лучшее письмо месяца

    Закарпатский вояж



    Начало

    Выбирать лыжный курорт начали еще с осени. Это был наш 3 сезон, до этого Яремча и Славськ особого впечатления не произвели. Яремче по понятным причинам, а для Тростяна мы были еще морально не готовы) В общем, долгие поиски оптимального по сложности спуска и стоимости проживания варианта заставили нас остановиться на Закарпатском местечке под названием Дубове, турбаза "Елочка" (запомните название!!).

    Реклама говорила о спуске длиной 1200 м при перепаде высот что-то около 110-120 м. Подъемник сразу на территории базы, прокат, колыба, удобства и.т.п. Несколько смущало отстутствие каких-либо отзывов, но мы с женой решили рискнуть. Даже тот факт, что добираться туда из Днепропетровска надо было почти 2 суток нас не остановил. Впереди две недели долгожданного отпуска, собрали рюкзаки и - вперед.

    Поездом Днепр-Львов прибыли в нашу западную столицу, побродили полдня по его старым улочкам и в 20:20 сели на поезд Львов-Солотвино. Кстати, небольшой комплимент ЛЖД - поезд оказался гораздо более чистым и аккуратным, чем наш днепропетровский, даже чай в 2 раза дешевле) В 8-00 следующего дня вышли Тячиве, где на нас сразу набросились таксисты. Ценовой диапазон обрадовал:

    Я - Сколько до Дубове (расстояние около 40 км)
    Т1 - 50 грн
    Я - А у вас?
    Т2 - по 8 грн с носа поехали (!!!?)

    Приезжаем. Уже пока ехали, закралось сомнение, что кто-то что-то не понял, не дочитал или просто кинул. Ну да, Карпаты, красиво но... невысоко. Снега нет. Дороги разбитые. И ни одного туриста, кроме нас. Был еще прикол. Не доезжая километра 2 до Дубове у нашего таксиста (старая "копейка", у которой не включалась 3-я передача) после очередной попытки переключения рычаг остался в руках. Мдя-я... сэкономили

    До центра поселка дошли пешком, тут как раз и снежок начал срываться, настроение немного пошло в гору... ненадолго. Первый же вменяемый абориген на наш вопрос, где тут горки, подъемники и т.п. сделал удивленные глаза и сказал, что, горки, конечно, есть... но вот можно ли с них кататься он не знает, а до ближайшего подъемника 25 км... Не веря своим ушам, отловили еще одного. Та же история. Мля... приехали. Созревает решение валить. Вопрос - куда?!

    Жена требует термальных купален в Береговом. Вспоминаю карту местности. Туда километров 150, там уже равнина и никаких лыж есс-но. Сообщаю жене. Настаивает. Пока мы тихо препираемся, водитель маршрутки, в которую мы сели, чтоб ехать обратно в Тячив (районный центр, там решим, что делать дальше) сообщает нам о приближении молодой парочки, которая может нам помочь решить проблему.

    Парочкой оказались Оксана и Мирослав, местные жители, которые занимаются зеленым туризмом, сами катаются на лыжах и сноубордах, организуют походы по горам и местным достопримечательностям. На вопрос, а где же тут кататься получаем заверения, что все в порядке, горки есть, и здесь и на Усть-Черной, но до нее 25 км и они как раз сейчас туда едут на какие-то соревнования. С мыслью, что все не так уж плохо, мы селимся в предложенный Оксаной дом. По ее словам у нее договоренность со многими местными жителями о сдаче жилья туристам, и даже очередь желающих сдать!!!

    С нас взяли 65 грн. с носа за проживание с двухразовым питанием. Кормила хозяйка, между прочим, очень пристойно. Каждый день разное, по-домашнему, с какими-то экзотическим названиями, из которых запомнились только кнедлики. Дом был немаленький, ванна, туалет и остальные блага цивилизации присутствовали. Не было в нашей комнате только телевизора, но нам так хотелось оторваться от цивилизации, что это был даже плюс!

    Дубове

    В 70-х годах прошлого века тут был построен вертолетный завод, второй по размерам после Харьковского. Нагнали специалистов, построили 5-этажные дома, школы, техникум, больницу... прошло время, Союз развалился, завод разворовали, специалисты разбежались... То что осталось представляет из себя печальную до слез картину. Отопления в "многоэтажках" нет, трубы просто сгнили все. Вода подается по графику, хоть свет и газ не отключили. Много заброшенных квартир, особенно на последних этажах. Еще год назад можно было купить такую однокомнатную "квартиру" за 200 у.е.

    Сейчас цены поднялись до 2500 у.е. а полностью обставленную с неплохим ремонтом "двушку" оценивают в 7000. Скорее всего, это связано с развивающейся инфраструктурой городка, туристы в который начали приезжать только 2 года назад. Из признаков цивилизации мы даже "обнаружили" 2 компьютерных клуба (без доступа в инет), несколько баров и пивнушек, дом культуры, в котором проводятся дискотеки, множество магазинчиков и базар (на котором мы тщетно пытались найти хоть какие-нибудь карпатские сувениры.

    Еще в городке есть большая больница, но что там лечат, осталось неизвестным, наверное, сложнее ОРЗ местным эскулапам ничего не по зубам, приступ аппендицита чреват поездкой за 40 км в Тячев по вышеуказанным дорогам) Еще есть несколько церквушек (как христианских. так и католических), особо запомнился "домик" священника во дворе одной из них. Размах примерно соответствует уровню владельца "небольшого свечного заводика" или Председателя Правления банка средней руки Построена сия скромная обитель на деньги благодарных прихожан, в ближайших планах коих проведение централизованного отопления в церковь (при отсутствии его в жилых домах!!!), на что будет собрано 400 грн с каждого верующего. Может, переквалифицироваться в священники?! Выгодное дело!

    Кстати, уровень безработицы среди населения очень высок. Почти все работоспособные мужчины и некоторые женщины на заработках в Москве, Чехии, Венгрии. Приезжают только на Рождество, сенокос и Пасху. Вечером по улицам гуляет очень много одиноких молоденьких девушек. При встрече глаза не отводят, рассматривают с явным интересом. От инициативы подойти и познакомиться их сдерживало только присутствие рядом моей супруги). Парней значительно меньше, демографический кризис налицо)

    Интересные особенности: брак заключается один раз в жизни, причем, венчаются раньше, чем оформляют его в ЗАГСЕ. Развестись невозможно в принципе, разве что, уехать далеко-далеко и никогда не возвращаться. В семье не может быть меньше 2-х детей, причем один из них, независимо от его на то желания (как правило, младший) остается жить с родителями до самой их смерти. При рождении ребенка родители "выделяют в натуре" ему пай земли на местных склонах. От бесконечного деления склоны похожи на зебру. Что они там выращивают, я так и не понял. По моему, эта земля исключительно для сенокоса. Земельный вопрос в этих местах очень острый. Благосостояние человека определяется именно количеством имеющейся у него земли. За каждый ее клочок идет постоянная грызня, даже между ближайшими родственниками, говорят, даже убийства бывают.

    Из местных достопримечательностей Оксана рекомендовала нам Медовика и Мельника. Не могу сказать, фамилии это, или прозвища, но оба личности по своему интересные. Водил нас к ним Евгений Васильевич (старый и опытный турист, облазил все Карпаты и не только, может быть очень хорошим проводником на Говерлу, Синевир, еще там какое-то озеро рекомендовал, на высоте 1600 м...) Так что если кто надумает, можем дать координаты)

    Итак, Медовик. Мужик держит 50 уликов довольно высоко в горах, на краю села. Делает неплохое вино, в которое добавляет свой же мед. И того и другого мы взяли домой. Вино, правда, в дороге начало бродить, но вкусовых качеств не потеряло. В процессе дегустации хозяин рассказывал о своей молодости, путешествиях и специфике поездок зарубеж в советское время. Также показал восстановленные им старинные предметы быта (прялки, мельницы, образцы обуви, которую носили 100-200 лет назад в этой местности.

    В процессе беседы также была рассказана легенда, которую подтвердили и другие местные источники, о существовании в долине Дубового нескольких мест, в которых закопаны заговоренные горшки с золотом. Происхождением своим это золото обязано действовавшей в этом районе мног лет назад банде эдаких "Робин-Гудов" под предводительством Олекси Довбуша. Члены этой банды отнимали золото у зажиточных земляков, часть шла на собственное содержание, часть на поддержку беднейших слоев населения, а остаток закапывался при присутствии всех членов банды с наложением кровавой клятвы. Согласно этой клятве откопать золоты могли только все члены банды вместе. В случае, если кого-то из банды убивали, остальные вынуждены были забыть о кладе. Если же клад случайно или намеренно кто-нибудь находил, на него сразу обрушивались страшные несчастья. Приводился относительно современный случай, когда некий местный мужик, найдя золото на своем участке, сошел с ума и бегал по городу нагишом до тех пор, пока его мать не зарыла золото обратно. После этого состояние мужика пришло в норму. Сложно сказать, виноваты ли в этом кровавая клятва или запой, в который мужик ушел на радостях, желающие могут испытать это на себе. Найти золото не слишком сложно. Местные знают примерные места его нахождения, плюс к тому раз в 7 лет золото начинает "светиться" или "гореть". Объяснение этому физико-химическому явлению я найти не смог, но местные в один голос утверждают, что над местом захоронения золота раз в семь лет ночью вздымается столб света.

    Нагрузившись вином и медом в тот же день выдвинулись к Мельнику. У него в первую очередь поразила коллекция мебели ручной работы. Из обычных коряг и старых пней мужик делает такое... По словам Евгения Васильевича, в прошлом году за одно из его кресел давали 1000 баксов. В гараже стоит спортивный автомобиль собственной конструкции, разрабатывает систему отопления дома с помощью стоящего рядом трансформатора. Вообще, мастер на все руки, этакий местный кулибин. Поговорили о политике, на философские темы смысла жизни и предназначения человека. Потом выпили пива в ближайшем баре...

    Усть-Черна

    Познакомившись с хозяйкой и кинув вещи рванули на поджидавшем нас микроавтобусе в Усть-Черну. Перед этим Мирослав подобрал нам лыжи (25 грн пара), старенькая "классика", неподходящая ростовка, но других не было... (( Едем минут 40. Дорога такая, что появляются мысли о танке. На нем бы было гораздо комфортнее Хотя "Паджерка" впереди нас переваливала через груды льда на дороге довольно бодренько. Высота (глубина?!) ям доходила сантиметров до 30. По дороге Оксана рассказывает нам немного об истории поселка.

    Приезжаем на горку. Смотрится неплохо, и людей немало, из колыбы пахнет глинтвейном и шашлыками. Наводим резкость на название турбазы, прямо возле подъемника, прокат лыж и.т.п "ЕЛОЧКА"! Хочется повыкручивать руки создателям сайта.

    Ладно, обуваемся и лезем вверх. Провожатые катаются вместе с нами. Подъемник работает, бугельный. Подъем 5 грн (для проживающих на турбазе 2 грн). Почему-то не могу найти в прокате ни одного свободного бугеля (для тех, кто не знает, такая палочка с привязанной посередине веревочкой, которая заканчивается металлическим крючком. Крючок цепляется за закольцованный металлический трос, приводимый в движение электродвигателем. Веревка натягивается, палка впивается в ягодицы, лыжи едут

    Лезем на гору пешком. Кто не ходил в лыжных ботинках вверх и не знает, что это такое, тот не поймет. Примерное представление можно получить если привязать к каждой ноге ниже колена по кирпичу и подняться на 9-й этаж, при этом у тебя на горбу еще две металлические пластины по 5 кг каждая В зависимости от физической подготовки человек способен повторить такой "подвиг" раза 3-4. После этого не хочется не только кататься, но даже к самой мысли о лыжах вырабатывается стойкое отвращение. Съехав раза три с середины горы, и один раз даже с "тормозным парашютом", который оказался у наших провожатых, решил попробовать подняться на самый верх. Удалось найти бугель на всех на 1 подъем. Жена ехать отказалась (и правильно сделала!), поднялся я...

    Сразу оговорюсь. Я далеко не мастер спорта по горным лыжам, но и новичком, который не знает, что такое канты и не отличает классику от карва, "лыжи-и-лыжи, какая разница!" я не являюсь. Предвидел Ж... и полез... придурок) Весь спуск представлял из себя сплошную серию укатанных горбов, местами покрытых ледяной коркой, а на особо "популярных" участках даже прошлогодней травой... а лыжи, как я говорил выше, были классические, что еще полбеды... они были практически в мой рост!!!! Кто хоть чуть-чуть понимает, тот проникнется На таких лыжах хорошо разогнаться по отратраченному склону, в крайнем случае, по неглубокой целине. Чтобы скакать на них по таким холмам нужно либо здесь родиться, либо иметь к.м.с. по фристайлу, либо сорванную башню. Прикинув, что из всех трех вариантов я больше всего подхожу под третий, начал спуск.

    К чести своей могу сказать, что упал я всего 2 раза. Спуск длиной 1200 м. продолжался, по словам начавшей волноваться супруги, 30 минут. Когда я наконец добрался до подножия и облек все накопившиеся у меня чувства в словесную форму, мне никто даже замечания не сделал). Несколько глотков водки из походной фляжки привели меня в более-менее нормальное состояние, нездоровая бледность прошла а "вращающиеся" глаза, беспокоящие супругу приняли нормальный вид. К этому времени вечерело и мы решили вернуться домой.

    Отъезд

    Где-то на третий или четвердый день пребывания в Дубовом начала появляться мысль, что делать тут больше нечего. Мы облазили все окрестности, поднялись пешком на ближайшую горку, метров на 500, попили там родниковой воды, скатились оттуда на лыжах. Мирослав свозил нас на другой подъемник в ближайшее село. Он ближе, чем в Усть-Черном, но не такой крутой и длинный, метров 400 всего. Выглядит более чем презентабельно, это целый комплекс для отдыха, построенный чехами. Но когда мы туда приехали, то не увидели ни одного человека, шел сильный снег, ратрак стоял, подъемник тоже... это было последней каплей.

    По пути обратно было принято решение валить. Но куда? Опять возникает тема термальных источников в Береговом. Но кататься там негде, решаем потом рвануть на Драгобрат, о котором много слышали и читале в сети, но ни разу не были. Смотрим карту. Получается не очень. От Дубове-Тячев (40 км.) Тячев-Хуст (35) Хуст-Берегове (70). А чтобы попасть на Драгобрат нужно будет проделать этот же путь в обратном направлении и дальше на юг, до Рахова и Ясиней. Пытаюсь отговорить супругу. Бесполезно. Рассчитываемся с хозяевами, собираем вещи и садимся в такси с целью доехать до Тячева а там разберемся. Ну, дабы не отвлекать читателя ненужными подробностями, торгами, поисками пересадок, скажу, что доехали мы на этом такси до самого Берегового и стоило это удовольствие около 150 грн) Водитель попался разговорчивый, мы обменялись телефонами. Кроме таксования он зарабатывает на жизнь строительством. С выездом по СНГ к заказчику целой бригадой. Никогда этим рынком особо не интересовался, но может, цена в 100 грн за кубометр кладки вам что-нибудь скажет?

    Сама дорога до Берегового примечательна тем, что идет она посамой-самой границе Украины. Вначале с Румынией, потом с Венгрией. Забавно так чувствуешь себя, когда справа украинские Карпаты, а слева уже нет..) Вообще поражает знание местными жителями своего региона. Из 10 жителей в лучшем случае 5 знают, что где-то есть термальные источники и из них 2 что ближайшие из них находятся в Береговом. Оксана оставила нам телефон своей знакомой в Виноградове (это между Береговим и Хустом) на случай, если нам негде будет переночевать. Также она посоветовала погулять по самому Виноградову, дескать там очень красиво. Что там красиво, мы так и не поняли, Карпаты закончились, началась равнина... водитель рассказал, что это самый теплый регион Закарпатья, что у них раньше всего поспевают овощи и делают отменное вино... возможно. Мы не стали проверять и проскочили городок транзитом. В Берегове въезжали в шестом часу вечера. Распросили, где купальни, оказалось, искать надо Спортивный комплекс. Распрощались с водителем и пошли внутрь. Оказалось, что заведение работает до 19-00, стоит 10 грн/час. Имея в запасе почти 1,5 часа было решено перекусить, а потом поплавать. Был найден ближайший венгерский ресторанчик, где за 50 грн на двоих мы съели горячее, второе, выпили водки и затарились сухпаем на ночь.

    Должен вам сказать, что Берегове городок уже не совсем украинский. Венгров там больше половины населения, это точно! Вывески на 2-х языках, а иногда даже на одном. Не украинском) Ладно, поели-попили, надо не забывать о цели поездки. Заходим в купальни. Ну, как положено, мальчики налево, девочки направо. Перед посещением и после рекомендуется принять душ. Встретились на входе в бассейн. Я почему-то представлял себе купальни в виде этаких круглых бассейнов-ванн "а-ля джакузи", метров 10 в диаметре, со дна бьет, собственно, гейзер. На деле это оказалось банальным 30-ти метровым бассейном, с несколькими дорожками и странной формы вышкой для прыжков в воду: создавалось впечатление, что ты должен был сесть в некие санки, разогнаться по гиперболе и то-ли вместе с санками, то-ли выкинутый силой инерции, при удачном раскладе, приводниться в 3-х метровой глубины бассейн... Вода в бассейне, как явствовало из объявления на входе, была +32 градуса. Очень даже неплохо! Сверху падает крупный снег, если намочил голову, потом приходится регулярно заныривать, чтобы волосы оттаяли) Наполнялся бассейн из трубы, которая нелепо торчала у одного из бортов и из которой бил откровенный кипяток. Согласно купленным билетам мы порезвились часик в этом экзотичном месте и, выпив пива в прилегающем к бассейну баре, начали обдумывать план дальнейших действий.

    Откровенно вечерело. Здравый смысл подсказывал, что надо бы искать ночлег на месте. Но то-ли горячие минеральные купания прибавили нам бодрости, то-ли пиво после водки сорвало крышу... не знаю. Мы решили идти на вокзал. Пешком. Спешить нам, по большому счету, было некуда). До вокзала мы топали через полгорода. Заодно полюбовались местной архитектурой. Необычная она. Не украинская уже) Вообще у меня сложилось впечатление, что местные жители народ довольно небедный. По городу сновали новенькие иномарки. Старые особняки были аккуратно восстановлены. Мусора на улицах немного...

    Впечатление изменилось по приходу на вокзал. Маленький, грязный и вонючий. Копошащиеся в углах бомжи. Бездомный ребенок, кажется, девочка, которая отошла чуть в сторону, в угол зала, сняла штаны и помочилась... Ее мать, судя по всему, вокзальная шлюшка, пила в зале игровых автоматов и строила глазки всем существам мужского пола... В ожидании поезда мы взяли пива, выбрали наиболее чистое место в этом гадюшнике и стали читать местную венгерскую газету. Нет, я не выучил венгерский язык за день пребывания здесь. Просто она была на 2-х языках, лежала бесплатно на стойке бара и была единственным печатным изданием, которое мы смогли здесь найти... Потом какой-то бомжеватого вида субъект подсел к нам и очень вежливо начал распрашивать нас кто мы и откуда, рассказывать о своих злоключениях. Надо сказать, что народу на вокзале было мало и мы с женой сразу бросались в глаза, как у нас иногда бросаются в глаза представители другой расы. Поскольку делать было реально нечего, мы поддерживали беседу. Представились бедными студентами, которые за 10 грн в день умудряются кушать и путешествовать на электричках по Закарпатью. Бомж прикололся) Потом к нему подошла вышеуказанная шлюшка и они начали совместно ужинать. То-ли он ее купил за кусок сала, то-ли мы что-то не так поняли, но вместо поездки к больной матери в Виноградов на нашей электричке, бомж остался со своей пассией, а мы уехали.

    Электричка оказалась вполне приличной, даже мягкой. Мы ехали на ней около 2-х часов а потом должны были, по словам кассирши из Берегового, в Королево пересесть на другую, которая идет до Солотвино. Причем ждать солотвинскую электричку надо было часа 2. Было около 9 часов вечера... Мы настроились на длинную и веселую ночь. Неспеша вышли в Королеве и направились к ж/д кассам. Мы даже не успели рассмотреть вокзал. Хотя, может это и к лучшему В тот момент, как мы подошли к окошку кассы и открыли рот, чтобы сказать, куда нам надо, в вестибюль заскочил странного вида служитель железнодорожной музы. На нем была старая фуфайка, валенки и какие-то форменные штаны. Железнодорожника выдавала форменная фуражка (тоже весьма в плачевном состоянии) и фонарь (знаете, как в той рекламе, про "кашель треба лікувати, а не зупиняти"). С диким криком: "Кому на Солотвино!!!!!!", - он подскочил к нам, единственным присутствующим в зале людям. У нас не было даже слов. Мы просто молча кивнули, на автомате взяли билеты и сломя голову ломанулись за мужиком. Дальше наблюдалась картина, которую я буду помнить долго. Мы бежим вдоль поезда, на котором прибыли. За ним, по следующей колее движется другой. Когда мы добежали до локомотива то обнаружили, что наша электричка уже движется полным ходом. Опоздали, мля!!! В этот момент наш экзотический провожатый делает следующее: испускает неопределенный вопль, нечто вроде "С-Т-О-О-О-Й!!!!!!!!" и, прыгая по колено в свежем снегу между колеями, размахивает своим фонарем начала прошлого века... Как вы думаете, что произошло дальше? Правильно. Электричка останавливается!

    Потрясенные увиденным, мы некоторое время едем молча. Потом, придя в себя, мы замечаем, что кроме нас в вагоне нет никого. Вообще. Даже жутковато становится Первое живое существо, которое мы увидели, был неопределенного возраста и рода занятий мужичок в рваной оранжевой ветровке. Мы спросили его, правильно мы едем, поскольку все произошло так быстро, что некие сомнения оставались. Мужичок подтвердил солотвинское направление электрички, и, страдая как и мы от недостатка общения, принялся развлекать нас беседой. Впрочем, мы настолько устали, что беседа эта была односторонней. Для ее поддержания нужно было время от времени делать осмысленный взгляд и согласно кивать головой, иногда даже не слыша из-за стука колес, о чем он говорит. Некое разнообразие в нашу поездку внес парнишка лет 10-11, который с деловым видом пробегал через наш вагон. Он поинтересовался у нас о цели нашего путешествия и сообщил, что гораздо удобнее нам будет не ехать до конечной, а выйти в Хусте, как в относительно большом городе, где можно будет найти ночлег. В Солотвино делать нам было нечего, поскольку там ночевать пришлось бы на вокзале, а уехать в Рахов нереально по причине позднего времени. На вопрос, почему не идут поезда до Рахова, нам ответили, что часть железнодорожного полотна проходит по туннелю, который находится на территории Румынии. Дескать, что-то там не поделили, в результате проезд, ранее свободный, оказался закрыт. Мдя... политики... как буд-то других проблем нет. Поезд уже подъезжал к Хусту и парнишка, продиктовав нам номер своего телефона и пообещав решить любую проблему в этом чужом для нас городишке, вежливо попрощался. Мы вышли на перрон. Был двенедцатый час ночи... ... .

    Краткая разведка местности показала, что уехать отсюда нам сегодня не светит однозначно. Автовокзал был закрыт, железнодорожный тоже доверия не внушал. Все признаки жизни состояли из стайки пацанов возле игровых автоматов. Было решено искать гостинницу, которая и была найдена в пять минут, сразу на привокзальной площади. Сонная девушка-администратор сообщила нам, что номер стоит 160 грн. Только утром я сообразил, что, может быть стоило поторговаться, может быть нам подсунули люкс, в то время, когда пустовали обычные... мы даже не взглянули на прейскурант, настолько были измотаны. Впрочем, номер себя оправдал. Хороший и свежий ремонт включал в себя такие жизненно необходимые блага, как горячую воду, туалет и душ, телевизор и 4 кровати со свежей постелью. Кстати, при поселении 4-х человек стоимость номера возросла бы до 240 грн.

    Около 9 утра я выполз на разведку. Разведка показала, что имеется проходящий автобус, по-моему Мукачево-Коломия, который отправляется в 10-45 по Киеву (кстати, местные живут по времени Киев-1 час, поэтому, когда спрашиваешь время отправления, необходимо уточнять какое время имеется ввиду). Неспеша собравшись и позавтракав, мы загрузились в видавший виды ЛУаЗ. Не могу не упомянуть еще об одном раздражающем моменте. Местные нищие, в отличие от наших, имеют неприятную привычку заходить в стоящий транспорт общественного пользования. Такую картину мы наблюдали практически на всем пути нашего следования. Предлагаются разные варианты: от продажи иконок до сования под самый нос некачественной ксерокопии удостоверения участника боевых действий 1812 г.

    Прокатиться по дороге Хуст-Рахов рекомендуем всякому любителю автотуризма и просто человеку, в глазах которого не погас огонек странствий. Особенно красивый участок начинается на подъездах к Рахову. Дорога представляет собой настоящий горный серпантин, иногда даже возникало ощущение, что мы в Крыму Один раз видели, как трактор расчищал трассу от снежной лавины, которая засыпала добрую ее половину Не доезжая минут 30 до Рахова наблюдаем над высоченными елями сонм государственных флагов всех европейских стран, комплекс деревянных строений под вывеской "Музей, Отель, Колиба" и табличка на камне "Географический центр Европы". Если бы не рейсовый автобус, непременно бы вышли побродить

    Рахов ничем особенно не впечатлил. Может быть, потому, что мы дальше 200 м. от автовокзала, на котором стояли 30 минут, не отходили. Я сторонник "прочувствовать" любой новый город ногами, а не из окна автобуса. Надо будет еще сюда приехать хотя бы на полдня. До Ясиней осталось километров 40. В автобус дальнего следования набились стоя местные, удовольствое от поездки снизилось

    Ясиня

    В Ясиня прибыли около 14-00. Вышли на остановке (автовокзала здесь нет, весь транспорт проходящий). Сразу почувствовали, что "попали" правильно. Невдалеке виднелся работающий подъемник. По улицам ходил народ с горнолыжной экипировке явно неместного происхождения, некоторые волокли лыжи и сноуборды. Еще в автобусе нам удалось выяснить, что стоимость проживания на Драгобрате начинается с 20 у.е. у сутки, прокат лыж от 50 грн, подъем/спуск - 100 грн за УАЗик, 150-200 за ГАЗ-66. Начала закрадываться мысль, а не остаться ли здесь, внизу. Тут явно можно найти все дешевле (раньше мы платили всегда за лыжи не более 25 грн), да и катается ведь народ!! Однако, краткий семейный совет постановил: "Какого х... мы перлись в такую даль, если сдадимся на финальном этапе? Едем на Драгобрат!!!!!" Подсчитав оставшуюся наличность понимаем, что хватит врядли. Поиски банкомата ни к чему не привели, зато нашлись отделения Проминвестбанка с работающим POS-терминалом и где-то маячила реклама Приватбанка. Раньше, вроде как был и Аваль, но потом закрыли за ненадобностью.

    По указанию местных, направляемся к группе стоящих возле мостика УАЗиков и одному ГАЗ-66, на борту которого большими буквами написано "Драгобрат". Водители УАЗ-ов к нам интереса не проявляют, поэтому направляемся к 66-му.

    - Добрый день
    - Добрый
    - Как попасть на Драгобрат? Сколько стоит? Как там селиться? - Засыпали мы мужчину вопросами.
    - Подождите, сейчас подъедет мой сын, Эдик. Он вас и отвезет, с ним обо всем договоритесь. У него можно будет и жить, и лыжи на прокат взять и от подъемника недалеко.

    Такой ответ нас устроил и мы стали ждать. Эдик подъехал в течении 10 минут на УАЗ-е. Он оказался молодым человеком чуть старше 30 лет, стройным и подтянутым, с приятной улыбкой. Эдик попросил нас подождать, поскольку ему надо было дождаться его повара и, чтобы скоротать время, повел нас в ближайшее кафе на чашку чая. В кафе горел камин, играла ненавязчивая музыка. За чаем мы выяснили все детали нашего отдыха и немного рассказали о своих похождениях. Выяснилось, что Эдик знает нашего проводника из Дубового, Евгения Васильевича. Тот был его учителем в колледже. Тесен мир Звонок мобилки и мы начали собираться. Кстати, Эдик заплатил за чай По пути мы заехали за Богданой - милой и доброй девушкой 25 лет, которая совместно с Эдиком управляет отелем. Выяснилось, что повар наш заболел, поэтому Богдана должна была помочь остальным сотрудницам отеля по хозяйству.

    Драгобрат

    Дорога на Драгобрат заняла у нас меньше часа. Проехав несколько километров по трассе, мы свернули, согласно дорожному указателю "Горный приют Драгобрат" на проселочную дорогу, которая начала быстро подниматься в горы. Признаки цивилизации пропали буквально через несколько минут. Мы погрузились в сказку карпатской природы. Высокие ели (смереки) доходили до 30 м. в высоту. Местами они стояли вдоль дороги так плотно, что казалось, мы двигаемся по сплошному коридору, потолком которого было бездонное вечереющее небо. Чем выше мы поднимались, тем больше становилось снега. Даже на первый взгляд, менее полметра не было нигде. Дорога была достаточно разбитая и Эдик сказал, что это еще нормально. Дескать, это уже не первая дорога, остатки предыдущей смыло не так давно наводнением Видеокамеры у нас не было, поэтому я снял несколько участков дороги на телефон. Качество, конечно, не очень, но представление получить можно.

    В целом приют Драгобрат представляет собой комплекс из пары десятков отелей и турбаз, стоимость проживания в которых варьируется, не в последнюю очередь, в зависимости от удаленности от подъемников. На территории комплекса имеется колыба, но мы в ней ни разу не были, как-то не было необходимости - у Эдика и так есть все, что нужно, чтобы скоротать длинный вечер: начиная с камина, в котором можно приготовить вкуснейшие шашлыки и заканчивая караоке с большим выбором дисков.

    Наш отель представлял собой двухэтажный домик, в котором могло разместиться до 9 человек (на следующий год Эдик планирует расширение, должны появиться номера "люкс" с душем и туалетом внутри, также будет расширена столовая). Всего имелось 3 2-х местных номера и один 3-х местный. Все номера оборудованы телевизорами с независимо переключаемыми каналами (телевидение спутниковое). На втором этаже душ (горячая вода постоянно, стоят 2 бойлера) и туалет. На 1-м этаже также есть туалет, стиральная машина-автомат и столовая-каминный зал. В отделке помещений много натурального дерева, что создает ощущение добротности и уюта. Вообще комнаты небольшие, но как раз настолько, чтобы сохранить домашнюю обстановку и чувство защищенности. Мы вполне прочувствовали это, когда пару дней пришлось просидеть не выходя на улицу - там бушевал настоящий снежный буран. Отапливается весь дом с помощью печи-грубы и камина, есть и электрические нагреватели. Очень уютно засыпать под теплым одеялом, слушая, как за окном воет вьюга, а за стенкой потрескивают дрова в печи) Вообще при размещении на Драгобрате обратите внимание на способ отопления жилых комнат. В некоторых гостинницах отопление исключительно электрическое, поэтому когда пропадает свет (а это было неоднократно, один раз света не было более суток - из-за сильного снегопада повалило 2 столба), электроэнергия генерируется при помощи 2-х дизелей (большого и малого). В этом случае днем, когда работает подъемник, света в номерах нет

    За проживание с нас полагалось 130 грн с человека. Проживание включало в себя 2-х разовое домашнее питание, причем первое блюдо можно было брать в обед. Как стало понятно в дальнейшем, этого было вполне достаточно. Кормили вкусно, порции были большие и дополнительной "подкормки" не требовалось совсем. Кстати говоря, столование у Эдика пользуется достаточно большой популярностью - к нему ходили и с некоторых других баз, где кормили гораздо хуже. Что касается нас, то дополнительно к основному меню мы брали только водку (0,5 "Хортицы" - 30 грн и пиво 1л - 6 грн.) Также девушки Ира и Анжела готовили нам замечательный напиток - горячую водку Рецепт приготовления очень прост: 200 г. водки, 2 ст. ложки меда, 2 ст. ложки сливочного масла. Все это растапливается до однородной массы на водяной бане и выпивается горячим. Очень согревает и поднимает настроение) Что удивительно, по словам Ирочки, этот напиток подают у них в роддомах!! Также в меню входило варенье из черники, собранной на склонах Стога, и очень вкусный чай на травах...

    Еще во владениях Эдика имеется магазинчик, где можно приобрести некоторые продукты и элементы горнолыжной снаряги. Я, например, купил у него неплохие очки (220 грн), а супруга подобрала лыжные брюки Columbia (250 грн). Стоимость лыжных курток у него также достаточно приемлема (те же, что и в магазинах типа "Спортмастер", но в 3 раза дешевле.

    Охраняет все это хозяйство страшная на первый взгляд но очень добрая, ласковая и игривая овчарка Ялта

    Прокат лыж нам обошелся в 70 грн в сутки с человека. Лыжи были очень хорошие, новые карвы. Жене достались идеально подходящие ей по росту и под цвет куртки Atomic, а я выбрал Salomon, несколько короче, чем мне положено, но тем легче было "выделываться" на склоне.

    Стоимость подъема у Бедного составляла 200 грн за 50 подъемов (проход ч/з терминал по карточке со штрих-кодом). Если же договориться с проживающими у него туристами или Эдиком, то они могут купить эту же карточку за 150 грн. Мы с женой взяли для начала одну карточку на двоих, и то не были уверены, что выкатаем. Какой-там! Пришлось брать еше такую-же и одну на 10 подъемов) Кататься по этой карточке можно также на соседнем подъемнике, который метров на 200 длиннее того, что возле "Курятни". Кстати, "Курятня" - это такой киоск-колыба возле самого входа на подъемник. Мы там брали только горячее вино (4 грн стакан) Остальные цены там несколько шокируют: бутылка пива 0,5 (любого) - 11 грн, Водка "Немиров с перцом"- 0,5 - 35 грн, Какой-то коньяк "* * *" - 80 грн.

    Немного о самой горе. Официальное название - Стог. При хорошей погоде ратрачится каждую ночь и корректируется днем. Первый день наших покатушек был отратрачен только до половины, а съезд с вершины представлял собой кое-где уезженную целину. Длина подъемника 1000 м. Высота горы 1700 м. Жили мы на 1400, т.е. считайте перепад высот. Соседний подъемник позволяет взобраться почти на самую вершину (еще +200 м.), но работать он начал только к концу нашего отпуска( Слева-справа имеются елочки, куда можно тоже заехать Недалеко есть еще один подъемник (тарелочный) "У Паши", но катались мы на нем только в последний день, больше ничего не работало, был сильный туман и спуститься получилось только 1 раз. Если честно, мне не очень понравилось. Он значительно короче 2-х предыдущих+мокрый снег+завтра уезжать...

    Чем понравился основной склон, так это тем, что он каждый день был немного разным и позволял опробовать разные стили езды. Моя супруга избрала, наверное, самый верный для начинающего лыжника способ обучения: она заезжала на самый верх и стояла там минут 20-30, набираясь смелости и наблюдая за опытными мастерами. Никакие мои уговоры в этот момент не помогали: постояв некоторое время рядом и пораздражав советами я отправлялся по всем известному адресу, чтобы через 15 минут снова приехать к ней сверху) Сделав 1-2 круга на 3-й мы уже спускались вместе с любимой Иногда погода преподносила сюрпризы в виде облака, которое накрывало всю вершину горы . Это добавляло адреналина на спуске, поскольку видно было реально не дальше кончиков вытянутых палок) Ты как-будто плыл в нереальном мире, где есть только ты, твои лыжи и снег. Не видно было даже куда поворачивать - приходилось ехать "наощупь" Единственно, что успокаивало - ты постоянно спускаешься между двумя подъемниками. В такую погоду "елочки" вообще противопоказаны, если нет желания заблудиться и провести ночь в лесу, уехав на 50 км. от базы (а именно это и произошло с одним мужиком, который в туман поехал искать жену, которая благоразумно спустилась вниз и ждала его у подножия. Они как раз жили у Эдика и состояние бедной женщины он наблюдал своими глазами). Лучше всего кататься в ясные солнечные дни, когда нет ветра. Тогда на вершине можно даже загорать. Настоятельно рекомендую приобрести специальные очки. В обычных солнцезащитных меня хватило покататься всего лишь 1 день В такие дни с вершины видно на много километров вокруг. Видна Говерла, но которую летом можно сходить с местным проводником.

    Еще хочется добавить, что особо длинных очередей на подъемник не было. Дольше 15 минут мы ни разу не стояли, а иногда сразу со спуска заезжаешь на бугель. Много народу наезжает на выходные, многие катаются слабенько. Для таких есть учебная горка и маленький подъемник, который перед нашим приездом был разрушен снегопадом, но к концу отпуска его начали восстановливать. Есть инструктора, услуги которых обходятся в 70 грн/час.

    Из-за капризов погоды из 9 дней, которые мы пробыли на Драгобрате, покататься удалось только дней 5. Остальное время был либо сильный буран, либо не было света. В один из таких дней (по-моему 4-марта) мы направили СМС одному нашему другу. Нам было скучно, на улице сугробы снега до 2-го этажа, метет непереставая, телек не работает, все журналы перечитаны (даже какие-то немецкие каталоги, которые дала Богдана, кроссворды разгаданы. В общем, хоть волком вой И тут мы пишем, как здесь хорошо, весело, много солнца и т.п. И что вы думаете? Он заказал номер и приехал!! Приехал на Драгобрат на 2 дня!! При том, что дорога сюда заняла у него более суток! И приехал не один а с подругой. Теперь нам уже не были страшны никакие бураны И пусть покататься нашим друзьям удалось всего 1 день, не повезло с погодой, Драгобрат, как и на нас, произвел на них неизгладимое впечатление. Это место, куда хочется возвращаться снова и снова. Лично для себя я решил, что больше нигде на Украине я кататься не буду. Да простят меня поклонники Славська - уже тот факт, что через поселок пролегает железная дорога - огромный минус!! Если хотите побыть наедине с действительно дикой природой, вдалеке от таких благ цивилизации, как почта и телефон, если хотите слышать вой бурана за окном и пить возле камина горячую водку - приезжайте сюда! Одна мысль о том, что ни уехать, ни уйти отсюда быстро просто невозможно (в чем нам и пришлось убедиться в день отъезда), что ты находишься на маленьком островке цивилизации, где действуют свои, иногда суровые, законы, позволяет оторваться от всей мелкой и будничной суеты городов, забыть о ней.

    Мы уезжали с тяжелым сердцем и головой. Ну, голова, предположим, болела после вчерашнего прощального вечера, а сердце грустило от прощания. Прощания со всей этой красотой, к которой успел привыкнуть за короткие 9 дней. И Драгобрат не хотел отпускать нас. 11 марта 2006 года мы спускались в Ясиня больше 3-х часов!! Дорогу замело так, что большую ее часть мы проехали на буксире у трактора. По дороге наблюдали 66-й, который пытался взобраться наверх при помощи лебедки... Офигевшие глаза вновь приехавших... Как мы им завидовали!!!!!

    Выбравшись, наконец, на трассу, мы взяли курс на Ивано-Франковск. Эдик с Богданой ехали туда по делам и мы "упали на хвост". К сожалению, поездка была короткой. На выезде из Ясиней нас тормознуло ГАИ. Конкретно тормознуло( Мы очень надеемся, что ребята решили проблему и желаем им удачи!

    На вызванном Эдиком такси мы добрались до Ивано-Франковска (2 часа), а отттуда рейсовым автобусом до Тернополя (3,5 часа). В Тернополе впрыгнули на наш поезд Львов-Днеропетровск (это тот, который из Львова выезжает в 17-35. В Тернополе он в 19-50) и в 12-00 следующего дня были в Днепре.

    Отпуск закончился.

    Резюме

    Добираться из Днепропетровска в этот райский уголок лучше через Тернополь. Садитесь на 2-х часовой поезд и в 8-00 следующего утра вы в Тернополе. 12-00 вы уже в Ивано-Франковске, а до 18-00 (выключаются подъемники) еще успеете сделать пару спусков. Может быть, есть более удобный способ, если кто знает - подскажите. Местные говорили что-то о поезде Харьков-Мукачево...

    Не люблю жалеть о чем-то, но все же скажу. Жаль, что мы не поехали на Драгобрат сразу. Со времени нашего возвращения прошла ровно неделя, но у меня до сих пор перед глазами сверкающая снегом вершина, яркие фигурки лыжников и резкий, немного колючий горный ветер. Прощай, Драгобрат!! Встретимся через год!

    Артем Деркач
    21/06/2006 11:31


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости с Украины

    25.06.22 Украина вводит визы для граждан России
    13.03.20 Международные поезда массово отменяются
    13.04.18 Туры на Чернобыльскую АЭС возобновлены
    06.03.18 В Киеве открылся второй отель бренда ibis
    28.12.17 C 1 января правила въезда на Украину для россиян изменятся
    17.11.17 Названы самые опасные и безопасные страны для туристов
    14.06.17 Близ Чернобыльской АЭС открылся первый хостел
    11.04.17 Киевский аэропорт Жуляны не будет работать 11 дней
    13.02.17 В топ-3 направлений прошлого года у россиян - Абхазия, Таиланд и Грузия
    22.12.16 Из Киева в Польшу будет ходить скоростной поезд