Путешествие в Каир

Страницы: 1 2 3 4

Луксор. День четвертый.

West Bank, долина царей, как пройти в библиотэку, доктор Хади намбер ван

Утром после безумной ночки (впрочем, безумной для Ольги, для меня вполне обычной) мы позавтракали, сдали вещи на хранение на наш так называемый ресепшн, объяснив вездесущему Насеру, что сегодня уезжаем (впрочем, он особо не удивился, наверное, из Эвереста все уезжают ровно на следующий день, кроме китайцев), и сели в маленький автобус, чтобы ехать на Западное побережье. Автобус собрал по разным отельчикам туристов (ни один из отельчиков не вызвал во мне желания туда переселиться). Потом появился наш профешнл гайд. Гайд был похож на маленького Мао Цзедуна из комикса. На нем была похожая тужурка, застегнутая на все пуговицы, он был круглолиц и сыпал бесконечными гидовскими шуточками в стиле арабского Петросяна. Нас, то есть туристов, он называл ройял фэмэли.

А дальше мы приехали в Долину царей. Это пустыня, без всякой растительности. В пустыне накопано гробниц. Куча полицейских с автоматами охраняет это местечко. Билет дает право на посещение трех гробниц, которые ты выбираешь сам. Гробница Тутанхамона идет по отдельному билету, который дороже основного. Мы решили на Тутанхамона забить, потому что из всей роскоши гробницы в ней остался только он сам, а остальное мы видели в Египетском музее.

С гидом же, нашим маленьким арабским Мао, было смешно. Как только мы появились на территории Долины, все водители трамвайчиков (такие, помнится, на ВДНХ посетителей возили), все продавцы сувениров, вообще все тусовавшиеся там арабы начали в один голос орать - доктор Хади намбер ван, доктор Хади бест гайд, доктор Хади лайк Мубарак итд. И это продолжалось на протяжении всего нашего путешествия. Доктор Хади был, по всему видать, польщен, хотя и не удивлен. Кто-то его спросил - доктор Хади наш президент, или что значит "лайк Мубарак" (Мубарак - президент Египта, если кто не знает)? И тут доктор Хади как-то присел и затараторил - нет, нет, что вы, только "как президент", только похож, нельзя, нельзя, ручками даже замахал.

Мы с Ольгой спросили у мини-Мао, когда мы встречаемся после экскурсии по гробницам, чтобы ехать к храму Хатшипсут. Мао спросил, отчего мы не хотим слушать его. На что мы ответили, что мы и так все знаем, потому что много читали. А вы откуда, спросил Мао. Фром Раша. Ааа, понимающе протянул он. Не понятно - решил ли он, что рашн умные до фига, или наглые просто, но нам было не интересно, что он там себе решил и мы пошли в гробницы.

Там, к сожалению, совсем нельзя фотографировать, а было что. Мы посмотрели 3 гробницы, как и предписано билетом. Но все они были великолепны. Удивительно сохранившиеся росписи, скрупулезно выбитая и расписанная Книга Мертвых, яркие краски... Это действительно очень красиво, не передать, если кто едет в Египет, посмотрите, не пожалеете. Дышать, правда, особо нечем, но по замыслу там дышать никто и не собирался, кому в гробницах дышать, в самом деле.

Храм царицы Хатшипсут / Фото из Египта
    Хатшипсут
    Одежды / Фото из Египта
    Одежды

Из таинственного - во-первых, в одной из гробниц мы обнаружили странный образ желтого человечка не то с рожками, не то с антеннами. Абсолютно инопланетный человечек, таких Скалли с Малдером любят. Кто таков, откуда взялся, неизвестно. Во-вторых, в одной из гробниц была череда орнаментов, где мужчина был выгнут назад с торчащим членом, из которого пунктиром сыпалось, видимо, семя, которое ловили маленькие человечки. Про этот образ не знаю тоже ничего, не читала, но странно не это - это повторяющийся орнамент, то есть их там много один за другим, и в каждом член аккуратненько соскоблен, причем ровно по форме. Кем, когда, зачем - неизвестно. Какая-то стыдливая эпоха что ли наступила позже, или что это значит - тайна. В-третьих, в одной из гробниц отдельно в стеклянном боксе лежал скелетик пятимесячного эмбриона. О том, что он пятимесячный, я прочла в путеводителе. Впечатление странное, сразу появляются мысли - откуда взялся, тем более, что я читала так же, что это не единственный случай обнаружения эмбрионов в гробницах. Выкидыши? Аборты? Неизвестно.

Следующим пунктом нашей программы был дворец царицы Хатшипсут. Доктор Хади-намбер ван отшутился, что американцы называют его хот чикен суп. Никто не засмеялся. Особенно не засмеялись американцы. По дороге мы проезжали кучу алебастровых школ, как у них это называется. То есть на самом деле это местечки, где из алебастра ваяют всякую фигню для туристов - кошечек, скарабейчиков итд. Наш Мао старательно зазывал нас туда заехать, но все были непреклонны и твердо потребовали Хатшипсута, ноу алебастр, ноу бакшиш, ноу мани. Тем более, что жара крепчала и мы потихоньку плавились.

Храм царицы Хатшипсут напоминает библиотеку имени Ленина, только аккуратно встроенную в гору. После того, как там в 97 году расстреляли туристов, полицейские сидят за каждой колонной. В храме мало что сохранилось из орнаментов, разве что в молельне богини Хатор, там остались прелестные росписи. Ну и сами исполинские фигуры царицы в виде мужчины (вот любили они себя изображать с бородкой, как у Гребенщикова и в шапках фараонских) и почему-то с розовыми щечками. Вся в слезах и в губной помаде была царица. В одной из комнаток храма удобно расположился отдел полиции, вокруг росписи всякие, тенек, хорошо, в общем.

Молельня богини Хатор / Фото из Египта
    Молельня богини Хатор
    Батальный орнамент в молельне Хатор / Фото из Египта
    Батальный орнамент в молельне Хатор
    Анки в молельне Хатор / Фото из Египта
    Анки в молельне Хатор
    фотография из гробницы в Долине Цариц / Фото из Египта
    фотография из гробницы в Долине Цариц

Ничего не могу плохого сказать, хороший храм. Жарко только очень. Мозг расплавился первым. По дороге к автобусу мы проходили сувенирные лавчонки, где арабские торговцы просто пихали туристам в руки всякую попсовую фигню, типа папирус-папирус, алебастровые бошки и прочую дребедень с воплями - ван паунд, ван паунд. Мне в руку был всунут некий деревянный музыкальный инструмент с отчаянным криком - иц презент фор ю, ноу мани, иц презент. Иду с этим презентом себе, а даритель уже меня к своему магазу подталкивает, где продаются юбки с бубенцами. Типа это презент, а юбку с бубенцами ты сама купи. Я пробормотала что-то типа - я не лошадь, мне бубенцы без надобности, отдала ему его презент и поплелась дальше.

Потом мы приехали в долину цариц, где тоже были гробницы, но почти все закрыты. Самая главная прекраснейшая гробница Нефертари была на реставрации, мы посмотрели, что смогли и отправились в обратный путь. К этому времени от жары уже двоилось в глазах. Я с ужасом представила, каково там летом..

А с нами были две китаянки, одна из которых была в плотных колготках и кожаных казаках.

На обратном пути заскочили к колоссам, есть там два. Один из них раньше пел, пока трещины не заделали.

Вообще, я получила удовольствие от путешествия на West Bank. Там красиво, много всего, думаю, что для египтолога и археолога это рай, потому что там копать и копать еще. Так что рекомендую. Туда, если в Луксоре остановиться на несколько дней, вообще можно каждый день ездить - мы не были в Рамсессеуме, храме династии Рамзесов, но нам, в общем-то, хватило и того, что удалось увидеть.

Луксор - город контрастов: 4 - 40

Итак, мы вернулись с западного берега и первым делом побежали искать отель. Мы грезили ванной, прохладой, чистотой и тишиной. А по дороге от нашего задрипанного Эвереста на набережную был многоэтажный отель под названием Тутотель. Вот так, коротко и ясно. Мы туда и зашли. И выяснилось, что номер стоит 40 баксов на двоих. Бля, сказала я. То есть мы, две взрослые, неплохо, в общем-то, зарабатывающие тетеньки около 30-ти годов от роду сутки жили в жуткой дыре вместо того, чтоб сделать два шага к Нилу и спросить почем парча.. Списываю только на крайнюю усталость. А менеджер на ресепшн, надо сказать, немного прифигел, когда мы к нему пришли - мы были цвета распаренной помидорки, пыльные от песка, офигевшие от усталости и жары и без вещей. Но тут же сказали - берем, заплатили 40 баксов и сказали, что идем за вещами, которые оставили у друзей (чтоб не объяснять долго и муторно про наши злоключения). Но тут у него изменилось лицо и он спросил почему-то - у египетских друзей?! Я решила, что вот сейчас он нам и откажет, может, у них табу на египетских друзей, мало ли. Но мы ответили, что у русских и уперлись забирать багаж из Эвереста, где на нас тоже посмотрели подозрительно, так как каирский поезд, на котором мы, якобы, уезжали, отчаливал в 9 вечера.

Впрочем, это все мелочи, мы радостно прискакали в Тутотель, поднялись на этаж и не смогли справиться с дверью. Она не открывалась. Мы ее попинали, потрясли, подергали - не открывается. Из-под земли возник коридорный. Открыл нам дверь, мы сказали ему спасибо и было уже хотели скрыться, но коридорный вбежал перед нами и начал везде включать свет, открывать шторы, балкон, в общем, всяко участвовать, явно рассчитывая на тип-тип, чаевые то бишь. Однако, мы были не в настроении для тип-тип, глядели хмуро, бубнили шукран, шукран, вали отсюда, но чувак не уходил. В конце концов Оля просто стала раздеваться, а я упала на кровать, после чего он слинял. Мы, правда, поняли, что больше он нам помогать не будет и в номер мы, наверное, уже не попадем.

И стало нам щастье. Номер был чист, тих, с чистейшим постельным бельем, пристойной ванной и затемненными балконными стеклами. Жизнь налаживалась. Разница в цене была ровно десятикратна. Разница в ощущениях более чем стократна.

Опять вокзал, опять в поход

Следующим пунктом нашей программы был вокзал, потому что на следующий день мы должны были сесть в каирский поезд. Поужинав, мы отправились за билетами. В Луксоре на вокзале с кассами все понятно, но купить билеты так же сложно, как и в Каире. Опять у кассы создается толкучка, все висят друг на друге и смотрят на кассира, одновременно громко разговаривая. Если ты не висишь на одном из чуваков у кассы, значит тебе явно ничего не надо и ты так просто тут стоишь, мало ли, почему бы и не постоять. Поэтому тебя никто в расчет не принимает и все проходят мимо, чтобы повисеть у кассы. Опять же возник дяденька, уже не полис, а просто дяденька, который усек наше замешательство и перестал пускать желающих повисеть, а Ольгу подталкивал вперед. Когда мы дошли до кассы, то оказалось, что билетов в первый класс нет. И это было счастье. Потому что если б они были, мы бы, конечно, их купили. А так - на нет и суда нет, пошли к окошку Слипинг кара. И там примерно минут сорок покупали билеты. Тетенька в окошке все время беседовала с кем-то по телефону, потом заполняла одну строчку и опять куда-то звонила и опять с кем-то беседовала. Деньги они там принимают только в баксах, которые, к счастью, у нас были с собой. А ваши паспорта, спросила тетенька. И тут мы решили, что зря топтались там уже час, потому что паспорта-то наши остались в отеле. Мы трагически ответили, что нету, приготовились всхлипнуть и возвращаться в отель. Но тетенька ответила - да ноу проблем, девчонки, какая фигня. И мы заполучили заветные билетики. Туда мы доехали за 12 баксов, обратно - за 53. И разница была колоссальная.

Спайсиз по 100 и по 10, скарф, галабея, ненавижу детей

После вокзала мы отправились гулять на луксорские суки. Сук - это рынок, всего-навсего. А рынок - это бесконечный поток улиц. И сначала мы пришли в туристическую часть, где тут же заполучили миллион предложений купить скарф. Скарф - это национальная валюта Луксора. Скарф везде, всюду, по любой цене и любого качества. Ты не можешь уехать из Луксора, не купив скарф, а то и два. Потому что это нонсенс. Ну я, конечно, тут же купила скарф. Маме в подарок. Симпатичный скарфик такой, не фуфел. А потом и Ольга захотела скарф. И вот пока она рассматривала разнообразные скарфы, я попала в лапы торговцев специями. А эти лапы хуже ежовых рукавиц. Особенно для любителей специй, типа меня. Я туда зашла чиста посмотреть, вы же, наверное, поняли, ага? Ну и.. Развод там прост - тебе что-то нравится, ты спрашиваешь, почем, тебе отвечают, что для тебя, дорогой-любимый посетитель будет всенепременно гуд прайс, ты не можешь оторваться от волшебных баночек, зачем-то просишь еще шафрана, а хозяин уже наливает тебе чаю, уже спрашивает, как ты поживаешь, да откуда такая красота ненаглядная ему свалилась на голову, тра-та-та, бла-бла-бла. Потом оказывается, к финишу стакана с чаем, что за 4 пакетика специй и пакет каких-то подозрительных сушеных грибов от давления, которые ты покупаешь любимой бабушке, с тебя требуют 30 баксов. Ты говоришь оскорбленно, но вежливо - да вы охуели! Что-то пересчитывается, в результате ты платишь все равно 20 баксов, думая, что ну хрен с ним, шафран вроде дорогой, пусть будет. Выходишь с кулечком и ровно через 10 метров натыкаешься на старикана, который тот же шафран продает по баксу за такой же пакетик. Долго ржешь, потому что уже даже и не обидно, списываешь эти 20 баксов на сушеные грибы, которые, конечно, ни от какого давления не помогут, скорее всего, но напрочь излечат геморрой и гайморит, покупаешь на радостях у старичка еще кучу специй и топаешь себе дальше.

А потом мы вышли на рынок не туристический. Там уже никто особо тебе не предлагает сувениров, там все вперемешку, местами это напоминает рынок в каком-нибудь захолустном российском городке, где продаются халаты abibas и кроссовки nice, бюстгальтеры с застежкой шириной 15 см, полотенца с тиграми, только тут это арабские халаты, да лотки с фруктами и свежей (ох, мама!!!) клубникой. И там в одном маленьком магазинчике я нашла ЕЕ! Она была прекрасна, я поняла, что она должна у меня быть, иначе никак. И я купила галабею. Настоящую шифоновую, черную, с черной вышивкой. И это, пожалуй, главное мое приобретение, и я им довольна. Надеюсь, что летом от меня не будут шарахаться московские граждане, без платка она выглядит просто черным платьем.

И еще мы видели мечту любого арабского мущщины. Наверное. Потому что такая вещь не может не быть мечтой любого арабского мущщины. Это такая небесно-голубая эээ.. ну, скажем, комбинация. Абсолютно прозрачная. И по краям отороченная искусственными небесно-голубыми перьями. Мы аж замерли от такого великолепия. Самое смешное - это попытка представить себе хоть одну из дородных тетушек, укрытых галабеями и хиджабами в этой вот самой мечте арабского мущщины. Я не смогла.

В общем, все было прекрасно, мы гуляли, глазели, не замечая, как углубляемся все дальше и дальше в дебри. И тут нам на голову свалилось несчастье в виде кучки грязных детей. Это была самая, пожалуй, неприятная история за всю поездку. Причем, за день до, когда я спала в Эвересте, а Ольга пошла прогуляться, она так же вызвала интерес у местных детей и они бежали за ней стайкой и попрошайничали. Но в тот день ей повезло - два мальчика, около 10-12 лет, разогнали попрошаек и даже угостили ее кофе и помогли дойти до дома. Поэтому я не восприняла ее рассказ, как что-то угрожающее, скорее, как веселую историю. И вот - перед нами вырастает мальчишка лет 12-13 и что-то начинает говорить - я не слышу, не отвечая прохожу мимо, а Ольга делает непоправимую ошибку, она вступает с ним в переговоры. Подкат у ребенка такой - вот мне дали тут монетки евро, я никак не могу их посчитать, помогите, пожалуйста. И Оля недальновидно начинает ему помогать. То есть прелестная детка выясняет, что она говорит по-английски и что она настроена довольно дружелюбно. Ага. И началось. Из-под земли тут же выросло еще штук пять деток, от 7-ми до 12-ти примерно. Которые пошли за нами, предлагая всякую чушь. Например, сначала юный отрок совал Ольге неизменный грязноватый скарф, повторяя - тен паунд, тен паунд, миссис, второй пихал блок Мальборо (по всей вероятности пустой). Причем, ко мне они не лезли, я шла впереди и молча, а атака вся шла в ольгину сторону - засранцы быстро распознали в ней человека мягкого. Они пихались, толкались, создавая небольшую толпу, верещали все время свое тен паунд. В какой-то момент я заметила, что тот пацан, который нес шарф, держит в руках поднятый с земли кусок грязного полиэтилена и так же пихает его Ольге и тянет свое тен паунд, миссис. Тут я опять пожалела об отсутствующем автомате Калашникова. Наконец, я сообразила, что пока мы идем дальше, они от нас не отстанут. На них кричали арабские женщины, но им было по барабану - у арабских цветов жизни нет никаких сдерживающих факторов. Тогда мы повернули и пошли обратно, изредка огрызаясь гет аутами, которые не действовали. Детки твердо были намерены содрать с нас хоть немного бабла. Но мы уже поняли, что дашь хоть копейку этим, как тут же появятся другие, не менее настойчивые. Поэтому мы просто шли дальше. Остановились купить фруктов, и тут оказалось, что Ольгина поясная сумка расстегнута. К счастью, в расстегнутом отделении ничего не было, так что детишки обломались по полной программе. И в какой-то момент они исчезли - просто мы вышли, видимо, из их территории, на которой уже можно. И пришли в ту, на которой нельзя. Это был сильный экспириенс, я поняла, что дети здесь в разы неприятнее, а то и опаснее взрослых. На "халас" их не возьмешь ("халас" по-арабски "позор", на взрослых особо наглых иногда действует, если укоризненно на них посмотреть и сказать халас, на мелких не действует ничего).

Впрочем, это нас не особо расстроило, во всяком случае мы отделались несколькими неприятными минутами, но у нас ничего не пропало, так что можно было не напрягаться. И мы пошли домой. Правда, из подворотни возник очередной неприятный мальчик, который представился кузеном того вчерашнего, который проводил Ольгу до отеля. И начал вымогать у нее презент фор май бразер. На что я быстро сказала - Оля, скажи моя твоя не понимай и пошли отсюда. Примерно так мы и сделали.

Луксор - Карнак. День пятый.

Про Карнак подробно рассказывать бессмысленно - лучше смотреть фотографии.

Утром, отдохнувшие, мы вышли выпить кофе в местное кафе. Потому что на завтрак нам дали нескафе из самовара (в Египте нескафе дороже кофе по-турецки, причем) и мы были не удовлетворены сложившейся ситуацией. Пошли к мужикам с кальянами. Утром в каждом местном кафе сидят молчаливые мужики с утренними кальянами. Думают о чем-то таком своем, дым пускают. Но мы ограничились кофе.

В кафе с утренними кальянами / Фото из Египта
    В кафе с утренними кальянами
    Три барашка / Фото из Египта
    Три барашка
    Стена маленького храма Хатшипсут / Фото из Египта
    Стена маленького храма Хатшипсут
    Птица / Фото из Египта
    Птица

А потом, взбодримшись, поймали херунгу, да и поехали в Карнак. Вот, едем. А там барашки, солнце, народ тусуется. Руссо туристо понаехали из Хургады. Девушки в розовом плюше со стразами у колонн фотографируются. Но, к счастью, объемы храма таковы, что народ не давит совершенно. Вот один из барашков у входа.

Огромный прекрасный гипостильный (не спрашивайте меня только, что значит "гипостильный", я так и не въехала, какой-то архитектурный термин, архитектор Оля тоже не смогла вспомнить) зал с гигантскими колоннами с орнаментами. Очень хорошо среди этих колонн. Или вот мужчина с чайничком. Там было много бытовых сцен почему-то. То с чайничком, то с подносиком.. А это экскурсия неблагонадежных детей. Они такие потертые с хулиганским видом дети. Мы решили, что это те самые сироты, на которых мы пожаловали имаму 25 фунтов. И те, которые как раз по рынкам туристов достают, когда не организованно шляются.

Один из барашков у входа / Фото из Египта
    Один из барашков у входа
    Дети на экскурсии / Фото из Египта
    Дети на экскурсии
    Гипостильный зал. Колонны / Фото из Египта
    Гипостильный зал. Колонны
    Гипостильный зал / Фото из Египта
    Гипостильный зал
    Барашки / Фото из Египта
    Барашки

А это стена маленького храма Хатшипсут, который тоже есть в карнакском ансамбле. Там у входа стоял очередной бакшишист с предложением войти. Мы обошли его стороной, вернулись, подождали, пока он отвернулся на других туристов и прошмыгнули внутрь. Заметьте, что фигура Хатшипсут соскоблена. Что-то я смутно помню, что сынуля у нее был противный, пришел после мамки править и мамку стер нафих.

Это богиня Мут с дочерью. Дочери как-то меньше повезло. Вход к богине Мут был затянут веревочкой, у веревочки дежурил хрен в халате. Всяко махал руками, типа можно, можно. Получил фунт в зубы, было что-то запротестовал, но мы уже были серьезно настроены - нету, говорю, больше.

поехали в Карнак / Фото из Египта
    Карнак. Статуя
    Орнамент. Фрагмент / Фото из Египта
    Орнамент. Фрагмент

В храм откуда-то понабежала куча организованных негров. Причем, судя по всему, африканских - они так ошалели от обилия белых женщин в розовом плюше, что смотрели только по сторонам и сдавленными голосами выдавали - ваааууу, ваааааууу.. Почему-то стало их жалко. А потом мы вышли, сели на камушек и сидим. Перекур перед возвращением. На баранов любуемся. И тут идет арабское семейство. С детями, тетьками в галабеях, дядьками разновозрастными. Увидели нас и говорят - а можно мы с вами сфотографируемся? Мы на автомате отвечаем - файв паунд. Надо было видеть их лица, да. В результате мы отказались, продешевили чо-то, говорю, не будем. Вот такой денек. И поехали обратно в Луксор гулять. До поезда было несколько часов.