От перуанской границы надо было проехать 8 км до городка Копакабана на автобусе, там же нас ждала пересадка на другой бус и бросок на Ла Пас.
Жара неимоверная, от солнца все прячутся где возможно. А нам это нужно вдвойне: лица и руки обгорели и мы действительно похожи их цветом на потомков краснокожих вождей.
После пересадки автобус начинает набирать высоту, передвигаясь по серпантину. Открываются красивейшие пейзажи гор и озера Титикака, находящихся в полной гармонии друг с другом.
Боливийский план действий таков: приезд в Ла Пас, утром в аэропорт (покупка тикетов на плечо Ла Пас-Сантьяго де Чили), взятие рентакаровского авто и в путь через Оруро-Уюни-соляные озера-Потоси-Сукре - обратно в Ла Пас - вылет в Сантьяго. На все про все у нас неделя.
Но жизнь вносит свои коррективы. Все шло по плану до выкупа билетов (их решили выкупать в первую очередь, а от дат "плясать" с авто). Авиабилеты у авиакомпании LAB обошлись нам в 339,10$ c небольшим смещением чисел не в пользу Боливии.
Затем мы с удивлением узнаем, что в боливийском аэропорту нет ни одной конторы, сдающей автомобили на прокат. Мы в шоке. На дворе 19.00, день недели суббота. Таксист говорит, что все рентакары сосредоточены в лапасском Даун-тауне.
У меня начинают закрадываться сомнения, что машину взять сегодня не получится, на худой конец только завтра рано утром, в воскресенье.
Предположения подтверждаются. Все конторы закрыты, но, самое ужасное, что и в воскресенье у них выходной. Мы в бешенстве.
Немного успокаиваемся и решаем сходить в ресторан, а завтра заняться мелкими делами: отдать вещи в прачечную, отзвониться на Родину, выйти в интернет, подготовиться к поездке более основательно (сроки пребывания в Боливии сократились на одни сутки). Поиски ресторана заняли пару часов и это несмотря на то, что мы находились в центре Ла Паса на улице Прада. Куда не метнешься, один фаст-фуд. Мы уже сбились с ног (в маленьких уличных забегаловках "а-ля шаурма" есть почему-то не хотелось), когда спросили у молоденьких девчонок, где бы в кишку метнуть не чизбургер, а хороший кусок мяса или рыбы. Именно они нам и подсказали, как дойти до "Кафе Суидад".
Действительно, место хорошее, с отличной кухней. В тот вечер "Бог послал" нам свиные миньоны, красное боливийское вино в количестве одной бутылки и еще какую-то местную снедь. За все был оплачен счет в 13$ (курс на тот момент был 1$=8 боливиано).
Ну хоть с этим повезло. Взяли такси за 10 рублей в пересчете на рубли, приехали в отель и совершенно измотанные отбились в тревожном высокогорном сне.
Утро в воскресенье надо было сделать хотя бы одно полезное дело - постирать вещи. Не тут-то было, в Боливии в уикенд никто не работает. Мы рвали и метали, но, смирившись, взяли такси и просто поехали кататься по городу, поели в ресторане и все про все это нам встало в 15 баксов, красота.
Никогда в жизни я так не ждал понедельников, как этот. Все мое нутро бунтовало и требовало побыстрей убраться из города на просторы, ради которых я сюда и прилетел, проделав нелегкий и долгий путь.
В 8 утра мы уже на ресепшене с собранными вещами.
Обзванивать рентакары не стали, а просто взяли такси и поехали к ближайшим. Выбор авто небольшой: рамные джипы разных марок, но преобладают Suzuki. Если бы я был один, то давным-давно уехал на каком-нибудь Самурайчике, но попутчик упорно не хотел брать рамное авто. Объяснял он это тем, что на нем его утрясет в горах и по плохой дороге. Я ему замучался объяснять, что RAV-4 тут вряд ли найдешь, но так ничего и не смог доказать. Бог с ним, поедем искать с независимой подвеской.
Помыкавшись по 4-ем конторам, парень понял, что я был прав, и мы в "Американ Каре" берем Suzuki Grand Vitara на 5 дней за 480$ по карточке VISA.
С этим гребаным боливийским уикендом потеряны сутки, решаем сразу рвать в Уюни из Ла Паса через Оруро без остановок.
Сначала дорога радует, хотя выбраться из Ла Паса на нужную трассу по незнанию трудно, да и пробки не кислые. Но после Чаллапаты пошел полный кошмар. Асфальт резко закончился и не начинался до самого Уюни, а это км 250 точно. Темень застала нас в дороге. Путь был похож на гонки "Париж-Даккар", совершенно не лукавлю. Я никогда в жизни не пристегивался ремнем безопасности, но тут руки сами потянулись к нему. Когда в кромешной тьме мы въехали в Уюни, на спидометре была отметка 550 км, но преодолевали мы их очень трудно. Устали ужасно. Сняли отель за 45$, покидали шмотки, поставили авто-трудягу на заслуженный отдых и пошли в Паб-Бар. Хорошенько подкрепившись и выпив бутылочку красного боливийского вина плюс по 200 гр 7-ми летнего Гавана Клаб, мы забылись во сне, в котором нам уже мерещились соляные озера.
В 8 утра пыльная Витара выкатила с подворья отеля и взяла курс на Колчани, что недалеко от Уюни в обратную сторону к Ла Пасу. Именно там ближайший съезд в суровую красоту.
Самое интересное, что озера уже просматриваются светлой полоской на горизонте уже с дороги и по ухабам фигачить полтора-два десятка км неохота. Решаем срезать. Отъехав от дороги (если ее можно так назвать) 5-6 км в пустыню, впериваемся в местные саксаулы и лишайники, через которые проехать можно на-БТР-е если только.
Понеслись обратно. Выскочили на основную дорогу и, доехав до Колчани, повернули налево, действуя по наитию (указатели отсутствуют).
Для людей, желающих побывать в тех краях даю небольшую наводочку на местности. Если едете из Уюни, то поворачиваете после шлагбаума налево, если из Ла Паса, то перед шлагбаумом направо.
Поселок Колчани похож на Перл Харбор после японской бомбежки. В дополнение к сказанному мне на память приходит ж/д станция с 2-мя разбитыми товарными вагонами и табличка на изогнутых ржавых железных трубах с надписью "Колчани".
Проехав всю эту красоту, двигаем прямо. Справа начинают появлятся грязно-желтые грунты (потом мы понимаем, что это соль вперемежку с пылью, недалеко от человеческой жизни). Какие-то люди долбят мотыгами этот грунт, пару грузовиков.
Но мы упорно жмем на гашетку и мчим вперед, полагаясь на интуицию. Вдаль ведет еле заметная колея на совершенно ровной поверхности. Наша Витара хватает горячий воздух ноздрями радиатора.
5 минут, 10, 20 - все желтоватое вокруг, народу ни души в этой пустыне, кроме несущейся Сузуки и двух всадников в ней.
Почему-то мне захотелось снять очки- Елы-палы, желтизну придавали линзы, т.е. у берега соль действительно имеет такой оттенок, но когда ты прощаешься с намеками цивилизации в лице соледобытчиков и устремляешься в пустынное белоснежное пространство, то получаешь в награду то, что называется "Соляными Озерами Боливии".
Я не знаю, как отреагировали бы на увиденное читатели, но, прочитав рассказы побывавших там, полностью присоединяюсь к сказанному?это стоит всех скитаний, стараний и неудобств, связанных с этим путешествием. Как мог я старался запечатлеть это на своих фото. Для меня лично ясно одно, я увидел даже больше, чем ожидал увидеть.
Ко всему сказанному могу добавить, что со стороны Колчани ширина озера составляет до ближайшего острова 55-60 км. Мы по честному отмахали, объехали остров, наблюдая за небольшим стадом гуанако. Во время нашего пребывания там, воды на озерах не было, за исключением небольших, но глубоких полыней перед островом. Во время "большой воды" надо быть предельно внимательным и съезжать на озеро в строго установленных местах. В противном случае, все может закончится не очень весело, о чем свидетельствуют кресты у прибрежных подъездах к озеру.
Но мы погоняли там на славу.
Вечером того же дня принимаем решение утром выдвигаться в сторону Потоси-Сукре, что и совершили.
Дорога Уюни-Потоси тоже без асфальтового покрытия. Расстояние составляет 208 км. Идет серпантином, но качество самой дороги намного лучше, чем от Чаллапаты до Уюни. Расслабляться все равно не рекомендую.
Все было так же как и по дороге в Уюни: несущийся по ухабам джип, солнце в зените, пробивающееся своими лучами до наших, и так уже покрытых волдырями, рук.
Въехав в Потоси, появляется долгожданный асфальт. Как нам удалось сохранить Витару за 500 км бездорожья непонятно?!
Дмитрий устал от высокогорья и просит спуститься в Сукре. Что ж поделать, да и парень не шутит: губы и нос обметаны простудой, оба шмыгаем носами, я кашляю и самочувствие не очень, хотя сердце вроде как адаптировалось к перегрузкам.
До Сукре, настоящей столицы Боливии (не Ла Пас, как многие думают) от Потоси 146 км серпантина по хорошей асфальтовой дороге. Может, из-за того, что в этом городе закончились большие высоты, от которых организм измотан и сопротивляется нехватке кислорода простудами и плохим самочувствием, может, еще из-за чего, но в Сукре нам хорошо. Город понравился, в нем мы вздохнули полной грудью (в прямом смысле этого слова), погуляли в центральном парке под сенью деревьев, послушали пение птиц (только там мы поняли, как отвыкли в горах от всего этого). Решили остаться в Сукре на пару дней. К вечеру, после большого переезда и испытаний, спали как убитые.
Следующий день в Сукре начали с Парка Динозавров, посмотрели их окаменелые следы на изломе скалы. Целый день гуляли по городу в приятном расслабоне. Открыли для себя ресторан "Плаза". Очень хорошее место в центре города. Сидя на террасе второго этажа, открываются красивые виды. Цены тоже радуют: полноценный обед из салата, первого, второго и десерта, 100 боливианов.
Вообще, Боливии очень дешевая страна, это касаемо вещей, еды, горючего для авто и т.д.
Вечером даже в кино сгоняли. Все на испанском языке, посему до конца не досидели. На следующий день долгий автобросок на Ла Пас, нужно отдыхать.
Никуда не уйти от ранних подъемов, так и в этот раз. Завтрак и вот мы уже в пути. Единственное, что радует, ехать по хорошему шоссе и "стиральной доски", судя по карте больше не предвидется.
Маршрут Сукре-Потоси-Чаллапата-Оруро-Ла Пас. Но есть и главный минус, опять подниматься в горы. Пересказывать весь путь не буду, но на одном из участков Потоси-Чаллапата заехали на такую высоту, что даже уши заложило и сдавило голову. Реально можно было потрогать облака. Дорога хорошая, но большую часть занимает серпантин. От Чаллапаты до Ла Паса?прямая.
От Потоси опять чувствуются симптомы горной болезни: отдышка, белки глаз красного цвета, вялость, нехватка кислорода. Самое ужасное, что никуда от этого не деться, вылет в Сантьяго у нас из Ла Паса.
Как всегда сюрпризы поджидают нас именно в этом городе. Бодро въезжаем в него. На дворе около 2-х часов дня, пятница, все идет по плану, а точнее, мы его даже перевыполняем.
Начинаются автомобильные пробки. Нам не привыкать. Осталось только сдать в рентакар машину и снять отель на одну ночь. Рано утром вылет в Сантьяго де Чили с промежуточной посадкой в боливийском Санта Крузе.
Мы уже практически въехали в центр города, осталось немного до офиса "Американ Кара", как вдруг слева нас просит прижаться к обочине 2 полицейских мотоциклиста. Выполняем их требования. Те начинают с гордым видом нам что-то говорить по испански. Сначала я даже не могу понять, что мы нарушили. Единственное, к чему можно придраться - это ремни, которые не надеты. Ан нет, дело нe в ремнях. Начинаю понимать, что в выходные дни проезд в центре города разрешен только такси и общественного транспорта.
Мы начинаем им объяснять, что нам нужно сдать авто, тряся перед их носами документами. Тем по барабану. Спорить бесполезно. Штраф (70 боливианов) мы им так и не заплатили, а лихо развернулись на 180 градусов из крайнего правого ряда и поехали прочь от центра.
Далее по накатанной, ловим такси, таксер впереди, а мы за ним на авто по указанному адресу. Сдаем машину без проблем. Доплата за превышение лимита пробега 189$. Предлагаю кредитку, менеджер канючит о кэше. Не вопрос, хочешь черный нал, давай скидку и называю ему сумму 150$. Рентакарщик куда-то звонит и соглашается на мои условия. Все, авто сдано. Берем такси и едим в отель "Пан Американо". Цена номера 34$. Расположен очень удобно. Он стоит на улице параллельной Прада и недалеко от нашего любимого "Кафе Суидад". На ресепшене просим разбудить нас в 3 утра, такси на 4.
Ночь разрывает телефонный звонок с ресепшена. Одеваемся и выезжаем по направлению к аэропорту.
Состояние нервное, скорей хочется убраться с этих высот.
В порту нас "обрадовали", вылет задерживается на 2 часа, а в Санта Крузе нам надо пересаживаться на другой лайнер. Меня уже начинает трясти от этих вечных лапасских обломов. Боливия как будто не хочет отпускать нас из своих каменных объятий.
Наконец, Боинг 737 взмывает в небо, мгновенно набирает высоту (а что ее набирать, если взлетаешь с 4.500 м) и через час мы садимся во влажном и жарком Санта Крузе. Дышится уже легко: сельва. Но нам не до этого. Галопом несемся к 8-ым посадочным воротам через весь порт. Ведь мы приземлились из-за опоздания в 10.05, а вылет в Сантьяго должен отправляться в 10.00, судя по билетам.
В порту столпотворение. Самолет на Буэнос Айрес ни в какую не отправляют, у него какие-то неполадки. Местные власти решают, как быть с пассажирами на этот рейс. Рассматривался вариант дать аргентинцам наш борт. Вот нам и повезло, а то бы куковать нам в Санта Крузе еще один день или прилетели в Чили к ночи, а тикеты Сантьяго-остров Пасхи еще не выкуплены.
После 2-х часовой заминки администрация боливийской авиакомпании LAB поступает следующим образом: дает большой Боинг 727, запихивает туда пассажиров до Сантьяго и Буэнос Айреса и летит в Аргентину через Чили. Борт забит под завяз.
Взлет. Прощай Боливия с твоими прекрасными космическими пейзажами! Тяжелые воспоминания о тебе лишь одни - горнячка и Ла Пас с его обломами.
Впереди Чили.
06/01/2007 03:33
Материалы по теме
- Страны: Боливия
- Регионы: Озеро Титикака
- Города: Сукре; Салар-де-Уюни; Потоси; Ла-Пас
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.