Накануне мы променяли осмотр Кафедрального собора и Музей Ибсена на 2,5 часа джаза. И ничуть не пожалели. Сегодня с утра мы решили в первую очередь осмотреть Фрогнер-парк. К нашему счастью, мы успели до первых туристических групп, что позволило как следует рассмотреть парк и даже пофотографировать. Т.ч. если вы одинокий путешественник, постарайтесь придти туда до 9.30, иначе никакого удовольствия вы не получите. Вообще, парк работает круглосуточно, но, сомневаюсь, что вы сможете что-то рассмотреть в темноте.
Мое впечатление от скульптур Вигелана, что это был безумно талантливый и многогранный художник. И дело даже не в количестве работ (больше сотни так точно) и разнообразии используемых материалов, а в том, какая многочисленная техника используется: то вылеплены крошечные детали, то практически кубизм, то идея лежит на поверхности, а то скрыта под десятками метафор и мифов...
Мы провели в парке почти два часа, могли бы и больше. Право слово, туда стоит ходить хоть каждый день в течение недели, чтобы только рассмотреть каждую скульптуру...
Густав Вигелан был первым художником, который стал использовать тему "отца и детей", а не "матери и детей". И, по-моему, очень в этом преуспел.
Фонтан - сам по себе скульптурная группа. Вокруг него, по периметру, скульптуры, каждая со своим сюжетом. И по низу гравюры, чья основная тема смерть...
Самая главная часть парка - Монолит. Тут просто дух захватывает. В центре столп из человеческих тел, вырезанных их мрамора до мельчайших деталей. А вокруг, на ступенях, в несколько уровней скульптурные группы, расположенные в таком порядке, что каждая диагональ имеет что-то общее, каждая горизонталь (в своем уровне) тоже, как продолжение предыдущей темы. И получается, что если смотреть на отдельные части в противоположных концах, то это абсолютно разные сюжеты. Если же смотреть подряд, оказывается, что у всего есть начало и продолжение... бесконечно... И здесь, как и по всему парку, представлены все возможности Вигелана как скульптора. Не восхититься невозможно!
После Фрогнер-парка мы решили немного прогуляться по району в сторону Ураниенбургской кирхи, где мы застали не просто воскресную мессу, а крещение трех младенцев. Сама кирха внутри очень простая, но красивая. Правда у нас не было возможности (из-за мессы) бродить там и все рассматривать, но это даже к лучшему. Послушали службу - умиротворяюще. Уже позже этим днем я узнала, что витражи сделаны Эммануэлем Вигеланом (братом Густава), чьи работы мне так хотелось посмотреть. Мы даже специально поехали в дом-музей, но оказалось, что там только одна комната, необыкновенно темная, с какой-то непонятной росписью на стене и потолке, которую практически не видно, а что видно, выглядит как апокалипсис.
А вот витражи его, которые хотелось посмотреть (особенно черно-белые), находятся в разных кирхах в Осло. Кто ж знал :( Может, если судьба забросит снова в Осло, это одно из must мероприятий!
Потом мы поехали в Трамвайный музей. Музей расположен не в очень приличном районе. И мы довольно сильно запутались (единственный раз в Осло), когда искали его. Зато, когда нашли, набаловались вволю! Музейчик крохотный, но жутко интересный. Здесь представлены экспонаты всех видов трамваев, которые были в Осло, начиная от конки и заканчивая вагоном скоростной электрички. Также есть пара автобусов и троллейбус.
На трамваях висят таблички (на норвежском и английском), где собранны данные, чем тот или иной трамвай отличался от других (внутри и снаружи), в какие годы он работал и т.п. В трамваи можно залазить, в некоторых даже крутить разные прибамбасы. Есть такие, которые гудят или чух-чухают, когда ты заходишь. И взрослым будет весело, а уж детям!!!! (кстати, когда мы покупали Осло-Пасс, думали, что этот музей в него не входит, а нам сказали, что да. Поэтому лучше на входе отметить, если у вас есть Пасс, на всякий случай).
Но любое веселье подходит к концу, так и в Трамвайном музее нам пришлось в какой-то момент закончить. Предстояло посетить еще Нобелевский центр, где мы намеревались посмотреть выставку фотографий Аббаса "Дети Авраама".
Перед этим мы решили подкрепиться на набережной Акер-Бриге (вот вы когда-нибудь ели хот-дог с креветками?!), сидя на деревянных ступеньках и слушая романтические мелодии в исполнении трио.
Сам Нобелевский центр произвел на нас двоякое впечатление. С одной стороны прекрасная идея мира. С другой, это самый дорогой музей, и, если бы не Осло-Пасс, мы бы, скорее всего, туда не пошли. ИМХО, идею мира надо распространять бесплатно.
До наступления темноты мы еще успели погулять в районе, где сохранились старинные улицы. Правда мы так загулялись, что чуть не остались без ужина. Потому что все рестораны позакрывались, когда мы опомнились. Был только один, который был открыт до 23.00. Учтите это!
На этом наше короткое посещение Осло закончилось. Как не жаль было расставаться с этим чудным, спокойным, прозрачным городом, пришлось уехать. Очень хочется верить, что мы сюда еще вернемся. Даже не в Осло, а просто в Норвегию. Эта страна запала в душу!
13/11/2006