Ветры Крита


    Страницы: 1 2 3 

    "Остров есть Крит посреди виноцветного моря, прекрасный,
    Тучный, отовсюду объятый водами, людьми изобильный…"

    /Гомер, Одиссея, песнь XIX/

    Колонна. Стеклянная пирамида. Простая подставка. На ней круглый керамический диск, более похожий на тульский пряник, испещренный непонятными знаками. Фестский диск – знаменитая находка Луиджи Пернье, сделанная им в 1908 году в руинах древнего города Фест, загадочная реликвия древнейшей Минойской цивилизации. Я долго смотрю на этот скромный девятидюймовый кругляш, не решаясь даже поднять фотоаппарат. В голове медленно возникает осознание того, что безвестный мастер, сотворивший этот, казалось бы, ничем не примечательный предмет, канул в Лету 4 тысячи лет назад, а его творение вот так просто – под стеклом, видят тысячи людей суматошного XXI века. Рядом в таком же обрамлении знаменитый ритон в виде головы быка с позолоченными рогами. Еще один артефакт, всю древность которого понимаешь, просто взглянув на него – филигранная резьба, тонкая позолота, патина на металле и почти живой взгляд черных глаз... Интересно, что видел он за долгие века своего существования?

    Бык. Диск. Лабрисы. Амфоры. И человек. Вернее – люди. Создатели загадочной и могучей цивилизации зари человечества, чьи деяния были легендой уже во времена Гомера, чьи корабли бороздили просторы Средиземного моря, когда другие народы лишь искали свое место под солнцем. Люди, которым даже не нужно было строить крепости и ковать доспехи – безопасность им обеспечивал непобедимый флот, ставший образцом для подражания у финикийцев и египтян. Профили людей на многочисленных фресках вызывают искреннее удивление – невероятно узкая талия, могучий разворот плеч, крепкие бедра, прямой нос с горбинкой и непременные двусторонние топорики - лабрисы в руках. Воины, охранявшие колыбель Зевса и смело выходившие на игру с разъяренным быком. Кто они? Из каких глубин прошлого вышел народ, давший нам корриду и демократию, колонны и фрески, письменность и лабиринт, "греческий парус" и роспись по керамике? Какие силы были им даны, и о чем они думали, создавая многочисленные предметы искусства и быта, украшающие сейчас Археологический музей Ираклиона, второго по значимости в Греции? Кто-то говорит – это потомки атлантов, кто-то утверждает, что пеласги, кто-то возводит их корни к древним жителям Пангеи. Остается только гадать, да ждать выводов ученых…

    Выхожу на свежий воздух. Середина мая, а на улицах Ираклиона жара под 40 и непрекращающийся шорох. По улицам бегут новенькие (преимущественно) авто, а над головой шумят кроны платанов и пальм. Ветер. Эол явно любил этот остров в древности, надувая паруса мореходов, не покинул он его и сейчас – какая бы ни была жара, она почти незаметна под порывами ветра, дующего здесь, кажется, почти непрерывно. Утром и днем он несет прохладу, вечером и ночью его теплое дыхание греет даже высоко в горах, а шум листвы и трав, которые как бы кланяются древнему богу, вплетается в вечный шум моря. Иногда проще выйти на открытое место, чем искать ближайший кондиционер, и это очень радует – осмотр местных памятников редко способствует поиску кондиционера. Ветер – благо и достопримечательность Крита, это, несомненно.

    Вид на бухту Херсонисоса / Фото из Греции
    Вид на бухту Херсонисоса
    Долина с южной стороны плато Лассити / Фото из Греции
    Долина с южной стороны плато Лассити
    Плато Лассити / Фото из Греции
    Плато Лассити
    Крыши Крита / Фото из Греции
    Крыши Крита

    Присел покурить на скамеечку в небольшом парке, расположенном у начала улицы Дедала. Еще одна легенда вот так запросто живет на острове и по сей день, что и неудивительно – Дедал (вернее – Даидал) тоже был критянином, правда вынужденным - афинский ареопаг (совет старейшин) в свое время отправил его в изгнание, наказав за попытку убийства родственника и конкурента Пердикса. Именно Дедал, согласно легендам, построил Кносский дворец - резиденцию Миноса (кстати, Миной или Минос - это не имя, как принято считать, а титул, который можно перевести как "божественный царь"). Именно он со своим сыном Икаром открыл эру воздухоплавания, именно он спасался от преследования владыки на Сицилии, оставив после себя множество легенд и сказаний (и могилу самого Миноса, кстати, неосмотрительно бросившегося за ним в погоню). А плод его трудов – знаменитый Кносский дворец, прообраз знаменитого Лабиринта, притягивает к себе тысячи туристов со всего мира. Кстати, показательно, что в некоторых языках, в частности во французском, слово "лабиринт" до сих пор звучит как "дедал".

    Фрагмент колоннады Кносского дворца / Фото из Греции
    Фрагмент колоннады Кносского дворца
    Колоннада и фрагмент фрески Кносского дворца / Фото из Греции
    Колоннада и фрагмент фрески Кносского дворца
    Лестница в небо / Фото из Греции
    Лестница в небо
    Трон Миноса / Фото из Греции
    Трон Миноса

    А сам дворец, символ величия легендарной Минойской цивилизации и, наверное, самое большое сооружение древнего мира, лежит всего в нескольких километрах от современной столицы Крита. Легендарное сооружение, не раз упоминающееся в древних мифах, было обнаружено английским археологом А. Эвансом в 1900-1930 гг. чуть ли не случайно. Сейчас это громадное сооружение является памятником мирового значения – оно было построено почти на тысячу лет раньше, чем Египетские пирамиды. По одной из версий, Дедал построил этот обширный комплекс из почти 1500 комнат и коридоров лишь для того, чтобы содержать в нём дитя священного быка и царевны Пасифаи – знаменитого Минотавра ("бык Миноса", греч.). По другим источникам, это был мощный центр Минойской цивилизации, строившийся несколько столетий как символ могущества владыки Крита, его убежище и главный торговый центр (пересохшая ныне река Тритон связывала дворцовый комплекс с морским портом Аменисос). Здесь, согласно мифам, совершил свой подвиг Тезей (убив чудовище, он освободил афинян от позорной дани, которую они платили всемогущему тогда Миносу), и вам, конечно, покажут врата, через которые он входил в подземные помещения дворца. Здесь проводились знаменитые критские "тавромахии" (смертельно опасные состязания человека против быка, прообраз современной корриды), и вы увидите (!!) на фресках эпизоды этого священнодействия. Шагнув за порог, за маленькой колоннадой можно свободно разглядеть трон Миноса – скромное каменное сооружение, обрамленное яркими фресками, которые за 4 тысячи лет не потеряли своих красок. Здесь впервые в истории человечества был проложен водопровод, снабжавший дворец чистейшей водой с окружающих гор (длина водовода оценивается в 20 км, а сложен он был из особых керамических труб – технология, оцененная людьми лишь 3 тысячи лет спустя). Здесь же впервые появляется канализация, которая для жителей столь обширного сооружения, очевидно, являлась предметом первой необходимости. А остатки нескольких лестниц и колоннад, обрывающихся в пустоту, говорят о том, что перед нашими глазами лишь небольшая часть древнего сооружения – многие его элементы беспощадное время растерло в пыль. Реконструкции лишь приблизительно передают все величие этого памятника, но может оно и к лучшему?

    А Эванс. Что тут сказать? Британец одновременно и вернул миру это чудо, и наломал немало дров – многие фрагменты дворца, в том числе знаменитые "врата Тезея", через которые, как считается, и открывался вход в лабиринт, Эванс просто слепил на скорую руку, применив в качестве связующего материала новомодный тогда цемент. А многие древние камни, поднятые на поверхность из спасительного чрева земли, явно страдают от эрозии – на их поверхности видны многочисленные бородки, оставленные не резцом древнего мастера, а водой и ветром наших дней. И все же, несмотря на толпы туристов, вечно толкущихся на территории дворца, несмотря на жару и ветер, находиться здесь удивительно уютно. Какое-то странное ощущение преследует среди руин. Нет, не пыль веков, не призраки тысячелетий… Дедал или не Дедал, но древний архитектор знал свое дело – даже те сооружения, которые дошли до наших дней, поразительно органично вписываются в окружающий ландшафт. Можно лишь догадываться, каким этот дворец был в пору расцвета!

    В тени небольшой группы деревьев долго примериваюсь - как бы сфотографировать все это получше. Потом с сожалением опускаю фотоаппарат – никакая камера не передаст настоящего духа этого сооружения, никакая оптика не вытянет его величия. Тихо спускаюсь мимо бывших кладовых, в которых еще видны огромные амфоры, мимо так называемой "купальни царицы", к огромной лестнице, обрывающейся прямо в небо. Вот туда они и ушли. Закат Минойской культуры наступил после катастрофического взрыва вулкана Санторин (ориентировочно 1450 г до н. э.). Колоссальные цунами буквально разметали некогда непобедимый флот, богатые прибрежные города просто стерло с лица земли тридцатиметровыми волнами, а орды микенцев, а затем и ахейцев, довершили начатое природой. Крит пал. Но кто знает, каких высот достигли бы люди, сумевшие построить этот колоссальный по тем временам дворец, не постигни их столь печальная участь?

    Ритон, найденный в развалинах дворца / Фото из Греции
    Ритон, найденный в развалинах дворца
    Этой амфоре четыре тысячи лет / Фото из Греции
    Этой амфоре четыре тысячи лет
    Лабрисы в Археологическом музее Ираклиона / Фото из Греции
    Лабрисы в Археологическом музее Ираклиона
    Традиционный ткацкий станок / Фото из Греции
    Традиционный ткацкий станок

    На территории дворцового комплекса, как и в любом другом уважающем себя музее, курить запрещено. Поэтому выхожу наружу, к ларькам и кафе, сгрудившимся у ограды. И тут же настойчивое "мяу!" заставляет оторваться от лицезрения стен. Шесть голодных глаз и хвосты-морковки – вот они, современные обитатели дворца... Серые, рыжие и пятнистые критские кошки в дальнейшем сопровождали нас по всему острову. Идешь ли по аллее отеля, сидишь ли в ресторане или рассматриваешь витрину магазина, обязательно рядом появится наглая усатая морда и потребует соблюдения своих прав. Даже на изолированном острове Колокита, где мы отдыхали у воды, рассуждая о древних цивилизациях, из кустов высунулась камуфлированная красотка и, с хозяйским видом изучив содержимое сумок, ушла следить за стаями рыб, подбиравших крошки, которые им подбрасывали туристы с борта прогулочного судна. А здесь, у стен Кносса, кошек просто десятки – бродят по гребням стен, лежат в тенечке под тамарисками, роют ямки в песке или откровенно попрошайничают. Картина та еще, поэтому затворы фотоаппаратов щелкают беспрестанно. Интересно, что неподалеку от Кносского дворца, в верховьях реки Тритон, родилась богиня Афина, чьим "аватаром" была сова. А сейчас здесь властвуют кошки - символы древнеегипетской богини Баст, чьих изображений немало в экспозиции Археологического музея – владыки Нила посылали Миносу богатые дары. Не оттуда ли эти полосатые хитрецы, буквально оккупировавшие территорию вокруг дворца?

    Руины кладовой Кносского дворца / Фото из Греции
    Руины кладовой Кносского дворца
    Вход в погреба Кносского дворца / Фото из Греции
    Вход в погреба Кносского дворца
    Кносская кошка / Фото из Греции
    Кносская кошка

    Varga
    20/06/2006

    Страницы: 1 2 3 

    [an error occurred while processing this directive]



    Новости из Греции

    06.03.24 Возобновляется паромное сообщение между Измиром и Лесбосом
    19.02.24 Визовые центры европейских стран изменяют график работы в феврале и марте
    23.01.24 Иностранные авиакомпании постепенно возобновляют рейсы в Израиль
    10.01.24 В Греции туристы могут увидеть место коронации Александра Македонского
    13.12.23 Цифровая шенгенская виза появится только через 7 лет
    25.11.23 Etihad Airways будет выполнять рейсы на Санторини
    30.10.23 Визовые центры опубликовали график работы в ноябрьские праздники
    20.09.23 Греция повышает налог для отелей
    14.08.23 Афинский акрополь вводит лимит на посещение
    24.07.23 На Родосе эвакуируют туристов из-за пожаров