Страницы: 1 2
Шато-Жермоль
Шато-Жермоль (Germolles) запомнилось прежде всего тем, что его было очень трудно найти. Даже приехав в одноименную деревню, мы долго не могли ничего понять. Навигатор (который легко находил другие замки) оказался бесполезен, местные жители посылали в разные стороны, а кое-кто (в основном молодое поколение) и вовсе не слышал ни о каком замке в радиусе сотни километров. Если поедете в это место, запомните: от города Шалон-сюр-Сон (Chalon-sur-Saône) нужно взять направление на Живри (Givry, 8 км западнее), потом свернуть на Меркюре (Mercurey, 5 км на северо-запад по дороге D981). Там уже увидите большое табло с указателем. И вот, наконец, посреди домов показались ворота замка.
Впервые замок упоминается в документах XIV века как "укрепленный дом". Он принадлежал герцогу Филиппу Смелому и его жене Маргарет - графине Фландрии и Артуа, герцогине Бургундской, а потом долго переходил из рук в руки. Как и другие посещенные нами шато, этот замок находится в частном владении, а экскурсии по нему, похоже, водит его хозяин (который, впрочем, не захотел в этом признаваться). Но не стоит думать, что эта семья владеет домом несколько поколений. Лет 30 назад подобные полуразрушенные шато стоили довольно дешево, и некоторые французы покупали их буквально за копейки, а сейчас зарабатывают деньги, проводя экскурсии, продавая сувениры, сдавая помещения для фотосессий, свадеб и других торжеств.
Вокруг дома большой диковатый истинно "английский" сад с речушкой и фонтаном, по которому мы погуляли в ожидании экскурсии.
Мы опять просто присоединились к большой группе французов, решивших посвятить выходные знакомству с удаленными шато. Но, если требуется, гид готов вести рассказ по-английски.
Шато небольшое, оно состоит из части крепостной стены с воротами, часовни, древнего сарая (слева) и главного усадебного трехуровневого дома (справа).
Прежде всего гид повел нас в сарай. Оказалось, это самое старое и самое хорошо сохранившееся здание усадьбы. За прошедшие века там жил скот, укрывались люди во время набегов неприятелей, а после долгие годы хранили вино.
Потом мы поднялись на площадку над воротами. Кто бы мог подумать, что там столько места! К воротам примыкает небольшая сильно разрушенная часовня, которую владельцы замка сейчас восстанавливают.
Вот так она пока выглядит изнутри, деревянное покрытие на крыше появилось совсем недавно.
На стене можно разглядеть свастику: в годы Второй мировой войны здесь несколько месяцев был пост немцев, они-то и развлекались "наскальной живописью".
Внутри дома нам фотографировать строго-настрого запретили, так что придется верить мне на слово. Нас провели по паре комнат, где сейчас никто не живет и где сохранились старинные интерьеры, по словам гида, выполненные лучшими резчиками по дереву и художниками Бургундии. На самом деле, никакой особой роскоши там не наблюдалось: все довольно лаконично и скромно. Потом ненадолго заглянули в хозяйскую часть - отремонтированную и отреставрированную, но довольно пыльную и даже немного запущенную. Или, быть может, владельцы считают любую пыль исторической и относятся к ней крайне бережно?
Шато-де-Корматен
Наш четвертый замок - Шато-де-Корматен (Château de Cormatin) - выделялся среди "коллег" роскошными и разнообразными невероятно ухоженными садами. Он находится на окраине одноименного городка в южной Бургундии (90 км севернее Лиона).
Замок окружен глубоким рвом, заполненным водой.
При входе на территорию шато всем посетителям выдают план со всеми садами.
Справа от шато расположен регулярный французский сад. Но не стоит думать, что вы увидите геометрически подстриженные деревья и расчерченные по линеечке клумбы. Современные садовники позволяют себе вольности и превращают кусты в каких-то неведомых птиц, черепах и зайцев.
Дальше мы направились в лабиринт. Он выглядел небольшим, но выйти из него не удавалось довольно долго. Каждый раз мы попадали в центр - к беседке, пока не догадались подняться на нее и сверху рассмотреть путь к спасению.
Слева от замка разбит большой огород, где выращивают пряные травы и разные овощи.
Погуляв по садам, идем в шато.
Сперва - в подвал. И... не находим там ничего интересного: только пара пустых бочек, которые невозможно сфотографировать в полумраке.
А вот и главный вход в покои.
Внутри несколько комнат, коридоры и роскошная спальня. Интерьеры в основном воспроизводят стиль XVII века: мебель, картины, гобелены - все тех времен. Однако за последние века шато много раз меняло владельцев (самый знаменитый из них - директор оперы Монте-Карло), интерьеры отделывали в соответствии с модой, а во время Второй мировой войны стены были сильно разрушены.
Шато-де-Флешер
А больше всего в нашем путешествии запомнился роскошный Шато-де-Флешер (Château de Fléchères), расположенный в 6 километрах северо-восточнее городка Вильфранш-сюр-Сон (Villefranche-sur-Saône). Строго говоря, это уже соседний регион Рона - Альпы, однако находится этот замок очень близко от других, и его обычно включают в разные каталоги Бургундии.
Издалека шато похоже на феодальный замок: сторожевые башни, глубокий ров. Но все это декоративно: он был построен совсем недавно - в XVII веке, как сказал наш гид, "за рекордно короткие сроки" - с 1606 по 1625 год.
Это будет хорошо заметно, если обойти здание вокруг и посмотреть на противоположный фасад, призванный не защищать, а услаждать взгляд.
Этот фасад обращен к французскому саду.
А вокруг французского сада раскинулся огромный английский парк, гуляя по которому можно любоваться холмами Божоле.
Но пора заглянуть внутрь. Сначала нас ждет кухня. Там все совсем как несколько столетий назад: большой камин, посуда, всевозможная утварь... кажется, вот-вот войдет кухарка и начнет готовить.
По пути наверх заглядываем в винный погреб. Бутылки - не антураж, через какое-то время они все окажутся на хозяйском столе.
Этот замок интересен прежде всего отлично сохранившимися интерьерами, поэтому владельцы нередко сдают помещения киностудиям для съемок исторических фильмов. Здесь работали такие актеры, как Ив Монтан и Жан Рошфор.
Стены парадных залов были расписаны модным живописцем из Тосканы Пьетро Рикки. Первый владелец мог себе позволить нанять дорогого мастера, ведь хозяин - протестант Жан Сев - был казначеем Франции, одним из самых уважаемых людей своего времени. Художник жил в шато на правах гостя и не спеша, комнату за комнатой, покрывал стены изысканными фресками.
В этом замке хочется не просто побывать на экскурсии - здесь хочется поселиться! Впрочем, кое-кому это удалось. А нам оставалось лишь отправиться дальше...
11/10/2013
Страницы: 1 2