие планировалось задолго. Билеты были куплены еще в мае, чтобы избежать разочарования. Несмотря на не сезон, самолет Париж – Бангкок был полностью забит. План поездки разрабатывался очень тщательно. Нам хотелось в достаточно сжатый срок 17 дней (включая все перелеты) увидеть как можно больше в этой удивительной стране юго – восточной Азии. Поэтому был разработан достаточно амбициозный план:
    - день в Бангкоке
    - ночной поезд до Чумпона, а потом паромом на Ко Тао
    - зависнуть на 3.5 дня на Ко Тао (Черепаший остров)
    - пара дней в национальном парке Као Сук, расположенном в 100 км от Суратхани.
    - Перелет в Чанг Мэй через Бангкок. 3 дня на исследование северной столицы и её окрестностей
    - Перелет на остров Ко Самуй для заключительного расслабления и набора сил перед возвращением к тяжелым трудовым будням. 2 дня
    - Перелет в Бангкок, а затем назад во "временный дом" - Лондон.

    Начитавшись советов бывалых туристов и вооружившись последним изданием путеводителя по Тайланду "Lonely Planet", вылетаем в Бангкок, где встречаемся с нашиму друзьями из Москвы. Они летят прямым рейсом из Москвы (11.5 часов). Разница во времени между Лондоном и Бангкоком 6 часов, Москвой и Бангкоком 3 часа вперед.

    Наши друзья часто ставили под сомнение погодные условия в сентябре. Обычно с августа по ноябрь - сезон дождей. Хотя, все зависит от места и просто везения. Например, в это время года на Адаманском море, где находится побережье Краби, а также острова Пукет и Пи Пи, дождей больше, чем в Тайском проливе (острова Ко Самуй, Ко Тао). По опыту Малайзии, где мы были именно в сезон дождей, знаем, что если днем и идет дождь, то это не надолго. Вообщем, отмели все сомнения и полетели. 15 часов полета из Лондона через Париж и мы в Бангкоке. Визу (выдают максимум на 15 дней) получили в аэропорту по прилету, заплатив 1000 бат + 200 бат за фото. За два дополнительных дня пребывания (нарушение визового режима) с просроченной Тайской визой нам пришлось заплатить по 1000 бат при отлете.

    Средний курс бата к рублю: 1 бат = 70 копеек (например, 1000 бат - приблизительно 700 рублей).

    Бангкок

    В Бангкоке останавливаемся на Као Сан Роад (Khao San Road), несмотря на все негативные отзывы об этом месте. Это место – типичная туристическая Мекка с кучей народа и не очень –то старательным обслуживанием. Положительная сторона - очень удобное расположение относительно бурной реки Chaya Praya и других ключевых достопримечательностей Тайской столицы. Отель назывался Buddy Lodge – это в самом конце улицы. Забронировали по интернету за пару дней до приезда, чтобы не терять времени. Номер с кондиционером, в отеле есть бассейн и спортивный зал. Вообщем, достаточно приличный и тихий, что для Khoa San Road большая редкость. 2000 бат за номер – и комфорт обеспечен.

    В вечер приезда сгоняли на железнодорожный вокзал Houlomphong и прикупили билеты до Чумпона. Билеты по 500 бат на экспресс №39, убывающий в 22.50 из Банкога и прибывающий в Чумпон в 6.40 утра. Вагон хотя и сидячий, но достаточно комфортный, нормальные туалеты, кормят легким ужином и раздают одеяла на ночь. Можно взять и спальный, но нам он не подходил по времени – из Бангкока он отходит в 19.15, и мысль о зря потраченном времени победила мысль о комфорте.

    На следующее утро в Бангкоке решили сконцентрироваться только на основных достопримечательностях, в виду отсутствия времени ( на Бангкок отведен всего 1 день). Начали с Королевского дворца (Grand Palace). 250 бат за вход, недолгое пререкание с персоналом по поводу не совсем закрытых плеч и отсутвия длинных юбок или брюк, и мы внутри. Брюки и рубашки, кстати, можно взять напрокат там же и совсем бесплатно. Дворец производит сногсшибательное впечатление. Серьезная концентрация необычно красивых буддийских храмов на достаточно небольшой территории – удивительное ощущение. К сожалению, все храмы были закрыты для туристов, так что большого эмеральдового будду мы увидели только мельком снаружи через открытые двери.

    Следующий наша остановка - Wat Arun. Гигантский серо – белый буддийский храм, стоящий на берегу реки и опоясанный целым каскадом ступенек и фарфоровых фигурок бесчисленных будд.

    По ступенькам можно забраться почти на самую верхушку храма, откуда простирается изумительный вид на Бангкок.

    Непосредственно на территории храма живут монахи-буддисты. У них чисто выбритые головы и ярко оранжевые одежды – милые такие. Дают лекции местным школьникам и подрабатывают гидами по храму.

    Большинство ключевых храмов в Бангкоке расположено вдоль реки Chaya Praya. Сама река достаточно бурная и ужасно мутная. Движение по ней очень активное – куча частных лодок, занимающихся извозом туристов, а также лодки побольше, служащие обычным общественным транспортом.

    Одни останавливаются на обозначенных остановках, другие просто, как паром, перевозят тайских пассажиров с одного берега на другой. Переезд стоит всего 3 бата. Туристические лодки напоминают длинные гондолы, как в Венеции. Берем такую лодку и за 1000 бат нас провозят по витиеватым каналам.

    Проплываем мимо тайских трущоб, где проживают простые тайцы, иногда попадаются очень даже приличные дома.

    В Бангкоге мы передвигались либо на такси (в среднем выходило по 100 бат за 15-20 ти минутные поездки), либо на больших лодках. Пытались игнорировать так называемые "тук - туки", наслышавшись и начитавшись рассказов о наглых и жадных водителях , пытающихся затащить туристов в различные места от ювелирных магазинов до секс притонов, пытаясь получить свои проценты. К сожалению не было времени прокатиться на знаменитом супер современном метро (Sky Train), которое проходит почти на высоте птичьего полета. Судя по отзывам – данный вид транспорта почти бесшумен, экологически чист, напичкан кондиционерами, а также очень эффективен для передвижения в городе с постоянными пробками и бешеными выхлопами.

    Питались исключительно в местах, рекомендованных либо в Lonely Planet, либо базируясь на рекомендациях из Интернета. В первый же вечер отужинали в маленьком местном ресторанчике Roti Matava, рекомендованном в нескольких источниках, как типичное место кормежки тайцев с исключительно вкусной едой. Расположен он в 10 минутах ходьбы от нашей Khao San Road и почти на берегу реки. Честно скажу, местечко очень необычное, кто нибудь может даже и не отважиться войти во внутрь – настолько непрезентабельно оно выглядит снаружи, да и внутри. Но нас это не остановило (очень часто внешний вид – вещь достаточно обманчивая). Нам выделили отдельную комнатку, почти VIP обслуживание, так сказать, с каким-то покосившимся столом и кучей тряпок и ведер в углу. Еда, как и было рекомендованно, оказалась изумительно вкусной по безумно низкой цене. Пожалуй, здесь у нас была самая дешевая и вкусная трапеза за все время нашего отпуска. Ароматное карри в прикуску с рисом и тонким жаренным хлебом – лепешкой роти, запиваемое холодным пивом Chang местного разлива, spring rolls с остро – кислым соусом. И все это за 120 бат на человека!

    Помимо традиционных ресторанов, мы также пробовали поесть в торговом комплексе MBK, опять же рекомендованном в нескольких источниках. Поднимаешься на 5 этаж, где почти весь этаж занят одной большой столовой с самообслуживанием (Food Centre). Система проста - покупаешь в кассе купоны на любую сумму разной деноминации (купонов на 100 бат более чем достаточно, чтобы очень хорошо поесть) и начинаешь обходить длинные ряды, где тут же по заказу готовят необыкновенное разнообразие тайских блюд, также представлены блюда китайской, японской и других восточных кухонь. Разнообразие блюд просто поражает. Показываешь пальцем (английский язык там не помогает, только жесты) на инградиенты, их тут же начинают яростно мешать, жарить, парить, подбрасывать в больших сковородках, чтобы сотворить нечто не совсем понятное, но очень вкусное. За все это тут же расплачиваешься купонами (Одно большое блюдо стоит порядка 30-40 купонных единиц). Неиспользованные купоны в конце можно обратно поменять на наличные. Этот центр очень популярен у тайцев – чисто, светло и работают кондиционеры. По сравнению с условиями на улице, где не покидает ощущение постоянного нахождения в парной комнате – это просто рай.

    Немного прибалдев от потного Бангкока, отправляемся на юг в сторону Чумпона (Chumpon) на ночном сидячем поезде. Несмотря на все наши опасения, он оказался достаточно комфортным – кондиционер, слегка откидывающиеся сидения, легкий ужин, одеяла на ночь, один полицейский на два вагона. Вагоны корейского производства Daewoo. Поезд идет до Суратхани (Surat Thani), но наша отановка за час до конечной - Чумпон в 5.40 утра. Просим полицейского разбудить нас за 10 минут до остановки, но он про нас забывает. Поезд опаздывает всего на 20 минут, что по тайским меркам считается в пределах нормы. От станции Чумпон садимся на бесплатный автобус, который доставляет нас до пирса. Билеты на скоростную лодку Lompraya покупаем прямо на пирсе. Эта лодка до острова Ко Тао ходит дважды в день (отплытие в 7.00 и в 13.00). До Ко Тао идет всего полтора часа (80 км).

    Ко Тао

    Ко Тао – маленький островок, известный также, как черепаший остров, его площадь всего 21 кв.км. Считается одним из лучших и дешевых мест для дайвинга, а также плавания с масками и трубками в Тайланде (Наш друг Макс – заядлый дайвер – платил 900 бат за погружение и был в восторге). Еще говорят, что здесь гарантированно можно увидеть акул. Макс клялся и божился, что во время одного их погружений, он действительно видел двух (к счастью без последствий).

    Ко Тао менее туристическое место, чем, например Самуй. Здесь пока нет (или почти нет) отелей с системой "все включено", что превратило бы этот милый островок в очередной безликий курорт. Атмосфера абсолютно расслабленная, очень большое количество рюкзачников и других самостоятельных путешественников, куча маленьких отельчиков с различного размера бунгало (в основном на западном берегу). На единственном причале острова на нас налетает куча тайцев из отелей, пытаясь завлечь именно в свой. Мы ничего не бронировали заранее, поэтому хватаем такси (все такси здесь – это большие японские джипы с открытым кузовом для багажа и другого груза, а также и для пассажиров) и просим водителя отвезти нас в несколько отелей, заранее отмеченных на карте. Разброс цен от 200 до 4000 бат за бунгало. Бунгало (отдельные домики) – от крошечных домиков с малюсенькими комнатушками, не очень-то приятными туалетами и мини-верандами за 200-300 бат до достаточно роскошных с огромными комнатами, кондиционерами и прямо-таки королевскими ваннами-джакузи и другими прибамбасами за 4000 бат. Проверив пару отелей из различных ценовых категорий и получив общее представление, останавливаемся на золотой середине – Sairee Cottages, что находится посередине самого длинного пляжа острова Sairee. Просторные новые кирпичные бунгало в двух шагах от пляжа, с большими верандами и потолочными вентиляторомами по 1200 бат за ночь. Вентилятора на ночь оказалось вполне достаточно ( в принципе кондиционер и не нужен). Небольшое отступление: с размещением на острове проблем нет – бунгало по всюду. В основном не большие и дешевые. Из дорогих и достаточно роскошных можно отметить Ko Tao Grand Resort (с бассейном) и Ko Tao Cabana (без бассейна) - оба в самом северном конце Sairee Beach. Цены варьируются от 2600 до 4500 бат.

    Остров очень красивый – песчанные пляжи на западном побережье (хотя и не такие длинные и широкие, как, например на Занзибаре или Тиомане), центральная часть острова представляет из себя каменистое образование и густые джунгли. На острове всего одна основная дорога, идущая с севера на юг, с некоторым количеством ответвлений (в основном песчаных). Основное развлечение на острове – это, конечно же, дайвинг. Мы сами не дайверы, зато наш друг, счастливый обладатель сертификата PADI, записался на дайвинг в первый же день. Мы же просто привезли свои маски и ласты, чтобы поплавать около берега и ознакомиться с местными кораллами и другими морскими жителями. Для передвижения и исследования окрестностей берем напрокат два скутера. Цены на них просто смешные – 200 бат за день, правда, никакой страховки. Поцарапал – плати. Исследуем разные части острова.

    На самом юге есть пляж свободы (Freedom Beach) – изумительно красивая маленькая бухточка, в которую нужно спускаться по крутым каменным ступенькам, окруженная тесным рядом пальм, а около самого берега – акации. Во время прилива акации оказываются в воде. По краям бухты огромные булыжники, образующие необычного вида скульптуры. Вода безумно теплая. Немного отплыв от берега, замечаем кораллы, но не очень красочные. Хочется зависнуть в этом месте на ресколько дней, но пора исследовать дальше....

    Следующая остановка на юго–востоке острова – пляж Ao Leuk. Оставляем скутеры на горе и пешком втечение 20 минут через джунгли спускаемся к пляжу. Этот пляж – частное владение. Везде стоят знаки, предупреждающие о том, что необходимо разрешение на вход. Осматриваемся по сторонам и спокойно заходим. Пляж не очень большой, но намного шире, чем все те, которые мы уже видели и с белоснежным песком. Вода почти горячая, а кораллы намного богаче, да и рыб побольше. Плаваем, рассматривая разных рыбешек, некоторые из них даже покусывают. Внезапно начинается достаточно сильный дождь. Выходить их воды не хочется, потому что она намного теплее, чем воздух. В конце концов дождь заканчивается и мы торопимся наверх к нашим скутерам.

    На следующий день берем напрокат лодку–такси чтобы объехать весь остров (в некоторые из бухточек можно добраться только по воде). За 1500 бат на 4-х эта лодка отстанавливается по нашему желанию в любой бухте острова в течение неограниченого времени. Первая остановка – Акулий остров (Shark Island) – представляющий из себя небольшое нагромождение камней. Спрыгиваем с лодки и обплываем остров. Красивые кораллы, мгного цветных рыб. Мимо нас, почти на поверхности воды, проплывают длинные серые рыбы с очень длинными и острыми носами и выпученными глазами, очень похожие на барракуд. Но на самом деле это рыбы – флейты.

    Плывем дальше на лодке, издалека узнаем Freedom Beach и Ao Leuk, где мы уже были в предыдущий день. Останавливаемся еще в одной бухточке на востоке острова с крошечной полоской песка. Спрыгиваем с лодки и тут же попадаем в гущу цветных рыб. Вода супер теплая и прозрачная. Кораллов здесь поменьше, зато живности хоть отбавляй.

    Следующая и заключительная остановка – маленьий остров Nangyan, что к северу от Ко Тао. Этот остров является собственностью министерства финансов Таиланда и сдается в аренду владельцам одного единственного отельчика на этом островке. Для туристов вход на остров 100 бат и не разрешено брать с собой собственные ласты и пластиковые бутылки. Быстро перекусываем тайскими острыми деликатесами и идем купаться и делать фотки. Резко набегают тучи и начинается легкий дождь, который почти сразу же заканчивается. Сам отровок состоит из двух каменных глыб, покрытых густыми джунглями и соединенные узкой песчанной полосой с морем по обе стороны. Очень красиво.

    По поводу питания на острове, питались мы в основном в ресторанчиках, расположенных по всей длине пляжа Sairee. На завтрак ходили в пляжные кафешки и в основном ели различные вариации омлетов с кофе и соками. На обед промышляли типичными тайскими разносолами. Одно из любимыз блюд – безумно острый суп Tom Yam, который подается либо с курицей, мясом или морепродуктами. Из-за бешенной остроты его лучше заедать рисом, а запивать молочными напитками, чтобы погасить жар перца чили. Пробовали мы и супы на основе кокосового молока, а также различные вариации жаренной лапши, которая готовится с разными инградиентами, включая курицу, морепродукты, креветки, арахис и море овощей. По вечерам - это были в основном рыбные блюда, приготовленнные на углях. Ресторанчик Simple Life был одним из наших часто посещаемых заведений с хорошей едой и расслабляющей атмосферой. На Ко Тао средний завтрак обходился в 120 бат на человека, обед – 250 с пивом, ужин – 250-300 с вином. Ко Тао очень экономный остров в плане расходов, что делает его очень привлекательным для путешествующих студентов и просто людей с небольшим бюджетом. На острове мы пробыли 3.5 дня. С погодой, вообщем, проблем не было, хотя каждую ночь и шел дождь, но на наших планах это никак не отразилось.

    С удовольствием остались бы еще на пару дней, но нашу маленькую группу ждет следующий пункт нашей программы – национальный парк Као Сок (Khao Sok). Решили плыть до местечка Дон Сак (Don Sak), что в 50-ти километрах от Суратхани через Ко Самуй – так быстрее. 1.5 часа от Ко Тао до Ко Самуй на скоростной лодке Seatran, а затем еще 1.5 часа от Ко Самуй (правда пришлось переехать на другой причал с севера на восточное побережье острова на микроавтобусе, который входил в стоимость общего билета) до Дон Сак на медленном, но очень комфортном пассажирском пароме. Общий билет стоил 580 бат, купленный за день до отплытия на пирсе Ко Тао. Алтернативный путь – лодка Songserm, которая идет напрямую с Ко Тао до Суратхани, но время в пути аж 6.5 часов.

    Као Сок

    Као Сок считается одним из лучших национальных парков Тайланда. Здесь одна из самых больших популяций тигров, правда, вероятность их увидеть ничточжно мала, поскольку эти животные достаточно пугливы, с сильно развитым чувством обоняния, способные почуять запах жертвы за 2 километра. Начитавшись различных рекомендаций и обзоров, забронировали два домика на деревьях (tree house) в Our Jungle House. Стоят от 600 до 800 бат за ночь. Владелец лагеря – пребывающий в вечной нирване немец Клаус, проживший на Тайланде более 20 лет. Списавшись с ним по Интернету заранее, организовали нашу встречу с парома в Дон Саке. Путь до лагеря занял 2.5 часа. Домики в лагере расположены в самой гуще непроходимых джунглей на берегу реки Сок (Sok) с очень сильным течением.

    Основные развлекательные программы в парке – это катание на слонах; сплав по реке либо на обычных резиновых шинах (tubing), либо на резиновой лодке; плавание по безумно красивому озеру или просто прогулки по джунглям с проводником. Клаус по приезду читает нам небольшую лекцию по правилам поведения в джунглях. Джунгли – вещь серьезная. Здесь полно ядовитых змей, пауков, летучих мышей, пиявок, поэтому осторожность превыше всего. Единственное, на чем он очень сильно настаивал, это на том, чтобы при встрече с тигром мы его не пытались кормить с рук. Шутник, короче. На парк у нас был отведен только один день (достаточно шапочное знакомство, но хотелось хотя бы получить общее представление). Решаем с утра отправиться кататься на слонах по джунглям, а затем после обеда прокатиться на каное по реке. В нашем лагере всего десять домиков, часть из которых расположена на деревьях, другая часть – маленькие бунгало– на земле. Есть электричество, но нет горячей воды, что при таком теплом климате и на короткий срок не является особой проблемой. Все домики расположены достаточно далеко друг от друга, так, что создается впечатление полной изолированности. Темнеет здесь очень рано и очень быстро. В 6.30 – 7.00 часов вечера уже темно, как ночью. Ночью джунгли живут своей жизнью, и воздух наполняется целой гаммой различных звуков. Если верить рассказам Клауса, сюда несколько раз приезжали представители звукозаписывающей компании Sony для записи всего этой какофонии.

    Питались здесь же в ресторане при лагере. Еда очень вкусная и дешевая, все готовиться по индивидуальным заказам, без каких – либо заготовок заранее. Блюда – традиционно тайские с преобладанием южного оттенка (много блюд с соусом карри). Естесственно, есть и наши любимые супы Том Ям и арбузные коктейли. Кухня работает до 9 вечера, но сидеть можно хоть всю ночь. Так мы и провели наши два вечера в Као Сок, распивая красное вино под звуки цикад и других громкоголосых жителей джунглей. Помимо нас четверых, в отеле было еще две пары из Новой Зеландии и Англии, а так же одинокий немец, путешествующий по Таю в одиночку.

    Первое утро в парке для нас начинается рано – едем кататься на слонах по джунглям (900 бат на человека – 2 часа). 15 минут на машине и мы в небольшой деревушке около реки, где столпилось стадо слонов. Тут же погонщики намывают некоторых из них. К спине каждого слона привязана небольшая скамейка на двоих. Чтобы взграмоздиться на такую махину, как слон, тайцы соорудили специальные платформы с крышами, к которым подгоняют этих несчастных животных. Залезаем на слона – старого и без бивней, погонщик идет позади с палкой с отрым металлическим наконечником и покрикивает на слона, который то и дело останавливается, чтобы поднять тростниковые листья и перекусить. Вообщем, прогулка на слонах – достаточно скучное занятие, можно выдержать не более двух часов. Да и слонов жалко – целый день таскаешься по джунглям с ношей на спине. Яркий момент данного события – это кормление слонов. Тут же прикупили гроздья маленьких бананов, которые наши слоны заглатили за одну секунду. Зрелище уникальное.

    Следующее наше развлечние – катание на каное по бурной реке Сок. Два человека в лодке и проводник. В некоторых местах реки течение настолько сильное, что некоторые лодки бросает из стороны в сторону, одну даже переворачивает. Мы все бросаемся на спасение вещей перевернутой лодки. К счастью удается выловить все, включая 2 камеры и мобильный. К счастью никто не пострадал.

    Продолжаем плыть и наслаждаться видами. Река достаточно узкая, окруженная со всех строн джунглями в перемешку с острыми горными верхушками. У всех проводников настолько натренированный глаз, что они мгновенно замечают змей, различной формы и окраски, спящих, грациозно свернувшись в огромные клубки, прямо на деревьях очень близко к воде.

    По словам Клауса, кульминацией пребывания в национальном парке является прогулка по озеру, занимающая минимум целый день. Судя по картинкам, озеро огромное и очень красивое, с очень серьезной вероятностью увидеть различных животных, утоляющих жажду на берегу озера. К сожалению, у нас совершенно нет на это времени – может в с следующий раз. Согласно нашему плану, мы приступаем к четвертому пункту нашей программы – летим на север Тая - во второй по величене город страны – Чанг Май (Chiang Mai).

    Чанг Май

    Для экономии времени, летим самолетом из Суратхани до Бангкока дешевыми авиалиниями Air Asia, а затем до Чанг Мая с Bangkok Air. Все перелеты короткие, всего по часу, плюс время пересадки и ожидания в аэропорте, но к вечеру мы уже почти на самом севере. Билеты на самолет были куплены по интернету за несколько дней до поездки – никаких проблем.

    Чанг Май с населением всего в 130 тысяч человек является центром севера страны – город с невысокими постройками, очень компактный и не такой суматошный, как Бангкок. Чанг Май служит перевалочным пунктом для различного рода приключенческих и спортивных мероприятий для путешествующих, а также удобным местом для переезда в соседние страны – Бурма и Лаос. Здесь же неплохое место для шоппинга – покупки тайских сувениров, да и просто тусовки на ночном базаре.

    Ночной базар заслуживает отдельного внимания со своей кипучей жизнью, начинающейся около 7 вечера и продолжающейся часов до 12 ночи. Не такой уже ночной, как мы предполагали, больше похож на вечерний. Территория базара раскинута на нескольких улицах, с бесконечными рядами и лотками со всякой всячиной от сувениров, одежды, дешевых пиратских CD и DVD до экзотических овощей, фруктов, жареных шашлычков и других съестных примудростей, в перемешку с маленькими ресторанчиками, скоплением питейных и танцевальных заведений, а также своим шоу трансвеститов. Это основное место тусовки туристов, да и местных тайцев.

    Как говорят сами тайцы, если не был в Чанг Мае, то не увидел Таиланда. В этой части страны – удивительный ландшафт с самыми высокими горными пиками в Тае, а также бурными реками, водопадами, бесчисленными маршрутами для треккинга по густым джунглям. Здесь же на гористых склонах разбросаны маленькие деревушки, где все еще можно увидеть немногочисленные тайские племена, ведущие достаточно примитивный образ жизни. Некоторые из таких деревушек массово посещаются группами туристов, что превратило эти места в своего рода образцово-показательные поселения, далекие от реального каждодневного образа жизни деревенских жителей Тая. Все подобные северные деревни, разрекламированные, как длинные шеи или оттянутые уши совершенно не стоят траты времени.

    На Чанг Май у нас отведено 2 полных дня. Останавливаемся в отеле River Lodge, что на самом берегу реки, рядом со старым городам и ночным базаром. Отельчик нашли опять же в книжке, и на интернете было много хороших отзывов.

    Из аэропорта до центра города всего 10-15 минут и всего 100 бат. Наш запланированный отель был полупустой, комнаты с хорошим видом получили сразу же после осмотра и без предварительного бронирования. За 1600 бат за ночь на 2-их с завтраком, большой комнатой, верандой, а также бассейном и красивой ухоженной территорией, оформленной в традиционном тайском стиле, напичканный массивной деревянной мебелью и бесчисленными горшками с экзотическими растениями.

    В первый день в Чанг Мае решаем изучить местные храмы. Начинаем с храма Дой Сутеп (Doi Suthep), что находится на верхушке одноименной горы на высоте порядка 1600 метров. Оттуда же при хорошей погоде открывается потрясающий вид на весь Чанг Май. Сам храм тоже очень красивый с бесконечным количеством фигурок золотых будд. По сравнению с Бангкокскими храмами, здесь намного меньше людей, а следовательно и ощущение от увиденного намного ярче и приятнее, несмотря на более скромный размах и оформление.

    После храма решаем заскочить в местный зоопарк, как раз по пути – у подножия горы. Зоопарк достаточно скромный, хотя строительные работы ведутся полным ходом. Видно, что через пару лет облик зоопарка значительно изменится. Самое ценное в зоопарке – это две гигантские панды, подаренные Таиланду китайским правительством в день рождения Тайской королевы. Эта сладкая парочка содержится почти в королевских условиях и уход за пандами идет с огромным трепетом. Вообще панды в Таиланде считаются государственным достоянием, можно даже сказать, что почитаются они на том же уровне, что и королевская чета. Им создаются идеальные условия для размножения, на что они по всей видимости плюют с высокой колокольни.

    Северный Тай славится своей удивительной кухней со своими уникальными блюдами, которых не встретишь в других частях страны. Например, острый салад из зеленой папайи (Som Tam) или липкий рис (sticky rice), который скатывается пальцами в шарики и обмакивается в острые соусы. Как всегда, при выборе места для перекуса, используем рекомендации и отзывы, прочитанные заранее и отправляемся в один из традиционных ресторанчиков северной столицы недалеко от храма Wat Singh. Показываем адрес таксисту, он кивает головой в знак согласия и знания места. Залезаем в кузов под крышей с лавками – типичный вид общественного транспорта в Тае. Через некоторое время мы замечаем, что проезжаем по одному и тому же месту уже 2 раза. Водила нервно крутит головой, просит у нас карту. Выясняется, что он не имеет ни малейшего понятия, куда нас везти. Делает еще один круг почета, а потом останавливается посередине дороги, неопределенно тыкая пальцем в сторону. Выходим, делаем мини опрос местного населения (приходится объясняться в основном знаками, т.к. с английским у них не очень, а у нас соответственно с тайским проблемы). Выясняется, что мы в 2-х шагах от вожделенной обжорки. Надо сказать, что еда была потрясающей и очень дешевой – это стоило всех наших злоключений.

    Время проходит очень быстро – уже темнеет. До поздней ночи тусуемся на ночном базаре – местечко преинтереснейшее.

    Следующий день уже распланирован – 4-х часовой треккинг по непролазным джунглям с коротким забегом в пару местных деревень, а затем сплав по бурной реке на бамбуковых плотах (bamboo water rafting). Все удовольствие по 1500 бат с носа с дорогой, обедом и гидами (прикупили это мини приключение прямо в гостинице). Рано утром за нами заезжает мини автобус, подбираем по дороге еще нескоько человек. В конце концов бедный автобус забит до краев. Полтора часа в дороге на север и мы на месте. К счастью, большая часть группы отправляется кататься на слонах, что мы уже проэкспериментировали в парке Као Сок (Khao Sok). Мы и 2 гида едим дальше. Начинается сильный дождь, но назад дороги нет (к счастью заранее закупились полиэтиленовыми плащиками – они нас в последующем и спасли). Начинаем наш поход: нас четверо и 2 проводника – один спереди, другой замыкает нашу процессию. Пробираемся через густые, непролазные джунгли. Узкая тропинка ведет то резко вверх, то резко вниз. Все еще льет проливной дождь, ужасно скользко. Некоторые и нас скользат и падают, но мы все же упрямо пробираемся вперед, налегая всем телом на наши бамбуковые палки. Джунгли живут своей жизнью, повсюду орут цикады и шумит водопад. Песни цикад похожи на звук электро-пилы – создается впечатление, что вокруг нас идет непрерывная стройка. Делаем короткий привал рядом с большим водопадом. Перекусываем рисом с овощами и арбузом. Пора идти дальше. Дождь ослабевает – мы мокрые снаружи и внутри – жарко, а влажность воздуха зашкаливает все показатели. Достаточно изнурительный поход, но эффективен для сожжения лишних калорий, а также укрепления мышц ног.

    По пути заскакиваем в пару маленьких деревушек – около 100 жителей в каждой. Выглядят они достаточно пустынно. Где же все жители? Заходим в небольшой домик, где якобы проживает сразу несколько семей. Тут же во дворике за тряпичными ширмами спрятаны 2 больших японских джипа, а также ящики, забитые пустыми бутылками из под тайского пива Чанг (Chang). Тут же рядом несколько женщин сидят и строчат на ножных машинках Zinger, старых, но вполне пригодных для шитья. Пару маленьких детишек плюхаются в пыли – жизнь идет своим чередом. Хотя все как-то выглядит достаточно неестественно. Создается впечатление, что на самом деле жизнь здесь совсем другая, но остается только догадываться.

    Наш треккинг по джунглям подходит к концу. Мы воссоединяемся с другими туристами и отправляемся по направлению к реке. Из-за сильных дождей – река переполнена, в некоторых местах – очень опасные пороги. Вместо бамбуковых плотов, обещанных ранее, нас сажают в резиновые лодки по 5 человек и проводник. На плотах – слишком опасно. Река в некоторых местах очень бурная, для безопасности нам выдают спасательные жилеты и шлемы. Показывают, как грести, а также дают мини лекцию по условным сигналам (Down – бросать грести и быстро лечь на дно лодки, Forward, Backwards – грести вперед или назад, Stop – бросать грести). Первые 2 порога – просто бешеные. Мы бросаем весла, кидаемся на дно лодки. Управлять лодкой продолжает один проводник. Лодку и всех нас тут же заливает водой, нас подбрасывает, как щепки. Но самое главное, что все еще в лодке. Дальше река более спокойная, но все-же достаточно бурная. Через какое-то время мы резко причаливаем к берегу. За поворотом – супер опасный порог. Наш проводник не решается плыть дальше. Там недавно погибло несколько голландских искателей приключений. Грузим лодки на грузовик, переезжаем опасное место, и снова на воду. Здесь река более спокойная, в одном месте мы даже садимся на мель – никакого адреналина. Возвращаемся в Чанг Май – уже темно. Быстрый душ, сухая одежда и несемся опять на ночной базар – наше уже излюбленное место вечерней тусовки. Ужинаем здесь же в одной из обжорок, закупаемся сувенирами, а потом в местный бар.

    Ко Самуй

    На следущее утро направляемся в аэропорт – рейс Чанг Май – Ко Самуй – наш заключительный этап. Полет всего 2 часа на Бангкокских авиалиниях, единственная авиакомпания, летающая на Самуй. На самолете нас даже кормят. Очень комфортный и быстрый перелет, хотя по тайским меркам не дешевый.

    Ко Самуй – 3-ий по величине остров Тая после Пукета и Ко Чанга, расположенный на самом юге тайского залива южнее островов поменьше – Ко Тао (Ko Tao) и Пан Нгана (Phan Ngana). Самуй в особенности в разгар сезона, переполнен туристами, и очень популярен у любителей погорячее, а точнее дешевого секса и других развлечений подобного плана. Пляжи и бары просто забиты многочисленными парами: белых мужских особей всех возрастов и мастей и молоденьких таек. Стоит отметить, что на севере Тая в Чанг Мае их тоже было не мало.

    В общем, из-за выше перечисленных причин мы не планировали ехать на Самуй, а хотелось попасть на остров менее засиженный туристами – Ко Чанг (Ko Chang). К сожалению ввиду географического положения (Ко Чанг находится на самом востоке Тая), недостаточно развитой транспортной системы в том направлении и нашего напряженного графика, пришлось остановить наш выбор на Самуе для последних нескольких дней нашего путешествия. На Самуй можно добраться несколькими способами и достаточно дешево. Самый быстрый и комфортный способ, хотя и не самый дешевый – это самолетом из Бангкока или Чанг Мая. Бангкокские авиалинии летают на Самуй каждые 20 минут, билеты можно купить по интернету без проблем.

    Прилетаем на Самуй на 20 минут раньше расписания. Опять же заранее ничего не бронировали, но отметили несколько мест для просмотра, базируясь на книжных и интернетных рекомендациях. Решаем остановиться на самом большом и лучшем (если верить Lonely Planet) пляже острова Chaweng Beach – в самой его северной части. Осматриваем несколько отелей и делаем свой выбор на Corto Maltese – маленьком отельчике с очень уютной территорией и оригинальной архетиктурой и дизайном, а также с бассейном и в самой середине северной части пляжа Chaweng Beach (северо-восток острова). За 1800 бат – получаем оригинальный двух-уровневый домик-бунгало с необычным интерьером, кондиционером, верандой, а также с завтраком. Отель назван в честь вымышленного карикатуристами мореплавателя – путешественника – Корто Малтезе (Corto Maltese). Его же образы доминируют в интерьере домиков. Владелец – французский предприниматель с тайской женой и собакой по кличке Корто.

    Стоит отметить, что большинство отелей на Самуе принадлежат либо Бангкокцам или европейцам. Доля местного бизнеса в этом секторе – минимальна.

    Бросаем вещи, арендуем мотобайк, как один из самых распространенных видов транспорта на острове. Аренда мотика на 2 дня – всего 350 бат, что даже дешевле, чем на Тао. В первый же день объезжаем вокруг всего острова – по нашим расчетам периметр острова (если считать по длине дороги) – порядка 100 км.

    Нельзя не упомянуть, что движение на Самуе – просто супер бешеное. Все гоняют с огромными скоростями по довольно широким дорогам острова, совершая многосложные и очень опасные обгоны. На дорогах – в основном гигантские японские джипы с открытыми багажниками, а также мотобайки.

    Останавливаемся на разных пляжах и смотровых площадках, осматриваем Большого Золотого Будду (Big Buddha), что на самой северной части острова.

    По пляжам, самый длинный пляж острова – Chaweng Beach, но здесь очень серьезный отлив и втечение дня очень мелко. Второй по продолжительности пляж Самуя – Lamai Beach. Он чуть короче, но пошире и здесь отличное море – сразу глубоко и чистая прозрачная вода. Все пляжи бесплатные, так что можно располагаться в любом месте на лежаках любого отеля. Другая достопримечательность этого пляжа – относительно безлюдно (по крайней мере в сентябре). На пляже Chaweng Beach в особенности в районах больших отелей– отдыхающих столько, что только можно сравнивать с российским югом (черноморским побережьем). Те, кому не хватило места на песке, сидят в воде. Честно говоря зрелище не очень приятное. Подобный массовый отдых явно на любителя. Все другие пляжи острова намного меньше, много камней и достаточно мелко. Есть неплохие кусочки на самом севере, недалеко от Большого Будды. Однако основная концентрация кипучей ночной жизни конечно же в районе самого большого пляжа. На наш взгляд удобнее располагаться в районе пляжа Chaweng Beach, но в маленьком отеле. Питаться при этом удобно в одном из многочисленных пляжных ресторанчиков, ездить купаться на сосоедний пляж Lamai (всего 15-20 минут на мотобайке или такси).

    На Самуе есть также пара водопадов, но честно говоря после гигантских многокаскадных водопадов Чанг Мая нас они не очень заинтересовали. Для дайвинга – Ко Тао намного лучше, чем Самуй. Собственно, в том направлении в основном и везут ныряльщиков с Самуя. Так что для себя мы сделали вывод, что Ко Тао по всем показателям намного приятнее.

    На Самуе повсюду ведется бурное строительство. Создается впечатление, что лет через 5 здесь не останется ни одного свободного кусочка. Ко Тао же для нас – это небольшой райский уголок для неторопливого раслабляющего отдыха без претензий с классной и дешевой тайской кухней и неплохим нырянием.

    3 дня на Самуе пролетели, как один миг – пора лететь обратно в Бангкок, а потом и домой, назад в тяжелые трудовые будни.

    Расказывая о Таиланде, нельзя не отметить совершенно неотъемлемую составляющую этой страны – это тайский массаж и его разновидности. Массаж предлагается везде и повсюду: бесчисленные массажные салоны, а также просто сколоченные веранды на пляже с набросанными матрасами и полотенцами. Основные типы предлагаемого массажа – это массаж всего тела с использованием различных масел или массаж ног. Цены варьируются от 150 до 400 бат за часовое наслаждение. Массаж тела также сопровождается практически заламыванием рук и растяжкой спины. Мы попробовали различные виды массажа практически во всех пунктах нашего пребывания и каждый раз получили несравненное удовольствие.

    Пока мы путешествовали по Таю, в стране случился политический переворот (coop d’etut). Выигравший нечестным путем выборы нынешний премьр-министр вызвал сильнейшее недовольство у военных, которые в ответ ввели войска и танки в центр Бангкока, захватив попутно почту, телеграф, телефон, а также сместив все правительство. Горе-премьер свалил в Америку, а потом перебазировался и в Лондон, излюбленное место для всех недовольных и обиженных, находящихся в изгнании. Тайский народ и королевская семья – все в один голос поддержали военных. Так что мы оставили эту замечательную страну на этапе формирования нового и, возможно, улучшенного правительства.

    Надеемся еще вернуться.

    Бюджет на 2-их в конечном итоге получился следующим - Всего $3,800.00, включая сувениры и подарки. Основные расходы:
    Перелет Лондон-Бангкок-Лондон - $1100 (за один билет, второй удалось получить почти бесплатно в качестве бонуса. Спасибо папе, а также авиакомпании Delta)
    Внутренние перелеты (4 перелета) – $638
    Поезд из Бангкока до Чумпона, лодки до островов и такси - $232
    Проживание в отелях (всего 15 ночей) - $738
    Питание (из расчета 19 в день на человека) – $562
    Экскурсии, музеи, т.д. - $200

    Надя
    22/10/2007 21:44


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Таиланда

    06.03.24 Туристам рассказали как возить фрукты из Таиланда
    29.01.24 Таиланд упрощает возврат НДС для туристов
    19.01.24 Oman Air проводит глобальную распродажу авиабилетов
    10.01.24 S7 Airlines предлагает льготные тарифы на международные направления
    29.12.23 На тайском курорте Хуахин открылась новая железнодорожная станция
    12.12.23 S7 Airlines будет выполнять совместные рейсы с иностранными авиакомпаниями
    28.11.23 Air Arabia будет выполнять рейсы из Шарджи на Пхукет
    "Аэрофлот" начнет совершать рейсы из Иркутска на Пхукет
    15.11.23 S7 Airlines объявила большую распродажу авиабилетов
    13.11.23 Oman Air распродает билеты на популярные направления