О национальных особенностях российского экскурсионного туризма



    Туристический бизнес в основе своей космополитичен. Туристы, ищущие новых впечатлений, бездумного отдыха или какой-нибудь (в зависимости от наклонностей) экзотики давно уже как муравьи (или как тараканы?) постоянно перемещаются по всем континентам планеты. И если на заре цивилизации миграция больших масс народа вызывалась, как правило, трудными жизненными обстоятельствами, но при этом имела единую внятную и вполне здравую цель, то сейчас мировой туризм порожден благополучием современной цивилизации, но при этом выглядит совершенно хаотичным броуновским движением.

    Тем не менее организация этого процесса туркомпаниями, по идее, должна подчиняться некоторым вполне определенным закономерностям и стандартам. И это относится к российским туркомпаниям также, как к любым другим. То есть, перефразируя одну удачную телевизионную рекламу, туроператор "должен быть таким же энергичным и поворотливым, как зайчик, и сильно любить клиента, так как клиент – это капуста".

    Конечно, недостатки есть у всех. Особенно их много, например, у египетских турагентств. Но, постоянно балансируя на грани ВТО, России более логично ориентироваться на европейские туркомпании, которые если и не любят клиента, то считают своим долгом его корректно уважать. И это касается всего комплекса услуг: комфортные условия проживания, нормальное питание, продуманная организация экскурсий и т.д. А российские агентства (прежде всего - работающие в области внутреннего туризма), твердо отождествив туриста с капустой, все же никак не могут заставить себя проникнуться к нему симпатией.

    Вот классический пример. Как известно, одним из основных туристических центров в России является Санкт-Петербург. Автор имел в этом году возможность лично опробовать очень привлекательный экскурсионный тур "Императорские дворцы династии Романовых" туроператора "Орфей", одного из главных игроков в сфере внутреннего туризма. На первый взгляд все выглядело просто изумительно. Проживание в Репино под Санкт-Петербургом, на берегу Финского залива в главном корпусе пансионата Балтиец. Три дня экскурсий по дворцам на целый день, два дня отдыха на Финском заливе.

    Дворцы, тут не может быть сомнений, очень хороши. Но вот относительно остального .... Начнем с того, что администрация отеля, не обращая внимания на всякие там путевки, заявила, что на автора с женой забронирован номер типа "стандарт", которые остались лишь в корпусе №1, а в главном корпусе (после ремонта) есть только номера типа "евростандарт", что далеко не одно и то же. Отправившись в корпус №1 (судя по номеру, первое здание пансионата, построенное, очевидно, вскоре после основания Санкт-Петербурга), стало совершенно ясно, что администрация права – разница была существенной. В номере "евростандарт" жить было вполне можно, в "стандарте" следовало жить, только если некуда было деваться.

    В принципе, автор неприхотлив и даже склонен к спартанскому образу жизни. Простенький душ, состоящий из прикрученной на стене туалета трубки и дыры в полу, напомнил ему о прекрасной поре молодости. А рычащий холодильник "Снежинка М", ровесник первого запуска человека в космос – наполнил душу гордостью за качество отечественной техники, не умирающей десятилетиями. Однако уже расшатанные кровати длиной 1 м 70 см представляли серьезную проблему. В литературе вообще недооценивают муки людей ростом более 1 м 80 см, которые день за днем не могут ночью вытянуть ноги. Такую же серьезную проблему представляют собой жены, которые с возрастом, к сожалению, изнеживаются и способны в раздраженном состоянии нанести мужу в течение 5 дней такой моральный ущерб, который никакой районный суд не в состоянии правильно оценить и потребовать с туркомпании. Кстати, позже выяснилось, что в договоре половину текста занимало перечисление видов морального ущерба, за которые туркомпания никакой ответственности не несет. Уверенно можно было рассчитывать на возмещение морального ущерба только в случае доказанной смерти туриста из-за нарушений условий договора.

    Далее. Для тех, кто давно изучал географию, следует напомнить, что Финский залив вдается в сушу слева-направо. То есть Репино находится на северном берегу, все дворцы – на южном, а на восточном (между ними) – Санкт-Петербург. И другого пути, кроме как через Питер от Репино к дворцам нет!

    Тем, кто жалуется на московские пробки (ползущие), следовало бы постоять в питерских (стоящих). Основные магистрали города парализует не только в часы пик, но и почти все остальное время. При этом если в Москве для разгрузки постоянно строятся какие-то новые развязки, транспортные кольца (да здравствует Ю. Лужков!), то в Санкт-Петербурге от транспортной проблемы ощутимо веет обреченностью и предчувствием близкого коллапса. Ну разве это не наглядный довод в пользу того, что равноправие женщин при назначении на должности мэров крупных городов – идея не только порочная, но и разрушительная?

    Путь экскурсии из Репино к дворцам (в один конец), который должен занимать 1,5 часа, тянется 3. Риторический вопрос: почему нельзя было разместить туристов на южном берегу Финского залива? Чем и кто думал в "Орфее"?

    А питание? Обеды в программу экскурсий на целый день не включены. То есть туристы сами должны как-то изворачиваться и находить место и время, чтобы что-то перехватить. Ну почему? Ведь если, например, французская принимающая туркомпания организует экскурсию на день в долину Луары, то обязательно запланирована остановка в каком-нибудь кафе по дороге, хозяин которого уже предупрежден по мобильному телефону о приближении автобуса и все не только готово, но уже и расставлено по столам? Разве это так сложно?

    В общем, в ряд к двум основным российским проблемам, сформулированным еще Гоголем (дороги и дураки) можно смело прибавлять еще одну – ненавязчивый туристический сервис.

    Владислав Пономарев
    03/07/2007 17:22


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из России

    18.11.24 Air Arabia будет совершать рейсы между Екатеринбургом и Абу-Даби
    В Москве завершился сезон речной навигации
    "Аэрофлот" запускает транзитные рейсы из Москвы в города Дальнего Востока через Красноярск
    15.11.24 "Поезд Деда Мороза" начал путешествие по России
    S7 Airlines снова будет летать из Иркутска в Шанхай
    13.11.24 Hainan Airlines будет совершать рейсы между Владивостоком и Сианем
    El Al снова летает в Москву
    07.11.24 Uzbekistan Airways проводит однодневную акцию на избранные направления
    В Калининграде вводят городской налог для туристов
    06.11.24 Горнолыжный сезон на курорте Роза Хутор планируют открыть 9 декабря