Порт-Артур - город русских моряков


    Страницы: 1 2 

    Главная проблема, связанная с посещением Порт-Артура, - это логистика. До недавних пор этот город, являющийся одной из главных военно-морских баз Китая, был закрыт для иностранцев. Букинг предлагал от силы две-три гостиницы в этом районе, хотя на деле их тут побольше. Но не факт, что в них примут лиц без китайского гражданства. Если жить как большинство здешних туристов, в Даляне, то до Порт-Артура нужно добираться километров двадцать. Ехать придётся либо на такси, что с учётом расстояния выходит накладно, либо долго трястись в автобусах, которые уже в 8 вечера прекращают ходить. Есть ещё линия электрички, но конечные её станции находятся крайне неудобно с обоих концов. Добраться до неё сложнее, чем просто сесть на автобус. С сопки, кстати, хорошо видна эта линия:

    Порт-Артур - город русских моряков / Фото из Китая
    // ts58.livejournal.com

    Но доехать до Порт-Артура - это полбеды. Город довольно большой по площади, сильно рельефный и размазанный. Все интересные места находятся на значительных расстояниях друг от друга, а между ними - довольно серые и неприглядные китайские кварталы, от шика Даляня нет и следа. Перемещаться на городском транспорте без знания китайского ну просто очень тяжело. Выходит, опять надо прибегать к помощи такси. Была бы машина - всё было бы куда проще, но аренда авто в Китае - дело опять же очень сложное, целесообразно только для длительных поездок, от месяца и больше. За день осмотреть всё интересное здесь без автомобиля просто невозможно. В итоге, формально мы в Порт-Артуре всё основное вроде бы и увидели, но очень бегло и поверхностно. Наверняка если побродить здесь подольше, можно много чего ещё интересного увидеть. Между сопок нелепо вклинились новостройки современного Люйшунькоу.

    Порт-Артур - город русских моряков / Фото из Китая
    // ts58.livejournal.com

    Въезжающих на "Большое Орлиное гнездо" встречает такой вот всадник. Памятник явно новый, китайского происхождения, но кого и что он символизирует непонятно:

    Порт-Артур - город русских моряков / Фото из Китая
    // ts58.livejournal.com

    Теперь перенесёмся в самый, так сказать, центр Порт-Артура. Вдоль берега моря тут сплошь стоит забор с проходными, охраняемыми серьёзными китайцами в форме. За оградой видны современные китайские военные корабли. Снимать их кроме всяких шуток запрещено. Зато можно сфотографировать ещё один памятник Советским воинам, стиль которого явственно отдаёт павильонами ВДНХ. Что любопытно, ставили его китайцы уже после вывода советских частей из Порт-Артура в 1955-м:

    Порт-Артур - город русских моряков / Фото из Китая
    // ts58.livejournal.com

    От этого памятника отходит улица Сталина. Это у нас такое название - моветон, а тут пожалуйста, и она далеко не единственная в стране. Да что уж говорить, если даже в Румынии водку "Сталинскую" продают. Если углубиться в кварталы по этой улице, мы попадём ни много ни мало в старый русский город. Да, его сохранность фрагментарна, но всё равно куда лучше, чем в Даляне. Плюс, сюда не добралась бушующая китайская современность, и здесь тихо, спокойно и атмосферно. Первое, что мы видим, - нечто заброшенное и очень похожее по стилистике на общественные здания СССР. 1945-й год постройки на фасаде лишь укрепляет мысли, что это осколок нашей родины. Вроде бы это бывший дом офицеров:

    Порт-Артур - город русских моряков / Фото из Китая
    // ts58.livejournal.com

    Улица Сталина ухожена и декорирована лучше, чем иные туристические маршруты Даляня. И, что характерно, тут неожиданно тихо и пустынно.

    Порт-Артур - город русских моряков / Фото из Китая
    // ts58.livejournal.com

    Для перенаселённого Китая расклад совершенно непривычный. Удивительно, насколько резко меняются впечатления от страны от изменения лишь плотности людей на улице. Успев привыкнуть к сумасшедшим шуму и суете, здесь быстро расслабляешься, и Китай предстаёт в совершенно ином свете. Сразу в глаза начинают бросаться плюсы, которые в толпе и сутолоке пролетали мимо.

    Порт-Артур - город русских моряков / Фото из Китая
    // ts58.livejournal.com

    Недалеко от памятника Советским воинам с кадра №26 находим красивый дворец. Это остатки Порт-Артура времён ещё Российской империи - официальная резиденция русского наместника (по другим данным - начальника крепости, генерала Стесселя). Сейчас он, как видно, заброшен, медленно рушится и порастает кустами.

    Порт-Артур - город русских моряков / Фото из Китая
    // ts58.livejournal.com

    Но что ещё более удивительно, так выглядят не все русские здания Порт-Артура. Ещё чуть дальше по улице Сталина - комплекс художественного музея Люйшуня, расположенный явно в старых некитайских зданиях. Музей открыт в 1915-м японцами. Может, конечно, это постройка уже японского периода, но всё же скупая информация в интернете говорит, что мы видим несколько переиначенный дом офицеров времён Российской империи:

    Порт-Артур - город русских моряков / Фото из Китая
    // ts58.livejournal.com

    Этот музейный комплекс образован несколькими подобными старыми зданиями, окружающими небольшую благоустроенную площадь. Постройки в идеальном состоянии, территория ухожена, народу - минимум. Красота! Одно из лучших мест за всю поездку по Китаю.

    Порт-Артур - город русских моряков / Фото из Китая
    // ts58.livejournal.com

    В интернете пишут, что в октябре (т.е. уже после нашего путешествия) в Порт-Артуре открыли "русский городок". Фото почти нет, но по описанию больше похоже на лубочную улицу Русского колорита в Даляне. Здесь обещают гостиницы, музеи, центры традиционной китайской медицины - в общем, стандартный набор, который предлагается нашим дальневосточным туристам во всех местах Китая, ориентированных на них. Хотелось бы, чтобы истинное русское наследие тут не перемололи так же, как в Даляне.

    Порт-Артур - город русских моряков / Фото из Китая
    // ts58.livejournal.com

    Предполагать, что это всё-таки русские здания, заставляет такой вот монумент в центре площади. Это башня китайско-советской дружбы, построенная вскоре после вывода советских войск. Удивительны её детали. Наверху - голубь, объединяющий флаги двух стран:

    Порт-Артур - город русских моряков / Фото из Китая
    // ts58.livejournal.com

    По периметру - барельефы, удивительно ярко и красочно символизирующие вековую дружбу русских и китайцев. На одном из них, например, Спасская башня московского Кремля соседствует с пекинскими Вратами Небесного Спокойствия. Памятников советским солдатам и красной армии по Люйшуню разбросано очень много, на них китайцы не скупились. Если прибавить сохранившиеся следы имперской России, то Порт-Артур можно назвать, наверное, городом с самым обильным русским наследием, если не за пределами РФ, то вне б.СССР точно.

    Порт-Артур - город русских моряков / Фото из Китая
    // ts58.livejournal.com

    Одно из музейных зданий - бывший штаб японской Квантунской армии. Экспозиция в нём посвящена именно японской оккупации:

    Порт-Артур - город русских моряков / Фото из Китая
    // ts58.livejournal.com

    Ну а в окрестностях этой площади сохранились старые русские кварталы. Состояние домов абсолютно разное. Каким-то повезло приглянуться китайским конторам, и они неплохо здравствуют и поныне:

    Порт-Артур - город русских моряков / Фото из Китая
    // ts58.livejournal.com

    Какие-то заброшены и, видимо, скоро будут снесены:

    Порт-Артур - город русских моряков / Фото из Китая
    // ts58.livejournal.com

    Но одно можно сказать точно - концентрация и атмосферность старого русского города здесь очень сильная, куда круче, чем в том же Даляне. Многое из русского наследия мы попросту не увидели: снимал я всё это на бегу и впопыхах - надо было успеть вернуться в Далянь. Но уверен, что длительная прогулка по этому району, называемому "Новый город", принесёт массу удовольствия любителям русской архитектуры, да и просто нашим неравнодушным согражданам:

    Порт-Артур - город русских моряков / Фото из Китая
    // ts58.livejournal.com

    Одно из самых известных русских мест Порт-Артура - железнодорожный вокзал. Как и почти полтора века назад, он находится на конечной тупиковой станции. Когда-то это было ответвление "Харбин - Порт-Артур" от КВЖД, и недолгое время на него прибывал даже прямой пассажирский поезд из Москвы. Сейчас пассажирского движения здесь нет. При всём бурном развитии китайских железных дорог, участок от Даляня до Люйшуня не используется. Зато вокзал сохранили почти в первозданном виде. Многие называют его типичным представителем русской архитектуры. Мне же кажется, что создатели его при строительстве пытались учесть и местные традиции:

    Порт-Артур - город русских моряков / Фото из Китая
    // ts58.livejournal.com

    В целом, вне знаковых туристических и мемориальных зон Порт-Артур весьма непригляден. Сегодня невооружённым взглядом видно, насколько микрорайон Люйшунькоу проще и провинциальнее, нежели парадный туристический Далянь. Сказывается и его удалённость, и статус закрытого города до недавнего времени:

    Порт-Артур - город русских моряков / Фото из Китая
    // ts58.livejournal.com

    Какой-то очень интересный вход в обыденное серое здание. Здесь явно расположена какая-то организация, знать бы какая:

    Порт-Артур - город русских моряков / Фото из Китая
    // ts58.livejournal.com

    И напоследок - уже современный китайский памятник на улицах Люйшуня:

    Порт-Артур - город русских моряков / Фото из Китая
    // ts58.livejournal.com

    Несмотря на зной, духоту и непривычный мне скоростной темп осмотра города, Порт-Артур оставил очень сильное впечатление. Бесспорно, за все две недели знакомства с Китаем Люйшунь понравился больше всего. Во многом, честно сказать, из-за его немноголюдности, но, безусловно, не только поэтому. Здесь и дышащие историей сопки, и куда лучше сохранившийся по сравнению с Далянем русский город. Будем надеяться, что китайцы сохранят этот кусочек России в подобающем состоянии. Было бы любопытно приехать сюда лет через десять...

    Источник: ru-travel.livejournal.com
    ts58
    27/12/2016

    Страницы: 1 2 




    Новости из Китая

    18.03.24 "Уральские авиалинии" полетят из Иркутска в Пекин
    11.03.24 Открылся первый туристический экскурсионный автобусный маршрут вокруг Хайнаня
    06.03.24 China Eastern Airlines начала летать между Москвой и Шэньяном
    26.02.24 В Китае открылся природный заповедник больших панд
    25.02.24 China Southern Airlines будет регулярно летать между Яньцзи и Владивостоком
    12.02.24 S7 Airlines начала продавать билеты на рейсы из Владивостока в Шанхай
    05.02.24 "Уральские авиалинии" начнут выполнять рейсы из Екатеринбурга в Пекин
    31.01.24 Москва отметит Новый год по китайскому календарю
    30.01.24 Китайские визовые центры в Москве и Санкт-Петербурге будут закрыты из-за китайского Нового года
    25.01.24 "Аэрофлот" начал продавать билеты на рейсы из Москвы в Чэнду