Турция: от Стамбула до Кападокии

Страницы: 1 2 3

Из самого городка Памуккале у подножия горы наверх ведет такая же белоснежная тропа с бегущей вниз водой. Так как ванны закрыты для посещения, теперь намного меньше людей остается в Памуккале на несколько дней. Так что многочисленные пансионы внизу дешевы, большинство имеет небольшие бассейны, благо теплая вода льется потоками через весь городок бесплатно; но пансионы все равно простаивают, а рестораны почти полностью пустые. Ночью очень приятно спать - тишина, только шумит вода и квакают лягушки.

Узнав, что я из России, меня направили в один из местных ресторанчиков, кажется, Аркадаш. Его взяли в аренду турок и его русская жена Ирина. Симпатичный ресторанчик на террасе с видом на белоснежный склон. Мы весь вечер болтали с Ириной, она рассказывала интересные вещи про жизнь и нравы в Турции.

Следующий день прошел около священного бассейна, а вечером я сел на маршрутку, доехал до Денизли и пересел на ночной автобус в Кападокию. Сосед сразу не понравился исходившим от него неприятным запахом (правда, за все время это, наверное, единственный раз). А когда через десять минут он судорожно схватил пакетик, я понял, что окончательно влип (не буквально). Какое счастье, что сзади оказалось свободное место.

Уже ночью на одной из остановок погода резко поменялась - стало просто холодно. А когда в пять утра мы прибыли в Кападокию, от дыхания шел пар! Через час подошел микроавтобус в Герэмэ, наиболее живописный городок в Кападокии.

После некоторых поисков я поселился в пещере, т.к. многие дома примыкают к склонам гор и органично дополняют древние пещеры. Так что можно выбирать между обычной комнатой и пещерой. Конечно, жилые пещеры окультурены: в них стоят кровати или положены матрасы, висят ковры, проведен свет. В моей даже был душ и туалет, хотя чаще удобства во дворе.

Про Кападокию можно говорить очень долго. Это место абсолютно не похоже на остальную Турцию и вообще на все, что я видел раньше. Пожалуй, это самое необычное и яркое впечатление после трех поездок в Турцию. Если я правильно понял, то давным-давно, ок. 10 миллионов лет назад, в результате извержения трех вулканов эта местность оказалась покрыта толстым слоем вулканического пепла. Со временем он затвердел и превратился в пористую податливую массу. Местные жители быстро сообразили, что при минимуме усилий и инструментов можно быстро рыть пещеры, а потом еще дальше расширять их при необходимости. Более того, на случай опасности они рыли огромные подземные города. Сейчас обнаружено два, но считают, что их было около 30. Один город имеет четыре подземных этажа, другой - восемь, уходящих вниз на более чем 50 метров! Там могли по полгода прятаться десятки тысяч человек.

После небольшого сна я пошел в долину Герэмэ, самую интересную в округе. Часть долины объявлена музеем под открытым небом, и за вход надо платить пять долларов. Вы увидите раннехристианские церкви с примитивной росписью. Я же как-то свернул в сторону, полез по пещерам, и вскоре понял, что не смогу подняться наверх по осыпающемуся склону. Поэтому пришлось скользить вниз. Я оказался в узком ущелье и пошел по нему. Местами оно сужалось до тридцати сантиметров и прерывалось порогами до двух метров. Но каждый раз в порогах оказывались едва заметные ступени. Метров через триста я свернул в сторону и пошел вдоль какого-то коридора. Он то уходил в скалу, то опять выходил наружу. Наконец я уперся в тупик. Но по склону смог вылезти на поляну. Там росли абрикосы, очень сладкие. Оттуда я уже вылез наверх, к дороге. Наверху, на ровной поверхности, были виноградники. В Кападокии делают вино. Пробовал, вроде ничего. Но я не специалист.

На следующий день я запланировал поездку в Деринкуй, самый глубокий подземный город. На автобусной остановке я познакомился с молодой парой из Англии и австрийцем. Их планы почти совпадали с моими, поэтому дальше мы двигались вместе. С помощью указателей и подсказок местных жителей мы подошли к невзрачному домику, оплатили вход и стали углубляться под землю. Довольно трудно словами передать ощущения. В первом же помещении мы увидели несколько проемов с последующими коридорами. В принципе, основной маршрут вниз освещен лампочками и обозначен стрелками. Но практически в каждой комнате были ответвления! У ребят было два фонарика, и мы пошли в сторону.

В очередном помещении светила тусклая лампа. В стене вырисовывались силуэты коридоров. Мы пошли в один из них. Коридор вывел нас в другую комнату, поменьше и без света. Там опять было два или три хода, меньше метра высотой. Мы остановились и стали предлагать друг другу пройти в один из коридоров. Сначала пошел австриец, потом он позвал нас. Я остался на месте, а англичане полезли к нему. Потом они крикнули, что там еще ходы. Через несколько минут уже из другого хода ко мне вылез австриец. Оказалось, он полез дальше в один из проходов и тот вывел его обратно ко мне. Мы вернулись к основному коридору и постепенно спустились в самый низ.

Периодически встречались большие выдолбленные углубления для хранения продуктов, большие сосуды. В нескольких узких местах от основного коридора вдруг отходили, загибаясь назад, петлеобразные проходы метра три длиной. Они заканчивались нишами с огромными каменными кругами. Перекатив такой массивный круг, главный коридор наглухо перекрывали. И так можно было постепенно перекрывать весь подземный город по отсекам, отходя ниже и ниже. Несмотря на невероятные масштабы подземелий, трудно представить, как тысячи людей могли месяцами находиться здесь - как готовили пищу, чем занимали себя, как и куда, в конце концов, ходили в туалет - ведь наверняка, экономя кислород, особенно огонь они не жгли.

По данным разных археологов, первые помещения могли появиться в 4 тысячелетии до нашей эры, т.е. раньше египетских пирамид, а к 8-7 вв. до н.э. здесь вовсю кипела жизнь!