Путевые заметки про Голландию

    Страницы: 1 2 3 4 5 

    "Голландия имеет больше домов на воде, чем на суше"
    Один француз, живший в Голландии в XVI веке.

    Дома на воде - это корабли, ни у какой другой страны во времена наблюдательного француза не было столько кораблей, сколько у Голландии.

    Все дома в классическом понимании француз приписал к суше – и тут мы, жители бескрайних российских просторов, могли бы с ним поспорить. Ибо что есть суша и что есть вода в Нидерландах, само название которых переводится как "низменная земля"? Можно ли, не кривя душой, считать сушей половину территории государства, которая низменна настолько, что лежит ниже уровня моря? Голландцы считают, что да – и многие столетия день за днем, не покладая рук, не дают этой суше уйти под воду. Впрочем, есть дома, стоящие в прямом смысле слова на воде, вернее, на ней плавающие – но об этом ниже.

    Изгнание воды и борьба за сушу, пригодную для жизни и земледелия – повседневная голландская реальность, отраженная при этом в геральдике. Девиз на гербе Нидерландов гласит "Борюсь и Выплываю!" Герб Амстердама включает белый крест, оберегающий город от наводнения.

    Вообще-то всего крестов на гербе Амстердама три, – два другие защищают от пожара и чумы - но именно крест, защищающий от воды, можно считать символом Голландии. Судите сами – разве три выстроившиеся в ряд амстердамских креста не напоминают вам стилизованное изображение группы ветряных мельниц? А ведь именно мельницы стали оружием, позволившим силам суши одержать над силами воды первую серьезную победу.

    Ветряные мельницы

    У большинства россиян мельница ассоциируется с чем-то сугубо патриархальным – деревенской утро, запах свежего хлеба, пасущиеся у речки гуси, ну и далее в том же роде. Едва ли при упоминании мельниц у кого-то в голове возникнут эпитеты типа "индустриальный прорыв" или, например, "триумф инженерной мысли" - а зря, поскольку именно так нужно бы охарактеризовать значение мельниц для Голландии.

    Научившись в незапамятные времена использовать силу ветра, человек в корне изменил свои отношения с миром. С появлением паруса мир стал маленьким. С появлением ветряного двигателя - мельницы - он сделался более изменяемым. Раньше человеку было не под силу распиливать огромные бревна, растирать в порошок твердую минеральную породу для изготовления красок, да просто намолоть достаточно муки и надавить масла было нелегко. Поручив эту работу мельницам, в далеком XIII веке голландцы вывели на новый уровень строительство домов и кораблей, текстильное производство, производство продуктов.

    Жители Нидерландов никогда не ждали милостей от природы. Научившись использовать силу ветра, они столкнулись с проблемой – выполнять работу нужно было изо дня в день, а переменчивый ветер не всегда дул в нужную сторону. Вы думаете, они смирились с таким непостоянством? Как бы не так! Голландские инженеры стали строить мельницы с вращающимися башнями – такие башни можно было поворачивать, выбирая наиболее эффективное по отношению к ветру положение крыльев.

    Нидерланды издавна были одной из самых густонаселенных стран Европы – уже в XI столетии им стало не хватать земли, каждый клочок пашни был на счету. Казалось бы, уж с этим-то обстоятельством ничего нельзя поделать, Господь сотворил столько земли, сколько сотворил, и новую землю взять неоткуда. Но нет - в XVI веке голландец Ян Лигвотер нашел способ увеличить площадь суши - снова с помощью ветряного двигателя.

    К этому времени голландцы уже умели осушать заболоченные земли с помощью траншей и дамб, но с глубокой водой справиться не удавалось - нужна была система мощных насосов. Лигвотер предложил создать ветряные насосы, соединяя валы мельниц с винтом Архимеда. Однако выяснилось, что одиночные насосы не поднимут воду на нужную высоту, - тогда он разработал систему последовательной перекачки. Лигвотер предложил строить целые системы параллельных каналов. Десятки мельниц должны были перекачивать воду из канала в канал, в конце концов, отводя ее за дамбу, окружавшую осушаемый участок.

    Так возникала суша, не предусмотренная планом сотворения мира – или, говоря словами Вольтера, "Бог создал землю, а голландцы пристроили к ней Голландию". Масштабы этой пристройки впечатляют даже по современным меркам – за последние шестьсот лет территория Нидерландов увеличилась на 10 %.

    До изобретения паровой машины в Нидерландах работали тысячи мельниц. Своя мельница, а то и несколько, были в каждой деревне, и по положению мельничных крыльев соседи всегда могли узнать, что происходит в семье мельника. Если ничего особенного не происходило, то, закончив работу, мельник останавливал мельничные крылья в положении прямого креста, - одно крыло параллельно земле, другое перпендикулярно. Непрямое положение крыльев говорило о каком-то событии. Наклон крыльев в одну сторону показывал, что у мельника прибавление в семействе; наклон в другую сторону означал смерть кого-то из членов семьи. Рассказывают, что во время Второй Мировой войны участники голландского сопротивления с помощью мельниц сообщали английским самолетам, где стоят немцы.

    Мельницы работают в Голландии до сих пор, хотя осталось их всего тысяча. Даже систему Лигвотера из 19 мельниц можно своими глазами увидеть на юге страны, в Киндердайке. И вот что я вам скажу – если у вас будет хоть малейший шанс попасть в Киндердайк, используйте его обязательно. Откажитесь от чего угодно, но поезжайте туда - лучше поздним вечером. Уже не будет постоянно попадающих в кадр туристов, зато будет перистое закатное небо, череда мельничных башен, отражающихся в покрытых кувшинками каналах, деревянные мостики, овцы, гуси, утки, да одинокий торопящийся домой велосипедист. Только не приезжайте в шортах и майке – кроме драматичного заката вас могут встретить проголодавшиеся к ночи комары.

    Если у вас не будет времени доехать до Киндердайка, заверните хотя бы в Заансе-Сханс. При всех минусах потемкинской деревни это место имеет один большой плюс. К мельницам тут можно подойти близко, - и если вам повезет, то в конце дня вы увидите, как мельники сворачивают паруса на ночь. Фотографируйте – огромные решетчатые крылья и крошечные фигурки людей на фоне клочковатых вечерних туч удивительно фотогеничны.

    Если же вам повезет еще больше, то вы увидите, как начинает вращаться стоявшая неподвижно мельница. Нужно встать прямо под башней – сначала крылья тронутся с места медленно, будто нехотя, потом быстрее и быстрее, пока упругие хлопки наполняемых ветром парусов не сольются в один мощный гул. Если вы когда-нибудь ходили под парусом, - просто вспомните, какие чувства вызывают у вас голос ветра и туго натянутой ткани и летящие над головой облака. Здесь будет то же – медленное, завораживающее пробуждение силы и невероятная свобода.

    Alexandra Karepina
    26/07/2004

    Страницы: 1 2 3 4 5 

    Путевые заметки про Голландию - фотографии из Нидерландов - Travel.ru
    Путевые заметки про Голландию - фотографии из Нидерландов - Travel.ru
    Путевые заметки про Голландию - фотографии из Нидерландов - Travel.ru
    Путевые заметки про Голландию - фотографии из Нидерландов - Travel.ru
    Путевые заметки про Голландию - фотографии из Нидерландов - Travel.ru
    Путевые заметки про Голландию - фотографии из Нидерландов - Travel.ru
    Путевые заметки про Голландию - фотографии из Нидерландов - Travel.ru
    Путевые заметки про Голландию - фотографии из Нидерландов - Travel.ru

    Новости из Нидерландов

    14.03.24 Transavia будет выполнять рейсы между Амстердамом и Тбилиси
    23.01.24 Брюссель и Прагу соединит ночной поезд
    30.10.23 Визовые центры опубликовали график работы в ноябрьские праздники
    29.09.23 В Амстердаме существенно подорожают гостиницы
    27.04.23 Визовые центры Европейских стран сообщили о графике работы в майские праздники
    26.04.23 Российские "зеленые карты" перестанут действовать в ЕС 1 июня
    15.02.23 В квартале Красных фонарей в Амстердаме ввели массу запретов
    09.09.22 Упрощенный визовый режим между Россией и ЕС больше не действует
    03.08.22 KLM продолжит ограничивать вылеты из Амстердама в сентябре и октябре
    21.07.22 Амстердамский аэропорт Схипхол не справляется с наплывом туристов