Кижи-Валаам-Соловки



    С 15-го по 22-е июля мы с женой имели счастье путешествовать по Карелии. Впечатления от красоты края просто неописуемые. Я, лично, ожидал меньшего восторга. Побывали в Кижах, на Соловках и Валааме. Также из мелочей: посмотрели города Петрозаводск, Сортовала, побывали на водопаде Кивач, в Марциальных водах, посмотрели петроглифы на Белом море, покатались на катерах по Онежскому и Ладожскому озерах, были на Шуе…

    Долго думали о форме и организации отдыха. Мы часто с женой практикуем самостоятельную организацию отдыха. Так было при путешествиях по Европе, по Центральной России, даже по Юго-Восточной Азии. Здесь нас испугали суровость климата, весьма большие расстояния и вообще непонятность экономической и криминальной обстановки севернее Питера. В итоге решили поискать тур в Карелию.

    И все бы замечательно, если бы не организационные ляпы (или просто без лишних слов совковая халатность) встречающей стороны – ООО "Деревня Александровка".

    Но все по порядку.

    Мы купили путевку на 8 дней в компании "Истоки-С" (другие участники тура покупали в агентствах "Апельсин" и "Дельфин"). Встречающая и организующая сторона соответственно ООО "Деревня Александровка". Также продавался туристический продукт на 7 дней и на почти 2 тысячи рублей дешевле. Разница двух туров была в одном дне, по экскурсиям это посещение Рускеальского водопада, Мраморного озера и каньона.

    1-й день

    Приехали в Петрозаводск. Нас встретил менеджер из "Деревни Александровка" (Ирина) и, так сказать, благославила на отдых.

    Ну, все отлично. Погода солнечная, но не жаркая. Настроение замечательное. Экскурсия по Петрозаводску провела молодой экскурсовод Ирина – очень положительное впечатление. Рассказывала все очень интересно и увлекательно несмотря на, собственно говоря, достаточно короткую историю города (он был основан Петром Первым в начале 18-го века и прославился только оружейным заводом – далее все как везде по историческому течению….).

    В середине дня нас повезли обедать на остров рядом с Кижами. И тут первый сюрприз! Трансфер по Онежскому озеру осуществляется на открытом катере, который по своей сути представляет собой надувные борта, пластиковое днище и кресла просто привернутые к нему. Нам с женой этот сюрприз оказался приятным – дополнительный экстрим, но некоторые участники нашей группы (кому за 40 на вид) были в шоке. Летает этот катер максимум на не менее 60 км в час – как говорится с ветерком. Особо здорово было конечно в первый раз, и особенно при волнении на озере – подбрасывает, осыпает брызгами. Просто клево!

    Покормили нас на острове, где располагалась одна из маленьких тур баз "Деревни Александровки" – похлебка да макароны с чем-то… Шведского стола, который нам расписывали в агентстве, и рядом не было. Ну да ладно, подумали мы.

    Потом был короткий переезд (переплыв) в Кижи.

    И опять замечательный экскурсовод (Елена). Впечатлений выше крыши. Посещение Кижей, занимательный рассказ скрадывает убогость "шведского стола".

    Вечером возвращаемся на катере в Петрозаводск. Теперь нас ожидал длинный переезд на Белое море (примерно 6 часов). И тут около микроавтобуса мы знакомимся с нашим гидом. Нашего гида звали Инна. При всех ее положительных качествах, рассказывала она историю мало, не совсем связно, тихим голосом (надо добавить путешествовали мы в 90% случаев в автобусах без микрофонов). Кроме всего ориентир ее лекций был не на светское, так сказать, нейтральное повествование, а на подчеркивание исключительно православных аспектов. Так как среди путешествующих были и верующие, и атеисты, и, возможно, люди других вероисповеданий, атмосфера была не самая лучшая.

    Как показали события впереди, наш гид решать наши (и свои) проблемы практически не мог.

    2-й день

    В три часа ночи мы приехали в Беломорск, а вернее в кемпинг "Деревни Александровка" "Беломорье". Сам город пустой, вымерший, просто страшный. Полуразрушенные дома, отсутствие какой-либо жизни даже среди белого дня. Кажется, Беломорск покинули люди. Позднее выяснили, что в городе практически нет работающих предприятий. Люди спиваются.

    В кемпинге нас встретили два местных служащих Володя и Сергей. Так неясным и осталось, что они там должны были реально делать, так как все время они были пьяны. Их не было видно – появлялись они на глаза раз или два в сутки (или кто-то один из них), а потом опять храпели в палатке и где-то в другом месте, откуда храп не слышен…..

    Вменяемым оказался только повар Клим (ему что-то вроде 20 с небольшим).

    После того, как мы увидели этих работников, стало понятно, что основные сюрпризы впереди.

    Оказалось, что в практически всех домиках-вагончиках не работает вода. Электричество работало только в первую ночь (благо ночью было светло как днем). Соответственно отопления не было (спасали теплые вещи и дополнительные одеяла). Из-за того, что генератор то запускался, то останавливался у половины туристов сгорели в первую ночь зарядки к телефонам и \134 или зарядные к фотикам.

    Утром нам дали холодную пшеную кашу, ветчину из банки, сыр и хлеб. В сердцах я опять усмехнулся над трактовкой "шведского стола".

    Тут наш гид (будучи в не совсем трезво состоянии) объявила нам, что запланированная поездка на Русский и Немецкий кузова ОТМЕНЯЕТСЯ, так как сломался катер.

    При этом она показывает нам свою программку, где у нее с самого начала отсутствовала эта экскурсия!!!! Это значит, что улыбающаяся Ирина накануне во время встречи на вокзале уже знала о том, что у нас пропадает один день и, зная это, глубоко скрыла это знание за своей улыбкой. Совок! Коренной совок!!!!

    Итак у нас ПРОПАЛ целый экскурсионный день: посещение Русского и Немецкого Кузовов и изучение наследия древних саамов.

    Мы в трансе. У кого еще работал телефон, позвонили Ирине. Ответ был, что проблему решат.

    Проблему решили свозив нас на часок на Петроглифы (рисунки древнего человека на камнях) в соседний населенный пункт. Между тем, эти Петроглифы были запланированы на 3-ий день нашего путешествия.

    Во время приема пищи добавок мясного или грибного нечто, что называлось горячим, не было. Шведский стол окончательно для всех изменил свое значение. В магазине мы купили охотничьи колбаски, чем и питались ночью, жаря их на костре.

    3-й день

    Итак, третий день. Что мы имеем в Беломорье.

    Пьяные работники. Нет электричества, отопления. Сгорела зарядка к мобильному. Сам мобильный сел. Нет горячей воды. Пища скудна.

    В этот день мы должны ехать на Соловки. Так как наш катер-призрак "сломался" (а был ли катер вообще?), мы вынуждены сначала ехать два часа до Кеми, а потом на общем пароходе плыть 2,5 часа до острова (для сравнения по рассказам – просто плыть три часа в одну сторону из нашего лагеря). Но это еще не беда – смешно будет дальше.

    Утром оказывается, что в лагере нет ПРЕСНОЙ ВОДЫ!!! Забыли привезти???!!! Умываемся соленой водой из моря. Повар Клим извиняется и дает нам на завтрак сок со льдом и холодную ветчину из банки. Тут становится уже совсем понятно, что Шведский стол в тур.агентстве означает…. мебель из IKEA (это не на правах рекламы!!!).

    Пища холодным камнем легла в наши желудки, и мы поехали на Соловки.

    Скажу сразу, что Соловки произвели на меня лично самое сильное впечатление. Остров на краю света. Место, где открываются и ломаются характеры. Место, которое на протяжении всей своей истории являло противоречие.

    Высадились из автобуса. Картина поразила меня, и холодок пробежал по спине.

    Солнце, но прилично холодно. Огромная толпа людей пытающихся втиснуться на пароход. У всех куча вещей. Паломники вперемешку с туристами. Какая-то мебель, мешки с вещами, ящики с продовольствием. Появляется ощущение, что это последний пароход в жизнь, что оставаться там, где я сейчас нельзя, но доплывет ли этот пароход до места назначения вообще не понятно. Не знаю где, не знаю кто, но все время раздается мерные удары в барабан. Откуда шел звук не понятно, но он сильно дополнил всю эту утреннюю картину.

    Удалось занять место в большом каютном помещении внизу, но там воняло тухлячком. Наверху на палубах, на лестницах народ сидел и стоял – мест свободных не было. Холод был жуткий. Корабль был перегружен в несколько раз.

    Огромное спасибо нашему местному экскурсоводу Елене за трехчасовой беспрерывный рассказ о Соловках. После общения с ней вся история легла в памяти. В отличие от путаных рассказов нашего персонального гида, светская экскурсия разложила все по полочкам с древних времен до наших дней. Лена, спасибо еще раз!!!!! Огромное удовольствие от посещения Соловков.

    После экскурсии мы погуляли по острову, отдохнули на камнях под солнцем. Посмотрели каменные узоры лабиринтов древних людей.

    Вечером, как ни странно на корабле было значительно меньше людей. Ветер был не холодный. Такое впечатление, что на пути туда Соловки пугали и угрожали. Сейчас они были спокойны и доброжелательны.

    Мы вернулись в НТЛБ (НАШ ТУРИСТИЧЕСКИЙ ЛАГЕРЬ БЕЛОМОРЬЕ).

    4-й день

    Должны ехать обратно в сторону Петрозаводска.

    Повар Клим испортил свою репутацию, когда мы нашли его спящим в столовой (большой шатер из полиэтилена). Рядом были пустая бутылка водки, остатки огурцов, ветчины, сыра… И это за 50 минут до нашего автобуса.

    Клим сказал, что питьевая вода опять закончилась. Опять для нас сок со льдом и холодная обветренная ветчина. Водитель нашего автобуса вошел в наше положение и в самом начале нашего пробега почти в 600 км завез нас в хорошее кафе, где за свои деньги мы поели горячую пищу. Кстати водители на всех маршрутах – перегонах были очень нормальные – к ним никаких претензий нет. Наоборот их объяснения и действия сглаживали накаленную атмосферу.

    Долгий путь на юг.

    Ближе к Петрозаводску посещаем водопад Кивач. 10 метров перепад высоты, отвесные скалы и проливной дождь (единственный день с плохой погодой во все время пребывания в Карелии!!!) сделали пребывание на водопаде впечатляющим. Очень милый экскурсовод был в музее природы там же на Киваче.

    Затем мы посетили Марциальные воды (курорт основанный Петром Первым) – слабые впечатления на фоне остальных мест Карелии.

    Размещаемся в основном комплексе "Деревни Александровки".

    Шведский стол здесь был богат. Из горячих блюд куриные крылышки, что-то вроде поджарки, котлеты… На ужин все повторилось с точностью до обеда. Закончился только суп. :)

    Вечером к нам "на беседу" приехала менеджер Ирина и зам. генерального Денис. Побеседовали в течение часов двух или более. ОНИ обещали все исправить, починить зарядные, оказать каждому услуг в Деревне на 700 рублей или выдать наличными на вокзале при отъезде. Рассказывали (внимание!), что Русские и Немецкие Кузова не представляют из себя ничего интересного (а! Каково?), что наследия саамов практически нет, и совсем не понятно, что там можно было смотреть!!!!!! Так сказать успокоили, что мы ничего и не потеряли. Вопрос: что они расписывают в агентствах, и какой туристический продукт в итоге впаривают бедным туристам?

    Наконец разошлись. Каждая из сторон, казалось, была недовольна. Одна - что получила мало за потерянный день экскурсий и моральный ущерб, голод, хамство. Другая, что дала слишком много.

    5-й день

    Утром гуляем и расслабляемся: территория турбазы критически мала, с двух сторон она зажата заборами соседних санаториев. Выйти и прогуляться по берегу невозможно. Надо делать крюк в несколько километров через лес. Цены за коттеджи приличные, но нет никакой анимации, цены на дополнительные услуги спорят с московскими. Домики 4-й линии, куда нас поселили с плохим освещением и очень неуютные.

    Ну да ладно. Как никак нас услышали (кажется), все исправится (кажется). Теперь можно расслабиться и отдыхать.

    Во второй половине дня сплавляемся на рафтах по Шуе. 8 километров за два с половиной часа. Замечательный отдых. Красивейшие берега, спокойствие, полное расслабление. Душа поет.

    Местный персонал шушукается о том, что приехали те самые.

    Не буду гадать из-за чего все было хорошо, но сервис во время обеда и сплава был отличный!

    Потом погрузились в автобус и поехали на Ладогу (3 часа пути). Встретили нас хорошо. В домиках все работало! Нас накормили ужином (четвертый раз за день). Еду готовила повар Надя. Все очень вкусно, все очень по-домашнему. Опять же не шведский стол, но все по делу сытно и, главное, горячо!

    6-й день

    Катаемся по шхерам (протоки между островами). Заезжаем в город Сортовала – это еще одна маленькая часть компенсации за провал целого дня экскурсий. Милый, тихий, чистый городок. При царской власти – курорт. До 1940 года был под финами, потому, наверное, и сохранил в себе черты старой европейской архитектуры. В этом же городе наткнулись на магазин при рыбном комбинате. Весьма не дорого закупили себе свеже копченных палтус, зубатку, окуня.

    Обедаем на пустынном и безымянном, но обалденно красивом острове.

    7-й день

    Валаам. Переезд опять же на нашем экстремальном, но уже привычном катере. Обед в монастырской столовой. ПОДАВАЛАСЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ ФОРЕЛЬ, которую разводят здесь же на острове.

    Путешествие с экскурсией по монастырскому комплексу. Верхний храм впечатляет своим великолепием и убранством. Чувствуется, что остров был под финами до 1940-го года – нет таких критических разрушений, как на Соловках.

    Вечером нас ставят перед фактом об изменении в описании тура. Один из островов Валаамского архипелага, остров Оборонный, был включен в линию Маннергейма. На нем сохранились артиллерийская башня, катакомбы, казармы и другие укрепления. В изначальной программе стоял пункт посещения этого острова. На самом деле нас поставили перед фактом, что на остров заплывать нельзя, необходимо специальное разрешение. В итоге проплыли рядом и вернулись в кемпинг.

    8-й день

    Последний день всегда немного грустный, даже если не совсем доволен отдыхом. Все знали, что вставать придется рано: переезд на Рускеальский водопад, прогулка по каньону и Мраморному озеру, затем сразу переезд в Петрозаводск, прямо к поезду в 19-00.

    Так как вечер последний, то большая часть туристов засиделась у костра до 2-3 часов ночи: болтали, пели песни…

    Несмотря на это поднялись все вовремя в 6 часов утра, позавтракали, собрали вещи и выбрались через лес на дорогу (подъезда ни к одному из кемпингов нет – необходимо тащиться с чемоданами до нормальной дороги).

    Автобуса нет. Странно. Звоним нашему менеджеру Ирине. Она спокойно говорит, что можем возвращаться в кемпинг. Не совсем понятно: автобус забыли заказать или просто решили урезать расходы на последнем дне.

    Кто-то идет досыпать, кто-то уже не может и сидит у костра "на вещах". Кстати вещи пришлось тащить тем же путем с дороги до кемпинга.

    Проходит примерно два часа. Приходит известие, что пришел транспорт. Все кидаются к дороге с вещами. Там Газель!

    13 мест для 16 людей с вещами. Надо было меньше кушать, как говорится.

    Кое-как запихнулись: кто-то на полу, кто-то на вещах. Физически не всем есть просто кресло. Только тронулись – выясняется, что:
    водитель ждет от нас денег;
    он везет нас только до Питкеранта (город в 30 киломметрах от кемпинга);
    oн не может везти нас далеко, так как у него простой, банальный перегруз людей. На первом же посту наш караван-сарай остановят и арестуют. Более того, как нас будут доставлять из Питкеранта в Петрозаводск вообще не понятно. Складывается ощущение, что нас хотят вывезти в ближайший населенный пункт, кинуть там, а кемпинг освободить для группы, которая должна приехать сегодня в 14-00. Наш гид Инна вообще предложила ссадить трех человек: себя и еще кого-то двух (прикольно?).

    Все покидают Газель и возвращаются в кемпинг, захватываем домики-вагончики, сидим у костра, съедаем сухой паек, который нам дали в дорогу.

    Примерно в 14 часов приезжает автобус ПАЗ с новыми туристами. Мы запихиваемся вместо них и летим в Петрозаводск.

    Представьте себе ПАЗик, который несется по не самой хорошей дороге со скоростью 80-90 км в час, местами накрапывает дождь. При этом водитель проехал до этого 4 часа практически без остановки в обратном направлении. Это было круче экстрима на катере в первый день. Спасибо водителю, что он нас довез до места в целости. Потому как что такое сидеть 8-10 часов за рулем автомобиля (не ПАЗика, а иностранной легковушки) мне, например, известно.

    В Петрозаводске нам вернули зарядные устройства (отремонтированные), оговоренную на собрании компенсацию и впарили 300 рублей компенсации за провальный последний день. Сказали, что больше этого все равно не стоил. Смотрите текст в начале: разница туров с Рускеальским водопадом и т.д. и без него - это 1 день – разница цены почти 2000 рублей. Вопрос: сколько раз за одну поездку наварилась на каждом туристе Деревня Александровка?

    Наша оценка мест, которые мы посетили: 5 баллов из 5 с плюсом.

    Оценка организации: 2 балла из 5 (великолепие природы и памятников архитектуры компенсирует часть ошибок менеджмента).

    Спасибо, "Деревня Александровка", очевидно по России мы в ближайшие годы будем путешествовать либо самостоятельно, либо не путешествовать вообще. В любом случае нашему отечественному турбизнесу надо научиться хотя бы посмотреть значение слова клиент и пройти хотя бы начальный курс Customer Service, а то как-то глупо выглядит (хотя и прибыльно).

    Вадим
    25/07/2006 10:01


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из России

    17.04.24 S7 Airlines будет снова летать из Новосибирска в Калининград
    Red Wings возобновит рейсы между Екатеринбургом и Владикавказом
    Intercars продает билеты на рейсы между Минском и Москвой со скидкой
    "ИрАэро" полетит из Москвы в Иркутск
    16.04.24 "Россия" возобновит рейсы из Красноярска в Харбин
    15.04.24 Эстония хочет ночью закрывать погранпереход Нарва – Ивангород
    РЖД предлагают страховку от опоздания на маршрутах со стыковками
    В юбилейный год в Сочи Парке запустят два новых гигантских аттракциона
    В Кировске после ремонта открылся терминал аэропорта "Победилово"
    Для отчетности в России больше не нужны бумажные посадочные талоны