Мюнхен и замки Людвига II



    Европа - это удивительно просто! Европа - это восхитительно комфортно! Европа - это фантастически недорого! Особенно, если у тебя есть голова на плечах... Особенно, если не связываешься с дурфирмами... Особенно, если делаешь все сам...

    Первый взнос в описываемый европейский вояж сделал телеканал "Культура". Всю зиму по нему периодически показывали фильмы о различных городах и странах. Много чего было там интересного, но моей матушке в душу запал только один отрывок - о баварских замках, выстроенных королем Людвигом II. Красотами этих замков она прожужжала мне все уши, и я начал прорабатывать маршрут.

    Само собой разумеется, обратиться в дурфирму мне и в голову не пришло: я лишь для проформы сверился с наличными рекламными материалами из папки "Европа". Нашел занимательный проспект одной конторы, которая предлагала поехать в Мюнхен и Нюрнберг на 8 дней/7 ночей за 790 евро с человека, плюс оплата дополнительных экскурсий; Нойшванштайн, к примеру, стоил 50 евро с каждого, и это без входных билетов. Я долго смеялся над ценами, а остальные программы и смотреть не стал: двухнедельное европейское пиршество по маршруту Мюнхен – Трир - Люксембург – Брюссель – Антверпен – Брюгге – Амстердам – Берлин обошлось нам в 685 евро с человека за все самолеты, поезда и отели, а тут этакий ценник!

    Оставив в стороне ту часть поездки, которая прошла в Бенилюксе, обратим внимание на Баварию и несравненные замки Людвига II.

    В Мюнхен мы добрались с пересадкой в Берлине – сначала самолетом из Хельсинки в столицу Германии за 35 евро с головы, а после ночевки продолжили путь, выложив еще по 28 евро за авиарейс из Шенефельда на самый юг страны. Итого всех затрат меньше сотни у.е., и плюс еще нет мороки с немецкой визой – въезд был по финскому Шенгену через Финляндию и выезд обратно тем же путем; комар носа не подточит…

    По плану нам полагалось за четыре дня посмотреть крупнейший город Баварии и его окрестности, тогда как порядок осмотра был гибким, что было весьма кстати, потому что Мюнхен встретил нас затяжным ливнем. Пришлось соображать, что делать дальше, ибо программа, предусматривавшая осмотр города, определенно сбивалась: гулять под проливным дождем по городу - радость небольшая. Памятуя опыт Швейцарии, где погода в двух расположенных в полусотне километров друг от друга населенных пунктах разительно различалась, я посчитал, что немецкие Альпы ничуть не хуже швейцарских и перенес поездку в один из людвиговых дворцов с завтра на сегодня в надежде на "авось" - вдруг в предгорьях дождя нет? Во исполнение новых планов мы пошли покупать проездные по Баварии. Тут в билетном автомате случился грандиозный конфуз - привыкнув тыкать пальцем в экраны подобных систем продажи, я вознамерился поменять немецкий язык на английский. Тюк по стеклу - ноль внимания, тюк опять - опять фиг. Я и так, и этак изгалялся, перепробовал три автомата, и все напрасно. Пошел к информационной стойке, так, мол, и так, объясняю, хочу поменять язык, а ничего не выходит. "Надо, - отвечают, - нажать на значок "флаг". "Я, блин, - говорю, - нажимал сто раз, но, натурально, ничего не вышло". Тут дяденька скривился и пошел вместе со мной к автомату, нашел на панели значок "флаг", и - о, чудо! - на экране курсор перешел с немецкого флага на английский. Одарив меня сочувственным взглядом профессионального воспитателя даунов, служащий удалился, а я остался краснеть за свою тупость. По экрану, оказывается, тут барабанить вовсе не надо было... Век живи - век учись...

    Овладев искусством обращения с билетным автоматом, мы приобрели заветный квиток Bayern ticket - ценнейшую штуку, позволяющую путешествовать по всей Баварии на любом виде общественного транспорта с 9 утра до 3 утра следующего дня по будним дням и без утреннего ограничения в выходные. Такой билет есть во всех германских землях, только стоит он по-разному; баварский вариант обошелся в 25 евро, и, если учитывать, что путешествовать по нему можно при надобности впятером, окупается покупка крайне быстро. Достаточно сказать, что иначе мы бы заплатили как минимум от аэропорта до Ostbahnhof 8.80*2 + от вокзала до отеля на автобусе 2.10*2 + от отеля до вокзала опять 2.10*2 = 26 евро сразу, еще без поездки по окрестностям.

    Как понятно из предыдущего абзаца, отель наш было не то, чтобы на окраине, но несколько в отдалении от центра, на улице Ottobrunenstrasse. Назывался он "Stay Munich", имел классификацию 3 звезды и был скорее похож на многоквартирный дом, так как постояльцам предлагались комнаты с кухнями и всем необходимым оборудованием, как-то электроплитами, микроволновками, холодильниками и т.п. Размещение обошлось нам в 60 евро за ночь, так что матушка, узнав о расценках, долго потом еще периодически спрашивала - "что, и кофеваркой можно пользоваться, и кастрюлями, и все за 60 евро?", "что, и столовые приборы, и терки, и сковородки можно эксплуатировать, и все за 60 евро?", а получив подтверждение, что, дескать, да, можно, качала головой и говорила: "Вот ведь буржуи... Все для человека делают..." Единственным недостатком гостиницы было отсутствие завтраков в принципе, хотя в листе бронирования и в данных www.guideglobal.com было четко сказано, что завтраки в стоимость входят - по этому поводу я начал вести переписку с виновными.

    Добравщись до отеля в районе 11 часов, мы совершили крупную ошибку, решив, вместо того, чтобы сразу ехать на маршрут, сперва разместиться. В результате в номер мы заселились в полдень, а пока раскладывали вещи и подкрепляли силы, прошло еще время, так что на улицу, полускрытую водной пеленой, мы вышли лишь в половине второго. Выезд к Нойшванштайну и Хоэншвангау отпадал сразу по причине позднего времени, на поезд в 13.42 в район Херренхимзее мы уже не успевали, оставался лишь Линдерхоф.

    Чтобы оказаться во дворце Линдерхоф, нужно сперва добраться до городка Обераммергау (Oberammergau). Из Мюнхена удобнее всего это сделать электричкой с главного городского терминала, но мы предпочли доехать с восточного вокзала до станции Pasing, где и перехватили поезд, стартовавший в 14.32 из центра. На нем за 50 минут мы преодолели расстояние до города Мурнау (Murnau), откуда через четверть часа стыковочная электричка забрала нас, чтобы доставить по назначению.

    Я рассчитал, что когда мы приедем в Обераммергау, будет четыре с минутами, и если через четверть часа мы окажемся во дворце (отчего-то мне казалось, что он рядом со станцией), то до шести все посмотрим, а потом погуляем по парку и поедем домой. Рассчитали, как говорится, на бумаге, да забыли про овраги...

    Выбравшись на привокзальную площадь, мы тут же выяснили три пренеприятные истины. Первая состояла в том, что дождь никуда не исчез, хотя и стал потише, вторая - от дверей дворца нас отделяют 12,5 километров, третья - с поездом, прибывающим в 16.09, автобус маршрута 9622 в Линдерхоф не стыкуется. Ну надо же такому быть - все остальные составы приходят за пять минут до отправления общественного транспорта, а единственная дыра в расписании - с 16 до 17.20.

    Делать было нечего, раз уж приехали, решили ждать транспорта. К сожалению, из-за дождя мы не стали гулять по улицам, и совершенно напрасно - когда пришел автобус и мы тронулись в дорогу, то оказалось, что едва ли не каждый дом красочно расписан, а некоторые так просто произведения искусства. Особенно нам запомнилось здание, на котором были изображены персонажи сказки про Красную шапочку.

    В хорошую погоду тут бы гулять и гулять. Даже многокилометровую дорога к Линдерхофу при солнечном свете можно было бы спокойно проделать по лугам, полям и рощам. Дождь, наоборот, даже поездку на автобусе превратил в мучение - сидишь в теплом салоне и горюешь, что скоро опять придется вылезать и мокнуть. Но тут ничего не поделаешь - статус туриста обязывает. К без двадцати минут шесть, когда мы, наконец, оказались у ворот дворцового парка, небесно-водная феерия несколько поутихла, и мы смогли более-менее полноценно провести три четверти часа в прогулках. Надо сказать, что не одни мы были такие маньяки; помимо нас двоих по парку шлялось по меньшей мере четыре компании, прибывшие на автомашинах. Сделав подобающее моменту снимков и потратив энное количество видеопленки, мы погрузились в последний на сегодняшний день автобус обратно в город (18.40) и в районе семи вечера вновь стояли на вокзале. До поезда было еще 45 минут, так что мы решили прошвырнуться по городку, и попытаться найти сказочный дом. К сожалению, последнее сделать не удалось, хотя мы получили огромное эстетическое наслаждение, любуясь другими, не менее искусными и впечатляющими стенными картинами.

    Потом был поезд в Мюнхен с пересадкой в Murnau, переезд в отель и сладкий сон с мечтами о хорошей погоде на завтрашний день, день, на который был назначен выезд к замку Нойшванштайн.

    Ужасно не люблю, когда кто-то или что-то прерывает мой сладкий утренний сон. Вот и в это утро, когда некий яркий свет пробился сквозь щель в плотных шторах, я сперва хотел возмутиться, а потом внезапно сообразил, что это же никак долгожданное солнце развлекается! Дай-ка я тебя, милый луч, расцелую! Долой занавески! - и вот оно, голубое небо, лишь слегка запятнанное брызгами облаков! Повезло! Просто повезло!

    Поезда в городок Фюссен (Fussen), ближайший транспортный узел возле знаменитых дворцов-замков, уходят с мюнхенского Hauptbahnhof'a в 51 минуту каждого часа. Наш Bayern ticket начинал свое благотворное действие с 9 утра, так что для поездки мы выбрали состав в 9.51, хотя, положа руку на сердце, правильнее было бы ехать в субботу, когда ограничений нет - на поезде 7.51, например. Иногда до нужной станции можно доехать без пересадок, если, скажем, отправиться в 10.51, а с нашей электрички нужно было пересесть на другую на станции с приятным для отечественного уха название Buhloe. Представляю, сколько народу радостно ржало, тыкая соседа локтем, и бормоча "Зырь, блин, Бухло город называется!.."

    Уже по ходу дело стало ясно, что народу в Фюссен прется немерено. Мы с трудом нашли свободные места в первом поезде, и только наше проворство на пересадке позволило нам продолжить путь сидя, потому как поголовно все пассажиры (в основном японцы всех видов и возрастов) вывалились одновременно с нами, и дальше поезд из Мюнхена пошел по своим делам совершенно пустой.

    От фюссенского вокзала до замков еще три километра, которые мы решили преодолеть на автобусе, благо Bayern ticket был и тут действителен. Мысль воспользоваться техническими достижениями цивилизации пришла, впрочем, не нам одним, но мы-то заранее разведали, где остановка - она от вокзала справа по ходу поезда, если пройти здание насквозь, как раз на нее и попадешь. Добраться до замков годится не каждый автобус, а лишь тот, у которого на лбу написано "Schloss". Именно такой экземпляр как раз дожидался прибывших туристов. Пока японцы путались в трех соснах и искали друг друга на привокзальной площади, мы бодро забрались внутрь транспортного средства и замерли в предвкушении встречи с прекрасным. Спустя десять минут (когда автобус набился в буквальном смысле битком) мы поехали, а еще через несколько минут пассажиры с правого борта радостно взвыли - в вышине показался Нойшванштайн, ставший видимым и нам, когда автобус развернулся.

    По прибытии на конечную остановку разыгралась занятная сцена. Покинув салон, народ первым делом видит приземистое строение, на дверях которого красуется жирная надпись "TICKETS". Вся толпа, разумеется, несется к этой надписи, и совершенно зря. Ничего интересного, кроме платного сортира и убогого турбюро в здании нет, а под словом "TICKETS" мелко приписано "nicht", то есть "нет", и пририсована стрелочка, указывающая, где надо покупать билеты. Туристы, конечно, спустя несколько минут разберутся, что к чему, но раз Вы читаете эти строки, то будете знать, что билеты можно добыть, пройдя вперед по ходу автобуса и слегка вправо, вдоль каменной стены метров 150. Таким образом, Вы, мой читатель, вооружившись знаниями, без труда обгоняете раззяв и оказываетесь у кассы первыми.

    Во всех путеводителях и отзывах нас стращали громадными очередями в кассы, якобы доходящих до 500 метров. Я под влиянием этих рассказов собирался даже забронировать билеты заранее - есть и такая услуга. Нужно зайти на сайт www.hohenschwangau.de/379.0.html и заполнить соответствующую форму. Стоит бронирование 1.80 евро с человека за замок; стало быть на двух человек в два замка вышло бы 7.20. Стоит ли потрата денег усилий - не знаю: по идее за забронированными билетами отдельная очередь в отдельное окошко, но в том то и дело, что ни в одну кассу не было вообще никакой очереди! И мы совершенно свободно купили "King ticket" на посещение обоих замков. Тут же выяснилось, что Хоэншвангау уступает Нойшванштайну по популярности в разы: если в первый мы шли с группой 158, то во второй наш номер был 482.

    Система пропуска в замки такая: билет дается на определенное время посещения, пропечатанное на нем. Рядом указана группа. При входе в замки висят табло, под которыми собираются будущие экскурсанты. Билеты выдаются с некоторым временным запасом: посещение Хоэншвангау у нас было назначено через полчаса после покупки билета; в Нойшвантайн следовало попасть спустя еще два часа. В первый замок можно легко подняться пешком, или же доехать на лошади. Поначалу я выступал за конный вариант, но, когда узнал, что ехать надо не верхом, а в повозке, запряженной здоровенными битюгами, отказался от своего первоначального замысла. Так что в Хоэншвангау мы попали, проделав короткий подъем.

    К сожалению, на тот момент замок подвергался реставрации, и большая его часть потонула в завесе из плотной сетки, так что снимать снаружи не было резона, а внутри съемка вообще запрещена. Народ утоляет жажду щелкать все подряд окружающими пейзажами. Мы тоже приобщились к этой тенденции, а там уже подошло время экскурсии, на которую в нашу группу включили десяток человек. Я сначала не понял, почему так мало народу - три француженки, семейство испанцев, мы двое - и все!, хотя впереди идущая группа насчитывала с полсотни особей. Оказалось, при них англоговорящий экскурсовод, а у нас - только аудиогиды. Видимо, немецкие и английские группы ведут "вживую", а разноговорящих иностранцев сбивают в кучи, чтобы каждый наслаждался рассказом на родном языке. Аудиогиды на русском, кстати, присутствовали в изобилии.

    Хоэншвангау мне в общем понравился, а больше всего запомнилась картина, на которой основоположника протестантизма Мартина Лютера ведут прятаться от преследователей в местную цитадель. Художник мастерски изобразил нависшую над Лютером смертельную опасность, выразив ее в лицах и позах сопровождающих, особенно замыкающего шествие рыцаря, настороженно вглядывающегося в темноту, и прикрывающего отход со взведенным арбалетом наготове.

    Обратно к подножью замка можно спуститься тем же путем, каким сюда приходят туристы, но мы предпочли выбрать иной маршрут, подольше, зато проходящий через лес и выводящий на берег озера. Этой дорогой, к слову, попадают наверх повозки. Завершение прогулки мы отметили фотографированием на фоне водной глади и снежных гор вдали, а потом уселись на солнышке отведывать вкуснейшее мороженое.

    За этими занятиями мы и не заметили, как часовая стрелка миновала двойку, а это означало, что до начала экскурсии по Нойшванштайну у нас осталось лишь 45 минут. Следовало подумать о маршруте наверх. Вариантов было четыре - подъем пешком по крутизне в течение 30 минут, опять же пеший поход, но по другой дороге и за 40 минут, 15-минутный вояж гужевым транспортом, или вдвое менее продолжительный переезд на автобусе. Мы выбрали последнюю альтернативы, поспешили на автобусную остановку, и сделали это как раз вовремя, так как очередной автобус, заполнившись под завязку, отчалил. Поездка была недолгой, но очень увлекательной с точки зрения ощущений, так как дорога выписывает приличные петли, а скорость приличная; в результате на каждом повороте народ валится друг на друга, а потом распутывается сумками и камерами до следующего изгиба дороги. Нечто подобное я испытал в свое время под Лиссабоном, во время поездки в замок Пена.

    К удивлению многих, конечная остановка автобуса вовсе не означает прибытие прямо к воротам замка - до них еще топать с четверть часа. Туристов выбрасывают аккурат на развилке: влево пойдешь - до замка дойдешь, вправо пойдешь - на мост попадешь. Для особо одаренных в языках помимо надписей на указателях имеются рисунки - замка и моста соответственно.

    Первым делом мы отправились на мост, желая охватить взглядом весь замок зараз. Вид и в самом деле стоит всяческих восторгов. "Лебединая песня" как на ладони, вокруг скалы, вдали поля, леса и озера - сказка, да и только. Всласть нафотографировав и наснимав камерой твердыню, природу и водопад под ногами, мы вернулись к развилке и поспешили ко входу в Нойшванштайн.

    Вот тут двор был забит под завязку, и разноголосый гомон толпы висел над замком. Каждый раз, когда объявляли запуск очередной группы, казалось, половина присутствующих срывается с мест, но народу меньше не становилось, потому как все новые и новые туристы прибывали непрерывным потоком. В этот раз в нашей группе было человек пятьдесят, главным образом французские студенты, для которых вещал гид, а нефранкофоны опять слушали аудиозапись. Могу посетовать, что ничего особенного из экскурсии не запомнил, потому как глазел по сторонам, а остановить воспроизведение никак нельзя - его включает сопровождающий каждый раз при входе в новый зал.

    По окончании экскурсии народ дружно повалил на выход, а мы, верные своей привычке во время поездки всюду совать нос, набрели на кинозал, в котором демонстрировался видеофильм о судьбе Людвига и истории строительства замков. Показ проходит поочередно на английском и немецком, хотя можно смотреть и не понимая текста - мастерство съемок и спецэффектов впечатляет.

    Было около пяти вечера, когда мы спустились с вершин удовольствия и оказались на автобусной остановке. В принципе, по плану полагалось уехать из Фюссена где-то в три, чтобы вернуться пораньше в Мюнхен и посмотреть город, но королевские замки были так притягательны, что мы махнули рукой на время. Даже добравшись автобусом обратно к вокзалу, мы не сразу уехали в столицу Баварии, а часа полтора бродили по городку, начинавшему потихоньку замирать после трудового дня. Уже перед самым поездом рядом с вокзалом нами был обнаружен громадный продуктовый супермаркет, в котором мы отоварились на ужин и завтрак - коробка с тремя пиццами, упаковка колбасы, пакет сыра и пачка "weisswurst", белых сосисок, обошлись нам в 5.80 евро. Дома мы сунули пиццу в микроволновку, а сосиски от незнания сварили, хотя, как выяснилось позже, их надо было жарить. Но и вареные они были вкусны.

    С утра, пока я ходил за свежим багетом, матушка, переключая телевизор, наткнулась на австрийский канал, сообщавший погоду в регионе, и демонстрировавший вживую виды на Альпы и окрестные земли; все это зрелище сопровождалось веселыми тирольскими напевами. Так мы узнали, что посещенные нами давеча места затянуты туманом, Гармиш-Партенкирхен поливаем дождем так, что не видно горы Цугшпитце, и из Зальцбурга на северо-запад ползет облачность, грозящая накрыть нашу сегодняшнюю цель - дворец Херренхимзее. А ведь нам еще надо было посмотреть Мюнхен.

    Понятно, что я еще с прошлого вечера запасся очередным Bayern ticket, так что с помощью автобуса и метро мы в районе 8 утра очутились в самом сердце города, на Мариенплатц, откуда через рыночную площадь вышли к Isartorplatz, после чего отправились бродить по улицам, куда глаза глядят, а они глядели в основном на север, так что в итоге мы попали к зданию Резиденции. По уму, следовало бы заглянуть в королевскую сокровищницу, да и музей искусства посмотреть, но из-за вчерашних затянувшихся прогулок наш лимит времени был ограничен, и мы предпочли продолжить осмотр города. Запечатлев здания на Odeonplatz, мы через оценили Ludvigstrasse и углубились в аллеи Hofgarten, стараясь пересечь его наискось, чтобы выйти к Английскому парку. Этот последний был охарактеризован путеводителем как подлинный оазис спокойствия посреди городской суеты, и так оно и оказалось, Оккупировав одну из многочисленных скамеечек, мы позволили отдых уставшим ногам. Птички кругом поют, водопадик небольшой шумит - просто идиллия. Как-то забываешь, что кругом громадный город. И не у нас одних такое чувство забывчивости: глядь - идет голый дяденька, за ним - второй, а вдалеке целая россыпь лежит на траве... Ну, дела... Видимо, они тоже забыли, что это городской парк. И ведь все сплошь толстые, пузатые мужички, а голых тетенек ни одной не было, так что даже стало как-то обидно. Ушли мы оттуда, и по Schonefeldstrasse вновь выбрались на улицу Людвига, оттуда попали на площадь Promenade и вскоре оказались возле Фрауенкирхе. Матушка жаждала посмотреть след черта, про который где-то вычитала, а найдя его, долго удивлялась, почему он (след) какой-то не такой, как она ожидала - ведь, по идее лапа у черта в виде копыта, и не похожа на человеческую... Я тем временем как раз собрался забраться на башню, когда выяснилось, что уже почти полдень, а это значит, что того и гляди начнется представление ратушных часов. Мы незамедлительно отправились на Мариенплатц, заняли удобное место возле столба - опереть камеру - и приготовились наблюдать.

    Пару лет назад я видел часы на Староместской площади, но их мюнхенский собрат переплюнул восточного коллегу по всем статьям. Сначала нашему взору предстал королевский пир, потом - поединок рыцарей, а на закуску кавалеры в старинных нарядах устроили бал. Народ, в едином порыве вздохнувший в самом начале действа, так и гомонил восхищенно всю дорогу.

    Вдоволь насмотревшись, мы по заполненным туристами улицам потопали к Центральному вокзалу, стремясь попасть туда в 12.42, время, когда отправляется поезд в Зальцбург, проходящий через станцию Prien am Chimsee, находящуюся рядом с третьим дворцом Людвига (будьте внимательны - в будние дни раписание другое). В 13.49 мы высадились на вокзале и пошли искать остановку автобуса до пристани. К ней везет маршрут 9494, ходит он каждый час, но отчего-то только в будние дни. Последний рейс в субботу и воскресенье выполняется в 12.30, а потом - мертвый штиль. Мы не отчаялись, поскольку из материалов сайта www.herrenchiemsee.de/englisch/n_palace/index.htm знали, что идти к берегу озера всего лишь полчаса. Общее направление следует держать влево по ходу поезда; по дороге туда мы с вокзала свернули в туннель под железнодорожными путями, а когда ли обратно, воспользовались подземным переходом прямо на платформу. У выхода из тоннеля натыкаешься на узкоколейку - она возит народ к пристани, но как-то не очень регулярно. Мы ее проигнорировали, а кое-кто из попутчиков поперся прямо по шпалам, боясь, вероятно, сбиться с пути.

    Как и было обещано, спустя тридцать минут мы вышли на причал, откуда пароходики развозят пассажиров по всему озеру. Расписание и всякую полезную информацию можно почерпнуть тут: http://www.chiemsee-schifffahrt.de/index.php?menuSel=1 Из пунктов назначения туристу больше всего нужен Herreninsel, от которого начинается дорога ко дворцу. Впрочем, если даже и не знать название пункта назначения, на кассе разноязычно указано "Palace", и, я думаю, билеты в нужном направлении кассиры продают уже автоматом, просто по туристическому виду клиента. Для взрослого удовольствие прокатиться по водной глади стоит 5.90, если билет в оба конца, соответственно 2.90 за ребенка и 16.50 фамильный проездной. Контроля как такового нет, просто на выходе стоит матрос и смотрит на толпу, а выходящие поднимают голубые квиточки, чтобы ему было видно. Стало быть, имеются возможности для экономии...

    До искомого острова ехать минут пятнадцать, это первая остановка пароходика. Тут выходит масса народу, так что прозевать высадку проблематично. Выбравшись на твердую землю, не забудьте купить билет в кассах прямо возле причала, потому как потом негде будет. Стоимость входного билета во все достопримечательности - 7 евро или 6 по сниженному тарифу для студентов; лица до 18 лет сходят за детей и идут бесплатно. По билету можно посетить, помимо собственно дворца, еще старый дворец, музей Людвига и монастырь. Для осмотра, строго говоря, лучше бы отвести целый день, а в нашем распоряжении было 4 часа, так как последний катер уходит в 18.10. Есть еще, конечно, и катер в 18.40, идущий в город Gstadt, откуда потом к вокзалу Prien am See можно вернуться автобусом - маршрут, так сказать, на любителя. Да, при покупке билета следует сразу оговорить, какой язык Вам предпочтительнее слушать, и Вас тогда прикрепят к соответствующей группе. Нам досталась пестрая англоязычная компания, начинавшая поход по дворцу через 20 минут, а так как идти от пристани к главному входу примерно столько же, следовало поторопиться. Дорога через парк необременительна, но тот, кто не любит ходить, а привык ездить, может прокатиться в телеге за 3 евро в один конец (ребятенку вдвое дешевле).

    Как обычно в людвиговых дворцах фотографировать запрещено, о чем гидесса напомнила отдельно дважды. Тут же кто-то из туристов поднял камеру и стал снимать. Оказалось, в группе присутствует семейство, насколько я понял, "с Украины". Непонятно, зачем они вообще поперлись на экскурсию, так как гид им был по барабану, и большую часть времени они кучковались и шушукались - прикидывали стоимость убранства, что ли? Действительно, было что посчитать - денег в интерьеры вложено явно немало. Чего стоит одна только целиком фарфоровая люстра! Вообще, дворец сделан по образцу и подобию Версаля, только поменьше размерами, а так даже зеркальная галерея точь-в-точь как у Людовика XIV, которому Людвиг Баварский старался подражать, и память о котором присутствует едва ли не в каждом зале Херренхимзее - то бюст короля-солнца стоит, то лилии французские на драпировке присутствуют, то спальня отделана цветами дома Бурбонов.

    Вероятно, нынешние власти острова решило в стиле короля продолжать французские традиции, по примеру Версаля включая придворцовые фонтаны лишь на короткое время. К счастью, включения эти не пару раз в неделю, а каждые двадцать минут. Следовательно, если хочешь снять дворец сквозь струи воды, нужно дождаться момента, когда начнется шоу, а потом быстро бежать и все фотографировать, потому как через минут 10 опять воцарится великая сушь.

    Проведя некоторое время в парке, мы вдруг обнаружили над головой громадные тучи. Планы погулять побольше и подольше тут же растворились в противной мороси. Пришлось нам срочно идти в музей Людвига, расположенный в правом крыле дворца. Там, помимо всего прочего, присутствуют эскизы интерьеров, сделанные королем, а также есть макет еще одного замка, задуманного им.

    По выходе из музея мы обнаружили, что дождь как раз раздумывает, начать ли ему выступление с новой силой. Предвидя итог его размышлений, мы двинулись к пристани, чтобы успеть на пароход в 17.40, и поступили так весьма мудро, потому что как только мы ступили на борт, началась бескомпромиссная водяная вакханалия. Из-за этого часть пароходика, обычно самая лакомая для туристов, с наилучшим видом, оказалась вне игры, отчего весь народ сбился в кучу в центральном салоне. Были, правда, форменные отморозки, спокойно сидевшие под струями, так как им приспичило, видите ли, покурить, а сделать это можно было только на открытой палубе. Что ж, пневмонию им в руки...

    Обратный переход к станции мы делать не решились и сели ожидать просвета в облаках, тем паче что приехали мы с острова на полчаса раньше расчетного времени, и до электрички в 19.03 было еще больше часа. К нашей неописуемой радости, спустя двадцать минут погода пришла в себя, облака унеслись куда-то вдаль и даже ненадолго проглянуло солнышко. Воодушевленные этой переменой мы быстро проделали путь до станции, по дороге заглянув в близлежащий супермаркет, и запасясь продуктами на вечер. Переезд в Мюнхен прошел без приключений, а вот потом нас потянуло на подвиги, так как в каком-то путеводителе мы вычитали, будто в 21.30 ратушные часы устраивают еще особое представление. Ну, конечно, нам больше всех надо, и, прибыв на почти родной Восточный вокзал, мы вместо автобуса домой выбрали автобус в центр города, во время переезда только расстроившись из-за того, сколько всего мы не посмотрели. Вот так под конец пребывания в Мюнхене мы оказались на ночной Мариенплатц, беспощадно продуваемой ветром. Помимо нас на часы глядели еще несколько десятков человек, видимо, так же попавшими впросак, потому что и без четверти десять никаких телодвижений часы не совершали. В конце концов мы отправились домой, по дороге размышляя, как было бы лучше всего спланировать поездку, если бы понадобилось вновь приехать в Баварию.

    Слов нет, вне поля зрения оказались Пассау с видами Дуная, Регенсбург, Гармиш-Партенкирхен, Аугсбург - города, которых легко можно достичь с помощью Bayern ticket, чье могущество простирается аж до Зальцбурга. Не были мы и во многих замках, которыми, судя по карте достопримечательностей на сайте www.schloesser.bayern.de/englisch/palace/index.htm, Бавария усыпана, словно Млечный путь звездами. С другой стороны, матушка хотела посмотреть именно замки Людвига, а это условия я выполнил. Все же правильнее всего для это цели было бы устроить базу в Фюссене, откуда есть автобусное сообщение и с Обераммергау, и с Гармиш- Партенкирхеном, и спокойно осматривать баварские городки. Ну, а на Мюнхен, конечно, надо несколько дней - и на Пинакотеки, и на Олимпийский парк, и на Нимфенбург, далее по списку.

    Грустить, впрочем, было некогда, ввиду предстоящих приключений. Не далее как на следующий день нам предстояло проделать путь в пять сотен километров, через три региона Германии, чтобы, заглянув в Нюрнберг и Франкфурт, оказаться на западной границе страны.

    Вацлав
    21/05/2006 22:20


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Германии

    19.02.24 Визовые центры европейских стран изменяют график работы в феврале и марте
    18.02.24 FlyDubai будет выполнять рейсы в Базель
    08.02.24 Еврокомиссия собирается поднять цену шенгенских виз
    01.02.24 Eurowings полетит из Кёльна в Ереван
    25.01.24 Uzbekistan Airways проводит однодневную распродажу билетов по избранным направлениям
    23.01.24 Брюссель и Прагу соединит ночной поезд
    17.01.24 В Германии подорожают авиабилеты
    30.12.23 Между Берлином и Парижем впервые за десятилетие пошли поезда
    20.12.23 Intercars проводит однодневную распродажу билетов на автобусы
    13.12.23 Цифровая шенгенская виза появится только через 7 лет