По Шуе на рафтах



    Идея поехать в отпуск в Карелию возникла совершенно неожиданно. Мы с Настей ещё не отдыхали активно, если не считать побегушки в Италии и Франции. Поэтому дальние первоначальные планы на отпуск совмещали Саратов и Краснодарский край. Тем более из-за проблем с деньгами после определённых трат. И при посещении туристической выставки в Гостином дворе в начале лета у нас не было никаких конкретных мыслей по поводу отдыха. Так сказать, просто хотели провести разведку. А там, на стенде региона Карелия увидели предложение фирмы РАТАС, которое показалось интересным. Сплав по реке на рафтах. Вспоминая свои приключения на байдарке 14 лет назад, я загорелся. Настя тоже.

    Набрали материалов. Провели предварительную разведку. Тур на 7 дней с питанием и выездом из Петрозаводска стОил 5000 рублей на человека. Правда, следовало закупить кучу разного барахла для похода по списку, начиная с рюкзака и резиновых сапог и заканчивая фонариком и репеллентами от комаров. Полазив в Интернете, отыскивая альтернативные фирмы по данному направлению, я обнаружил, что число негативных и позитивных отзывов по фирме РАТАС делится в пропорции 50 на 50. Что касается остальных фирм, то программа полётов везде примерно одинаковая, но одна фирма ("Стелла") имела только положительные характеристики. Правда, у неё 7-дневный тур стОил 5500 рублей, но и расстояние предлагалось в 2 раза большее, чем у РАТАСа (110 км против 55). У других фирм цены были в тех же диапазонах – 5500-5800 рублей.

    Посоветовался на работе с коллегами, бывшими ранее в Карелии. Ответы были однозначны – ехать надо!! И теперь всё зависело только от денежного вопроса, а именно премии, наличие которой было главной составляющей для поездки. В итоге всё сложилось – премию дали, жена перестала колебаться по поводу правильности выбора (были сомнения по поводу погоды и т.д.), забронировали тур, оплатили 50% стоимости, купили обмундирование согласно списку на сайте турфирмы (что интересно, на сайтах разных турфирм список был абсолютно одинаков), приобрели билеты на поезд в Петрозаводск на 22 августа. К походу готовы!!!

    22.08. День первый

    Вещи мы уложили в рюкзак и дорожную сумку. Процесс укладки надо было снимать на видеокамеру. Что называется, опыта нет. Кроме того, мы взяли небольшой рюкзак, чтобы переодеться в поезде и оставить чистую одежду в камере хранения на вокзале в Петрозаводске на неделю. Если бы что-то случилось в поездке с нашими вещами (грязь, затопление, потеря), то нам хотя бы в Москву не пришлось бы ехать грязными и мокрыми.

    В 18.25 уехали с Ленинградского вокзала фирменным поездом 17 "Карелия" в плацкартном вагоне. Вагон был чистенький, кондиционер тоже присутствовал, как и биотуалет. В общем, ехать было приятно. Правда, огорчило сообщение об упавшем ТУ-154 Анапа-Питер. Вроде совсем недавно были в Анапе и видели взлетающие самолёты. Вот один и не долетел. А уж на фоне нашего вчерашнего полёта из Краснодара событие вдвойне огорчило. Удивило множество челноков с огромными баулами, а также пара итальянцев, непонятно почему взявших места в плацкартный вагон, да ещё на места 50 и 54. Видимо, ехали на Валаам, судя по обнаруженному у них описанию монастырей. Да и сами иностранцы, наверное, никогда в подобном вагоне не ездили. Ночью, как обычно в поезде, спал плохо.

    23.08. День второй

    Утром проснулись, а за окном природа необыкновенно красивая – высоченные сосны, туман стелется. И над всем этим – ослепительно голубое небо. В 8.50 прибыли на вокзал в Петрозаводске. Он такой небольшой (да и в самом городе чуть более 200 тысяч жителей). Даже на первом пути перрон низкий. На самом здании надпись на русском "Петрозаводск" и английскими буквами "Petroskoi" (это он так по-фински звучит). Впрочем после Pietari (это так финны Питер зовут) уже ничего не удивляешься. Представитель "Стеллы" Светлана ждала у вагона, после чего отвела нас в камеру хранения. Здесь они до сих пор автоматические. Непуганый край.

    Собрав группу туристов из 11 человек, в число которых входили 4 парня и 7 девушек, загрузились в "Газель" и выдвинулись (с попутным заездом в супермаркет) в село Хаутаваара, откуда стартовал сам сплав. Нашими инструкторами оказались Евгений и Аня – молодые и приятные ребята. Прибыли на место через пару часов. Ехали через маленькие деревеньки (в 3-4 дома). Разруха полнейшая. А вот озёра, коих попадалось множество на пути, вносили в эту жизнь какое-то единение с природой. Впрочем, чему удивляться – 4 человека на квадратный километр, как написано в путеводителе. На месте покидали вещи в герметичные мешки, получили спасательные жилеты, надули 2 рафта, куда всё и покидали. Правда, Евгений заметил, что один из них был рафтом (туда в основном загружали самые тяжёлые вещи, и назывался он "Триал"), а 2-й – спасательной лодкой "Ярослав". После краткого, но вкусного обеда загрузились и поплыли.

    Я поехал в рафте, да ещё в первом ряду, где грести было тяжелее всего. Всего же у нас ехало 7 человек. Шёл рафт медленнее соседей – такая уж обтекаемость. Иногда ехали на моторе, который был только рафте. "Ярослава" же цепляли верёвками, образуя катамаран. Сама река в основном спокойная, шириной метров 50. На берегах леса – то сосны, то берёзы, но все деревья очень высокие. 2 раза проходили шивЕры – перекаты с камнями. Как объяснил инструктор, шиверы отличаются от порогов тем, что на последних ещё есть небольшой перепад высот (как водопад).

    "Ярослав" скользил по камням как намазанный парафином. Мы же несколько раз подвисали конкретно. Секрет уяснили быстро – надо перед камнями разгоняться, а в самой шивере маневрировать. Тогда даже если налетишь на камень, то есть шанс пройти с помощью инерции. Однако этот фокус не всегда прокатывал. Рафт несколько раз застревал, и приходилось выпрыгивать в воду, чтобы его столкнуть. Вода сразу освежала, особенно в тех местах, где была по пояс и выше. Ну, а походные ботинки тут же промокли.

    Вообще же тут был конкретный прокол со стороны организаторов – в списке вещей были написаны кроссовки, походные ботинки и резиновые сапоги. Мы поначалу поняли, что в рафте сидишь в сапогах, в кроссовках ходишь вечером, а в ботинках перетаскивать вещи и лодки. Однако, оказалось, что, прыгнув в воду в сапогах, можешь их там и оставить. Т.е. обувь нужна на шнуровке. Лучше всего кроссовки, так как сохнут быстро. Зачем нужны были ботинки, непонятно абсолютно.

    К вечеру причалили к берегу у порога Сизовский. По описанию мы прошли всего 7 км. Честно говоря, кажется, что намного больше. Видимо, первый день сказывается. С такими темпами гребли можно и накачаться, и похудеть. Хотя питание возместит последнее. Каши, куда добавляют сгущёнку, макароны плюс различные печенья… В этот же день мы сразу поставили палатку, переоделись в спортивные костюмы, а также приготовили спальные мешки и уложили вещи для ночи. Ужин, приготовленный на костре, и через некоторое время меня сморило. А народ играл допоздна в мафию. Поставил сушить ботинки к костру.

    24.08. День третий

    Утром замёрз, вернее только теми частями, чтобы были не в спальнике. Сборы в этот раз были слаженнее, чем вчера. Выехали в 11.20. Первые минут 30 светило солнце, что очень радовало. Однако потом небо заволокло тучами, и весь день то начинался, то прекращался мелкий противный дождик. В основном шли на моторе. И, если не гребёшь, на воде очень быстро подмерзаешь. Так что ветровка пригодилась. По пути нам встретилась Игнойльская ГЭС. Её пришлось обносить. Т.е. всё выгружать и нести по берегу метров 500. Нелёгкая это была работа. А вокруг запустение ещё то. Как-то даже грустновато. Лёгкий перекус, и поплыли дальше. На одном из берегов видели медведя. Маленького, но испугавшего нас. Впрочем, сам он тоже оказался не из смелых. Шиверы становились всё сложнее, но и мастерство росло. Прыгать пришлось только пару раз. По ходу дела пришлось обносить ещё один порог – Кеняйкоски, так как воды там было совсем мало. Но нести пришлось всего метров 100, хотя и по огромным валунам, напомнившим мне природу Финляндии. Ещё один порог (Кумио, который по другому называется Васькино) прошли с хода. Вечером не выдержал и полез купаться, так как очень хотелось помыться. Холодно было даже голове. Неудивительно, что комаров не слишком много. А от тех, кто есть, хорошо помогают репелленты. В ночь опять ушёл спать, тем более сильно болела спина. Народ развлекался пением. Ботинки всё сохнут.

    25.08. День четвёртый

    Проснулся в 7 утра. Да и вся наша палатка, где, помимо нас, жили парень и девушка из Воронежа, встала рано. Пока спали инструкторы, разожгли костёр, согрели воду. Конечно, санитария у нас волшебная – вода из озера, ведро для питья и кастрюлю для изготовления еды ставим на костёр, крышку снимаем не слишком чистыми рукавицами. Но, что интересно, никаких проблем со здоровьем не было. Но я отвлёкся. Основная масса народа стала просыпаться к 9 часам. Поэтому не удивило, что вышли опять в 11.15. Хотя с другой стороны от плана (выезжать в 11) почти не отклонились. Сегодня шивера была вообще одна. Поначалу долго ехали по реке на моторе.

    Доехали до деревни Соддер. Одна из достопримечательности там – старокарельские дома. Тогда их строили в 2 этажа, где на 1-м держали скот, а на 2-м жили люди. И зимой, к примеру, детям вообще не было нужды выходить на улицу. Посетив продовольственный магазин и оценив местный акушерский пункт с большим висячим замком, двинулись дальше.

    Река Шуя имеет особенности втекать в озёра, а затем вытекать из них и нести свои воды дальше. На пути у нас было первое из озёр – Шотозеро. По нему мы плыли на моторе 3 часа. Волнение поднялось не слабое – вода так и захлёстывала лодки. В результате многие были мокрыми практически с головы до ног. Но зато взятие озера проходило достаточно весело. Само оно километров в 8 шириной, но оказалось таким упрямым. Доплыв до места вытекания Шуи, пристали к берегу. Тут у нас завтра будет днёвка. Из плюсов тут хороший песчаный берег и деревянный туалет. Хоть не придётся в лесок бегать. Народ вечером играл в ассоциации. Я по традиции пошёл спать. Также к нам присоседились некие люди на "Ниве". Поставили рядом палатку, включили музыку, и началась у них дискотека. Ботинки продолжают сушиться. Хотя одной девушке повезло гораздо меньше, чем мне. У неё залило гермомешок и, соответственно, все вещи, включая документы. Хорошо, хоть завтра будет шанс высушить. Если погода позволит.

    26.08. День пятый

    Проснулся в 9.30. После первой ночи становилось всё теплее, так что спалось всё спокойнее. И это, видимо, сказалось не только на мне. Люди просыпались и в 12 часов. Инструктора встали, сварили завтрак, разожгли костёр для туристской бани и… легли спать. Видимо, они решили, что днёвка – это их день отдыха. В общем, туристы были предоставлены сами себе. Сами варили обед. Сами готовили баню. Да и просто слонялись без дела – то за брусникой/черникой, то просто по берегу.

    Погода удалась. Солнце и тишина. Красота-то какая, лепота. Сидели, смотрели на озеро и наслаждались. Иногда, правда напрягала бестолковая собака, которая лаяла на всё, что движется, начиная с людей и заканчивая чайками. Этим она очень "помогала" местным рыбакам. В баню мы не пошли. Сама она представляет собой помещение, изготовленное путём натягивания на 4 балки тента, в середине которого собрана печка из камней. Камни нагреваются, люди парятся, после чего выскакивают и ныряют в речку. Попутчикам нашим понравилось. Мы же помылись утром в речке.

    Вечерком к нашим соседям приехала "Лада", недолго побыла, развернулась и уехала. Через небольшое время подходит мужик из соседей и просит помочь вытолкать машину. В попытке развернуться "Лада" застряла в песке по самое днище. Хотели подсунуть под колёса доски. Но машину не поднять, так как все выступающие детали сделаны из пластика. На вопрос, есть ли верёвка (чтобы вытолкать "Нивой") был получен изумительный ответ: "Зачем мне верёвка? Я же местный, из Петрозаводска. Если проблема, позвоню другу, он приедет и поможет". Для справки – до Петрозаводска 70 км. Отсутствие домкрата мотивировалось теми же доводами. Интересно, запаска у него была, или тоже зачем? В итоге сработала русская смекалка – "Ладу" зацепили за "Ниву"…двумя ремнями. И проблема была решена. Посмеялись и пошли к костру. Сегодня был вечер анекдотов. Поскольку почти все из них были с огромной бородой, традиции я не изменил. Кстати, ботинки наконец-то высохли.

    27.08. День шестой

    Сегодня был самый сложный с физической точки зрения день. Но обо всём по порядку. Утром ребята из Воронежа надули байдарку (вчера её пытались клеить, с частичным успехом). Соответственно, из нашей лодки в соседнюю ушёл один из самых сильных парней. Поначалу долго ехали по реке и Вагатозеру на моторе. Озеро оказалось небольшим (плыть около часа), неглубоким (в отдельных местах глубина не более метра) и наводнённым сетями. Видимо, в этих местах браконьерство разрешено официально.

    После небольшого перекуса выдвинулись по реке дальше. Навстречу камнями. В этот раз их было особенно много. Причём иной раз не было возможности особенно передохнуть, так как перекаты шли один за другим, и приходилось постоянно разгонять тяжёлую лодку. Выпрыгивали же и сталкивали с камней рафт мы без преувеличения раз 15. Руки и спина стали просто никакими. Конечно, наш путь можно было проделать и успешнее, если бы некоторые личности в рафте гребли, а не просто опускали вёсла в воду.

    В 7 вечера пристали к берегу у реки Святрека (как интересно у карелов звучат названия рек и озёр) напротив дачного посёлка и рядом с табличкой "Уважаемые туристы! Напротив – кооператив Устье МВД Республики Карелия. Просьба соблюдать тишину и порядок". Ну да, конечно, все тут же испугались и задрожали. Впрочем, что касается нас с Настей, то после такого дня было ни до чего. Искупались в речке, ощущая противное илистое дно, поели и завалились спать. Палатку в этот раз поставили не совсем удачно, на кочки. Ощущалось всю ночь. Да и обгоревшая спина и уставшие мышцы давали о себе знать. Народ же усталости не чувствовал, судя по веселью у костра.

    28.08. День седьмой

    С утра проснулись раньше всех, поели, собрались. И пошли гулять по берегу. Потому что не было сил смотреть, как те, кто встал позже всех, начинали изображать нимф, не спеша совершать утренний моцион, совершенно не беспокоясь ни о чём. Конечно – это промашка инструкторов – всё-таки надо в групповых походах более жёстко организовывать людей. Как говорится, семеро одного не ждут. В автобусных турах эта проблема ощущается ещё острее. Ну а тут, чтобы не начать орать, пошли переводить эмоции в положительное русло, любуясь природой. Вышли только в 12. Рассчитывали примерно 3 часа плыть. Плюс остановка и прибытие на финальное место похода – порог Большой Толли в 16 часов.

    Сегодня почему-то летало много военных самолётов. Мы уж думали, может финнам войну объявили, а мы не знаем. Полезут из лесов чухонцы – что делать? Бороться или сразу сдаться? После обеда полёты прекратились. Значит, наши победили. Гребли сегодня меньше, но пороги были интереснее, скоростнее и извилистее. К тому же наши байдарочники вынуждены были из-за течи свернуть своё средство передвижения, и разделиться по лодкам. Грести стало значительно интереснее.

    Часам к шести-семи приплыли к деревне Матросы и порогу Большой Толли. Честно говоря, он не впечатлил. Инструктора говорят, что на большой воде (в мае-июне) тут гораздо интереснее. Кто-то спросил о происхождении названия, на что Женя стал рассказывать о том, что были 2 брата Толли – большой и малый, и их именами названы пороги. Удивительно, но часть попутчиков с удовольствием получала на уши эту лапшу до момента, когда Настя спросила "С каких это пор у карелов есть традиция называть детей одинаковыми именами?". В общем, посмеялись, выгрузились. Часть туристов пошла осваивать порог на рафте.

    Мы решили отложить этот процесс до завтра. Во-первых, есть хотелось, и я начал помогать готовить еду. А во-вторых, в итоге народ промок, да ещё дождь пошёл. Запасных почек нет, к сожалению. Спать опять легли рано, но были разбужены дружным ржанием народа. В последний вечер попутчики решили поделиться наболевшим, рассказать о жизни. Настя вышла по делу, они на свою голову уговорили супругу рассказать о себе, о том, куда ездила. Вогнав людей в краску кратким перечнем поездок (Франция, Греция, Чехия, Испания, Италия), жена пошла спать.

    29.08. День восьмой

    Все опять спят, но сегодня хотя бы никуда двигаться не надо. Пока ждали народ, успели собрать свои вещи к отъезду. А зачем пошли кататься на пороге. Ездили на рафте и байдарке. На байдарке с воронежским парнем Денисом даже умудрились встать "на бочку". Этот термин означает, что нужно с нижней стороны порога подъехать к перекату, запрыгнуть на него на лодке и удерживаться. Т.е. грести надо очень интенсивно. Конечно, развлечение было впечатляющим, но теперь на фотки без смеха не взглянешь. Обед оказался совмещённым с завтраком. Да ещё чем-то приманили проходившего со стадом быка, видимо, заняв его поляну. Он чуть не сломал палатку, да и вообще пришлось долго его отгонять. В 4 часа вечера пришла машина, мы собрали все вещи, подождали отдельных копуш и выдвинулись в Петрозаводск. Благо ехать было всего 45 км, и на вокзал мы прибыли уже в 5 вечера. Заплатили в камере хранения за 7 суток, взяли вещи, переоделись и почувствовали себя совсем иначе. Пообедав в привокзальной забегаловке и купив в магазине местный бальзам, в 7 часов выдвинулись в Москву. Ночью спал опять плохо.

    30.08. День девятый

    Прибыли в Москву в 9 утра, распрощались (наверное, навсегда) с нашими попутчиками по походу (почти все ехали в нашем поезде и даже в нашем вагоне) и поехали домой, куда добрались в 10.30. Поход был успешно завершён.

    Резюмируя написанное выше, можно сказать, что в целом поездка удалась. Хотя есть детали, которых при возможности следует избегать, а именно:

    - Инструкторам следует всё-таки зажигать и организовывать туристов. Они же были просто в роли дежурных по кухне.

    - Инструкторы также должны более жёстко относиться к задержкам и опозданиям отдельных личностей. Если бы с первого дня было чётко сказано, что завтрак в 9, а в 10 посуда убирается до обеда, у отдельных личностей не было бы стимула тормозить, вызывая раздражение. Лично я предпочёл бы больше времени оставить на вечер, нежели потерять его утром на сборы. Причём я не требую под себя подстраиваться и вставать в 7. Но окончательно идти на поводу у опоздавших не нужно.

    - Надо учитывать, что сплав – это серьёзная физическая нагрузка, так что ходить туда слабым девушкам без сопровождения своих мужчин не стОит. Или фирме рассчитывать состав группы пропорционально количественных соотношениям полов.

    - Никакие трековые ботинки и резиновые сапоги не нужны. Достаточно взять кроссовки, которые быстро сохнут и кроссовки, в которых можно ходить вечером и утром (последние должны не сразу промокать под действием росы или слабого дождя). Об этом фирме тоже следовало бы упомянуть на сайте.

    - Подобный поход должен длиться 4, максимум 5, дней. Много спокойной воды наскучивает. Плюс за 4 дня такого раздражения от отдельных личностей явно не накопилось бы. Впрочем, это – моё личное мнение.

    - Лучше всего ходить со своими проверенными людьми.

    Но все эти замечания, конечно, не портят впечатления от такого активного отдыха. Надеюсь, подобным образом проведём время ещё не раз.

    Саша
    13/09/2006 17:56


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из России

    17.04.24 S7 Airlines будет снова летать из Новосибирска в Калининград
    Red Wings возобновит рейсы между Екатеринбургом и Владикавказом
    Intercars продает билеты на рейсы между Минском и Москвой со скидкой
    "ИрАэро" полетит из Москвы в Иркутск
    16.04.24 "Россия" возобновит рейсы из Красноярска в Харбин
    15.04.24 Эстония хочет ночью закрывать погранпереход Нарва – Ивангород
    РЖД предлагают страховку от опоздания на маршрутах со стыковками
    В юбилейный год в Сочи Парке запустят два новых гигантских аттракциона
    В Кировске после ремонта открылся терминал аэропорта "Победилово"
    Для отчетности в России больше не нужны бумажные посадочные талоны