Музей Афрасиаба


    Страницы: 1 2 

    Важнейший музей Самарканда - музей Афрасиаба, находится он непосредственно в центре городища Афрасиаб - древнего Самарканда. Здесь собраны артефакты найденные при раскопках города, в том числе известные фрески из дворца Вархумана (650/655 - 690 гг). Музей хоть и небольшой, но очень важный - все, кто интересуется историей Согда и древнего Самарканда не должны его пропускать.

    Музей Афрасиаба / Фото из Узбекистана
    // maximus101.livejournal.com

    Согдийский оссуарий и деформированные черепа. Из каких конкретно погребений были взяты эти черепа неизвестно, деформацию черепов практиковали многие племена кочевников, например, сарматы, гунны - все они в разное время контролировали Самарканд.

    Музей был построен армянским архитектором Багдасаром Арзуманяном в 1970 году, он же возвел здание музея Эребуни в Ереване, поэтому оба музея внешне похожи друг на друга.

    Музей Афрасиаба / Фото из Узбекистана
    // maximus101.livejournal.com

    Главный экспонат здесь - фрески из Зала Послов в Афрасиабе. Дворец с фресками был обнаружен случайно в 1965 году во время прокладывания дороги через городище. Сейчас на этой дороге и стоит музей Афрасиаба. Дорогу, как полагается, клали, прорубая путь через остатки древних построек, из-за чего многие сооружения были серьезно повреждены. В том числе погибли многие росписи дворцов, что осталось из фресок можно наблюдать сейчас в музее. К сожалению, фрески тяжело разглядывать, они не только сильно пострадали, но еще мешает плохое освещение в музее.

    Фрески Зала Послов датируются 7 в. , так как кроме изображений на стенах присутствовали некоторые пояснительные надписи, в частности упоминается реальный правитель Самарканда 7 века - Вархуман из рода Унаш. В 655 г. он направлял посольство в китайскую империю Тан в поисках поддержки против арабской угрозы.

    Роспись южной стены, она сохранилась лучше всего. Здесь изображена процессия, возможно прибытие царя и царевны в какой-то загородный храм.  Лучше всего сохранились два персонажа на верблюде и вереница возможно жертвенных птиц. Иногда эту сцену трактуют как прибытие царской невесты.

    Музей Афрасиаба / Фото из Узбекистана
    // maximus101.livejournal.com

    Музей Афрасиаба / Фото из Узбекистана
    // maximus101.livejournal.com

    Нет общего мнения даже по поводу птиц, это или гуси, или страусы. К слову, водоплавающие птицы, те же гуси считались священными в зороастрийском Иране.

    Музей Афрасиаба / Фото из Узбекистана
    // maximus101.livejournal.com

    Музей Афрасиаба / Фото из Узбекистана
    // maximus101.livejournal.com

    Прорисовка процессии. Спереди возможно везут принцессу/царевну/невесту, а замыкает шествие конная фигура самого Вархумана, самая большая из всех.

    Музей Афрасиаба / Фото из Узбекистана
    // maximus101.livejournal.com

    Реконструкция южной стены зала. Интересно присутствие в процессии персонажей с повязками на лицах, это какие-то зороастрийские служители, они не должны были своим дыханием осквернять священный огонь (или еще что-то священное). Надо признать, что до сих пор нет четкого мнения, какая религия была основной в Согдиане до арабского нашествия. Возможно это был микс из зороастризма, манихейства, христианства и буддизма.

    Музей Афрасиаба / Фото из Узбекистана
    // maximus101.livejournal.com

    Роспись западной стены - прием послов. Она сохранилась плохо, хотя вроде бы западню стену специально реставрировали корейцы (их послы присутствуют на фресках) Мне не удалось нормально снять западные фрески, в сети я видел изображения много лучше, возможно существует несколько вариантов фресок из Афрасиаба, какие из них подлинные трудно сказать.

    Музей Афрасиаба / Фото из Узбекистана
    // maximus101.livejournal.com

    Согдийские чиновники встречают послов. По стилю эти изображения чиновников близки византийским фрескам, христианские святые и апостолы тоже выписывались такими вереницами. И по своим одеяниям они похожи на византийских аристократов, длинные кафтаны, расшитые медальонами с сенмурвами и прочими диковинными созданиями, стали популярны от Китая до Европы. На Руси аристократия изображалась в таком виде вплоть до начала 18 века.

    Музей Афрасиаба / Фото из Узбекистана
    // maximus101.livejournal.com

    Музей Афрасиаба / Фото из Узбекистана
    // maximus101.livejournal.com

    Музей Афрасиаба / Фото из Узбекистана
    // maximus101.livejournal.com

    Этнические типы Средней Азии в 7 веке были разнообразными. На фресках можно увидеть как иранских европеоидов, так и тюркских монголоидов. Сама династия Вархумана скорее была тюркской, так как Согдиана в 6 веке вошла в состав Тюркского каганата, и местная иранская элита постепенно замещалась тюркской.

    Музей Афрасиаба / Фото из Узбекистана
    // maximus101.livejournal.com

    На северной стене изображены женщины, похожие на китаянок, плавающие на лодках. Скорее всего, местные тюркские аристократки копировали одеяния и манеру поведения женщин танского Китая.

    Музей Афрасиаба / Фото из Узбекистана
    // maximus101.livejournal.com

    Прорисовка северной фрески.

    Музей Афрасиаба / Фото из Узбекистана
    // maximus101.livejournal.com

    Музей Афрасиаба / Фото из Узбекистана
    // maximus101.livejournal.com

    Прорисовка северной стены. Этих охотников, похожих на скифов, я снять не смог, очень уж они плохо сохранились.

    Музей Афрасиаба / Фото из Узбекистана
    // maximus101.livejournal.com

    Реконструкция южной процессии

    Музей Афрасиаба / Фото из Узбекистана
    // maximus101.livejournal.com

    Музей Афрасиаба / Фото из Узбекистана
    // maximus101.livejournal.com

    Реконструкция Зала Послов в Афрасиабе. Именно так выглядели все дворцы Средней Азии (и Ирана, Вавилонии) - глинобитные стены, покрытые росписями, и деревянные столбы, удерживающие деревянную плоскую крышу.

    Музей Афрасиаба / Фото из Узбекистана
    // maximus101.livejournal.com

    В Афрасиабе сохранились фрески более поздних уже исламских периодов, например, росписи из дворца Караханидов 10 века из Цитадели. Здесь мы видим утку - священную птицу зороастрийцев.

    Музей Афрасиаба / Фото из Узбекистана
    // maximus101.livejournal.com

    Музей Афрасиаба / Фото из Узбекистана
    // maximus101.livejournal.com

    Бегущие собаки. Собака в зороастризме главное священное животное.

    Музей Афрасиаба / Фото из Узбекистана
    // maximus101.livejournal.com

    Видимо, это такса.

    Музей Афрасиаба / Фото из Узбекистана
    // maximus101.livejournal.com

    Резьба по гипсу - главный элемент оформления стен в караханидских и сельджукских мечетях до массового применения изразцов в 14 веке.

    Музей Афрасиаба / Фото из Узбекистана
    // maximus101.livejournal.com

    Музей Афрасиаба / Фото из Узбекистана
    // maximus101.livejournal.com

    Глиняный алтарь из Афрасиаба.

    Музей Афрасиаба / Фото из Узбекистана
    // maximus101.livejournal.com

    После фресок главные экспонаты музея - керамические погребальные оссуарии. Как правило, они датируются временем не ранее 5 века н.э.

    Музей Афрасиаба / Фото из Узбекистана
    // maximus101.livejournal.com

    Источник: ru-travel.livejournal.com
    maximus101
    08/07/2016

    Страницы: 1 2 




    Новости из Узбекистана

    17.04.24 Uzbekistan Airways будет выполнять полеты из Нукуса в Стамбул
    11.04.24 Uzbekistan Airways один день распродает билеты по избранным направлениям
    10.04.24 Utair будет выполнять рейсы из Сургута в Фергану
    05.04.24 "Азимут" распродает билеты по цене от 888 рублей
    Utair полетит из Тюмени в Самарканд
    03.04.24 Uzbekistan Airways снизила цены на избранные направления
    31.03.24 Uzbekistan Airways будет летать в 2 лондонских аэропорта
    28.03.24 Uzbekistan Airways на один день снизила цены на несколько направлений
    21.03.24 Uzbekistan Airways сообщила об однодневной распродаже по нескольким направлениям
    13.03.24 Uzbekistan Airways проводит однодневную распродажу по избранным направлениям