Страницы: 1
Это был самый большой собор в Византийской империи. И один из самых древних, Софию закончили в 537 году. Удивительно, как здание простояло столько времени. Я видел много руин ранневизантийской эпохи, как правило, одни фундаменты - а здесь сооружение, почти нетронутое временем. Понятно, что главный храм империи подновляли, как сами византийцы, так и сменившие их турки. Но все равно, это кажется загадочным.
Я думаю, что не стоит как-то детально описывать здесь все этапы строительства Св. Софии, это все общеизвестные факты. Поэтому ограничусь своими личными впечатлениями от посещения великого собора. Осматривать храм Премудрости Божьей стоит во второй половине дня, так как с утра у ее входа часто накапливаются огромные очереди. Сюда автобусами свозят множество туристических групп, и простоять можно час, а то и больше.
Св. София внешне выглядит хоть и тяжеловесно, но весьма величественно. Сразу ощущается, что она ближе к тому, дальнему от нас, римскому времени, чем к более позднему Средневековью. Даже пристроенные турками контрфорсы "отдают" чем-то римским.
Контрфорсы главного входа в храм возвели еще X веке, впоследствии турки добавили еще свои. Также они пристроили к церкви четыре минарета, которые смотрятся здесь очень неуместно.
Северо-западный угол Cв. Софии. Здесь видны руины Патриаршей школы.
Своды в "Вестибюле воинов". Когда-то здесь был вход в храм для простого византийского люда.
Мозаика над входом изображает Богоматерь с младенцем, справа император Константин, подносящий ей город Константинополь, а слева император Юстиниан, строитель Св. Софии, подносящий этот собор.
Экзонартекс - внешняя галерея Св. Софии. Здесь стоит мраморный саркофаг императрицы Ирины, венгерской принцессы - жены императора Иоанна II Комнина.
Дверь, ведущая из экзонартекса в нартекс, внутреннюю галерею.
Мозаика над Царскими вратами, изображающая Христа на троне и склонившегося перед ним императора Льва VI.
Нартекс - внутренняя галерея Софийского собора.
Двери в главный неф храма.
Признаюсь, что когда я стоял под куполом Св. Софии и смотрел вверх, то ловил себя на мысли, что эта многотонная каменная масса может рухнуть на голову в любой момент, ведь это очень, очень древняя конструкция. Было немного жутковато. Совершенно непонятно, каким образом эта огромная тарелка держится наверху.
Интересно, что подобного страха у меня никогда не было в османских мечетях, хотя они все строились по примеру Св. Софии и с явным желанием ее перещеголять. В определенном смысле геометрия больших турецких мечетей, типа Сулеймание и прочих, совершеннее византийского храма. Они какие-то более "правильные", симметрично-выверенные в отличие от Софии. Она смотрится более тяжеловесно и порой иррационально. Но нигде в турецких сооружениях нет этого эффекта "парящего" купола, который и достигается этой иррациональностью, когда плоская гигантская каменная тарелка держится не пойми какой силой на высоте более 50 метров...
И как здорово, что убрали наконец эти проклятые леса, которые высились здесь до самого купола, наверно, целое десятилетие.
Изображение шестикрылого Серафима на парусах Св. Софии.
Султанская ложа.
Фрагмент пола. Наверно этот круг на полу предназначался для императора.
Алтарная апсида Св. Софии.
Мозаичное изображение архангела Гавриила, справа от апсиды с Богородицей.
Деревянные щиты, обтянутые кожей с исламскими надписями, появились во время реконструкции собора 1847-849 гг. под руководством швейцарцев - братьев Фоссати.
Внешняя галерея собора.
Коридор, ведущий в галерею второго этажа.
Галерея второго этажа.
Граффити на мраморных парапетах собора. Таких надписей здесь сотни.
"Матфей - поп галичский", был здесь)
Мозаики галереи второго этажа. Лучшее мозаичное произведение в соборе - Деисус (Христос, Богоматерь и Иоанн Креститель).
Христос, император Константин IX Мономах и его жена Зоя.
Богоматерь с младенцем Христом в окружении семьи Комнинов - Иоанна II и его жены Ирины (это ее зеленый саркофаг стоит во внешней галерее собора).
Ниже могила венецианского дожа - Энрике Дандоло (1108-1205 гг.). Фактически, именно этот человек уничтожил Византию, он был инициатором и вдохновителем четвертого крестового похода, во время которого крестоносцы разграбили Константинополь. Могила была воссоздана в XIX веке на месте предполагаемого захоронения дожа. Само захоронение было уничтожено османами еще в XV веке. По преданию, турки скормили кости разрушителя Константинополя собакам...
Вид на Св. Софию с другой стороны залива Золотой Рог.
28/02/2013
Страницы: 1