Железнодорожный пробег по Китаю



    Решение отправиться в самостоятельное путешествие по Китаю не было для нас чистой воды авантюризмом, так как мы с женой пять лет в университете изучали китайский язык и приезжали в Китай на длительную языковую практику. Планирование маршрута оказалось делом весьма увлекательным: сначала конечной целью был Шанхай, но Китай – настолько интересная страна, что захотелось посетить Гуйлин с Яншуо и доехать до Южно-Китайского моря транзитом через Шанхай. Сперва хочу поблагодарить путешественников, разместивших на www.backpacker.ru, www.travel.ru и www.polusharie.com полную информацию и ценные советы.

    Итак, план был следующий: из Улан-Удэ до Забайкальска на своей машине, оставить машину на стоянке перед границей, перейти на попутном автотранспорте, получить однократную месячную визу, в Маньчжурии сесть на поезд до Пекина, пару дней на достопримечательности столицы и далее железнодорожный марш-бросок в Гуйлин. В расположенном рядышком городке Яншуо, который считается самым красивым местом в Китае, отводилось три дня на осмотр окрестностей, затем на автобусе до Бэйхая, где нас ждал знаменитый Серебряный пляж. После трехдневной отлежки на морском песочке сутки поездом до Шанхая с пересадкой в Наннине. Три дня в Шанхае и снова Пекин, Маньчжурия, Забайкальск и Улан-Удэ. На все про все 20 дней. Согласитесь, план шикарный! Как и советовали бывалые, половина ночевок приходилась на переезды, размещение исключительно в хостелах, перемещение в городах на автобусе и метро, поезд – только плацкартный. Знаете ли, роскошь как-то не сочетается с романтикой самостоятельного путешествия.

    Итак, по порядку.

    Выехали из Улан-Удэ 1 мая в 7.30. 1200 км пути пролетели незаметно за 14 часов и вечером мы оказались перед залитым огнями пустынным МАПП (международным автомобильным пограничным переходом). Прождав 3 часа, поставили свою машину на стоянку, сели на китайский автобус и въехали на переход. Мы переходили здесь также не в первый раз, поэтому никаких проблем не ожидали. А зря! При оформлении визы китайцы заявили, что однократка с начала 2006 года выдается только на 5 дней. Для получения визы на больший срок требовалось предъявить приглашение от китайской стороны или показать наличные из расчета 100 долларов в сутки на человека за каждый день пребывания в стране. Мы вывалили из карманов все доллары, юани и рубли, сотрудница все пересчитала и заявила, что здесь только на 10 дней. Часть денег у нас была на карте VISA, но она сказала, что карта не "катит", так как проверить остаток она не может. 15 минут просьб и нытья не дали ровным счетом ничего. Только 10 дней. Какой жестокий удар по нашим планам! Что ж, 10 так 10, не ехать же назад.

    Пограничники взяли с каждого по 1700 рублей за визу, 50 юаней за заявление на визу, 15 юаней за страховку, автобусники – по 300 рублей за перевоз, в 1 час ночи въехали в Поднебесную. Хотели сразу рвануть на вокзал за билетами, но попутчики сказали, что вокзал ночью закрыт и откроется только в 7 утра. Еще сказали, что до Пекина можно долететь на самолете за 300 ю, только рейс в четверг, а на дворе был вторник, так что нам это не подходило. Устроились в маленькую гостиницу "Русь" на 4-й улице (80 ю за номер), поели и спать. По пути план был скорректирован: конечная цель – Шанхай.

    С утра рванули на рынок "Новый век" к менялам. Здесь хочется отметить: пересчитывайте деньги очень внимательно! (был у нас один неприятный момент). Вообще лучше менять в банке, только там долго и очередь. На вокзал доехали на такси за 10 ю, оказалось, что можно было пройти пешком от центра 300 метров через виадук. Купили билеты на плацкарту (373 ю – средняя полка, 360 ю – верхняя). Кстати, плацкарта называется yingwo, купе – ruanwo, сидячий – zuowei. Поезд до Пекина ходит ежедневно в 13-00. Купили высокий туристский рюкзак за 130 ю, чтоб таскаться легче было.

    Поезд поразил чистотой, удобными и (что особенно порадовало при моем росте 190 см) достаточно длинными спальными местами, достойным климат-контролем и вежливыми проводниками. А спать в китайских поездах одно удовольствие: практически не слышно стука колес, нет толчков при остановках и торможении, прохладно, в общем, из 30 часов в пути проспали часов 20! По вагонам постоянно курсировали штатные продавцы с тележками со всякой снедью по вполне приемлемым ценам. Можно что-нибудь прикупить и на перронах, где цены немного ниже.

    Пекин

    Прибыли в Пекин в 19-20. Сразу купили билеты на следующий вечер до Шанхая - купе за 500 ю, плацкартные стоили всего 300 ю, но их не было. С 1 по 7 мая в Китае национальные праздники, в которые у китайцев принято путешествовать, поэтому в это время всегда возникают проблемы с билетами. Я это знал из отзывов других путешественников, однако отпуск выпал именно на эти дни. От вокзала прошли 20 минут пешком строго в северном направлении до Saga International Hostel (в ShiJia Hutung), 170 ю за номер и 100 ю депозит за ключ – и мы в маленьком уютном номере. Удобства на этаже, но все очень чисто и красиво, как дома.

    Усталости нет, поэтому идем есть пекинскую утку (kaoya) в большой ресторан, который приметили по пути. Прекрасно поужинали, утка за 69 ю просто объедение, только вот много ее есть не нужно, потом у меня с утра легкая изжога была.

    В шесть утра встали, позавтракали в соседней кафешке вкусными позами (baozi). Надо заметить, местные жители обладают просто зверским аппетитом, один человек, неважно, мужчина это или женщина, может съесть за 10 минут столько, мы вдвоем с женой будем жевать полчаса.

    Первым пунктом в списке достопримечательностей у нас стояла Стена. Решили ехать в Бадалин, так времени было не очень много (вечером поезд). Оказалось, что от расположенной неподалеку автобусной станции DongZhiMen ходят маршруты только до Симатая и Мутянью. Автобус до Бадалина (12 ю) нашли на DeShengMen. Посещение Великой Китайской Стены в первую очередь запомнилось громадными толпами китайцев: все время идешь в плотном людском потоке, то и дело возникают пробки. Дело в том, что как раз в этот день 4 мая весь Китай праздновал День молодежи, соответственно это был. Что касается самой Стены, то плескавшееся на ее (выходной, вот мы и попали) хребте и у подножия человеческое море только оттеняло ее спокойное величие, мощь и красоту. О затраченных на поездку 8 часах жалеть не пришлось.

    После возвращения в город покатались на американских горках в парке развлечений BaJiao – весело и жутковато. Вернулись в хостел, выписались, не спеша поужинали, на автобусе добрались до вокзала, пару минут искали нужный перрон и тут нас ждал неприятный сюрприз. Оказывается, доступ на перрон закрывается за 5 минут до отхода поезда! Поезд еще стоял внизу, но нам заявили, что поезд ушел и ничего уже сделать нельзя, вход закрыт! Помчались в кассу менять билеты, в кассе в обмене или возврате отказали, тут же нарисовались спекулянты с нужными билетами, которые предложили плацкарту за 300 ю с отправлением через полчаса в обмен на наши купейные за 500 ю плюс наша доплата 100 ю. Неплохой заработок, правда? У нас выбора не было, поэтому сторговались до 50 ю доплаты и взяли заветные помятые билетики, только вот вагоны были пятый и четырнадцатый, поэтому мы, попрощавшись как будто расставались по меньшей мере на неделю, разошлись в разные стороны. Это был самый грустный и тяжелый момент нашей поездки. Утром в 7 часов, как только проснулся, я сгреб сумки и через весь поезд примчался к своей ненаглядной, восстановив вынужденно нарушенное единство нашей экспедиции.

    Шанхай

    По поезду курсировала агент гостиницы "Амерсино", где мы и решили остановиться: 200 метров от вокзала, на вокзале станция метро, просторный номер с ванной, телевизором и кондиционером за 218 ю. Зашли в кассу купить обратные билеты до Пекина на 7 мая (дело было 5 мая). Никаких билетов не было вообще до 9 мая! Спекулянтов на горизонте тоже не было. Кассир посоветовал прийти на следующий день. Решили особо не волноваться, что-то мне говорило, что какой-нибудь вариант обязательно появится. Вечером перед гостиницей зашли еще – тот же результат. Один спекулянт предложил достать плацкарту за 600 ю, в ответ на наше возмущение по поводу цены цинично заявив: "В Китае национальные праздники". Договорились встретиться через сутки. Утром опять в кассу и о, счастье – в продажу выбросили купейные билеты. Ура! Хорошо хоть, спекулянтов кормить не придется. Кстати, на шанхайском вокзале кассы на двух этажах. На втором этаже очереди меньше и часть кассиров владеет английским, а цены те же, что и на первом.

    Центр Шанхая – просто рай для туристов-пешеходов. Завораживающее сочетание старинных малоэтажных зданий в европейском стиле, невероятных небоскребов, тропических парков и скверов, роскошных фонтанов соединено узкими уютными улицами с удобным и понятным движением. Светофоры для пешеходов есть на каждом переулке. Все достопримечательности расположены близко друг от друга, но мчаться от одной к другой не хочется. Не спеша прогуливаться по Шанхаю – вот настоящее удовольствие! За день прошлись по Французскому кварталу, по ХуайХай Чжунлу до сада ЮйЮань, который очень красив вечером. Речной круиз на теплоходе по реке ХуангПу (50ю) и вечерняя иллюминация Пудуна и набережной Бунд запомнятся надолго, такое ощущение, будто попал в недалекое будущее или смотришь фантастический фильм.

    Из центра в гостиницу добирались на метро (3 ю), которое работает с 7-00 до 23-00, а потом ужинали в районе ж/д вокзала. Кстати, питание в Шанхае дороже, чем в Пекине. В Пудуне и возле вокзала цены ниже, чем в центре. Советую попробовать кебаб, суп с бараниной в уйгурском (уйгуры по-китайски СиньЦзян) квартале в 300-500 метрах к востоку от Народной площади. Однажды вечером, не найдя подходящий ресторан, забрели в Макдональдс - после настоящей китайской кухни это просто отстой. Вообще, в еде мы себе не отказывали, заказывая в основном мясо (правда, в недорогих ресторанах), только просили, чтобы перца было поменьше. Говоришь "бу ла", что значит перца не надо, однако все равно приносят с перцем, но его не так много, с пивом катит отлично. Покупки в Шанхае – дело приятное и недорогое, особенно на основной торговой улицы Наньцзинлу. На Хуайхайлу и Сычуаньлу тоже можно кое-что прикупить, хотя магазинов там меньше. В многоэтажных торговых центрах все дорого. Цены на молодежную одежду значительно ниже, чем для более возрастной публики. Испытали на себе знаменитых шанхайских парикмахеров – и мне, и жене сделали новый классный имидж, который нам так понравился, что сохраняем его и сейчас. Цены низкие, обслуживание выше всяких похвал. Надо заметить, в Шанхае очень стильная и продвинутая молодежь.

    Храм Нефритового Будды (билет 20 ю) неподалеку от вокзала – действующий буддистский храм, очень интересно посмотреть на службу: здесь монахи не читают молитвы нараспев, как в Бурятии, а просто поют. Посещение Пудуна мы отложили на десерт. За 110 ю в киоске у входа в тоннель Бунд (на набережной у пересечения Бунд и БейЦзин Дунлу) купили пакет, состоящий из переезда реки по тоннелю туда и обратно, посещения телебашни "Восточная жемчужина" и музея истории Шанхая. Тоннель напомнил фильм "Гостья из будущего", в нем мы чувствовали себя детьми. Вышли из тоннеля и оказались перед башней. Безусловно, это самое впечатляющее зрелище в Шанхае! Полет на лифте до смотровой площадки на отметке 263 метров, спуск пешком на один этаж до другой площадки на 259 м и далее на стеклянном лифте заняли около полутора часов. На первом этаже башни находится музей истории города с богатейшей экспозицией, подробно описывающей недолгую историю Шанхая в качестве "восточного Парижа" (с 20-х годов прошлого века). По музею бродили 2 часа, понравилось все. После башни пошли гулять по Пудуну. Небоскребы здесь не давят, не нависают своей массивностью, каждый из них красив и как будто летит в небе. Трудно поверить, что 15 лет назад на этом месте были только рисовые поля. Кстати, сюда лучше ехать в солнечную погоду. Шесть часов в Пудуне пролетели как один миг, все время - непрекращающееся ощущение праздника.

    Обратно в Пекин добрались без приключений, остановились все в том же хостеле Saga и пару дней посвятили шоппингу на торговых улицах Ванфуцзин и Дачжалань. Еще съездили в Летний императорский дворец (Yi He Yuan), добирались очень долго на автобусе, был дождь, дворец не произвел сильного впечатления. Вообще, после Шанхая Пекин видится другими глазами: нет небоскребов, огромные расстояния в городе, сложные развязки, множество монументальных длинных и серых зданий и велосипедисты… Представьте, в Шанхае довольно мало велосипедов.

    Путь из Пекина до Улан-Удэ сначала на поезде, а потом на машине занял двое с половиной суток и вечером 12 мая мы уже делились первыми впечатлениями о путешествии со своими родными.

    Подводя итог, можно сказать, что глазами самостоятельного путешественника мы увидели совсем другой Китай. Это огромная многообразная страна, которая позволяет без значительных финансовых затрат полноценно и содержательно провести отпуск и получить незабываемые впечатления.

    Саша
    26/09/2006 07:03


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Китая

    18.03.24 "Уральские авиалинии" полетят из Иркутска в Пекин
    11.03.24 Открылся первый туристический экскурсионный автобусный маршрут вокруг Хайнаня
    06.03.24 China Eastern Airlines начала летать между Москвой и Шэньяном
    26.02.24 В Китае открылся природный заповедник больших панд
    25.02.24 China Southern Airlines будет регулярно летать между Яньцзи и Владивостоком
    12.02.24 S7 Airlines начала продавать билеты на рейсы из Владивостока в Шанхай
    05.02.24 "Уральские авиалинии" начнут выполнять рейсы из Екатеринбурга в Пекин
    31.01.24 Москва отметит Новый год по китайскому календарю
    30.01.24 Китайские визовые центры в Москве и Санкт-Петербурге будут закрыты из-за китайского Нового года
    25.01.24 "Аэрофлот" начал продавать билеты на рейсы из Москвы в Чэнду