По Криту на машине

Страницы: 1 2 3 4

День четвертый

Этот день начался с осмотра Фалассарны. Прочитав в путеводителе, что где-то в этих окрестностях есть развалины древнего поселения (нужно ехать на север от пляжей вдоль моря), мы решили их отыскать. Сделать это было не так легко, потому что никаких знаков не было. Проехавшись вдоль берега моря в нужном направлении, мы приехали в тупик. Дорога кончилась. С трудом разглядев петляющую среди оливковых деревьев колею, ведущую дальше, решили проехать по ней. И выехали к развалинам античной Фалассарны. В общем, оказалось, что смотреть там особо не на что. Сохранился от поселения практически только фундамент. И нижняя часть какой-то башни. И еще малюсенькая церквушка, стоящая чуть поодаль. Но место – очень красивое.

Потом мы продолжили свой основной маршрут. И двинулись в сторону, наверное, самого впечатляющего места во всем нашем путешествии - острова Грамвуза. Первое из впечатлений – это путь до острова. Во первых – мы не сразу нашли дорогу, а поплутали немного (так как знаков опять никаких не оказалось). Во-вторых, дорогой оказалась выдолбленная на краю скал раздолбайка, по которой впору ехать на джипе, а не на нашей микролитражке (тут-то я и разбил диски у машины, ее потом болтало из стороны в сторону). В-третьих, практически все время нужно ехать в метре от обрыва без какого-либо ограждения. В-четвертых – нужно объезжать коз, которые тут ходят совершенно не обращая внимания на машину.

Ну, так вот. По этой дороге нужно с уровня моря подняться до высоты примерно 600 метров. Длина дороги - каких-то 6 км, но ехали мы по ней ровно 1 час. Самый трудный участок был на половине пути: подъем градусов, наверное, 35-40, ширина дороги – не больше трех метров, слева – вертикальная скала, справа – обрыв около 300 метров, а на самой дороге – ямы по полметра глубиной. Но ничего, преодолели. Правда, только со второй попытки.

Когда добрались до ее конца, это было еще не все: нас ждал пеший спуск к морю длиной 2 км. Пошли. И где-то через полкилометра нам открылся такой потрясающий вид на этот труднодосягаемый остров Грамвуза, что аж дух захватило: небольшой остров (кстати, на нем, как написано в путеводителях, когда-то было логово пиратов), между ним и побережьем Крита - бухта с потрясающей бирюзовой водой и белый с розовыми вкраплениями песок. В общем, словами - не описать. Эту красоту нужно видеть.

Еще минут 20 спуска – и мы на берегу этой замечательной бухты. Ввиду труднодоступности, здесь очень мало людей (а половина из тех, что есть – нудисты).

Первым делом – купаться. Потом – загорать. Потом – опять купаться и загорать. Потом - собирать ракушки. И опять купаться... Погонять крабика по мелководью...

Вот уж и солнце пошло вниз. А нам пора в обратный путь наверх. Когда прошли примерно две трети пути, нас ожидало еще одно великолепное зрелище: На самом краю скалы, на высоте около полукилометра стоял горный козел и обозревал свои владения. Наблюдать за этим было просто потрясающе.

Когда мы, наконец, выехали на шоссе, были уже сумерки. Когда доехали до селения Сфинари, стояла уже полная темнота. Пора было уже подумать об ужине и ночлеге. А ничего, что бы нам понравилось, по дороге не попадалось. И вот, в маленькой горной деревушке Кампос, нам попалась таверна и объявление рядом: Rooms for rent. Остановились узнать расценки. Первым делом хозяин налил нам раки. И никак не хотел говорить о ценах, пока мы не выпьем. Но, в конце концов мы договорились о 20-ти евро за номерок над таверной (всего их было четыре). Очень приличный, чистый и свежий со всеми удобствами. Можно было поторговаться, но нас эта цена вполне устроила.

Потом, на открытой террасе с тростниковой крышей, под пение цикад и под журчание горной речушки, которой не было видно в темноте, но хорошо было слышно, у нас был ужин, который приготовил дядечка Лефтериас (так звали хояина): огромное блюдо греческого салата, две тут же приготовленных рыбины (сантиметров по 30) и полуторалитровый кувшин вина. Причем и овощи, и оливковое масло, и козий сыр, и вино – все его собственное. Это был самый вкусный ужин за все наше путешествие. Потом, шатаясь после вина (оприходовали все полтора литра), сытые и веселые, мы пошли спать.

День пятый

С утра позавтракав и сфотографировавшись на память с дядечкой Лефтериасом, двинулись дальше. Первая остановка на этот день была запланирована в монастыре Хриссоскалитисса или Золотоступенном монастыре. Расположен он на самом берегу моря в очень суровой местности: сплошные камни, невысокие скалы и практически полное отсутствие растительности вокруг. С расстояния он смотрится как неприступная крепость.

Цвет строений – традиционно белый с голубым. Войти в монастырь можно только одним путем – по входной лестнице. По преданию, безгрешный человек может увидеть золотую ступеньку, которой заканчивается эта лестница. Нам, к сожалению, ее увидеть не довелось. Но святость этого места ощущалась очень сильно. А когда вошли в монастырскую церковь, со мной вообще произошло нечто интересное. Когда я рассматривал внутреннее помещение церкви и ее иконы, то над иконостасом заметил изображение глаза. Просто нарисован глаз. Но когда я на нем остановил свой взгляд, то где-то 3-4 минуты, как ни старался, отвести взгляда не мог. И при этом было чувство, что меня кто-то изучает. Потом, когда меня "отпустило" и когда я попытался вновь посмотреть на этот глаз, мой взгляд постоянно проскальзывал мимо. И посмотреть на него я больше так и не смог. Вот такие у меня интересные впечатления от посещения монастыря.

Далее по маршруту у нас шел остров Елафонисси. Очень суровый остров с минимумом растительности. Красивое место с потрясающим цветом воды, но очень большим количеством людей.

Если учесть, что мы были в первой половине октября, представляю, что здесь творится в сезон. Долго искали место на пляже, полчаса позагорали и решили ехать дальше. Кстати, очень дорогое место. Двухсотграммовая пачка сока стоит 5 евро, тогда как везде по острову стакан свежевыжатого апельсинового сока – 2 евро.

Следующая остановка – в Тополийском ущелье. В самом начале ущелья есть пещера Святой Софии. Расположена она на достаточно приличной высоте почти отвесных скал. Но добраться туда достаточно легко по дорожке со ступеньками. Пещера – довольно большая. И в ней – маленькая церковь Святой Софии. Лазили мы по пещере где-то с полчаса. Забрались в самую дальнюю, абсолютно темную ее часть и исследовали ее с помощью фонарика, встроенного в видеокамеру. Интересно до ужаса. Но потом уткнулись в тупик и пришлось вернуться.

Очень интересно было то, что мы оба до посещения этой пещеры чувствовали, что вот-вот заболеем. Было какое-то предпростудное состояние. Наверное, на Грамвузе перекупались. Но как вышли из пещеры, никаких симптомов простуды не осталось вовсе. Говорят, воздух пещер очень благотворно сказывается на здоровье. Так и оказалось. В общем, исцелились мы самым чудесным образом.

Потом была дорога через Тополийское ущелье, узкий тоннель, прорубленный сквозь скалу, деревня Тополия, вся утопающая в цветах...

К закату солнца приехали в Ретимно. За 25 евро сняли номер (огромные апартаменты с кухней и великолепным видом из окна) в самом центре старого города и в 150 метрах от венецианской крепости. И пошли гулять по вечернему городу.

Не буду перечислять и рассказывать об огромном количестве всяких сувенирно-ювелирных магазинчиков, но хочу остановиться на одном необычном магазине напитков. Его мы заприметили еще в прошлую свою поездку в 2000-м году. В этот раз мы решили обязательно его найти и чего-нибудь прикупить. Необычность его состоит в двух вещах: во-первых, товар, выставленный тут – это вина-бренди-коньяки возрастом примерно от 10 лет и старше; во-вторых – продавец-хозяин, явный фанат-коллекционер. Магазинчик небольшой, но все стены от пола до потолка – в пыльных бутылках (не от того, что там грязно, а от древности). Выбрать там что-то – очень тяжело, глаза разбегаются. Хочется и того и другого. А много на себе домой не утащить. Короче, выбрали именитые греческие вина 10 и 11 лет и бренди – 40 лет выдержки. За все заплатили всего 60 евро. Смешные деньги за подобный товар. Когда хозяину сказали, что два года назад мы были в его магазине, а в эту поездку специально его отыскали, дядечка растрогался и подарил нам две бутылочки Узо. Кстати, если кто соберется в Ретимно и захочет посетить этот магазинчик, пишите, попробую объяснить, как его найти.