лучшее письмо месяца

    На автобусе по Скандинавии



    Если бы позволяли финансы, россияне несомненно входили бы в тройку самых путешествующих наций мира. И хотя далеко не у всех возможности согласуются с желаниями, в последние годы ситуация значительно улучшается и все больше и больше наших соотечественников отправляются бороздить просторы Европы, причем основной контингент – люди среднего возраста и пенсионеры. В самой Европе та же ситуация, но для россиян эти поездки составляют разительный контраст с той закрытостью, в которой прошла вся их жизнь, когда выбраться в Польшу или Болгарию было пределом мечтаний. И потому люди стремятся увидеть как можно больше, и откуда-то берется энергия, которой хватает на 8, а то и больше, часов прогулок по городу.

    Российскому человеку свойственно стремление получить больше за меньшие деньги. А к средней степени комфорта нам не привыкать – так надо ли удивляться тому, что самым популярным видом туризма являются автобусные туры?

    Действительно, это очень удобно – тебя везут, рассказывают интересные вещи, а ты едешь, развалившись в кресле, и лениво следишь за проплывающими ландшафтами или болтаешь с соседями. О плюсах и минусах данного способа путешествий уже написаны тонны заметок, но одно остается неизменным. Автобусный тур – идеальный способ составить общее впечатление о Европе с тем, чтобы потом сосредоточиться на наиболее понравившихся странах и облазить их вдоль и поперек – хоть пешком, хоть на самолете. Ознакомительные поездки из разряда "галопом по Европам" – таким должен быть первый тур начинающего туриста.

    Конечно, далеко на автобусе не уедешь – в любом случае тур будет ограничен европейскими странами, а в Австралию Вам придется лететь. Конечно, ночные переезды – вещь тяжелая, особенно когда их в туре два – три (хотя поверьте опытному путешественнику, уже через пару дней после начала тура вы будете спать где угодно и в каких угодно условиях). Но все эти мелкие неудобства теряются перед открывающимися перспективами. Только автобусный тур позволит увидеть, как действительно живут в Европе – не в отдельно взятом большом городе, а по всей стране, в маленьких городках и "сельской местности". Ведь в каждой стране свой уникальный ландшафт, меняющийся – парадокс – почти сразу после пересечения очередной границы. В Голландии это бескрайние зеленые луга с ветряными мельницами, в Германии – желтые поля одуряюще пахнущего рапса и огромные белые цветы ветряков, в Англии – холмы, расчерченные линиями дорог… А как интересно проезжать сквозь маленькие городки, которые опять-таки в каждой стране выглядят по-разному! В Польше во дворе каждого домика будет обязательно стоять небольшая статуя девы Марии, а на крыше примостится гнездо аиста; в Скандинавии все домики одинаковые (скандинавы не любят выделяться и не считают нужным тратить средства на благоустройство своих садиков), а в Норвегии почти в каждом дворе стоит батут; а вот городков Германии вы не увидите – они закрыты от шумных автобанов стеной и обычно показывают только свои красные крыши, спрятавшиеся в низине, да острый шпиль непременной церквушки.

    И неужели решившего посмотреть чужеземные страны может остановить то, что автобус, в котором придется провести следующие две, а то и три недели и который фактически станет вторым домом на это время, можно увидеть только непосредственно перед поездкой? Беда в том, что российским фирмам очень невыгодно иметь свои автобусы. Стоят они дорого, и чаще всего их покупают те фирмы, которые специализируются на "ближнем свете", то есть Финляндии и Швеции. Что же касается грандов, возящих туристов по всей Европе, они предпочитают нанимать автобусы в Литве. И кому-то вполне может достаться раздолбайчик лет 15 – 20 от роду с неработающим кондиционером, микрофоном и прочими мелкими пакостями. Испугались? Не бойтесь, это не смертельно. Потому что испортить удовольствие от поездки очень и очень сложно.

    Сейчас количество автобусов в Европе таково, что большинство городов – такие, как Париж, Рим, Венеция и многие другие – запрещают въезд в сам город или в его исторический центр. Из-за этого запрета одна группа из Санкт-Петербурга как-то попала в неприятную ситуацию в Риме. В день их экскурсии работники общественного транспорта бастовали, и поздно вечером руководитель группы выяснил, что из города им не выбраться. Он не растерялся и поговорил с полицейскими. Те моментально посадили гида в свою машину, отвезли его на паркинг, находящийся за чертой города, и, включив "мигалки", сопроводили автобус до центра и обратно.

    Зачастую на паркингах для автобусов невозможно найти место, и почти во всех крупных туристических центрах нельзя парковаться нигде, кроме специально отведенных для этого мест (как правило, на окраине). В таких случаях автобусу приходиться часами кружить по городу, а группе - проявлять оперативность – моментально выходить из автобуса и садиться в него, когда он останавливается всего на минуту.

    Автобусные туры – это как наркотик. И даже объездив всю Европу, вы будете снова и снова просматривать рекламные проспекты фирм, высчитывать дни в отпуске и прикидывать, сможете ли выдержать 3 ночи в автобусе ради того, чтобы увидеть какой-то город, вот уже давно являющийся вашей мечтой и включенный в один-единственный тур.

    Главным препятствием перед переездом на иностранную землю является, конечно, граница. В Европе это сейчас просто щит около дороги с названием страны, в которую вы въезжаете. Всю прелесть прохождения границ вы познаете при переезде из Польши в Германию, при вьезде в Чехию, Финляндию и особенно – при возвращении в Россию. У каждого, кому хотя бы пару раз доводилось пересекать границу, обязательно найдется страшная история. Их обычно рассказывают вполголоса те, кто уже прошел паспортный контроль и теперь смирно ждет остальную группу. Границу можно пройти за полчаса, а можно ждать своей очереди или просто того счастливого момента, когда пограничник допьет наконец свою десятую чашку кофе, очень и очень долго. Здесь главное – набраться терпения и быть неизменно вежливым и корректным с пограничниками – чтобы не дай Бог, они не обиделись на вас и не отыгрались на всей группе. Так что с известным запасом такта и философским взглядом на это временное и в любом случае преодолимое неудобство граница не сможет вывести вас из эйфории путешествия.

    Вторым по количеству сюрпризов пунктом автобусного тура являются отели. Обычно в контракте оговаривается, что отели будут двух – или трехзвездочные. Но это абсолютно ничего не значит.

    Начнем с того, что во всех странах стандарты "звездочности" различаются. И в Скандинавии вам предложат мягчайшую постель, хорошую ванную комнату и завтрак – шведский стол, а в Париже – узкую кровать, неработающий телевизор, да еще и континентальный завтрак. Для тех, кто не знает, континентальный завтрак обычно включает в себя чашку кофе, стакан апельсинового сока разной степени разбавленности, одну или две булочки, кусочек масла и упаковочку джема. Именно такой завтрак подается во всех странах Континентальной Европы, что неизменно "радует" изголодавшихся путешественников, которые быстро съедают все предложенное, после чего крутят головами и обиженно спрашивают: "А где же наш завтрак?"

    Отдельной строкой идут так называемые "транзитные" отели. Это целые сети отелей, разбросанных опять же по всей Европе, и их уровень может различаться даже в пределах одной сети. Наиболее известные отели подобного класса (их, кстати, любят российские турфирмы) – Etap и Ibis. Эти отели, пожалуй, наименее комфортабельны, поскольку строятся вдоль автобанов и рассчитаны в основном на тех, кто, проезжая мимо, переночует одну ночь и утром отправится дальше. Если в поездке будут запланированы длинные перегоны по странам, но с ночевкой в отеле – скорее всего, это будет что-то в таком духе. Но в любом случае в каждом номере будут две кровати (часто одна поперек комнаты, а вторая – над ней), душ, туалет и телевизор.

    Может встретиться в двухзвездочном отеле и такая вещь, как "душ на этаже", да еще и с дозированной подачей воды – именно такой отель попался нам в одной из поездок в Люцерне (Швейцария). Более чем спартанская обстановка номера включала в себя две кровати, стол, стул, лампочку без абажура и умывальник… зато окна выходили прямо на исторический центр города. При попадании в подобный отель рекомендуется философски пожать плечами, быстренько принять душ и лечь спать. Обычно одна только фраза "А вот когда мы ездили по Золотому кольцу…" моментально спасает от желания возмущаться по поводу убогости обстановки.

    Что практически не может вызвать нареканий – так это сервис (я имею в виду обслуживающий персонал отеля). Для вас обязательно сделают все, что в их силах, да еще и поблагодарят за то, что вы к ним обратились. Да, совсем не то, что в поездках по необъятным просторам России, правда?

    Следующий очень важный пункт, над которым стоит поразмыслить, прежде чем заказывать тур – вопросы финансов. Чтобы хорошо съездить, привезти подарки себе и близким и питаться регулярно, требуется взять с собой примерно столько же денег, сколько стоит сам тур. Ваши денежные траты в поездке будут включать в себя, прежде всего, экскурсии, питание и сувениры. Обо всем по порядку…

    Очень важно знать, сколько экскурсий не входит в стоимость тура, а будут оплачиваться на месте. Обычно в плане поездки такие экскурсии перечислены и даже указана примерная их стоимость (которая может отличаться от реальной, но очень незначительно). Естественно, плавание на пароме по фьордам Норвегии, входной билет на Эйфелеву башню или поездка на канатной дороге через Рейн в стоимость тура не войдет. И еще: на экскурсиях экономить не стоит. Чтобы потом не кусать себе локти и не отвечать равнодушно на вопросы "Ну и как там, на Эйфелевой башне?" – "Да что я там не видел?"

    Что касается еды, могу сказать, что очень многие туристы умудряются две недели прожить на своих запасах и практически ничего не покупать в магазинах. Но подумайте – понравятся ли вашему желудку две недели на супах и пюре быстрого приготовления?

    В автобусе обязательно будет кипятильник, и он, скорее всего, будет работать (если господа туристы не решат помыть прямо в нем чашки), а кое-где может быть еще и холодильник. Так что страдать от отсутствия горячего чая и кофе вам не придется, а при желании можно будет и супчик развести. Что до разных вкусностей к чаю, в любом магазине на заправке (а именно там обычно делаются остановки по ходу движения) можно купить большие и очень вкусные бутерброды, горячие сосиски и колбаски, мороженое, шоколад, фрукты и так далее. Минеральная вода в Европе стоит около 1 евро за литр (цена зависит от марки - самая дорогая – Perrier, самая дешевая – местного разлива.( Из повсеместно распространенных марок самая доступная и, главное, вкусная – Evian). Но если вы выберете своим маршрутом Скандинавию, о деньгах на воду смело можете забыть. В Швеции, Норвегии и Дании из-под крана идет чистейшая вкусная вода, которая не доставит проблем ни одному желудку.

    Если в туре будут дневные перегоны (необходимость покрыть большое расстояние, когда автобус едет целый день без экскурсий и заездов в какие-либо города), помимо остановок на 15 минут каждые 2 часа езды водители обязаны будут один раз сделать остановку в месте, где есть ресторанчик. Там за полчаса можно сытно и относительно дешево поесть. Самые лучшие ресторанчики подобного типа находятся в Германии. Здесь вы все, что хотите, накладываете сами. Преимущество в том, что не нужно ждать, пока ваша порция будет готовиться. Если же это будет обычный ресторанчик, готовьтесь к тому, что его персонал не жадничает и порции весьма и весьма велики. Обычно при получении тарелки с заказом у туриста округляются глаза и он тихо шепчет: "Неужели я все это съем?" А готовят они, надо сказать, очень вкусно – даже на небольших заправках.

    В городах с едой сложнее. Конечно, везде есть McDonald"s, Burger King, Pizza Hut и прочий фаст-фуд, но особой полезностью и приятностью для желудка эта еда не отличается. Можно питаться в ресторанах, но стоит помнить, что стоить это будет примерно в два раза дороже – особенно, если дело происходит летом и вы сидите за столиками на улице. Естественно, чем ближе к туристическому центру (чаще всего – Старому городу), тем дороже. Вообще же на 5 евро на человека можно как полноценно поужинать, так и всего лишь попить кофе с пирожным – смотря где это делать.

    Что до национальной кухни, гиды обычно упоминают, какие блюда являются традиционными в данной стране, и даже могут указать места, где их лучше всего попробовать.

    Сложности с обедом могут возникнуть в горных районах – в частности, в Швейцарии и Норвегии. Очень часто горная дорога, карабкающаяся через горы по какому-нибудь плато, проходит по очень живописным местам, в которых совершенно некуда приткнуть заправку. На самой высокой точке перевала вас, скорее всего, будет ждать небольшой ресторанчик, но до него ведь нужно еще доехать! В поездке по Швейцарии мы ехали без остановок несколько часов, прежде чем нашли наконец место, где были магазин и туалет. Небольшая компенсация за красоты, неспешно сменяющие друг друга за окном.

    Наконец, последний, но не самый скромный пункт ваших денежных трат в поездке – сувениры и путеводители.

    С путеводителями особых проблем возникнуть не должно. Во всех крупных городах есть очень красивые книги на русском языке, чаще всего из серии "Вся Европа". В них есть интересные иллюстрации, довольно информативный текст и они охватывают действительно все достопримечательности, которые есть в городе. К тому же в конце обычно есть карта центра города. В городах поменьше книг на русском найти вряд ли удастся, но на английском они будут обязательно. Путеводитель вам очень пригодится после поездки, когда придется просматривать фотографии и вспоминать, как называется то или иное здание, что вы решили запечатлеть.

    Если вы зададитесь целью привезти из тура что-то действительно красивое и оригинальное – готовьте кошельки. Основная масса сувениров, что продаются сейчас в Европе – китайский ширпотреб. Для каждой страны ассортимент немного отличается, но все равно вы заметите, что производятся они все в одном месте. Хорошо если вы любите белые футболки: в каждой стране вы сможете купить такую, с оригинальными и порой очень забавными картинками. С черными тоже особых проблем не будет, а вот если захотите цвет пооригинальнее – можете разочароваться. А вам обязательно захочется что-нибудь, скажем, красное, когда шкаф окажется заполнен белыми футболками, различающимися лишь надписями.

    Основной ассортимент сувенирных магазинчиков, которых на главных торговых улицах десятки, можно описать несколькими словами: магнитики, открытки, стеклянные шары и пирамидки, футболки, кепки, фигурки в национальных костюмах, макеты главной достопримечательности города во всех видах, брелки и прочая мелочь – все, естественно, с символикой страны или города, в котором вы находитесь. В Париже все заставлено Эйфелевыми башнями, в Скандинавии – троллями, викингами и лосями, в Италии – "Давидом" Микеланджело и изображениями Пизанской башни (часто - упавшей), в Амстердаме - марихуаной. Да и вообще, в какой бы магазинчик вы не зашли, вас неизменно будет сопровождать тягостное чувство "дежа вю".

    Есть и более оригинальные вещи, но цена на них отличается, и весьма ощутимо. К тому же необходимо отличать оригиналы от подделок. К примеру, если вы увидите в Осло традиционный скандинавский свитер за 20 евро – не спешите радоваться. Настоящие свитера стоят порядка 2500 крон (это около 300 евро). А разницу вы почувствуете, если примерите оба этих свитера.

    Чего следует опасаться за границей? Прежде всего – цыган. Это настоящий бич юга Европы, и особенно Италии. Держитесь за сумочки и кошельки и старайтесь обходить толпы цыганят. Вторая опасность Италии – мотоциклисты, проносящиеся по улицам и срывающие сумки с туристов.

    Я слышала несколько рассказов, начинавшихся с того, что туриста просили разменять купюру, а заканчивавшихся тем, что турист этот вдруг обнаруживал себя совершенно без денег и в недоумении – что же произошло? Это, возможно, разновидность гипноза или что-то иное, но факт остается фактом – случаи имели место.

    Деньги и документы лучше всего носить в маленькой сумочке на поясе или на шее и ни в коем случае не оставлять в автобусе. Еще хороший выход – не возить наличность, а пользоваться кредиткой. Их берут практически везде. Практически – так что небольшую сумму наличными лучше все же иметь при себе – на покупки на заправках, на туалет и прочие мелочи.

    Так что основная опасность подстерегает вас, как ни странно, днем на самых оживленных улицах города. Если вы, оказавшись, скажем, в Лондоне, решите поехать вечером в Сохо – езжайте смело, это абсолютно безопасно. В Европе – и особенно в Англии – авторитет полицейских очень велик, поэтому по ночным улицам можно гулять, не опасаясь ничего. Нужно только помнить, что в любом городе есть "особо опасные" районы, куда заходить не рекомендуется даже днем – как, например, район Кристиания в Копенгагене.

    Куда же поехать, спросите вы, окончательно решив, что автобусный тур – именно то, что вам нужно? Большинство маршрутов проходят через Париж… но начинать лучше все-таки с ближнего света. Сейчас в Петербурге очень популярны поездки в Скандинавию – как раньше в Таллинн.

    Смирнова Елена
    21/11/2006 15:19


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости

    23.08.13 В Эдинбурге - самые дорогие гостиницы в Великобритании
    22.08.13 В Лондоне пройдет карнавал
    21.08.13 Исторические здания Лондона откроют двери туристам
    13.08.13 Железнодорожные тарифы в Великобритании вырастут на 4%
    Пивной фестиваль проходит в Лондоне
    12.08.13 Между Лондоном и Шотландией увеличено число спальных автобусов
    Британские железнодорожные компании запрещают электронные сигареты
    11.08.13 Картины Боба Дилана можно будет увидеть на выставке в Лондоне
    09.08.13 Презентация Boeing 787 испугала жителей Эдинбурга
    07.08.13 Гостиницы группы Accor вводят бесплатный Wi-Fi