Мы с женой большие любители круизов. Сначала проплыли вокруг Европы – из Стамбула в Амстердам. Потом отдельно плавали в Северную Европу, включая норвежские фьорды. Еще один круиз забросил нас еще севернее – в Исландию и острова Шотландии. И, наконец, год назад мы отправились в круиз по Нилу – не в тот трехдневный, который предлагают большинство отечественных турфирм, а в длинный, вместе с немецкими туристами. Кстати, и европейские наши вояжи совершались на французском и американском кораблях.
В этом году мы решили довериться отечественной турфирме – "Спейс трэвел", широко рекламировавшей круиз по рекам Европы. Предлагалась очень насыщенное путешествие – от Амстердама до Франкфурта-на-Майне, предполагающее посещение за 10 дней 14 городов, расположенных в Голландии, Германии, Бельгии и Франции. Заплатив за каюту "категории А" 184 тысячи рублей и еще более тысячи евро выложив за экскурсии, мы предвкушали удивительное путешествие, которое организаторы назвали "Синяя птица". Выяснилось, что реклама сделала свое дело – желающих оказалось так много, что турфирма зафрахтовала сразу два корабля. Мы выбрали тот, что подороже и поновее, рассчитывая на то, что он будет и покомфортабельней.
Разочарование началось сразу, как только мы вошли в каюту. Таких кают мы никогда не видели. По своим размерам она точно соответствовала купе в поезде, с одной только разницей: в дневное время полки поднимались и прикручивались болтами к стене. Прикручивание по утрам и откручивание по вечерам входило в обязанности горничной. Это делалось в строго определенное время. О том, чтобы полежать на кровати среди бела дня, не могло быть и речи. Однажды мы попросили оставить койки на месте, но это был не выход: они заняли ровно все пространство каюты и, например, открыть чемодан на полу мы уже не могли. Нечего и говорить, что для таких обычных для круизных теплоходов предметов мебели, как стол, стул, туалетный столик, мини-бар, в каюте просто не было места. Во встроенный шкаф при входе прекрасно помещались два пальто, но и только, - вся остальная наша одежда осталась в чемоданах. Если такова каюта "категории А", подумали мы, что же представляют из себя каюты более низких категорий – В и С?
Ну ладно, утешили мы себя, будем больше проводить времени в местах общего пользования ну и, конечно, в городах, где будут стоянки. Но не тут-то было.
Увы, мест общего пользования на судне мы не нашли. Кроме ресторана (об этом чуть ниже), имелся еще и бар, носивший гордое наименование "салон". И это все. Не только хотя бы скромного тренажерного зала, сауны, массажного кабинета, но даже медпункта или бортового магазина на этом судне не было. Не было не только медпункта – не было врача! Когда одна из туристок заболела ангиной, выяснилось, что не было и аптечки, ее лечили подручными средствами другие пассажиры. Создавалось впечатление, что мы не на круизном лайнере, а на обычном рейсовом речном суденышке, которое должно было бы ходить по расписанию из пункта А в пункт В, но отнюдь не было приспособлено для отдыха людей. Странно, что за это простое перемещение из одного пункта в другой нам пришлось заплатить по 650 долларов в день (без экскурсий).
Дальнейшее разочарование нас ждало в ресторане. Так как судно было забито туристами под завязку, чтобы разместить полторы сотни человек в зале ресторана, пришлось сдвигать столы – все мы сидели впритирку по 8-12 человек за столом. На каждом столе лежало меню – непонятно, зачем. Питание было организовано поточным образом. И если горячее еще можно было выбрать ("Рыба или мясо?" - единственный вопрос, который задавал официант), то остальные блюда были общими для всех. По утрам, например, всем полагалось пить кофе (чай не подавали), а вечером, напротив, был только чай. Все это здорово напоминало питание в казармах. По заведенному в этом "ресторане" порядку пока все посетители не съедят первое, второе не подавали, а пока со всех столов не убирали тарелки от второго, десерт не вносили. Стоило семье, соседствовавшей с нами за столом, опоздать к обеду на сорок минут, им объявили, что могут предложить только закуску, так как все остальное "уже кончилось". В гневе побежал голодный глава семейства к директору круиза по имени Ирина. Увы, она горой встала на сторону кухни.
Вообще всякое проявление индивидуальности в этом круизе всячески гасилось. В первое же утро мы были разбужены в 7.30 утра голосом этой Ирины, которая с ярко выраженным одесским акцентом вещала из репродуктора, вмонтированного в потолок: "Доброе утро! Сегодня у нас программе…" Только 1 января, после встречи Нового года, она позволила себе отменить эту пытку, напоминавшую порядки в гостиницах Северной Кореи. Я лично отловил эту Ирину в первые же дни круиза, чтобы убедить ее отменить это издевательство. Ведь весь текст, который она вдалбливала в наши головы на рассвете, накануне вечером в виде листовки приносили в каждую каюту. "Ну так вы же опоздаете к завтраку", - объяснила Ирина. "А вам-то какое дело? – спросил я. – Ну опоздаю. Это мои проблемы. А может, я вообще не завтракаю". "Вы думаете только о себе", - поджав губы, заявила мучительница.
В буклетах и на сайте компании устроители круиза обещали необыкновенную встречу Нового года с шампанским и артистами. Увы, банкет оказался обычным ужином, только сдвинутым по времени. Единственной закуской, которую предложил отдыхающим коллектив кухни во главе с польским шеф-поваром, было (цитирую меню) "карпаччо из свеклы с селедкой". Проще говоря, селедка под шубой. А в самом начале официанты сообщили удивленным туристам, что выпивку им надо заказывать самостоятельно. Впрочем, в середине этого ужина, ближе к десерту, каждому принесли по бокалу шампанского, но это положения не исправило, народ роптал, никто не рассчитывал встречать Новый год за пустым столом. Многие покинули ресторан и отправились в город – это был Антверпен, - надеясь повеселиться в толпе местных жителей, вываливших на улицы. Что касается артистов, то артисты были – он и она из Театра оперетты, исполнившие под фанеру самые пошлые образчики отечественной попсы. Выяснилось, что это давние друзья турфирмы, они за ее счет ездят во все круизы, которые этот "Спейс трэвел" организует. Замечу на полях, что когда мы плавали с немцами по Нилу, они приглашали для выступлений местных артистов, и это было гораздо интереснее и наверняка дешевле, чем тащить исполнителей с родины со всем их убогим репертуаром.
Спустя короткое время мы старались игнорировать этот так называемый "ресторан" и обедать в тех городах, где стоял наш теплоход. Выбирали себе ресторанчик поинтереснее где-нибудь в Старом городе и там знакомились с особенностями местной кухни.
Увы, это было возможно далеко не всегда. Потому что если уж ты ехал на экскурсию, то свободного времени тебе практически не оставляли. Организаторам было почему-то важнее запихнуть всю группу на полтора часа при подъезде к Дельфту на какую-то фабрику фарфора, чем дать желающим это время на самостоятельную прогулку по городу.
Тут еще надо сказать, что в подавляющем большинстве случаев корабль наш швартовался в каких-то дальних уголках портов, и, если ты не записался на экскурсию, ты иногда просто не мог добраться до города самостоятельно. По опыту предыдущих круизов могу сказать, что обычно организаторы находят выход, нанимая для "неорганизованных" пассажиров автобус от судна до центра города, который в определенное время, перед отплытием, везет их обратно. Но в данном случае помешанным на казарменных порядках представителям турфирмы это просто не могло прийти в голову. Например, в Генте мы умышленно не записались на обзорную экскурсию по городу, так как у нас в этом городе были свои, совершенно конкретные задачи. В частности, осмотреть знаменитый Гентский алтарь. Если бы мы были предупреждены, что судно остановится в грязном грузовом порту в трех километрах от города, мы бы, конечно, записались на экскурсию и покинули бы ее, как только добрались до центра города. Но предупреждены мы не были. Поэтому мы вызвали такси, безрезультатно прождали его полчаса и, плюнув, отправились по какому-то бездорожью по направлению к городу. Под дождем, между прочим. Пока мы шли, жалкие и мокрые, нас обогнали автобусы с экскурсантами. Наверное, решили, что мы, не записавшись к ним, таким образом экономим деньги. Зато мы увидели алтарь, а они увидели его фотокопию. Кстати, перед выходом мы посетовали в ресепшн, что у нас нет зонтиков, нам тут же продали два китайских зонта по пять евро каждый. Они прослужили нам примерно полчаса, после чего развалились на части.
В Страсбурге, где корабль также стоял далеко от центра, мы решили не повторять своих ошибок и записались на экскурсию, надеясь по окончании остаться в этом красивейшем городе Европы, поужинать в каком-нибудь живописном ресторанчике и вернуться на корабль ближе к ночи уже на такси. Но организаторы и тут перехитрили нас. По окончании автобусной обзорной экскурсии они пересадили всех на катера с застекленными крышами, где по сути мы увидели все то же самое, но с воды. Под конец, уже в полной темноте, катер выгрузил экскурсантов практически в чистом поле. Вдали угадывались огни нашего пришвартованного теплохода. Туристам предложили пешком вернуться на его борт. Доковыляв до теплохода, мы вызвали такси (на этот раз удачно) и на несколько часов покинули этот плавучий пионерлагерь.
Как и в советских пионерских лагерях, вожатые вели тут какую-то свою, весьма веселую жизнь. Выполнив дневную программу и уложив "детей" спать, они продолжали веселиться. Выяснилось, что все они едут семьями, а то и с друзьями, с любовниками и любовницами. Это была сплоченная, дружная компания (человек двадцать, а то и больше), которой туристы, собственно говоря, были только помехой. Они всегда были в приподнятом настроении, они всегда знали тонкости пребывания в том или ином городе, но пассажирам корабля об этих тонкостях не сообщали. Пассажиры были вбиты в прокрустово ложе Программы. Шаг влево, шаг вправо – расстрел. Никаких альтернатив. По команде на завтрак, по команде в автобус.
Поздним вечером наше судно проплыло через город Кельн, не сделав остановки. Выбежав на верхнюю палубу, я сумел сфотографировать прекрасно подсвеченный Кельнский собор. Это нас не удивило, Кёльн не входил в Программу. Но моя жена все-таки поинтересовалась у кого-то из многочисленных организаторов круиза, имевшихся на борту, а в чем причина, почему в Кельне не было стоянки. "Ну так мы же там уже были год назад", - ответил организатор, - а вот в Роттердаме не были". Понятно, по-своему логично. Второй раз им в Кёльн ехать было бы скучно.
Конечно, мы боролись, как могли. Как я уже заметил, старались гулять и питаться самостоятельно. Приезжая на "обзорную" экскурсию, мы первым делом спрашивали у экскурсовода, как пройти к такому-то и такому-то месту, в такой-то и такой-то музей (слава богу, из Москвы мы везли с собой путеводители практически по каждому обозначенному в программе городу), после чего отсоединялись от толпы соотечественников, многим из которых, кстати сказать, порядки в этой поездке нравились.
А мы зареклись ездить в круизы от российских турфирм. Вот такой не очень патриотический вывод.
30/01/2007 14:07
Материалы по теме
- Страны: Франция; Нидерланды; Германия; Бельгия
- Отзыв о поездке: Новогодний круиз "4 столицы Балтики", декабрь 2006 - январь 2007
- Новость от 24.01.2007: Новые тематические круизы по рекам Европы
- Новость от 13.10.2006: Специальная круизная программа для российских туристов на паромах Silja Line
- Новость от 08.10.2006: Речные круизы все популярнее у россиян
- Новость от 08.10.2006: Состоится гей-круиз на лайнере Pacific Sun
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.