Карелия



    Сидела я как-то в июньский выходной день и думала куда бы мне хотелось съездить, и первое что пришло в голову - Карелия. Достала с полки путеводитель серии "Мир вокруг нас" и начала прикидывать маршрут. Основных пунктов посещения набралось три: Кижи с Петрозаводском, Соловки, Валаам с Сортавалой. Трудность была в том, что они расположены как вершины некоего треугольника со сторонами примерно 250-450 км и вроде бы проезд по приграничной зоне на поезде из Петербурга в Сортавалу требует какого-то разрешения пограничников, которое заказывается заранее.

    Как потом выяснилось, даже автобус из Петрозаводска в Сортавалу проверялся каким-то военным. В итоге маршрут сложился следующий: вечерним поездом из Москвы в Петрозаводск, 2 дня в Петрозаводске, дневной переезд на поезде до станции Кемь, ночь в Кеми, утром теплоход до Соловков. День на Большом Соловецком острове, вечером теплоход до Кеми и посадка на ночной поезд обратно до Петрозаводска,а оттуда уже автобусом до Сортавалы.

    Может быть, можно было как-то по-другому спланировать, но я осталась довольна, за некоторыми исключениями, но об этом позже.

    Билеты на июль-август надо покупать заранее, так как в Карелию едет масса туристов. В пятницу после работы я стартую на Ленинградский вокзал, мой поезд 18-20, у него еще какое-то фирменное название, вагон заполнен под завязку, багаж байдарочников занимает все третьи полки. Настроение отпускное. Утром просыпаюсь уже в Петрозаводске.Я забронировала номер в гостинице "Северная", она оказалась местной достопримечательностью, ее еще на открытках печатают.Завтракать в гостинице я не стала, начитавшись отзывов, купила по дороге йогурт, иду на речной вокзал, чтобы купить билет до Кижей. Билет стоил где-то 300 - 400 рублей.Больше всего мне понравилось расписние рейсовых теплоходов до ближайших деревень, распложенных на берегах Онежского озера.Ну прямо, как автобусы. Ближайшая ракета через полтора часа и есть возможность посмотреть набережную. Вообще, Онежское озеро произвело на меня большое впечатление, это даже не озеро, а море. Погода стояла отличная, жарко, я пожалела, что в спешке не взяла купальник.

    Вся Онежская набережная представляет из себя музей под открытым небом, на ней установлено множество памятников, как местных умельцев, так и подаренных городами- побратимами. Памятники есть как и традиционные, так и весьма футуристические. Мне больше всего запомнились деревянные русалки, пирамида и памятник Петру. За осмотром культурных достропримечательностей еле успеваю на посадку. Ракета 1977 года выпуска вполне себе ничего, занимаю место на носу,но все равно ничего не видно, выхожу на палубу. Шли мы до Кижей где-то час, капитан что-то рассказывал об островах, остающихся позади, о том, что мало туристов посещает Петрозаводск, основная масса проплывает на теплоходах мимо, посещая только Кижи и Соловки.Когда показались церкви Кижского погоста пассажиры начали фото и видеосъемку, это действительно было грандиозно. При покупке билетов на территорию музея- заповедника всех предупреждают, что надо смотреть под ноги и в траву не ходить, так как много гадюк. Я смотрю на свои шлепанцы и как-то становится не по себе. Самый популярный объект Кижей- это 22 -главый Преображенский собор, 9- главая Покровская церковь и стоящая между ними колокольня. Все это обнесено деревянной оградой с воротами. И что удивило, так это наличие могил на территории погоста, ну так ведь это же погост. Туристы бродят между крестов.

    Преображенский собор в высоту составляет 37 метров - это где-то с 11 этажный дом. Но к сожалению, он был закрыт, и были видны следы разрушения. Посетить можно было только Покровскую церковь. Вообще на меня деревянная архитектура навевает какое-то умиротворение, наверное дают о себе знать крестьянские корни. И построили все это великолепие новгородцы, которые поселились здесь в 10-11 веках и которые принесли свою любовь к свободе. Помимо Кижского погоста много построек гражданского назначения. Красивейшие деревянные дома с утонченной резьбой,мельницы, бани, церквушки и все из потемневшего от времени дерева. На противоположной стороне от причала, есть оборудованный пляж. Вода чистейшая и очень теплая. Вообще Кижи в длину километров 8, в ширину максимум 1.5. В центре острова есть две деревни: Васильево и Ямка. Там сдаются комнаты в домах постройки начала 20 века и можно пожить несколько дней. Как и положено, в деревние должен быть мгазин, который по закону подлости закрыт на обед. Сижу я на ступеньках и понимаю, что очень хочется кушать, и тут из зарослей малинника выходит местная жительница и рассказывает, что малина уродилась необычайная, на что я резонно напоминаю ей про гадюк, и эта добрая женщина рассказала мне, что гадюки боятся меня больше,чем я их, и услышт они мое приближение заранее. Я решила проверить, и действительно попробовав малины, я уже совсем забыла и про змей и про магазин.

    На север острова идти уже было как-то тяжеловато и обычные деревенские дома после красоты музейных построек как-то не впечаталяли. Я подумала было о велосипеде, и тут на мое счастье, показались местные жители, как вы думаете на чем, правильно, двое на одном дореволюционном велосипеде. Я спросила их о стоимости аренды их транспортного средства, но они назвали мне какую-то высокую, на мой взгляд, цену и мы ограничились просто разговорами. Оказывается, это были гастарбайтеры из Белоруссии, которые занимаются здесь восстановлением и ремонтом деревенских домов. Кто бы мог подумать. Они подтвердли, что можно снять дом в деревне, но лучше не в июне, потому как комары, это что-то страшное. А зимой на острове остаются только пожарные и милиционер при музее, и забрасывают их на остров вертолетом вахтовым методом, и по-другому до начала навигации до острова не доберешься. А кстати, Кижи внесены в список охраняемых объектов ЮНЕСКО.

    Прихожу на причал, до посадки еще минут 40, осматриваю сувениры, все как и везде. Покупать ничего не хочется. Тупо убиваю время. По прибытии в Петрозаводск возвращаюсь гостиницу, сил ни на что не осталось.Впечатлений масса.

    На следующий день хочу поехать в Кондопогу и на водопад Кивач. (Надо было купить организованную экскурсию в турфирме на речном вокзале, но я же вся такая самостоятельная). До Кондопоги я конечно доехала, а вот дальше начались приключения. Что я могу сказать о Кондопоге. Первое удивление- это моногочисленная группа кавказцев на автовокзале, если его можно так назвать.Второе - это шикарный ледовый дворец. Третье- это масштабы и запах Кондопожского целлюзо-бумажного комбината. И четвертое- отсутствие общественного транспорта. И вот в кассе автовокзала мне говорят, что до заповедника Кивач доехать в ближайшие полдня невозможно,что до Успенской церкви, ради которой я проехала 50 км, тоже ехать и ехать. И тут я решаю взять частника, и частником оказывается грузин Вано, который бесплатно довез до Успенской церкви, подарил цветы и был очень любезен. Надо будет съездить в Грузию. Ну что сказать, не зря были все эти переезды. 45- метровая деревянная Успенская церковь, построенная в 18 веке на берегу все того же Онежского озера того стоила. Она действительно очень высокая и очень изящная и простая. И в ней как-то буднично проходила служба и было такое ощущение, что я нахожусь не 21 веке, а в 18-19. Потом мне пришла в голову шальная мысль покататься на коньках, но к сожалению, ледовый дворец был закрыт.

    Мне пришлось ехать в Петрозаводск под стеной сильнейшего дождя, из-за этой непогоды не было никакой возможности добраться до заповедника Кивач, который знаменит своим равнинным водопадом.С одной стороны жаль, а с другой, у меня есть повод съездить в Карелию еще раз. Во второй половине дня погода наладилась и я решила посмотреть Петрозаводск. Что сказать, хороший город, по-моему плохих вообще не бывает. Интересный краеведческий музей, где можно посмотреть на знаменитые петроглифы. Классический собор Александра Невского. Много театров, художественный музей. Но на следующий день мне надо было уезжать на север в Кемь. До Кеми примерно 430 км, поезд шел, вы не поверите, часов десять, останавливаясь под каждым кустом и на каждом полустанке. И как всегда заполнен под завязку. Это был чартерный поезд. Сейчас объясню, что это такое. В разговоре с проводницей выяснилась интересная вещь, что владельцем поезда является вроде бы какая-то фирма, которая на лето запускает доп. поезда на популярных направлениях. Набирает проводников из людей, стоящих на бирже труда, обучает их и запускает в рейсы. Например, эта поездная бригада была из Воронежа,это был их первый сезон. Что в воронежских деревнях нет работы, это я знала, но чтобы одна женщина содержала мужа и дочь-студентку, это меня потрясло. А вопрос, что же будет зимой, она не смогла ответить. Что еще мне понравилось, так это то,что в Медвьежегорске закончилось электричество, и поезд поехал дальше с помощью тепловоза.А так всю дорогу леса, леса и поленицы дров каких-то промышленных масштабов. Как-то все это экзотично, как -будто в другой стране находишься. И туристы, высаживающиеся на самых безлюдных полустанках - одни товарищи в отведенное время не успели выгрузить свои многочисленные рюкзаки и байдарки, и проводнику пришлось дергать стоп-кран.

    В Кемь приехали уже ночью, но ночь была белая. Кемь тоже произвела впечатление. Поселок как-будто остался в 50 годах прошлого столетия. Наверное, из-за домов и гор угля. Приезжаю в забронированную гостиницу, а мне говорят, что номеров нет, и про меня просто забыли. И предлагают подселиться к какой-то достойной во всех отношениях даме. Я специально бронировала номер за полтора месяца до приезда, а тут такой сюрприз. Устраиваю маленький скандальчик, и о чудо, после моих слов "дайте, пожалуйста, номер мобильного вашего директора", свободный номер чудесным образом нашелся. Гостиница, кстати, называется "Кузова". Гостиница, конечно не пять звезд, а масимум одна.Слышимость такая, что стены как-будто из бумаги папирусной.Душ и туалет в коридоре. Между номерами зачем-то сделаны двери, это наверное, чтобы постояльцы друг к другу в гости ходили. И общее ощущение какого-то общежития.

    Вставать пришлось в пять утра.Теплоход на Соловки отходит в 7. А до порта ехать км 10 на маршрутке до Рабочеостровска. Иду я шесть утра по Кеми на вокзал и понимаю, что я вроде как заблудилась ,но ничего, все обошлось. Порт - это тоже сильно сказано. Порт - это вереницы полениц дров, пару грузовых кранов и вагончик - кафе и касса. И кассир такая Марь Иванна, которую тем не менее боятся все рабочие-портовики, просто собирает по пятьсот рублей и запускает людей на пароход. Ни тебе билетов, ничего. А пароход называется "Василий Косяков". И что-то не нравится мне это название. Как оказалось, интуиция и на этот раз не подвела. Быстро занимаю место на нижней палубе у иллюминатора, а народ все прибывает и прибывает. Помимо организованных групп, столько же "дикарей". Кто-то с собаками, рюкзаками ложится прямо в проходы. Наверное, так люди во время гражданской войны покидали родину. Еще когда я на маршрутке ехала в порт, спрашивала у рабочих, бывает ли такое, что людям не достается билетов на пароход, меня уверяли, что все желающие всегда умещаются. Теперь я поняла как это. А выбора нет, бывают только частные моторные лодки. А это вообще экстрим. Белое море какое-то свинцовое и небо такое же, в окно смотреть быстро надоедает. Расстояние до Соловков - 45 км, где на 2 часа ходу. На палубе встречаю своих соседей по гостинице в Кеми. Они рассказывают, что приехали в Карелию на машине через Вологодскую область, и проезжали какие-то грандиозные шлюзы Беломоро-Балтийского канала. И общее настоение всех путешествующих по Карелии - это что-то удивительное и грандиозное в своей красоте, несмотря на отсутствие комфортных условий.

    Вид Большого Соловецкого острова после посещения Кижей как-то не впечатлил. Но это было только первое впечатление. На берегу наличествовала туристическая инфраструктура в виде кафе, прокатов велосипедов и гостиниц. Вообще Соловки - это монастырь и поселок, а вокруг только скиты в лесах. Скиты восстанавливаются, там даже живут монахи , где-то даже по одному. А так очень много строится для паломников. Монастырь это и бывший СЛОН. Соловецкий лагерь особого назначения, где находился в заключении и академик Лихачев. Надо было книжку купить про СЛОН.

    На территории монастыря ведутся восстановительные работы, но ощущение ужаса от того сколько людей здесь замучили не покидает. Я взяла велосипед в прокате, купила карту и решила поехать до горы Секирной, там и маяк, и Свято-Вознесенскйи скит. Это где-то 8-10 км. По дороге встречались озера, скиты. Природа, конечно же, потрясающая. Север влюбляет в себя навсегда.Несмотря на то,что Полярный круг находится в 200 км - было жарко. По острову ездят автобусы ПАЗики, в них - организованные экскурсанты. Мы с водителем автобуса даже устроили соревнование, из-за качества проселочных дорог, скорость автобуса сравнима со скоростью велосипеда. Очень понравился ботанический сад и система каналов. Я жалею о том, что запланировала на острове только один день. Я бы пожила там неделю. Гостиницы, конечно, оставляют желать лучшего, но можно договориться в частном секторе. Соловки - это же целый архипелаг и названия у соседних островов такие интересные: Анзер, Бол. и Мал Муксалма, Бол. и Мал.Заяцкий. И на каждом острове есть что-то интересное.

    После четырехчасовой велосипедной прогулки естественно захотелось пообедать. В кафе - недорогие местные блюда. Как вам пирожки с селедкой? Затем мне захотелось посмотреть лабиринты, за поселком, на берегу моря специально для туристов устроили эти самые лабиринты из камней. Пусть это и новодел, а все равно интересно. Там я пообщалась с местной жительницей, она рассказала, что давно уже переехала в Петербург, а Соловки забыть не может и каждое лето приезжает сюда на месяц.

    Но мой пароход отправляется на большую землю, а тучи собираются явно грозовые. Посадка прошла опять как в гражданскую войну. Люди толпились и чуть не сталкивали друг друга в воду. Пьяный моторист забыл собрать деньги за проезд у "дикарей" и мы поехали бесплатно. Я спросила у капитана во сколько мы прибудем в порт, он сказал, что 20-10, а мой поезд в Петрозаводск уходит как раз в 20-15, а до вокзала ехать на автобусе минут 15. В общем, все кто ехали на этот поезд, естественно опоздали. А он был последний в этот день. Вот вам и "Василий Косяков". Такого у меня еще в жизни не было, чтобы я опаздала на поезд. Но так как нас было очень много, это даже как-то веселило. Народу в кассу выстроилось человек 70. Все меняли билеты на завтра. На Москву поезд будет только в семь утра, а до Петрозаводска - в четыре с копейками. Все гостиницы в Кеми уже были заняты теми, кто первыми поменял билеты. Я решила, что до четырех посижу на вокзале. Эту ночь я не забуду никогда.Туристы разбили палатки прямо в здании вокзала, кто-то спал прямо в байдарках или на полу на туристических ковриках. Кто-то всю ночь читал книжки прямо на платформе, ночь -то белая.Естественно, выпивали и знакомились. Плюс еще прибывали ночными поездами туристы из Москвы и ждали утра чтобы уехать на Соловки. Как же после трех часов утра хотелось спать, я стала наматывать круги по вокзалу, чтобы не уснуть, и какое же было счастье сесть в полупустой вагон и уснуть до одиннадцати.

    Ну вот, я опять в Петрозаводске. Город стал почти родным. Иду на автовоказал, покупаю билет на ближайший автобус до Сортавалы, а маршрут попадается самый длинный из всех возможных. Но мне все равно. И это было классно. Потому что народу в автобусе было всего человек 10, а в Сортавалу, кроме меня, приехали только мама с ребенокм. И ехали мы по таким красивым местам, что дух захватывало. Это была как бы экскурсия. А названия чего стоят: Палалахта, Леппясилта, Куокканэми. Такое ощущение, что я уже в Финляндии. А озера: Ведлозеро, Тулмозеро,Сямозеро. Звучит как музыка.

    При подъезде к Сортавале автобус останавливаеся перед шлагбаумом, мы въезжаем в пограничную зону. Заходит человек в форме, здоровается с водителем, смотрит на нас- троих женщин, говорит: "Ну, все местные?" "Ну, да," - отвечаем. И мы едем дальше. Ощущения конечно необычные. Не знаю, что было бы, если бы он начал проверять документы. В Сортавале я забронировала номер в гостинице "Хелю". То же ощущение общежития, но номер большой, весь обит вагонкой, ванна с окном и размером с мою спальню дома. А вид из окна - на болото Тухкалампи. На самом деле - это не болото, а заболоченное озеро, и стаи птиц на нем. Уж не знаю, почему его назвали болотом. В номере я была где-то в семь вечера, приняла душ и думаю, прилягу минут на десять, отдохну и пойду смотреть город и узнавать насчет поездки на остров Валаам. Только я легла - проснулась в семь утра.

    Утром первым делом иду на речной вокзал. Там стоят "ракеты" с такими названиями, как "Святитель Николай" и "Апостол Петр". Стучу к святителю, мне отвечают, что у них сегодня тур.группы и никого на борт брать не будут. Ну, думаю дела. А на слудующей пристани продают билеты по тому принципу, что и в Кеми, то есть "деньги в карман" на очень симпатичный катер, похожий на пограничный патрульнй - такого же серого цвета с буквенно-цифровым кодом вместо названия. Владелец катера сразу собирает деньги за "туда-обратно" по 500 рублей с человека. И мы идем по утренней Ладоге между островов. Это что-то - я вам скажу. На борту встречаемся с попутчиками по "Василию Косякову". Они приехали в Сортавалу на машине. Встречаем даже компанию православных батюшек с семьями, с которыми толпились в коридорах "Василия Косякова" во время дождя. Вообще надо сказать, что на Валаам едут люди верующие. Женщины все с платочками, в юбках. Но туристы тоже есть.

    На озере в свитере было очень холодно, а я для экономии места в сумке не взяла ни куртку, ни ветровку. О чем не раз пожалела. Пришлось греться на камбузе.

    Причаливаем мы на Валааме рядом с монастырем, там на противополжной стороне острова тоже есть пристань, где швартуются огромные туристические лайнеры. Настроение на берегу явно приподнятое. Чуть позже я поняла почему. Паломники. Они находятся в таком радостном располжении духа ,что это передается и всем остальным.

    Спасо-Преображенский Валаамский монастырь - это государство в государстве. Служба охраны, как в солидном банке. Монастырское хозяйство - на славу. Монастырь нанимает на лето курсантов питерских мореходных училищ, чтобы расчищать землю под поля. А работа по выкорчевыванию пней на жаре это что-то.

    А какая яхта стоит в бухте при монастыре, говорят, наш президент подарил настоятелю и вроде бы, что-то строит на острове, хотя любое стоительство запрещено. Насчет владельца стройки не знаю, а стройплощадку видела лично.

    Сам остров небольшой, главная монастырская дорога от одной пристани до другой всего- то шесть км. И по ней ходит всегда пустая маршрутка, потому как проезд на ней стоит 50 р. Вот он - монополизм. Ну, как всегда, леса, скиты и потрясающие виды. И монастырские козы чуть не сжевали мою юбку. Детишки купались в Ладоге. Я ходила пешком очень-очень много - все ноги исходила.

    Обратно в Сортавалу катер уходил в 15-00 и в 19-00. В семь вечера набралось нас человек пять, а нашего катера как не было, так и нет, из порта ушли все суда. Хорошо, что один молодой человек взял номер телефона у владельца, тот сообщил, что катер задержится на полчаса. Тут мы все разговорилисть - товарищи по несчастью. Девушки из Питера рассказали, что живут на турбазе в районе Приозерска - это тоже Ладога, но в Ленингр.области. Они брали велосипеды и катались по окрестностям, и с таким восторгом они все это рассказывали, что я тоже захотела вот так провести отпуск. И тут появляется наш катер. Быстрая посадка, нас всего пятеро. Я беру стул и сажусь на носу катера, кладу ноги на борт и любуюсь закатом на Ладоге, потрясающими видами проплывающих островов, потом становится все холоднее, я ухожу в трюм, ложусь на на какую-то лежанку и засыпаю. День удался.

    Вообще от Валаама осталось двойственное впечателние: с одной стороны - монастырь процветает, не без поддержки, а с другой - нищета и разруха в поселке потрясающая.

    На следующий день погода испортилась. Я посмотрела Сортавалу. В городе все вывески дублировны на финском, до погран. перехода всего 30 км. Город в некотором запустении. На автвокзале кассы всегда закрыты, расписания нет. А чтобы уехать в Петрозаводск, я позвонила на мобильник водителя маршрутки, который был указан в объявлении, висевшем на стене вокзала. Что понравилось, так это выставочный зал Кронида Гоголева - мастера по рельефной резьбе по дереву. Он такие картины вырезает, что дух захватывает. Если будете в Сортавале, сходите обязательно - не пожалеете.

    А я сажусь в страшно раздолбанную маршрутку и под проливным дождем еду в Петрозаводск. У меня вечером поезд на Москву, но я обязательно вернусь в Карелию.

    P.S. Фильм Лунгина "Остров" снимался как раз в районе Кеми.

    Наталья
    22/02/2007 22:50


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из России

    28.03.24 Uzbekistan Airways на один день снизила цены на несколько направлений
    26.03.24 Red Wings будет выполнять рейсы между Санкт-Петербургом и Ярославлем
    Стоимость авиабилетов в "экономе" резко выросла
    Nordwind полетит из Томска в Махачкалу
    В Гурзуфе открылся музей Константина Коровина
    25.03.24 Nordwind Airlines возобновит рейсы между Пермью и Мурманском
    Авиаперевозчики бесплатно предоставляют билеты пострадавшим в теракте и их родственникам
    Транспортные компании из-за теракта разрешают вернуть или поменять невозвратные билеты
    Пассажиров просят прибывать в аэропорты и на вокзалы заранее
    21.03.24 Nordwind начнет совершать рейсы из Махачкалы в Нижневартовск