Сентябрьская Анапа



    Вот и ты, наша дорогая, знакомая до каждого уголка Анапа. В который раз мы у тебя в гостях.

    Утреннее размещение прошло быстро. Нам повезло. В полседьмого утра на автовокзале нам встретились агенты и мы остановились на втором предложенном нам варианте… Наше жилье было в самом центре, на улице Красно-Зеленых, рядом с центральным рынком, автобусными остановками, в 10 минутах ходьбы до центрального пляжа. Казалось бы, и желать большего нечего, но я не рассказал об одной неприятности, случившейся со мной по пути в Россию. Самая большая неприятность в отпуске – заболеть. И я заболел! Температура поднялась выше 38 градусов, отзываясь, наверное на простуду, полученную в Симеизском аква-парке. Сильный жар буквально выкачивал из меня силы. От этого и постоянные переходы от одной таможни к другой в течение ночи, многоразовые посадки-высадки из нашего автобуса в полном "боекомплекте", то есть со всеми нашими баулами, еще более отяжелевшими после путешествий по крымскому полуострову оказались физически тяжелее раза в три, чем были на самом деле.

    Обычно по приезде в Анапу первое, что мы делали – отправлялись здороваться с морем – на городской пляж. Ритуальное морское купание в первый день – основная наша цель в дороге. Но так не получилось в прошлом году, так не получилось и теперь. Жар, изматывавший меня еще с Крыма, в Анапе окончательно сбил с ног и, едва добравшись до кровати, я прямо как был – свалился с ног. Более того, болезнь не позволила мне даже искупаться ни единого раза, будучи у самого моря.

    Однако, рассказ о болезни, думаю, - не самое интересное повествование читателю, настроившемуся получить положительные эмоции, но и обходить этот момент я не стал, чтобы как можно полнее передать атмосферу нашего быта.

    После сна мы долго пытались сообразить, сколько на самом деле времени. Поняли, что теперь мы из Киевского княжества переехали в Московское, следовательно, надо вернуть стрелкам часов их первоначальное значение – на час вперед.

    Хозяевами квартиры, где мы остановились, оказались премилые пожилые люди. Судьба свела их не так давно, оба потеряли вторые половинки, оба стремились их снова обрести. Бабушка (пусть я буду называть их "бабушка" и "дедушка") сдавала соседнюю комнату своей племяннице, приехавшей из Красноярска и знакомой ее знакомых из Новосибирска. Так они и жили там, две сибирских девушки. Кстати, при более близком знакомстве оказались очень чуткими, отзывчивыми и веселыми. Все время ходили гулять вместе, вечером ужинали в уличных кафешках под "живую" музыку шансонье.

    Впечатления от Анапы

    Пусть недуг в течение всего нашего пребывания в столице солнца старался подкосить меня, тем не менее, утренние часы (а иногда даже и до 16 часов) – я все-таки у болезни "вырывал", засыпая в себя жаропонижающие и антибиотики, а потом отправлялся гулять вместе со всей нашей компанией по городу.

    За год серьезных архитектурных изменений не произошло. Известно было, что прежнего мэра сняли со своей должности, и в течение межсезонья в городе был избран новый мэр, что сразу бросалось в глаза. Во-первых, было убрано это безвкусное нагромождение стихийных рынков, подмявших под себя в прошлом году весь центр города. Теперь улицы стали, как-будто шире, а торговля потеснилась и чуть "спряталась" к краям тротуаров.

    Стало заметно чище, а Набережная очень здорово преобразилась – убрали всю растительность, загораживающую красоту видов в сторону моря, почти до конца Набережной все выложили тротуарной плиткой… Такой же почетной участи удостоен был и Пионерский проспект. Правда, только лишь в своем начале. Ну, да почин дорогого стоит (надеюсь, городской бюджет выдержит, и да не ускромнится состояния своего победитель городского тендера на поставку тротуарной плитки муниципалитету).

    Аква-парк стабильно развивается, посмотрели цены:
    На смену с 9 до 14 часов, с 15 до 20 и с 21 до 24 часов – цена входного билета 600 рублей.
    Детский билет – 300 рублей.

    Впереди нас ждало серьезное разочарование – в Летней эстраде сезонный перерыв в работе выпал аккурат на все наше пребывание там. На следующий день после нашего отъезда там должен был состояться концерт дуэта "Непара". Таким образом, концертная программа летнего сезона 2006 года помахала нам крыльями и полетела куда-то прочь, к музам, вдохновляющим авторов на сотворение будущих шедевров…

    Аномально морозная зима 2006-го года наделала много "черных" дел везде – и в Крыму, где померзли пальмарии, и в Краснодарском крае, где все еще ждут помощи федерального центра на восстановление виноградников, погибших под воздействием низких температур. Все расчеты ушли в столицу – еще весной, надо принимать срочные меры, осуществлять закладку новых плантаций винограда, но – московские чиновники раскачиваются долго и к сентябрю все еще не раскачались. Возможно, что в 2007 году что-то сдвинулось с мертвой точки.

    О чем я? Да, о сорокаградусных морозах, трещавших на берегу того самого Черного моря. Ко всему прочему, они побили еще и большинство роскошных крымских сосен, растущих на улицах Анапы. Со скорбным видом стоял их пожелтевший строй вдоль улицы Крымской, а сухие иглы беззвучно слетали к ногам куда-то спешащих пешеходов…

    Начало сентября выдалось необычно холодным. Бабье лето где-то заблудилось, а может – и вовсе перепрыгнуло и отправилось в свое излюбленное место последних лет – Западную Европу… А в Анапу пришел циклон, вызвавший сильный ветер с моря и длительный шторм. Оба явления, помогая друг другу, не прекращались несколько дней, как раз тех, что мы могли гулять по берегу моря. Люди стали доставать со дна своих походных чемоданов самые теплые вещи, и щеголять в них по маршрутам прогулок отдыхающих – обновленной Набережной и в парке. На всех пляжах – от центрального до пляжа у "Жемчужины России" спасательные станции ежедневно вывешивали таблички с цифровым выражением "балльности" шторма. Но резюме было неизменно: "купание запрещено". Однако что немцу смерть – то русскому хорошо! Поэтому, наш турист шел "грудью на амбразуру", против волн и ветра, навстречу неизведанным опасностям, подпрыгивая, либо пригибаясь под штормящей волной. И пусть дежурные на берегу до хрипоты в голосе кричали в свои мегафоны этим гражданам, чтобы они не рисковали своими драгоценными жизнями, а по быстрому покинули бурлящий "водоем", почти сразу находились другие желающие, с которыми затем происходила подобная эксклюзивная процедура. Удивительная, вообще-то, картина: посторонние люди вмешиваются в личную жизнь других и увещевают их, как малых детей, не бороться со штормом, а дождаться тихой погоды, чтобы предаться сладости принятия морских ванн. А те еще их и не слушают. Просто удивительно, но мило безумно!

    Вдоль побережья курсировал автомобиль УАЗ от министерства по чрезвычайным ситуациям, пассажиры которого останавливались у каждого поста и справлялись о положении дел на месте, по видимому, курируя ситуацию со спасением людей на водах…

    Штормящее море изливало свои воды, забрасывая тонны тины далеко на берег. Из-за этого "пляжники" (отдыхающие, проводящие большую часть отпуска на пляжах) вообще не могли отдыхать на горячем песочке, его просто не было. Кругом были только холод и сырость.

    Самостоятельно, на глаз, оценив наши шансы на купание в мутной воде штормящего уже который день моря под непрекращающимся северным ветром, мы, равно как и многие другие бывшие в ту пору здесь отдыхающие, обратили свое внимание к скучающим на городских улочках распространителям путевок экскурсий к местным достопримечательностям. Из всего многообразия экскурсий, мы решили "положить на чаши равновесные гирьки", уделив внимание и чревоугодию и повышению духовности, а именно – мы поехали сначала в коммерческое путешествие в поселок Абрау-Дюрсо под Новороссийск, славный своим заводом по производству шампанских вин, а затем – к дольменам реки Жанэ, окруженным ореолом таинственности и мифологичности.

    Главным эстетичным богатством Абрау-Дюрсо, безусловно является озеро, на берегу которого и расположился этот поселок. В 2002 году оно разлилось и затопило этот населенный пункт. Теперь это в прошлом и об этом уже ничто не напоминает.

    Побродив вокруг завода по производству шампанских вин, мы вошли внутрь, прошлись по штольням, где и осуществляется процесс производства, прослушали краткую лекцию гида о технологии производства разных видов шампанского. Оказывается, бутылочная технология производства шампанского вина используется в настоящее время только на Абраусском заводе. Шампанское по способу производства разделяется на выдержанное (в бутылках) в течение определенного времени, второе название - классическое, а также – на емкостное, более простое в изготовлении и с коротким циклом производства.

    Затем мы вместе с группой перешли к самому приятному – дегустации. На дегустации были представлены пять видов шампанского, два из которых – классические и три – емкостные.

    Дрожжевые: Брют и Полусладкое.
    Емкостные: Ах, Абрау; Брют; Полусладкое; Красное игристое вино.

    Гид показала отличительные признаки оригинального шампанского (остерегайтесь подделок!)

    Первое: бутылка для шампанского, произведенного на заводе Абрау-Дюрсо производится в Минеральных Водах. На самой бутылке присутствует рельефное название "Абрау-Дюрсо" и должен быть указан год заправки шампанского.
    Второе: на бутылке с настоящим шампанским обязательно должен присутствовать "галстучек" с указанием года заправки, причем год, указанный на "галстучке" и на бутылке должны совпадать.
    Третье: этикетка на бутылке должна содержать информацию, что вино "выдержано в подвалах завода Абрау-Дюрсо в течение стольких-то лет" (обычно – трех).
    Четвертое: бутылки с шампанским на Абрау-Дюрсо укупориваются корковой пробкой, являющейся еще и фирменным знаком завода: пластмассовая пробка в бутылке шампанского – стопроцентно указывает на отсутствие родственных связей с описываемым заводом.

    Гид показала нам легкий и изящный способ открывания бутылки шампанского: держа бутылку в руках под углом 45 градусов, отвинчивать пробочку против часовой стрелки, до тех пор, пока бутылка не будет открыта с легким благородным хлопком. Когда хлопок раздался в прохладном дегустационном зале, группа не выдержала, и зааплодировала, так все были разгорячены окружающей обстановкой, двумя продегустированными бокалами шампанского, предвкушая еще три, и праздничностью момента…

    На повторную дегустацию были вынесены снова бокалы шампанского вина классического полусухого, или как его еще называют специалисты – "номер два". Действительно, попробовав подряд несколько бокалов шампанского, приготовленного по разным технологиям, мы ощутили благородство вкуса классического шампанского и бьющую по языку "дрожжеватость" емкостного.

    По пути назад нам рассказывали, что если хранить шампанское, то лучше классическое выдержанное и на нижней полочке вашего холодильника в горизонтальном положении, чтобы напиток омывал пробку и не давал ей рассыхаться и пропускать воздух внутрь и не выпускать его наружу. Вместе с тем, надо иметь в виду, что процесс хранения шампанского в домашних условиях никак не влияет на его вкусовые качества.

    Повеселевших туристов гид встретил на улице у выхода с завода и отвел в специальный коммерческий магазин, где народ затаривался Юбилейным полусухим и Красным игристым.

    По дороге назад в двухярусном автобусе, мы, проезжая по витиеватым горным виадукам, наблюдали, как на горизонте ходят хмурые тучи… Но для нас, сидящих за тонированными стеклами в теплых креслах второго этажа большого автобуса, это все выглядело совсем неубедительно.

    Вечером бабушка с дедушкой взволнованно сообщили нам о поступившей информации о грядущем смерче, надвигающемся на Анапу, а затем сели обзванивать всех знакомых и родственников. Однако, на следующее утро, выглянув в окно, мы не заметили ни малейших признаков буйства стихии: все крыши и деревья были на своих местах, и только местный пушистый кот Боцман, грелся на солнышке на противоположной стороне улицы, изменив своим традиционным пристрастиям, что, безусловно, не является последствием природных катаклизмов.

    За прошедшие сутки вода в море еще существенно похолодела, что придавало особую пикантность процессу омовения в море самых экстремальных отдыхающих, отпуска которых, видимо, подходили к концу, ждать милостей от природы было нечего, деньги заканчивались и они шли просто ва-банк!

    Гуляющие по Набережной в свитерах и куртках отдыхающие, глядели на этих безумцев вытаращенными от ужаса глазами, из которых ледяной ветер выбивал слёзы, и откровенно жалели их.

    Снова прибегнув к услугам турбюро (а что еще остается делать, когда вся культурная программа исчерпана, не начавшись, а городские улицы исхожены вдоль и поперек), мы отправились к дольменам реки Жанэ. Путь пролегал через город-герой Новороссийск, который мы обогнули окольными дорогами, а затем сделали короткую остановку у памятника затопленным кораблям. Площадка у памятника была прибрана, но чахлая окружающая местность была обильно сдобрена регулярно прибывающими туристическими группами ввиду отсутствия специального места для кратковременного расслабления после утомительной автобусной дороги по серпантину.

    Спустя еще какое-то время движения на автобусе, мы шли по ровной каменистой дороге, с одной стороны которой был лес, а с другой в овраге протекала река Жанэ. Она, очень отдаленно соответствовала тому бурному потоку, который был на фотографии у столика распространителя экскурсий и скорее была похожа на журчащий ручеек. Дорога, сужаясь и расширяясь то ныряла куда-то вниз, между колючих кустов, то резко уходила вверх, создавая препятствия движению путников с помощью природных средств – корней и кочек. Тем не менее, движение группы было довольно резвым и со стороны было похоже на спринтерский забег под названием "Кто быстрее достигнет конечной точки экскурсии". Мы, немного притормаживая, промчали мимо страусиной фермы, расположившейся здесь, в заповедном местечке, за высоким забором. Чтобы просто взглянуть на страусов надо было платить дополнительную денежку, о чем сообщила луноликая дама на воротах… Помявшись, народ решил обойтись без страусиных видов и, отыскивая убежавшую куда-то вперед гида, поспешили продолжить путешествие.

    В общей сложности, нам были показаны пять или шесть дольменов, чудом сохранившихся, а также небольшую площадку с разрушенными дольменами… Единства мнения о том, что такое дольмены – усыпальницы древних землян, корабли пришельцев или резонансное оружие – так и не существует. Дискуссии продолжаются и в настоящее время. Тем временем, они продолжают жить и образуют вокруг себя удивительные сообщества. В лесочке, где мы шли, уединились от мирской жизни много людей. Кто – индивидуально, а кто и – семьями с детьми. Живут себе, питаются ягодами, иногда выходят за продуктами в город, мастерят народные инструменты, например дудочки. Записи мелодий, сочиненных и исполненных самими мастерами продавались тут же, в многочисленных палатках, стоящих вдоль туристической тропинки.

    В сумерках мы обнаружили на нескольких дольменах людей, сидящих в позе лотоса в направлении уходящего на запад солнца с ладонями, повернутыми от себя… То была подзарядка биологических батарей?

    Эти удивительные люди ходят здесь по земле босиком в простых одеждах и здороваясь с нами, улыбались как родным, спрашивали, как поживаем…

    Эх, а может бросить все заботы, ежедневную суету и также вот слиться с матерью-природой, как они? Наверное, нет. Не получится! Все же слишком много в нашей крови яда потребности в удобствах. Мы связаны своими привычками, что во многом мешают нам начать новую страницу жизни, таят сомнения в наших возможностях и порождают комплексы…

    Да, наверно, крепко я надышался там воздухом долины реки Жанэ, что даже теперь, просто вспоминая эту прогулку, тянет на философствования.

    Венцом путешествия явилось купание в мутной воде какой-то "чаши" (не помню какой, может "здоровья"?) Народ так заразительно резвился, что нам просто чудом удалось не поддаться общему настрою и не пополнить кишащий людьми водоем. Вот, кстати, а я еще что-то говорю о единении с природой… Какое там…

    В день отъезда мы снова обошли знакомые городские улочки. Окончание сезона чувствовалось во всем. Уже не было того привычного гомона, люди говорили как-то тише, двигались неспешнее, музыки и аттракционов казалось меньше, на пляжах снимали отслужившие в этом году тенты. Все это происходило прямо у нас на глазах и отдавало какой-то легкой грустью. Мы были здесь несколько раз за последние годы – в самые разгары сезона. Нам здесь было прекрасно, но случались и неприятности. Было и хорошее и плохое. Странно, но в этом году нас не покидало ощущение, которое возникает, если остаться в театре после спектакля и присутствовать на разборе декораций. Вот и мы наблюдали такой "демонтаж" тех самых декораций, которые обычно сопутствуют любому городу-курорту в пик сезона (закончились концерты, закрылась часть уличных ресторанчиков, на улицах почти не было школьников-туристов, так как все уже сидели в своих родных классах). А еще казалось, как будто мы прощаемся с ним. Прощаемся надолго, веря друг в друга, и надеясь на будущую встречу спустя годы. Возможно, что она состоится!

    Михасёв Роман
    25/04/2007 22:09


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из России

    18.11.24 Air Arabia будет совершать рейсы между Екатеринбургом и Абу-Даби
    В Москве завершился сезон речной навигации
    "Аэрофлот" запускает транзитные рейсы из Москвы в города Дальнего Востока через Красноярск
    15.11.24 "Поезд Деда Мороза" начал путешествие по России
    S7 Airlines снова будет летать из Иркутска в Шанхай
    13.11.24 Hainan Airlines будет совершать рейсы между Владивостоком и Сианем
    El Al снова летает в Москву
    07.11.24 Uzbekistan Airways проводит однодневную акцию на избранные направления
    В Калининграде вводят городской налог для туристов
    06.11.24 Горнолыжный сезон на курорте Роза Хутор планируют открыть 9 декабря