По дороге в небо: из Ришикеша в Гималаи

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Чопта, Чандрасила и Тунгнатх

И вот в первых числах мая мы снова проснулись рано утром, но на этот раз поездка предстояла более длинная, чем все предыдущие. Когда в Ришикеше становилось уже совсем-совсем жарко, мы отправились в Гималаи.

Горная река в Гималаях / Фото из Индии
    Горная река в Гималаях

Первое, что поразило нас в этой поездке, – слияние двух рек. Индусы такое место называют праягом. Всего их в предгорьях Гималаев несколько штук. И примечательны они тем, что сливаются речки разных цветов, и потом еще несколько десятков метров видно, как перемешивается их разноцветная вода.

Девапраяг - слияние рек Алакнанда и Бхагирати / Фото из Индии
    Девапраяг - слияние рек Алакнанда и Бхагирати

Первый такой праяг, который увидели мы, был Девапраяг – слияние рек Алакнанда и Бхагирати. Именно в этом месте, в 70 км от Ришикеша, берет начало река Ганг. В общей сложности Ганг образуют пять священных праягов. Девапраяг – последний из них, а помимо него священными являются Рудрапраяг, Карнапраяг, Нандапраяг и Вишнупраяг.

Поднимаемся в горы / Фото из Индии
    Поднимаемся в горы

После полудня мы начали подниматься в горы и к закату доехали до местечка Чопта. Идеальная иллюстрация для финского выражения "in the middle of no-where".

Поселок Чопта / Фото из Индии
    Поселок Чопта

Чопта – это малюсенький поселок в предгорье Гималаев. Вокруг – сплошные леса и цветущие кустарники. Центр поселка – это небольшая площадь и настоящая индийская забегаловка. В первые пару-тройку дней в Индии мы бы испугались в таком "ресторане" даже чай попить.

"Ресторан" в Чопте / Фото из Индии
    "Ресторан" в Чопте

Для ночевки гиды-водители обещали нам местную гостиницу, но горные перевалы в начале мая только-только открывались, и гостиница еще не была готова принимать туристов, а потому нас поселили в "коттедж": двухкомнатный сарай с туалетом, который смывался водой из ковшика. Вместо умывальника – рядом стоящая колонка с водой. Подкупала цена: 500 рупий за коттедж, что в нашем случае это получилось по 100 рупий с человека. Спали в спальниках.

Номер в "коттедже", Чопта / Фото из Индии
    Номер в "коттедже", Чопта

И лишь за ужином выяснилось, что мы приехали в Чопту не просто так. Рядом находится вершина горы Чандрасила, и все туристы, оказавшиеся в этих краях, считают своим долгом проснуться рано-рано утром и взобраться на Чандрасилу, чтобы встретить на ее вершине рассвет.

Наш "коттедж" в Чопте / Фото из Индии
    Наш "коттедж" в Чопте

Спрашиваем у местных, сколько идти? Говорят, что около километра. Когда об этом еще раз заходит разговор, уже говорят, что вообще-то пара километров. Тогда мы уточняем, круто ли дорога уходит вверх? Говорят, что не круто, и вообще не вверх, а вокруг горы. Увидеть дорогу своими глазами мы уже не можем, потому что почти темно, а дорога сразу уходит в лес и скрывается за поворотом.

Садху в Чопте готовится к восхождению / Фото из Индии
    Садху в Чопте готовится к восхождению

Будильники прозвенели в 2.45. В это время нас уже должен был ждать вскипяченный и налитый чай, но ничего подобного. Мы вылезаем из "коттеджа" и оказываемся в кромешной тьме горного поселка. Вокруг ни души, и на всю нашу компанию – два слабых фонарика. Руководитель группы идет открывать все двери подряд и будить индусов. Наконец кто-то просыпается и ставит кипятиться чай, который, если честно, никто не хочет пить. Состояние сонное, и очень-очень холодно. В 3.30 утра собираемся выходить на тропу.

Наша группа бредет в гору на рассвете / Фото из Индии
    Наша группа бредет в гору на рассвете

Совершенно не видя ни очертаний дороги, ни ее маршрута, по возможности идем быстро. Дорога постоянно под наклоном – когда-то более или менее полого, когда-то совсем круто. Идем – не останавливаемся. Все еще надеемся встретить рассвет на самой вершине, до которой, как мы думаем, всего лишь два километра.

Гималаи перед рассветом / Фото из Индии
    Гималаи перед рассветом

Через час-полтора становятся не нужны фонарики, и тут мы понимаем, что дорога даже не близка к завершению. Поворот серпантина, за ним еще поворот, за ним еще. Проходим какой-то заброшенный поселок и идем дальше. Гора все еще возвышается над нами.

Поселок Тунгнатх / Фото из Индии
    Поселок Тунгнатх

Забегая вперед, скажу, что в общей сложности подъем и спуск заняли у нас 7 часов. Шли мы быстро: думаю, что-то около 3-4 км в час. Вот вам и индусские километр-другой по некрутой дорожке.

Дорога на Чандрасилу / Фото из Индии
    Дорога на Чандрасилу

В какой-то момент, когда вершина Чандрасилы (а высота горы – 4090 м) была уже видна, мозг застопорился. Идти так быстро, чтобы получалось согреться, у меня уже не было сил. Я убедила себя, что восход с моего места будет ничуть не менее запоминающимся, чем восход с вершины.

На вершине Чандрасилы / Фото из Индии
    На вершине Чандрасилы

Как только лучи солнца коснулись поверхности Чандрасилы, леденящий холод моментально отступил. Жизнь сразу же показалась чуть более прекрасной. И мы с чувством недовыполненного долга пошагали вниз.

Лучи солнца показались на вершине Чандрасилы / Фото из Индии
    Лучи солнца показались на вершине Чандрасилы

В поселке, который ранним утром показался заброшенным, стали появляться люди, а один из наших индусов махнул в сторону и сказал: "Shiva temple". Послушавшись, мы пошли к храму.

Вход в храм Тунгнатх / Фото из Индии
    Вход в храм Тунгнатх

Оказалось, что это очень-очень древний храм Тунгнатх, один из самых священных, имеющих отношение к Шиве.

Внутренний дворик храма Тунгнатх / Фото из Индии
    Внутренний дворик храма Тунгнатх

Известна легенда, согласно которой Шива, чтобы люди его не нашли, рассыпался на несколько частей. Разным частям тела Шивы индуисты теперь поклоняются в Кедарнатхе, Рудранатхе, Калпешваре, Мадхьямахешваре и Тунгнатхе – здесь, на высоте 3680 метров, находятся руки великого божества.

Идолы в Тунгнатхе / Фото из Индии
    Идолы в Тунгнатхе

Фотографировать внутри храма нельзя, так что мы просто постояли и немного поговорили со смотрителем. Он заговорил с нами, потому что мы – одни из самых первых туристов, кто пришел сюда этой весной. Рассказал, что храму более пяти тысяч лет и что зимой здесь очень-очень холодно.

Все необходимое для пуджи - обряда жертвоприношения и поклонения / Фото из Индии
    Все необходимое для пуджи - обряда жертвоприношения и поклонения

Мы же пошли вниз. И тут только поняли, как живописна была та дорога, по которой мы скакали галопом вверх в кромешной темноте.

Цветущая дорога на Чандрасилу / Фото из Индии
    Цветущая дорога на Чандрасилу

Меня удивила и сама тропинка, выложенная с несвойственным индусам старанием.

Вымощенная дорога в гору / Фото из Индии
    Вымощенная дорога в гору

Одно из воспоминаний, которое останется со мной о Чандрасиле навсегда, – садху с собачкой.

Садху поднимается на вершину Чандрасила / Фото из Индии
    Садху поднимается на вершину Чандрасила

Зачем садху нужна собачка – это знают те, кто читал мифы и легенды древней Индии. Но удивительным было то, что мы встретили его выше Тунгнатха, там, где, спускаясь вниз, еще сильно мерзли в теплых куртках и термобелье и еле волочили ноги в качественных кроссовках, а садху бежал на гору вприпрыжку, босиком, замотанный лишь в оранжевую тряпку и короткое покрывало.

Алтарь в горах / Фото из Индии
    Алтарь в горах

Мария Пузанкова
    25/08/2008

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новости из Индии

21.03.24 Uzbekistan Airways сообщила об однодневной распродаже по нескольким направлениям
    18.03.24 В Гоа с туристов возьмут расписку о знании ПДД
    27.02.24 Oman Air предлагает специальные тарифы на полеты в азиатские страны
    21.12.23 Vistara 1 начала летать между Дели и Бали
    30.10.23 Etihad Airways будет совершать рейсы из Абу-Даби в Кожикоде
    Oman Air проводит распродажу авиабилетов на популярные направления