Как ехать
Автобусом от Флоренц, обратно транспортное средство также приходит на Флоренц, а не Рожтылы. Билет стоит 156 крон в 1 конец на 2х. Автовокзал в Градец Кралове большой, солидный, заметен издалека (в отличие от небольших и очень простых автовокзалов в туристически раскрученных Чески Крумлове, Чески Будеевицах и не таких известных Тельча, Йиглавы, Табора).
До Старого города нужно пройти 12-15 минут по следующему маршруту: справа от высотки-панельки отеля Amber, что стоит напротив автовокзала, идете прямо до площади, где стоит Tesco и церковь, выстроенная в стиле кубизм. Проходите мимо супермаркета-универмага до подземного перехода, и выходите прямо через него на пешеходную зону, площадь Батянске намести. Чуть вправо и по улице магазинчиков - до реки (полезное примечание для шопоголиков: в городке много магазинов серебра, которое чуть дешевле, чем в Праге).
Как только вышли из перехода, вы уже в исторической части города. По ней имеется два маршрута прогулок: 1 – собственно Старый город, 2 – так называемый Новый (университетский квартал, прогулка вдоль набережной, несколько приятных площадей и много зданий в стилях арт-нуво, модерн, кубизм, функционализм). Оба маршрута не пересекаются, каждый рассчитан примерно на 2 часа. Второй мы зацепили частично, по первому прошли подробно.
Итак, если ваша цель - Старый город, то нужно оторваться от магазинчиков вокруг Батянске намести и по пешеходной улочке дойти до реки и перейти мост с двумя башенками. Уже от моста видны башни собора и Белая башня. Перейдя реку, можно ориентироваться на них и выйти на Ратушную площадь к Ратуше, где вы найдете турбюро и откуда начинается настоящий квест по городу (что я имею в виду, расскажу чуточку позже).
Мы же взяли чуточку влево и сначала посмотрели здоровенное мрачное здание, прямо какой-то зиккурат, оказавшийся музеем Восточной Богемии (автор проекта Ян Котера), который на фоне игрушечных домиков смотрится грубовато и несколько неуместно. Здание напомнило увиденные когда-то в книжке про историю постройки Мавзолея проекты, которые настолько доминировали над Москвой и Красной площадью, что казались нелепо-уродливыми. После чего мы углубились в кварталы Старого города и вышли на Ратушную площадь.
История
Местность здесь с древнейших времен была болотистой, с множеством рек и речушек. В центре этой своеобразной "Гримпенской трясины" находилась возвышенность, удачно защищенная от любого врага. Наверное, поэтому уже в каменном веке здесь поселились люди, и некоторые ученые высказывают мнение, что Градец - старейший город Чехии. К X веку славянское поселение, называемое Градец (Hradec), принадлежало клану местных феодалов Славник (Slavník). В укрепленном городе имелся большой рынок, через который проходили товары, перевозимые по дороге от Кракова до Праги.
В 995 году объединение чешских племен под дланью дома Пршемысловичей завершилось, и Градец стал резиденцией чешских принцев и административным центром большой территории на северо-востоке Богемии. В 1225 году, во время царствования короля Пршемысла Отакара II Градец становится свободным королевским городом с привилегиями на торговлю и пивоварение. Торговля, ремесла, население росли такими темпами, что очень скоро Градец стал самым богатым и большим городом Чехии после Праги, и имел собственную печать с золотым львом. В XIII веке здесь был построен замок, где короли имели обыкновение останавливаться во время поездок по стране. И если бы тогда на замках вешали памятные таблички, то здесь могли бы висеть памятки о посещениях королей Пршемыла Отакара I, Венцесласа I, Пршемыла Отакара II, и Венцесласа II. Последний правитель и сделал Градец так называемой вдовьей частью наследства чешских королев, которые возвращались сюда и жили в замке после смерти своего супруга. Довольно гуманный обычай, учитывая, что на Руси княгини-вдовы принимали постриг. С тех времен, собственно, городок и стал именоваться "Градец Кралове" "город королевы".
Метну стрелу в сторону русскоязычных сайтов о Чехии, где в радужных красках описывается, что прекрасный город был приданым принцесс, выходивших замуж, и как радовались меркантильные женихи, урвав такой городок в собственность. Уж не знаю, где авторы материалов выкопали такую ахинею (или как обычно – один криво перевел, другие дружно передрали, чуть-чуть перефразировав), но и на сайте города, и в исторической литературе на чешском четко написано, что здесь жили вдовы. Согласитесь, на радостных невест в ожидании свадьбы эти дамы походили мало.
В начале XIV века город переживает настоящий строительный бум, начало которому положила королева Элишка, вдова Вацлава II, заложив собор Святого Духа. Во время гуситских войн Градец Кралове принимает сторону Яна Жижки, и более того – именно в соборе Святого Духа великий полководец был похоронен. Удивительно, но непокорный город не только не был наказан, но и пользовался особым расположением короля Георга из Подебрад – буква "G" в городском гербе – монограмма короля.
Когда же Градец Кралове возглавил города, сопротивлявшиеся централизованной королевской власти, терпение короля лопнуло – в 1547 г. Фердинанд I конфисковал всю городскую собственность (хотя я с трудом представляю себе, как это можно было сделать – ну, мебель вывезли, но здания-то остались), отменил все городские привилегии и обложил город непомерными налогами и штрафами. Правда, часть собственности была возвращена городу через 15 лет, но город уже обнищал и потерял свое былое значение. Его буквально поднял с колен наместник Мартин Седжп из Пеклиновец, руководивший городом больше 30 лет. На смену готике стал приходить ренессанс: в 1589 г. была построена Белая башня, самый важный памятник ренессанса в городе, со вторым по величине колоколом Богемии, Августином.
В 1664 г. в Градце был основан епископат, и город пережил новый бум – на этот раз в стиле барокко (любимом стиле иезуитов). В этот период были построены церковь Девы Марии (архитектор Карло Лураго); колледж иезуитов (Павел Игнак Бэйер); капелла Святого Климента; резиденция епископа (Джованни Сантини); чумной столб, посвященный Деве Марии 1716 г., на центральной площади. Готическая Ратуша также была перестроена в стиле барокко в 1742 г., а городской музыкальный зал на тот момент был развалинами средневекового замка, которые были перестроены также в стиле барокко и присоединены к епископальной семинарии вместе с церковью Святого Яна Непомуцкого.
Градец Кралове сильно пострадал от череды войн: Тридцатилетней (1618-1648), австро-прусской войны (40-е гг. XVIII в.), Семилетней (1756 - 1763), большого пожара в 1762 г. Здесь то размещали гарнизон, то набегали враги, то город пытались принудительно католизировать. К концу войн пригодными для жилья остались только 200 зданий из 700, количество жителей сократилось на 70%, и город превратился в призрак своего былого величия. Набеги пруссаков в страну вынудили короля Йозефа II, соправителя Марии-Терезии, превратить Градец в цитадель (к тому моменту Градец Кралове подчинялся Австро-Венгрии). Что и было выполнено с 1766 по 1789 гг. Просуществовала цитадель недолго – уже в 1866 г. ее демонтировали за ненадобностью: с пруссаками замирились, городу развернуть новое строительство стены не давали.
В начале XX беспокойного века город перестроили в стилях функционализм и модернизм, здания эти до сих пор стоят на набережной. Именно тогда проявил во всей красе свой талант основоположник чешского архитектурного кубизма Йозеф Гочар. Почти все проекты мастера реализованы в Праге и в Градце Кралове, причем если в Праге они как-то теряются среди множества архитектурных шедевров разных эпох, то в Градце Кралове они на виду – благодаря им город стал "урбанистическим образцом современного города". Когда вы будете идти от автовокзала к Старому городу, то церковь напротив Tesco как раз и будет одной из ярких работ Гочара – костел святого Амброзия со зданиями приходского священника и епископства.
Таким образом, сейчас город представляет собой средневековое ядро, окруженное со всех сторон уникальными зданиями начала прошлого века. И, хотя мы выбираем объекты/города/страны для осмотра исходя из их древней и богатой истории (как говорит Andre, Австралию смотреть неинтересно – там не было средневековья), но именно в Градец Кралове отчего-то хочется вернуться, чтобы уделить внимание и модерну.
Quest по-богемски
Был промозглый сумрачный день, но заметила я это, только просматривая фотографии, которые мы с собой привезли – настолько были поглощены, пожалуй, самой необычной нашей прогулкой по городу…
Еще на подходе к Ратушной площади мы увидели небольшой стендик на ножке, на котором было написано что-то явно для туристов. Так и есть – на поверхности, напоминающей подставку под ноты (отсутствие музыкального образования дает о себе знать) были изображены все окружающие дома и описано, что каждое сооружение из себя представляет: название, архитектор, дата постройки. Оказалось, что по всему городу проложено 2 маршрута: Старый город и так называемый Новый (университетский квартал, прогулка вдоль набережной, несколько приятных площадей и много зданий в стилях арт-нуво, модерн, кубизм, функционализм). Оба маршрута не пересекаются, каждый рассчитан примерно на 2 часа. В правом нижнем углу каждого такого стенда изображена карта центра города, где весь маршрут указан, и точка, где вы находитесь (и где стоит стенд), тоже. Всего по маршруту по Старому городу (назовем его маршрут 1) 13 таких вот точек. Направление движения к следующей точке показано небольшой стрелкой из серебристого металла внизу стенда (мы называли их "книжками"), прямо на мостовой. Правда, не везде – то ли поленились положить во всех точках, то ли туристы их растащили на сувениры.
Со стороны, наверное, это выглядело странно: парочка туристов бегает по городу, озираясь вокруг в поисках очередной "книжки", увидев искомый объект, радостно вопит, подбегает, читает, вертит головой, снимает окрестности, и снова вприпрыжку устремляется поисках следующей книжки… Кстати, довольно предусмотрительно с нашей стороны оказалось снимать эту книжку, а потом по мере надобности смотреть карту и направление маршрута, чтобы понять, туда ли идем.
Далее описывать буду следующим образом (типа эксперимент): сначала коротенько, что видите в каждой точке. Затем – для алкающих подробностей и истории – более углубленно. Возможно, будет многовато имен архитекторов, но следует делать поправку на то, что Градец Кралове, по сути, является музеем архитектурных стилей многих столетий, и практически каждое здание в его исторической части является своего рода новым словом в архитектуре своего времени.
Точка 1: Ратуша, Собор, Белая Башня, Ратушная площадь
Итак, точка 1. Расположена у входа в турбюро в Ратуше. Справа и слева от вас – стройные ряды барочных домов XVII века, те, что слева, объединены по первому этажу арочной галереей. Домики довольно потрепанного вида – это вам не центральная улица Карловых Вар! Два самых высоких домика с левой стороны значатся в "книжке" как дома, принадлежащие семейству Петрофф.
Шикарное трехэтажное здание с пышным входом и красной крышей справа – резиденция епископа. Портал выполнен мастером Сантини в 1716 г. За резиденцией расположено необычное розовое здание с крышей, напоминающей церковную – это дом "U Spulaku", датированный XVI веком, перестроенный в 1710 г. Далее здания до церкви занимает иезуитский колледж (1710). Церковь Вознесения Девы Марии – желтая, барочная, с двумя симпатичными рожками (1666). И за ней – белый домик с изящным белым фасадом – "U Beranka" (1908).
Самое "вкусное" - напоследок. В стройный рядочек прямо за вашей спиной выстроились: собор Святого Духа (XIV век), Белая Башня (1580), капелла Святого Климента (1717), Ратуша (1418 г.). В центре площади, окруженная машинами (вот еще - нашли место для стоянки!), стоит чумной столб, посвященный Деве Марии – избавительнице города от чумы, поставленный здесь в 1717 г.
Ратуша
Первое упоминание о Ратуше относится к 1418 г., но свой первоначальный вид сквозь века она не пронесла – слишком много лишений выпало на долю города. Симметричные башенки с часами, которые зданию очень идут, были пристроены, например, в 1787 г., а второй этаж был достроен в XIX веке. Последнюю реконструкцию выполнил архитектор V. Rejchl с 1913 по 1924 гг. Сейчас в Ратуше расположен музей, где проводят разные временные выставки, а на первом этаже стоит модель города. В маленьком зелененьком домике, примыкающем к Ратуше слева, находится городское турбюро.
Белая башня и капелла Святого Климента
И вовсе она не белая, а очень даже кирпичная! Оплот чешских Айз Седай высотой 71 метр был построен в 1580 г. из белого песчаника (отсюда и название). Использовали башню как часовую и как пожарную каланчу, она чудом уцелела во времена войн и пожаров, не раз наносивших городу ощутимый урон. Может, поэтому такая закопченная? Считается, что башня – самый важный памятник эпохи Ренессанс в городе. Колокол башни весом 10 тонн и диаметром более двух метров (второй по величине в Чехии) по имени Августин был отлит мастером по имени Ondřej Žáček в 1509 г. По большим праздникам звонить в него могли только 8 взрослых мужчин. У меня было стойкое ощущение, что башня чуть наклонена в сторону собора, но возможно, это визуальный эффект. Если приедете в теплое время года – можно преодолеть 200 ступенек, протискиваясь между балками на вершине башни (вспомнился Краков), и быть вознагражденным видами на город и лежащие вдалеке горы. Астрономические часы на башне, сделанные мастером Лоуренсом в 1591 г., были заменены часами работы мастера Йозефа Божека в 1829 г. Часы привлекают внимание тем, что большая стрелка показывает часы, маленькая – минуты.
Над входом – надпись: Deus providebit, vigilandum tamen (мой вольный перевод сего дивного изречения – На бога надейся, а сам не плошай). Вход на самом деле ведет в примыкающую к башне барочную капеллу Святого Климента (архитектор Сантини, 1717), построеннную на месте старейшей в городе (по некоторым данным – и во всей Богемии) церкви. Древняя деревянная церковь была снесена в 1260 г., а на ее месте построили кирпичную. Кроме своего прямого назначения, она использовалась также для хранения соли, зерна и оружия. В 1574 г. угол часовни обрушился, и Белая Башня как раз и была пристроена именно здесь, чтобы не дать часовне рухнуть.
Купол часовни увенчан ярко сверкающей даже в пасмурную погоду папской тиарой и двумя перекрещенными ключами. Мы недолго гадали – почему: на соборе висит памятная плита, гласящая, что в 1997 г. собор Святого Духа посетил Папа Римский Иоанн Павел II. Понятно, почему такое надвершие церкви: тиара и ключи Святого Петра – официальная эмблема Ватикана, но при этом ключи несут двойную смысловую нагрузку – они являлись символами городских ворот.
Собор Святого Духа
Готический собор Святого Духа был построен в XIV веке (основан он был, по красивой городской легенде, королевой Элишкой в 1307 г.). Внутри стоит взглянуть на готический же алтарь (XV век), алтарную живопись Петра Брандля и оловянную крестильную купель (1406), которую сюда приволокли гуситы из близлежащего монастыря. Изображение четырех евангелистов на кафедре – одна из ранних работ чешского скульптора Мысльбека (Myslbek). Согласно легенде, глубоко под землей как раз под кафедрой спрятано сокровище – старинные книги, богато украшенные церковные одеяния – священники спрятали ценности от гуситов. Любой нечестивец, пытавшийся добраться до сокровища, моментально чернел и падал с подножию кафедры замертво… В 1424 г. в соборе был временно погребен Ян Жижка. Снаружи собора со стороны Белой башни можно увидеть древние каменные надгробные плиты, изрядно потертые временем. Непонятно, правда, отчего они снаружи, а не внутри. А еще за собором небольшая улочка с аркадами в лучших традициях славной Болоньи. Отчего-то у входа в домики крутилась группка монашек – может, они там живут?
Резиденция епископата
Одно из самых впечатляющих зданий в стиле барокко в городе было построено на месте трех бюргерских домов в 1709-1716 гг. по проекту архитектора Сантини (его же работы – портал над центральным входом). В этом здании, на мой взгляд, совершенном по пропорциям и декору, епископы и стали жить-поживать постоянно (до этого они "ютились" в замке неподалеку от города). Пожар 1897 г. повредил аутентичную шиферную крышу здания, поэтому теперь она выполнена из декоративного шифера, выполненного из более современных материалов. Внутри резиденции – если туда когда-нибудь станут пускать туристов – стоит посмотреть на часовню Святого Карла Борромио (1720-1730) с фресками, изображающими Святого Петра и Павла.
Дом U Špuláků
Если резиденция епископов – самое впечатляющее, то розовый домик, прилепившийся к резиденции епископата слева, пожалуй, самое необычное барочное здание в городе. Оно немножко похоже на церковь башенкой, выдающейся вперед из фасада и куполом этой башенки, на втором этаже – причудливый балкончик. Изначально владельцы построили его в стиле ренессанс во второй половине XVI века, а когда в моду вошло барокко, оно было перестроено в барочном стиле. В XVI веке дом приобрел успешный торговец воском Ян Шпулак (Jan Špulák), и дом получил его имя, увековечив хозяина. Здесь в 1859 г. родился Франтишек Ульрих (František Ulrich), будущий знаменитый мэр города; позже дом служил библиотекой и читальным залом, а на первом этаже был расположен городской музей. Сейчас здесь ЗАГС. Справа от башенки – большая арка, вниз ведет необыкновенно сконструированная лестница Боно Публико – ее на всем протяжении освещают купола-фонарики с окнами. Она соединяет Ратушную (Большую) площадь с улицами Нижнего города. По ней через полчаса мы вернемся сюда.
Точка 2: за собором
Вторая "книжка" расположена сразу за собором Святого Духа, у цветных домиков. Это бывшие здания монастыря, построенного некогда в готическом стиле. С течением времени фасады были перестроены сначала в ренессансном стиле, потом - в стиле барокко, но здания все же сохранили отдельные черты предыдущих веков. Дом № 47 украшен ренессансным фронтоном XVI века, дом № 46 – чердаком в классическом стиле XVIII столетия, дом № 52 был перестроен на рубеже XVII-XVIII вв. в стиле позднего барокко. На доме № 42 – табличка – здесь родился всемирно известный патологоанатом Рокитянский (K. Rokitanský), а скульптурный портрет врача выполнил сам Мысльбек (J. V. Myslbek). Улочка, которая идет за собором, названа в честь Рокитянского. А дома на ней, стоящие прямо за собором, как и парочка домов на площади, называются домами семьи Петрофф (мне так и не удалось узнать, русской ли была эта семья и почему горожане так бережно хранят их имя).
Сразу за собором стоит приземистое длинное здание – дом настоятеля собора, а между ним и домиками бывшего монастыря вовсю кипит грандиозная стройка – целый квартал снесен, и утробно урчащие строительные механизмы как раз заканчивали исполинских размеров котлован. Интересно, что же там сейчас – торговый центр? А, может, восстановили старинные дома и пивоварню XIX века? С левой стороны дома настоятеля имеется проход, сквозь который мы проходим мимо стройки, подглядываем через дырку в заборе, обтянутом пластиком (при этом тем же самым неблаговидным занятием вместе с нами увлеченно занимается пожилой степенный чех), спускаемся по лестнице, носящей название "Na Kozince" на авеню имени Чехословацкой армии, и вдоль подвалов пивоваренного завода идем по нему влево, огибая стройку. На перекрестке вновь сворачиваем налево – где-то здесь должна стоять точка 3, но видимо, она пострадала от стройки, и через пару сотен метров мы натыкаемся уже на точку 4.
Точка 4: казармы, стены пивоварни, лестница Боно Публико, лестница Гочара
Слева от нас - стены пивоваренного завода, украшенные камнем, оставшимся от разрушенных Пражских ворот и статуей Святого Гамбринуса – покровителя пивоваров. Говорят, эти подвалы существуют еще с раннего средневековья, и я в это охотно верю. За высокой стеной виден небольшой сад резиденции епископа, перед нами - белые ворота, сквозь которые лестница Боно Публико (1810) ведет нас под домом U Špuláků на Главную площадь. За нашей спиной – длинные желтые здания казарм для конницы, артиллерии и пехоты – это ясно и без информационного стенда – казармы во всех странах одинаковы. В здании побольше некогда был расположен один из самых больших судов в Австро-Венгрии, построенный, как и казармы, в 1791 г.
Но не торопитесь сразу подниматься вверх по лестнице – ибо в соседнем доме имеется еще одна, более знаменитая – так называемая лестница Гочара (1910), называемая еще "Na Kropáčce". С художественной точки зрения проект в стиле модерн беспрецедентен. Когда-то на месте лестницы была расположена водонапорная башня Kropáčka, и ее разрушение грозило обрушению церкви, стоящей прямо перед ней, и нарушению водоснабжения города, сооружение же лестницы решило обе проблемы. К тому же архитектор использовал материалы башни, то есть проект был не только новаторским, но и очень бюджетным.
Точка 5: снова Главная площадь
Выйдя под аркой дома U Špuláků, мы снова оказываемся на Главной площади. Точка 5 стоит прямо у мини-метеорологической станции – будочки со всякими барометрами и градусником (1900). Слева на этой же стороне – иезуитский колледж, далее дом U Špuláků и резиденция епископа, слева вдалеке – собор Святого Духа, Белая башня, капелла Святого Климента и Ратуша. Справа с этой же стороны – церковь Вознесения Девы Марии, дом "U Beranka". Через площадь – парочка мрачных зданий-прямоугольников – бывший универсальный магазин господина Шпалека (Spalek) и галерея Современного искусства, построенные соответственно в 1911 и 1912 гг. Между ними в глубине переулка виднеется городской театр (к нему мы придем примерно через полчаса).
Иезуитский колледж был построен в 1710 г. по проекту архитектора Байера (P. I. Bayer) на месте девяти (!) бюргерских домов. После того, как соправитель Марии-Терезии Йозеф II распустил иезуитский орден в 1773 г., колледж стал средней школой, в которой преподавали многие выдающиеся ученые того времени. Эту школу окончил и Карел Чапек.
В центре площади стоит чумной столб, посвященный Деве Марии, выполненный из песчаника в 1717 г. скульптором Буллой (J. K. Bulla). На вершине 20-метровой колонны статуя Девы Марии окружена статуями святых, на основании – рельеф, также с изображениями святых. Новая городская эмблема – чешский лев, держащий букву G (Gradec), впервые появилась именно на колонне. Рядом стоит средневековый колодец, украшенный потрясающей кованой решеткой – кто бы мог подумать, что сделана она в 1900 г. местными мастерами? Решетка как бы накрывает колодец куполом – наверняка любопытные туристы лезли куда не следует
Галерея Современного Искусства была первоначально построена как Банковский Институт в 1912 г. архитектором Поливкой (O. Polívka). Особенно хороши статуи у входа – пара мощных таких теток из категории "коня на скаку остановит", одна в античном одеянии с книгой, вторая – со всякими фруктами. Не совсем "колхозницы", но что-то мухинское в них есть, вернее, наоборот – Мухина наверняка ваяла свой монумент, повидав образцы западной скульптуры.
Точка 6: церковь Девы Марии
Следующая "книжка" поджидала нас как раз возле этих теток. Поскольку пределы площади мы не покидали, а всего лишь ее пересекли, ничего существенного нового в описании не появилось: справа вдалеке комлекс собора, Белой Башни, капеллы и Ратуши, за спиной модерновые здания бывшего универмага и музея, а перед нами – церковь Вознесения Девы Марии, дом "U Beranka" (1908), и городская типография.
Барочная церковь Вознесения Девы Марии была построена иезуитами по проекту итальянского архитектора Карло Лураго в 1654-1666 гг. После пожара 1762 г. уцелели только фрески в часовне Святого Игнатия и роспись "Прославление Святого Игнатия Лойолы" работы Петра Брандля (1730). В 1765 г. иезуиты разорились на новое церковное оформление – алтарную роспись Кристиана Нолдингера, а вот на органе сэкономили – сделал его местный органист Йозеф Штреуссель, и сейчас он является старейшим в городе органом. Церковь много раз перестраивалась, поэтому на "эталон" - римскую Иль-Джезу (на которую так или иначе похожи иезуитские церкви по всему миру), она нисколько не похожа – только смутно что-то чувствуется посередине фасада в верхней части. В одну из перестроек (1857) церкви приделали пару башенок, да и после Второй мировой церковь тоже капитально перестраивали.
Слева от церкви внимание привлекает нарядное белоснежное здание "U Beranka" (1908). Подозреваю, что именно его русские сайты о Чехии описывают как "свадебный подарок королеве Элишке", или какой-то чушью в том же роде (в городе есть еще один кандидат, тоже красивое белое здание, о нем чуточку позже). Сами понимаете, какой тут подарок – дом построен на 600 лет позже того, как королева овдовела. Но забавно, до чего находчивы "авторы" таких сайтов.
Далее стоит неприметное на фоне соседа желтое здание Тиббеловской типографии. В 1808 г. дом купил один из лидеров чешского национального движения Поспешил (J. H. Pospíšil), и открыл здесь типографию. На книгах, напечатанных здесь, выросло не одно поколение местных жителей.
Отсюда мы направляемся вдоль музея Современного искусства вниз, к небольшой соседней площади.
Точка 7: Маленькая площадь
Эту площадь именуют "Маленькой", в то время как ее соседку, Ратушную – Большой. Здесь тоже кипит градоустройство – бульдозерами разворотили мостовую, вокруг лежат кучи песка, глины и булыжников, а рабочие неторопливо выполняют свою работу, недоуменно косясь в нашу сторону. Площадь окружена небольшими аккуратными разноцветными домиками. Теоретически здесь должна была стоять точка № 7, но, как и точку № 3, мы ее не нашли – стенд наверняка куда-то прибрали, пока вокруг стройка. В центре площади стоит фонтан с барочной статуей Яна Непомуцкого (1718), принесенная сюда из доминиканского монастыря, стоявшего рядом и снесенного в конце XVIII века. Согласно другим источникам, статуя стояла перед Пражскими воротами Градца Кралове и была перенесена сюда на время строительства Цитадели в 1777 г., да так тут и осталась. Оригинал находится в Музее Восточной Богемии.
На углу площади стоит дом № 120 нежно-розового цвета, с треугольной крышей, на которой написано Amátka. С этого домика началась фабрика музыкальных инструментов марки V. F. Červený & Сыновья, основанная в 1842 г. Сейчас здесь театр-студия.
Мы проходим под аркадой и спускаемся от площади вниз, к серой церкви современных очертаний и такому же угрюмому серому зданию.
Точка 8: за городскими воротами
"Книжка" № 8 поджидает нас внизу у забавного желтого двухэтажного домика с красной крышей. Когда город, по сути, был цитаделью, здесь размещался офицерский инженерный корпус. Забавность зданию придают "глаза", выглядывающие из чердачных окошек. Вверху, откуда мы только что пришли, стоит башня, оставшаяся от Силезских ворот города, сейчас являющаяся частью жилого дома. Напротив нее в небольшом домике расположилась студия "Беседа" при городском театре Кликперы – именно здесь в 1796 г. Вацлав Климент Кликпера, основатель местного театра, ставил свом первые пьесы. Серая церковь через дорогу – протестантская (1912), построенная известным архитектором и автором многих построек в Градец Кралове, Лиской (О. Liska). Угрюмое здание – региональный суд (1934), построенный по проекту архитектора Билека (J. Bílek).
Точка 9: напротив синагоги
Девятая "книжка" стоит неподалеку – на той же стороне улицы, на подступах к парку имени Жижки, у памятника Яну Ладиславу Поспишилу, великому педагогу. Через дорогу от нас внимание привлекают два величественных здания, отлично вписавшиеся, скажем, в улицы Вены или Будапешта. Угловое нежно-розовое, с фасадом, на котором изображены две пальмы и строчка на иврите – бывшая синагога (1905, архитектор V. Weinzettel), используемая сейчас как научный центр и библиотека. Справа от него в желтом здании, раскинувшемся на полквартала, - Коммерческая школа, бывшая школа искусств и работы по металлу (вспомните колодец на площади – его сделали именно здесь). В переулке между двумя этими зданиями сто стороны синагоги виднеются бывшая городская школа и постройки бывшего монастыря Нотр-Дам. Среди деревьев парка видны остатки военных фортификаций, окружавших Старый город.
Точка 10: парк Жижки
"Книжка" № 10 стоит рядом с памятником Яну Жижке (1971). Повидав по всей Чехии немало памятников великому полководцу, хочу отметить, что этот – один из самых впечатляющих, и место выбрано хорошее, и подсветка по вечернему времени была удачная. На той стороне дороги – бывшие бараки, и административное здание, построенной буквой "П" - последний проект Йозефа Гочара (1936). Наверху – остатки военных укреплений, бывшая городская тюрьма (странный выбор: тюрьма в центре города, впрочем, где ж ей еще быть, как не в цитадели), и городской театр Кликперы. На холм ведет две лестницы, по одной из них мы и отправляемся к театру.
Точки 11, 12, 13: городской театр, городская библиотека, городской концертный зал
На площади перед маленьким зданием театра Кликперы (1885) барочные здания (№№ 96 и 97) соседствуют с тремя вычурными современными скульптурами: парочка, переплетенная в объятьях, Ева с вытянутой вперед шеей, бюст Вацлава Кликперы. "Книжка" № 11 стоит чуть поодаль от театра, если двигаться в направлении виднеющейся церкви Вознесения Девы Марии на Главной площади и парочки зданий в стиле модерн, возле которых стоит "книжка" № 6. Напротив стенда – красивое здание городской библиотеки (1904).
Темнеет, и уже почти в сумерках мы подходим к точке 12. Она стоит у входа в городской концертный зал, расположенный в бывшей епископальной семинарии с церковью Яна Непомуцкого. В Средние века на этом месте стоял королевский замок, где жила та самая королева Элишка, он был разрушен в 1423 г., и только в 1714 г. на развалинах замка архитектором Шнайдером была построена семинария. Если бы только что не прочитали, что это концертный зал, я была бы в полной уверенности, что здесь расположен действующий монастырь – настолько место уютное и тихое.
От такого нетипичного концертного зала к Главной площади нас уводит улица Циглера, застроенная домами в классическом стиле. В одном из зданий, видимо, балетная школа, и маленькие мальчики и девочки что-то увлеченно танцуют. Но прежде чем направиться к точке 13, замыкающей прогулочный маршрут, посмотрите на льва, возлежащего на вершине дома № 230 (если стоять лицом к "книжке", читая ее, этот дом будет стоять справа от вас) – это символ Градца Кралове.
Со стороны точки № 13 мы пару-тройку часов назад входили в Старый город. На ней, кстати, показано, как имеено цитадель XVIII века была возведена вокруг холма, на котором стоит Старый город. Впечатляющее было сооружение, и идеально вписанное в излучину реки. А прямо перед нами – бывшее здание банка (1912), стилизованное под барокко, справа от него – красивейшее белоснежное здание (1858) с росписью по фасаду, разными окошками-балкончиками и двумя "ласточкиными хвостиками" по бокам крыши. Это и есть второй претендент на звание "свадебного подарка королевы Элишки" - других белых нарядных домов в пределах Старого города нет. Справа и слева дома от вас стоят в стиле ренессанс и барокко, вправо уходит улица Рокитянского (если пойти по ней, выйдете к пивоварне и бывшему монастырю), а на углу улицы Рокитянского стоит монументальный дом в стиле арт-нуво (1911, V. Fultner)
Окинув взглядом Ратушную площадь еще раз (на Белой Башне зажигают огоньки), мы идем обратно по Пражскому мосту (1910), совершаем небольшую прогулку по набережной, любуясь необычными зданиями…
Резюме: ехать в город нужно на целый день, чтобы посмотреть и шедевры современной архитектуры тоже.
Полезные ссылки
www.ic-hk.cz
historie.hradeckralove.cz
www.labska.com/hkguide/index.php
Фильм о городе www.hradeckralove.org/cdhk/en.html
Книга о городе www.balustrada.cz/wirth/kniha.phtml?1 (она на чешском, но в ней очень приятные иллюстрации и фотографии начала прошлого века)
Фото nat-ka.livejournal.com/115356.html, nat-ka.livejournal.com/115501.html#cutid1
04/06/2007 14:27
Материалы по теме
- Страны: Чехия
- Отзыв о поездке: Грани Чехии: Карлштейн (Karlstejn), ноябрь 2006
- Отзыв о поездке: Грани Чехии: Йиглава и Тельч, ноябрь 2006
- Отзыв о поездке: Грани Чехии: С ностальгией по Праге, ноябрь 2006
- Статья: Сказания о Праге, 11.05.2007
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.