Самая моя любимая страна после России - Норвегия. О ней можно писать бесконечно, как и жить в ней. Надеюсь, когда-нибудь сделать целую серию статей и фотографий, а пока читайте первую часть моих впечатлений.
Норвежский ландшафт
Ландшафт Норвегии прекрасен: холмы большие и не очень, ледники, многочисленные водопады, реки и речушки, ручейки, озера и, наконец, знаменитые фьорды.
Тем не менее, все это доставляет немало хлопот обитателям. Здесь только 3 процента земли, годной для сельского хозяйства. Вся пшеница для выпечки хлеба – привозная. Норвегия живет, главным образом, за счет своих богатых нефтяных месторождений. В конце девятнадцатого – начале двадцатого века Норвегия была достаточно бедной страной. Как написал про то время один норвежец в толковой книжке с несколькими очень смешно переведенными на русский язык местами: "Норвегия славилась экспортом беличьих шкурок. Мясо же животных съедали голодные норвежцы".
Большинство норвежских домов расположено на склонах холмов. Чтобы подобраться к дому одного моего знакомого, надо сначала минут десять подниматься по крутой петляющей дороге, а затем минуты три как горная серна карабкаться по круче холма. Конечно, можно пройти по продолжению дороги, но тогда на все уйдет уже около двадцати минут. Как они там могут жить – совершенно непонятно, ведь ежедневно ходить туда и обратно приходится не один раз. (По приезду обратно в Россию путь до моего четвертого этажа показался мне тремя ступеньками.) Даже пожилые люди не сидят у себя взаперти, как этого можно было бы ожидать, а запросто передвигаются вниз (и, главное, потом – наверх, обратно) в город – многолетняя тренировка дает о себе знать. Зато, по прибытию, вас ожидает великолепная панорама местности, вид на фьорд и холмы, выглядывающие со всех сторон.
Дом моего приятеля был расположен в стратегически важном во время второй мировой войны месте. До сих пор в нескольких минутах ходьбы можно осмотреть бывшие оружейные склады, плацдарм для пушек, специально оборудованные огневые точки, другие искусно замаскированные под скалистую местность сооружения. Все это строили, кстати, пленные русские для немцев. Имена некоторых из них (а может их и было всего два – три человека в месте, где он живет) в хорошую сухую погоду до сих пор можно прочитать, если долго вглядываться в каменную плиту, вмонтированную в землю.
Западное побережье Норвегии кроме холмов рассечено еще знаменитыми фьордами. Из Бергена в Ставангер проще всего добраться по воде на пассажирском рейсовом катере. (Один из таких катеров осенью затонул, может быть вы слышали, что стало национальной катастрофой, так как, по идее, они достаточно безопасны.) Если ехать автотранспортом, то все равно придется пользоваться тремя паромами (если ехать стопом, то за паром все равно придется платить). Паромы заслуживают отдельного внимания. Одни норвежцы уже устали от обреченности постоянно на них ездить, а для других время, проведенное на пароме - единственные минуты отдыха от напряженных будней. На паромах царит умиротворенность – в ближайшие 15–30 минут отсюда все равно никуда не деться, так что можно посвятить их себе самому, выпить чашку кофе в спокойной обстановке или посмотреть телевизор. Паром – маленькое государство со своими неизменными правилами, где все буквально высчитано, выверено и расписано по минутам. Жизнь парома расписана по пунктам до конца срока его службы.
Большая часть страны покрыта холмами, что значительно удлиняет протяженность автомагистралей. Трудолюбивые норвежцы и здесь нашли выход из положения: они прорыли великое множество длинных тоннелей для автотранспорта (железнодорожные тоннели – отдельный разговор). Тоннель протяженностью несколько километров – обычное дело для Норвегии. Однажды я проехала по тоннелю протяженностью 21 км. Через каждый километр там стоят таблички (они функционируют, скорее, не как дорожные знаки, а как успокоительное средство для истосковавшихся по голубому небу сидящих в машине), на которых указано пройденное и оставшееся до конца тоннеля расстояние.
Норвежские тоннели
Итак, в Норвегии очень много тоннелей. Их длина варьируется от сотни метров до десятков километров. В 2002 году из Laerdal в Aurland начнет функционировать самый длинный тоннель то ли в Европе, то ли во всем мире, не помню точно. Его длина будет составлять более тридцати километров!
Тоннели могут быть прямыми, а могут вдруг поворачивать на девяносто градусов. Внутри тоннелей могут быть дополнительные ворота для защиты от снега и сырости, которые автоматически открываются при приближении машин. В тоннелях могут быть таинственные ответвления с дверьми, уходящими неизвестно куда. Даже на горных перевалах тоннели обычно всегда освещены. Если бы бродите по какому-нибудь кажущемуся очень диким холму, нельзя быть уверенным, что под ним не пролегает какая-нибудь оживленнейшая магистраль. Иногда с потолка тоннеля могут свисать опасные, огромных размеров сосульки, которых следует остерегаться - такая сосулька пробьет при падении машину насквозь. Бывает и так, что при затяжных дождях водный поток найдет себе отверстие в скале – потолке тоннеля и будет довольно сильной струей лить прямо на шоссе. Это также опасно для проносящихся внизу машин.
Ложкомоева Екатерина 08/06/2000
Страницы:
1 2
|