/Ричард Бах/
Из Владивостока мы выезжали в 4 утра. Сев в автобус начали дремать, но часа через два нам предложили выйти из автобуса и пересесть в другой. Сцена напоминала сюжет из детективных фильмов, когда разведчик, запутывая следы, в ночи на трассе пересаживается из одной машины в другую. Но в нашем случае все было значительно проще, у нашего автобуса обнаружилась неисправность и поэтому нас очень оперативно пересадили в другой. Потом были недолгое ожидание на вокзале в Пограничном и более длительное прохождение через таможенный контроль на границе. И вот мы, наконец, в Китае, если быть более точным в пограничном городе Китая Суньфэньхе.
Группа у нас небольшая, (нас с экскурсоводом Настей было всего шесть человек), но то, что вначале показалось недостатком, потом оказалось преимуществом. Мы расположились в штабном номере гостиницы, и, позавтракав, разбрелись по городу. Нам с сестрой Суньфэньхе совсем не понравился. Не понравилась архитектура и шумность города. Китайцы буквально неотступно следовали за нами, постоянно предлагая что-нибудь купить. И отдельные самые настойчивые еще и ухитрились, двигаясь рядом, энергично массажировать спину электромассажером, демонстрируя достоинства своего товара. После бессонной ночи совсем не хотелось что-то покупать и вообще ходить по магазинам. Единственное что мы сделали, это зашли в магазин чая, под четким руководством китайца, который нас туда буквально доставил, выловив на улице.
Отбиваться уже не было сил. Там мы купили уже знакомый нам молочный чай, который до этого мы часто покупали во Владивостоке у одного жизнерадостного продавца китайца. Погода была ветреная, и было холодней, чем во Владивостоке. Мы решили пройтись по другой малолюдной улице и правильно сделали. Эта улица обладала своей экзотикой. Нам попался китаец, который стоя около входа в здание, зычно через равные промежутки времени выкрикивал одно и тоже слово, а откуда-то издалека, как будто отзываясь на его крики, ему вторил другой китаец. Крики их были очень мелодичны, они можно сказать почти пели, и это было интересно. Улица закончилась обрывом, с которого открылся красивый вид на монастырь. Но до монастыря было далеко и уже надо было возвращаться в гостиницу.
В этот же день мы выехали на поезде в Шеньян. Шеньян нам понравился сразу, как только мы оказались на привокзальной площади. Нас привезли в гостиницу, которая находилась в очень удачном месте, можно сказать в историческом центре города. Из окон номера можно было увидеть находящееся напротив очаровательное здание в стиле пагоды, а в утренние часы еще и большое количество велосипедистов, проезжающих мимо гостинице по улице. Все спешат на работу. Вообще китайцы очень трудолюбивы. К нашему удивлению обнаружилось, что некоторые китайцы очень любят собак. Нередко в Шеньяне нам попадались китайцы, которые вели на поводке собак, как правило, белой масти, симпатичных и очень ухоженных, а в Харбине мы видели, как на улице китаец гордо демонстрировал всем свою собаку, у которой были голубые глаза.
При последней династии Цинн, Шеньян был столицей китайской империи с 1625 по 1644 гг., затем столицу перенесли в Пекин. В Шеньяне мы посетили Императорский дворец, который находится в центре старой части города. Среди всех сохранившихся дворцов в Китае по исторической и культурной ценности он уступает только пекинскому Запретному Городу. Основные здания дворца начинал закладывать император Нурхаци и закончил в 1630 году его сын Хуан Тайцзи, который основал династию Цин. Побывали мы на телебашне, с которой открывался красивый вид на город. Высота телебашни составляет 305 м.
Ездили мы в г. Бэнси, в пригороде которого, есть пещеры и в них подземная река, по которой мы в течение 40 минут катались на лодке, а над нами свисали сталактиты. Эта река - самая большая подземная река в мире, об этом нам с гордостью сообщила наша экскурсовод китаянка Лена. Красиво не только внутри пещеры, но и снаружи около пещеры, где река образовала озеро.
Наша экскурсовод предложила нам посмотреть шоу с крокодилами. Мы с радостью согласились. Это было интересное зрелище. Два молодых китайца ловко управлялись с двумя крокодилами. Так как это опасное ремесло, перед представлением парни несколько минут молились своим богам, чтобы они защитили их и даровали им удачу. Один из трюков состоял в том, чтобы засунуть в пасть крокодилу доллары, а потом их достать из пасти. Большого крокодила привезли из Таиланда.
В представлении также участвовали китаянки, две из них обладали необычно высоким для китайских девушек ростом, двигались они грациозно. Одна из них красиво пела, другая прогуливалась вокруг сцены с громадной змеей на шее и предлагала всем желающим погладить змею или просто подержать, но желающих не нашлось. Позже от нашей китаянки мы с удивлением узнали, что высокие девушки это бывшие парни, которые поменяли пол. Они таиландцы, вернее теперь, таиландки.
Ездили мы и в музей терракотовых фигур, которых привезли из Сианя. Более 2000 лет назад 700 000 рабочих на протяжении 36 лет возводили монументальную гробницу. Истинные размеры ее до сих пор не установлены. Каменное войско было случайно обнаружено 1976 году на поле недалеко от древнего китайского города Цинь крестьянами, обрабатывающими землю. Прибывшие археологи обнаружили, что конные в натуральную величину статуи "охраняют" гробницу императора Цинь Шихуанди, умершего в 210 году до нашей эры и знаменитого тем, что он объединил китайские государства в единую Поднебесную империю и приказал возводить Великую китайскую стену, для защиты Китая от северных кочевников-сюнну (гуннские племена).
Он был очень жестоким правителем. Являясь противником конфуцианства, он издал указы, согласно которым были казнены 460 ученых. Любовь Цинь Шихуанди к огромным масштабам и его жестокость нашли свое отражение и при создании гробницы. После двухлетних раскопок археологи установили, что конных статуй ровно семь тысяч. Каждый всадник имеет свои индивидуальные черты лица, и ученые предполагают, что это портреты реальных воинов, убитых при захоронении императора, чтобы их духи могли охранять Цинь Шихуанди в загробном мире. Мы посмотрели в раскосые глаза терракотовых воинов и представили, как в Сиане стоит эта огромная терракотовая армия, наверно, это очень впечатляющее зрелище.
Следующим по маршруту городом был Пекин. В Пекине мы побывали и на площади Тяньаньмэнь и в Запретном Городе, и в Храме Неба, а также на жемчужной и шелковой фабриках. Посетили ламаистском храмовый комплекс Юнхэгун (Храм Вечного Спокойствия), в одном из храмов которого, установлена 18 - метровая статуя Будды из сандалового дерева. Комплекс красив и не удивительно, что там всегда большое количество туристов. Впечатлило нас, да и думаю, вряд ли кого оно может оставить равнодушным, посещение Великой Китайской стены. Со стены открывается красивый вид на горы. Когда мы начали подъем нам попадались американцы, французы и другие западные туристы, но чем выше мы поднимались, тем меньше их было. Уже спускающиеся сверху наши соотечественники радостно приветствовали нас поднимающихся, и гордо сообщали, что на вершине только наши и китайцы. Конечно понятие вершина условное, так как Китайская стене, на то она и Великая, так как тянется по одним подсчетам на 4тыс. км, по другим - на 6тыс. км. Когда мы уже спускались, по пути повстречали жизнерадостную ирландку упорно поднимающуюся наверх. Ей в этот день исполнялось 50 лет, и она решила оригинально отметить это событие подъемом на Великую Китайскую стену.
Нам очень повезло с китайским гидом в Пекине. Дима отлично говорил по-русски и обладал интеллигентностью и хорошим чувством юмора. Интересно, что изучал русский язык он в высшем учебном заведении в Киеве, где потом еще прожил несколько лет. По его совету мы побывали в самом большом в Северном Китае даосском монастыре Байюньгуан (Монастырь Белых Облаков).
Основателем даосизма считается Лао Цзы (VI в. до н.э.). Согласно его учению, основой мирового порядка является "дао" - путь. Им следуют небо, звезды, планеты, Земля, неживые предметы и одушевленные существа. Движение по этому пути неизменно. Никто и ничто не может уклониться от дао. Все несчастья в жизни людей происходят от попыток противиться его предначертаниям. Поэтому задача человека - постичь свое индивидуальное дао, а обязанность правителя - повести свой народ по правильному курсу.
На территории монастыря "Белое облако" несколько храмов. Первый из них воздвигнут в 1190 году. В период династии Тан (618-907) и Сун (960-1279) даосизм официально признавался государственной религией. Его священнослужители обладали обширными знаниями в области медицины, математики, астрономии, геологии и т.д. Даосы занимаясь алхимией, пытались найти эликсир бессмертия и их искания позволили изготовить киноварь, порох, фарфор, и так любимый теперь китайцами соевый творог. Изобретатель пороха Сунь Сы-мяо был настоятелем даосского храма в период правления династии Тан. По оценкам ученых, из 27 выдающихся ученых древнего Китая 25 были даосами или находились под влиянием даосизма.
Перед входом в монастырь установлены так называемые врата Шаньмэнь, которые являются главным входом в даосскую обитель и отделяют “святые земли” от суетной мирской жизни. Ранее эти ворота, как считают некоторые знатоки даосских традиций, назывались Саньмэнь - "Трехарочными воротами". За воротами Шаньмэнь мемориальные колонны хуабяо - характерный элемент архитектуры традиционного Китая. Территория за мемориальными колоннами считается уже “землей бессмертных”. Даосские монастыри обычно окружены, стеной красного цвета, а в самом монастыре обязательно имеется несколько небольших парков, где растут кипарисы, бамбук и цветы.
Байюньгуань – одна из трех резиденций патриархов Школы Драконовых Ворот Полной Истинности. Основателем школы считается великий даосский учитель начала XIII века — Цю Чанчунь (другое имя Цю Чуцзи) (1148–1227). Уже при жизни Цю Чанчунь пользовался всеобщим уважением и почетом. Его в 1221 году призвал ко двору Чингисхан, искавший, подобно императорам Китая, снадобье бессмертия. Чанчунь заверил грозного владыку, что никаких волшебных эликсиров не существует, и что путь к бессмертию лежит только через сложные методы "внутреннего" самосовершенствования, преодоление страстей и привязанностей, через слияние с Дао. Чингисхан после общения с Чаньчунем, отказавшимся от каких либо почестей, повелел оказывать его деятельности всяческое содействие и даже подумывал о том, чтобы сделать это учение официальной идеологией своей разраставшейся империи. Именно он в 1224 году пожаловал Чанчуню и его школе старый даосский монастырь "Да тяньчан гуань" в Пекине, известный сейчас как "Монастырь белых облаков" (Бай юнь гуань) и являющийся одним из главных центров по изучению и распространению даосизма.
Даосизм широко распространен в Китае. Согласно официальной китайской статистике, в стране насчитывается 1,5 тыс. даосских храмов и монастырей, более 25 тыс. монахов и монахинь. Около 20 млн. жителей Китая считают себя приверженцами даосизма. Многие некогда закрытые ритуалы превратились в элемент повседневной культовой практики. Китайцы приходят в монастырь, чтобы помолится даосским божествам и попросить у них помощи, а заодно прикоснуться к крупу бронзовой лошади, стоящей на территории храма, так как считается, что это приносит счастье. Молящиеся становятся у алтаря на колени и трижды кланяются, после каждого поклона священослужитель ударяет деревянной палочкой по большой железной чаше. Обязательная часть убранства даосских храмов - колокола и барабаны. В даосских монастырях утром ударяют в колокол, а вечером - в барабан.
Мы решили попросить у божеств покровительства, у одних просили счастья, у других – здоровья, у третьих - содействия в развитии способностей. В представлении даоссов, каждый бог, обитающий на небе, имеет свои специфические обязанности. К примеру, одно божество отвечает за счастье и долголетие, другое покровительствует искусству и литературе, третье – покровитель местности. Один из высших богов даосского пантеона Нефритовый император обладает властью над всеми живыми существами, посылает им награды и наказания. Палата Вэнь-чана” (Вэнь-чан дянь) посвящена весьма популярному китайскому божеству - покровителю образования и литературы Вэнь-чану.
Сверх программы побывали мы и в Летнем императорском дворце (Парк Ихэюань, Yh Yun). Этот парк занесен ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества. Место, где стоит побывать. Императрица Цыси восстанавливала парк и дворцы после того, как в 1860 году его разграбили и сожгли объединенные французские и английские войска.
Когда мы прошли через главные ворота комплекса, нам открылся замечательный вид: по большому озеру плыли красивые, оформленные в старинном китайском стиле лодки, на которых можно прокатиться. Слева мы увидели арочный мост, который соединял берег с островком на озере. Каждый из 17 пролетов моста был украшен фигурами львов. На другой стороне озера на холме возвышался насыпной холм Долголетия, с храмами на вершине. В парковом комплексе Летнего дворца много строений, Так, например, есть дворец Жэньшоудянь ("Дворец человеколюбия и долголетия"), храм Чжихойхай ("Море мудрости и разума"), павильон Лэшоутан ("Зал радости и долголетия"). Вдоль берега озера построена самая большая в мире галерея, украшенная рисунками, ни один из которых не повторялся. Здесь же на берегу стоит знаменитая Мраморная лодка, где любила обедать императрица Цыси, потратившая на создание Летнего дворца деньги, собранные на строительство китайского военно-морского флота.
Погода нам в этот день не благоприятствовала, когда мы приехали в Летний Дворец, стоял туман и начал моросить дождь. Вскоре из-за дождя число посетителей значительно уменьшилось, что позволяло нам спокойно осматривать достопримечательности. Мы погуляли по галерее. Когда мы поднимались в верхнюю часть храма Фосянге (Дворец воскуривания благовоний в честь Будд), откуда-то доносилась красивая китайская музыка. Редкие посетители, накрапывающий дождь и эта музыка, под которую хорошо думать о вечном или медитировать придавали всему дополнительное очарование. В Летнем Дворце можно находиться долго, но нам уже надо было возвращаться, да и дождь усилился и мы покинули Летний дворец. Название Ихэюань, данное императрицей Цыси Летнему императорскому дворцу, означает "место покойной старости и возвращения к гармонии после ударов судьбы".
Интересно, что когда видишь пекинских пенсионеров, создается впечатление, что у большинства из них, действительно наступило время спокойной старости и возвращения к гармонии. На улицах города и в парках, особенно в парке Храма неба можно увидеть много пенсионеров, просто прогуливающихся или занимающихся гимнастикой, спортивными играми, играми в карты. Любят пожилые китайцы и путешествовать. А как-то, вечером возвращаясь в гостиницу, мы сначала услышали музыку, а потом с удивлением увидели большое количество пенсионеров, с большим удовольствием танцующих под эту музыку. Из передачи по телевидению мы узнали, что пенсионеры могут поступать в специально созданные для них в университете факультеты. Там они изучают живопись, учатся рисовать, и изучают другие науки и искусства. Есть кружки для обучения пенсионеров китайским спортивным играм. Выступающие по радио пенсионеры, с радостью сообщили, что эти занятия сделали их жизнь даже более интересной, чем она была в то время, когда они еще не были пенсионерами. Всеволод Овчинников, большой знаток Китая, пишет: "Каждый их народов, среди которых я жил, - китайцы, японцы и англичане – какой-то чертой своего характера повлиял на меня. У китайцев – это почтительность, уважение к старине, к старшим, верность традициям".
В один из дней нашего нахождения в Пекине, мы с сестрой, по совету Димы сходили на театрализованное представление "Легенда кун-фу", в котором выступают шаолиньские монахи, и мы были в большом восторге от представления. Пластичность и одновременно внутренняя сила монахов, крайне удачно подобранная музыка, красивое оформление представления - все производило большое впечатление. Мы почувствовали мощную энергетику, исходящую от монахов. "The most exciting kungfu show in the world" - написано в рекламном проспекте, и я не сомневаюсь, что это соответствует истине.
Ходили мы коллективно и в китайскую сауну. Мы решили посетить сауну расположенную не так далеко от нашей гостинице. Хорошо, что наш гид Дима проводил нас до этой сауны. Обслуживающий персонал не понимал по-русски, и Дима что-то долго им объяснял, а в это время в помещении, где мы ждали, выстроился весь, как нам показалось, обслуживающий персонал сауны. Мы так и не поняли, или у них такая традиция, или просто у них в сауне давно не были иностранцы и им интересно было на нас посмотреть. В сауне натоплено было слабовато и наша Марина поддала жара, полив на раскаленные камни воду, но массаж был хороший.
И конечно, какой же Китай без чая. Мы побывали на чайной церемонии, в пекинском Чайном доме, где мы продегустировали разные сорта черного, зеленого и желтого чая и купили с сестрой два сорта элитного чая. В дополнение к покупке мы получили в качестве подарка две маленьких фигурки писающего мальчик (по типу брюссельского). Делает он это, если заварить в кружке чай по всем правилам китайского чайного искусства и на чайник при этом поставить фигурку мальчика. Купили мы и кружку, где при заваривании чая меняется рисунок, и проступают очертания китайской стены. Но купить такую кружку, как оказалось, можно дешевле в других местах.
Дима нам рассказал про интересный китайский обычай, который существовал раньше в тех местах, где он родился. Он сам из старинного рода. Когда знакомились его родители, то есть проходили смотрины невесты (невесту выбирали родители жениха) она должна была подать потенциальному жениху чашку чая. Если жених выпьет весь чай, то он согласен взять девушку в жены, а если только половину чашки - то нет. Интересно еще, что у китайцев число два счастливое, а четыре - несчастливое. Поэтому не удивительно, когда китайские парни дарят девушкам два цветка.
В последний день пребывания в Пекине мы побывали на антикварном рынке, расположенным недалеко от нашей гостиницы. Чего там только не было. Мы купили себе на память маленькие статуэтки улыбающегося Будды. Как нам потом сказали, это Будда, приносящий счастье. К сожалению, мы не успели побывать на антикварной улице Люличан, которую планируют к Олимпиаде снести, чтобы на ее месте построить новую, что у нас вызывает большое сожаление, так как в результате таких действий исчезает китайский колорит.
В Харбине мы были недолго, меньше дня, успели посмотреть на белых тигров в парке-сафари. Погуляли по местному Арбату. Когда мы первый раз увидели нашего харбинского гида Сашу, то очень удивились. Никогда я не думала, что бывают такие высокие и крупные китайцы. По характеру Саша нам напоминал большого ребенка. Перед отъездом он каждому из нас подарил пазлы.
Понравился нам сервис в гостиницах, особенно в пекинской. Кухня там была китайско-европейская. Большой выбор блюд. Обычно мы ходили туда вместе с нашей семейной парой. И наша четверка долго засиживалась за завтраком, поедая разные деликатесы. У нашего единственного в группе мужчины мы отмечали день рождение в ресторане "Пекинская утка" и по традиции ресторана в честь дня рождения симпатичная китаянка кормила его с ложечки тортом, чему он был очень доволен, и хитро глядя на жену, сообщил, что наверно в следующий день рождения сюда приедет один. Конечно, это была шутка, так как они дружная хорошая пара.
В Шанхае и Пекине стояла теплая погода. И мы решили, что удачно выбрали время для поездки, так как в это время, а была середина октября, там было не жарко и не было такого столпотворения туристов, осматривающих достопримечательности, какое бывает в летнее время. Только не надо ехать в Китай в первую неделю октября, Эта неделя года, как и одна из майских, когда все китайцы отдыхают и путешествуют.
Поезда, в которых мы ехали до Шеньяна и Пекина достаточно чистые, и плацкартный вагон по удобствам мало чем отличается от наших купейных, только полки у них трехъярусные. Столики в вагоне были покрыты скатеркой, и под столиком обязательно стоял термос с горячей водой. Когда мы ехали на поезде, мы часто видели кукурузные поля, с которых убирали или уже убрали кукурузу. Кукурузы в Китае выращивается очень много. Сразу вспоминается любовь Хрущева к царице полей, как он считал, кукурузе. Дэн Сяо Пин в свое время очень мудро поступил, когда решил, что надо в первую очередь развивать сельское хозяйство, чтобы прокормить народ. Благодаря этому продукты питания в Китае дешевые. Нам по пути попадались селения с аккуратными домиками под черепичной крышей и тщательно обработанными полями. Иногда можно было видеть, что землю обрабатывают при помощи буйволов. Я думаю, что у них нет таких брошенных сел, какие есть у нас в результате развала колхозов и совхозов.
В Китае есть и частная собственность, в том числе и крупные предприятия, но банки все находятся в государственной собственности. Вообще Китай очень мощно строится. И в Пекине и в Шанхае мы видели новые кварталы, причем все дома во вновь строящихся жилых кварталах красивые, но абсолютно одинаковые. Китай быстро развивается во многих направлениях. Конечно, есть у китайцев и недостатки. Так, например, экология хромает на обе ноги, чтобы это увидеть не надо и ехать в Китай, а достаточно побывать у нас на Дальнем Востоке, чтобы увидеть как, в результате китайских аварийных сбросов отходов в реки, загрязняется Амур. Но очень хочется верить, что вскоре китайцы с присущим им упорством решат и эту проблему. Любят китайцы и музыку. В своих воспоминаниях Лучано Паваротти пишет, что гастроли в Китае были одним из самых запоминающихся событий в его жизни. И это не удивительно.
Не прошло и полгода после моей поездки, как я снова встретилась с Китаем. Сначала он вернулся через серию картин "Тибетские сны" Сергея Форостовского, а совсем недавно через шоу "Город китайских фонарей" на площади Владивостока.
29/05/2007 23:07
Материалы по теме
- Страны: Китай
- Отзыв о поездке: Двадцать дней риса, пагод, драконов и будд, январь 2006
- Отзыв о поездке: Китайские технологии, май - апрель 2005
- Отзыв о поездке: Путешествие по Поднебесной, апрель 2006
- Отзыв о поездке: Самостоятельное путешествие по Китаю, май 2006
- Статья: Великая Китайская стена как "чудо застенчивости", 09.02.2007
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.