Музей Афрасиаба


    Страницы: 1 2 

    Важнейший музей Самарканда - музей Афрасиаба, находится он непосредственно в центре городища Афрасиаб - древнего Самарканда. Здесь собраны артефакты найденные при раскопках города, в том числе известные фрески из дворца Вархумана (650/655 - 690 гг). Музей хоть и небольшой, но очень важный - все, кто интересуется историей Согда и древнего Самарканда не должны его пропускать.

    Музей Афрасиаба / Фото из Узбекистана
    // maximus101.livejournal.com

    Согдийский оссуарий и деформированные черепа. Из каких конкретно погребений были взяты эти черепа неизвестно, деформацию черепов практиковали многие племена кочевников, например, сарматы, гунны - все они в разное время контролировали Самарканд.

    Музей был построен армянским архитектором Багдасаром Арзуманяном в 1970 году, он же возвел здание музея Эребуни в Ереване, поэтому оба музея внешне похожи друг на друга.

    Музей Афрасиаба / Фото из Узбекистана
    // maximus101.livejournal.com

    Главный экспонат здесь - фрески из Зала Послов в Афрасиабе. Дворец с фресками был обнаружен случайно в 1965 году во время прокладывания дороги через городище. Сейчас на этой дороге и стоит музей Афрасиаба. Дорогу, как полагается, клали, прорубая путь через остатки древних построек, из-за чего многие сооружения были серьезно повреждены. В том числе погибли многие росписи дворцов, что осталось из фресок можно наблюдать сейчас в музее. К сожалению, фрески тяжело разглядывать, они не только сильно пострадали, но еще мешает плохое освещение в музее.

    Фрески Зала Послов датируются 7 в. , так как кроме изображений на стенах присутствовали некоторые пояснительные надписи, в частности упоминается реальный правитель Самарканда 7 века - Вархуман из рода Унаш. В 655 г. он направлял посольство в китайскую империю Тан в поисках поддержки против арабской угрозы.

    Роспись южной стены, она сохранилась лучше всего. Здесь изображена процессия, возможно прибытие царя и царевны в какой-то загородный храм.  Лучше всего сохранились два персонажа на верблюде и вереница возможно жертвенных птиц. Иногда эту сцену трактуют как прибытие царской невесты.

    Музей Афрасиаба / Фото из Узбекистана
    // maximus101.livejournal.com

    Музей Афрасиаба / Фото из Узбекистана
    // maximus101.livejournal.com

    Нет общего мнения даже по поводу птиц, это или гуси, или страусы. К слову, водоплавающие птицы, те же гуси считались священными в зороастрийском Иране.

    Музей Афрасиаба / Фото из Узбекистана
    // maximus101.livejournal.com

    Музей Афрасиаба / Фото из Узбекистана
    // maximus101.livejournal.com

    Прорисовка процессии. Спереди возможно везут принцессу/царевну/невесту, а замыкает шествие конная фигура самого Вархумана, самая большая из всех.

    Музей Афрасиаба / Фото из Узбекистана
    // maximus101.livejournal.com

    Реконструкция южной стены зала. Интересно присутствие в процессии персонажей с повязками на лицах, это какие-то зороастрийские служители, они не должны были своим дыханием осквернять священный огонь (или еще что-то священное). Надо признать, что до сих пор нет четкого мнения, какая религия была основной в Согдиане до арабского нашествия. Возможно это был микс из зороастризма, манихейства, христианства и буддизма.

    Музей Афрасиаба / Фото из Узбекистана
    // maximus101.livejournal.com

    Роспись западной стены - прием послов. Она сохранилась плохо, хотя вроде бы западню стену специально реставрировали корейцы (их послы присутствуют на фресках) Мне не удалось нормально снять западные фрески, в сети я видел изображения много лучше, возможно существует несколько вариантов фресок из Афрасиаба, какие из них подлинные трудно сказать.

    Музей Афрасиаба / Фото из Узбекистана
    // maximus101.livejournal.com

    Согдийские чиновники встречают послов. По стилю эти изображения чиновников близки византийским фрескам, христианские святые и апостолы тоже выписывались такими вереницами. И по своим одеяниям они похожи на византийских аристократов, длинные кафтаны, расшитые медальонами с сенмурвами и прочими диковинными созданиями, стали популярны от Китая до Европы. На Руси аристократия изображалась в таком виде вплоть до начала 18 века.

    Музей Афрасиаба / Фото из Узбекистана
    // maximus101.livejournal.com

    Музей Афрасиаба / Фото из Узбекистана
    // maximus101.livejournal.com

    Музей Афрасиаба / Фото из Узбекистана
    // maximus101.livejournal.com

    Этнические типы Средней Азии в 7 веке были разнообразными. На фресках можно увидеть как иранских европеоидов, так и тюркских монголоидов. Сама династия Вархумана скорее была тюркской, так как Согдиана в 6 веке вошла в состав Тюркского каганата, и местная иранская элита постепенно замещалась тюркской.

    Музей Афрасиаба / Фото из Узбекистана
    // maximus101.livejournal.com

    На северной стене изображены женщины, похожие на китаянок, плавающие на лодках. Скорее всего, местные тюркские аристократки копировали одеяния и манеру поведения женщин танского Китая.

    Музей Афрасиаба / Фото из Узбекистана
    // maximus101.livejournal.com

    Прорисовка северной фрески.

    Музей Афрасиаба / Фото из Узбекистана
    // maximus101.livejournal.com

    Музей Афрасиаба / Фото из Узбекистана
    // maximus101.livejournal.com

    Прорисовка северной стены. Этих охотников, похожих на скифов, я снять не смог, очень уж они плохо сохранились.

    Музей Афрасиаба / Фото из Узбекистана
    // maximus101.livejournal.com

    Реконструкция южной процессии

    Музей Афрасиаба / Фото из Узбекистана
    // maximus101.livejournal.com

    Музей Афрасиаба / Фото из Узбекистана
    // maximus101.livejournal.com

    Реконструкция Зала Послов в Афрасиабе. Именно так выглядели все дворцы Средней Азии (и Ирана, Вавилонии) - глинобитные стены, покрытые росписями, и деревянные столбы, удерживающие деревянную плоскую крышу.

    Музей Афрасиаба / Фото из Узбекистана
    // maximus101.livejournal.com

    В Афрасиабе сохранились фрески более поздних уже исламских периодов, например, росписи из дворца Караханидов 10 века из Цитадели. Здесь мы видим утку - священную птицу зороастрийцев.

    Музей Афрасиаба / Фото из Узбекистана
    // maximus101.livejournal.com

    Музей Афрасиаба / Фото из Узбекистана
    // maximus101.livejournal.com

    Бегущие собаки. Собака в зороастризме главное священное животное.

    Музей Афрасиаба / Фото из Узбекистана
    // maximus101.livejournal.com

    Видимо, это такса.

    Музей Афрасиаба / Фото из Узбекистана
    // maximus101.livejournal.com

    Резьба по гипсу - главный элемент оформления стен в караханидских и сельджукских мечетях до массового применения изразцов в 14 веке.

    Музей Афрасиаба / Фото из Узбекистана
    // maximus101.livejournal.com

    Музей Афрасиаба / Фото из Узбекистана
    // maximus101.livejournal.com

    Глиняный алтарь из Афрасиаба.

    Музей Афрасиаба / Фото из Узбекистана
    // maximus101.livejournal.com

    После фресок главные экспонаты музея - керамические погребальные оссуарии. Как правило, они датируются временем не ранее 5 века н.э.

    Музей Афрасиаба / Фото из Узбекистана
    // maximus101.livejournal.com

    Источник: ru-travel.livejournal.com
    maximus101
    08/07/2016

    Страницы: 1 2 



    • Facebook
    • ВКонтакте


    Новости из Узбекистана

    11.10.17 Самые популярные зимние курорты стран СНГ
    07.06.16 Куда поехать без визы этим летом?
    01.02.16 Кишинев, Ташкент и Баку входят в топ-10 самых экономичных зарубежных направлений
    27.01.16 Минск, Тбилиси и Ереван - самые популярные туристические направления ближнего зарубежья
    23.12.15 Белокуриха, Логойск и Завьялиха возглавляют рейтинг недорогих горнолыжных курортов России и ближнего зарубежья
    15.10.15 Красная Поляна, Шерегеш и Абзаково возглавляют рейтинг популярных горнолыжных курортов России
    01.10.15 Чимбулак и Цахкадзор - самые популярные горнолыжные курорты ближнего зарубежья
    08.09.15 15 стран, в которых сейчас выгодно отдыхать россиянам
    17.08.15 Минск, Тбилиси и Алма-Ата - самые популярные города ближнего зарубежья в высокий летний сезон
    13.08.15 Uzbekistan Airways хочет взвешивать пассажиров
    [an error occurred while processing this directive]