лучшее письмо месяца

Ямайское приключение

Дорога в Рай

Хух, приземлились. С первых шагов нас окатила волна горячего влажного воздуха. Аэропорт в Монтего Бэй оказался небольшим и душным (приземлились мы в самое пекло - 13.30). Кондиционеры отсутсвовали, зато в зале имиграционной службы работали 2 больших вентилятора. Нам не повезло, т.к. в момент нашего прилёта приземились ещё 2 самолёта из Америки, и весь народ слился в одну большую очередь. В ней мы простояли 2 с половиной часа. Эта страна живёт в своём, особенном ритме, и это вполне обяснимо - по такой влажной жаре особо не поспешишь. После контроля меня отправили за визой. Заплатив 20 долларов и прождав ещё пол-часа, мы пристроились в другую очередь на таможенный контроль. В общем, когда мы пошли забирать багаж, наши сумки стояли посреди зала, в числе нескольких последных не забранных. Пошли грузиться в наш автобус. Отпуск начался!

Первое знакомство с ямайскими жителями, как и следовало ожидать, было интересным. Наш водитель автобуса подошeл и поздоровался с каждым, при этом поинтересовался не хотим ли мы курнуть травки. До Негрила ехать полтора часа, у меня промелькнула мысль, а доедем ли мы с обдолбанным водилой. Вообще, ямайцы замечaтельный народ, очень культурный и дружелюбный, в чём нам не раз приходилось убеждаться, несмотря на их постоянное состояние обкуренности. Большинство просто подходят и здороваются, желают приятного отдыха. Также принято первым делом представляться по имени и жать руку. Несмотря на то, что страна эта небогатая и уровень жизни достаточно низкий, криминал практически отсутствует (зато имеется очень большой процент ВИЧ-инфицированных). Экономика ещё не развита и основной бизнес - это, конечно же, туризм. Тем не менее, у ямайцев имеется какое-то особенное чувство самоуважения и гордости. Они никогда не будут просить у вас денег или уговаривать что-либо купить. Торговцы безделушками на пляже предлагают взглянуть на их товар, но если услышат в ответ "Нет, спасибо", не настаивают и не надоедают. Все всегда улыбаются и кажется, что здесь не существует понятия грусти.

Немного истории

Ямайка (как и множество других стран) была открыта Колумбом в 15 веке, в 17 веке пришли Британцы и отобрали тропический рай у Испанцев. С тех пор и до 1961 года Ямайка была Британской коллонией, кстати Английская Королева до сих пор чтитается правяшей, несмотря на то что страна считается официально независимой. Влияние Английской коллонизации видно во всём - имена жителей, названия городов. Представляете, у них имеется свой маленький Лондон, Манчестер, Шеффилд, даже название столицы - Кингстон, было позаимствовано у одноимённого городка в Англии. На Ямайке живут 2,7 миллиона жителей, страна делится на 3 графства, опять же названых в честь английских графств как Kорнуэл и Ессекс, и эти 3 графства делятся на 14 паришей (областей).

В 70-х на Ямайку приехали хиппи, так называемые "дети цветов" и борцы за мир. Там они открыли для себя ганджу - марихуану. Стали дружно накуривать и жить одной дружной семьёй. В 80-х стали появляться первые отели. Всего 20 лет спустя и побережье с кристально бирюзовым морем застроено множеством 4-5 звёздочных отелей, предлагающих экзотический отдых. Несмотря на наплыв туристов, Ямайка сохранила свою первобытность и натуральную красоту. Природа там просто изумительная, большая часть территории покрыта зелёными тропическими лесами и садами с кокосовыми и банановыми пальмами, манговыми деревьями, плантациями папайи и другими экзотическими фруктами и цветами. Очень красивы Голубые Горы, они видны практически отовсюду, там выращивают ароматнейшие кофейные бобы и добывают чёрный аметист (полезный для здоровья). На острове множество водопадов и рек, не говоря уже о самой главной достопримечательности - Карибском Море с белым песком на пляже и красивейшими коралами и рыбками подальше от берега. Я ещё много чего раскажу об этой стране, а пока вернусь к рассказу о нам путешествии из аэропорта.

Мы двинулись в путь. Меня и так укачивает в автобусе, а после 3 часов в душном аэропорту мне совсем по полoхело, и не только мне. На полпути мы остановились у таверны-кафешки купить попить. Одна из девчёнок побежала (извиняюсь за выражение) блевать, другая завалилась на траву, а я держлась изо всех сил чтобы не свалиться в обморок. Перед глазами всё кружилось, было тяжело дышать, мне было очень плохо. Но один факт меня позабавил, над входной дверью этой таверны висела маленькая табличка, на которй было мелом накорябано: "It is my intention to apply for tavern licence". Интересно сколько времени она уже там провисела. Да, ямайская медлительность легендарна.

По приезду в отель нас ждал шикарный приём. Первым делом нам принесли прохладные влажные полотенца, смоченые в ароматной воде с эфирными маслами (видно знают, как тяжко привыкать иностранцам к их духоте) и бокалы с свежевыжатым экзотическим соком, а уже потом нас начали оформлять. Т.к. мне становилось всё хуже, нас быстренько провели в наш домик. Я залезла в холодный душ и не вылезала оттуда как минимум час, пока мне не стало легче. К тому времени принесли свежие фрукты, немного перекусила и мне совсем похорошело.

Кстати, об отеле "Sunset at the palms"... Территория комплекса рассположена в тропичских садах и занимает 30 км2. На этой территории имеется 62 кабинки (домика), тенисный корт, спорт зал, SPА, бассейн, джакуззи 2 бара, 2 ресторана и основной буффет. Отель считается экологически чистым, как и вес Негрил, где запрещено открывать индустриальные предприятия и стоит здания выше пальмовых деревьев. Основные материалы для строительстав - дерево и натуральные камни, вроде гранита и мрамора. Негрил известен своим 7-мильным белопесочным пляжем. Внутри домики оборудованы на высшем уровне, но при этом в соответствующем стиле. Мне очень понравился душ - он был не просто павер шауер, но и ешё имел встроеные напорные струи на стенах. Получается, как будто принимаешь джакуззи стоя или водяной массаж.

Наш домик на территории отеля 'Sunset at the palms' / Ямайка
    Наш домик на территории отеля 'Sunset at the palms'

Потом мы приоделись и пошли ужинать. Отужинав, мы перебрались в бар у бассейна и стали знакомиться с другими парами и персоналом. Знакомство плавно переросло в попойку. Нас угощали различными коктейлями, многие из которых стали мoими постояными спутниками в последующую неделю. Нас развлекал ансабль ямайцев, играя на барабанах и напивая регги. А мы продегустировав слабенький коктейль под названием "Dirty Banana" (мороженое, банановый ром и кофейный ликёр), перешли на убойный коктейль под названием "Bob Marley". На вид он полосатый с традиционными цветами Ямайки - красный, зелёный, жёлтый (гренадин, ментоловый ликёр, банановый ром), а на вкус - просто убойный. Его наливают в манькие стопки и поджигают, и ты должен через трубочку его быстро-быстро выпить пока трубочка не загорелась и не начала плавиться. К полуночи мы совершенно расслабились и нам казалось, что жизнь состоит из пальм, рома и регги, и что мы жили этой жизнью всегда. Уже прошло 24 часа, как мы не спали и были в дороге, но усталость совсем не чувствовалась. Так же не чувствовались и комары, которые нас поедали заживо. По дороге к нашему домику, я обнаружила, что приезжие туристы не единственные постояльцы этого отеля. Также там обитают огромные крабы, которые ползают повсюду не стесняясь, здоровенные "bull frogs" (жабы размером с котёнка), различные ящерицы и экзотические птицы. Только тогда я поняла, почему домики стоят "на курьих ножках", наверное, чтобы живность не забралась внутрь. Сначала я жутко пугалась, но к концу недели я даже взяла реванш, о чём расскажу подробнее позже. Вот так мы попали в рай!

Солнце, Море, Пляж

Первое утро проснулась я где-то в 4 утра от громоглаcных тропических сверчков и птения птиц. Муж спал "без задних ног" и от нечего делать я решила эксперементировать с камерой. Мне понадобилась как раз неделя чтобы привыкнуть к утреним серенадам. Первые пару дней я вставала в 4, потом в 5 и в последний день проспала до 7 утра. Вообще распорядок дня на Ямайке немного смещён, в связи с близостью к экватору, рассветать начинает в 5 утра, а в 6 вечера солнце опускается в океан. Большинство отдыхающих вставали в 6 и к 7 уже были на завтраке.

В 9 утра солнце уже печёт так, что приходится быть осторожными, чтобы не обгореть. Мужа я мазала защитой 50, а себя 20. Тем не менее, у меня обгорел носик, а у мужа плечи, хотя иногда он даже купался в майке. К 12 становится очень жарко, поэтому большинство обедают и идут откисать в бассейн, попивая коктейли. Каждый день где-то часа в 3-4 набегают тучки и идёт тропический дождь. Длится он минут 15-30, но ливень стоит стеной (ещё бы, нужно же полить всю эту растительность), а потом опять выползает солнышко и опять можно загорать. Пару раз мы ходили смотреть закат, но так как в это время года влажность особенно высокая, то закат не был особо впечатляющим - солнце просто тонула во влажном тумане.

Пляж, почти безлюдный / Ямайка
    Пляж, почти безлюдный
    Закат на пляже / Ямайка
    Закат на пляже

Теперь о море.... Ну, тут слов нет - одни эмоции. Пляж наш был немноголюдный, что нас порадовало. В бесплатном расспоряжении были все немоторизированные виды спорта, остальные за небольшую плату. Большую часть времени я расслаблялась на матрасе. Как-то мы арендовали водный мотоцикл и ездили осматривали местность. Нашли небольшой островок недалеко от берега, там рядом на дне рассположены красивейшие корралы. Мы решили их поближе рассмотреть и вернулись туда на следующий день на лодке и ныряли с трубкой. Изначально я попробовала дайвинг, но дикая боль и давления в голове не доставили мне удовольствия, поэтому мы решили нырять неглубоко. Столько красивых рыбок и кораллов! Под водой я заметила ямайца, который охотился на рыб с стреляющим гарпуном. Наверное, вылавливал себе ужин. Так необычно было на это смотреть, у него была целая связка пойманых рыб на поясе. И ещё мы нашли на дне якорь и пушку со времён Испанцев. А парочка, которая погружалась с аквалангом, увидела глубоководную черепаху.

Островок / Ямайка
    Островок
    Подводный мир Карибского моря / Ямайка
    Подводный мир Карибского моря

Вообще, на пляже не соскучишься. При желание можно попробовать и водные лыжи, и параглайдинг. На пляже много тогровцев местной бижутерией, сделанной из камней, дерева, кораллов и черепашьего панцыря, акульих зубов и аметистов с Голубых Гор. А также ямайцы мастера в резьбе по дереву и делании статуэток. Даже из сломанных деревьев на пляже они вырeзают фигурки - очень красиво.

Деревянное исскуство на пляже / Ямайка
    Деревянное исскуство на пляже

Да много чего там. Мы приобрели пивную кружку из бамбука, фотоальбомы, сделанные из листьев пальм, ракушки, ром и кофе мы купили в отеле. Всё это можно купить очень дёшево, главние уметь торговаться. Это как положенный ритуал. Цену сначала называют в 2 раза больше настоящей стоимости, но очень быстро уступают, если видят, что вы заинтересованы. Также местные устраивают барбекю (жарят обычно рыбу и лобстеров) прямо на пляже и все желающие могут присоединиться. Пляж - это жизнь Ямайки и основная форма одежды, конечно, бикини и шорты.

Крокодилы и Водопады

Помимо шикарного моря на Ямайке есть ещё очень много чего интересного, поэтому обязательно стоит выбраться за пределы комплекса и поехать на какую-нибудь экскурсию. Выбор экскурсий огромен, можно целую неделю каждый день ездить на новую. Но так как солнце садиться рано, день короткий, поэтому получается что каждая экскурсия занимает целый день. Мы решили ограничиться одной, но разнообразной. С утра нам предстояла поездка на "Блэк Ривер" Сафари, потом ланч, а потом поездка на Водопад "ЯС".

Голубые горы по дороге к Чёрной реке / Ямайка
    Голубые горы по дороге к Чёрной реке
    Круиз на катере по Чёрной реке / Ямайка
    Круиз на катере по Чёрной реке

Блэк Ривер получила своё название от цвета воды. Она действительно почти чёрная, но не из-за того, что грязная, а из-за того, что на дне лежит чёрный вулканический песок. Вода на самом деле очень чистая и прозрачная (нам специально зачерпнули её в прозрачный стакан и показали). Часть воды спускается с горных источников, а потом она смешивается с морской. Так вот, в этой реке живут крокодилы. Они абсолютно не аггресивные, а может, просто были уставшие. Сейчас у них период спаривания, а крокодилы, как нам сказали, занимаются любовью по 7-8 часов. Наш гид таскал их за лапы и кормил курями, на вид они были очень сонные.

Крокодил, очень сонный / Ямайка
    Крокодил, очень сонный
    Гид таскает крокодила за лапу / Ямайка
    Гид таскает крокодила за лапу

Вообще сафари нам очень понравилось. Мы плыли группой на катере. Река была извилистая и то расширялась, то сужалась. По сторонам росли экзотические тростники и камыш, на них сидели интересные птицы, потом пошли деревья, целые аллеи деревьев с такими вьющимися ветками-канатами. Эти деревья прозвали Раста, потому как ветки напоминают дреды людей Раста. Всё время нам гид что-нибудь рассказывал о Ямайке, было очень интерсно. Плавание продолжалось где-то час, нас даже напоили соком. А потом высадили на берег у таверны, с надписью о том, что по территории прогуливаются крокодилы, подкрепиться ланчем. (Интересно, кто кем должен был подкрепиться) Естественно, это был известный ямайский джёрк чикен (курица в особом соусе, приготовленная на огне). Мне особенно нравится, когда её готовят на пляже, а ещё гриллд ред снаппер (это местная рыбка с красной чешуёй, очень вкусная, на грилле с манговым соусом).

Вывеска в местной таверне / Ямайка
    Вывеска в местной таверне

После обеда нас повезли на водопад. Хочу заметить что всё время, которое мы провели на автобусе, опять-таки гиды рассказывали нам о местных традициях, обычаях и других интересных особенностях страных. Кстати, гиды-ямайцы, учили нас говорить по-ямайски. Было так прикольно. Ямайский язык - это искажённый английский, типа сленг, его даже англичане не всегда понимают. Основные слова, которых как у Эллочки-людоедки можно на пальцах пересчитать - "ya man" (используется постоянно и вразличных случаях, основное значение - да), "respect" - используется без какой-либо надобности, при этом протягиевается сжтый кулак для соприкосновения со сжатым кулаком собеседника, по такому же принципы действует "touch me". Гид придумала игру, что до конца поездки мы должны говорить по-ямайски. Никогда не думала, что это так трудно.

Жить в замечательном отеле во время отпуска - это то что нужно, но увидеть настоящую Ямайку таким образом вам не удастся. Вот и ещё один повод выбраться на экскурсию. Ямайская растительном - это не только пальмы на пляже. Мы увидели поля, планции, колониальные постройки и махонькие деревянные домишки бедняков. А также торговцы урожаем свежиx фруктов. За 1 доллар можно приобрести 12 больших спелых манго.

Теперь о водопаде... YS не самый большой водопад Ямайки, но самый ближайший к нам. Самый большой Dunn's расположен на другом конце острова, а нам не хотелось проводить 4 часа на автобусе туда, а потом ещё и обратно. Единственное приемущество Dunn'" это то, что там рядом можно увидеть дельфинов. Но это удоловствие стоит дорого (125 - одно прикосновение, 220 - побаловаться, 280 - один раз сплавать с дельфином), я решила что и крокодилов с меня достаточно. К тому же одна парочка, что туда сьездила, осталась недовольна.

Водопад YS достаточно большой и в нём можно купаться. Он как бы падает, потом образует бассейн, потом опять резко обрывается, потом опять бассейн и так много раз. Таж ещё висит канат и на нём можно раскачиваться как Тарзан и прыгать в воду. А можно просто, как я, зайти и поплескать под напором. Кстати, т.к. течение очень сильное на ногах устоять очень трудо, для этого там имеется множество помощников, знающих кажый подводный камешек и готовых подстраховать вас каждую минуту. Myж даже занырнул под водопад и там оказалась небольшая пещерка. Нам очень понравилось на водопаде, столько эмоций, столько впечатлений. Незабываемо!!!

Водопад YS / Ямайка
    Водопад YS

Тропики

Чем мне ещё понравились тропики, там это своей растительностью. Климат тяжеловат, уж очень влажно, но зато такая красота вокруг - глаз радует. В нашем отеле каждый день в 10 утра проводился беплатный тур по садам, где наши домики расположены. А то ведь интересно живёшь неделю во всей этой красоте, любуешься на экзотические растения и цвета, а как они называются не знаешь. Поэтому для особо любопытных главный садовник устраивает что-то типа ботанической экскурсии. И так в одно утро, как садоводники-любители, мы решили полюбопытствовать.

Садовник по имени Shorty / Ямайка
    Садовник по имени Shorty

Обычно в 8 утра мы уже были на пляже, а в этот раз задержались у бассейна. И как раз вовремя. Перед бассейном, где стоят шезлонги, растут кокосовые и банановые пальмы. Когда на них поспевают кокосы, садовники их срезают (чтоб на головы отдыхающих не упали) и делают в них коктейли. Я всегда мечтала попробовать коктейль из свежесрезанного кокоса или ананаса - мечта сбылась! Вот это вкуснятина, они только верхушку снимают и в кокосовое молоко добавляют ром.

Пройдясь по садам, я открыла для себя множество новых растений. Самое главное примечание то, что Ямайцы называют растения именами, которые напоминают им о внешнем виде каких-либо животных или вещей. Думаю это, конечно, не официальные названия, но прикольные. Например: слонячьи ухи или кошачьи хвостики, или кошачьи усики, или фонари, или конфеты и т.д. Увидили одну такую интересную траву, она не высокая, с широкенькими листьями и стелется по земле, как клевер. Так вот если до неё дотронуться, то листья как живые начинают резко сжиматься-сворачиваться и прятаться чуть ли не в землю.

Цветок банана / Ямайка
    Цветок банана
    Национальный цветок Ямайки - иллирия / Ямайка
    Национальный цветок Ямайки - иллирия
    Цветок Ginger-Rose / Ямайка
    Цветок Ginger-Rose
    Цветок 'кошачьи усики' / Ямайка
    Цветок 'кошачьи усики'

А ещё пока мы ходили с садовником, я его спросила почему, несмотря на то, что у них здесь так много крабов, я ни разу не видела их в приготовленном виде на обед и ужин. Он сказал, что раньше их ловили и готовили, но новый хозяин не любитель, поэтому их готовят только по просьбе. И говорит: давай мол, я шефа попрошу, он тебе приготовит на ужин. Я её так помялась, а потом согласилась... на свою голову. Крабов я очень люблю (в приготовленном виде), когда они большие и вкусные и подают их разделанными. А тут другой сорт - поменьше, есть как оказалось там особо нечего, нo вид у них был устрашающий. Kогда мне их целиком на тарелке подали - с выпученными глазами и волосатыми усиками - у меня аж в животе перевернулось и я пожалело о своём длинном языке. Я их послала обратно на кухню для разделывания, а сама думала куда бы спрятаться. Мне почему-то казалось, что они ядовитые (такие они страшилы). Муж с меня ржал, но сам так и не попробовал, а мне пришлось, т.к. не хотелось шеф-повара обидеть. Помереть я не померла, но у меня ещё долго жeлудок сводило при виде ползущего краба.

Крабы, выловленные в саду / Ямайка
    Крабы, выловленные в саду

Кстати, за ночь до этого мы с мужем засели в бассейне после обеда и до полуночи. Пили коктейли, прикалывались, затащили камеру на середину и делали дурацкие фотки. А тут любопытные крабы начали подползать к бассейну и туда сваливаться. Короче, они нам весь кайф испортили. Так муж теперь говорит, что я им отомстила, свой реванш за ту ночь взяла и теперь они 2 раза подумают прежде чем со мной связываться.

Вкусное прощание

Последний день мы решили сделать запоминающимся, поэтому решили поужинать в ресторане вместо буфета. Хотя буфет, я вам скажу, там был отменный, намного лучше многих ресторанов, где нам удалось побывать. Там подают такие яства! Ну конечно же, множество разнообразных фруктов в любом виде. Мне очень понравились жареные бананы и жареное манго с луком, а также аки. Аки - национальный фрукт Ямайки, на вид как зелённый абрикос, внутри с маленькими чёрненькими точечками, когда жаренный выглядит и на вкус как жаренные взбитые яйца. Очень вкусно с копчённой рыбкой. Свежие морепродукты - это что-то. Вообще, разнообразие блюд поражало воображение. Там подавали не только ямайскую, но и разную другую кухню. А сладости просто обьедение.

Но вернёмся к нашему последниму ужину. За час до ресторана я решила себя побаловать SPA - медово-молочным обёртыванием с ментоловыми ароматными маслами. Pасслабляюще и кожа потом была мягкая-мягкая.

Сезон лобстеров на Ямайке начинается в начале июля, т.е. первый "урожай" должны были доставить сразу после нашего отьезда. Но мы договорились с ответственным за доставку продуктов и он нашёл для нас 2 свежевыловленных лобстера, отсутствующих в меню. На закуску у меня был конк, даже не знаю как это описать... В общем, это такие огромные конусобразные закрущивающиеся ракушки, раковины используют как сувениры (я купила одну маме), а внутреность готовят во фритюре. Такое я ела впервый раз и мне очень понравилось. Муж тоже ел что-то экзотическое. Ну, а потом лобстеры. Вкуснее я ещё ничего не ела. Я лобстеров и так люблю, но это было неописуемо. Они наверное были какого-то особого сорта, потому что передние клешни у них были небольшие, но вкус - непередаваем! Десерт у нас был такой красивый, что его даже есть жалко было.

На следующий день в полдень нас забирали в аэропорт, у нас было целое утро в распоряжении. Мы, конечно, же провели его на пляже, где парочка из нашего отеля (с которой мы успели познакомиться) обвенчалaсь. Было красиво и романтично, такие свадьбы я видела только в кино. Арку украсили живими тропическими цветами. Жених был в белом льняном костюме, а невеста в лёгком белом платье и босиком. Мне даже стало немного грустно, и не только оттого, что мы уезжали из этого чудесного места, а оттого, что это не моя свадьба.

Свадьба на пляже / Ямайка
    Свадьба на пляже

В аэропорту мы завершили наше путешествие небольшими покупками - майкой с пиратским попугаем и сумкой из органических материалов с надписью Jamaica. Отпуск удался! Я влюбилась в этот вечно весёлый остров регги и уверена, что мы ещё туда вернёмся.