Два Шанхая



    На 4 дня судьба забросила меня опять в мой любимый Шанхай – город, которому еще с позапрошлого века была уготована роль своего рода моста между западной и восточной цивилизацией, что не могло не отразиться на его облике и на особенностях жизни местного населения.

    Отель

    Bund Riverside Hotel 4 * расположен хоть и в центре, но в весьма специфическом районе – вокруг небольшие магазины, торгующие разными трубами и переходниками, за отелем – стройка, выходящая на маленькую реку, впадающую в Хуанпу (большой приток знаменитой Янцзы). До одной из центральных торговых улиц – Нанкинлу – пять минут пешком по старому Шанхаю – двухэтажным домикам со свешивающимся из балконов на длинных бамбуковым палкам бельем, небольшими забегаловками, где жарят и парят всякую всячину, мини-рынками с экзотическими фруктами.

    В отеле останавливаются масса туристов, в т.ч. и из России. Завтрак на твердую тройку – за 4 дня не сменилось не одного блюда (омлет, яичница, кофе, чай, сок, выпечка) – спасал только Panoramic View на старую часть Шанхая – Puxi. Вообще, весь Шанхай делится рекой на две части – Puxi и Pudong, что в переводе с китайского, соответственно, означает к западу и к востоку от реки. И на той, и на другой стороне Шанхая все застроено небоскребами, которые, не только на мой згляд, оставили далеко позади все существующие аналоги Гонконга, Сингапура и даже Нью-Йорка. Шанхай - это мегаполис 21 века с ярко выраженной китайской спецификой - вертикальный и многоярусный городской архитектурных ландшафт мирно соседствует с традиционным укладом жизни и, именно в этом симбиозе старого и нового кроется очарование современного Шанхая, поражающего всех без исключения западных туристов.

    Транспорт и небоскребы

    Доехали на такси за целых 70 долларов – это был любезно заказанный Astravel трансфер (приехала милая китаянка с водителем на целом микроавтобусе), обратно добирались на такси же по скоростной магистрали за 20 долларов. Делайте выводы)) В этот раз не удалось проехать на скоростной магистрали с загадочным славянским именем Maglev (поезд движется со скоростью 430 км в час и намного дешевле, чем такси).

    По городу можно передвигаться как на такси (посадка – 11 юаней, по центру больше 15-20 юаней не набегает), так и на метро (3-4 юаня в одну сторону в зависимости от зоны). Таксисты отделены от пассажиров пластиковой загородкой, сломать которую можно играючи. Все без исключения выдают чек – видимо, за несанкционированный провоз пассажиров штрафуют. В пятницу вечером такси не поймать – полное ощущение, что все китайцы едут с одного края города на другой и говорят по телефону.

    Метро чистое, поражает обилием всякой рекламы (баннеры, лайт-боксы, плазменные мониторы в вагонах). Вход по магнитным карточкам, при выходе надо опустить ее в автомат, пока это не поняли, долго прикладывали карточку разными сторонами в надежде вырваться. Очень доброжелательные китаянки помогли дикарям…

    Скоростные магистрали пересекаются под разными углами, построены развязки на 4-5 уровнях. По новому мосту через Хуанпу шоссе поднимается аж до высоты 10-12 этажей. Каждый из небоскребов уникален - вечером все они имеют яркую подсветку – то по зданию ползут радужные узоры, то на крыше распускается большой светящийся лотов, то лучи прожекторов выписывают на небе невообразимые кренделя. 468-метровая телевизионная башня, называемая Жемчужиной востока, – третья после ТВ-башни в Торонто и нашей Останкинской. Помимо башни все туристы посещают Jinmao - башню, в которой располагается отель Hayatt и бар на 86-этаже с феерической панорамой и не менее фантастическими ценами.

    Достопримечательности

    Пешком прошлись до YuYuan (сада Радости) – одного из немногих садов, разбитого в 1559 году как домашний сад губернатора провинции. При площади всего в пару гектаров он производит впечатление огромного благодаря уникальной планировке – разнообразные галереи и ворота как будто формируют новые и новые перспективы. Рядом с садом располагаются торговые ряды, предлагающим ошалевшим от тишины и вида стай голодных красных рыб туристам всякие товары народного потребления с китайской спецификой – при беглом торге с 300 юаней (1 доллар примерно равен 7,7 юаням) цена упала до 50… Делайте выводы – и это в суперперенаселенными бледнолицыми туристами районе. Храм нефритового Будды (YuFosi)– непременное место для всех туристов. На заднем дворе Храма опять же маленький канал с разноцветными рыбами и новенькая Ferarri – видимо, монахи живут неплохо и в этой жизни, не дожидаясь перевоплощений.

    Кухня

    Как всегда, поражает разнообразием. Наиболее вкусно, естественно, в китайских ресторанчиках, где едят сами китайцы. Шанхайская кухня разительным образом отличается от сычуаньской или, к примеру, от кантонской – она более пряная и подслащенная. Не стали пробовать знаменитый образец шанхайской кухни - "столетние яйца", продающиеся на каждом шагу. Блюдо, как известно, относится к разряду экзотических, но вполне съедобных в голодный год и не только. Мы, дикари из Европы, ошибочно называем их тухлыми, но на самом деле, куриные, перепелиные или утиные яйца 100 дней выдерживают в соли, извести и древесной золе, затем очищают, фиолетовую (!!!!) желеобразную массу, в которую преобразовались белок и желток, режут дольками и подают в соевом соусе. Вкус специфический.

    Трижды в разных ресторанах пробовали huo guo – кипящий котел, в который по настроению и в зависимости от ресторана бросают мясо, рыбу, ракушки, зелень, грибы и прочая и прочая. Рис, как известно, китайцы почти не едят в ресторанах – считается, что им можно только набить живот. Поразила агрессивная политика Starbuсks, Макдональдса, Pizza Hut, KFC. Там, кстати, немало китайцев приобщаются к так сказать западной цивилизации.

    Удивил перерыв на обед с 14 до 17 часов во многих китайских ресторанах, в Famous Brand Mall (а есть и такой) нам с трудом на 8 этажах удалось приткнуться для того, чтобы пообедать после покупок.

    Реклама

    По роду деятельности связана с рекламой, поэтому не могла обратить внимание на фантастический прогресс, прошедший индустрией с моего первого посещения Китая в далеком 1988 году. Тогда это был вылетающие из центра кадра логотипы фирм и китаянки, рекламирующие чудодейственные кремы. Сейчас по почти 56 (именно столько было каналов в нашем отеле!!!!) каналам – непрерывно идут рекламные ролики, снятые на высочайшем профессиональном уровне.

    Китайцам активно продают lifestyle – как, что, с чем носить (в каждом кафе или приличном ресторане лежат стопки бесплатных глянцевых журналов - Elle, Cosmo и прочий женский глянец), Сhina Golf, Luxе Brands и все такое прочее. Активно ведут алкогольные бренды Hennessy, Martell, Chivas, Label 5 и т.п. Эти напитки можно купить почти повсеместно. Более наблюдалась вообще интересная промо-акция – купи джинсы Levi’s – получи бутылку в Ballantines подарок. Активно китайцы пьют и вино – Франция на государственном уровне поддерживает компании, работающие на китайском рынке.

    Масса рекламы расположена на экранах на телефонных будках, на велосипедных стоянках и т.п. Венцом ambient media явился огромный дирижабль с рекламой Bridgestone, буквально пикирующий на небоскребы по ту и другую сторону Хуанпу.

    Китайцы, как дети, впитывают буквально все, что предлагает им современная западная цивилизация, ломая веками сложившиеся традиции. В силу известных физиологических причин основная масса китайцев не может переваривать 40-градусный алкоголь (за исключением, пожалуй, живущих на севере китайцев), посему они вынуждены разбавлять Hennessy Richard и Hennessy Paradis на глазах изумленных европейцев зеленым чаем или даже кока-колой. Заказать стакан виски для состоявшегося китайца - не комильфо. Берут бутылками, только бутылками. Такого обилия подарочных упаковок дорогого импортного алкоголя не найти даже в самых богатых Duty Free – видимо, все отправляется в Китай, где собственно, и происходит круговорот подарков в природе: все эти роскошные коробки в бархате и без, со стаканами и с книгами с историей напитков и прочим оседают в так называемых "подарочных" (у приличных китайцев существуют, по отзывам, и такие – наряду с традиционными для нас гардеробными).

    Заповедные островки

    Устав от шума и гама мотоциклистов, мотороллеров и велосипедистов в центре Шанхая, да и от тысяч-тысяч китайцев, снующих в поисках покупок по огромным торговым молам (наша МЕГА – детский сад, просто детский сад – подготовительная группа), приехали в район XinTiandi ("Новый рай") – своего рода резервация для иностранных граждан со вполне европейскими ценами (2 кофе с яблочным пирогом стоили 200 юаней = почти 25 долларов). Но…. живой джаз на улице, расслабленная атмосфера, плетеные кресла на улицах, приглушенный свет, дорогие магазины именитых азиатских дизайнеров Shanghai Tang и Vivienn Tam (восточный аналог Prada) с нереальными ценами на шелк – за это надо платить.

    В конце Sichuan lu - типичной торговой улице, где нет европейцев, по совету таксиста попали в другой оазис – там, где в 20-30 гг. прошлого века жили богатые китайцы. Викторианские особняки, дорогие авто (кстати, новые китайцы на их Millionaire Fair раскупают дорогие автомобили похлеще наших олигархов), ухоженные деревья и клумбы, хорошо одетые китайские дамы с собачками (или даже двумя – это признак очевидного богатства) с ошейниками Louis Vuitonn, кофе…

    Шоппинг и бренды

    В Китае большинство европейцев ждет глубокое разочарование: для всех китайцев и китаянок я "dade" - большая. Когда я покупаю одежду, то мне дают размеры исключительно L или даже XL. А попытки купить что-нибудь для мамы превращаются в настоящую пытку - далеко не у каждого продавца есть размер XXL, а лучше XXXL. И это при том, что мама моя вполне привычного русскому глазу размера женщина, только что вышедшая на пенсию. И одежду она любит яркую, что вызывает у китайцев неизменное удивление, когда спрашивались у них "вот эту кофточку", только самого большого размера.

    Вообще, рынок подделок в Китае процветает. На любой из торговых улиц европейского туриста из толпы вычленяют местные зазывалы, довольно настойчиво предлагающие watches and bags, при это демонстрируются каталоги с последними must have cезона. Ускоряем шаг – вдогонку слышится "T-shirts и DVD". Cтарожилы говорят, то если чуть притормозить, то начинаются предложения girls и на худой конец (почти без всякой надежды) - boys, но нас миновала чаша сия.

    Исчезающий Шанхай

    За последний год, помимо маленьких двориков с гомоном китайчат и бурлящей уличной жизнью, закрылись 1) магазин "Дружба" 2) легендарный отель "Мир" (Heping или Peace Hotel), куда на набережной Bund водили иностранцев на концерт джазменов, средний возраст которых если верить путеводителю 2004 года, составлял 78 лет. На дверях отеля висит грустная табличка на китайском и английском "Спасибо, что вы были с нами все эти годы…"

    Запретный Шанхай

    Недалеко от Sichuan Lu (в 2-х шагах от гостиницы с символическим названием New Asia Hotel) еще в прошлые визиты обнаружена улица Zhapu lu с обилием массажных салонов и прочих услуг. Хохочущие массажистки, призывные надписи, некое оживление и возбуждение во всем… Будучи в служебной командировке, решили не рисковать.

    Тем не менее, и мы попались в запретные сети "Парижа Востока". В этом квартале нам удалось перекусить в романтическом кабинете на 4-этаже (были с моим спутником доставлены на лифте), отделанном деревом с бордовыми бархатными шторами и плюшевыми стульями. Особенно поразила картина неизвестного китайского художника конца ХХ-начала ХХI века – девушка в платье с кринолином кормит собаку. Понимающие официанты ждали дополнительных указаний – но мы ограничились циндаоским пивом и парой экзотических блюд – королевские креветки оказались на поверку политы жутким соусом, после чего блюдо приобрело знакомый всем русским вкус бычков в томате. Суп из акульих плавников и разнообразные рыбы (с нереальной даже для туристического района ценой за цзинь - около 500 граммов - в 150 юаней) были сразу отвергнуты – явно попахивало типичным разводняком для иностранцев. Наверно, есть и еще более опасные для заблудших европейцев места, но мы их не искали.

    Несколько дней пролетели незаметно, 9 часов лету и, мы в Москве. Шереметьево-2 встретил, как всегда очередями на паспортном контроле и пробкой на Ленинградке. И уже в районе Меги вдруг снова захотелось развернуться и оказаться в далеком таком разном Шанхае, где удивительным образом гармонично сочетается старое и новое.

    NATALY
    18/05/2007 22:41


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Китая

    15.11.24 S7 Airlines снова будет летать из Иркутска в Шанхай
    13.11.24 Hainan Airlines будет совершать рейсы между Владивостоком и Сианем
    07.11.24 Uzbekistan Airways проводит однодневную акцию на избранные направления
    06.11.24 Belavia открывает регулярное сообщение между Минском и Урумчи
    27.10.24 Uzbekistan Airways будет выполнять рейсы из Ташкента в Ханчжоу
    Hainan Airlines начала летать между Владивостоком и Пекином
    Группа "Аэрофлот" в зимнем расписании будет совершать рейсы по 33 новым направлениям
    05.09.24 "Аэрофлот" совершает рейсы на Хайнань из Владивостока, Хабаровска и Новосибирска
    13.08.24 "Аэрофлот" будет летать из Екатеринбурга в Санью
    29.07.24 Hainan Airlines полетит из Москвы на Хайнань